Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельнос...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 08 ноября 2007 г. в 11.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.074.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени д...полностью>>
'Документ'
Проблема повышения эффективности бизнеса и развития организации является одной из основных в современном менеджменте. Многие компании, не ощущавшие на...полностью>>
'Закон'
В организациях системы образования (далее - учреждения образования) не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объ...полностью>>

М. В. Ломоносова Социологический факультет кафедра Информатики социальных процессов А. И. Самыловский Учебно-методический комплекс (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский государственный университет

имени М.В.Ломоносова

Социологический факультет

кафедра Информатики социальных процессов

А.И.Самыловский

Учебно-методический комплекс

по учебным дисциплинам

«Теория измерений» и

«Анализ данных»

для социологов

Москва, 2010

УДК 519.22:33

Самыловский А.И.

Учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Теория измерений» и «Анализ данных» для социологов: Учебно-методическое пособие. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: 2010. – 74 с.

Общепрофессиональные учебные дисциплины «Теория измерений» и «Анализ данных» содержат математические основы и информационно-математические методы, формирующие у студентов – социологов профессиональную культуру и специальное модельное системное мышление, необходимое для успешной исследовательской и аналитической работы в современных областях социологического, социально-политического, социально-экономического, управленческого анализа. Задачей дисциплин является введение студентов в методологию, подходы, математические модели и методы комплексного описания и анализа явлений и процессов в условиях учета и определяющего влияния поведенческих факторов респондентов. Дисциплины имеют прикладную направленность, что реализуется через рассмотрение конкретных информационно-математических и прикладных моделей анализа, иллюстрирующих теоретическое содержание программ дисциплин. Приводится большое количество заданий различной сложности, предназначенных как для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний, так и для исследовательской работы по проблематике теории измерений и анализа данных в социологических исследованиях. Высокая обеспеченность учебных дисциплин профессиональной литературой позволяет стимулировать самостоятельную учебную и исследовательскую работу студентов, существенно увеличивая, тем самым, реальный охват рассматриваемой проблематики. Материал учебных дисциплин предназначен для дальнейшего использования, прежде всего, в социологическом и политологическом моделировании и прогнозировании, в курсах, посвященных построению и оцениванию современных социальных, социально-экономических, политических, управленческих, организационных моделей, методик, технологий.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальности «Социология», а также для преподавателей указанных учебных дисциплин.

Третье издание, переработанное и дополненное.

© МГУ, 2010.

Учебно-методический комплекс

по учебным дисциплинам

«Теория измерений» и

«Анализ данных»

для социологов

(для направления 521200 – Социология

подготовки бакалавра и магистра,

для специальности 040201 (020300) – Социология

подготовки специалиста)

Содержание: стр.

I. Пояснительная записка …..………………….……………………... 4

II. Профессиональные компетенции ………………………………….6

III. Тематический расчет часов ……………………………….……….9

IV. Содержание программы …………..…..….……………………….11

V. Список литературы ………………..……………………………….18

VI. Тематика форм промежуточного контроля …..…………………21

VII. Контрольные задачи («тематические

микро-тесты») по учебным дисциплинам

для текущего контроля знаний………………………………….23

VIII. Контрольные задачи («тематические

кейсы») по учебным дисциплинам

для промежуточного и итогового контроля знаний……………35

IX. Контрольные теоретические вопросы по учебным

дисциплинам для итогового контроля знаний……..…………….61

X. Методические указания ……………………………………………63

XI. Вспомогательные вероятностно-статистические таблицы ……..65

I. Пояснительная записка

Автор учебно-методического комплекса: доктор физико-математических наук, профессор Самыловский Александр Иванович.

Требования к студентам: Общепрофессиональные учебные дисциплины «Теория измерений» и «Анализ данных» используют материал предшествующих им математических учебных дисциплин «Высшая математика», «Теория вероятностей», «Математическая статистика» учебного плана Социологического факультета.

Аннотация: Программа дисциплин «Теория измерений» и «Анализ данных» содержит математические основы и информационно-математические методы, формирующие у студентов – социологов профессиональную культуру и специальное модельное системное мышление, необходимое для успешной исследовательской и аналитической работы в современных областях социологического, социально-политического, социально-экономического, управленческого анализа. Задачей дисциплин является введение студентов в методологию, подходы, математические модели и методы комплексного описания и анализа явлений и процессов в условиях учета и определяющего влияния поведенческих факторов респондентов. Дисциплины имеют прикладную направленность, что реализуется через рассмотрение конкретных информационно-математических и прикладных моделей анализа, иллюстрирующих теоретическое содержание программы дисциплин. Приводится большое количество заданий различной сложности, предназначенных как для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний, так и для исследовательской работы по проблематике теории измерений и анализа данных в социологических исследованиях. Высокая обеспеченность дисциплин профессиональной литературой позволяет стимулировать самостоятельную учебную и исследовательскую работу студентов, существенно увеличивая, тем самым, реальный охват рассматриваемой проблематики.

Учебная задача дисциплин: Материал учебных дисциплин предназначен для дальнейшего использования, прежде всего, в социологическом и политологическом моделировании и прогнозировании, в курсах, посвященных построению и оцениванию современных социальных, социально-экономических, политических, управленческих, организационных моделей, методик, технологий.

Формы контроля: По учебным дисциплинам предусмотрены контрольные работы и домашние задания (аналитические эссе) как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на семинарах в течение изучения каждой учебной дисциплины в виде тематических тестов и микро-контрольных работ. Формы итогового контроля – зачет по учебной дисциплине «Теория измерений» (в весеннюю зачетную сессию по окончании четвертого семестра), зачет по учебной дисциплине «Анализ данных» (в зимнюю зачетную сессию по окончании пятого семестра). При выставлении студенту итоговой оценки по каждой учебной дисциплине учитывается его индивидуальная работа в течение изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы и за домашние задания.

II. Профессиональные компетенции

Учебные дисциплины «Теория измерений» и «Анализ данных» призваны, при подготовке бакалавров и магистров (специалистов) социологии, решить следующие три основных задачи: сформировать у студентов нацеленность на достижение научной обоснованности профессиональной деятельности в конкретных областях социологии, обеспечить изучение профессиональных учебных дисциплин по социологии необходимыми математическими знаниями и прикладными умениями, обучить студентов навыкам ряда широко используемых в прикладной социологии информационно-математических технологий. Таким образом, указанные учебные дисциплины формируют общенаучную теоретическую основу образования, поддерживают прикладные профессиональные учебные дисциплины, непосредственно решают ряд профессиональных задач в конкретных областях социологии.

В результате изучения учебной дисциплины «Теория измерений» студент бакалавриата должен:

  • Знать методологию развития теории измерений в социологии, основные понятия и определения теории измерений;

  • Знать основные методы теории измерений, основные используемые шкалы, классификацию методов и шкал;

  • Уметь использовать понятия и методы теории измерений при исследовании проблем социологического содержания, уметь соотносить понятия и методы теории измерений с понятиями и методами математической статистики;

  • Владеть основными практическими приемами измерения и шкалирования в социологии, приемами визуализации и интерпретации результатов шкалирования.

В результате изучения учебной дисциплины «Анализ данных» студент бакалавриата должен:

  • Знать структуру научной проблематики анализа данных, понимать суть каждой из основных математических моделей и каждого из основных методов анализа данных в социологии, понимать общность их основ, их взаимосвязи и их различия;

  • Знать методологию и методические приемы адаптации математических моделей и методов анализа данных при их использовании в анализе проблем социологического содержания;

  • Уметь использовать основные модели и методы анализа социологических данных, уметь соотносить модели и методы анализа данных с моделями и методами математической статистики;

  • Владеть основными приемами анализа социологических данных, интерпретации результатов анализа, презентации результатов анализа средствами пакета SPSS.

Магистр (специалист) социологии должен, дополнительно к указанным выше компетенциям бакалавра социологии, обладать следующими компетенциями (общенаучными, прикладными и профессиональными знаниями, умениями и навыками):

  • Знать принципы научной обоснованности при проведении исследований в области социологии, знать возможные проявления и последствия недостаточной обоснованности в действиях исследователя;

  • Знать общенаучные и системные принципы протекания социально-экономических процессов, принятия управленческих решений, уметь описать данные принципы с помощью математики;

  • Уметь системно использовать основные математические понятия и методы, строить математические модели для описания и прогнозирования конкретных явлений, процессов и систем социологического содержания;

  • Уметь выявлять реальные возможности и ограниченность математических методов при анализе и решении задач социологической природы, интерпретировать получаемые результаты;

  • Владеть практическими приемами системного применения информационно-математических методов в социологических исследованиях;

  • Владеть навыками участия в профессиональных научных и практических дискуссиях по проблематике использования математики в социологических исследованиях;

  • Владеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, а также навыками передачи знаний, связанных с использованием математики в социологических исследованиях.

III. Тематический расчет часов

№ №

тем

п/п

Наименование учебной дисциплины

и темы

Кол-во

часов

лекций

Кол-во

часов семинаров

Кол-во

часов самостоят. работы

«Теория измерений»

1.

Качественные первичные данные и экспертное

оценивание в социологических исследованиях

6

6

16

2.

Измерение и шкалирование

в социологических исследованиях

6

6

12

3.

Модели и методы

сравнительного шкалирования

6

6

14

4.

Модели и методы

несравнительного шкалирования

6

6

14

5.

Модели и методы

многомерного шкалирования

6

6

20

6.

Модели и методы исследования качества

измерительных инструментов

в социологических исследованиях

6

6

14

Всего по «Теории измерений»:

36

36

90

«Анализ данных»

7.

Модели и методы анализа данных

в таблицах сопряженности

4

6

12

8.

Модели и методы

дисперсионного анализа данных

6

6

14

9.

Модели и методы

регрессионного анализа данных

6

6

12

10.

Модели и методы

корреляционного анализа данных

4

6

14

11.

Модели и методы главных компонентов

и факторного анализа в анализе данных

социологических исследований

6

6

14

12.

Некоторые специальные модели и методы

анализа данных социологических исследований:

канонические корреляции,

дискриминантный анализ, кластерный

анализ, совместный анализ,

анализ соответствий, путевой анализ,

латентный анализ, лонгитюдный анализ,

контент-анализ

10

6

24

Всего по «Анализу данных»:

36

36

90

Итого:

72

72

180

Итого аудиторных часов 144 (лекций – 72, семинаров – 72),

итого внеаудиторных часов самостоятельной работы 180.

Всего учебных часов 324

(кредитов-недель – 6, кредитов ECTS – 9, зачетных единиц – 12).

IV. Содержание программы

Тема 1. Качественные первичные данные и экспертное оценивание в социологических исследованиях.

Некоторые непараметрические модели математической статистики. Критерии знаков, серий, Манна – Уитни (Уилкоксона). Примеры применения в социологии. Основные понятия экспертной технологии измерения. Собственный вектор матрицы попарных сравнений как модель достижения согласия в группе экспертов. Итеративные методы получения результатов экспертизы на основании первичных попарных измерений (сравнений). Метод анализа иерархий. Анализ компетентности экспертов. Согласованность и выявление различных точек зрения в группе экспертов. Ранговые коэффициенты корреляции Спирмена и Кендалла. Метод идеальной точки. Коэффициент конкордации (согласия, согласованности) Кендалла и Бэбингтон-Смита. Подготовка социологических данных к анализу. Редактирование, кодирование, преобразование данных. Очищение и статистическая корректировка данных. Кросс-табуляция данных. Выбор стратегии анализа данных. Связь с понятиями, моделями и методами математической статистики. Примеры применения в социологических и маркетинговых исследованиях.

Тема 2. Измерение и шкалирование в социологических исследованиях.

Основные типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная, относительная. Упорядоченность шкал различных типов, их свойства, силы шкал, уровни измерений. Ранги и рейтинги. Сравнительные и несравнительные шкалы, метрическое и неметрическое шкалирование, их достоинства и недостатки. Латентные параметры и их проявление. Конструкт и его характеристики, шкалирование конструкта и измерение его характеристик. Шкала, категории шкалы, пункты шкалы. Связь с понятиями, моделями и методами математической статистики. Примеры применения различных шкал в социологии. Некоторые подходы к шкалированию и шкалы в психологических исследованиях: Стэнфорд – Бине, Векслера, Кауфмана, Пиаже, Стронга, Роршаха, показатель IQ (Intelligence Quotient) и его факторный анализ, адаптивное тестирование и многоуровневые «батареи» тестов, миннесотский и калифорнийский личностные опросники, проективные методики. Примеры шкалирования и измерения при проведении социологических и маркетинговых исследований.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова Социологический факультет кафедра Информатики социальных процессов А. И. Самыловский Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Теория вероятностей» и «Математическая статистика» для социологов: Учебно-методическое пособие. – 3-е издание, переработанное и дополненное.
  2. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (3)

    Основная образовательная программа
    - уважительно относится к историческому наследию, владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  3. Бюллетень новых поступлений в нб ргу за 2 квартал 2011 г

    Бюллетень
    Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учебное пособие / под ред. А. С. Солодкова. - М. : Академия, 2006. - 192 с. : ил.

Другие похожие документы..