Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Організація роботи щодо забезпечення виконання завдань, встановлених бюджетним розписом Міністерства фінансів України та розписом доходів Святошинс...полностью>>
'Документ'
Агентство медицинского маркетинга (АММ) выражает Вам свое уважение и предлагает рассмотреть предложение по программе специального тренинга для персон...полностью>>
'Тезисы'
Во всем мире проблема переработки и утилизации бытовых отходов становится все более злободневной. Приближенно общий объем накопленных отходов всех ви...полностью>>
'Пояснительная записка'
Тема: «Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе в МОУ «Никифоровская средняя общеобразоват...полностью>>

Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва (2)

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

16

Понедельник, 19 марта 2007 г.

Студенты (07/00/01)

© Mark V. Zhelnov. Students Lectures. 2007

Курс Философии и Философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2007, январь 2008, Москва

Лекция 09.00. – 09.45 ; 09.50- 10.35. ауд. 5-27.

Семинар в первом семестре: 10.50 – 11.35; Консультация 11.40 – 12.25.

Часть первая.

Философия как история философии и история философии как философия.

Лекция №6 (2006)

Основные этапы философских идей античности и важнейшие проблемы западно-европейских философских традиций сегодня.

(саморазвитие размытого отношения «бытия вообще» и «сознания вообще»).

Выполнил студент 434 группы Очиров Батр.

Вопросы:

  1. Первоначало современности и современность первоначала. «Осевое время»

человечества (Карл Ясперс) Самоопределение предмета философии в античное тысячелетие (6 в. до н.э.-6 в. н.э.) Поиски начала, совпадающего с концом (шар) античные праэпистемы и наука-матема.

  1. Возникновение: «досократики», гераклито-элейская коллизия, Демокрит,

Эпикур. Двойственность идей софистов, Сократа и Платона в свете учения об «А-летее» Мартина Хайдеггера в 21 веке. Эйдетическая метафизика.

  1. Становление античной философии. Аристотель и перипатетики, пессимизм

киников и скептиков, стоицизм и пифагореизм. Борьба идей о роли открытых и закрытых общественных устройств в античности (по Карлу Попперу).

Рационалистическая метафизика.

  1. Возвращение к прошлым идеям на новом уровне. Платоники и

платоновско-пифагорейский неоплатонизм Плотина. Символическая метафизика. Самосознание индивида в «исповеди» Августина Блаженного как переход к

метафизике сверхъестественного божественного. Прогносисы и наука-гносис («лектон»).

  1. Идеи поздней античности: начало противопоставлению субъекта объекту

субстанции, основные типы подходов историков философии к идеям античности,

основные проблемы и понятия античной философской традиции (по А.Ф.Лосеву).

***

Литература:

Учебно-справочная:

1. Канке Виктор Андреевич. «История философии: мыслители, концепции, открытия: учебное пособие.» - М.: «Логос» 2005, ч.1 Философия античности, стр. 48-104.

2. Лосев Алексей Федорович. «История античной философии в конспективном изложении.» - М.: «ЧеРо» 1998 г.

Дополнительная:

1. Гайденко П., Петров В., «Философия природы в античности и в средние века.»

- М.: «Прогресс-Традиция» 2000 г.

2. .Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.»

-М.: «Мысль» 2004 г.

3. Августин Аврелий - епископ Гиппонский. «Исповедь» -М.: «Мысль» 2005 г.

4. Степанянц М.Т. «Знание и вера: многообразие культурных подходов» Вопросы философии. 2007 №2

Основная цель сегодняшней лекции

состоит, по крайней мере, в следующем:

Во-первых, я постараюсь показать, в отличие от обычных представлений, что античная философия укладывается где-то в 300-400 лет до н.э. - это не то представление, которое реально, античная философия - это тысячелетие. Задача состоит в том, чтобы показать, что античная философия это не собрание анекдотов, что она предстает в ином свете, что она проходит несколько этапов и носит гипотетический, обобщающий характер.

Во-вторых, показать, что в результате саморазвития античной философии и возникли те основные мировые понятия, которые лежат в основе всех наших представлений. И, кроме того, вся эта античность, смешавшись с библейским контекстом, легла в основу так называемого западно-европейского мышления, родоначальником которого считается Сократ.

Курс философии и философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2006, январь 2007, Москва

Часть первая.

Философия как история философии и история философии как философия.

Лекция №6 (2006)

Основные этапы философских идей античности и важнейшие проблемы западно-европейских философских традиций сегодня.

Вопросы:

Первый вопрос:

  • Первоначало современности и современность первоначала.

  • «Осевое время» человечества.

  • Самоопределение предмета философии в античное тысячелетие(6 в. до н.э.- 6 в.н.э.).

  • Поиски начала, совпадающего с концом

  • Античные праэпистемы и наука-матема.

Давайте посмотрим, что это за первоначало современности и современность первоначала. В прошлый раз мы рассматривали с вами проблему предшествования и

" Первоначало современности и современность первоначала "

начала, что это далеко не одно и то же. «Это» до «этого», «это» до «этого», а до «этого» - «это». Это одно, а дальше? Где начало-то? А начала нет…вот в чем проблема-то

основная: каково оно? Не знаю, знаю только что было раньше. Это касалось всего восточного мира, вообще мировой философской мысли. А теперь мы поуже смотрим: мы говорим современность, а что значит современность? А «все» современность. Надо первоначало современности схватить и, более того, в зависимости от того, что вы будете считать первоначалом для нашей западно-европейской традиции и культуры, так вы будете и на мир смотреть. Поэтому у первоначала есть его современность, оно вроде бы далеко, а на самом деле отсюда я начинаю отсчет. Ну не могу я считать ни от чего, что-то должно где-то быть…ну не могу я считать возникновение Руси раньше того, что она возникла. Вот

" Осевое время "

человечества

это называется «осевое время» человечества, это придумал название такой философ Карл Ясперс. Вот он и показал, что в зависимости от того, что вы считаете «осевым временем», у вас складываются ваши понятия.

Самоопределение предмета философии в античное тысячелетие

Вот мы все-таки считаем, что мы оттуда тянем смесь античности древнегреческой с «библейским контекстом», вот эта смесь и лежит в основе вашей культуры, никуда вы от этого не денетесь. Считается, что именно в это время возникло то, что называется «философией», она как бы самоопределилась. Да, Восток тоже занимался какими-то такими проблемами. А какими «такими»? А вот надо было перевернуть то, что происходило на Востоке, ведь, на самом деле, не без влияния Востока существует античность: от Индии через Вавилон проникают идеи всякие, они проникают не просто по «эфиру» не было еще тогда «эфира» такого… Они перемещаются вместе с народами. Так где же она была эта античность физически? Дело в том, что античность - это не древняя Греция, полуостров какой-то – это все Среднеземноморское побережье, особенно восточное. И исторически возникло то, чего никогда больше в истории человечества не было – около 1000 лет не было практически никаких нападений, так называемых, варваров. Замечательные природные условия: тепло, хорошо и т.д.

Поиски начала, совпадающего с концом

И вот здесь и произошло осмысление того, до чего не смогли дойти восточные мыслители - поиски начала, совпадающего с концом. Древние Востока искали «конец» - ну нет ничего кроме конца. Теперь я шел, шел до конца и потом перевернул все…

И теперь думаю: а почему же я с конца-то иду? Было же начало, я родился - значит и мир должен быть кем-то и как-то рожден, он - основа.

античные праэпистемы и наука-матема

И возникла идея «Великого Космоса», а Космос – это прекрасное, красота. Вот этот мир-космос живой, дышащий, в котором я живу и от него завишу, на него и смотрю. И вот как ребенок смотрит на этот мир, когда он в него входит, так вот приблизительно смотрели на мир Древние Греки. В результате мы фиксируем, что возникли эти знаменитые праэпистемы: что такое «бытие» и «становление»? что такое знание о «бытии»? что такое «истина»? что такое природа ?… Вот эти все понятия возникли именно в это самое время. Отсюда и общая фиксация, что есть античные праэпистемы – понятия лежащие где-то в глубине, и наука – она просто обоснованное знание, как математика (вот «матема» отсюда и взялась) Вот чем занимались «начала» античности.

Второй вопрос:

  • Возникновение: «досократики», гераклито-элейская коллизия, Демокрит,

Эпикур

  • Двойственность идей софистов, Сократа и Платона в свете учения об «А-летее»

Мартина Хайдеггера в 21 веке.

  • Эйдетическая метафизика.

Какие же они прошли этапы? Во-первых, это возникновение. Кто такие «досократики» - это те, кто до Сократа, все фисиологи. Вот был такой Фалес: говорил раздавить комара и что там останется? мокрое место – значит в основе всего лежит Вода!

Я дышу, а вот если я не дышу - могу я жить? Не могу – в основе лежит Воздух и т.д.

" Гераклито-элейская коллизия "

Рассмотрим гераклито-элейскую коллизию. Гераклит говорил, что все изменяется.

Огонь! «Нельзя вступить в реку дважды», - говорил Гераклит, а его последователи говорили: «А нельзя вступить в реку и единожды» Я только вступил, а она уже и не та…

Все изменяется.

Элейская школа. Из Элеи, из Малой Азии философы были – Элеады. Их идея была такая: наоборот, вот то, что я вижу как движущееся – этого нет, это не бытие. А настоящее бытие в глубине не подвижно. Всем известна знаменитая апория – летящая стрела.

Так стрела летит, но если подумать, то стрела в каждый момент покоится, или почему атлет не может догнать черепаху.

Движение - это иллюзия, а в основе сущности лежит что-то бытие-неподвижное, стационарное. Как же соединить, почему коллизия? Как-то надо это все разрешить. И вот появился Демокрит, и как он решил, очень просто – что есть? Есть атомы – неделимые частички. Чтобы мир как-то представить, нужно было ввести понятие пустоты, вот и решилась коллизия – маленькие атомы соединяются и получается то, что я вижу. Отсюда возникает фатализм, как идет «это», не изменить «это», ничего невозможно. А это очень не приятно с этической точки зрения, получается, что моя жизнь предопределенна, мне делать нечего в этом мире. А вот тогда из этических соображений, живший после Демокрита, Эпикур решил так: нет, есть у атомов способность самоотклоняться. Поэтому, поскольку они отклоняются, я могу что-то сделать, я, конечно, не могу все переделать, но отклониться могу. И поэтому главное – это беседа с друзьями, это жить в соответствии с совестью, это главная цель человека. В дальнейшем это выродилось в гедонистическую этику (получай удовольствие от всего).

Двойственность идей софистов

Дальше начинается безобразие, и появляются идеи софистов. Они научились настолько владеть речью, что могли доказать все что угодно, если вы что-то признаете.

Софистика это величайшее достижение человеческой мысли, ведь без умения сочетать то, что не соединимо, мы не могли бы жить. Каждый из нас всегда немножечко привирает. Софисты ценились за то, что на собраниях греков могли составить резолюцию, которую бы поддержали все.

Против софистов выступил Сократ. Его основная идея: «Я знаю, что я ничего не знаю» Что значит «не знаю»? это не в том смысле, что совсем не знаю, а это в другом совсем смысле, о том что «я знаю, что мало знаю» - вот в чем основная великая идея западно-европейской мысли. В дискуссии, в диалектике он вас начинает раскачивать в противоречии. В итоге получается, что никаких окончательных определений нет, что есть относительные, и постепенно приходит к каким-то выводам. Вот это идея Сократа. В последствии его приговори к смерти (цикуте), от казни можно было сбежать, однако Сократ этого не сделал.

Сократ славился тем, что ничего не писал. С его точки зрения, когда начинаешь писать, то вся мысль пропадает. Нужно все фиксировать в дискуссиях.

И все что мы знаем о Сократе, по сути, нам рассказал его ученик Платон. Он создал свое знаменитое учение об идее (в диалогах можно все выразить). Платону принадлежит пример с Пещерой.

Предположим у нас есть пещера, в которой горит костер. В пещере нас приковывают цепями спиной ко входу, мы смотрим на стену перед собой. А сзади у нас светит Солнце. Кто-то за нашей спиной проносит фигуры, и на стене отображаются некие тени («Мир Теней»). А мы не можем повернуться и видим только тени. Но вдруг появляется особо выдающийся человек, он все-таки как-то освобождается и потихоньку начинает поворачивать голову к Солнцу. И он увидит, что на самом деле там есть что-то настоящее, а не тени, что кто-то проносит фигуры. А мы видим искаженное: во-первых, потому что тени, а, во-вторых, блики от костра. Поэтому мы видим искаженный мир. Если он об этом расскажет, никто ему все равно не поверит, люди не захотят смотреть на солнце, ибо больно, люди хотят смотреть на тени. Но только в солнце есть идеи вещей! И только поняв их можно обустроить жизнь, так как наша жизнь лишь отражение этих идей.

Таким образом, есть два мира Платона: мир идей и мир теней. В мире идей существуют некоторые сущности этих теней. Есть человек, а есть идея человека. Есть кубок, а есть кубкость. Есть лошадь, а есть лошадность. На основе этой идеи Платон построил все.

Учение об «А-летее»

Есть философ Мартин Хайдеггер, который создал учение об А-летеи. Он обращается к древним грекам, считая сознание того времени не замутненным. А-летея (открывающаяся) – это истина. С его точки зрения, они просто наблюдали: что-то открывается и закрывается. Только вы хотите познать, но оказывается закрыто. Только вы не хотите этим заниматься, тогда открывается вам, и вас манят. Вот так истина нас манит, мы стремимся к ней, но никак не можем полностью понять что же это такое. Это основа всего нашего миропонимания: мир есть как бы нам данный, а внутри сидят какие-то сущности.

Эйдетическая метафизика

Эйдетическая метафизика.

Переход от своего мира к образам, которые располагаются в других мирах. Мы путешествуем мысленно туда-сюда, и должны на Земле реализовывать эти идеи.

Третий вопрос:

  • Становление античной философии.

  • Аристотель и перипатетики, пессимизм киников и скептиков, стоицизм и

пифагореизм.

  • Борьба идей о роли открытых и закрытых общественных устройств в античности (по Карлу Попперу).

  • Рационалистическая метафизика.

Аристотель

И

перипатетики

У Аристотеля школа называлась «Перипатетики», потому что он ходил со своими учениками. Надо было 10 лет ходить рядом с учителем, чтобы научиться задавать ему вопросы. Аристотель считал, что идеи не могут быть где-то далеко, они должны быть здесь, рядом с человеком. И создал концепцию гилеморфизма, материи и формы. Идея «горшка» или «гончара». Как он себе представлял мир? Есть материя – глина.

Как делают горшок? Вертится круг какой-то, положили туда материю. Потом мы начинаем руками придавать ей форму. В зависимости от придаваемой формы мы получаем разные предметы: горшок, плошка, ложка, чашка и т.д. Так же и в мире: у каждой первой материи есть форма, все состоит из формы и материи. Он не признавал пустоты, поэтому перемещающееся тело у Аристотеля заново получало форму (не перемещалось). Кто же делает этот горшок? Его делает палец. Есть причина «эфициес», действующая. А зачем? Значит есть цель. Таким образом, получается 4 причины. У Аристотеля вроде не было 4 причин, но потом ему приписали...Но 2 точно были: «кауза материалис» - причина материальная, «кауза формалис» - причина формальная, «кауза эфициес» - причина действующая и «кауза финалис» - существование цели. И это картина мира.

Он по-своему развил учение об обществе, его вклад в этику заключается в том, что он разработал концепцию справедливости, которой общество пользуется и по сей день. Все должны владеть в среднем поровну. Однако, необходимо учитывать, что абсолютной справедливости нет, и люди называют справедливостью, когда всем поровну, но мне немного больше.

Пессимизм киников.

Знаменитый Диоген Синопский просил милостыню у статуи, чтобы привыкнуть к отказам.

Одно из высказываний Диогена: «Мальчик, никогда не бросай камень в прохожего – не исключено, что это твой отец ».

Далее возникли проблемы стоицизма и пифагореизма. Появляются скептики. У скептиков есть знаменитая проблема «отбрасывания лестницы». Они брали в основу какие-то утверждения, потом поднимались «по лестнице» на некоторый уровень, а потом лестницу отбрасывали.

Стоицизм. Стоики из города Стои. Они придерживались идеи выживания. Нужно не жить, а выжить. Были философы, которые говорили: «Согласного судьба ведет, а не согласного - тащит». Надо вовремя уметь подчиняться ходу событий, быть спокойным. «Стоическое спокойствие»

Пифагореизм – мистическое отношение к числу. Для пифагорейцев число обладало «магической» сутью.

Рационалистическая метафизика

В качестве основной идеи они поставили вопрос, который интересует нас и сейчас: «Какие лучше общества: закрытые или открытые?»

Рационалистическая метафизика занимается уже не только образами, а уже обоснованными знаниями. Платон, Аристотель - все они начали уже как-то обосновывать свои представления.

Четвертый вопрос:

  • Возвращение к прошлым идеям на новом уровне. Платоники и платоновско-пифагорейский неоплатонизм Плотина.

  • Символическая метафизика. Самосознание индивида в «исповеди» Августина Блаженного как переход к метафизике сверхъестественного божественного.

  • Прогносисы и наука-гносис («лектон»).

Алексей Федорович Лосев обосновал идею, что не то что обычно считается главным в античной философии, а оказывается, что главным является финал античной философии – платоники и платоновско-пифагорейский неоплатонизм Плотина.

В результате всех замечаний античная мысль пришла к выводу, что существует эманация человеческого духа и какого-то духа «вне». Мы живем в испарениях воздуха («пневма»). Эманация духа, который попадает к вам в тело и вас переделывает.

Нужно улавливать все эти потоки, и в этом жить.

Символическая метафизика.

Я начинаю о мире думать, и уже не просто у меня какие-то образы – я начинаю придумывать символы. Человеку важны символы: есть что-то высшее, есть какие-то ритуалы. Это уже высшая ступень. Возникла мысль о самосознании индивида, как о погружении в себя, и понимании занимаемого им места. Идея символической метафизики выражена в «Исповеди» Августина Блаженного.

Августин Блаженный являлся неофитом, все его труды похожи на молитвы, мы ничего не можем понять, не благословляя Бога. Тут возникает идея, что дух выше и к нему надо обращаться. Возникают гносисы: все в мире символы, которые даются нам от бога.

Пятый вопрос:

  • Идеи поздней античности: начало противопоставлению субъекта объекту

субстанции, основные типы подходов историков философии к идеям

античности, основные проблемы и понятия античной философской традиции

(по А.Ф.Лосеву).

Поздняя античность чем славится? Тем, что началось противопоставление субъекта чему-то иному - объекту субстанции. До этого я был слит с миром, а теперь я сам себя познаю.

Идея античности все-таки никак не наша идея – это вечный мир, красота космоса, хаос.

Нет пока настоящего сомнения в том, что мир есть, а есть такой вот слабенький, еле-еле проступающий скепсис. Вот это основные идеи, которые нам нужно знать, чтобы понять, что такое античность. Главное – это найти начало конца, и представить мир и космос как единое целое, и попытаться найти эти начала. Это переворот, который приведет к расслоению: есть мир, а есть субъект. Вот это начало, «осевое время » нашей мысли.

Краткие итоги лекции

(от конца к началу и

снова от начала к концу)

От конца к началу

Совершим пробежку по логике рассмотрения (изложения и исследования) от конца к началу, а потом снова, от начала к концу.

В конце лекции мы пришли к выводу, что уже в античной философии проявляется неудовлетворенность человека одним лишь чувственным восприятием окружающего мира. Человек начинает строить все новые и новые способы объяснения действительности. Античный этап развития философии заканчивается построением весьма абстрактных понятий - «пневм», человек осознает непостижимость многого и строит различные концепции для объяснения и приобщения к «пневмам». Вообще говоря, античный этап развития философии можно представить в виде спирали, поскольку платоновско-пифагорейской концепции Плотина предшествовали наоборот концепции, утверждавшие, безропотность человека по отношению к его судьбе, будь то теории атомизма либо стоицизма.

Однако, появляются и сомнения относительно необратимости процесса жизни и истории. Это проявляется с одной стороны в теории иррелевантности, когда люди начинают задумываться о том, что вещь существует обособленно от смысла данной вещи. Но помимо этого, в самой «бездушевной теории атомизма» появляется концепция самодостаточных атомов. Родоначальником такого взгляда на атомизм стал Эпикур, его концепция пришла на смену теории Демокрита, согласно которой всё и вся состоит из мельчайших частиц, а по сему ничто не происходит просто так, у всего есть скрытая предопределенная причина.

Возвращаясь к началу античности, необходимо отметить, что между «плотиной» и теорией атомизма было много и промежуточных этапов, взгляд каждого из которых на мир так же весьма интересен. Это и теории дилеморфизма Аристотеля о четырех-причинности всего сущего, когда становится понятно, что материя - всего лишь одна из четырех основ, а для осуществления чего-либо необходимы же и не только материальные предпосылки. Этим рассуждениям предшествовал Платон со своими высказываниями, относительно познания мира. Он отделил мир идей от мира вещей, и он же задумался, о мере и возможности восприятия этого мира идей, о том, как человека «заставить смотреть на солнце»?! До Платона Сократ осознал, что для познания мира, необходимо отречься от старого и признать, что новое не может быть познано через старое. Я знаю, что ничего не знаю. Ведь наши традиционные знания не пригодны для их применения к новым истинам.

Прежде эти сомнения были в некоторой степени проявлены у софистов. Ведь сам факт того, что можно доказать что-либо или опровергнуть, полагаясь всего лишь на какое-то положение, говорит о кризисе традиционного восприятия, когда при одних и тех же предпосылках возможны диаметральные исходы. Следовательно, так и сама теория атомизма ставится под сомнение.

Демокрит, создавший теорию атомизма, тем не менее, сделал весьма важный шаг в развитии философии античности, ведь он смог своей концепцией объяснить многое из того, что было неясно. Так его теория ответила на вопросы, возникавшие в предшествовавшей концепции элеадской школы основополагающего бытия, а именно Демокрит объяснил, из чего собственно состоит это основополагающее бытиё.

Предшествующие теории брали за основу мира как абстрактные понятия, например войны у Гераклита, так и какие-то конкретные субстанции, элементарные для древних греков. Досократики полагали, что основополагающей природой бытия является воздух, вода или огонь.

От начала к концу

Мы рассказали лекцию от конца к началу. Теперь изложим ее в противоположном направлении, что и было сделано в лекции. Укажем логику изложения еще раз.

Ели же говорит о развитии философских концепций в хронологическом порядке, то она выглядит вполне логичной.

Своего рода на примере развития античной философской мысли мы видим, как каждая из концепций, дающая на первом этапе ответы на многие интересующие человека вопросы, тем не менее, в процессе более тщательного анализа уже не отвечает всем требованиям. После этого происходит усложнение первоначальной концепции до тех пор, пока идея сама себя не изживет.

Так мы можем сказать, что античная философская мысль закончилась на том же, с чего началась, с чувственного восприятия. Человек начал объяснения мира с того, что чувствовал, в последствии он всё более и боле подводил различные теории под описание всё его окружающего, но чем логичнее получались конструкции человеческой мысли, тем явственнее человек стал осознавать, что не всё из того, что объективно существует, находит отражение в его концепциях. Это ощущение и можно назвать новым чувственным восприятием. Так человек ощущает несогласие своих объясняющих мир теорий с тем, что он ощущает, с тем как он ощущает и с тем, что он тоже немного творец. В попытках объяснения этого нового чувственного восприятия человек вводит символы, точнее пытается найти именно в них весь смысл и глубину, либо же открыто признает наличие Бога, как высшей мудрости и красоты, как Августин Блаженный.

Рассматривая античный этап в развитии философии мы можем сказать, что на протяжении этого времени создавались всё новые и новые концепции, учитывающие всё большее количество факторов как окружающего мира, так и мира внутричеловеческого, что является весьма важным. Ведь человек начинает осознавать себя уже не просто песчинкой в пустыне, а мыслящей структурной единицей мира. Бесспорно, наряду с этими концепциями существовали и параллельные, в которых человек остается «песчинкой».

Попытки вписать человеческую мысль и сознание в практически стройную концепцию окружающего мира (чего стоит одна только теория атомизма!), приводят людей к построению всё более абстрактных концепций, в которых, казалось бы, вовсе несуществующие понятия являются основой всего (это могут быть как образы «слова» или «числа», так и более сложные понятия «пневмы» или даже Бога). Что является огромным шагом от первоначальных концепций, основанных на абсолюте каких-то окружающих, примитивных субстанций (вода, воздух). Естественно, что между этими с одной стороны разными понятиями огромное «расстояние человеческих размышлений», на котором находятся многочисленные промежуточные искания, которые позволили отшлифовать различные стороны человеческой мысли, как например умение соединять несоединимое у софистов.

Десять контрольных вопросов

К Лекции № 6

«Основные этапы философских идей античности и важнейшие проблемы западно-европейских философских традиций сегодня»

(саморазвитие размытого отношения «бытия вообще» и «сознания вообще»)

по курсу

«Философия и Философия Науки XXI века»

для студентов-физиков 2007 года.

1. Что такое «осевое время» человечества?

2. В чем прослеживается преемственность идей Сократа у Платона?

3. В чем заключается знаменитая проблема «отбрасывания лестницы»

скептиков?

4 Какая связь существует между стоиками, циниками и скептиками?

5. Перечислите 4 причины Аристотеля.

6. Существует мнение, что восприятие мира в античности соответствует восприятию

трехлетнего ребенка, можно ли при этом считать, что любая из античных

философских концепций достаточно полно описывает жизнь?

7. В чем заключается трудность познания нового с точки зрения Платона?

8. Что такое «пневмы», и как они сочетаются со сверхъестественным Августина

Блаженного

9. На чем основаны философские концепции «досократиков»?

10. В чем состоит идея символической метафизики Августина Блаженного?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва (1)

    Лекция
    Раздел 2. Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века) сегодня
  2. Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва (5)

    Лекция
    Изменение направления поиска смысла жизни и ценностей в XX1 веке. Место философии среди других казалось бы сходных с ней феноменов: мировоззренческой проповеди и науки, религии и искусства.
  3. Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва (6)

    Лекция
    1. а) Восстание языка, вещей и масс-культурного овнешнения и разовнешнения как целого теперь в этом человеке в философских идеях по состоянию на 7 мая 2007 года.
  4. Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва (3)

    Лекция
    Объективное самотворение нравов (событий), нравственного и нравственности (отчуждение, овещнение, овнешнения) благо идентичности этого человека. Конформизм, риск и рок.
  5. Курс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва (4)

    Лекция
    (Александр Сергеевич Пушкин и Петр Яковлевич Чаадаев, Александр Иванович Герцен и Михаил Александрович Бакунин, Алексей Степанович Хомяков и Гумилевский,

Другие похожие документы..