Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Важнейшее значение для развития человечества имеет профилактика неблагоприятных последствий недостатка трех незаменимых микрокомпонентов пищи: йода, ...полностью>>
'Анализ'
Цель задания: Определить влияние факторов на объем производства продукции растениеводства в хозяйстве и выявить внутрихозяйственные резервы увеличени...полностью>>
'Сочинение'
Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и...полностью>>
'Литература'
Замечания по поводуатеистической литературы последних лет. Внимательное ознакомление с весьма многочисленной антирелигиозной литературой привело меня...полностью>>

Методическое пособие к сниП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть Общие требования"

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методическое пособие к СНиП 12-03-2001
"Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"
для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве.
МДС 12-11.2002
(одобрено и рекомендовано Госстроем РФ от 15 марта 2002 г. протокол N 4)

См. Методическое пособие к СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве" МДС 12-14.2003

Введение

Тема 1. Общие положения охраны труда

Тема 2. Организация работы по охране труда

Тема 3. Организация производственных территорий, участков работ и

рабочих мест

Тема 4. Требования безопасности при эксплуатации строительных машин,

транспортных средств, производственного оборудования,

технологической оснастки и инструмента

Тема 5. Требования безопасности при производстве транспортных и

погрузочно-разгрузочных работ

Тема 6. Требования безопасности при производстве огневых работ

(сварочных и газопламенных)

Приложение А Указатель правильных ответов по вопросам самоконтроля

Приложение Б Рекомендации по составлению билетов для проверки знаний

заместителей руководителей организации, руководителей и

работников службы охрны труда, руководящих работников и

специалистов, членов совместных комитетов (комиссий) по

охране труда и уполномоченных (доверенных лиц) по охране

труда в организациях

Введение

В данном Методическом пособии рассматриваются требования охраны труда, изложенные в СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".

СНиП 12-03-2001 является базовым документом издаваемого Госстроем России комплекта документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, обязательные для применения в строительстве, которые должны быть в каждом производственном подразделении организации и предоставляться работникам для самоподготовки. СНиП 12-03-2001 регламентирует основные положения управления охраной труда в организациях отрасли, а также общие требования организационно-технического обеспечения безопасности труда в процессе строительной деятельности.

СНиП 12-03-2001 взаимосвязан с основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также с действующими в настоящее время другими нормативными документами по охране и безопасности труда.

В соответствии с этим в данном Методическом пособии приведен круг вопросов, рассматриваемых СНиПом и взаимосвязанными с ним нормативными актами, включая новый Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ и введенный в действие с 1 февраля 2002 г., а также новый Кодекс об административных правонарушениях.

Использование Методического пособия позволяет глубже изучить нормативные требования охраны труда и правильно организовать проверку знаний.

При подготовке Методического пособия ставилась задача акцентировать внимание на изучении основных требований охраны труда. При этом следует обратить внимание на правильность и четкость постановки вопросов для получения точных и четких ответов в рамках конкретных статей законодательных актов или иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

Данное Методическое пособие рекомендуется использовать также в качестве учебного пособия при обучении учащихся техникумов и студентов вузов и переподготовке специалистов строительных профессий по специальности охрана труда.

Тема 1
Общие положения охраны труда

1.1 Законодательные и нормативные правовые акты, содержащие

государственные нормативные требования охраны труда, и

ответственность за нарушение их требований

1.2 Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

1.3 Опасные и вредные производственные факторы и их классификация

1.4 Организационные мероприятия по обеспечению безопасности при

производстве работ в условиях действия опасных и вредных

производственных факторов

1.5 Средства защиты работающих в условиях действия опасных и вредных

производственных факторов

1.6 Решения по безопасности труда в ПОС и ППР

1.7 Вопросы для самоконтроля по теме 1

1.1 Законодательные и нормативные правовые акты, содержащие
государственные нормативные требования охраны труда,
и ответственность за нарушение их требований

1.1.1 Что следует считать нормативным Правовым актом?

В соответствии с постановлением Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-11ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" нормативным правовым актом является "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм".

1.1.2 Что следует считать официальным изданием?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обязательном экземпляре документов" от 19 декабря 1994 года официальными изданиями являются "произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной или судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер".

1.1.3 Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда, порядок их разработки и применениия?

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

1.1.4 Требованиями каких видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, следует руководствоваться при организации и производстве работ в строительстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии?

Пунктом 4.1 СНиП 12-03-2001 установлено, что в соответствии с перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" при организации и выполнении работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны соблюдаться государственные нормативные требования следующих нормативных правовых актов:

а) строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;

б) межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;

в) государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России или Госстроем России;

г) правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;

д) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом России.

1.1.5 Кем принят и введен в действие и согласован СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"?

Право устанавливать и осуществлять техническую политику в области строительства принадлежит только Госстрою России в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства России от 24 ноября 1999 г. N 1289.

СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80.

В соответствии с требованиями статьи 3в постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" проект СНиП 12-03-2001, разработанный Госстроем России, перед принятием и введением в действие Госстроем России был согласован с Минтрудом России и Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) после одобрения проекта этого документа отраслевым профсоюзным органом Российской Федерации.

Проект данного нормативного правового акта был согласован не с отраслевым профсоюзом России, а с ФНПР в связи с тем, что строительные работы выполняются также рядом строительных организаций, подведомственных другим министертвам и ведомствам нестроительного профиля.

1.1.6 Какие нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации?

В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. N 1009, государственной регистрации Минюстом России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

1.1.7 Какие правовые преимущества имеют нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России или имеющие официальное определение Минюста России, что они не подлежат государственной регистрации?

Нормативные правовые акты (в том числе СНиП 12-03-2001), прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России или имеющие официальное определение Минюста, что они не подлежат государственной регистрации, по сравнению в нормативными правовыми актами, не прошедшими государственную регистрацию в Минюсте России или не имеющие официальное определение Минюста, что они не подлежат государственной регистрации, имеют следующие правовые преимущества:

1) имеют право на публикацию в официальных изданиях Минюста, для обязательного применения при рассмотрении дел в органах суда и прокуратуры и других органов, связанных с применением государственных нормативных требований по охране труда, установленных этими нормативными правовыми актами;

2) приобретают статус нормативного правового документа, обязательного для исполнения при выполнении видов работ, на которые распространяются государственные нормативные требования по охране труда этих нормативно-правовых актов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы;

3) являются обязательными при осуществлении видов деятельности, предусмотренных данными нормативными правовыми актами, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

1.1.8 На какие виды производственной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы распространяется действие СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"?

В соответствии с разделом 1 (область применения) действие СНиП 12-03-2001 распространяется "на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее - строительное производство), производство строительных материалов (далее - промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее - строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы".

1.1.9 Каковы роль и значение нормативных требований по охране труда, принятых Конвенциями Международной организации труда и ратифицированных Российской Федерацией?

Статьей 2 (п.4) Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" установлено, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, то применяются правила международного договора". Что касается Конвенций Международной организации труда, то они после ратификации приобретают официальный статус Международного договора, и следовательно, действие указанной выше статьи распространяется и на ратифицированные Конвенции МОТ.

1.1.10 В каких случаях следует применять нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации?

В соответствии с требованиями п.4.2 СНиП 12-03-2001 в случаях применения методов работ, материалов, конструкций, машин, инструмента, инвентаря, технологической оснастки, оборудования и транспортных средств, по которым требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими нормами и правилами, следует применять соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации.

1.1.11 Какие нормативные документы, направленные на улучшение условий и охраны труда, профилактику производственного травматизма и обеспечение контроля за соблюдением норм и правил охраны труда разрабатываются на уровне организации, предприятия?

В соответствии с требованиями п.5.4 СНиП 12-03-2001 представители работодателей и работников организаций в соответствии с законодательством принимают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые должны определяться при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством и рекомендациями Минтруда России.

Кроме того, в соответствии с требованиями п.5.9 СНиП 12-03-2001 в организациях должны в установленном порядке разрабатываться, соответственно оформляться, тиражироваться и храниться следующие виды производственно-отраслевых нормативных документов по охране и безопасности труда:

- стандарты предприятий (организаций) по безопасности труда, разрабатываемые на основе рекомендаций Госстроя России;

- инструкции по охране труда для работников организаций, разработанные на основе Типовых отраслевых инструкций по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, и с учетом рекомендаций Минтруда России.

В соответствии с п.4.3 СНиП 12-03-2001 требования охраны и безопасности труда, содержащиеся в производственно-отраслевых нормативных документах организаций (стандарты предприятий по безопасности труда, инструкции по охране труда работников организаций), должны соответствовать обязательным положениям СНиП 12-03-2001 и других нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

1.1.12 Что включается в понятие "законодательство Российской Федерации об охране труда"?

Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрено, что "законодательство Российской Федерации об охране труда" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".

1.1.13 Какое определение установлено законодательством для термина "охрана труда"?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин "охрана труда" определяется как "система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия".

Данное определение полностью приведено в приложении Б "Термины и их определения" СНиП 12-03-2001, так как в этом нормативном правовом документе термин "охрана труда" постоянно применяется.

1.1.14 Какое определение установлено законодательством для термина "рабочее место"?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин "рабочее место" определяется как "место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя".

1.1.15 Какое определение установлено законодательством для термина "работодатель"?

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин "работодатель" определяется как "физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры".

1.1.16 Какое определение установлено законодательством для термина "работник"?

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, термин "работник" определяется как "физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем".

1.1.17 Какие виды ответственности несут участники строительства (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) за нарушения требований нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда?

В соответствии с п.4.4 СНиП 12-03-2001 за нарушения требований нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, участники строительства несут установленную законодательством ответственность.

Статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, установлено, что "лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами".

1.1.18 На какие организации возлагается обязанность по обеспечению технически исправного состояния машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих?

В соответствии с п.4.5 ч.1 СНиП 12-03-2001 обязанность по обеспечению технически исправного состояния машин, инструмента, технологической оснастки, средств коллективной защиты работающих возлагается на организации, на балансе которых они находятся.

1.1.19 Какая организация должна обеспечить выполнение требований безопасного производства работ с применением машин?

В соответствии с п.4.5 ч.2 СНиП 12-03-2001 выполнение требований безопасного производства работ с применением машин должны обеспечить организации, осуществляющие производство работ с применением машин.

1.1.20 Какая мера административной ответственности (наложение штрафа) установлена за нарушение должностным лицом законодательства о труде и законодательства об охране труда?

Статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ установлено, что:

"1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.".

1.1.21 Какая мера уголовной ответственности установлена за нарушения правил охраны труда, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия?

В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, введен в действие с 1 января 1997 г.) установлено, что "нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

1.2 Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

1.2.1 Каким органам предоставлено право осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в строительном комплексе Российской Федерации?

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом".

1.2.2 Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.".

1.2.3 Какие права предоставлены государственному инспектору для исполнения своих обязанностей?

В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, "государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тики в области охраны труда является признание приорите­та сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности

    Документ
    Повышение качества жизни, рост благосостояния и сохранение жизни и здоровья граждан в период развития экономики страны немыслимы без отлаженной системы управления охраной труда.
  2. Работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства: технические вопросы, экономика, риск, менеджмент

    Учебное пособие
    Ю.Г. Иващенко, А.Н. Плотников, С.Л. Аборин, И.В. Аборина, Л.А. Акуньшина, Е.Г. Батьков, И.П. Барбасова, А.А. Ветринникова, Р.Б. Гарибов, Е.П. Давыдова, Л.
  3. Группа предприятий «Центр безопасности труда»

    Документ
    В связи с реструктуризацией сообщаем о создании нового предприятия - ООО «Уральский центр безопасности труда». Указанное предприятие работает на упрощенном режиме налогообложения (без НДС).
  4. Нормативных документов в строительстве (55)

    Документ
    1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Центр охраны труда в строительстве» Госстроя России (ФГУ ЦОТС), Аналитическим информационным центром «Стройтрудобезопасность» (АИЦ СТБ),
  5. Методические указания к выполнению раздела «безопасность жизнедеятельности» в дипломных работах (проектах)

    Методические указания
    Работа одобрена научно-методическим советом специальности 080502 в качестве методических указаний к выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломных работах (проектах) студентов соответствующей специальности.

Другие похожие документы..