Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 21 октября 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.189.11 в Пермском государственном университете по адресу...полностью>>
'Методические указания'
на Методические указания для студентов по проведению практических занятий для дисциплины «Экономическая география Республики Башкортостан» разработан...полностью>>
'Статья'
по реализации отдельных вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14 – 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственно...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (49)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

ПСИХОЛОГИЯ.

Возрастная психология. Педагогическая психология. Социальная психология

Методические рекомендации для преподавателей

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. психол. наук, профессор Т.А. Гусева

П Психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Е.Варшавская, Н.А. Кочергина, И.С. Пищева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 141 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для преподавателей педагогических вузов и студентов, обучающихся по специальности 033200.00 (050303.65) Иностранный язык с дополнительной специальностью.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Н.Е. Варшавская, Н.А. Кочергина, И.С. Пищева, 2009.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рабочая программа

5

Цели и задачи дисциплины

7

Тематический план курса и распределение часов по темам и видам работы

10

Содержание разделов дисциплины.

11

Планы семинарских занятий

15

Задания для самостоятельной работы

20

Вопросы к экзамену

23

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

24

Материально-техническое обеспечение дисциплины.

29

Учебно-методическая карта дисциплины

30

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

41

Карта согласования рабочей программы дисциплины

51

Технологическая карта дисциплины

51

Тезисы лекций

53

Методические рекомендации для преподавателей

53

Модуль 1. Возрастная психология

54

Лекция №1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

54

Лекция №2. Условия, источники и движущие силы психического развития

57

Лекции №3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

62

Лекция №4. Особенности пренатального развития. Период младенчества

66

Лекция №5. Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте

71

Тема №6. Психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте

73

Лекции №7. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

76

Лекция №8. Психологические особенности подростка

79

Лекция №9. Ранняя юность

82

Использованная литература

84

Модуль 2. Педагогическая психология

85

Лекция №1. Предмет и задачи педагогической психологии.

85

Лекция №2. Психологическая сущность учебной деятельности.

Школьник как субъект учебной деятельности

88

Лекция №3. Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии

92

Лекция № 4. Психологические проблемы школьной отметки и оценки

97

Лекция №5. Психологические причины школьной неуспеваемости

101

Лекция №6. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению

103

Лекция №7. Психологическая сущность воспитания, его критерии.

110

Лекция №8. Психология личности учителя

113

Лекция №9. Учитель как субъект педагогической деятельности и общения

116

Использованная литература

119

Модуль 3. Социальная психология

120

Лекция №1. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии

120

Лекция №2. Группа как социально-психологический феномен.

125

Лекция №3. Этнопсихология

130

Лекция №4. Проблемы личности в социальной психологии.

134

Лекции №5-6. Межличностный конфликт

139

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

Рабочая программа

психологии

Кафедра________________________________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование ОПД.Ф.01 Психология (возрастная, педагогическая, социальная)

дисциплины_____________________________________________________________________ (шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус_______________________________обязательная________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления) 033200.00 Иностранный язык с дополнительной специальностью.________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения______________________дневная___________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины_________________________172___________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

3

172

86

46

40

-

86

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД.Ф.01 Психология

Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

Разработчик доцент Н.Е. Варшавская

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии

Заведующий кафедрой _____________________ Н.Е. Варшавская

Одобрена Ученым советом факультета иностранных языков

«_______»_____________________ Председатель __________________________

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, организационно-управленческую виды профессиональной деятельности, её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся,

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Возрастная психология является одним из разделов курса «Психология», включенного в федеральный компонент государственного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин для подготовки будущих учителей. Содержание нашего курса ориентировано как на требования государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование», так и на учебные планы, действующие в реальном образовательном процессе вуза. Содержание курса «Возрастная психология» построено в соответствии с положениями отечественных и зарубежных теорий возрастного развития и актуальными проблемами современной теории и практики образовательного процесса.

Основной целью курса является формирование педагогической позиции будущего учителя и его профессиональной компетентности на основе понимания возрастных особенностей ребёнка, его проблем и осмысления механизмов, закономерностей и факторов возрастного развития.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- формирование у студентов научного представления о сущности и закономерностях возрастного развития;

- обеспечение понимания возрастных особенностей человека и его проблем на каждом возрастном этапе и наполнения предметных знаний личностным смыслом;

- формирование умений диагностической и прогностической деятельности в отношении детей и обеспечение готовности к выполнению таких видов педагогической деятельности как коммуникативная, управленческая, проектировочная, исследовательская.

Педагогическая психология способствует пониманию основных психологических проблем учащихся и педагогов, ориентирует в современных психологических теориях обучения и воспитания, нацеливает на оценку и проектирование образовательного процесса в соответствии со всеми психологическими знаниями, освоенными студентами в предыдущих разделах учебного курса.

Цель курса – характеристика общих закономерностей и механизмов усвоения личностью социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания.

Основными задачами курса являются:

- теоретическая подготовка к решению профессиональных задач;

- овладение культурой интеллектуальной деятельности и педагогического общения;

- развитие профессионально важных качеств личности и педагогических способностей (социальная перцепция, эмпатия, рефлексия, толерантность, педагогический такт и др.);

Одной из важных задач курса является формирование у студентов склонности и умений выделять в повседневной жизни и собственной педагогической деятельности явления психической реальности, строить предположения о субъективной составляющей поведения школьников. Не менее важным является формирование умения интегрировать результаты, продукты собственной деятельности и деятельности учащихся и на их основе прогнозировать ход личностного развития субъектов образовательного процесса.

В процессе изучения возрастной и педагогической психологии студенты, как будущие педагоги, должны усвоить общие закономерности психического развития и формирования личности ребенка, научиться понимать внутренний мир школьника на разных этапах его развития, самостоятельно исследовать потенциальные возможности учащихся, выявлять их интересы и склонности, причины отставания в учении, выбирать пути устранения проблем.

Целью курса «Социальная психология» является формирование у будущих педагогов представлений о психологических аспектах социальных явлений, что должно стать основой становления профессиональной компетентности в области психологии взаимодействия и общения.

Основными задачами изучения социальной психологии являются

- вооружение студентов знаниями о психологических характеристиках социальных групп и закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы;

- обеспечение понимания того, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, «задают» личность в определенном социальном контексте;

- формирование умений использования основных форм и способов социально-психологического воздействия.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший возрастную психологию, должен

Знать: основные понятия возрастной психологии; механизмы перехода с одной возрастной стадии на другую; закономерности и показатели развития; новообразования каждого возрастного периода; условия и факторы, определяющие особенности развития в каждый возрастной период.

Уметь: понимать возрастные особенности человека и его проблемы; взаимодействовать с детьми разных возрастов.

Владеть навыками диагностической и прогностической деятельности в отношении детей.

Студент, изучивший педагогическую психологию, должен

Знать, как преломляются знания, полученные в курсах «История психологии», «Общая психология» и «Возрастная психология» в курсе педагогической психологии, повысить уровень теоретической подготовки и компетентности во взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Уметь: осознавать и объяснять явления психологической реальности в процессе усвоения личностью социокультурного опыта.

Владеть навыками применения знаний, полученных в курсе педагогической психологии, в практике преподавания конкретного предмета.

Студент, изучивший социальную психологию, должен

Знать: психологические характеристики социальных групп и закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы.

Уметь: понимать влияние социума на психологические характеристики личности.

Владеть навыками организации социальной среды и способами социально-психологического воздействия.

Место курса

Курс выступает как важный фактор формирования у студента научного мировоззрения, гуманистических установок и конструктивных взглядов на предмет будущей профессиональной деятельности. Курс относится к циклу обязательных общепрофессиональных дисциплин подготовки специалиста (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний об объекте своей будущей профессиональной деятельности. В этом плане он связан межпредметными связями со всем спектром общепредметных дисциплин, в первую очередь педагогикой, возрастной анатомией и физиологией, теорией и методикой обучения иностранному языку.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..