Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Очень разные рассказы написал А. Костюнин, разные по интонации, цвету, темпу. Но одно объединяет их – после прочтения начинаешь размышлять, переживат...полностью>>
'Конкурс'
1-й Всероссийский Дистанционный Конкурс ученического самоуправления (далее – Конкурс) направлен на повышении роли органов ученического самоуправления...полностью>>
'Исследование'
Сто лет назад в Атланте, штат Джорджия, жил фармацевт по имени Джон С. Пембертон. В финансовом отношении у него дела шли неважно, но доктору Пемберто...полностью>>
'Лекции'
Международные документы о социальных правах и свободах человека и гражданина. Международное сотрудничество в области прав человека. Международные орг...полностью>>

Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни кзибож» в рамках фгос «Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гун Г.Е.

профессор, д.м.н.,

заведующий кафедрой

социального здоровья школьников

Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни - КЗиБОЖ » в рамках ФГОС

«Здоровый образ жизни – как основа

личного здоровья и безопасной

жизнедеятельности»

Паспорт к программе по формированию «Культуры здорового и

безопасного образа жизни»

Основанием для разработки, как учебных предметов, так и в целом программ внедрения стандарта в ОУ являются требования ФГОС - ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован в Минюсте РФ за номером 15758 от 22 декабря 2009 года). Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2011 №19676 ПРИКАЗ Министерства ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 октября 2010 г. N 986 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ МИНИМАЛЬНОЙ ОСНАЩЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ОБОРУДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52-ФЗ. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические

требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2010 г. N 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.2821-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ". Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

Система гигиенических рекомендаций к условиям реализации основной образовательной программы в начальной школе - Москва, 2009 год.

Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа в 2010 году» - Москва 2011 год.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ. 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

(наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Заказчик Программы -

Период и этапы реализации: 2011-2015 годы.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, сформировать у них навыки культуры здоровья и безопасного образа жизни…

Основные задачи, мероприятия: создание организационных и экономических условий, обеспечивающих стабилизацию с последующим улучшением состояния здоровья детей и подростов;

расширить контингент обучающихся, принимающих участие в спортивных и иных видах здоровьесберегающей деятельности, а также охваченных различными оздоровительными мероприятиями (в том числе летним отдыхом);

разработать организационно-педагогические мероприятия, направленные на наиболее полное включение обучающихся в проблематику собственного здоровья;

выделить в качестве самостоятельой и находящейся под особым контролем направления деятельности по анализу ситуации с употреблением школьниками алкоголя, табака, наркотиков, психоактивных вещест, а также углублению процессов инклюзивного обучения в массовой школе детей-инвалидов;

продолжить линию по доведению ОУ до уровня предусмотренного СанПиН.

Объем финансовых ресурсов:

Планируемое получение результатов:

добиться того, чтобы система обобщенных личностно-ориентированных целей образования обеспечивала связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и являлась основой для корректировки основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и способствовала устранию устаревших методик обучения, отстающих от образовательной программы;

осознание школой проблематики и повышение ответственности ее за сохранение, и укрепление здоровья школьников;

создание в ОУ оптимальной системы организации горячего питания;

расширение межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне в инетересах создания эффективных механизмов сохранения и укрепления здоровья школьников.

полученный результат на кождом этапе внедрения ФГОС должен быть содержательной и критериальной основой для корректировки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы;

создать среду, обеспечивающую информационную безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии сдействующим Федеральным законом;

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы:

создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

высокая мотивация участников образовательного процесса к здоровому образу жизни;

создание системы профилактики вредных привычек в образовательных учреждениях;

эффективное взаимодействие системы образования с другими социальными институтами, участвующими в сохранении здоровья детей, подростков и молодежи;

стабилизация с дальнейшим улучшением здоровья школьников;

снижение острой и хронической заболеваемости;

внедрение современных медицинских технологий в практику профилактической оздоровительной работы с каждым конкретным ребенком при выборе индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

приведение уровня учебных нагрузок к нормативам; создание надлежащих санитарно - гигиенических условий, через укрепление материально-технической базы ОУ;

повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи; создание в целом здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении; формирование у всех участников образовательного процесса саногенного мышления;

обеспечение физиологического уровня потребности обучающихся в энергетических веществах через рацион питания;

увеличение охвата обучающихся горячим питанием;

приобретение обучающимися навыков культуры здорового и безопасного образа жизни;

создание портрета выпускника начальной школы - то есть к окончанию 4 го класса – (по ФГОС начального общего образования): любознательный, любит свой край, Родину; уважает и принимает ценности семьи; умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию; у которого сформированы установки на сохранение и укрепление здоровья, навыки здорового и безопасного образа жизни и он их выполняет;

владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность, содействует гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.

Модель выпускника начальной школы к 2015г. (один из вариантов) - это выпускник: обладающий универсальными компетенциями; высокой мотивацией к учебной деятельности; владеющий нормами и этапами социальной жизни; умеющий рефлексировать свою деятельность; с закрепленной потребностью быть здоровым.

Каждое ОУ планирует свои конкретные мероприятия, исходя из проведенного мониторинга (приложение №1, №2, SWOT-анализа, имеющихся в ОУ школьных факторов риска, данных мониторинга готовности ОУ к переходу на ФГОС, дополнительной информиции, существующей в ОУ, которые ими используются для построения основной образовательной программы).

Разработчики программы:

Сроки разработки программы:

Стоимость разработки программы:

Стоимость программы:

Заказчик программы:

Основной исполнитель и соисполнители программы:

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы:

Постановление об утверждении программы:

Система организации контроля за выполнением программы (контроль за выполнением программы осуществляют конкретные лица, их надо указать)

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

пояснительная записка - должна раскрывать:

- цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;

- общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования:

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план начального общего образования;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В пункте 19.7 стандарта предписано: «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

- формирование установки на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- применение рекомендуемого врачами режима дня;

- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены».

Миссия школы - при построении образовательной программы исходим из социального заказа общества и действующей нормативно-правовой базы. Из миссии школы, предлагаемой нами, в программу каждое ОУ может включать свое видение, исходя из требований национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В настоящее время предпринимаются различные меры, направленные на развитие образованности детей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВТОРОГО поколения. Во многих образовательных учреждениях осуществляется расширенная подготовка учащихся по отдельным программам. Это обусловлено существованием социального заказа, как со стороны самих детей, так и их родителей. В настоящее время современные учреждения образования работают в режимах функционирования и развития одновременно. Стремление достигнуть высоких успехов в усвоении разносторонних аспектов социального опыта часто выходит на первый план, не учитывая других важных аспектов развития человека. Однако, известно, что гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность учащихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении учащимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны.
Педагогу сегодня приходится работать, по сути, с больным поколением детей. По данным специалистов, около 90% из них имеют нарушения физического и психического здоровья. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. К окончанию школы у 50% детей отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не годны к службе в Вооружённых силах. По Ленобласти - 30% (2010г).

Негативные тенденции характеризуются, прежде всего, прогрессирующим ростом в структуре хронических заболеваний, нервно-психических нарушений, аллергических заболеваний, экологически детерминированных состояний, ростом наркомании и токсикомании. Рисковое социальное поведение подростков неизбежно приводит к увеличению венерических заболеваний и СПИДА, росту количества ранних беременностей и абортов.

Причинами резкого ухудшения здоровья детей являются, в том числе ухудшение состояния здоровья матерей, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, стрессы, неполноценное питание, частичное разрушение служб врачебного контроля.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира. Исходя из этого понимания, современная школа должна дать ученику: прочные знания по предметам; развить общекультурный кругозор; помочь в развитии способностей; приобрести опыт общения с людьми; сформировать: способность ориентироваться в жизни, умение вести себя (правила поведения); дать представление о различных профессиях, представление о ценностях, смысле жизни; умение мыслить самостоятельно; сформировать навыки здорового образа жизни, т.е. дать ребенку социальные ориентиры – чтобы он мог определить свою роль в обществе и адекватную манеру поведения. Оказать помощь в выявлении школьных трудностей, определении группы риска по школьной и социальной адаптации, создать в школе атмосферу, где не будет места развитию заболеваний (психических нарушений, связанных с нарушением такта учителей – дидактогенных заболеваний, проявлений буллинга или моббинга). На данном этапе деятельности образовательного учреждения необходимо установить критерии оценки здоровья – уровень работоспособности, оценку наличия вредных привычек, выявление физических дефектов, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, социальное благополучие. Необходимо определить какие факторы, влияют на укрепление здоровья, какие факторы его разрушают.

Подготовить детей к жизни, наполненной информацией, умение пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать! Создать выпускника конкурентоспособным, готовым к изменениям в обществе и экономике, уметь принимать самостоятельные решения и адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Необходимо сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя, и наркотиков; обучить родителей и педагогов методике, как пробудить интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребности в признании, общении, получении новых знаний: сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, воспитать у себя готовность соблюдать эти правила; сформировать умение: оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей; формировать представление об особенностях своего характера, навыков; управления своим поведением; эмоциональным состоянием; развить коммуникативные навыки (умение строить свои отношения с окружающими в различных ситуациях, избегать конфликтов; сформировать: умение противостоять негативному давлению со стороны окружающих, осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний; просвещение родителей в вопросах формирования у детей позитивного представления о ЗОЖ; необходимость сдвига возрастной планки в сторону более позднего приобщения к сексуальным отношениям, предупреждающим ЗППП и бесплодие; формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены.

Вот почему образовательные учреждения призваны стать центрами здоровья, формирования культуры здоровья, внутренней потребности у учащихся и педагогов гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности. Обучение в образовательных учреждениях должно быть полезным для здоровья, и выпускники школ должны выходить из их стен окрепшими духовно и физически. Сами эти учреждения с проблемой охраны и укрепления здоровья учащихся не справятся. Здесь нужны совместные усилия всех субъектов образовательного пространства: учителей, врачей, священнослужителей, государственных органов власти, родительской общественности, средств массовой информации.

Здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая деятельность должна быть комплексной, системной, планомерной. В первую очередь она направлена на предотвращение школьных форм патологий; на снижение факторов риска для образовательных учреждений; на устранение конфликтных ситуаций и стрессовой практики педагогического воздействия; на профилактику девиантного, отклоняющегося от норм поведения; на нейтрализацию негативного влияния окружающей среды. Здоровье образовательного пространства Росси и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности, переход к новой системе социально-экономических отношений, его непосредственное влияние на повседневную жизнь человека, создают, с одной стороны, качественно новые альтернативы и возможности выбора жизненного пути, с другой - оказывают воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаются на планах, целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность и приводят к ухудшению социального здоровья общества (Л.И. Анциферова, Г.В. Грачев, Г.Г. Дилигенский, А.Евдокимов, В.В. Лапкин, Л.И. Шершнев). Все эти факторы по отдельности и в совокупности лишают общество такой важной характеристики, как безопасность.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой, и - это залог здоровья нации.

Исходя из Федерального закона 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития «родник знаний и творчества»

    Программа
    Полное наименование Учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа № 5», сокращенное наименование – МБОУ «Гатчинская НОШ № 5»

Другие похожие документы..