Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
лабораторные работы (4 шт.) для ознакомления с инструментарием групповой разработки ПО, работой механизмов мульти-агентной платформы и получения перв...полностью>>
'Документ'
Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общен...полностью>>
'Сказка'
Давно я не была в деревне, давно не дышала легким и чистым деревенским воздухом. А когда-то часто приезжала туда навестить бабушку и дедушку, узнать,...полностью>>
'Документ'
- наличие обязательственных прав (передача во временное владение и пользование по договору, основания и порядок заключения договора (торги, согласие ...полностью>>

Документы и материалы к главе 7

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Документы и материалы к главе 7

Диктатура пролетариата

Из Политического словаря. М.,1940.

Диктатура пролетариата — государ­ственная власть победившего рабо­чего класса в переходный период от капитализма к коммунизму. Перед диктатурой пролетариата стоят три главные задачи: «а) сломить сопро­тивление свергнутых и экспроприи­рованных революцией помещиков и капиталистов, ликвидировать все и всякие их попытки к восстановле­нию власти капитала; б) организо­вать строительство в духе сплочения всех трудящихся вокруг пролета­риата и повести эту работу в напра­влении, подготовляющем ликвида­цию, уничтожение классов; в) во­оружить революцию, организовать армию революции для борьбы с внешними врагами, для борьбы с империализмом» (Сталин). Высший принцип диктатуры пролетариата—­укрепление союза рабочего класса с крестьянством при руководящей ро­ли рабочего класса в этом союзе. В системе диктатуры пролетариата коммунистическая партия—основная руководящая сила. Диктатура рабо­чего класса есть подлинно всена­родная социалистическая демократия, при которой в управлении государ­ством участвуют сами трудящиеся. Государственной формой диктатуры пролетариата являются Советы де­путатов трудящихся. Развитие совет­ской социалистической демократии расширяет и укрепляет базу проле­тарской диктатуры; диктатура проле­тариата становится все более гибкой и мощной системой государственного руководства рабочего класса общест­вом. Всемерное укрепление диктату­ры рабочего класса в СССР является важнейшей задачей в борьбе против капиталистического окружения и его троцкистско-бухаринских наемников внутри страны, за победу коммуниз­ма в нашей стране и во всем мире.

О характере партии.

Из статьи Игрицкого Ю.И. Тоталитаризм

Откроем работу В.И. Ленина "Что делать?" - основной партийный катехизис большевиков. Центральная идея работы сводится к созданию особой революционной партии, непохожей на прочие существовавшие тогда политические организации; именно в концепции такой партии Ленин кардинально разошелся с теми социал-демократами, которые образовали затем партию меньшевиков. Не возражая против профессионального объединения рабочих в широкие союзы для ведения экономической борьбы в политических целях, он поставил задачу одновременно создать "маленькое, тесно сплоченное ядро самых надежных, опытных и закаленных рабочих, имеющих доверенных людей в главных районах и связанное, по всем правилам строжайшей конспирации, с организацией революционеров". "Я утверждаю, - писал Ленин, - 1) что ни одно революционное движение не может быть прочно без устойчивой и хранящей преемственность организации руководителей; 2) что, чем шире масса, стихийно вовлекаемая в борьбу, ... тем настоятельнее необходимость в такой организации и тем прочнее должна быть эта организация".

Создание конспиративного ядра в рабочем движении Ленин объяснял репрессивной политикой царизма, отсутствием в России, в отличие от Западной Европы, условий для легальной политической организации действий пролетариата. И это было верно. Но конспирация неизбежно требовала жесткого подчинения низших звеньев партии высшему, отсутствия свободных дискуссий с участием низших звеньев. Ленин понимал это и ясно писал: Нужна "могучая и строго тайная организация, концентрирующая в своих руках все нити конспиративной деятельности, организация по необходимости централистическая"; более того "конспиративность есть настолько необходимое условие такой организации, что все остальные условия (число членов, подбор их, функции и проч.) должны быть согласованы с ним". Поставим сами перед собой риторический вопрос: какими могли и должны были стать образ мышления и поведение людей, годами действовавших в таких условиях?

Когда товарищи по партии выражали сомнения в том, не исчезнет ли демократический контроль над такой организацией, Ленин отвечал: "некогда думать об игрушечных формах демократизма", важна ответственность внутри политического ядра, товарищество в узком кругу. Единодушие и дисциплина в узком кругу настолько значимы, что "для избавления от негодного члена организация настоящих революционеров не остановится ни пред какими средствами". Кто решает, от кого и почему избавиться? Те же, кто создают конспиративную партию и руководят ею - "особая центральная группа..., распоряжающаяся всеми общепартийными делами". Как избавляться? "Убийство шпионов, провокаторов и предателей может быть, конечно, иногда безусловной необходимостью".

И узко-сектантский характер партии, и несвободу ее членов, и недопустимость идейной разноголосицы, и применение насилия по отношению к "врагам" и "предателям" Ленин, да и многие другие большевики, считали вынужденной и временной необходимостью, условием свержения старого строя, после чего, избавившись от царизма, жандармов, всех и всяческих эксплуататоров, можно было строить "светлое будущее" - коммунизм. Однако догматизм, нетерпимость к инакомыслию, привычка властвовать посредством принуждения въедаются в плоть и кровь, от них нелегко отказаться, особенно тем организациям, которые завоевывают власть революционным путем, а не парламентским. Именно таким путем большевики пришли к власти в октябре 1917 г., в течение нескольких месяцев подготавливая вооруженное восстание и умело используя при этом недовольство доведенных до отчаяния масс.

Но было бы еще полбеды, если бы после революции и окончания первой мировой войны Россия вступила в полосу мирного развития. Вышло иначе - в стране началась и продолжалась несколько лет братоубийственная гражданская война, унесшая сотни тысяч жизней и усугубившая хозяйственную разруху. Отличавшаяся крайней жестокостью с обеих сторон, он еще больше укрепила приверженность большевиков к методам принуждения и насилия. Эти методы большевистская партия применила и в своей социально-экономической политике, проводя реквизицию продовольствия у крестьян ("военный коммунизм") и репрессии против имущих классов (экспроприация всех видов собственности, взятие в заложники, казни). Поскольку гражданская война окончилась полным разгромом контрреволюции, никакие силы внутри России уже не могли помешать им править так, как они считали нужным. Выбор программы, средств и целей мирного развития зависел теперь только от решений, принимавшихся в руководящих органах партии. Это создавало объективные предпосылки для роста тоталитарных тенденций в самой партии, государстве и обществе.

Большевистская партия и ее вожди также рассматривали диктатуру как целесообразное средство достижения своих целей. Как правило, они говорили о диктатуре класса (пролетариата), но, не смущаясь, отождествляли ее с диктатурой партии. "Да, диктатура одной партии! - восклицал Ленин. - Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем". В свою очередь диктатура партии может быть персонифицирована в ее вожде. "Советский социалистический демократизм единолично и диктатуре нисколько не противоречит... волю классов иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим" (это также слова Ленина). Наконец, Ленин четко и ясно разъяснял, какой он видит суть диктаторской власти, якобы не противоречащий социалистическому демократизму: "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть".

Схема руководящих органов

РКП (б) – ВКП (б) – КПСС

Съезд коммунистической партии

Центральный Комитет

Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) / КПСС

Политическое бюро ЦК ВКП (б) / КПСС

Секретариат ЦК партии

Съезд коммунистической партии союзной республики

Республиканские Центральные комитеты КП

Бюро ЦК, Секретариат ЦК

Областная партийная конференция

Обкомы партии, бюро ОК и секретариат

Районная партийная конференция

Райком партии, бюро РК, секретариат РК

Первичная партийная организация или «ячейка», каждая с

собственным секретарем

Государственное предприятие – фабрики, пред-

Приятия, школы, больницы, клубы – в каждом партийная ячейка

Схема законодательных органов Исполнительные органы

советской власти по Конституции СССР 1936 г.

Верховный Совет СССР

Президиум Верховного Совета

Председатель (глава государства)

Совет Народных комиссаров /Совет министров СССР

(правительство)

Председатель Совета

Верховный Совет союзной (автономной

Республики)

Президиум Верховного Совета

Председатель

Совет Народных комиссаров /Совет министров союзной (автономной)

(правительство)

Областные Советы депутатов трудящихся

Председатель Исполнительного комитета

Областного Совета депутатов трудящихся

Городские или районные советы

депутатов трудящихся

Председатель Исполнительного комитета

Районного Совета депутатов трудящихся

Сельские (поселковые) советы

Председатель Сельского (поселкового)

Совета депутатов трудящихся

Оргбюро ЦК РКП(б)

Из: Борис Бажанов. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М.,1993.

На заседаниях Оргбюро председательствует Молотов. В Оргбюро входят три секретаря ЦК, заведующие главнейшими отделами ЦК Каганович и Сырцов, начальник ПУР (Политического Управления Реввоенсовета; ПУР имеет права Отдела ЦК), а кроме того один-два члена ЦК, избираемых в Оргбюро персонально, чаще всего — секретарь ВЦСПС и первый секретарь МК1.

Сталин и Молотов заинтересованы в том, чтобы состав Оргбюро был как можно более узок — только свои люди из партаппарата. Дело в том, что Оргбюро выполняет работу колоссальной важности для Сталина — оно подбирает и распределяет партийных работников: во-первых, вообще для всех ведомств, что сравнительно неважно, и во-вторых, всех работников партаппарата — секретарей и главных работников губернских, областных и краевых партийных организаций, что чрезвычайно важно, так как завтра обеспечит Сталину большинство на съезде партии, а это основное условие для завоевания власти. Работа эта идет самым энергичным темпом; удивительным образом. Троцкий, Зиновьев и Каменев, плавающие в облаках высшей политики, не обращают на это особенного внимания. Важность сего поймут тогда, когда уж будет поздно.

Первое Оргбюро создано в марте 1919 года после У1П съезда партии. В него входили Сталин, Белобородов, Серебряков, Стасова, Крестинский. Как видно по его составу, оно должно было заниматься некоторой организацией технического аппарата партии и некоторым распределением ее сил. С тех пор все изменилось. С назначением Сталина генеральным секретарем Оргбюро становится его главным орудием для подбора своих людей и захвата таким образом всех партийных организаций на местах.

О формировании политбюро ЦК ВКП(б)

Из стенограммы заседания пленума ЦК ВКП(б) от 21 февраля 1941 г.

ПБ с.172-173

А.Н. Яковлев о доносительстве в партии

На XIV съезде (дек. 1925) произошла примечательная перепалка между сторонниками внутрипартийной демократии в лице так называемой «ленинградской оппозиции» во главе с Каменевым, Зиновьевым и Крупской, с одной стороны, и сторонниками Сталина, с другой.

Сталин: «Разве товарищам из оппозиции не известно, что для нас, большевиков, формальный демократизм – пустышка, а реальный интерес – все».

Далее последовал интересный диалог о доносительстве в партии. О настоящем культе доносительства в партии сообщил в своем выступлении представитель ленинградской Комиссии партийного контроля И. Бакаев. На что услышал от секретаря ЦКК М, Шкирятова (партийное прозвище Малюта-Шкирятов): «Это не донос, это обязанность каждого члена партии». И далее, уже другой секретарь ЦКК С. Гусев: «Ленин нас когда-то учил, что каждый член партии должен быть членом ЧК, т.е. смотреть и доносить». Проблема не в отсутствии демократии, а в недоносительстве. Позднее Сталин скажет, что «коммунистов, косо смотрящих на разведку, на работу в ЧК, боящихся запачкаться, надо бросать головой в колодец».

Яковлев А. Из книги «Сумерки».

Соколов о формировании партийной номенклатуры

Разительные противоречия между потребностями управления и уровнем подготовки выдвиженцев ра­но или поздно должны были всплыть на поверхность. Впро­чем, уже в годы гражданской войны появились своего рода «рекламации» на деятельность комиссаров и уполномоченных, присылаемых Учраспредом, на их нелепые распоряжения и действия. Раньше и сильнее всего недовольство номенклатурными работниками проявлялось в тех ведомствах, где особенно требовались профессиональнее знания (ВСНХ, Наркомфин, Наркомпрос и др.). Эта проблема особенно обострилась в связи с продвижением номенклатуры в среднее звено управления, где нужна была специальная подго­товка к определенному виду деятельности, которая в верхних этажах зачастую компенсировалась административным рвением.

Во второй половине 1920-х гг. были предприняты меры по ускорению профессиональной подготовки и переподготовки номенклатурных работников. Для этого была мобилизована вся система партийной учебы, рабфаки, краткосрочные курсы. Партийные студенты ставились на учет и подлежали особому распределению на работу по партийной линии. Таким образом складывался механизм развития и воспроизводства номенклатуры, который обрел окончательную форму в более позднее время.

Способы работы с номенклатурой били чисто аппаратными, бюрократическими и сводились по преимуществу к заполнению всевозможных анкет и их проверке. Поскольку такая деятельность противоречила нормам внутрипартийной демократии, ее необходимо было скрыть от глаз рядовых коммунистов, «засекретить». Процесс выработки решений в партийных органах становится тайным, чисто бюрократическим, складывающимся не в ходе дискуссий и обмена мнениями, а путем аппаратной организации. Вопрос должен был «созреть» в недрах аппарата, а затем решен в спешном и оперативном порядке.

Номенклатура в сущности представляла собой верхний слой партийно-советской бюрократии с тенденцией превращения в связанную как бы круговой порукой замкнутую касту, существование которой было скрыто от глаз рядовых коммунистов и остального общества. Вошедшие в номенклатуру коммунисты переходили с должности на должность, тасовались, подобно колоде карт. Работники, которые «проштрафились», обнаруживали некомпетентность, профессиональную непригодность и т.д-, передвигались на другие ме­нее значимые посты. Местом «ссылки» их в те годи стано­вится профсоюзный аппарат, историко-революционные общества, издательства, библиотеки, архивы. В соответствии с должностью определялись преимущества и привилегии для номенклатурных работников. Для поддержания их материально-бытовых условий был установлен некий уровень в пределах партминимума и партмаксимума, который не рекомендовалось нарушать.

Партийные съезды, съезды Советов, профсоюзов и т.п. превращаются в массовые сборища номенклатуры, причем за каждим органом закрепляется своя роль. Главным стано­вится партийный съезд, утверждающий основные установки и директивы, которые другие органы должны претворять в жизнь. Съезди Советов и сессии ЦИК были призваны законодательно подтверждать принятие решения, создавать им видимость народной поддержки. Номенклатура была не спо­собна н не заинтересована в широком обсуждении вопроса, для нее важнее всего били четкие указания и директивы, согласно которым следовало действовать. Всякие дискуссий и рассуждения рассматривались как мешающие делу, пустая болтовня и треп. Разгром «навязанных» партии дискуссий тщательно готовился в недрах аппарата. С этой точки зрения и необходимо рассматривать политическую борьбу на съездах и конференциях 1920-х гг., которая была, по сути, столкновением старой большевистской политической элиты с нарождающимся «новым классом», состоявшим в то время в основном из людей, чей облик сформировался в годи рево­люции и Гражданской войны.

Сталинская версия создания единого государства

Из письма Сталина – Ленину от 22 сентября 1922 г.

Тов. Ленин!

Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и ок­раинами, т.е. отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нестерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в фикцию т.н. единое федера­тивное народное хозяйство, тормозят и парализуют вся­кую хозяйственную деятельность в общероссийском мас­штабе. Одно из двух: либо действительная независимость и тогда — невмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причем вопросы общие решаются в порядке пере­говоров равного с равным, по соглашению, а постановле­ния ВЦИК, СНК и СТО РСФСР не обязательны для не­зависимых республик, либо действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК и экономсоветы независимых рес­публик, т.е. замена фиктивной независимости дейст­вительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юстиции, внудел, земледелия и прочее. Следует иметь в виду, что:

1. Формально решения СНК, СТО и ВЦИК РСФСР необязательны для независимых республик, причем эти учреждения сплошь и рядом отменяют постановления центральных учреждений независимых республик, что вызывает протесты последних против «незаконных действий» центральных учреждений Москвы.

2. Вмешательство Цека РКП в таких случаях про­исходит обычно после того, как центральные учреждения окраин уже дали свои декреты, отменяемые потом цент­ральными учреждениями Москвы, что создает волокиту и тормоз в хозяйственных делах и вызывает на окраинах недоумение среди беспартийных и раздражение среди коммунистов.

3. За четыре года гражданской войны, когда мы ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либера­лизм Москвы в национальном вопросе, мы успели вос­питать среди коммунистов, помимо своей воли, настоящих и последовательных социал-независимцев, требующих на­стоящей независимости во всех смыслах и расценивающих вмешательство Цека РКП, как обман и лицемерие со сто­роны Москвы.

4. Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упор­но принимая слова о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик.

5. Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться цент­ру, т.е. если мы теперь же не заменим формальную (фиктивную) независимость формальной же (и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несраненно труднее отстоять фактическое единство советских республик.

Сейчас речь идет о том, как бы не «обидеть» национа­лов, через год, вероятно, речь пойдет о том, как бы не вызвать раскол в партии на этой почве, ибо «националь­ная» стихия работает на окраинах не в пользу единства советских республик, а формальная независимость бла­гоприятствует этой работе. Один из многих примеров:

недавно Грузинский Цека, оказывается, решился без ве­дома Цека РКП разрешить оттоманскому банку (англо­французский капитал) открыть свое отделение в Тифлисе, что несомненно повело бы к финансовому подчинению За­кавказья Константинополю (уже теперь турецкая лира является господствующей, вытесняющей с рынка грузин­ские и русские деньги), причем решительное запрещение со стороны Цека (принятое по настоянию т. Сокольни­кова) вызвало, оказывается, бурю возмущения среди грузинских национал-коммунистов.

Мой план:

1. Вопрос о Бухаре, Хиве и Д[альне] в(осточной] р(ес-публике] (которая еще не советизирована) оставить пока открытым, т. е. пока их не автономизировать.

2. В отношении остальных пяти независимых рес­публик (Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан и Армения) признать целесообразным автономизацию с тем, чтобы к Всероссийскому Съезду Советов ЦИКи этих республик сами добровольно изъявили свое желание вступить в более тесные хозяйственные отношения с Москвой на началах автономии (я имею уже заявление Азербайджанского и Армянского Цека Компартии о желательности автономизации и заявление Грузинского Цека Компартии о желательности сохранения незави­симости)...

Известия ЦК КПСС.— 1989.— № 9.— С. 198—200.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Документы и материалы к главе 11

    Книга
    Помню, как-то нам тогда была роздана в переводе книга Гитлера "Моя борьба". Я тоже получил ее. Не помню, сколько страниц прочел, но осилить целиком не смог морально, хотя сейчас жалею о том.
  2. В. Е. Грум-Гржимайло Из заявления об отставке, направленного в июне 1928 г начальнику Главметалла вснх в. И. Межлауку. Документ стал произведением Самиздата, привлек внимание эмигрантской прессы

    Документ
    Из заявления об отставке, направленного в июне 1928 г. начальнику Главметалла ВСНХ В. И. Межлауку. Документ стал произведением Самиздата, привлек внимание эмигрантской прессы
  3. Сборник документов и материалов

    Книга
    Вопросы свободы совести и религиозных организаций в Республике Беларусь: Сборник документов и материалов/Авт.-сост. М.В.Цвилик; Под ред. В.И.Новицкого.
  4. Немцы в Прикамье. ХХ век: Сборник документов и материалов в 2-х томах / Т. Публицистика. Мы из трудармии

    Документ
    Рецензенты: М.Н. Лукьянов, доктор исторических наук (Пермский государственный университет им. А.М. Горького), В.П. Мохов, доктор исторических наук, профессор (Пермский государственный технический университет), В.
  5. Сибирские переселения. Документы и материалы. Выпуск 1

    Закон
    Ответственный редактор: д.и.н. М. В. Шиловский. Составители: д.и.н. М. В. Шиловский, к.и.н. А. К. Кириллов, к.и.н. Г. А. Ноздрин, к.и.н. Н. Н. Родигина, к.

Другие похожие документы..