Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Программирование: Учеб. пособие по дисциплине "Программирование" для студ. мех.-мат. ф-та всех форм обучения. Ч.2/ В.А.Боровик, Н.В.Тыркусо...полностью>>
'Инструкция'
На основании Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года "О здравоохранении" в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 года...полностью>>
'Реферат'
События физического мира - тень духовных свершений на высших планах. Добро и зло как соответствие или несоответствие развитию человечества. Введение ...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВО для специальности: 030501 Юриспруденция утвержденного 27.03.2 г., рассмотрена и утверждена на заседа...полностью>>

Философские пути

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФИЛОСОФСКИЕ ПУТИ

(Навеяно статьей В.Ю. Кузнецова. Философия преподавания философии.

// Вестник МГУ, Серия 7. Философия. 2003 №5) 02.11.2003

Интеллект (мудрость) дороги

Может быть специфика моего вуза – транспортного – акцентирует мое внимание на значении дорог в жизни людей. У нас часто звучит латинское изречение: «Дорога – это жизнь». И в философском духовном наследии это общепризнанный факт. В китайской философии это названо «Дао». Почти все диалоги Платона осуществлялись при перемещении людей из одного места в другое, т.е. в пути. Перипатетики – название философской школы фактом ее осуществления в процессе прогулок. А уж тот факт, что выбор пути является главным для философии, лучше всего узнать у Лукиана из Самосаты «Гермотим, или О выборе философии». Поэтически значение пути для жизни показал великий Данте – «смотри за тем, как мой путь идет для того чтобы знать след…» (по памяти)… Надо бы специально посмотреть с этой точки зрения духовное наследие философии….

Теоретически определим эту проблему так:

пути  тропинки  дороги

Самое общее понятие «путь». Путь может быть любым, в том числе и неразведанным, не пройденным, нехоженным. В незнакомой местности вы идете неизведанным маршрутом, по которому никто никогда не ходил. И в таком случае надо максимально думать для того, чтобы перемещение было рациональным и достигло того, что вам нужно…. В таком случае никто из ваших предшественников не помогает Вам.

Как важно найти «светлый путь» к намеченной цели…

Тропы, тропинки – помощь вам со стороны ваших предшественников, пытавшихся идти тем же путем. Это уже кем-то проложенная стезя. Давно в журнале «Наука и жизнь» была статья «Мудрость тропы» применительно к пути в тайге… Вы можете доверять тропе, даже если она приведет вас в противоположном направлении. В моей жизни любителя «тихой охоты» (сбора грибов) были такие случаи. На тихой охоте с супругой заблудились под Вороново к вечеру и наткнулись на тропу, пошли по ней, а она закончилась …. Пошли в обратном направлении и вышли из леса, хотя и в другую сторону. В 2003 году мой поводырь в «тихой охоте» сбился с пути в лесу (потерял ориентировку - не было солнца), наткнулись на тропу, долго шли, и она нас вывела случайно туда, куда нам было надо…. «Да здравствуют тропы, проложенные предшественниками». Они помогают нам решать наши проблемы.

Колея – самая удобная при определенных условиях тропа …. Замечательна песнь Высоцкого о «колеях» каждого творца и бесполезности их копирования…

Дорога – проложенный, обустроенный путь. Это самый рациональный путь к строго определенной цели. И это результат поиска, труда всех предшествующих поколений, проложивших дорогу. Дороги обычно не строят на чистом месте, а пользуются проложенными предшественниками маршрутами. Ее потом могут «спрямлять», выравнивать, строить на ней мосты вместо переправ и т.п. Скажем, дорога от моей деревни до города ранее шла окольным (как тогда было выгодно) путем. Современная же дорога прямая. Весной она прерывалась из-за половодья, а теперь мост позволяет ездить вне зависимости от половодья. Главное же эта дороги ведет не только к ближайшему городу, куда ездят все. С нее хуторяне начинает путь и в дальние страны, например мой друг ежегодно с нее начинает свой путь на другую сторону земли… С нее и я начал жизненный путь в неизведанное с тем, чтобы найти дорогу к истине, проложенную великими предками людей…. (Все это отражено в ряде «семейных книг», изданных с моим участием). Примечательно в этом плане последнее в жизни стихотворение моего 90-летнего дяди, не способного уже продолжать философский диалог и желающего мне следующего:

Диалог

В таверне встретились два друга - поэт и философ.

За рюмкой вина у них произошел такой разговор:

Философ: Скажи, мой друг,

Что тебе милей

На свете?

Поэт: Стихи и проза.

Проза - как повседневный

Труд,

Стихи – как праздничная

Для народа

Роза!

А тебе, мой друг,

Что милей?

Философ: Ведь я – философ!

Всего милей мне –

Плуг и посох.

«Плугом» я «Землю»

«пашу»

(Как прозу пишу)

И людям пищу

Приношу,

А с «посохом» «Хожу

По Свету»

(как апостол) –

святую истину

ищу,

Чтоб лучше всем жилося

На Планете!

**

Друзья подняли тост

За дружбу! 08.09.04 МК

При постройке дорог приходиться отказываться от нерациональных или проложенных злом дорог… «Дядинская дорога» к моему хутору проложена наступавшими войсками фашистов и затем ушла в небытие вместе с ними…. В целом, дорога – материализованный интеллект предков (предшественников) как самая большая их помощь своим потомкам. Она избавляет людей от непродуктивной траты сил, но требует знания дорог, наличия карты…. При этом дороги бывают разные – грунтовые, шоссейные (каменные), асфальтовые разного класса. Чем обустроеннее дорога, тем она эффективнее, с меньшими затратами приведет вас к цели и определяет вид транспорта, которым можно ездить по ней.

Дорогу осилит идущий, но, прежде всего, надо уяснить зависимость дороги от намерений человека, его цели. Бесцельной дороги не может быть… Но главное - натура идущего, который может быть путешественником, странником, скитальцем, бродягой… Идет ли бродяга безразлично куда или путник имеет строго определенную цель…

Если использовать мудрость дорог применительно к философским путям, как аналогию, то легче понять современную ситуацию и ответить на кардинальные вопросы философии с тем, чтобы с ее помощью спасти общество от самоубийства…. Начиная с самого главного вопроса о сущности философии… Философский путь зависит, прежде всего, от типа «философского блуждания» - целенаправленно оно или бесцельно? Иными словами, важно понимание самой сути философии. Для кого-то философия – сама цель, а для других – она всего лишь средство… Особенно поразительно существование «беспредметной философии», когда этим словом называют любое словоблудие… Нечто вроде броуновского движения – произвольное, бесцельное и т.п. перемещение. Конечно, оно полезно в качестве прогулки как средство укрепления здоровья, а для духовного мира – как тренинг ума. Но к философии такое духовное блуждание не имеет никакого отношения….

Понятие «путь» рационально соотносительно с целью. Путь возникает только тогда, когда вы знаете то, что хотите, что вам нужно, и вы ищите строго определенную туда дорогу. Это так применительно и к философии…. Полторы тысячи лет спустя вряд ли лучше показать эту проблему, чем сделал это Лукиан. По его идее надо знать суть философии, которая показывает вашу цель, которую вы хотите достигнуть. И только тогда следует пускаться в путь. Главное «что ищите?» или «Куда идете?». Если вы бродяга, то вам дорога не нужна…. Можете идти туда, куда глаза глядят…. И тогда ваша философия будет соответствующей, а все иные вам покажутся монстрами, странно двигающимися в каком-то направлении. Как хорошо, когда можно идти по наитию туда, сам не знаю куда…. В таком случае не надо торопиться, нервы спокойные, вы ничего не ищете и вам ничего не нужно (конечно, кроме того, чтобы кто-то вас кормил, одевал, давал кров…). И такая «философия» существует, и именно ее называют с древности филодоксия…

Настоящая, истинная философия – оппонент филодоксии. Для философии неприемлемо движение по принципу «пойди туда, сам не знаю куда, принеси то, сам не знаю что». Если для вас философия – способ самоутверждения в собственных глазах, то вы философ от рождения и вам никуда не надо ходить и учиться не надо. Если же вы хотите утвердиться в чужих умах, то вы должны показать им вашу полезность. Например, вы можете быть хорошим балагуром и развлекать их своими остротами и т.п. И если это вам нравиться, то будьте шутом. Хороший шут весьма полезен, а поэтому их племя велико. Но место шутов уже не пусто и не дело философам отнимать у них хлеб, лучше выучится самим шутовству, чем пытаться превратить философию в шутовство. Можно придумать и много других альтернатив или осведомиться о них с помощью философоведения. Практически уже были все эти попытки нахождения собственного места (ниши) для философии и давно уже заросли эти тропы, не став дорогами.

Что такое философия?

Смею уверить всех несведущих в том, что философию с древности понимали как то, что помогает выжить…. Было много иных трактовок философии, но все они остались нехоженными тропами и бессмысленно ими идти. И не нужно ставить перед философией такой цели, которая не видима и не практична, к чему можно прийти только в конце жизни, убедившись или разубедившись в правильности избранного пути. В практичности философии можно убеждаться повседневно, каждым своим шагом по выбранному пути потому, что она помогает решать повседневные проблемы.

Мудростью считали не любой ум, а такой, который помогает жить. С древних египтян мудрость признана как самая большая ценность в жизни людей. И мудрецов окружали почетом, делали советниками и т. п. Сущность мудрости обыденно осознавали четко, но и сейчас ее не понимают теоретически. Речь идет о том, что следует различать «путь мудрости», который начинается с ума:

Ум (менталитет)  разум (интеллект)  доктрины (эрудиция) мудрость (теория)

«Многознание уму не научает». Оно может быть знанием несущественного в жизни и не нужного. Ум должен помогать жить. Ум существует у животных и у детей от рождения. И только на определенном этапе жизни, у детей где-то около трех лет, видимо, он становиться разумом (в широком смысле слова). По мере перенятия господствующего сознания происходит его онаучивание и возникает исходная форма науки – знание, факты, обыденное сознание, здравый смысл, разум и т.п. Все это средство выживания общества и сейчас. Преступно выступать против всего этого. Обыденное сознание - база жизни общества. Оно существует стихийно, передается между поколениями в простейших формах воспитания, образно говоря «с молоком матери». Оно факт научения в совместной жизни. Наука возникла вместе с обществом, а осознана как основа жизни в Древнем Египте, стала содержанием всех профессий и таковой остается по настоящее время. И тогда уже было осмыслена недостаточность исходной формы науки – обыденного сознания и необходимость более развитой ее формы – учений, доктрин. И тогда же возникло их множество. С тех пор доктрины – основа жизни общества. Они плюралистичны, многообразны. Каждый становиться апологетом или адептом определенной доктрины или изобретает свою собственную ее версию. Людям приходиться выбирать те из них, которые рациональнее, полезнее, эффективные. Как это сделать? И здесь на сцену жизни выступают мудрецы. Это такие люди, которые дают наиболее эффективные, практичные советы, помогая выбрать те доктрины, которые полезнее. И речь не о том, что мудрецы не ошибаются, а о том, что они чаще других оказываются правы. Так зародилась мудрость как средство выбрать из науки наиболее истинные, плодотворные положения или отсеять зерна от плевел.

Мудрость и любовь к мудрости

Общеизвестна легенда или реальность разведения этих понятий. Мудрость считалась непостижимой людьми, и мудрыми могли быть только боги. Эту идею относительности мудрости и подчеркнул древний грек, говоря о том, что он не мудрец, но только любитель мудрости, стремиться к ней…. Так возникло слово любомудрие или философия. Философ стремился найти путь к высшей мудрости. Его не устраивала обыденная мудрость знаний и мудрость доктрин, которые часто иррациональны. Философы полагали существование особой «умозрительной» мудрости или умения видеть не просто глазами, а умом – умозрение, что по-гречески звучит «теоретичность или теория». Иными словами они стремились к теоретической мудрости или науке как к высшей ее форме. Они поставили эту цель. И все великие их последователи стремились к этому, искали дорогу к теоретической мудрости или науке. И они проложили эту дорогу, но она оказалась не такой прямой, не такой наезженной и порой даже не видимой теми, кто не знает цели и праздно шатается от безделья. Люди порой видят много путей, но не знают куда они ведут и не могут выбрать нужную им дорогу. Философская дорога нуждается в реконструкции, модернизации, но сначала надо убедиться в том, что именно она ведет к храму успеха, счастья людей.

Идя от идей Лукиана о выборе философии (смотри выше), надо уточнить его аналогию города со множеством дорог в разные стороны и выбором той из них, которая приведет к счастью. Надо сразу же отбросить те дороги, указатели к которым (или адепты которых) говорят о невозможности их пройти за всю жизнь. Это дороги для философских бродяг и не нужно спорить с ними вообще. Надо уклониться и от тех дорог, которые ведут неизвестно куда или которые пропагандируют как средство от бессонницы или нечто аналогичного. Нужна дорога, которая позволяет развить ум, разум, мудрость, научность, эрудицию, интеллект и т.п. как основу успеха, счастья. И то, что выбранная дорога решает эту проблему, должно быть видно по первым пройденным её метрам. Иными словами, адекватность дороги выбранным целям должна проявляться уже с самого ее начала, а не становиться истиной только в ее конце. С этой точки зрения аналогия Лукиана не достаточна. Можно ли убеждаться в истинности выбранного пути с самого его начала?

Аналогия математики помогает в этом деле. Эвристичность математики для решения жизненных проблем осознают не только те, кто осваивает их наиболее сложные разделы (проходит много километров по данной дороге), но все кто научиться считать (прошел первые ее метры) и с помощью счета решает практические дела, скажем, определяет ценность наличных денег или число имеющихся у него благ. И чем больше человек изучает математику, тем больше он видит ее полезность, плодотворность, прагматичность. Скажем, способность сложения облегчает определение количества благ, а умножения – тем более.

Иной аспект проблемы – «дорогу математики» не обязательно проходить всем, а надо пройти столько, сколько нужно – ограничиться овладением только теми ее разделами, которые нужны конкретному субъекту. Аналогично и для философии. Философская дорога бесконечна, но не обязательно ее проходить всю всем. В отличие от обычной дороги, в которой главным является конечная цель. Хотя это тоже не строго. Выйдя из деревни на дорогу жизни человек не всегда ставит цель жизни - достигнуть чего-то конкретного. Он сначала дойдет до ближайшей деревни, и дорога ему поможет в этом деле. Там он пожелает пройти далее: цели возникают по мере жизни, открываются изведанные и неизведанные пути. Каждый из нас освоил дорогу сначала для ближайшего населенного пункта, скажем районного центра, затем к областному, затем столице и т.п.

Философская дорога должна помогать каждым своим километром или, образно говоря, ступенькой, если она – лестница от простого к сложному. И пусть человек не знает высших ее достижений, но освоенное им должно быть полезно ему. Именно так обстоит дело в математике, а философия, с этой точки зрения, «сестра математики».

Строго говоря, философия и сестра и мать математики, т.е. является более общей наукой о познании и важна для математики. Сейчас достаточно констатировать только тот факт, что с древности математику и философию считают в целом одинаковыми (подобными) науками. Математика – наука о познания количественного аспекта мира, а философия – качественного аспекта мира. И настоящая философия облегчает познание мира с первых же своих занятий, давая на них простейшие приемы познания качества мира. Скажем, человек освоивший азы построения соритов и кладограмм уже владеет началом системного анализа любого объекта реальности и, самое главное, с их помощью быстро поднимается к вершинам самопознания («Познай самого себя»), к вершинам развития своего интеллекта, духовности, идейности.

История философии и философоведение

Колея – накатанный путь. Высоцкий прогонял других со своей колеи и это рационально в искусстве. В науке же любое уклонение от колеи пагубно. В науке колея – рутина технологии. Конечно, относительность всего напоминает и о том, что колеи могут быть ошибочными и тогда творчески надо пролагать новые трассы. Эвристичность колеи нельзя определять голосованием и не следует верить слепо авторитетам или говорунам, у которых объем публикаций солиден. Не проста проблема выбора колеи, но не безнадежна. Предшественники оставили нам громадное духовное наследие и по данному вопросу. И надо найти его, выявить, часто вопреки расхожим мнениям философских бродяг.

Философское наследие велико и многообразно. Бытие философии детерминировано теми же универсальными законами, что и любое иное бытие. И его познавать надо также как и любое иное бытие. Но познание любого бытия происходит в соответствии с господствующей у ищущего установкой или его мировоззрением. И здесь главными оказываются абстрактные понятия «материалиста» или «идеалиста», метафизика или диалектика и т.п. Для меня однозначны исходные принципы материалиста, диалектики и т.п. В соответствии с ними мы исходим из прогресса философского духа, его многообразия и т.п. А поэтому и следует выявить в нем главный тренд на фоне всего множества тенденций философской мысли. И это зависит главным образом от понимания сути по принципу «понял - увидел». Надо абстрагироваться от тупиков, блужданий и т.п., не говоря уже от мыслей тех, кто сознательно злодействует и убивает философию. В связи с этим и следует различать историю философии и философоведение.

Не следует спешить верить словам кого бы то не было. Иной материалист оказывается «идиотом», как и диалектик. При моей жизни, вначале все были ими, а затем стали их антиподами… Главное же они не были, по настоящему, философами ни ранее и ни сейчас, хотя и пользуются заслуженным авторитетом у власть имущих…. Они фактически филодоксы и решают задачу убийства философии – «убивцы философии».

История философии призвана показать все искания, в том числе и заблуждения. Она идет от прошлого к настоящему и должна показать все многообразие философского бытия. Иное дело философоведение. Его следует ограничить анализом только главного тренда, абстрагируясь от ненужных деталей. И ее можно показать только ретроспективно. Исходя из современного понимания сути философии, надо показать ее становление, кумуляцию или прогресс философского духа. И такое философоведение по силам тому, кто истинно воспринял ее сущность и овладел ее азами, прежде всего диалектической логикой и умеет строить сориты и кладограммы понятий. Только исходя из философии, как науки о науке, или как основании научного прогресса, можно адекватно объяснить философию как органон или канон науки.

Первый опыт такого подхода мной предпринят в книге «Самоучитель мышления». В самый последний момент я отложил публикацию на время потому, чтобы показать тот факт, что все мной излагаемое является собственными идеями предшественников. Я защищал не себя, а идеи великих философов прошлого в моем изложении. Поэтому я и ухватился тогда за понятие «кумуляция». Затем специально проработал этот аспект для книги «Философское основание теоретической науки». И чем больше я «копал эту яму», тем очевиднее становилась относительность найденного. Чаще всего случайно я натыкался на те или иные зацепки, которые открывали новый неизведанный пласт философских идей. К сожалению, книги по истории философии менее всего были основанием для этого. И уже длительное время готовил книгу по данному вопросу, которая более полно покажет духовное наследие философии. Такую книгу издал в 2004 году под названием «История и философия науки». Верю в то, что имеется «непочатый край» идей предшественников по данной версии трактовки философии и все должны внести свою лепту в этот поиск.

Философский парадокс

Превращение философии в филодоксию происходит в умах, прежде всего, ее профессионалов. Они в большей мере зависят от господствующей идеологии, на потребу которой они трудятся. В связи с этим и возникает парадокс – философию надо спасать от ее профессионалов. Профессионалы философии господствуют в менеджменте ею, и, как любое начальство, исходят из принципа «я – начальник, ты – дурак». Они определяют то, чему и как надо учить философов и тому, как надо учить философии нефилософов.

Ранее они делали официальные программы по каждому учебному курсу. Теперь они навязывают собственное невежество с помощью государственных образовательных стандартов (ГОС). Они сначала изложат свое мнение, утвердят его правительством, а затем убивают им всех инакомыслящих. Они достойные представители страны идиотов, дураков и т.п. На словах они за истину, а на деле убивают ее, навязыванием своего невежества всем! А как же иначе? Разве они не должны гарантировать истину - 2х2=4? А если ее не утвердить в форме ГОСа, то кто-либо будет утверждать, что ответ иной….

Многие профессионалы философии осознают непопулярность философии, ее бесплодность и т.п., а отсюда тревожатся по поводу обучения ей. Но даже они остаются глухими к критике философии нефилософами. Тем самым они служат филодоксии и воюют с философией. И как парадоксально – их приходиться убеждать в возможности превращения философии в самый ценный учебный предмет, а их деятельности в самую почетную и важную основу общественного прогресса. Философы должны стать более ценными науке, чем сегодняшние математики. И я хочу помочь стать таковыми своей критикой. Критика – всегда помощь в отличие от ругни.

Философы боятся потерять работу и своей активностью все более усугубляют свое собственное положение. Попытки же спасти их воспринимают в штыки. Перестав читать мнения других, в том числе и философов, они свихнулись с ума, потеряли самокритичность, став самодостаточными… В результате философия все более теряет престиж.

Филодоксия породила философское прожектерство. Они прямо пропорциональны. Сейчас - обилие негодных идей, приписываемых философии. Они фактически служат филодоксии. Крайности, как известно, сходятся и образуют единый фронт против философии.

Не толерантность филодоксии

Первая заповедь вора - кричать «держи вора». Аналогично поступают и филодоксы. Они отстаивают толерантность, понимая под этим свой монополизм. И ранее и сейчас они не «пущают» философов на страницы своих СМИ, на свои сборища, не дают им слова, не публикуют их идей. Готов иллюстрировать это многими фактами личного опыта. Скажем, 3 РФК. Я послал заблаговременно тезисы, пытался звонить, но не получил удовлетворительного ответа. Летом приехал лично для того, чтобы выяснить отсутствие моих тезисов у них. Передал их сразу же…. Но не только в изданные материалы к 3 РФК, но и позже их не включили. Не верю в то, что они просто теряются кем-либо. Здесь умысел главное - не допустить информации об альтернативе… В информации о 4РФК сказано о том, что тезисы будут отбирать для включения их в материалы! А как же иначе убить истину, как не пущать идею, которую общество ищет 2500 лет. Как превосходно с этой точки зрения песнь Беранже – странствие идеи…

Сейчас филодоксы решают судьбу философии за закрытыми дверьми на разных НМС, УМО, совещаниях завкафедрами и т.п. Всем иным приходиться осознавать пост фактом о принятых решениях, когда не принято изменить их в виду освящение их решениями болванов правительства и т.п. В результате науке навязывается импотентная филодоксия, которая не поднимет качественно уровень науки и т. п. И ненависть к философии вырастет и, надеемся на то, что она сметет филодоксию, а заодно и философию. И может потом начнется иной ход маятника – возрождение философии как орудия выживания общества.

Учебно-методический комплекс (УМК) «Философия»

Обучение философии не может не быть в рамках традиционной педагогики. И оно, во многом, схоже с обучением математике. Принципы – пропедевтики, прагматизма и т.п. – главные детерминаторы учебного процесса. Для их осуществления нужен УМК, как и по всем наукам, расписанный в зависимости от уровня обучения, специфики аудитории и т.п.

Постепенно усвоение функций философии. Исходным должно быть развитие способности диалектической логики, что должно начинаться с первого класса, сначала без всякого упоминания логики, диалектики, философии и т.п. Представители всех наук должны объяснять теоретически, философски все повседневные объекты и подспудно передавать технологию философствования. Затем этот процесс надо делать все более осознанным. Старшеклассники должны владеть диалектической логикой. С этого надо начинать учить студентов и начинать обучать их гносеологической функции – объяснять многообразие наук, их классификацию и систематику. На старших курсах их следует начинать учить онтологической функции, лежащей в основе объяснения технологии принятия теоретических решений.

Философское образование должно происходить на основе последних достижений технических средств обучения, тестирования, наглядности, заданий и упражнений, проблемного подхода и т.п. Нужны учебники и задачники, хрестоматии и первоисточники…

Первая версия УМК представлена в моей книге «История и философия науки» (глава о педагогике).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. С. Горский историко-философское истолкование текста ао киев «наукова думка» 1981 Монография

    Монография
    Монография — первая в нашей литературе по­пытка целостного рассмотрения комплекса проб­лем историко-философского истолкования. На основе обобщения конкретного материала из ис­тории всемирной философии анализируются осо­бенности источников,
  2. А. Г. Войтов философское основание теории (Осмысление проблемы) Учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие служит осмыслению философии как науки наук (общей теории науки) и предназначено для аспирантов, докторантов всех наук, преподавателей философии и студентов философских факультетов, а также всем, кто стремится овладеть
  3. В. Ф. Эрн. Борьба за логос опыты философские и критические

    Документ
    не насилуя жизни схемами, наоборот, внимая ей, стать вдохновенной и чуткой истолковательницей ее божественного смысла, ее скрытой радости, ее глубоких задач.
  4. Философский энциклопедический словарь

    Статья
    * "Философский энциклопедический словарь" – базируется как на материалах многих статей из философских словарей Германии, США и Англии, так и на новых статьях, написанных специально для данного Словаря.
  5. Философское Наследие антология мировой философии в четырех томах том 4

    Документ
    Четвертый том «Антологии мировой философии» включает в себя тексты мыслителей народов СССР XIX в. Основное внимание уделено передовой философской и социологической мысли домарксистского этапа, достигшей в России своего высшего развития.

Другие похожие документы..