Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Русско-японская война 1904 года вызвала к жизни знаменимый рассказ Леонида Андреева «Красный смех». Никогда не видевший войны писатель мог знать о со...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
«История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – ...полностью>>
'Документ'
Большая часть российских владельцев и управляющих малых предприятий склонны использовать единичные рекламные акции. Нередко они прибегают к ним в кра...полностью>>
'Документ'
На прогулке во время обеденного перерыва Глеб Нержин («В круге первом») старается ходить один, прокладывая на ограниченном пространстве тюремного дво...полностью>>

Развитие профессионала в акмеологической среде

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Соловьев Игорь Олегович

Развитие профессионала в акмеологической среде

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва-2011

Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный консультант:

Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премий Президента

и Правительства РФ в области образования,

академик РАО, доктор психологических наук, профессор

Деркач Анатолий Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Лотова Ирина Петровна

доктор психологических наук, профессор

Михайлов Геннадий Степанович

доктор психологических наук, профессор

Вайсеро Константин Иванович

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Защита состоится 22 декабря 2011г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.13 по психологическим и педагогическим наукам в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, 1 уч. корпус, ауд. 3350

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС

Автореферат размещен на сайте ВАК РФ 22 сентября 2011 года

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор психологических наук В.Г. Асеев

1. Общая характеристика работы

Актуальность проблемы исследования. В динамично меняющихся обстоятельствах жизни и деятельности, постановки задач инновационного преобразования социума актуализируются идеи творческой самореализации специалиста, а также профессиональных групп, коллективов, общества в целом. Научное сообщество обосновывает необходимость стабилизации научных, производственных, сред государственной службы для внедрения инновационных технологий, наукоемкого производства России; создание среды, поощряющей и облегчающей инновационную деятельность. Акмеологическим резервом процессов, поддерживающих стабильное развитие социума, становится акмеологическая среда и активный профессионал, использующий инновационные технологии и одновременно преобразующий профессиональную среду.

Сопоставляя трактовки акмеологического развития профессионала, отметим их диапазон от сведения его к способности генерировать новые идеи и умению воплощать новое в жизнь до понимания его как сложного интегративного феномена, включающего многообразие характеристик, вплоть до самореализации. Рассматривая возникновение и совершенствование профессионализма, многие исследователи ограничиваются конкретными этапами личностно-профессионального развития, чаще раскрываются периоды обучения в вузе, в системе непрерывного образования, интенсивного вхождения специалиста в мир избранной профессии. Констатируется ситуация преобразования среды до акмеологического типа и параллельной реализации творческого потенциала специалиста (публикации докторов наук В.И. Ивановой, К.В.Петрова, М.И.Плугиной и др.).

Нередко в исследованиях отсутствует указание на развитие профессионала непосредственно в акмеологической среде (Е.В.Селезнева, Л.А.Степнова, Е.П.Костенко, М.И.Плугина), но результаты выполненных работ созвучны заявленной проблеме. Теория и методика развития творческого потенциала специалиста (А.А.Деркач, В.Н.Марков и др.) отражают компоненты развития профессионала в акмеологической среде. Активное рассмотрение данной проблемы происходит в ряде вузов: на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, в Санкт-Петербургском педагогическом университете им.А.С.Пушкина, Санкт-Петербургском акмеологическом университете, Международном акмеологическом институте. В работах Жукова Я.В., Миронова М.П., Сидорчик С.В. со ссылкой на монографии автора представлены различные аспекты влияния акмеологической среды.

Интуитивная трансформация профессиональных сред руководителями, учет развития профессионала средствами среды в существующей практике его подготовки востребует поэтапную, акмеологически обеспеченную разработку программ для разных сфер профессиональной деятельности.

Вместе с тем констатируется ограниченность контингента профессионалов, специалистов средообразования, способных интегрировать процессы, связанные с демографической ситуацией и обогащением социально-экономической среды, преобразовывать организационные среды.

В настоящее время все более остро осознаются противоречия между:

- признанием акмеологической среды в качестве обязательной составляющей процесса профессионального становления, дальнейшего развития профессионала - и отсутствием теоретического обоснования этого процесса;

- признанием значимости влияния акмеологической среды на характер и эффективность профессиональной деятельности - и недооценкой этого влияния многими руководителями предприятий, организаций, органов государственной службы, незнанием ими сущности и способов акмеологического развития профессионала, непониманием закономерностей взаимодействия специалиста и профессиональной среды, отсутствием знаний и умений, необходимых для включения в систему «среда-профессионал»;

- объективной потребностью образовательной практики в творческом профессионале с выраженной субъектной позицией, активностью, готовностью и способностью к саморазвитию, самореализации - и установками на унификацию, регламентацию среды, продолжающими существовать в системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации профессионала;

- необходимостью построения профессионального образовательного процесса и профессиональной деятельности с позиции акмеологического развития профессионала в акмеологической среде - и недостаточной выраженностью акмеологического обеспечения данных процессов;

- необходимостью создания адекватной современным требованиям и знаниям целостной концепции, раскрывающей сущностные характеристики названных процессов, - и недостаточно согласованными тенденциями к исследованию развития профессионала в акмеологической среде, к совершенствованию самости профессионала на отдельных этапах его акмеологического развития.

Встает значительная по масштабам проблема разработки теории и практического создания акмеологической среды (включая принципы, закономерности, стратегии и тактики, модели и алгоритмы и т.д.), в которой развивается профессионализм личности и деятельности специалиста. Решение этой проблемы лежит в русле создания целостной методологической и методической системы – концепции развития профессионала в акмеологической среде, которая должна обеспечивать эффективность организационных преобразований в государственных структурах, на предприятиях, в образовательных учреждениях, других профессиональных сферах, в системе повышения квалификации.

Состояние разработанности проблемы исследования

Представители русского космизма (В.И. Вернадский, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев) обосновали самореализацию духовных сил личности и социальных общностей в среде, обеспечивающей воспроизводство культурного потенциала; показали относительность равновесия со средой, что доказывает организационная онтология на уровне организационной трансформации (А.А. Богданов).

Отдельные аспекты средовой проблематики в истории отечественной школы получили освещение в трудах Р.Б. Вендровской, Н.Н. Иорданского, Ю.С. Мануйлова, Т.Н. Мальковской, В.З. Равкина, М.М. Скаткина,
С.Д.Смирнова Ф.А. Фрадкина и др.

Средовой подход определился как сочетание идей ноосферы (В.И.Вернадский), физической среды и средового детерминизма, поссибилизма и пробабилизма (К. Франк), средовой психологии (Д. Гибсон, В. Иттельсон, Ю. Круусвалл, Г.Крайг, Н.Миллер,
М.Хейдментс и др.), программированного обучения (Б.Т.Скиннер), его дополняет полюсно-полевая теория B.C. Шубинского, перенасыщенной среды, архитектоники социума (Г.Зеленев, В.Н.Максимова, Н.М. Полетаева и др.). Экологическая психология (Р. Баркер) возвращает науку к реальному человеку в реальном мире, интегрируя его опыт взаимодействия с окружающим миром и преодолевая погрешности экоантропоцентрического подхода (Кривых С.В.).

Среда как модель (или динамичная аналогия по Д. Хорафасу) представлена в работах Г.А.Ковалева, В.А. Ясвина, а «модель проектного поля» опирается на «теорию возможностей» Д. Гибсона. В.С.Мерлиным и Б.А.Вяткиным показано, что индивидуальное развитие конкретизируется применительно к социально-экономическим и индивидуальным условиям.

Обосновано активное отношение к среде (М.Я.Басов, В.М.Бехтерев), способы отношения человека к миру как включенного и рефлексирующего индивида (С.Л.Рубинштейн). У З.Фрейда, Ж.Пиаже, П.П.Блонского прослеживается как общее существование внутренней и внешней среды, так и возможное ее противостояние природе человека, зависимость темпов и полноценности психического развития от жесткости среды. Б.Г. Ананьев рассматривает человека как продукт среды выявляет акмеологические механизмы взаимодействия со средой.

Среда как объединяющее начало развития представлена в трудах Э.Фромма, Д.А.Леонтьева, И.А.Баевой. Взаимодействие с социальной средой связывается с личностным становлением на основе трудов А.А.Брудного, Л.С.Выготского, Д.А.Леонтьева, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна, В.В.Рубцова, С.Ф.Сергеева и др. И.Н.Семенов относит к индивидуальности психики образ среды; характеристики акме-форм, связанных со средой, выработаны Т.А.Молодиченко. М.Я.Басов ввел понятие «временного и пространственного радиуса среды».

Разрабатывается ориентация на деятельностное проектирование образовательного пространства взрослых (О.С. Анисимов, С.Г. Вершловский, И.Г. Шендрик и др.). Со стороны личности наблюдается приспособление (специфика отношений, атмосфера в русле андрагогических идей), со стороны среды действует закон подбора, исследованный и обновленный
А.А. Богдановым, Э.В. Ильенковым; эргономика изучает более сложные системы «Человек-машина-среда»; значимость техногенных сред обоснована В.М.Розиным, С.Ф.Сергеевым и др. Д.И.Фельдштейн обосновал глобальную значимость проблемы «человек-среда», ее проекции на профессиональную деятельность.

Среда профессиональной деятельности представлена в организационной психологии (Б.Г. Афанасьев, Р.Л. Дафт, М.В.Забиров, Д. Мирвис, А.С. Огнев, В.А. Толочек, Д. Холл) как групповая экоструктура, а экономический анализ среды (Г. Беккер) позволяет ее моделировать (Г.А. Клейнер), воздействовать на организационную среду (Л. Дафт, Р. Фатхубдилов и др.).

Теория развития (онтогенетического, психологического, личностного) разработана как в отечественной (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, К.И.Вайсеро, Л.С.Выготский, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), так и в зарубежной психологии (А.Маслоу, Ж.Пиаже, Д.Ренуотер, М.Руферлет, Д.Рован, П.Феруччи и др.).

Определено понятие профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, Г.С.Михайлов, А.С.Чернышев и др.) как личности (А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина), так и деятельности (В.Г.Зазыкин, И.П.Лотова, А.К.Маркова, Е.В.Селезнева и др.).

Обосновано как личностное (системно детерминированное в школе Б.Ф.Ломова), субъектное (А.В.Брушлинский, А.С.Огнев и др.), так и профессиональное развитие (интегральное в школе В.С.Мерлина, Е.А.Климова, Б.А.Вяткина), в научной школе Б.Г.Ананьева – движение взрослого человека через ступени микроакме к собственному жизнетворчеству.

А.К.Маркова представила варианты сочетания активности профессионала и среды. Индивидуальное своеобразие активности при взаимодействии с окружающим миром обозначается через стиль психической активности и деятельности (А.Адлер, К.М.Гуревич, А.Л.Журавлев, В.С.Мерлин, Е.А.Климов, Б.Ф.Теплов, Х.Уиткин и др.).

В акмеологической теории представлены как показатели личностно-профессионального развития (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова), так и условия (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина,
В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, Е.В. Селезнева, Р.Х. Шакуров) и факторы (Е.А. Климов, А.К. Маркова, О.В.Москаленко), а также обобщенные характеристики акме-форм, связанные со средой (А.А.Артюхина, Т.А.Молодиченко), структура среды субъекта деятельности описана
Е.А. Климовым. Как научная категория «акмеологическая среда» обоснована А.А.Деркачом и И.О.Соловьевым.

Методология психологии среды разработана В.Л. Глазычевым, Е.А.Мараловой, А.П. Мардером, В. Курт-Уляровым, И.Сердюком и Л. Сердюк, Ю.А. Леником, Я.К. Трушиньшем, но не все исследователи солидарны в признании объективности среды (Ю. Воогланди, К. Нигесен). Идея субъективного характера средовых воздействий и образа среды отчетливо сформулирована Г.З. Кагановым, Д.Р. Михайловым, Д.Д. Ольшанским с использованием «постсредовых» категорий: «психологический образ» жизни и «субъективное пространство жизнедеятельности» (близко к «психологическому полю» К. Левина, «жизненному пространству» Э. Бруневика, «субъекту среды» Я. Икскюля). Д.А. Леонтьев считает целесообразным использование понятия «жизненный мир», а Н.Б. Шкопоров – понятия «психологическое пространство личности». Можно характеризовать как полярные позиции О. Кальюнди (среда – специфическая форма мысли) и Д.Н. Узнадзе, У. Джемса (пространственные измерения личности от тела, костюма до архитектурных объемов, бытовых объектов).

Таким образом, современная наука располагает предпосылками создания теории развития профессионала в акмеологической среде, включающими представление о структуре, внутренних и внешних взаимосвязях и направленности действия сред, их продуктах и механизмах, а также определенным тезаурусом. На практике это позволит, предположив акмеологическую направленность, создать по алгоритму и посредством акмеологической модели заданный уровень профессионализма, исходя из реального состояния организационной среды. Акмеологическая наука разработала модели и методы аналитической, экспертной, модельной диагностики, необходимые для установления уровня развития среды и профессионала.

Цель исследования заключается в разработке концепции развитии профессионала в акмеологической среде.

Объект исследования – акмеологическая среда развития профессионала.

Предмет исследования – взаимодействие процессов развития профессионала и преобразующей его акмеологической среды.

Гипотеза исследования

Развитие профессионала в акмеологической среде будет эффективным, если:

- процесс развития обеспечивается сопровождением на основе интегративного акмесредового подхода, позволяющего кумулировать эффекты личностного, профессионального роста и преобразования среды на основе выявленных предпосылок и механизмов акмеологизации среды как необходимого средства достижения высокого уровня профессионализма;

- определена акмеологическая сущность взаимодействия преобразующейся среды и развития профессионала;

- разработана методика оценки динамики развития с помощью показателей, критериев и уровней развития профессионала в акмеологической среде;

- учтены акмеологические закономерности, отражающие характеристики устойчивых связей, отношений и тенденций движения к высокому профессионализму, сопряженному с трансформацией среды;

- содержание акмеологической авторской программы отражает деятельность профессионала по преобразованию среды посредством акмеологических технологий и поэтапному самосовершенствованию профессионализма при участии акмеологической среды;

- развитие достигается за счет сочетания традиционных и акмесредовых технологий, обучение которым возможно посредством комплекса тренингов и методик оценки достижений.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования.

1. В итоге теоретико-методологического анализа проблемы обосновать целесообразность нового подхода к двуединому процессу взаимосодействия совершенствования развития профессионала и преобразования среды (на основе предпосылок акмеологизации и его характеристик), разработать понятийный аппарат, обобщив исследовательские диагностические процедуры и методы исследования.

2. Разработать акмеологическую концепцию развития профессионала в акмеологической среде, включающую: а) определение сущности процессов, источников и подходов; б) модель развития профессионала в акмеологической среде; в) алгоритм развития профессионала в акмеологической среде; г) механизмы развития.

3. Определить показатели, критерии и уровни развития профессионала в акмеологической среде.

4. Выявить акмеологические закономерности и механизмы развития профессионала в акмеологической среде.

5. Обосновать акмеологическую авторскую программу сопровождения развития профессионала в акмеологической среде.

6. На основе сочетания традиционных и акмеологических технологий развития профессионала в акмеологической среде сформулировать научно-практические рекомендации для руководителей предприятий и учреждений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философское учение о соотношении между фазовым пространством целей (Платон, Аристотель), введенная Гегелем идея внутреннего плана, способного реагировать на внешние воздействия, основополагающие идеи русского космизма (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев), учение о ноосфере В.И. Вернадского, П.Т. Шардена, интегральная социологическая теория П.А.Сорокина, идеи синергетики о синтезе пространства и времени, А.И. Пригожина об «овременении пространства», В.И. Вернадского об анизотропности пространственно-временного континуума жизни, а также идеи взаимодействия личности и среды В.М. Бехтерева,
А.Ф. Лазурского (эндо и экзопсихики), М.Я. Басова об активном деятеле в активной среде, Л.С. Выготского о социальной ситуации развития.

Интердисциплинарность области исследования предполагает, помимо использования психологического материала, привлечение методологического аппарата классической биологии, физической химии и их модификаций (диатропика П.А.Чайковского), экономического анализа (Г.Б. Клейнер, Н.Д. Кондратьев, И.Шумпетер), теории управления (Р.Дафт, Г. Друкер и др.), а также фундаментальных положений психологии, философии, акмеологии, раскрывающих философско-психологические аспекты развития личности и ее жизненного пути (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский), уровней профессионализма (Е.Н.Богданов, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.К.Маркова), активности субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, В.М.Бехтерев, А.В.Брушлинский, А.Н. Леонтьев и др.), условий личностного и профессионального становления профессионала (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.Г. Никифоров и др.), положений кибернетического подхода (И.Д. Трумин).

Развитие профессионализма основывается на теории систем (И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин) и функциональных систем П.К. Анохина, сложносистемном (А.И. Пригожин) и личностно-деятельностном подходе (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, В.С.Мерлин), принципах развития, социальной детерминации, принципа изоморфизма А.Н.Хоули, субъекта деятельности, психосоциального, интегрального подходов к изучению профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, А.А. Деркач, А.Л.Журавлев), взаимовлиянии личностного и профессионального развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков).

В качестве основополагающих выделены направления личностного роста: функциональное, гуманистическое, системологическое, объединяющее предыдущие на основе принципа системной детерминации, а также активности самого профессионала (Л.И.Анцыферова, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.С.Огнев, В.А.Петровский и др.).

Проблема развития профессиональной среды может решаться с опорой на ряд идей взаимодополняющих научных направлений: эколого- психологического (А.Баркер), признающего единственно правильным способом изучения человека наблюдение и смыкающегося со средовой психологией (В.Иттельсон, Ю.Круусвалл, А.Мехрабиан, Т.Нийт, М. Хейдментс) в утверждении детерминации реализации человека средой; экологии личности (А.И.Субетто), дополняющего ноосферизм; экономический анализ среды (Н.Д.Кондратьев, Ф.Капра, Г.В.Клейнер, В.Л.Тамбовцев), а также социально-пространственный анализ (П.Бурдье, А.А.Зиновьев), выявляющий иерархизацию и социальные дистанции; психолого-педагогический анализ (Д.Б..Эльконин, И.Д.Фрумин); психолого-средовой (Н.Миллер, Дж.Гибсон), выделивший принципы осознанного взаимодействия, мотивации средовых действий, онтопсихологию (А.Менегетти).

В качестве методологических использовались психотехнические идеи Г.П.Щедровицкого, П.К.Энгельмейера, П.Н.Нестеровой, С.П.Мунта (профессиографический подход к труду), Ф.Ф.Эрисмана, Д.И.Журавского, И.И.Рихтера (организационно-психологическое проектирование), Э.С.Пенкта, Г.С.Никифорова (профпригодность) и др.

Акмеологическая концепция развития профессионала строилась на исследованиях различных сфер деятельности (В.С.Агапов, О.С.Анисимов, Н.В.Кузьмина, Н.И.Лифинцева, В.Г.Михайловский, О.В.Москаленко, А.С.Огнев, Л.Э.Орбан, Е.В.Селезнева, В.Н.Софьина, Л.В.Темнова и др).

Методы исследования. Основные методы исследования включали 1) общенаучные: системный анализ, моделирование, номотетико-идеографический анализ, проектирование, экстраполяция, теоретический анализ; 2) комплекс психологических и акмеологических методов, объединенных в рамках констатирующего и формирующего эксперимента; 3) методы, разработанные в рамках компоненциального подхода: опрос, наблюдение, интервью, эксперимент; методы исследования конкретных явлений (естественный эксперимент, включенное наблюдение, средовое наблюдение); 3) методы, разработанные в рамках акмесредового подхода в сочетании с методами объективной регистрации социального взаимодействия для последующего сопоставления этих данных с материалами, получаемыми в отчетах участников взаимодействия.

В качестве диагностирующих инструментов использованы авторские методики: «Акмесредограмма», опросник «Взаимодействие со средой», «Средовой профиль организации», тренинг - обсуждение нарушений среды организации.

В качестве обучающих методов средообразования использовались: перцептивный тренинг, операциональный тренинг, тренинг манипуляций в деловых переговорах, тренинг лидерских компетенций, тренинг брендинга организации, использована карта диагностики группы профессионалов в перцептивном и операциональном тренингах, авторская методика «выраженности параметров состоятельности», методика «акмесредовозрастная корреляция», биполярная методика «Образ среды», перцептивно-рефлексивная методика ПАС (профессионал – активность – среда), самооценка перцептивных и рефлексивных показателей, тест РАГС (рефлексивная активность государственных служащих, Деркач А.А., Соловьев И.О.), организационно-деятельностная игра «Развитие профессионала в акмеологической среде», предварительная диагностика взаимодействия профессионала и среды по 8 показателям (экспертиза профессиональных ситуаций).

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL», «Statistic for Windows», факторный и корреляционный анализ, многомерное шкалирование на основе опросника к акмесредограмме (36 параметров).

Эмпирическая база и этапы исследования. Эмпирической базой исследования является выборочная совокупность - 2282 специалиста различных сфер деятельности: администрации Ступинского района Московской области – 13 чел.; строительной компании «ТОДЕСиК» (г. Подольск) – 38 чел; консалтингового агентства «А-линия» - 47 чел; департамента кадрового обеспечения МВД РФ – 23 чел.; сотрудников медицинских учреждений – 114 чел.; сферы обслуживания – 67 чел.; администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов заочного обучения Социально-правового института экономической безопасности – 429 чел.; Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа - 198 чел., Московского градостроительного колледжа - 72 чел.; Российского Нового университета - 316 чел.; Института государственного управления и права - 375 чел.; Корпоративного института ГАЗПРОМа - 23 чел.; Воронежского государственного педагогического университета – 73 чел.; Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова - 155 чел.; Тульского государственного университета им. Л.Н.Толстого - 12 чел.; студентов (служащие в государственных и коммерческих структурах) Российской академии государственной службы при Президенте РФ, студентов вечернего и заочного отделения (работающие специалисты) Института гуманитарного образования – 228 чел, преподавателей юридических вузов – слушателей программы повышения квалификации «Преподаватель высшей школы» Правовой академии – 73 чел, преподавателей и сотрудников Центра дополнительного образования «Реальная школа» (г.Воронеж) - 26 чел.

В период подготовки диссертации формирующий эксперимент проводился поэтапно по разработанной программе, с вариациями циклов процедур и по различным методикам на выборке 429 человек.

Первый этап исследования (2002-2004 г.г.) строился как аналитический - теоретическому и эмпирическому анализу подвергались профессионалы, действующие в средах различных сфер профессиональной деятельности, исследовался биографический массив профессионалов высокого уровня. Результаты анализа привели к пониманию значимости для личностно-профессионального развития профессионала качества профессиональной среды, выявили недостаточность научных исследований по проблеме развития профессионала в акмеологической среде, позволили сформулировать цели и задачи, наметить основные направления последующего изучения.

Второй этап (2004-2005 г.г.) содержал сочетание методологического и констатирующего эмпирического исследования, он ставил своей задачей разработку теоретико-методологических основ изучения развития профессионалов в акмеологической среде, проверку выдвинутых гипотез, уточнение и операционализацию основных понятий и категорий исследования, разработку диагностического инструментария и его апробацию, подбор экспериментальных методик и тренингов. Проведено экспериментальное исследование по взаимодействию процессов развития профессионала и преобразованию организационной среды в акмеологическую.

Третий этап (2006-2007 г.г.) включал разработку концепции развития профессионала в преобразующей среде, создание и апробацию стратегий и тактик, модели, алгоритма, технологий, условий и факторов, приводящих в совокупности к возникновению акмеологических признаков среды. На основании критериев и показателей представлены прогнозируемые и реальные уровни развития профессионала в акмеологической среде.

Четвертый этап (2007-2011 г.г.) состоялся как обобщающий, подводящий итоги исследования и разработки научно-методических и практико-ориентированных рекомендаций по внедрению концепции развития профессионала в акмеологической среде. На основе результатов теоретико-методологического и эмпирического исследования разрабатывались программы и тренинги, соответствующие профилю организации, акмеологическое сопровождение групп и отдельных профессионалов, алгоритмы, оптимизирующие поведение в среде профессионалов конкретного типа; осуществлялись уточняющие срезы в новых условиях и внедрение результатов исследования в разнопрофильных профессиональных средах, давались рекомендации руководителям организаций.

Надежность и достоверность полученных результатов определяется достаточным уровнем методологической, методической и эмпирической обоснованности темы, теоретической проработки проблемы развития профессионала в акмеологической среде, высоким уровнем валидности, надежности и прогностичности эмпирических технологий, репрезентативностью выборки, корректным применением методов математической статистики, положительными результатами апробации разработанных методик.

Совокупность инновационных методов, созданных и апробированных автором в вузах, колледжах и организациях (государственных и коммерческих) обеспечила получение новых научных данных, подтвердила новизну и позволила обобщить, систематизировать и расширить представления о возможностях развития профессионалов в акмеологических средах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы рефератов для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 19. 00. 13 Психология развития; акмеология А. Маслоу гуманистическая теория личности

    Темы рефератов
    Условием допуска к экзамену по специальности является подготовка реферата, который должен показать готовность поступающего в аспирантуру к научной работе.
  2. Развитие профессиональной самоорганизации педагога в пространстве последипломного образования

    Диплом
    Одной из основных тенденций современного последипломного педагогического образования в Украине является переход от его дидактико-методической направленности к повышению профессиональной компетентности и развитию личности педагога,
  3. Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы

    Автореферат
    Защита состоится 28 июня 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д - 502.006.13 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606,
  4. Акмеологическое сопровождение специалистов в критические периоды развития общества

    Автореферат
    диссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте
  5. Акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятии газодобывающей отрасли

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте РФ»

Другие похожие документы..