Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Керуючись статтями 6 і 25 Закону України “Про місцеві державні адміністрації”, Законом України “Про державну службу”, Указом Президента України від 1...полностью>>
'Документ'
Примерно год тому назад, занимаясь в Королевской библиотеке разысканиями для моей истории Людовика XIV, я случайно напал на "Воспоминания г-на д...полностью>>
'Лекция'
Карл Линне́й ( - ) — шведский врач и натуралист, автор наиболее удачной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации ...полностью>>
'Программа'
Воробиенко П.П., д.т.н., профессор, ректор, Гранатуров В.М., д.э.н., профессор, проф. кафедры УП и СА, ОНАС им. А.С. Попова: «Проблемы оценки влияния...полностью>>

Тема общая характеристика системы международных стандартов аудита

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА 1. Общая характеристика системы международных стандартов аудита.

  1. Назначение стандартизации в аудиторской деятельности.

  2. Организация создания международных стандартов аудита.

  3. Система международных стандартов аудита.

1.1. Назначение стандартизации в аудиторской деятельности.

Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит появился в Европе и с развитием рыночных отношений стал важной частью делового мира как гарант качества ценных бумаг (в Англии в середине 19 в.).

Глобализация экономики и финансовых рынков приводит к увеличению объема иностранных инвестиций в Российской Федерации и к увеличению российских инвестиций за рубеж. Усиление международных компаний приводит к глобализации аудиторской профессии. Для повышения доверия к российской финансовой отчетности необходимо внедрение в РФ международных стандартов аудита (МСА).

Цель аудитора – подтвердить правильность бухгалтерской отчетности. Собственников и кредиторов волнует вопрос, можно ли доверять данным, с которыми их знакомит администрация предприятия. Поскольку всегда есть сомнение в правильности бухгалтерской отчетности, которую предоставляет администрация, постольку появляется специалист-посредник в лице аудитора, который подтверждает, что эта отчетность составлена правильно или, что более точно, достаточно правильно. Отсюда вытекает необходимость аудита как гаранта рыночных отношений.

Международная практика показывает, что для ведения квалифицированного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

  1. Законодательные акты государства

  2. Аудиторские стандарты и др. регуляторы

Например, законодательство США в соответствии с «Законом о ценных бумагах» (1933 г.) и «Законом о биржах ценных бумаг» (1934 г.), требует, чтобы финансовые отчеты компаний, выпускающих ценные бумаги на публичные торги на различных биржах ценных бумаг и на рынке ценных бумаг, подвергались аудиту и представлялась в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

Вместе с тем, американские аудиторы в своей профессиональной деятельности обязаны следовать основополагающим принципам и приемам, установленным аудиторским сообществом, таким как: «Положение об основных концепциях аудита», опубликованное Комитетом по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА); «Положение об аудиторской процедуре», (SAS) № 1 «Кодификация аудиторских стандартов и процедур», объединяющее все американские стандарты аудита, изданные Советом по аудиторским стандартам AICPA (Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров).

С аудиторскими стандартами неразрывно связаны этические нормы, поскольку в стандартах активно оперируют этическими понятиями (независимость, конфиденциальность и т.п.).

Доверие общества к институту аудита началось с высокого профессионализма и соблюдения им установленных стандартов.

Стандарты являются своеобразными сводами правил, разработанных профессиональными объединениями с целью унификации основных критериев оценки работы в области аудита и обеспечения высокого уровня качества оказываемых аудиторами услуг.

Стандарты аудиторской деятельности – это система документов, устанавливающих единые требования к проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, порядку составления и представления аудиторских заключений и отчетов аудитора, контролю качества аудита, подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты, т.е. нормы и правила, регулируют не только аудиторскую деятельность, но, в той или иной мере, многие другие виды человеческой деятельности. Они обычно являются кодифицированным воплощением прогрессивных технологий, приемов и методов работы, независимо от того, изложены они в письменной форме или как-то иначе – в форме традиций, принятых в некоторой среде правил поведения и т.п. В разных сферах человеческой деятельности они называются по-разному: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ в нашей стране), уставы различных видов войск, правила технического обслуживания, этикет и т.д.

Обычно стандарты используются в тех областях, где есть массовые и повторяющиеся элементы человеческой деятельности. Например, «Строительные нормы и правила» (СниП) для строителей), ПБУ (положения (стандарты) бухгалтерского учета) для бухгалтеров и т.д.

Смысл внедрения стандартов заключается в распространении - нередко принудительном или добровольно-принудительном – прогрессивных (на определенный момент времени) технологий, приемов и методов работы, выработанных лучшими представителями некоторой профессии, на всю профессию в целом.

Используемые в мире стандарты делятся на «мягкие» и «жесткие». Первые применяются в области предоставления информационных услуг и оформления документов; вторые относятся к продукции, технологическим процессам и материалам. Среди обоих типов стандартов, в связи с глобализацией мирохозяйственных связей, намечается тенденция к гармонизации национальных стандартов, их приближению либо друг к другу, либо к какому-то международному документу. Однако в «мягких» стандартах эта тенденция сильнее. Аудиторские стандарты относятся к «мягким» стандартам.

Аудиторские стандарты играют важную роль в аудите, поскольку выполняют следующие функции:

  1. обеспечивают высокое качество проверки;

  2. содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

  3. помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

  4. создают общественный имидж профессии;

  5. устраняют контроль со стороны государства;

  6. помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

  7. обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Система аудиторских стандартов включает: международные стандарты; национальные стандарты той или иной страны; стандарты общественных аудиторских объединений; внутрифирменные стандарты.

В связи с глобализацией мирохозяйственных связей, намечается тенденция к гармонизации национальных стандартов, их приближению либо друг к другу, либо к какому-то международному документу. Аналогично тому, как для регулирования бухгалтерского учета за рубежом используются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и национальные стандарты такой отчетности, для регулирования статистического учета – международные и национальные стандарты статистики, для регулирования аудита там используется система Международных стандартов аудита и национальные аудиторские стандарты.

Разработка Международных стандартов аудита (International Standards on Auditing – ISA), утверждаемых Международной федерацией бухгалтеров, имеет двоякую цель:

  1. способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

  2. унифицировать подход к аудиту в международном масштабе.

В различных странах международные стандарты играют разную роль:

  1. В одних они приняты в качестве национальных (Кипр, Малайзия, Нигерия, Шри-Ланка).

  2. В других странах, где существуют национальные стандарты, именно они играют решающую роль, а международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями (это наиболее развитые страны - Канада, Великобритания, США).

  3. В третьих странах международные стандарты выступают в качестве базы для разработки национальных стандартов (Австралия, Бразилия, Индия, Россия).

В зависимости от особенностей национальной правовой системы МСА действуют либо непосредственно, являясь обязательными без какой-либо их конкретизации (в 34 странах), либо практически без изменений (в 35 странах).

Российский аудит выбрал третий подход к гармонизации с международными стандартами. Однако воплощение этого подхода в жизнь на разных этапах развития аудита в России различалось.

До недавнего времени перед отечественным аудитом стояла цель оформиться в подсистему рыночной экономики и утвердиться в общественном сознании как профессия. Можно с большой уверенностью констатировать, что эта цель успешно достигнута. В рамках первого этапа развития Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 39 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Они представляли собой подробные инструкции аудитору для проведения проверки и существенно отличались от МСА значительно большей степенью детализации. Такое отступление от МСА было оправдано целью ознакомления российских аудиторов, их клиентов и пользователей аудиторских услуг с тем, что собой представляет аудит, его целями, задачами, особенностями процесса аудиторской проверки.

В настоящее время решается задача сближения правовой и нормативной базы отечественного аудита с практикой работы международной системы аудита. Правовые основы такого сближения заложены Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В развитие этого нормативного акта Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 №405, от 07.10.2004 № 532, от 16.04.2005 № 228, от 25.08.2006 № 523) утверждено тридцать одно федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности. Новые российские правила (стандарты) аудита в большей степени приближены к МСА. Однако в чистом виде система МСА не может быть перенесена в аудиторскую практику России.

Можно выделить следующие ограничения неизменного переноса МСА в российскую систему аудиторских стандартов:

Во-первых, конструкция МСА абстрактна (не привязана к какому-либо национальному законодательству), а отечественные аудиторские стандарты должны базироваться на российском законодательстве.

Во-вторых, в национальных российских стандартах должна быть учтена специфика России.

В-третьих, разработка стандартов представляет собой творческий процесс, устраняющий неизбежные недостатки базовой конструкции.

Для современного российского аудита международные стандарты являются примером организации системы национальных правил аудиторской деятельности, обобщающим опыт тех стран, где аудит сложился и функционирует уже давно. Кроме того, в скором времени аудиторам на практике придется столкнуться с применением МСА при проведении аудиторских проверок, так как планируется, что наряду с обязательным применением МСФО некоторые российские организации должны будут предоставлять аудиторское заключение, составленное по правилам МСА.

Говоря о статусе МСА необходимо отметить, что в исключительных обстоятельствах аудитор может отступить от международного стандарта. Но в случае возникновения такой ситуации подобное отступление должно быть убедительно аргументировано. В частности, такое отступление возможно в целях более эффективного выполнения задач аудита.

Международные стандарты аудита подлежат применению только по существенным аспектам. Любое ограничение в отношении применимости отдельного стандарта разъясняется во введении к такому стандарту.

Международные стандарты аудита не отменяют национальных стандартов и положений, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране в части, не противоречащей международным стандартам. В случае, если по определенным аспектам национальные стандарты аудита отличаются либо противоречат международным, организации-члены МФБ должны привести в соответствие с международными принципы национальных стандартов.

1.2. Организация создания международных стандартов аудита

Международные стандарты аудита разрабатывает и выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC). Международная федерация бухгалтеров (МФБ) является международным объединением лиц бухгалтерской профессии.

МФБ была основана 07 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. Целью Федерации является развитие профессии и приведение в соответствие глобальных стандартов бухгалтерской деятельности по всему миру с общественными интересами. Для ее достижения МФБ разрабатывает и распространяет технические, профессиональные и этические руководства и публикации, применяемые бухгалтерами в различных секторах деятельности; выражает свое мнение по различным профессиональным вопросам и способствует развитию национальных бухгалтерских объединений.

Штаб-квартира МФБ находится в Нью-Йорке, США. В настоящее время ее членами являются 156 профессиональных организаций из 114 стран.

В соответствии с политикой IFAC каждая страна должна быть представлена только одной организацией, которая общепринята в данной стране как наиболее авторитетная либо определена в законодательном порядке. Однако многие страны, например Великобритания, представлены в IFAC несколькими профессиональными организациями бухгалтеров.

Россия в МФБ представлена Институтом профессиональных бухгалтеров, а Российская коллегия аудиторов является ассоциированным членом данной организации.

Работа МФБ организована следующим образом. Руководит МФБ Совет, в состав которого входит по одному представителю от каждой организации – члена. Совет созывается раз в год для решения организационных вопросов и проведения выборов Правления. В состав Правления входят 15 стран, которые избираются на трехлетний срок и отвечают за разработку политики и контроль за работой МФБ, применением ее программ и работой технических комитетов Федерации. Заседания Правления проводятся 3 раза в год. Оперативное руководство осуществляет Секретариат МФБ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, а сотрудники представляют собой профессиональных бухгалтеров из различных стран мира. Вместе с органами управления над решением основных задач Федерации работают следующие комитеты: Комитет по международной аудиторской практике, Комитет по соответствию, Комитет по образованию, Комитет по финансовому и управленческому учету, Комитет по компаниям государственного сектора, Транснациональный комитет аудиторов. Для решения отдельных вопросов Совет МФБ периодически создает рабочие группы. В настоящее время действуют Рабочая группа по малому и среднему предпринимательству и Рабочая группа по борьбе с отмыванием денег.

Итак, миссией МФБ является всемирное развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных стандартов с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества.

Для выполнения своей миссии в аудиторской области Совет МФБ учредил Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), призванный разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг. Принятие этих стандартов способствует большей однородности аудита в мире, а также повышению качества услуг.

Методика работы над стандартами и положениями, принятая в МФБ, следующая:

  • отбор тем, предназначенных для изучения;

  • создание специальных подкомитетов;

  • изучение в подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения Комитетом;

  • в случае утверждения проекта – представление его Комитетом на рассмотрение организациям – членам МФБ и международным организациям;

  • рассмотрение комментариев и предложений Комитетом для внесения изменений;

  • издание утвержденной новой редакции проекта в виде соответствующего стандарта или положения.

В настоящее время перед МФБ инвесторами и регулирующими органами поставлена задача принятия более жестких правил аудиторской деятельности, которые способствовали бы повышению достоверности финансовой отчетности и обеспечивали бы единство подхода к аудиту во всем мире. Вторым направлением усовершенствования МСА является перераспределение внимания на содержание стандартов отчетности.

Цель ужесточения ставится в последнее время и перед стандартами финансовой отчетности. В целях унификации намечается тенденция к сокращению альтернативных методов учета (так, например, в из МСФО исключен метод оценки ЛИФО). Это важно отметить, поскольку реформирование бухгалтерского учета в России наоборот связывается с появлением множественности вариантов учета, повышением роли учетной политики предприятия.

С международными аудиторскими стандартами тесно связана деятельность еще одного международного комитета - Международного комитета по стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee- IASC- КМСФО), штаб-квартира которого находится в Лондоне. Этот комитет выпускает международные стандарты бухгалтерского учета (международные стандарты финансовой отчетности - International Accounting Standards – IASs).

Стандарты финансовой отчетности и аудита – два разных набора документов, тесно связанных между собой.

Стандарты финансовой отчетности содержат требования к тому, как должен вестись учет и готовиться отчетность, что такое активы и пассивы, каким требованиям должны отвечать баланс и отчет о прибылях и убытках, как относить на издержки производственные затраты, как считать амортизацию основных средств и т.п.

Стандартами аудита устанавливается, как следует проводить аудит, планировать и документировать его процесс и результаты, как получать и анализировать аудиторские доказательства, изучать систему внутреннего контроля клиента, готовить аудиторское заключение и т.п. В аудиторском заключении обязательно должно быть указано, по каким правилам готовилась финансовая отчетность, которая подверглась аудиту.

Например, на практике возможна ситуация, когда аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с российскими правилами учета, проводится в соответствии с международными стандартами (и по желанию западного инвестора составляется финансовая отчетность в соответствии с требованиями МСФО). Или обратная ситуация – организация готовит отчетность по международным правилам, а аудит такой отчетности проводится по российским стандартам. В этом случае для российских пользователей финансовой отчетности, в первую очередь налоговых органов, необходима подготовка бухгалтерской отчетности в формате российских правил.

Таким образом, знание и использование международных стандартов аудита и международных стандартов финансовой отчетности тесно взаимосвязано.

Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита

Международные стандарты аудита взаимосвязаны с международными стандартами финансовой отчетности. Взаимосвязь международных стандартов отчетности и аудита проявляется в следующем:

  1. Единство терминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности и международных стандартах аудита;

  2. Международные стандарты финансовой отчетности используются аудиторами в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.

1.3. Система международных стандартов аудита

Международные стандарты аудита нельзя назвать устоявшейся системой документов, годами существующей в неизменном виде. Первое издание МСА появилось в 70-е гг. двадцатого столетия и обновляются Международной федерацией бухгалтеров ежегодно. Обычно вносимые изменения незначительны и имеют редакционный характер (перечень ежегодных изменений составляет около двух страниц и содержит уточнение отдельных фраз, ссылок и т.п.). Но раз в несколько лет обновление носит довольно радикальный характер. Появляются новые стандарты, серьезно изменяются действующие.

Последнее значительное изменение МСА произошло в декабре 2004 года. Одна из существенных новаций в системе Международных стандартов аудита – это появление международного стандарта контроля качества (МСКК 1) «Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам». Кроме того, в системе МСА появился новый стандарт (единственный, не имеющий номера) – «Международные принципы заданий, обеспечивающих уверенность».

Введены новые стандарты по оценке рисков: МСА 315 «Понимание бизнеса предприятия, его среды и оценка риска существенного искажения» и МСА 330 «Процедуры аудитора, выполненные в ответ на оцененный риск». Существенно переработаны МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности», МСА 500 «Аудиторские доказательства», МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности». Переработанный вариант стандарта МСА 700 - МСА 700R «Отчет (заключение) независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения» заменил действующий с 31 декабря 2006 года. Причины внесенных изменений обусловлены развитием мирового аудита (например, появление МСА 545 «Аудит измерения и раскрытия информации о справедливой стоимости» или ПМАП 1013 «Электронная коммерция – влияние на аудит финансовой отчетности»), и необходимостью реакции на бухгалтерско-аудиторские скандалы последних лет (МСКК 1, МСА 240, МСА 315, МСА 330).

При проведении аудита по международным стандартам аудиторские фирмы должны руководствоваться оригиналом Международных стандартов аудита. Последний по времени выпуска официальный сборник этих стандартов подготовлен Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) - Handbook of international auditing, assurance, and ethics pronouncements (2006 edition).

26 октября 2000 г. в Москве было осуществлено первое официальное русское издание Международных стандартов аудита и Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров.

Второе издание Международных стандартов аудита содержит несколько новых документов, отражающих потребности и специфику современного этапа развития аудита.

В настоящее время готовится третье официальное русское издание Международных стандартов аудита, с учетом изменений в Международных стандартах 2004-2005г.г.

При рассмотрении Международных стандартов аудита речь идет именно о системе аудиторских стандартов.

Необходимо отметить, что, будучи формой внедрения прогрессивных технологий, совокупность некоторых стандартов обычно носит системный характер в том смысле, что является не просто набором разрозненных стандартов, а набором, объединенным в систему. При этом под системой понимается целостное множество взаимосвязанных элементов.

Системный характер совокупности аудиторских стандартов означает:

  • наличие общих, проходящих через все стандарты основных идей или установок;

  • общий понятийный аппарат;

  • структуризацию набора стандартов посредством деления их на более или менее однородные группы;

  • наличие перекрестных ссылок на документы, в которых рассматриваемый вопрос изложен полнее, в несколько ином ракурсе и т.п.;

  • унифицированную структуру и стиль отдельных документов и т.д.

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг.

В содержании каждого из Международных стандартов аудита раскрываются:

  • основные принципы;

  • необходимые процедуры;

  • рекомендации по применению принципов и процедур.

Структура Международных стандартов аудита унифицирована. Каждый стандарт содержит:

  • введение, где отражаются структура стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

  • разделы, излагающие (раскрывающие) суть стандарта;

  • приложения (для некоторых стандартов).

Кроме стандартов в систему МСА включены Положения по международной аудиторской практике (ПМАП), которые предназначены для практической помощи аудиторам в применении МСА. Положения имеют пониженный статус по сравнению со стандартами.

В настоящее время действует 37 Международных стандартов по аудиторской деятельности и 12 Положений по международной аудиторской практике.

Международные стандарты аудита (МСА) нумеруются трехзначным серийным кодом (с 100 по 999) и подразделяются на 7 групп:

  • 100-199 Введение

  • 200-299 Общие принципы и обязанности

  • 300-499 Планирование, оценка риска и ответные действия на оцененный риск

  • 500-599 Аудиторские доказательства

  • 600-699 Использование результатов работы третьих лиц

  • 700-799 Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)

  • 800-899 Специализированные области аудита

Положения по международной аудиторской практике имеют четырехзначную нумерацию:

  • 1000-1100 Положения по международной аудиторской практике

Международные стандарты по заданиям и сопутствующим услугам объединены в следующие группы с четырехзначным серийным кодом:

  • 2000-2699 Международные стандарты по заданиям по обзорной проверке

  • 3000-3699 Международные стандарты по заданиям по заданиям, обеспечивающим уверенность

  • 4000-4699 Международные стандарты по сопутствующим услугам

Ниже приведен перечень Международных стандартов аудита и Положений о международной аудиторской практике по состоянию на 1 января 2007 года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема 12. Роль и назначение международных стандартов аудита (мса). Порядок создания мса

    Документ
    Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сбо­ре и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельно­го хозяйственного подразделения) или касающихся ин­формации о таком положении и функционировании,
  2. Программа дисциплины международные стандарты аудита для направления 080100. 62 «Экономика» (подготовка бакалавра)

    Программа дисциплины
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Программа дисциплины международные стандарты аудита для специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» подготовки специалиста

    Программа дисциплины
    Аннотация: цель курса «Международные стандарты аудита» - освоение понятий, назначения, содержания, методов, организации и технологии аудита в соответствии с международными стандартами аудита.
  4. А. А. Международные стандарты аудита: Учебно-практическое пособие

    Учебно-практическое пособие
    Рассмотрены концептуальная основа Международных стандартов аудита, цели, основные принципы и требования, предъявляемые международным сообществом к организации, подготовке и проведению аудита, сбору аудиторских доказательств и подготовке
  5. Рабочая программа по курсу «Международные стандарты аудита» Специальность 080105. 65 «Финансы и кредит»

    Рабочая программа
    Данякина Е.И. Международные стандарты аудита: Рабочая программа, темы рефератов, вопросы к зачету для студентов специальностям 080105.65 « Финансы и кредит».

Другие похожие документы..