Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сучасний етап розвитку освіти в Україні виявляє ряд суперечностей, серед яких головними є протиріччя між потребою суспільства в громадянах із високор...полностью>>
'Документ'
а) Исследован полностью вопрос о корректной постановке задачи Дирихле для уравнения смешанного типа с характеристическим вырождением (для уравнения К...полностью>>
'Документ'
Во исполнение решения президиума коллегии Минспорттуризма России по вопросам физической культуры и спорта от 08 апреля 2009 г. № 1-фс «Об итогах рабо...полностью>>
'Урок'
Учитель : На протяжении нескольких уроков мы изучали Историю Древней Греции . Мы узнали где жили греки , как они жили , чем занимались , каким было их...полностью>>

Ван Ци СтанОвление и развитие государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования китая

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Ван Ци

СтанОвление и развитие ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННой СИСТЕМы ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ

13.00.01 Общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита -2012

Работа выполнена на кафедре профессионального образования и педагогического управления ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Дугарова Дулма Цырендашиевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Янгутов Леонид Евграфович

доктор педагогических наук, доцент

Ваганова Валентина Ивановна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Бурятский государствен-

ный университет»

Защита состоится 18 февраля 2012 года в «10» часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.069.01 при ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им Н.Г. Чернышевского» по адресу: 672007,

г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний Ученого Совета.

С диссертацией можно ознакомиться в Интеллектуальном ресурсном центре ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» по адресу: 672007,

г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

Автореферат разослан 17 января 2012 г.

Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://www.referat_vak@ 17 января 2012 г.

Автореферат размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО ЗабГГПУ 17 января 2012 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор Д.Ц. Дугарова

общая хараткеристика работы

Актуальность темы исследования определена качественными изменениями в сфере высшего образования и социально-экономическими преобразованиями общества в начале нового столетия.

Масштабность проблем, стоящих перед современным российским обществом, поднимает проблему обеспечения качества высшего образования, изучения разнообразных моделей, руководств и метрик в условиях, когда качество образовательных услуг приобретает рыночный характер. Всё это требует исследования проблем качества, стандартов и инструментов оценки качества, а также гарантий качества в период модернизации национальных систем высшего образования. Весьма актуальной становится проблема эффективности условий обеспечения качества в трансграничном образовании. Дискуссионными остаются вопросы о применяемых методах и процедурах, направленных на изучение системы обеспечения качества высшего образования в различных странах. На смену традиционным подходам в оценке качества образования только со стороны государства приходит взаимодействие государственной системы оценки качества высшего образования с общественно-профессиональной.

Особый интерес для исследователей представляют образовательные системы тех государств, которые ранее ориентировались на систему образования Советского Союза. Сопоставление образовательных реформ с соседствующим Китаем обусловлено Руководящими принципами ЮНЕСКО/ ОЭСР по обеспечению качества в сфере трансграничного высшего образования.

Интеграция в мировую систему образования китайской системы образования при сохранении и развитии как её современных достижений, так и традиций древней китайской педагогики является одним из принципов государственной политики, определяемая законами КНР. Изучение проблемы гарантий качества в высшем образовании Китая позволит уяснить перспективы и международные требования к общественно-государственной системе обеспечения качества высшего образования, внедренные в систему образования Китая, актуальные и для отечественного опыта развития и внедрения новых механизмов оценивания результатов высшего образования. Выявление основных факторов, позволивших системе китайского высшего образования сохранить свой потенциал; определение тенденций, опираясь на которые, высшее профессиональное образование сможет быстро реформироваться в соответствии с требованиями ХХI в., со стратегическими целями развития китайского общества, с формированием основ для устойчивого экономического, социального и духовного развития страны – это, несомненно, одна из важных и актуальных задач российской сравнительной педагогики.

Востребованность мировой современной практикой зарубежного опыта оценивания результатов высшего образования наблюдается в последние полвека: 60-ые годы XX века – ориентация на качество товаров как главного фактора рыночной конкуренции, 70-ые – смена приоритета от качества товаров к качеству технологии и производства, 80-ые – переход от качества технологий и производства к качеству «систем управления качеством», 90-ые годы – ориентация на качество человека, качество образования, качество интеллектуальных ресурсов.

Наиболее успешные стратегические и законодательные решения Китаем проблем государственно-общественной системы обеспечения качеством образовательных услуг (нормативно-правовые, экономические, программно-методические и др.) могут быть интересны для национальных систем образования. Кроме того, опыт, приобретенный системой образования КНР во взаимодействии с ВТО, может быть крайне актуален для России при вступлении в эту организацию (в частности, опыт регулирования образовательного законодательства и создания совместных вузов).

В современной педагогической науке по проблеме исследования рассматриваются:

- труды российских и китайских ученых по проблемам современной концепции качества высшего образования и оценки качества образовательных услуг (Ю.П. Адлер, В.И. Байденко, Г.Е. Володина, А.Л. Денисова, А.П. Егоршин, В.Г. Колосова, Э.М. Коротков, И.Я. Лернер, В.П. Панасюк, Т.И. Руднева, Н.Я. Селезнёва и др.);

- концепция Всеобщего менеджмента качества (TQM);

- исследования трансграничного образования (А.Л. Арефьев, Ю.С. и А.Ю. Давыдовы, Т.Л. Клячко, К. Рассел, К. Момии, Чжоу Маньшэн);

- труды российских и китайских исследователей проблем сравнительной педагогики (Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, М.В. Рыжаков, Сюй Шедун, Лю Мэнхуа, Яо Сусинь, Цзань Цзалю, Тань Сунхуа, Чан Хуа, Чжан Ли, Ян Иньфу, Лю Хайминь);

- исследования вопросов сотрудничества РФ и КНР в сфере образования (А.В. Бараненко, О.Н. Румянцева, О.А. Мухина, Г. Турлетов, Г.П. Павлихин, Ли Дань, Фань Хунбо, Чжу Сяомань, Шэнь Цзюнь);

- работы по проблемам сотрудничества зарубежных и китайских вузов (В.И. Ерошин, В.М. Жураковский, Ши Вэйлин, Ху Цзяньхуа)

Проведённый анализ литературы даёт возможность констатировать, что китайскими и российскими исследователями уделяется достаточно внимания изучению тенденций развития образования Китая, в том числе и в сфере высшего образования Китая. Вместе с тем следует отметить, что система обеспечения качества высшего профессионального образования Китая остается недостаточно изученной, не систематизированы знания и опыт результатов оценки качества высшего образования, а содержание и организация государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования вызывает противоречия между:

  • процессами развития общероссийской системы обеспечения качества образования в контексте международного сотрудничества и недостаточной изученностью международного опыта в этой сфере;

  • исследованием опыта реформирования высшего образования Китая в российской образовательной практике учреждениями высшего образования и несистемным представлением о системе обеспечения качества высшего образования Китая, её структурных компонен­тах, содержании, предпосылках возникновения и развития;

  • складывающейся практикой интеграции идей государственно-общественного управления высшим образованием Китая и недостаточной изученностью государственно-общественной системы обеспечения качества в отечественном китайском высшем образовании.

Данные противоречия актуализируют проблему нашего исследования - изучение государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования в условиях реформирования высшего образования, её сущности и специфики - и определяют тему исследования: «Становление и развитие государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая».

Объект исследования: процесс реформирования управления высшим образованием Китая.

Предмет исследования: особенности становления и развития государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования в Китае (1978-2010 гг.).

Цель исследования: выявить предпосылки, нормативные, теоретико-методологические основы и содержание опыта становления и развития государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая.

Гипотеза исследования заключается в том, что становление и развитие государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая будут объективно раскрыты, если:

- явление государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая рассматривается в целостной системе государственно-общественного управления высшей школы;

- определены историко-педагогические предпосылки становления и развития государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая;

- выявлены особенности государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования (содержательный и управленческий аспекты).

В соответствие с целью, предметом и объектом исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Выявить историко-педагогические предпосылки становления и развития государственно-общественной системы обеспечения системы качества высшего образования Китая.

  2. Определить направления реформирования управления образованием, способствующие становлению и развитию государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая.

  3. Определить особенности этапов становления и развития государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая.

  4. Исследовать специфику развития государственно-общественной системы обеспечения системы качества высшего образования Китая

  5. Ввести в научный оборот новые материалы по стратегии развития высшего образования Китая и государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ трудов российских, китайских и других зарубежных специалистов в сфере обеспечения качества высшего образования; анализ и систематизация первоисточников, сообщений в периодиче­ской печати, нормативных, методических, инструктивных материалов по обеспечению качества высшего образования; историко-генетический анализ становления и разви­тия государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая; метод интерпретации зарубежного и российского опыта по обеспечению качества высшего образования; метод описания социально-педагогического явления государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования; метод наблюдения, в том числе включенный; контент-анализ высшего образования Китая.

Источники исследования: законодательная, нормативно-правовая документация России, Китая и международной практики в области обеспечения качества высшего образования; учебно-информационные материа­лы по проведению мероприятий, обеспечивающих качество высшего образования Китая, документация государственных и общественно-профессиональных систем обеспечения качества высшего образования.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1978 по 2010 гг., на которые приходится существенная системная трансформация китайского общества и системы образования Китая. После исторического 3-го пленума ЦК КПК в 1978 году Китай постепенно начал переход от системы планового хозяйства к рыночной экономике. В 2010 году идет завершение образовательной реформы 11 пятилетки и начала с 2011 года средней и долгосрочной реформы образования до 2020 года. Изучение становления и развития китайского опыта обеспечения качества высшего образования, его целостности и непрерывности, в некоторых случаях выходит за обозначенные хронологические рамки, так как исторический опыт независимой оценки качества является национальной спецификой системы обеспечения качества высшего образования.

Теоретико-методологические основы исследования.

Общеметодологическим основанием исследования являются методологические ориентиры сравнительной педагогики. Анализ проблемы исследования осуществляется на основе системного подхода, позволяющего выявлять многообразие связей и отношений государства и общественных систем при обеспечении качества высшего образования (С.И. Архангельский, А.А. Братко, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, Г.И. Рузавин, Н.Ф. Талызина и др.); принципа целостности (Г.Ф. Федорец), обобщающего характеристику объекта со сложной внутренней структурой; комплексного подхода в практике сравнительного анализа систем обеспечения качества высшего образования разных стран (Ю.К. Бабанский, Н.В. Бордовская, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова).

Использованы основные педагогические принципы: историзма, объективности, всесторонности изучения, достоверности. Процесс реформирования государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая раскрывается в исторической последовательности. Принцип историзма позволил исследовать тенденции и проблемы по теме как в хронологической последовательности, так и в их концептуальном единстве, т.е. проблемно. В диссертации на основе системного, комплексного и логического подходов рассматривается методология квалиметрии образования Китая.

Теоретико-практическим основанием явились научно обоснованная концепция всеобщего менеджмента качества (TQM), методология общей квалиметрии образования (И.А. Зимняя, Н.А. Селезнёва, А.И. Субетто), концепция построения критериально-оценочных систем в образовании (А.П. Беляева. И.А. Ивлиева, Ян Сяоцзян, Лян Чжаохуа).

Основные результаты исследования, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- определено понятие «государственно-общественная система обеспечения качества высшего образования». Установле­но, что государственно-общественная система обеспечения качества высшего образования - это социально-педагогическое явление, которое выступает в том числе и как форма государственно-общественного управления высшим образованием Китая и которое предусматривает взаимодействие государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений по обеспечению качества высшего образования;

- выявлены историко-педагогические предпосылки, по­служившие основанием для обозначения национальной специфики оценки качества высшего образования: сочетание сохранения национальных традиций независимости системы оценки знаний на императорских экзаменах, действовавших с VII века, и ориентация на Руководящие принципы ЮНЕСКО и ОЭСР по обеспечению качества в сфере трансграничного образования;

- показано, что изменение цели, задач и содержания системы обеспечения качества высшего образования Китая в форме взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем обусловлено: 1) необхо­димостью непрерывной корректировки содержания системы обеспечения высшего образования Китая в условиях изменяющихся стратегий управления высшим образованием и международных требований в области гарантии качества высшего образования; 2) осознанием необходимости применения метода мета-оценки в системе обеспечения качества оценки высшего образования: 3) потребностью реализации моделей системы оценки качества, системы аккредитации, системы аудита качества образования; 4) эффективностью взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем по оценке качества высшего образования;

- определены особенности периодов становления и развития государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая, которые характеризуются как период спорадического развития оценки качества высшего образования, период институционализации и период диверсифицированного развития;

- выявлено, что усиление взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества высшего образования, выделение доминирующих университетов Проекта 211 и Проекта 985 приводит к использованию бенчмаркинга в оценивании и аккредитации как метода сравнения лучшей практики обеспечения качества образования;

- показано, что в государственно-общественной системе обеспечения качества высшего образования выделяются две базовые категории, в которых происходит осмысление темы качества высшего образования – «востребованность» и «соответствие». Первая является отражением логики стратегии развития высшего образования Китая, вторая характеризует необходимость активного взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем обеспечения качества высшего образования, осуществляющих внешний контроль качества образования, а также мониторинг реализации принципов менеджмента качества;

- впервые введены в научный оборот материалы по истории становления и современному состоянию государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая, не переведённые до настоящего момента на русский язык.

Теоретическая значимость исследования:

- конкретизировано понятие «Государственно-общественная система обеспечения качества высшего образования», которое рассматривается как социально-педагогическое явление, предусматривающее взаимодействие государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений по обеспечению качества высшего образования;

- дополнены теоретические положения в области сравнительной педагогики проблематикой системы гарантии качества высшего образования;

- обогащены методы оценивания качества высшего образования методами мета-оценки (оценка оценивания) и бенчмаркинга (сравнение по критериям лучшей практики);

- обобщены и расширены новыми фактами исследования по истории развития высшего образования Китая (1978-2010 гг.) в части государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования;

- определены институциональные направления государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая: система оценки качества; система аккредитации; система аудита качества высшего образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть использованы:

  • для определения наиболее актуальных направлений реформирования и модернизации отечественной системы высшего образования по развитию независимой системы оценки качества образования;

  • для разработки спецкурсов и лекций по истории профессиональной педагогики, а также при выполнении студентами, аспирантами научно-исследовательских работ по истории китайского высшего профессионального образования, по сравнительной педагогике.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исследованных теоретических позиций; адекватностью методов исследования целям и задачам; соблюдением логики исследования; сопоставимостью полученных результатов с данными других исследователей по проблемам оценки качества высшего образования.

Этапы исследования:

Первый этап (2008-2009 гг.) - осуществление научно-теоретического поиска с целью выявления противоречий в области становления и развития государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования КНР; формулирование темы исследования; определение объекта, предмета, цели, основных задач.

Второй этап (2009-2010 гг.) - проведение объяснительно-сопоставительного анализа общего и особенного в развитии государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования КНР; выявление противоречий, факторов и условий, обуславливающих тенденции развития системы государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования КНР в установленный период; научный поиск в вузах Китая (Харбинский педагогический университет, университет Внутренней Монголии, столичная библиотека в Пекине) для сбора и обработки эмпирического материала, анализа конкретных законов или нормативных документов; уточнение гипотезы исследования.

Третий этап (2010 -2011 гг.) - углубление отдельных аспектов проводимого анализа; усиление доказательной базы; анализ, обобщение и систематизация данных, за­ключений и выводов; оформление материалов исследования в виде текста диссер­тации; публикация ряда научных работ, отражающих ход и результаты исследо­вания; определение перспектив государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Государственно-общественная система обеспечения качества высшего образования - это социально-педагогическое явление, которое выступает, в том числе, и как форма государственно-общественного управления высшим образованием Китая и которое предусматривает взаимодействие государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений по обеспечению качества высшего образования.

2. Становление и развитие государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая обусловлены традициями древней китайской педагогики независимой системы оценки качества на императорских экзаменах и руководящими принципами ЮНЕСКО и ОЭСР по обеспечению качества в сфере трансграничного высшего образования.

3. В государственно-общественной системе обеспечения качества высшего образования выделяются две базовые категории, в которых происходит осмысление темы качества высшего образования – «востребованность» и «соответствие». Первая является отражением логики стратегии развития высшего образования Китая, вторая характеризует необходимость активного взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем обеспечения качества высшего образования, осуществляющих внешний контроль качества образования, а также мониторинг реализации принципов менеджмента качества.

4. Цели, задачи и содержание государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования Китая обусловлены: 1) необхо­димостью непрерывной корректировки содержания системы обеспечения качества высшего образования Китая в условиях изменяющих стратегии управления высшим образованием, международных требований в области гарантии качества высшего образования; 2) осознанием необходимости применения метода мета-оценки качества высшего образования; 3) потребностью реализации моделей системы оценки качества, системы аккредитации, системы аудита качества образования; 4) эффективностью взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем по оценке качества высшего образования.

5. Усиление взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества высшего образования, выделение доминирующих университетов Проекта 211 и Проекта 985 приводит к использованию бенчмаркинга в оценивании и аккредитации как метода сравнения лучшей практики обеспечения качества образования.

6. Особенности периодов становления государственно-общественной системы обеспечения качества высшего образования характеризуются как спорадический (непостоянный, случайный) (1978-1985 гг.), институционализации (1985-1999) и диверсифицированного развития (с 1999 по настоящее время).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях: «Приграничное сотрудничество России и Китая» (Маньчжурия, 2009), «Сотрудничество приграничного региона» (Маньчжурия, 2009), «Образовательная среда как фактор повышения качества образования» (Чита, 2011), «Инновационные технологии в технике и образовании» (Чита, 2011). Результаты исследования также публиковались в научных российских изданиях, в том числе рекомендованных ВАК, и в зарубежных изданиях (КНР).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. П76 Применение икт в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития

    Документ
    П76 Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор / - СПб.: ГУАП, 2009.
  2. Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Согласно Федеральному компоненту Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию

    Учебное пособие
    По этой-то причине, только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве; только начав обучать, ту знаешь, что такое трудности.
  3. Социологическое общество им. М. М

    Документ
    Роль власти в процессе переселения граждан малых и монопрофильных городов: социальный опыт и перспективы (к вопросу появления программы «Основные направления поддержки монопрофильных городов») 189
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 032700 Филология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки Отечественной филологии (Башкирский язык и литература).
  5. Актуальные вопросы развития образования в странах оэср

    Документ
    прошлое и настоящее ведущих вузов, результаты проводимых реформ в области управления и финансирования образования, законодательные основы функционирования систем высшего обра- зования, меры по обеспечению доступности образования,

Другие похожие документы..