Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти Московской области полного государственно...полностью>>
'Диплом'
Загальна психологія: Навчально-методичний комплекс. — К.: Міленіум, 2003. — 36 с. — (АПН України, Центральний інститут післядипломної педагогічної ос...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 18 была создана в 1992 году в результате объединения средней общеобразовательной школы № 18, ...полностью>>
'Документ'
Образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт), им...полностью>>

Доклад Аукционы на строительство, проводимых на электронных площадках: особенности и проблемы участия в них подрядчиков

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Коллегия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре

февраль, 2011 год

Доклад

Аукционы на строительство, проводимых на электронных площадках: особенности и проблемы участия в них подрядчиков

Уважаемые коллеги!

Как вы все знаете, в закон о государственных закупках – 94-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми размещение заказа на строительство путем проведения электронного аукциона стало обязательным для всех государственных и муниципальных заказчиков с 01.01.2011 г. Т.е. с 2011 г. все заказа на строительство за счет республиканского бюджета будут размещаться на электронных площадках, за исключением строительства особо опасных, технически сложных объектов, мостов и прочих искусственных дорожных сооружений. Таким образом, большая часть строительных торгов перейдут на электронные аукционы, а по объектам республиканской адресной инвестиционной программы все строительные торги будут проходить через электронные аукционы.

Указанные изменения законодательства не касаются заказов на проектно-изыскательские работы, по ним как и прежде заказчики вправе проводить конкурсы, где цена не является единственным критерием отбора.

Актуальность проблемы электронных аукционов подтверждается еще и тем, что 18 октября прошлого года в Государственной Думе России проходили парламентские слушания на тему «О правовом регулировании размещения государственных и муниципальных заказов на строительство зданий и сооружений: проблемы и основные направления совершенствования». На парламентских слушаниях Национальным объединением строителей были приведены примеры возникающих проблем при проведении электронных аукционов на строительство, о которых я подробнее скажу ниже.

Так же, как и ко всему новому, для успешного участия в электронных аукционах строителям необходимо хорошо подготовиться: как по решению технических, финансовых и кадровых вопросов, так и по организационным моментам.

На сегодняшний день остро стоит вопрос по обучению строителей для участия в электронных аукционах. Госстрой РБ в конце прошлого года в данном направлении предпринимал ряд мер:

  • строителям Республики Башкортостан через Союз строителей Республики Башкортостан, через другие СРО Госстроем РБ были разосланы сообщения о необходимости подготовиться к электронным аукционам;

  • по обращению Госстроя РБ БАГСУ, Баштехинформ и БГПУ организовали специальные учебные семинары для строителей с обязательным практическим занятием на демонстрационных версиях электронных площадок;

  • на официальном сайте Госстроя РБ размещена информация о проводимых семинарах.

Но при организации учебных семинаров столкнулись с низкой активностью со стороны строителей – на семинары записываются единицы. По информации БАГСУ низкая активность со стороны строителей сохраняется по сегодняшний день, но с начала года начали записываться на семинары заказчики.

В связи с этим, прошу вас, ознакомится на нашем сайте с информацией о проводимых семинарах и направить своих специалистов на обучение.

Переходя к проблемам электронных аукционов на строительство, в первую очередь, хотел бы остановиться на том, что же меняется в процедуре проведения аукциона при переходе с обычного аукциона на электронный аукцион, т.е каковы основные особенности электронных аукционов.

  1. Электронный аукцион проводится не заказчиком, а оператором электронной площадки в сети Интернет. Таких площадок, отобранных Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой, пять: «Сбербанк», «Единая электронная торговая площадка», «ММВБ», «РТС» и ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан». Все они в настоящее время начали свою работу по проведению электронных аукционов. При этом у заказчика (уполномоченного органа) есть право выбора электронной площадки по своему усмотрению. Он может объявлять свои аукционы на любом из них.

  2. Документооборот при электронном аукционе между заказчиком и участником размещения заказа осуществляется через электронную площадку исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в том числе и по документообороту при заключении контракта, включая представление документов по обеспечению исполнения контракта. Для осуществления такого документооборота подрядчику необходимо получить сертификат ключей электронной цифровой подписи и пройти аккредитацию на каждой электронной площадке. Получение электронной цифровой подписи платное, но получив одну электронную цифровую подпись можно использовать ее на всех электронных площадках. Аккредитация бесплатная, но аккредитацию нужно пройти на каждой площадке.

Если подрядчик выиграли электронный аукцион, то контракт заключается, и документы по его обеспечению заказчику представляются в форме электронного документа через оператора электронной площадки.

  1. Как выше говорил, заказчики может объявить электронный аукцион на любом из 5 площадок, в том числе один аукцион на одной площадке, другой на другом. Но помимо размещения информации на площадках, такая информация также будет размещаться на едином федеральном официальном сайте. Каждому строителю необходимо всегда быть готовым участвовать в электронном аукционе на любой из площадок. Проблема перехода из одной площадки в другую для подрядчика может заключаться в следующем. Для аккредитации на электронной площадке участник размещения заказа должен открыть у оператора электронной площадки лицевой счет для обеспечения заявки. Если возникнет необходимость перечисления денежных средств из одной площадки в другую, то это займет достаточно долгое время. На сегодня участники сталкиваются с проблемой зачисления и снятия денежных средств с лицевых счетов операторов электронных площадок. И такая процедура занимает 4 рабочих дня.

  2. Изменился порядок подачи заявок и проведение аукциона. Заявка составляется участником размещения заказа, состоящая из 2-х частей. В 1-ой части содержится техническая часть заявки без указания сведений об участнике размещения заказа, а во второй остальные сведения и документы. Сначала проводится электронный аукцион, а потом проверяются документы участника аукциона.

  3. Изменился порядок заполнения самой заявки на участие в аукционе в технической части. Ранее при обычном аукционе в технической части заявки необходимо было указать сведения о качестве работ в соответствии с порядком, установленным самим заказчиком. При электронных аукционах помимо согласия выполнить работы, необходимо указать конкретные показатели применяемых материалов по перечню, установленным документацией об аукционе (если такой перечень заказчик предусмотрел в своей документации).

  4. После завершения аукциона участники вправе в течение 10 минут подать предложение о цене контракта не ниже последнего поступившего предложения о цене контракта.

  5. Обязанность по заключения контракта может возникнут не только у того, кто занял 2-ое место, как при обычном аукционе, но и у последующих – до 5-го участника.

  6. Изменились сроки и порядок заключения контракта. Победитель электронного аукциона, получив проект контракта должен в течение 5 календарных дней не только подписать и обратно направить подписанный со своей стороны контракт, но еще и в тот же срок должен направить документ об обеспечении исполнения контракта, если такое обеспечение установлено. При обычном аукционе срок победителю на подписание и представление обеспечения исполнения контракта отводится от 10 до 20 дней со дня размещения на сайте протокола аукциона. Т.е. срок победителю аукциона на подписание контракта сокращается в 2-4 раза!

Само подписание контракта победителю не составляет сложности и не занимает времени, достаточно нажать кнопку на компьютере. Но сложности могут возникнуть со сроком оформления документов по обеспечению исполнения контракта. В качестве обеспечения исполнения контракта редко кто может себе позволить передать в залог денежные средства в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта на весь срок исполнения контракта. Более реальными остаются два способа: банковская гарантия и поручительство юридического лица. Такие документы в один день не оформляются. Если у победителя аукциона заранее не налажены взаимоотношения с банком или с поручителем и не отлажен порядок оформления документов, то успеть в короткие сроки будет достаточно сложно. В данном случае необходимо иметь в виду то, что если победитель аукциона не успел вовремя передать документы в виде электронного документа, то оператор электронной площадки автоматически признает его уклонившимся от заключения контракта. Негативными последствиями являются: потеря залога по обеспечению заявки и включение в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в реестр недобросовестных поставщиков фактически означает запрет участвовать на во всех государственных и муниципальных торгах и запросах котировок в течение 2 лет.

  1. При электронных аукционах победителю предоставлено право составления протокола разногласий к полученному от заказчика проекта контракта. В этом случае срок подписания контракта и предоставления обеспечения контракта продлевается.

Вот, основные особенности электронного аукциона.

Далее, перехожу к проблемам, которые возникают в практике проведения электронных аукционов, или которые могут возникнуть.

  1. Первая проблема, с которой сталкиваются строители, которые еще не оформили электронные цифровые подписи – это отсутствие в организации специалиста по компьютерных технологиям или недостаточная квалификация такого специалиста. На примере одной из электронных площадок можно сказать, что большую долю обращений в колл-центр электронной площадки составляют вопросы, связанные с регистрацией на площадке. Основной причиной таких обращений являются сложности при работе пользователей с ключами ЭЦП. Работа с ключами (установка на компьютер и использование) требует хорошего знания компьютера и опыта работы с криптографическими средствами.

  2. Своевременное представление документов по обеспечению исполнения контракта. Для этого необходимо до подачи заявки оценить свои финансовые возможности для обеспечения контракта в случае, если вы станете победителем аукциона или если победитель будет признан уклонившимся и у следующего участника возникнет обязанность заключить контракт (если он оказался в первой пятерке). Помните, что если участник аукциона не выиграли электронный аукцион, у него может возникнуть обязанность по заключению контракта.

  3. Технические сбои при участии в аукционе, вызванные недостатком работы самой электронной площадки либо преднамеренными действиями других лиц в целях помешать принять участие в аукционе – хакерские атаки. О такой проблеме говорит возросшее количество жалоб на операторов электронных площадок со стороны участников электронных аукционов. По итогам 2010 года самое большее количество жалоб приходится на «Единую электронную торговую площадку» – 456 жалоб (1 жалоба на каждые 67 проведенных аукционов), далее:

  • на Сбербанк 224 жалобы (данные о количестве проведенных аукционов отсутствует);

  • на ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" 23 жалобы (1 жалоба на каждые 528 проведенных аукционов);

  • на «ММВБ- Информационные технологии» всего 3 жалобы (1 жалоба на каждые 289 проведенных аукционов);

  • и на электронную площадку «РТС-тендер» ни поступило ни одной жалобы, хотя они в 2010 году провели более 1000 аукционов.

Данная статистика подтверждает мнение специалистов о том, что ММВБ является наиболее подготовленной электронной площадкой для проведения электронных аукционов.

Проблема хакерских атак была озвучена на парламентских слушаниях и существование такой проблемы не отрицается самим ФАСом – инициатором введения электронных аукционов. Завелись специальные фирмы, которые за определенную плату обязуются заблокировать действия конкурентов на процедуре проведения электронных аукционов. Такая опасность существую и ее тоже не нужно упускать из виду. Как с этим бороться? К сожалению ответа на такой вопрос на сегодня нет.

И еще. Хотелось довести до сведения заказчиков официальную позицию ФАС России в части оставления технического задания. ФАС России требует включения в документацию к торгам проектную документацию в полном объеме, в противном случае они выдают предписания об аннулировании торгов. Свою позицию ФАС аргументирует тем, что проект содержит полную информацию по строительству объекта, и так как она изготавливает в электронной форме ее не сложно разместить на официальном сайте.

Но в данном случае возникают два вопроса: 1) проект – это объект авторских прав, и соответственно размещение ее в сети Интернет может нарушить авторские права и 2) проект готовят проектировщики без учета требований закона о госзакупках о запрете указывать в техническом задании на производителей оборудования и материалов.

5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Администрация астраханской области

    Документ
    Таблица 41. Структура просроченной задолженности по обязательствам предприятий и организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства (млн.
  2. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Пояснительная записка
    Учебный курс «Бренд-технологии» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественостью».
  3. Доклад уполномоченного по правам человека

    Доклад
    Доклад Уполномоченного – это, в первую очередь, источник информации о соблюдении и защите прав человека в конкретном субъекте РФ, но, вместе с тем, доклад также - источник позитивного настроя на актуализацию правозащитной деятельности
  4. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 2 4 ноября 2009 г

    Информационный бюллетень
    Премьер-министр РФ Владимир Путин провел заседание Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя в 2010 году. Об этом сообщает официальный сайт Председателя Правительства РФ.
  5. Фактор четыре

    Книга
    Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 99-06-87107) в рамках программы Центрально-Европейского университета «Translation Project» при поддержке Центра по развитию издательской

Другие похожие документы..