Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Согласно современной конструктивисткой теории этноса, отраженной в работах современных американских социальных антропологов, а в России - В.А.Тишкова...полностью>>
'Документ'
В наши дни Организация Североатлантического договора (далее - НАТО) из региональной превратилась в глобальную. Она включает в себя 27 стран членов и ...полностью>>
'Документ'
“New Age (“Нью Эйдж”) — английское выражение, которое переводят по-разному (“Новое время”, “Новый век”), но, как мне кажется, наиболее точный перевод...полностью>>
'Закон'
Уполномоченный по правам человека в Республике Коми в лице Завьяловой Людмилы Васильевны (далее – Уполномоченный) и Министерство внутренних дел по Ре...полностью>>

Федеральная целевая программа книгоиздания россии перевод с французского Предисловие М. А. Федотова Автор несет ответственность за отбор и представление фактов, содержащихся в данной книге, а также за высказанные в ней мнения

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Delia Lipszyc

Делия Липцик

Droit d'auteur

et droits voisins

Авторское право

и смежные права

EDITIONS UNESCO

Научно-издательский центр

«Ладомир» Издательство ЮНЕСКО

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ

Перевод с французского Предисловие М. А. Федотова

Автор несет ответственность за отбор и представление фактов,

содержащихся в данной книге, а также за высказанные в ней мнения,

которые не обязательно отражают мнения ЮНЕСКО

и ни к чему не обязывают Организацию.

Используемые в данной публикации обозначения и материалы

в целом не являются отражением какого бы то ни было мнения

ЮНЕСКО относительно юридического статуса любой из стран, территорий,

городов и местностей, в том числе их властей,

а также определения их границ и пределов.

Посвящается Карлосу Альберто Еильяльбе

ISBN UNESCO 92-3-202837-9 ISBN 5-86218-395-7

UNESCO 1997

Русское издание. UNESCO 2002

Предисловие к русскому изданию

Предлагаемая вниманию читателей книга — не просто учебник по авторскому праву и смежным правам. Это — конкретный вклад ЮНЕСКО в формирование глобальной системы защиты прав и законных интересов писателей, композиторов, архитекторов, художников, ученых, режиссеров, артистов — всех тех, чьим творческим трудом по­полняется мировая сокровищница науки, литературы и искусства. Содействуя разви­тию образования в данной сфере через распространение накопленного мировым со­обществом опыта, ЮНЕСКО тем самым стимулирует совершенствование националь­ного законодательства, способствует уважительному отношению к авторским и смеж­ным правам, становлению эффективной практики управления ими и их защиты.

Авторские и смежные права являются одним из важнейших составляющих ин­теллектуальной собственности, распространяясь на научные, литературные, драма­тические, музыкальные, хореографические, фотографические, аудиовизуальные про­изведения, произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, компьютерные программы, банки данных и т. д. И хотя принадлежат они, как пра­вило, частным лицам, но в целом составляют интеллектуальный ресурс своих госу­дарств и творческое наследие всего человечества. Именно творчество является од­ной из главных движущих сил устойчивого развития. Поэтому задача всякого госу­дарства — всемерно поощрять творчество, в частности, посредством эффективной автореко-правовой охраны и параллельного становления и развития индустрии куль­туры, способствующей широкому распространению произведений и обеспечению авторов средствами к существованию. Без этого невозможно формирование интел­лектуального потенциала, а следовательно, устойчивое развитие.

Напротив, недостаточное внимание к защите прав создателей интеллектуаль­ного продукта ведет к значительным убыткам как материального, так морального и политического свойства. По данным Международного альянса интеллектуальной собственности, общие убытки от незаконного использования произведений (пират­ства) в 1998 г. составили более 12 млрд долларов США. Если учесть, что авторские общества, входящие во всемирную конфедерацию CISAC, ежегодно собирают и выплачивают авторам около 25 млрд долларов, то становится понятно, сколь ве­лико соотношение потерь от пиратства и реальных доходов. Вот почему Исполни­тельный Совет ЮНЕСКО по инициативе России и других государств-членов принял ряд решений, посвященных мерам борьбы с этим злом1. Учитывая, что незаконное

1 Решения 144 ЕХ Исполнительного совета ЮНЕСКО 144 ЕХ/36 и 145 ЕХ/19 от 1994 г., итоговые документы Международного коллоквиума ЮНЕСКО «Авторское пра­во и коммуникация в информационном обществе» (Мадрид, 11—14 марта 1996 г.).

Предисловие к русскому изданию

использование произведений, охраняемых авторским правом, нарушает права авто­ров, подрывает творческие усилия по созданию культурных ценностей, мешает ста­новлению и развитию национальной индустрии культуры (издательств, фирм звуко­записи, киноиндустрии и т. д.), ЮНЕСКО признала необходимость принятия коллек­тивных и индивидуальных мер по искоренению этого явления, включая разработку соответствующих рекомендаций, учебных программ, учебников и т. д.

Для ЮНЕСКО в ее программной деятельности в области культуры тематика творчества, авторского права и смежных прав далеко не посторонняя. ЮНЕСКО — как самостоятельно, так и совместно с ВОИС и МОТ — управляет шестью конвен­циями и двумя рекомендациями в данной области. Именно принятая под эгидой ЮНЕСКО Всемирная конвенция об авторском праве позволяет развивающимся странам на льготных условиях использовать охраняемые авторским правом произ­ведения в интересах прогресса науки и образования.

Генеральная конференция ЮНЕСКО на своей 29-й сессии (1997 г.) нацелила организацию на поощрение творческой деятельности, в том числе путем создания ус­ловий, благоприятных для творчества, распространения и охраны произведений, в частности, посредством развития эндогенных отраслей индустрии культуры, пред­полагающих творческую деятельность, охраняемую авторским правом. Она реши­ла, ч го ЮНЕСКО должна и далее содействовать охране авторского права и смежных прав путем оказания поддержки их изучению на университетском уровне, подготовке специалистов по отправлению прав и улучшению информированности специалис­тов и общественности, а также научному осмыслению проблем, возникающих в области авторских и смежных прав в связи с широким использованием новых интер­активных средств2.

Появление новых информационных и коммуникационных технологий револю­ционизировало те естественные процессы старения и обновления, которые вяло протекали в сфере авторского права. В этой ситуации ЮНЕСКО, объединив свои усилия с другими международными организациями, подвигла ученых и практиков на обсуждение вопроса: нужно ли приспособливать авторское право к очередному техническому новшеству или оно само способно адаптироваться к новым реалиям естественным путем — через правоприменительную практику, доктринальные тол­кования и т. д.3 Действительно, адаптационные ресурсы авторского права весьма велики, что подтверждено неизменностью его принципиальных основ на протяже­нии почти целого века. Однако сегодня оно, достаточно статичное по своей приро­де, довольно медленно и дискретно эволюционирующее, сталкивается с ускоряю­щимся развитием технологий, оперирующих в виртуальной реальности.

Сможет ли в этой совершенно новой среде авторское право и дальше сохранять свою природу, или ему на смену должна будет прийти принципиально иная схема правового регулирования? Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. свидетельству­ет о том, что совершенствование международного инструментария протекает пока в традиционном русле. В любом случае, исчезновение правового механизма, стиму­лирующего творчество, имело бы катастрофические последствия для интеллектуаль­ного потенциала нынешнего и будущих поколений.

Но это лишь одна сторона проблемы. Другая — экономические ставки в игре, связанной с нормативным ре!улированием авторских и смежных прав в условиях

2 См.: Документ 29 С/5. Утвержденные Программа и бюджет на 1998—1999 гг.
ЮНЕСКО, 1998.

3 См., напр., итоговые документы Международного коллоквиума ЮНЕСКО «Автор­
ское право и коммуникация в информационном обществе» (Мадрид, 11—14 марта 1996 г.).

Предисловие к русскому изданию

резкого роста их коммерческой ценности. Вот почему так важна сохраняющаяся роль ЮНЕСКО как одного из главных мировых переговорных форумов, на которых формируются и получают признание общие для всех стран нормы и правила игры. В обсуждении данной проблемы в ЮНЕСКО превалируют не коммерческие, а имен­но гуманитарные, творческие соображения, что предопределено специфической уставной целью этой межправительственной организации семьи ООН — достиже­нием интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.

Подготовка квалифицированных специалистов в области авторского права является в течение многих лет одним из важных направлений деятельности ЮНЕСКО. Осуществив большое количество мероприятий по подготовке специ­алистов на национальном, региональном и международном уровнях, ЮНЕСКО тем не менее сознает, что эта деятельность, хотя и очень полезная, не изменила ситуацию радикально. Сохраняется острая нехватка, а в некоторых странах пол­ное отсутствие, квалифицированных специалистов для работы во всех инфра­структурах, имеющих отношение к авторским и смежным правам (правитель­ственные учреждения, суды, полиция, таможня, авторские общества, учреждения культуры, юридические фирмы и т. д.).

Опыт свидетельствует, что без таких специалистов даже совершенный закон остается только на бумаге и незаконное присвоение продукта интеллектуальной деятельности продолжает подрывать творческий процесс и эффективное функцио­нирование индустрии культуры. Эта ситуация может быть радикально изменена только тогда, когда все страны начнут на регулярной основе готовить на универси­тетском уровне собственных специалистов по интеллектуальной собственности.

Чтобы привлечь внимание мирового сообщества к этим проблемам, ЮНЕСКО организовала 14—16 сентября 1987 г. в Париже Международный конгресс по во­просам образования и информации в области авторского права. Консультации, про­веденные перед Конгрессом с государствами-членами ЮНЕСКО, показали, что пре­подавание и исследования в области авторского права осуществляются в основном только в индустриально развитых странах, причем число преподавателей и иссле­дователей очень невелико. Ограниченный характер носит и межуниверситетское сотрудничество в этой области.

Стремясь исправить сложившееся неблагоприятное положение, ЮНЕСКО разработала учебный курс по авторскому праву, предназначенный для преподавания этой дисциплины в юридических вузах. Тем самым было положено начало реализа­ции специальной Программы преподавания авторского права в университетах, явив­шейся результатом реализации рекомендаций упомянутого Конгресса. Программой предполагается также и определенная организационная деятельность: создание в учебных заведениях кафедр авторского права, с тем чтобы данная дисциплина ста­ла постоянным элементом обязательного учебного курса юридических факультетов; введение факультативного специализированного курса в аспирантуре; организация ознакомительных учебных курсов для правообладателей и пользователей.

Начиная с 1988 г. ЮНЕСКО организовала совещания со специалистами-препо­давателями права во всех регионах мира с целью адаптации Программы к местным реалиям. В июле 1996 г. такая конференция прошла в Московском государственном университете при участии преподавателей юридических вузов из всех стран СНГ. Текст адаптированной к региональным условиям программы ЮНЕСКО направила министрам высшего образования всех стран региона для использования в юридиче­ских вузах. Был также сформулирован ряд рекомендаций, цель которых — обеспе­чить лучшую адаптацию процесса обучения в области авторского права к условиям высшего образования на постсоветском пространстве.

Едва ли не центральным пунктом Программы стало решение ЮНЕСКО об

10

Предисловие к русскому изданию

издании учебника по авторскому праву и смежным правам, который был бы подго­товлен на основе учебного курса в формате сравнительно-правового исследования. Эту задачу блестяще решила профессор Дэлия Лигтцик (Аргентина), чей труд в пер­воначальном варианте был опубликован на испанском языке в 1993 г. В связи с ос­трой нехваткой литературы по авторскому праву в развивающихся странах учебник составлен с изложением многих подробностей. Он включает не только теоретиче­ские рассуждения, но также большой объем практической информации и междуна­родную библиографию, исключительно полезную для составления специализиро­ванных библиотечных фондов. Кроме того, такой подход к составлению учебника позволит развивающимся странам достаточно быстро решить проблему нехватки преподавателей данной дисциплины, поскольку книга может служить хорошим под­спорьем для освоения авторского права с целью преподавания специалистами смеж­ных отраслей юриспруденции.

Разумеется, читатель должен иметь в виду, что с момента первой публикации учебника авторско-правовые законы Бразилии, Эквадора и ряда других стран бы­ли пересмотрены. В целях актуализации содержащегося в учебнике материала ЮНЕСКО намеревается опубликовать специальное приложение к этому учебнику.

В последние годы ЮНЕСКО приступила к реализации новой стратегии в дан­ной области — созданию в университетах всех регионов мира специализированных кафедр ЮНЕСКО по авторскому праву. В 1998 г. в Москве была учреждена первая подобная структура в регионе Центральной и Восточной Европы и Централь­ной Азии — Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права ин­теллектуальной собственности при Институте международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. Сделаны первые шаги по организации аналогичных кафедр ЮНЕСКО в Республике Беларусь и Узбекистане.

Конечная цель такой стратегии состоит в налаживании сотрудничества по во­просам интеллектуальной собственности между высшими учебными заведениями, исследовательскими центрами, авторскими обществами и иными творческими ас­социациями, а также органами законодательной, исполнительной и судебной вла­стей на субрегиональном, региональном, и в перспективе, и глобальном уровнях. Достижению этой цели должны способствовать учреждение образовательных и ио следовательских программ, организация курсов повышения квалификации для пре­подавателей и специалистов, публикация учебных и научных материалов, участие в разработке проектов законов и международных договоров, сравнительный анализ национальной правоприменительной практики, создание баз данных о нормативных актах, судебных решениях и научных исследованиях.

Важное место в реализации всех этих начинаний призван сыграть учебник по авторскому праву и смежным правам, предлагаемый вниманию читателей.

Михаил Федотов,

Чрезвычайный и полномочный посол

Российской Федерации,

руководитель кафедры ЮНЕСКО

по авторскому праву

и другим отраслям права

интеллектуальной собственности,

доктор юридических наук, профессор

Предисловие

Настоящая работа не является еще одной монографией по авторскому праву (АП) и смежным правам. Она представляет собой фундаментальный вклад в изучение этой дисциплины, который был осуществлен по инициативе ЮНЕСКО видным спе­циалистом в данной области профессором Делией Липцик.

Со времени своего создания ЮНЕСКО, учитывая основополагающее значение этой дисциплины для культурного и экономического развития стран, играла перво­степенную роль в содействии укреплению юридической защиты АП и смежных прав на национальном уровне и в области международных отношений.

Начиная с 1988 г. усилия ЮНЕСКО в большей степени были направлены на развитие преподавания этой дисциплины на университетском уровне. Действитель­но, опыт показал, что в современной жизни недостаточно просто принять закон о защите АП и смежных прав. Необходимы сопутствующие меры, обеспечивающие надлежащие знания об этом специфическом законодательстве, касающемся культур­ной жизни и, в частности, с учетом национальной правовой среды. Для уважения и разумного осуществления прав, признаваемых за авторами и другими обладателя­ми прав, требуется, чтобы адвокаты, судьи и другие юристы, отвечающие за соблю­дение закона, были знакомы со всеми аспектами данной дисциплины. Именно бла­годаря широкому ознакомлению с нормами, регулирующими осуществление АП и смежных прав, страны смогут лучше обеспечить сотрудничество между различными партнерами, участвующими в культурной жизни и мобилизовать их усилия на созда­ние и публикацию произведений, обогащающих культурное наследие.

Программа ЮНЕСКО по содействию преподаванию АП и смежных прав, при­званная внести важный вклад в решение этой задачи, участвует в разработке проек­тов соответствующих программ преподавания, стимулируя открытие учебных ка­федр по этой дисциплине в университетах.

Предлагаемый учебный курс уже приведен в соответствие с правовыми норма­ми, существующими в Латинской Америке, франкоязычной Африке, арабских госу­дарствах, азиатско-тихоокеанском регионе и англоязычной Африке, благодаря вза­имодействию с видными экспертами, представлявшими каждый из этих регионов.

Обновленное французское издание этой работы, которая была первоначально выпущена на испанском языке в 1993 г., стало дополнительным вкладом в эту дея­тельность. Оно отвечает насущной заинтересованности университетов в том, чтобы утверждаемые программы обучения опирались на пособие, обобщающее весь мате­риал, начиная с позитивного права в мире и опыта его осуществления.

Работа профессора Делии Липцик является замечательным вкладом в этой

Предисловие

области, эффективным средством, содействующим преподаванию АП и смежных прав с учетом глобальной перспективы.

В данной работе, составленной в виде учебного пособия, четко и ясно излага­ются многочисленные аспекты этой важной юридической дисциплины в свете раз­личных законодательств во всем мире, соответствующих международных конвенций и текущего анализа на международном уровне с учетом технологического прогресса в отношении форм творчества, публикации и публичного распространения интел­лектуальной продукции. В ней доходчиво и доступно разъясняются юридические понятия, ранее известные только экспертам. В целом это произведение может стать ценным подспорьем для студентов и специалистов в области АП и смежных прав и полезным пособием для деятелей культуры в плане организации их профессиональ­ных взаимоотношений на разумной и справедливой основе.

Благодаря обилию и ясности содержащихся в этой работе сведений, служащих укреплению активных сил создания, производства и распространения культурных ценностей, она несомненно стала классическим произведением в этой области, ко­торое, мы надеемся, будет пользоваться заслуженным успехом у широкой обще­ственности.

Мияагрос дель Коррал, директор отдела книжного дела и авторских прав

ГЛАВА 1 Введение

  1. Определение и содержание авторского права. Место авторского права в ряду прав на ин­
    теллектуальную собственность: авторское право и промышленная собственность
    1.1.1. Понятие и юридическая природа авторского права

  2. История авторского права

  3. Различие правовых концепций авторского права' «copyright» и «droit d'auteur»
    1.3.1. Предмет авторского права. 1.3.2. Понятие автора. Правообладатели. 1.3.3. Личные
    неимущественные права. 1.3.4. Имущественное право и пределы охраны. 1.3.5. Формаль­
    ности

  4. Экономическое значение авторского права в современном мире: создание культурных
    ценностей и влияние технологий

  5. Роль авторского права в развивающихся странах

1.1. Определение и содержание авторского права. Место авторского права в ряду прав на интеллектуальную собственность: авторское право и промышленная собственность

ОПРЕДЕЛЕНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

Речь идет о специфической области права, отличительной чертой которой является закрепление субъективных прав автора на резуль­таты личного творчества, созданные в процессе его интеллектуаль­ной деятельности; к ним обычно относятся литературные, музы­кальные, театральные, художественные, научные и аудиовизуальные произведения.

АП признает за создателем творческих произведений две катего­рии исключительных прав, которые противостоят всем иным правам, а именно:

- права личного характера, которые охраняют связь личности ав­тора с его произведением и призваны обеспечивать его нематериальные интересы; они называются личными неимущественными или моральны­ми правами;

— имущественные права, которые касаются использования про-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. Е. Хализев Теория литературы Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование любым способом без согласия издательства запрещено.
  2. Н. И. Матузова и доктора юридических наук,' профессора А. В. Малько москва юристъ 2002 удк 32 (075. 8) Ббк 66,0 П50 Федеральная программа

    Программа
    В курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные программой по поли­тологии, а также ряд новых. Книга отражает современные процессы и события, - Происходящие в России, деятельность различных партий, движений и объедине­ний, конституционное
  3. 1 Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество

    Документ
    В первом издании «Информационного права», вышедшем и свет к 1997 г., излагались представления о формирующемся информационном праве как новой комплексной отрасли права, юридической науке и учебной дисциплине.
  4. Учебное пособие Под редакцией А. Ю. Сунгурова Рекомендовано к печати кафедрой политического управления

    Учебное пособие
    В книге систематизируется современное состояние науки и накопленный практический опыт по деятельности института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), причем основное внимание уделяется работе этого нового правового института в субъектах РФ.
  5. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.

Другие похожие документы..