Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Згідно з навчальним планом підготовки бакалаврів за напрямом підготовки "Економіка підприємства" на факультеті менеджменту та маркетингу На...полностью>>
'Литература'
На выбор: А) чтение любого стихотворения написанного в изучаемый период и рассказ о нём (информация об авторе, обстоятельствах написания, личном отнош...полностью>>
'Документ'
3.Работа с источником. Áèëåò ¹ 4 1.Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV –XV вв....полностью>>
'Семинар'
Л 86 Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60 . Пер. с φρ./ Перевод А. Черноглазова. М.·. Издательство "Гнозис", Издательство "...полностью>>

Аналитическая справка по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием тэк по русскому языку в 2010 году

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Аналитическая справка

по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по русскому языку в 2010 году

О.А. Скурыдина, начальник отдела «Экспертиза и диагностика качества образования» ГУ «РЦРО»

Новая форма государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку направлена на решение двух основных задач:

  • аттестовать учащихся, выявив уровень обученности выпускников по русскому языку;

  • по результатам итоговой аттестации произвести профильную дифференциацию учащихся с целью зачисления их в профильные классы.

1. Характеристика участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК

В государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-ых классов общеобразовательных учреждений с участием ТЭК по русскому языку в 2010 году должны были участвовать все выпускники области, за исключением учащихся, обучавшихся в щадящем режиме, за которыми сохранилось право сдавать экзамены в традиционной форме. В целом по области русский язык сдавали 99,67% выпускников от общего числа учащихся 9 классов. Таким образом, можно считать, что на экзамене по русскому языку представлена полная выборка выпускников 9 классов Оренбургской области.

Большинство территорий четвертый год участвует в новой форме аттестации выпускников 9 классов. В таблице 1 показано количество участников аттестации в новой форме по русскому языку с начала эксперимента на территории Оренбургской области:

Таблица 1

Количество участников государственной (итоговой) аттестации выпускников

9 классов общеобразовательных учреждений с участием ТЭК по русскому языку за все годы эксперимента (2006г.-2010г.)

Год

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Количество участников

481

2927

4242

7175

22073

Диаграмма 1

Количество участников государственной (итоговой) аттестации выпускников

9 классов с участием ТЭК по русскому языку за все годы эксперимента

Таблица 2

Количество участников государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с участием ТЭК по русскому языку в 2010 году

Наименование общеобразовательного предмета

Количество ОУ, участвующих в апробации

Количество выпускников, участвующих в апробации

Количество пунктов проведения экзаменов

Количество членов предметной комиссии

Русский язык

1039

22073

485

944

В целом по области в экзамене по русскому языку принимали участие 22037 выпускников из 1039 общеобразовательных учреждений. Также были задействованы 485 пунктов проведения экзамена. Так как экзамен в новой форме по русскому языку оказался массовым, то 312 пунктов были открыты на месте школ, где учились выпускники. В 21 территории области были организованы ППЭ с перемещением учащихся, а в 14 территориях области – на базе школ, где обучались выпускники, в 9 территориях были организованы ППЭ сразу 2 типов.

Укажем самые представительные муниципалитеты по количеству участников экзамена по русскому языку, к ним относятся следующие территории области: г. Оренбург (4869 чел.), г. Орск (2344 чел.), г. Бузулук (774 чел.), г. Новотроицк (954 чел.),Оренбургский (844 чел.), Кувандыкский (614 чел.), Соль-Илецкий (783 чел) районы.

Таблица 3

Распределение выпускников-участников государственной (итоговой) аттестации в новой форме по типам образовательных учреждений

Предмет

Общеобразовательные учреждения

Образовательные учреждения с углубленным изучением предметов

Гимназии

Лицеи

Русский язык

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

993

95,57%

9

0,87%

20

1,92%

17

1,64%

Диаграмма 2

Распределение выпускников-участников государственной (итоговой) аттестации в новой форме по типам образовательных учреждений

(русский язык)

Как видно из диаграммы, большинство участников аттестации являются выпускниками общеобразовательных учреждений (5,57%), лишь 1,64% участников – учащимися лицеев, 1,92% участников – учащимися гимназий, и 0,87% - учащимися общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов.

Если сравнивать распределение учащихся по типам общеобразовательных учреждений этого года с данными предыдущих лет, то заметно уменьшение доли участников из учреждений инновационного типа, что, в свою очередь, объясняется почти полной выборкой участников аттестации.

2. Анализ организации работы территориальных предметных комиссий

по русскому языку

В проверке экзаменационных работ по русскому языку в целом участвовали 944 эксперта. В состав предметных комиссий вошли в основном учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений высшей и первой квалификационных категорий (Диаграмма 3), половина которых имеет опыт работы в качестве экспертов ЕГЭ по русскому языку.

Таблица 4

Состав территориальных предметных комиссий

по квалификационной категории

Русский язык

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

Без категории

Количество экспертов

315

577

45

7

В %

32,31%

59,96%

4,77%

0,74%

Диаграмма 3

Состав территориальных предметных комиссий

по квалификационной категории

В среднем на проверку экзаменационных работ предметными комиссиями потрачено два рабочих дня. Среднее время работы предметных комиссий ежедневно составило 8 часов, а на проверку одной работы было потрачено около 25 минут.

Как видно из таблицы 5, время, потраченное на проверку частей одной работы, не сильно изменилось по сравнению с прошлогодними показателями, безусловно, это произошло за счет значительного увеличения экспертного корпуса в 2010 году.

Таблица 5

Распределение времени работы предметных комиссий

по русскому языку

Время работы предметной комиссии

Проверка одной работы учащегося

(в среднем), мин.

Время работы

предметной комиссии

Ежедневно

Всего

Тесты

Изложение

Сочинение

2 дня

8 ч.

25 мин.

5 мин.

12 мин.

15 мин.


Для подготовки экспертного корпуса была проведена предварительная работа по обучению педагогов-экспертов как на региональном, так и на муниципальном уровне.

На региональном уровне было организовано обучение председателей территориальных предметных комиссий на базе МОУ «Гимназия№2» г. Оренбурга: в ходе обучающего семинара было обучено 44 педагога из 43 территорий. На семинаре обсуждались следующие вопросы: структура экзаменационной работы, методика оценивания заданий с развернутым ответом (сжатого изложения и сочинения-рассуждения), анализ региональных результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов с участием ТЭК по русскому языку 2009 года, анализ выполнения отдельных заданий экзаменационной работы в рамках репетиционного экзамена по русскому языку, проведенному в апреле 2010 г.

В марте-апреле 2010 года специалистами ГУ «РЦРО» был проведен ряд зональных выездных семинаров по подготовке экспертов территориальных предметных комиссий по русскому языку для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме. В ходе 10 семинаров было обучено около 450 экспертов по русскому языку.

Также в качестве тренинга экспертов предметной комиссии г. Оренбурга была организована проверка репетиционного экзамена по русскому языку, проводимого Центром ЕГЭ (ГУ «РЦРО»).

Во всех территориях области, исходя из информации, представленной территориальными предметными комиссиями, была проведена предварительная работа по подготовке экспертного корпуса к проверке экзаменационных работ через методические совещания, обучающие семинары, семинары-тренинги, консультации. В нескольких территориях области для работы с экспертами была использована компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ», размещенная на сайте ФИПИ.

3. Характеристика экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяют следующие документы:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05. 1998 г. №1236)

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. № 1089).

Структура экзаменационной работы

В 2009 году выпускники Оренбургской области первый раз сдавали экзамен по новой модели экзаменационной работы, предложенной разработчикам в 2008 году.

В 2010 году спецификация экзаменационной работы по русскому языку изменилась незначительно: было сокращено количество тестовых заданий типа А, устранено задание А6, проверявшее умение проводить лексический анализ слова; также уточнены формулировки и модели некоторых заданий, разработаны новые варианты существующих моделей заданий. Таким образом, в 2010 году представлено всего 6 заданий с выбором ответа (А1-А6). В результате максимальный балл за всю аттестационную работу уменьшился на 1 балл (в 2010 году он равен 44 баллам).

Также усовершенствована система оценивания сжатого изложения (задание С1), в частности снято примечание, которое в 2009 году предписывало строго соблюдать совпадение количества микротем прослушанного текста и абзацев сжатого изложения. Важно, чтобы в сжатом изложении сохранялось количество микротем исходного текста, а абзацное членение должно соответствовать замыслу выпускника.

Дополнена формулировка критерия ИК1. Теперь она следующая: «Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы…» Слово «точно» акцентирует внимание на адекватности передачи информации исходного текста экзаменуемым.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся.

Часть 1 содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), которое выполняется на основе прослушанного текста и проверяет важнейшие коммуникативные умения: умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 20 задание: 6 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развернутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

В основном на экзамене по русскому языку проверялась сформированность у выпускников 9-ых классов коммуникативной компетенции.

Перечислим основные умения, указанные в спецификации, на проверку которых нацелен данный экзамен:

Перечень проверяемых умений

  1. Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель,
    тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

  2. Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

  3. Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

  4. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

  5. Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

  6. Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

  7. Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

  8. Умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.

  9. Умение определять функционально-смысловой тип речи.

  10. Умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота.

  11. Умение проводить морфемный и словообразовательный анализ слова.

  12. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

  13. Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

  14. Умение находить грамматическую основу предложения.

  15. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

  16. Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

  17. Умение последовательно излагать собственные мысли.

  18. Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в
    соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

  19. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

  20. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

4. Анализ результатов экзамена

Обратимся к результатам, полученным в ходе проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-ых классов общеобразовательных учреждений с участием ТЭК.

В таблице 6 приведены региональные результаты экзамена по пятибалльной шкале в сравнении с результатами предыдущих лет.

Таблица 6

Результаты экзамена по пятибалльной шкале

(2007 г. – 2010 г.)

Оценки

"2"

"3"

"4"

"5"

Процент выпускников 2007 г.

1,57%

30,20%

59,04%

9,19%

Процент выпускников 2008 г.

1,44%

25,98%

58,42%

14,17%

Процент выпускников 2009 г.

12,08%

38,3%

41,24%

8,38%

Процент выпускников 2010 г.

6,13%

41,73%

38,98%

13,17%

Из таблицы видно, что в 2010 году большинство учащихся выполнили экзаменационную работу на «3» (41,73%), а 38,98 % получили отметку «4». Отметку «5» получили 13,17% выпускников, отметку «2» - 6,13% учащихся. Доля выпускников, получивших за экзамен отметки «4» и «5», составила 52,12 % от общего количества участников экзамена по русскому языку.

Сопоставляя результаты экзамена по пятибалльной шкале этого года с предыдущим годом, следует отметить, что в 2010 году увеличилась доля учащихся, получивших отметки «5» и «3», и уменьшилась доля выпускников, получивших отметки «2» и «4». Увеличение количества «троечников» можно объяснить увеличением количества участников новой формы аттестации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 г. Белгорода» на 2011-2012 учебный год

    Документ
    Основной целью анализа работы школы является: аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году на основе определения факторов и условий, повлиявших (положительно или отрицательно) на результаты деятельности в 2010-11 учебном году.
  2. Ии гарантированного права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые

    Доклад
    Топчихинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева является муниципальным общеобразовательным учреждением, созданным для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного права на получение
  3. Анализ учебно-воспитательной деятельности моу сош №24 муниципального образования город новороссийск за 2010-2011 уч. Год (1)

    Документ
    Школа, как и все ОУ города, жила и работала в режиме совершенствования структуры и содержания общего образования. Он обусловлен повышением качества общего образования, необходимостью сохранения здоровья детей, обеспечения конкурентоспособности
  4. Анализ учебно-воспитательной деятельности моу сош №24 муниципального образования город новороссийск за 2010-2011 уч. Год (2)

    Документ
    Школа, как и все ОУ города, жила и работала в режиме совершенствования структуры и содержания общего образования. Он обусловлен повышением качества общего образования, необходимостью сохранения здоровья детей, обеспечения конкурентоспособности
  5. План работы муниципального общеобразовательного учреждения «Волосовская средняя общеобразовательная школа №1»

    Документ
    В 2010 – 2011 учебном году школа работала в режиме развития над первым этапом реализации программы: «Синтез традиции и инновации как условие высокого качества образования».

Другие похожие документы..