Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
12 марта 1928 года Наталья Анатольевна Вильвовская собралась, наконец, рожать. Схватки продолжались десять часов. Растеряв французские слова, Наташа ...полностью>>
'Документ'
родах и послеродовом периоде 1 1 3 3 3 1 1 кровотечения в связи с отслойкой и предлежанием плаценты 1 1 1 другие виды кровотечений в родах и послерод...полностью>>
'Документ'
В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но...полностью>>
'Лекции'
Когда-то много лет назад, на самой первой лекции по трудовому праву автору данной статьи объяснили, что между трудовым и гражданским договорами сущес...полностью>>

Реферат по дисциплине: «Политология» на тему «\"Замороженные\" конфликты»

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лингвистический лицей

№ 1555 при МГЛУ

Реферат по дисциплине: «Политология»

на тему «”Замороженные” конфликты»

Выполнил ученик 9 «В» класса

Раевский Никита

г. Москва,

2008 г.

Содержание

Введение....................................................................................

1

Возникновение «замороженных» конфликтов

Косовский прецедент .................................................................

«Замороженные» конфликты

- на территории СНГ .............................................................

- в других регионах ...............................................................

Перспективы и направления урегулирования

«замороженных» конфликтов ....................................................

Заключение ................................................................................

Список использованной литературы .........................................

Введение

Отдохнуть от конфликтов можно разве что оказавшись, подобно Робинзону Крузо,
на необитаемом острове,
но и то лишь до Пятницы.

Д.М.Фельдман

Роль конфликтов в жизни как отдельных людей, так и целых обществ настолько велика, что в последнее время политологами создана целая наука – конфликтология. Дано много определений конфликта. Вот одно из них: «Конфликт – это резкое обострение противоречий между двумя и более участниками в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждой из конфликтующих сторон». А «замороженный» конфликт есть приостановка (прекращение) военного противоборства между вовлеченными в конфликт сторонами.

При рассмотрении проблемы «замороженных» конфликтов перед политиками стоит по истине шекспировский вопрос: быть или не быть? Признавать самопровозглашенные республики или нет? Какой принцип международного права перевешивает: территориальная целостность государств или право наций на самоопределение?

Все эти вопросы весьма актуальны для Российской Федерации. Ведь рядом с нашим государством лежит огромная территория, которая на долгие годы способна стать очагом этнических, межгосударственных и религиозных конфликтов – страны Кавказа и, Средней Азии Казахстан, а также Турция, Иран и Афганистан. З.Бжезинский называет это пространство «Евразийскими Балканами». Как и Балканы, эти страны отличаются этнической пестротой и в прошлом входили в состав великих империй. Принципиальное отличие, однако, в том, что едва ли не каждая из этих стран некогда успела побывать метрополией и мировой державой. Арабский халифат, Османская империя, Тюркютский каганат, государство Сасанидов, империя Великих Монголов, Бактрия, держава Ахемеменидов, Хеттское царство, Ассирия, Вавилон и Урарту. У многих из населяющих эти страны народов – более четырех тысяч лет письменной истории и, увы, очень старые счеты. Как ни странно, до известной степени это способствует стабильности, ибо каждый здесь знает, сколь опасно предъявлять права, даже обоснованные, на территорию соседа, ибо тот может предъявить не менее серьезные встречные претензии.

Рассмотрим наиболее яркие примеры «замороженных конфликтов» современной истории и подумаем, что может способствовать их урегулированию и устанволению прочного мира между народами.

Возникновение «замороженных» конфликтов

В основе возникновения «замороженных» конфликтов лежит сепаратизм – стремление определенного этноса (обычно – национального меньшинства) к обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

Современный сепаратизм как политическая программа основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения, согласно которому-де каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию. Но такой смысл не заключен ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение как право территориальных сообществ (а не этнических групп!) формировать систему управления не в ущерб остальному населению. Сепаратизм же – это разрушение существующей системы с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. При этом, в отличие от национально-освободительного движения, сепаратизм выражает интересы лишь некоторых кругов местной элиты.

Следует учитывать, что в настоящее время на Земле проживает более 3 тысяч народов-этносов, из которых лишь 300 имеют свои государственные образования и автономии.
В различных регионах мира существует порядка 200 непризнанных образований либо заявивших о своих претензиях на самостоятельность, либо вынашивающих такие намерения. На этом фоне становится ясным деструктивный характер сепаратизма.

Косовский прецедент

«Косовская головоломка» – один из наиболее ярких паримеров «замороженного» конфликта. На первый взгляд, она разрешилась, когда 17 февраля 2008 г. Косовский край в одностороннем порядке провозгласил независимость. Однако, по мнению специалистов, это может стать «началом конца» нынешней Европы.

Поспешность косовских лидеров с провозглашением независимости вполне объяснима – 1 марта с.г. председательство
в Совете Безопасности ООН переходило к России. А ведь именно эта организация определяла параметры косовского урегулирования, поскольку с 1999 года Косово находилось под ее протекторатом.
В Европе независимости Косово открыто противились лишь Сербия, Россия, Кипр, Испания и Словакия. Белград назвал ситуацию вокруг Косово «насильственным и односторонним расчленением сербской территории». Москва заявила, что «с точки зрения международного права, фактически одностороннее признание независимости Косово является нелегитимным актом, ибо оно глубоко противоречит положениям резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, Хельсинскому заключительному акту и договоренностям Контактной группы по Косово». Россия настаивала на продолжении переговоров между Приштиной и Белградом, считала неприемлемым определение статуса края без учета позиции Сербии. Глава российского внешнеполитического ведомства С.В.Лавров заявил, что одностороннее провозглашение независимости Косово дает «великолепный аргумент другим сепаратистам, в том числе близ границ России, и приведет к подрыву международного права». И действительно, предсказать, как поведут себя теперь сепаратистски настроенные народы, не представляется возможным.

Между тем представители США и ряда стран ЕС подчеркивали, что «случай Косово уникальный, потому что резолюция 1244 СБ ООН и план Ахтисаари оговаривают конечный статус этого края». В частности, представитель Госдепартамента США Ш.Маккормак подчеркнул, что «вопрос по Косово – это особый случай, который ни в коей мере не устанавливает прецедента».

Между тем, 15 февраля с.г. большая часть Совета Безопасности ООН так и не высказалась внятно в поддержку независимости Косово, выразив озабоченность в связи с возможными последствиями одностороннего провозглашения независимости края. На закрытых консультациях СБ ООН однозначно независимость Косово поддержали лишь пять государств из пятнадцати. Несмотря на это, механизм международного признания Косово был запущен, Совбез ООН фактически дискредитировал себя как орган, призванный разрешать международные кризисы, а в истории «замороженных» конфликтов началась новая глава.

«Замороженные» конфликты

на территории СНГ

На территории СНГ существует целый ряд «замороженных» конфликтов. Когда стал распадаться Советский Союз, не было почти никакого согласия или ясности в вопросе о том, что должно было заменить старую систему. В этих условиях начался рост напряженности между этническими группами, которым раньше удавалось жить бок о бок в относительной гармонии. В Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии вспыхнули этнические конфликты. Коренное население полагало, что их национальная идентичность и стиль жизни находятся под угрозой. Другими факторами были борьба за жизненно важные ресурсы и политическую власть, влияние внешних сил и изменения геополитической ситуации.

Нагорный Карабах являлся яблоком раздора в течение всего советского периода. Армяне и в Карабахе, и в самой Армении так полностью и не приняли его включение в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики в качестве Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в 1924 году, так как более 90% его населения были армянами. В 1988 году, воспользовавшись возросшей свободой слова, местный выборный орган потребовал разрешить НКАО выйти из состава Азербайджанской ССР и присоединиться к Армянской Советской Социалистической Республике. Азербайджан отверг это требование, и напряженность стала быстро расти. Попытки Москвы сохранить мир только ухудшили ситуацию, так как обе стороны считали, что Москва была против них. К моменту, когда Советский Союз официально прекратил свое существование в конце 1991 года, конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом (который молчаливо поддерживала Армения) вылился в полномасштабный конфликт.

Несмотря на то что Азербайджан имел подавляющее военное превосходство, он вышел из конфликта проигравшим. К моменту подписания соглашения о прекращении огня в мае 1994 года Азербайджан потерял не только Нагорный Карабах, но и большую часть прилегающих районов, которые сейчас контролируются Нагорным Карабахом в качестве буферной зоны и гарантированного доступа к территории Армении. По оценкам, в этой войне было убито от 25.000 до 30.000 человек, по меньшей мере 600.000 азербайджанцев были вынуждены покинуть эти районы и стать беженцами.

Усилия по разрешению конфликта координируются Минской группой, в которой сопредседательствуют Франция, Россия и США. Президенты Армении и Азербайджана регулярно встречаются для переговоров по этому вопросу, но де-факто независимая Нагорно-Карабахская республика официально в них не участвует, так как Азербайджан отказывается вести переговоры с государством, которого не признает.

В этом вопросе существуют два камня преткновения. Первым является окончательный статус Нагорного Карабаха. Азербайджан настаивает на том, что готов предложить Нагорному Карабаху широкую автономию, но Нагорный Карабах отказывается решать проблему без признания полной независимости или объединения с Арменией. Второй проблемой является возвращение беженцев. Так как пока по большинству вариантов мирного плана получается, что Азербайджан восстановит контроль над оккупированными территориями вокруг республики, Нагорный Карабах не хочет допускать возвращения беженцев в саму республику. Одно время президенты Армении и Азербайджана были близки к соглашению, но прорыва в переговорах так и не было достигнуто.

В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии. Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской Советской Социалистической Республики, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию. Абхазы ссылались на Конституцию 1925 года, которая, как они утверждали, давала им с Грузией равные права, и таким образом требовали равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования и в 1992 году грузинские войска вошли в Абхазию. Абхазские бойцы при содействии национальных движений Северного Кавказа и молчаливой поддержке России оказали им ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года, когда в регионе были размещены российские войска для контроля над соблюдением прекращения огня, большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. Точное количество беженцев неизвестно, но, как считается, их было более 200 000 человек.

Российские войска под эгидой Миротворческих сил Содружества Независимых Государств (СНГ) продолжают патрулировать линию прекращения огня. Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООНГ) осуществляет мониторинг приграничной зоны. Однако с тех пор прогресс по ключевым вопросам был незначителен, в частности в отношении возвращения грузин в Абхазию и того, кто будет гарантировать им безопасность. Окончательный статус Абхазии также остается противоречивым, так как она продолжает настаивать на своей независимости от Грузии. Абхазская земля по-прежнему покрыта минами, которые ежегодно приводят к большим жертвам.

Южная Осетия долгое время вынашивала мысль о выходе из Грузинской Советской Социалистической Республики и об объединении с Северной Осетией в рамках РСФСР и начала открыто требовать этого в 1990 году. В ответ грузинский президент Звиад Гамсахурдиа отменил автономию Южной Осетии. Когда Южная Осетия не согласилась с этим решением и начала инициировать шаги по объединению с Северной Осетией, последовало вторжение грузинских войск, что привело к боевым действиям, в результате которых было убито более 2000 человек и тысячи людей пострадали. При посредничестве российского президента Бориса Ельцина в 1992 году было объявлено о прекращении огня, за соблюдением которого следят Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоящие из российских, грузинских и южноосетинских воинских подразделений. В последние годы часть жителей вернулись в свои дома, но, по оценкам, около 50.000 человек все еще остаются беженцами в результате этого конфликта. В Южной Осетии внимательно следят за ситуацией в Абхазии и вряд ли будут согласны на урегулирование на менее выгодных условиях, что означает, что на практике разрешение этих двух конфликтов будет тесно взаимосвязано.

Двумя другими районами Грузии, где в последнее время ситуация в области безопасности особенно напряженная, являются Панкисское ущелье и Джавахетия. Панкисское ущелье представляет собой отдаленный район на северо-востоке Грузии, на границе с Чечней. Оно является домом для этнической группы, называемой кистинцами, которые являются близкими родственниками чеченцев. После очередного начала боевых действий в Чечне в 1999 году в этом районе от войны спасалось значительное количество беженцев. Однако Панкисское ущелье стало также базой для чеченских и исламских боевиков, откуда они длительное время продолжали вести войну против России. Хотя долгое время Грузия отрицала существование этой проблемы, она привела к серьезной напряженности в отношениях Грузии и России, последний раз осенью 2002 года, когда Россия провела воздушные удары по Панкисскому ущелью и пригрозила военной интервенцией, если Грузия не наведет порядок в этом регионе. После этого Грузия предприняла попытки усилить свой контроль над Панкисским ущельем. Сейчас считается, что боевики покинули этот район, хотя не ясно, куда они ушли.

Джавахетия расположена на юго-западе Грузии и граничит с Арменией. Большинство населения этого района составляют армяне. Хотя до настоящего момента здесь почти не говорилось о сепаратистских настроениях, Джавахетия остается бедным регионом с ограниченным потенциалом и слабой поддержкой со стороны правительства в Тбилиси. Существуют опасения, что призывы выйти из состава Грузии и присоединиться к Армении усилятся, если ситуация продолжит ухудшаться. Такая вероятность усилилась после того, как под давлением Грузии Россия закрыла свою военную базу в Ахалкалаки. Эта база является основным источником работы в этом регионе, а также рассматривается армянским населением как гарантия от потенциальной агрессии со стороны Тбилиси и Турции.

В настоящее время предпринимаются активные попытки «разморозить» некоторые из этнополитических конфликтов на постсоветстом пространстве путем изменения формата их урегулирования, разрушения (или, как минимум, нарушения) юридической базы, которая создана для невозобновления вооруженного противоборства.

Попытки изменить статус-кво в конфликтных точках предпринимались не единожды и в конце 1990-х – начале 2000-х годах, но окончились тогда неудачей. Ситуация изменилась в 2004 году, когда Запад обострил вопрос о международном признании независимости Косова. Стало ясно, что признание независимости Косовского края будет воспринято в так называемых непризнанных республиках как правовой прецедент для признания этих de facto государств постсоветского пространства. Поэтому элиты de jure государств (Грузия, Молдова, Азербайджан) были нацелены на решение проблемы территориальной целостности до провозглашения независимости Косово.

Первой жертвой «случая Косово» стала Южная Осетия, которую многие в Тбилиси рассматривали как «слабое звено».
В 2004 году М.Саакашвили стал демонстративно нарушать Дагомысские соглашения, установившие в 1992 году правила и формат конфликтного урегулирования. В июле того года грузинский президент публично заявил, что не исключает возможности денонсации соглашений, являющихся единственной правовой основой урегулирования грузино-осетинского конфликта. Он заявил тогда: «Если в рамках Дагомысских соглашений на территории Цхинвальского района1 нельзя поднимать грузинский флаг, я готов выйти из этих соглашений».

Затем пришла очередь Абхазии. Кодорская операция Михаила Саакашвили, проведенная в конце июля - начале августа 2006 года, имела целью превращение верхней части Абхазской Сванетии в своеобразный военно-политический плацдарм для «собирания Грузии». В последние дни, в преддверии парламентских выборов
в Грузии обстановка вокруг Абхазии вновь обострилась. Абхазскими силами противовоздушной обороны ликвидировано уже несколько грузинских беспилотных самолета-разведчика, выполнявших несанкционированные полеты над зоной безопасности. Неоднократное появление грузинских разведывательных летательных аппаратов в запрещенном районе над Абхазией со всей очевидностью демонстрируют нарушение грузинской стороной положений Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г. и соответствующих решений Совета Безопасности ООН, в частности принятой 15 апреля 2008 г. Резолюции 1808.

Попытки «разморозить» конфликт предпринимались и в Приднестровье. Весной 2006 года сначала Молдова, а потом и Украина решили с помощью экономических рычагов вывести из игры «приднестровских сепаратистов». Решившись на поддержку официального Кишинева, Киев фактически в одностороннем порядке изменил свою роль в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта. Украина из страны-гаранта миротворческого процесса превратилась в государство-союзника одной из сторон конфликта.

Стремление «разморозить» конфликт из-за Нагорного Карабаха демонстрирует и руководство Азербайджана. Однако «линия фронта» (она же «линия прекращения огня») пока мешает реализации подобных планов. Впрочем, ситуация здесь на сегодняшний день не столь прозрачна. В марте 2008 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», призванную недопустить провозглашения независимости Нагорного Карабаха.
39 голосов было подано «за», 7 – «против», 100 делегатов воздержались. Российский МИД считает, что документ не учитывает интересы Армении, поэтому Россия проголосовала против данной резолюции. В ответ официальные лица Азербайджана пригрозили изменить характер отношений между Баку и Москвой. Дополнительную неопределенность в вопрос о перспективах «замороженного» конфликта в Нагорном Карабахе вносит наличие
в России довольно значительных армянской и азербайджанской диаспор.

Насколько же уместно сравнивать Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье с Косово? Как считает известный политолог, депутат Государственной Думы Российской Федерации Н.Нарочницкая, «юридические основания для несогласия с противоправно навязанной им судьбой у непризнанных республик очевидны, соответствуют международному праву и потому не нуждаются в прецеденте»2. Так, Грузинская ССР грубо нарушила закон 1991 г. о выходе из СССР, не предоставив автономиям права высказаться на отдельных референдумах по поводу своего будущего. И конфликт по вопросу будущего существовал в этой советской республике еще до оформления какой бы то ни было независимости. На это закрыли глаза, а потом объявили конфликт сепаратистским, как будто он возник на территории тысячу лет законно существовавшего государства. Абхазия и Южная Осетия вправе считать свой конфликт с Тбилиси частью юридически незавершенного процесса выхода из СССР.

15 февраля 2008 г., накануне провозглашения независимости Косово прошла встреча главы МИД РФ С.В.Лаврова с президентами Абхазии и Южной Осетии Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты. По итогам консультаций МИД России пообещал в случае односторонней акции Приштины «скорректировать линию»
в отношении Абхазии и Южной Осетии, мотивировав это тем, что
в этих регионах подавляющее большинство населения имеет российское гражданство, и существует необходимость оказания им помощи из России. Примечательно, что в заявлении ничего не говорилось о судьбе Приднестровья, несмотря на то, что накануне Владимир Путин называл все три автономии в одном ряду как пример, аналогичный Косово. Возможно, это было связано с январской встречей президента РФ Путина и президента Молдовы Воронина. Тогда речь шла о новом этапе приднестровского урегулирования: Россия обещала свою помощь в возвращении Приднестровья в состав Молдовы взамен на лояльность Кишинева по отношению к России.

Вопрос о статусе Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии
в каждом конкретном случае будет решаться по-разному. Больше всего шансов получить независимость имеет Абхазия (также возможен вариант конфедерации Грузия-Абхазия). Для Южной Осетии сейчас как наиболее вероятный сценарий рассматривается ее вхождение в состав России, но, как вариант, также – в состав Грузии.

Приднестровье может сначала интегрироваться с Молдовой
на условиях Москвы (требование Тирасполя об образовании конфедерации Молдова-Приднестровье, судя по всему, имеет мало шансов на реализацию, несмотря на то, что как состоявшееся государственное образование оно совершенно точно может на это претендовать). Москва в такой ситуации будет ждать встрченых шагов от Грузии и лишь затем либо инициирует интеграцию с ней Южной Осетии как автономного анклава, либо, в зависимости от реакции Тбилиси, вхождение Южной Осетии в состав России. Соответственно, Абхазия либо войдет в состав конфедерации, либо получит долгожданную независимость.

Если Россия сначала признает независимость Абхазии и введет в свой состав Южную Осетию, тем самым окончательно оттолкнув Грузию, то Москва будет рассчитывать на максимальные уступки со стороны Молдовы в обмен на Приднестровье. Выход Молдовы из ГУАМ не столько ослабит это региональное объединение, сколько будет иметь психологический эффект на его членов и силы, поддерживающие ГУАМ. В любом случае, российская сторона оказывается в выигрышном положении.

Следует отметить, что на территории СНГ имеются и другие «замороженные» конфликты. Например, в Крыму события развиваются по косовскому сценарию. Еще в 1992 году экстремистское крыло крымских татар провозгласило крымско-татарский народ единственным, имеющим право на самоопределение в Крыму, а все остальные были объявлены пришельцами. Подобно этому, и косовские албанцы сочиняют сегодня новую историю края,утверждая, что Косово – их исконная земля, а сербы – пришлый народ. Пока этнический взрыв в Крыму можно предотвратить, но для этого нужна сильная воля и дальновидность украинских властей. Однако те больше заняты дерусификацией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «политология» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебники, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном или электронном виде – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекции, файл с раздаточными материалами
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
  3. Мировой порядок и внешняя политика России в свете Кавказского кризиса 2008 г

    Документ
    В начале октября 2008 г. на кафедре социологии международных отношений социологического факультета МГУ состоялся теоретический семинар, посвященный внешнеполитическим последствиям пятидневной войны на Кавказе (8–12 августа) 2008 г.
  4. Примерная учебная программа философия. Биоэтика для студентов обучающихся по: специальности

    Программа
    - представлений о роли философии в осмыслении исторических типов рациональности, структуры, форм и методов научного познания, типов общенаучного и медицинского мышления;
  5. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (24)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.

Другие похожие документы..