Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Терной техники способствует развитию информационных технологий и ведёт к пересмотру целей и задач школьной информатики в сторону дальнейшей гуманизации обучения
ШАХМАТЫ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Неизвестных В.Н., МКОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа», chess21@
Бурный прогресс компьютерной техники способствует развитию информационных технологий и ведёт к пересмотру целей и задач школьной информатики в сторону дальнейшей гуманизации обучения. Одним из последствий этого бурного прогресса является превращение школьной информатики в своеобразную мета дисциплину, подразумевающее её тесное взаимодействие с другими школьными предметами. Видится важной интеграция курса информатики также и с разными вне предметными понятийными областями. Одной из самых интересных областей интеграции, на взгляд автора, является построение курса школьной информатики на формально-фигурной и понятийно-смысловой базе шахмат. Об этом и идёт речь в статье.
Уже сама легенда о создании шахмат, в которой мудрец запросил в качестве награды за изобретенную игру сумму зерён пшеницы, расположенных на полях шахматной доски в геометрической прогрессии с шагом два, можно рассматривать как одно из начал информатики, ибо она аукается и в двоичную систему счисления, и в электронные таблицы. К этому стоит добавить, что в средние века шахматная доска служила вычислительным прибором арабским математикам.
8 | 4 mil. | 6 | 6 mil. | 4 | 8 mil. | 2 | 10 mil. |
400 tys. | 60 | 600 tys. | 40 | 800 tys. | 20 | 1 mil. | 9 |
600 | 60 tys. | 400 | 80 tys. | 200 | 100 tys. | 90 | 300 tys. |
6 tys. | 4 tys. | 8 tys. | 2 tys. | 10 tys. | 900 | 30 tys. | 700 |
40 tys. | 800 | 20 tys. | 1 tys. | 9 tys. | 3 tys. | 7 tys. | 5 tys. |
80 | 200 tys. | 100 | 90 tys. | 300 | 70 tys. | 500 | 50 tys. |
2 mil. | 10 | 900 tys. | 30 | 700 tys. | 50 | 500 tys. | 70 |
1 | 9 mil. | 3 | 7 mil. | 5 | 5 mil. | 7 | 3 mil. |
Таб. 1. Шахматная доска – средневековой «калькулятор» арабских математиков. Горизонтальные ряды белых или чёрных полей систематизируют числа согласно арифметической прогрессии, по диагонали – согласно условленной геометрической прогрессии.
Существуют многочисленные головоломки и комбинаторные задачи на шахматной доске, допускающие как отдельные частные решения, продиктованные размышлениями и догадкой, так и решения полные, полученные с применением информационных технологий.
Шахматная нотация, точнее различные её виды – алгебраическая, описательная, цифровая, код Удемана, система знаков шахматного журнала с характерным названием «Шахматный информатор» позволяют проиллюстрировать такой важный раздел информатики как кодирование информации.
Алгебраическая нотация – обозначение полей шахматной доски буквенно-цифровым сочетанием, вертикали обозначены буквами латинского алфавита, а горизонтали – арабскими цифрами. Алгебраическая нотация получила своеобразное и широкое распространение в таком приложении информатики, как электронные таблицы, столбцы которых обозначаются буквами латинского алфавита, строки – арабскими цифрами, адреса ячеек задаются буквенно-цифровыми сочетаниями.
Код Удемана – обозначение полей шахматной доски сочетанием согласной и гласной букв латинского алфавита; предложено американским шахматистом Л. Удеманом (1882) . Этот код применяется для передачи шахматных ходов по телеграфу или радио.
Цифровая нотация – код, обозначающий каждое поле шахматной доски двузначным числом. Применяется в международных шахматных соревнованиях по переписке.
Более сложной считается описательная шахматная нотация, принятая в англо- и испаноязычных странах: вертикали обозначаются не цифрами, а начальными буквами названия фигур, которые находились на них в начальной позиции (вертикаль «d» обозначается буквой Q, от английского Queen – ферзь, вертикаль «е» обозначается буквой K, от английского слова King – король, в наименованиях других вертикалей наряду с названием фигур (Rook – ладья, Bishop – слон, Knight – конь) добавляется также буква, обозначающая фланг (K – королевский, Q – ферзевый); горизонтали – арабскими цифрами от 1 до 8, в отличие от алгебраической нотации, где отсчёт ведётся от белых, при описательной нотации каждая сторона ведёт отсчёт от себя.
8 | a8 | b8 | c8 | d8 | e8 | f8 | g8 | h8 |
7 | a7 | b7 | c7 | d7 | e7 | f7 | g7 | h7 |
6 | a6 | b6 | c6 | d6 | e6 | f6 | g6 | h6 |
5 | a5 | b5 | c5 | d5 | e5 | f5 | g5 | H6 |
4 | a4 | b4 | c4 | d4 | e4 | f4 | g4 | H5 |
3 | a3 | b3 | c3 | d3 | e3 | f3 | g3 | H4 |
2 | a2 | b2 | c2 | d2 | e2 | f2 | g2 | H3 |
1 | a1 | b1 | c1 | d1 | e1 | f1 | g1 | H2 |
a | b | c | d | e | f | g | h |
Таб. 2. Кодирование полей шахматной доски в алгебраической нотации и в системе знаков журнала «Шахматный информатор».
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | 78 | 88 |
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | 77 | 88 |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | 76 | 86 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | 75 | 85 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | 84 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | 83 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | 82 |
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | 81 |
a | b | c | d | e | f | g | h |
Похожие документы:
И задачи школы
АнализКонституционное право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование МОУ «СОШ с.Н. Д. Елецкий основы политической экономии учебное пособие
Учебное пособиеЕлецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия) / Учебное пособие для экономических вузов и специальностей. Изд. 2-е. - Ростов-н/Д, 2008.Справка по итогам самообследования учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы №21 за 2009-2011 г г
Документпо итогам самообследования учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы № 21 за 2009-2011 г.Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (2)
Сборник статейКнига адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.Модернизации методической службы (1)
ДокументРегиональный координационный центр Института открытого образования МГОУ – современная система модернизации методической службы Московской области: Сборник научных трудов.