Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В данной работе будет исследован рынок минеральной питьевой воды и также компании, которые работают на нем: закрытое акционерное общество «Полюстрово...полностью>>
'Викторина'
В древнерусской мифологии существовало божество – спутник Марса, олицетворяющая честь, славу и почет. А какие отрицательные черты приписывали этому бо...полностью>>
'Документ'
Одним із найактуальніших завдань сучасної освіти і виховання в Україні є створення умов для формування людини-громадянина, для якої демократичне грома...полностью>>
'Программа дисциплины'
Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления...полностью>>

Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

СИМКАЧЕВА Марина Владимировна

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЖУРНАЛИСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ,

МОДЕЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

Специальность 10.01.10 – Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Казань – 2006

Работа выполнена на кафедре журналистики Государственного образовательного учреждения «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» Министерства образования и науки Российской Федерации (ГОУ ВПО КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина МО и НРФ).

Научный руководитель - доктор философских наук,

доцент

Шайхитдинова Светлана Каимовна

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор

Свитич Луиза Григорьевна

- кандидат филологических наук,

доцент

Федотова Наталья Фагимовна

Ведущая организация Марийский государственный

университет

Защита состоится 2 ноября 2006 года в 16.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.081.14 в Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35, корп. 2, ауд. 1311.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета (Казань, ул. Кремлевская, 35).

Автореферат разослан «29» сентября 2006 года.

Ученый секретарь

диссертационного Совета

кандидат филологических наук,

доцент М.А. Козырева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность научного исследования. Проблема профессионализма журналиста многопланова. Обособление журналистики от литературно-творческого процесса и технологизация журналисткой деятельности в наши дни отразились, во-первых, на качестве журналисткой информации: она стала упрощенной с точки зрения стиля, жанровых форм и языка. Во-вторых, - на аудитории, которая стала меньше доверять средствам массовой информации.

Становление журналистики как профессии и ее технологическое совершенствование закономерно подчинено ходу времени. Еще лет 20-30 назад, в советское время, профессию относили к разряду творческих, а журналист считался, в первую очередь, литературным работником. Процессы, происходящие сегодня в обществе, формируют иную журналистику. Ранее творческая профессия теперь становится все более технологичной. Профессиональная деятельность и мастерство журналистов оценивается подчас по случайным критериям. У каждой редакции свой «стандарт», свои профессиональные требования. Свой талант и умение журналисты используют в политике, коммерции, сфере услуг, рекламе. Меркантильный мотив оказывается ведущим. С точки зрения многих журналистов, эта тенденция не означает уход от профессионализма.

Тема профессионализма и критериев его оценки – малоисследованна и сложна по своему составу. Невозможно охарактеризовать или дать определение профессионализма журналиста по каким-то универсальным параметрам: технологическому, творческому или этическому. Понимание профессионализма на личностном уровне зачастую противоречит некоему существующему образу, сформированному под воздействием различных идеологий, традиций, стереотипов и других факторов общественного развития.

Тема диссертационного исследования актуальна так же с точки зрения подготовки будущих специалистов. Изменяются требования к журналистскому образованию, пересматриваются критерии профессионализма специалистов, меняются и запросы редакций. Журналисты-практики, да и многие преподаватели, продолжают считать, что в сфере средств массовой информации наблюдается концептуальное и технологическое отставание вуза от требований информационного производства в сфере СМИ.

Эта ситуация не может не оказывать влияния на профессиональное сознание журналистов, в котором формируется некий собирательный образ профессионализма, отвечающий запросам времени.

Целью исследования является выявление процесса трансформации понятия «профессионализм журналиста», его опосредованности факторами и профессиональным сознанием. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. Анализ динамики различных толкований профессионализма, во-первых, в специальной и научной литературе, во-вторых, в общественном сознании.

  2. Определение факторов, влияющих на толкование профессионализма.

  3. Выяснение тенденций развития и трансформации профессионализма и определение существующих его моделей.

  4. Выявление вариантов понимания профессионализма в сознании регионального журналиста.

Предмет исследования – модели практического воплощения профессионализма в журналистской практике и в профессиональном сознании журналиста.

Объект исследования – функционирование понятия «профессионализм» в общественном сознании.

Методы исследования. Для решения поставленных задач автор диссертационного исследования в своей работе применяет несколько исследовательских методов: системного обобщения подходов к определению профессионализма в журналистике; изучения законодательной, нормативной базы, регулирующей деятельность журналистов; анализа документов, включенного наблюдения за развитием средств массовой информации конкретного региона. Также проведено прикладное социологическое исследование, выявившее особенности понимания профессионализма на региональном уровне. Основной метод - анкетирование экспертов – руководящего звена СМИ Республики Татарстан (проведено в мае 2006 года). В 2004 и 2005 годах по заданной теме также проводилось экспертное интервьюирование журналистов Казани и районов Республики Татарстан.

Методология исследования. Теоретико-методологической базой для диссертации послужили труды представителей деятельностного подхода в гуманитарном знании, а так же теоретиков журналистики.

Степень разработанности темы исследования. Проблему профессионализма журналиста в настоящее время все чаще поднимают ученые–исследователи, журналисты, представители сферы образования, политики. Отдельным аспектам этой темы посвящено множество работ как российских, так и зарубежных ученых. Объектом их изучения стала теория и практика профессиональной журналистской деятельности, рассматривающаяся в трех аспектах: организационном, технологическом и нравственном. Исследования этого рода выделяют «гуманистический» и «технологический» подходы в структуре профессионализма в журналистике.

Одной из последних работ, посвященных теме профессионализма журналиста, является тематический сборник статей и материалов «Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры» под редакцией профессора В.Ф. Олешко1. В книге затрагиваются актуальные вопросы профессиональной культуры журналиста, профессионального образования, практики, влияния на развитие профессиональной культуры новейших информационных технологий, содействия журналистского сообщества формированию цивилизованных отношений власти и общества, работников СМИ и аудитории. Рассматриваются вопросы методологии, практики и журналистского образования. Представлены мнения известных ученых: С. Виноградовой, А. Короченского, Б. Лозовского, Г. Мельник, В. Прозорова, В. Тулупова, С. Шайхитдиновой и других.

Близки по исследуемой в диссертации теме работы Л. Свитич и С. Пасти. Первый из этих авторов комплексно подходит к изучению профессиональной журналистской деятельности: рассматривает историю журналистской профессии и ее современное состояние; анализирует профессию журналиста, ее роль в жизни общества, сравнивая с другими профессиями, ориентируемыми на работу с людьми2. Большое внимание ученый уделяет теме подготовки будущих журналистов, их профессиональному образованию. Этот аспект отражен в книге «Журналистское образование: взгляд социолога»3.

Концепция, посвященная вопросу журналистского профессионализма, изложена в монографии С. Пасти «Российский журналист в контексте перемен: Медиа Санкт-Петербурга», в которой автор исследует профессиональную структуру личности журналиста, внешние и внутренние стороны профессиональной деятельности.

Практическая (технологическая) сторона профессионализма наиболее полно отражена в книгах советского журналиста В. Аграновского и современного исследователя В. Третьякова4.

Профессиональная журналистика, ее современное состояние и перспективы развития – темы, нашедшие отражение в многочисленных публикациях И. Дзялошинского5.

Сами журналисты нередко публикуют размышления о профессионализме на страницах популярных газет и журналов. На форумах интернет-сайтов разгораются споры и дискуссии о состоянии современной журналистики, объективности журналистов, о праздной и будничной стороне профессии, говорят об уровне подготовки молодых специалистов6.

К следующей группе принадлежат работы, написанные, в основном, зарубежными теоретиками: М. Мэтис, Ф. Сибберт, У. Шрамм Э. Деннис, Д. Меррил, Howard Davis, Philip Hammond и содержащие анализ западных теорий профессиональной журналистской деятельности7.

В диссертации использованы следующие источники: законодательные и общественно-политические документы в области нормативной деятельности средств массовой информации: Закон РФ «О средствах массовой информации», принятый в 1991 и Кодекс профессиональной этики российского журналиста (1994 г.); публикации ученых и журналистов в научных и профессиональных журналах; публикации в российских и татарстанских газетах: «Аргументы и факты», «Известия», «Российская газета», «Республика Татарстан», журнале «Идель», а также материалы интернет-сайтов по данной теме; результаты анкетного опроса журналистов республиканских СМИ.

Научная новизна исследования. Впервые предпринято целостное исследование генезиса и актуального воплощения в общественном сознании российского общества понятия и представлений о профессионализме журналиста.

В работе также произведен анализ практического опыта журналистов и его теоретическое обобщение на примере деятельности работников СМИ Республики Татарстан.

Практическая значимость исследования. Определение и обоснование современного состояния профессионализма в журналистике может быть использовано в научных и образовательных целях для совершенствования учебных программ по подготовке будущих специалистов по курсу «Основы журналистики». Также данная работа может быть полезной для руководителей СМИ, журналистов, студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», и всех тех, кто связан с этой профессией.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ценностные предпочтения в понимании профессионализма представителя социономических родов занятий сложились в ходе деятельностного развития человека с ориентацией на общечеловеческую ценность личности профессионала, что выражается в нормативной модели профессионализма как приоритет «таланта», «призвания», «нравственной позиции» субъекта деятельности.

  2. Модели профессионализма, выражающиеся в ценностных приоритетах субъектов деятельности и в доминирующих практиках, складываются как под влиянием цели деятельности, так и ее конкретно-исторических условий.

  3. В «рыночной» модели профессионализма, функционирующей в актуальном поведении работников СМИ, вытеснены ценности «талант», «призвание», «нравственная позиция» журналиста.

  4. Помимо факторов общественного развития проявлению на практике «советской» и «гуманистической» моделей профессионализма противостоит то, что эти модели существуют в виде ценностных ориентиров в сознании журналистов, относящих себя к «разным эпохам».

  5. Действия журналиста «по долгу службы» и его латентные ценностные ориентиры нередко вступают в конфликт, что вызывает амбивалентность, непоследовательность поведения работников российских СМИ.

  6. «Талант», «призвание», «нравственная позиция» и другие составляющие нормативной модели профессионализма выявляются не в корпоративном сознании журналистского сообщества, а в индивидуальных ценностных установках отдельных журналистов: этим обусловлено большое значение личностного фактора в повышении профессиональной культуры в российской журналистике на современном этапе.

Апробация научных результатов. Некоторые теоретические аспекты диссертации обсуждались на итоговых научных конференциях КГУ (февраль 2004 г., февраль, ноябрь 2005г.), январских научных конференциях кафедры журналистики (2003 - 2006 г.г.). Отдельные положения в виде докладов были представлены на научных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (Москва, МГУ, 31 января – 4 февраля 2006 г.); Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» (С-Петербург, СпбГУ, 3-4 марта 2005 г.); Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты» (Казань, КГУ 11 ноября 2004 г.) и других. Тезисы докладов и статьи, отражающие основные положения диссертации, опубликованы в сборниках научных трудов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения, списка использованных источников и научной литературы и нескольких приложений. Содержание работы изложено на 180 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется состояние ее научной разработанности, формулируются цели и задачи, выделяются объект и предмет исследования, подчеркивается научная новизна диссертации, формируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается степень ее теоретической и практической значимости, определяется методология исследования, говорится об апробации научных результатов и их возможном дальнейшем применении.

В первой главе«Понятие «профессионализма» в науке, социальном знании и журналистском произведении» исследуется понятие профессионализма в историческом дискурсе – в ходе развития трудовой деятельности людей. В первом параграфе «Профессионализм журналиста: обзор подходов в отечественной теории журналистики» прослеживается формирование понятия «профессионализм» в отечественной специальной литературе советского и постсоветского периода, выявляются подходы к пониманию профессионализма в рамках профессиональной деятельности журналиста, показывается, как происходит трансформация понимания профессионализма в журналистике в разные периоды ее функционирования.

В отечественной теории журналистики параллельно рассматриваются два подхода к определению профессионализма. Первый подход отражает позицию преимущественно советских исследователей, доказывающих, что основу профессиональной деятельности журналистов составляют мастерство и творческие способности, реализация которых невозможна без проявления природного таланта и призвания к профессии. Сторонники второго подхода – в основном его придерживаются современные исследователи, - приравнивают профессионализм к технологизму: это владение в совершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланировать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей. Это стандартное определение профессионализма, так «должно быть». Однако постоянный пересмотр системы ценностей привел к разноплановому пониманию профессионализма.

После принятия в 1991 году нового Закона о средствах массовой информации начались исследования правовых и этических аспектов в работе журналистов. Прежде всего, исследования в этой области определила общеэкономическая ситуация в стране. Переходный период, смена эпох, взглядов, мнений, убеждений, влияние рыночных идей, пришедших с Запада – все это привело не только к трансформации журналистского профессионализма, но и к этическому кризису в информационной деятельности. Современный профессионализм рассматривается в рыночно-технологическом контексте. Понимание профессионализма сводится к грамотному маркетингу и четкой организации технологического процесса производства продуктов журналистской деятельности. Произошли изменения и в концепте профессионального призвания. В наши дни этот концепт рассматривается с позиций потребительства.

Обзор исследований свидетельствует о том, что развивается тенденция к трансформации понятия «профессионализм» и понимания его на практике. Журналистика как профессия за годы своего становления и развития претерпела множество изменений, которые не могли не отразиться на понимании профессионализма. В каждые периоды развития общества актуальной всегда была проблема – достижение вершин профессионального мастерства, достижение выдающихся результатов в выбранном деле. Однако, несмотря на очевидную актуальность и высокую значимость, разработка этой глобальной проблемы во многом зависела от идеологического фона и установок общества. Смена поколений и разделение общества не представляют возможности для развития единого стандарта профессионального поведения. Профессионализм формируется под влиянием объективных условий, в которых живет человек. Изменения в общественной жизни ведут не только к иному пониманию журналистского профессионализма, но и к трансформации самой профессии. «Профессионализм» в таком современном толковании не охватывает значения, которое обретало это понятие в процессе истории.

Во втором параграфе первой главы «Деятельностная природа человека в зеркале социально-гуманитарного знания» мы обратились к истокам формирования понятия «профессионализм». Идея профессионализма формировалась в гуманитарном знании. Гуманитарное знание сформировало понимание деятельности людей как всеобщей жизненной необходимости. Отношение к труду обусловлено удовлетворением личных потребностей, прежде всего, в самореализации и самоутверждении. Потребности стимулируют человека и направляют развитие его способностей к различным видам деятельности.

Появление разных видов труда дает человеку возможность максимально раскрыть свои потенциальные способности, осознать собственную значимость в преобразовании мира. Важными оказываются природные склонности (талант и призвание) и приобретенные способности (мастерство, знания), которые со временем получают нравственное обоснование и общественную значимость. В основу профессионализма закладываются высокие гуманистические идеи добра, общественного служения, чувства долга, ценности человека. Проявление заложенных в человеке способностей и талантов определяет отношение к труду. В XIX веке особо выделились такие компоненты, как творчество, талант, призвание, которые были необходимы не только для творческого саморазвития личности, но и прогресса всего общества. В этот период закрепилось гуманистическое (этическое) понимание профессионального отношения к своей деятельности (творчество, талант, призвание, служение обществу).

Параллельно с этическим пониманием, в эпоху индустриализации утвердилось отношение к труду как к зарабатыванию денег. На отношение к труду усилилось влияние социальных факторов, главным из которых выступало материальное благосостояние. Произошло не только изменение отношения к труду, понимания труда, но и изменение профессионального сознания людей. Индустриальная практика XIX века утвердила положение, при котором в общественных науках люди и их способности учитываются лишь в абстрактных формах и измерениях. В такой ситуации профессионализм определяют технологизм, стандарты – это объективное следствие.

В третьем параграфе «Роль личности в профессионализме журналиста» рассматривается, как нормативное понимание «профессионализма» соотносится с личностными установками, ценностными ориентирами и индивидуальными особенностями журналиста как человека и представителя общественной профессии.

Опираясь на исследования И. Дзялошинского, доказывается, что сложившиеся в профессиональном сознании журналистов ценностные ориентиры не поддерживаются актуальной практикой. Такая тенденция связана, прежде всего, с тем, что в постсоветском пространстве перед российскими журналистами остро встала проблема, связанная с необходимостью профессиональной, духовной, социальной, политической идентификации. Работники средств массовой информации должны были самостоятельно определить линию своего профессионального поведения. Сложившееся положение с самопроизвольной идентификацией размыло существовавшую прежде советскую модель профессионализма, но и не послужило созданию новой целостной нормативной модели. В результате профессиональное сознание журналистов, потерявшее основание для корпоративной консолидации, «распалось».

Прошедшее после этого десятилетие основным своим результатом имеет то, что российская журналистика так и не определилась с выбором ведущей модели профессионализма. В корпусе журналистов сосуществуют разные, подчас взаимоисключающие представления на этот счет. В профессиональном сознании и на практике реализуются три альтернативные функции СМИ в обществе. Это управленческая функция, которая осуждается прогрессивно настроенными критиками, коммерческая функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманитарная функция.

Управленческая и коммерческая функции журналистики сегодня проявляются в поведении журналистов более отчетливо. Это подтверждают и результаты их профессиональной деятельности в виде текстов. Зависимость от власти, коммерции, хозяина не позволяют журналисту высказывать свою точку зрения.

Гуманистическая функция журналистики представлена нормативной парадигмой. Исследование показывает, что она существует в индивидуальной ценностной ориентации многих региональных журналистов. Таким образом, в их сознании происходит соперничество обозначенных подходов, в каждый данный момент побеждает и господствует в профессиональном сознании журналистского сообщества какая-то одна из них. Многие наши респонденты, увязывая профессионализм и талант, вкладывали в последнее понятие тоже достаточно прагматичный смысл, уходя от такой его традиционной составляющей как «литературное дарование» и приветствуя предприимчивость, технологичность поведения работника. В то же время более семидесяти процентов опрошенных руководителей средств массовой информации декларируют в качестве основы журналистского профессионализма именно талант, призвание и нравственную позицию. Эта точка зрения характерна, прежде всего, для представителей старшего поколения. Ими использовались такие понятия как «самореализация», «служение людям», «возможность сказать то, что не могут другие», «преданность профессии». Ведущий мотив выбора профессии для многих из них – это призвание.

Гуманистическая ориентация опрошенных работников СМИ проявилась также в виде неодобрения существующих тенденций в рыночной журналистике, в виде осуждения практики манипулирования общественным мнением, клеветы и стяжательства. Однако эти позиции остаются скрытыми, имеют формат «личного мнения», не влияющего на реальные действия субъекта высказывания. Респонденты подтвердили, что нередко приходится поступать «вопреки совести».

В то же время латентное бытование гуманистической ценностной ориентации свидетельствует, что проблема повышения профессиональной культуры российского журналиста должна решаться с опорой именно на личностный фактор, что именно личность работника СМИ, а не корпоративное сознание журналистов, является тем «плацдармом», на котором возможно отстаивание ценностей общественной профессии, включенных историей в ряд человеческих добродетелей. Мировоззрение, самосознание отдельного журналиста влияют на состояние профессии, определяют ее роль в обществе и принципы функционирования.

Во второй главе диссертационного исследования «Современная российская журналистика: факторы влияния на профессионализм» прослеживается, как изменилась прежняя парадигма профессионализма под влиянием эволюции культурного, социального, политического, экономического и технологического факторов и как проявления этих факторов отразились на журналистике; выделяются профессиональные черты, характеризующие современного журналиста.

В первом параграфе второй главы «Культурный и социальный факторы как факторы упрощения мысли и прагматизации поведения» речь идет о трансформации понимания профессионализма в журналистике в связи с изменением культурных ценностей и произошедшими социальными преобразованиями в нашей стране.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развитие профессиональной подготовки журналистких кадров в республике марий эл (история и современность)

    Автореферат
    Защита состоится 22 мая 2008 г. в 10 час. на заседании диссертационного Совета Д.212.081.01 в Казанском государственном университете имени В.И. Ульянова – Ленина по адресу: 42 8, Казань, ул.
  2. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  3. Лазутина Г. В. Л 17 Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов

    Учебник
    кафедра периодической печати факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького (зав. кафедрой проф. Б.Н. Лозовский)-секретарь Союза журналистов Российской Федерации ' доктор юридических наук, проф.
  4. Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции

    Документ
    Психология сегодня [Текст]: Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева; ГОУ ВПО «Рос.
  5. Туманов Д. В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов. Казань, 2000

    Документ
    Вот уже пятый год в Татарстане под эгидой Государственного комитета республики по делам детей и молодежи проходит республиканский фестиваль детской и юношеской прессы "Алтын калэм" - "Золотое перо".

Другие похожие документы..