Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Пути совершенствования делопроизводства в аппарате управления муниципального образования Хасанский район 55 3.1. Оптимизация взаимодействия подраздел...полностью>>
'Документ'
Хотя Панамский канал является одним из самых трудных для навигации, благодаря ему 14 тыс. судов ежегодно пересекают горный хребет. Из-за такой интенс...полностью>>
'Рассказ'
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 г. в селе Усть-Уда Иркутской области. В 1959 г. окончил историко-филологический факультет Иркутского уни...полностью>>
'Программа'
Учебная программа по курсу «Политическая психология» предназначена для подготовки студентов по направлению 030200.62 «Политология» отделения прикладн...полностью>>

Вера Израилевна Стратиевская Как сделать, чтобы мы не расставались руководство (1)

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Часть II. Психологические характеристики

И еще одно напутствие, дорогой читатель! Прежде чем "искать себя" в одном из 16 описаний типов личности, попробуйте сначала "найти себя" в одной из четырех квадр, объединяющих социотипы по общности взглядов и жизненных ценностей. Попробуйте сначала определить, ценности какой квадры вам ближе, и уже потом попытайтесь идентифицировать себя с одним из входящих в эту квадру типов личности. Таким образом, вы не только проверите правильность результатов вашего тестирования, но и сможете лучше понять причину своих разногласий во взаимоотношениях с представителями других квадр и других типов личности.

Общее понятие о квадрах

По общности мировоззрения, мироощущения, ценностей и установок 16 социотипов условно делятся на четыре группы единомышленников — четыре "квадры". Каждая квадра включает в себя 4 ТИМа — (4 типа ИМ). "Программные аспекты" типов личности, составляющих ту или иную квадру, являются в этой квадре преобладающими аспектами. "Вытесненные аспекты — аспекты, противоположные по "вертности" (они же аспекты, расположенные на уровне СУПЕРЭГО входящих в квадру ТИМов), являются в этой квадре "вытесненными", "задавленными аспектами". Таким образом, 4 типа ИМ, составляющие квадру, характеризуются не только общими установками, жизненными ценностями и мировоззрениями, но и общностью оценки собственных несовершенств — общностью "страхов", общностью "квадровых комплексов".

Аспекты 1-й и 3-й квадры и аспекты 2-й и 4-й квадр взаимопротивоположны по вертности. Эти квадры — ортогональны. Отношения между представителями ортогональных квадр — самые напряженные и обостренные. Именно здесь меньше всего взаимопонимания.

Взаимоотношения между соседствующими квадрами сравнительно благополучней. Поэтому для взаимоконфликтующих ортогональных квадр они являются своего рода "посредниками" и "переводчиками". Те аспекты, которые в одной из ортогональных квадр являются доминирующими, в другой — являются вытесненными, подчиненными. Этим же объясняется и принципиальная противоположность системы взглядов и системы ценностей у представителей взаимоортогональных (взаимопротивоположных, взаимоконфликтующих) квадр. То, что в одной квадре вызывает восхищение и является примером для подражания, в другой, ортогональной по отношению к ней квадре, вызывает осуждение и неприязнь.

Характеристика первой квадры

Первую квадру (так же как и третью) составляют "интуиты-логики" и "этики-сенсорики".

Доминирующие аспекты в первой квадре: в первой квадре: "черная" интуиция, "белая" логика, "черная" этика, "белая" сенсорика.

Интуиты-логики представлены иррациональным экстравертом — интуитивно-логическим экстравертом Дон-Кихотом и рациональным интровертом логико-интуитивным интровертом Робеспьером.

Этики-сенсорики представлены рациональным экстравертом этико-сенсорным экстравертом Виктором Гюго, и иррациональным интровертом сенсорно-этическим интровертом Александром Дюма.

Дон-Кихот дополняет Дюма и составляет с ним дуальную пару

Дон-Кихот

Дюма

Гюго дополняет Робеспьера и составляет с ним дуальную пару

Гюго

Робеспьер

Что же представляет собой это сочетание аспектов? Какой характер оно сообщает квадре? Каким мировосприятием и мироощущением характеризуются представители первой квадры? Каковы их ценности?

В первой квадре приветствуются новые оригинальные идеи, свобода и неординарность мышления. Стереотипность мышления осуждается — приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать.

Интересы представителей первой квадры широки и разнообразны. Новая и неожиданная информация здесь всегда воспринимается с интересом. Отчего это происходит? От того, что 1-й аспект, доминирующий в квадре, — аспект "интуиции возможностей" (+ЧИ) — программный аспект лидирующего экстраверта квадры Дон-Кихота. Знак плюс перед символом означает позитивное проявление данного аспекта, стремление его максимально развивать.

Поэтому же и мировосприятие представителей первой квадры отличается легкостью, подвижностью, открытостью. Это очень общительные, увлекающиеся люди, демократичные по своей натуре, отрицающие любую жестокость и авторитарность — и это тоже понятно, поскольку аспект волевой сенсорики (ЧС) здесь не популярен и является вытесненным, подавленным аспектом. Отсюда и пренебрежительное отношение к заданным авторитетам в первой квадре. Здесь очень уважают нетрадиционный взгляд на вещи, любят устраивать перевороты как в общественной, так и в научной мысли. Обожают всякого рода революционные преобразования, особенно если они благоприятно отражаются на жизни общества.

В первой квадре очень любят дискутировать и обсуждать насущные проблемы. Страшно раздражаются, когда им не дают высказаться, когда их прерывают в споре. Окрик "Помолчи!" любого из представителей этой квадры приводит в бешенство. Свобода слова, свобода самовыражения здесь первостепенная ценность. (Отсюда же и "квадровый комплекс" — "комплекс "зажатого рта". Подавление личности здесь в первую очередь ассоциируется с запретом на свободу слова, на свободное волеизъявление.)

Стремление к справедливости, поиски истины, стремление к логической гармонии — все это ценности, связанные со вторым доминирующим в этой квадре аспектом — аспектом логики соотношений со знаком минус (-БЛ). Этот аспект является программным в социотипе логико-интуитивного интроверта Робеспьера и представляет собой важнейшее направление научной, социальной и творческой деятельности первой квадры, определяя ее социальную роль как просветительскую.

Аспект логики соотношений в интерпретации первой квадры — это преимущественно глобальная, структурная логика; это всеобъемлющий системный анализ. Логиков-интуитов этой квадры в первую очередь интересуют универсальные законы мироздания. Возможно поэтому многие из них чувствуют духовное единение с божественной гармонией окружающего мира, ощущают свое единство с космосом, со вселенной; со всем, что кажется непостижимым человеческому разуму. Игнорируя всевозможные традиционные условности и ограничения, они могут смело сопоставлять, анализировать, переосмыслять и критиковать все то, что до них считалось непреложной истиной, все то что считалось недостижимым для критики. Именно в интеллектуальном творчестве представители первой квадры предпочитают чувствовать себя свободными и раскованными, а потому и не терпят никакой канонизации. Они отчаянно сопротивляются любой попытке загнать их в рамки каких-либо догм, очень раздражаются, когда их свободная творческая мысль наталкивается на какие-то препятствия и ограничения. Ломка всего отжившего, устаревшего, обреченного на вымирание — их первейшая социальная функция. Разрушение консервативных форм и понятий — естественный и само собой разумеющийся процесс.

Представители первой квадры очень не любят и ограничений во времени, не признают временных рамок. Предпочитают вести размеренный, спокойный, философски-созерцательный образ жизни. Даже динамичный и деятельный экстраверт-реализатор первой квадры Виктор Гюго терпеть не может, когда его торопят или ограничивают во времени.

Аспект интуиции времени (БИ) здесь также является малозначимым. В первой квадре свое представление о том, что современно, а что — нет. Если, например, дело касается моды, то сенсорики первой квадры как раз и являются ее законодателями. Именно они привносят в нее и присущий первой квадре дух новаторства ("интуиция возможностей") и свое изысканное, опять же свойственное только представителям первой квадры, понимание эстетики (аспект "сенсорики ощущений"). А если имеется в виду современность, созвучность с эпохой взглядов и убеждений, то здесь это тоже не совсем уместно и малопонятно, поскольку взгляды и убеждения представителей этой квадры либо значительно опережают свою эпоху (имеются в виду интуиты-логики), либо существуют вне времени вообще, поскольку выражают извечные человеческие ценности, как это происходит у сенсориков-этиков первой квадры.

Кроме временных ограничений в первой квадре очень не любят моральных и нравственных ограничений, не любят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил. И не потому, что представители первой квадры такие уж противники морали (хотя аспект "этики отношений" здесь не так уж и значим), просто они искренне уверены в том, что ничего предосудительного не совершают, а если в чем-то они и отходят от высокой морали, то у них есть собственные внутриквадровые резервы (имеются в виду свои, "квадровые" этики) для того, чтобы это дело поправить. Кроме того, понятие общественной морали в первой квадре заменяется понятием общественной совести и общественной справедливости. А это уже область робеспьеровской "логики соотношений", так что с этим здесь все обстоит относительно благополучно — на сделку со своей совестью представители первой квадры никогда не идут, от своих убеждений не отказываются — готовы жизнь положить за свои убеждения и преувеличением это не посчитают.

Идеи гуманизма, активная общественная и просветительская деятельность, идея о справедливом общественном укладе — все это неотъемлемые черты первой квадры — квадры романтиков, фантазеров, мечтателей, квадры "взрослых детей" и чудаковатых гениев.

Практическая реализация своих же теоретических открытий для интуитов-логиков первой квадры имеет далеко не первостепенное значение. Им некогда продумывать, к чему и как можно приложить их изобретение — об этом пусть думают другие, неспособные делать такие открытия. Аспект оперативной, "деловой логики" (ЧЛ) здесь не в чести. Прагматизм, практицизм не пользуются симпатией, а нередко и вызывает осуждение. Интуиты-логики первой квадры очень не любят отвлекаться на решение каких-то практических задач. Их даже раздражает необходимость продумывать способы конкретного приложения своих же собственных изобретений.

Опять же объясняется это тем, что представители первой квадры не любят монотонной, рутинной работы, не любят подолгу застревать на одном и том же предмете. С легкостью переключаются на новые и интересные темы. (Преобладающая интуиция возможностей (+ЧИ).

Стараются воспринимать жизнь легко и не любят осложнять ее проблемами. И здесь уже намечается 3-й доминирующий аспект этой квадры, привнесенный в нее программой этико-сенсорного экстраверта, второго, рационального экстраверта первой квадры, ее экстраверта-реализатора — "Виктора Гюго". Гюго привносит в квадру аспект этики эмоций со знаком минус (-ЧЭ). Знак минус выражается в стремлении избегать, сводить к минимуму количество отрицательных эмоций и переживаний. Стремление избегать неприятностей здесь важнее, чем поиск ярких впечатлений и бурных переживаний. В первой квадре умеют красиво и пышно оформлять свои праздники, но, главное, все же стараются, чтобы эти праздники ничто не омрачало — ни жалобы соседей, ни приход полиции.

В первой квадре не принято скрывать свои чувства, не принято их стесняться. Более того, представителям первой квадры свойственно откровенно говорить (и расспрашивать) о сокровенном — здесь это считается в порядке вещей. Секс, приятные ощущения, разнообразие удовольствий является здесь темой самого широкого обсуждения, и это не случайно, ведь четвертая ценность этой квадры — аспект сенсорики ощущений со знаком плюс (+БС) — это и стремление к наслаждению, и умение получать максимум удовольствия от жизни, это эстетика и комфорт высочайшего уровня, это изысканность наслаждений, удовольствий и всевозможных приятных ощущений, это и те радости, которые может подарить жизнь, — счастье и покой семейного очага, здоровье и благополучие близких. Аспект положительной "сенсорики ощущений" привнесен в первую квадру сенсорно-этическим интровертом Александром Дюма. И надо сказать, он очень украшает и приятно разнообразит жизнь представителей первой квадры и не только их. Те страны, в которых первая квадра представлена подавляющим большинством населения (Франция и Италия), на протяжении многих столетий являются бессменными законодателями мод и хранителями богатейших эстетических традиций.

Но не только изысканной модой, кулинарией и эстетикой одарила первая квадра человечество — демократия, как изначально гуманная и прогрессивная форма общественного устройства, зародилась именно здесь. Ранние демократии, демократический уклад античной Греции — все это наследие первой квадры, подарившей миру множество выдающихся ученых, мыслителей и просветителей.

Первоквадровые (робеспьеровские) идеи всеобщей справедливости и благоденствия нашли свое сегодняшнее воплощение в постоянно совершенствуемом демократичном образе жизни Швеции, равно как и других скандинавских и европейских стран, где социотип логико-интуитивного интроверта является преобладающим.

Интуитивно-логический экстраверт ("Дон-Кихот")

Представители типа:

Альберт Эйнштейн, Михаил Ломоносов, Галилео Галилей, Зигмунд Фрейд, Фредерик Жолио-Кюри, Чарльз Дарвин, Эрнест Резерфорд, Дмитрий Менделеев, Карл Маркс, Константин Циолковский, Мария Склодовская-Кюри, Софья Ковалевская, Аушра Аугустинавичюте, Франц Кафка, Михаил Лермонтов, Н. А. Некрасов, Михаил Глинка, Джон Леннон, Аль Пачино, Дастин Хоффман, Эраст Гарин, Александр Абдулов, Николай Черкасов, Татьяна Пельтцер, Татьяна Друбич, Аркадий Укупник, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Валерия Новодворская

Блок ЭГО * 1-я позиция * Программная функция * "Интуиция возможностей"

Для Дон-Кихота изучение любого предмета — это в первую очередь изучение открывающихся перед ним перспектив. Умение увидеть возникающие в любой области новые возможности — сильнейшая и характернейшая его черта.

Дон-Кихот — мечтатель и фантазер, увлекающийся своими идеями и увлекающий ими других. Безучастность окружающих к его собственному замыслу воспринимается им крайне болезненно. Его раздражают люди, не умеющие и не желающие мечтать. Приземленные "реалисты", воспринимающие его мечты как пустые и никчемные фантазии, рискуют обрести в его лице ярого и непримиримого противника.

Мысль и фантазия для Дон-Кихота — две вещи неразделимые. Размышляя, Дон-Кихот фантазирует, фантазируя — размышляет.

Представители этого типа проявляют феноменальные способности в самых различных областях интеллектуального творчества, генерируя идеи, высказывая гипотезы, на несколько столетий опережающие достижения современной им эпохи.

Трудно переоценить их вклад в развитие интеллектуальной деятельности общества. Выдающиеся представители этого типа по праву считаются основоположниками многих научных направлений.

Открывать новые горизонты и новые перспективы во всех областях научной, творческой и общественно-политической деятельности — таково их высшее предназначение.

Поражает способность Дон-Кихотов с непостижимой быстротой понимать самую суть вещей. Менее всего Дон-Кихот нуждается в том, чтобы ему "раскладывали по полочкам" объясняемое. Чрезвычайно раздражается, когда его принимают за тугодума. Чаще всего сам "регулирует темпы" восприятия нового материала: подсказывает собеседнику, что все сказанное он уже понял, и можно продолжать изложение.

Постигая смысл нового явления, он уже размышляет о возможностях его применения. В детстве, в школьные годы представитель этого типа часто производит впечатление ученика, мыслями отсутствующего на уроке. Причем учитель, как правило, менее всего догадывается, что смысл нового материала ученик давным-давно понял; и теперь лишь самостоятельно его обдумывает, отключившись от раздражающих его объяснений, рассчитанных на "тугодумных идиотов" и тормозящих его собственную творческую мысль, несравнимо более важную и интересную, чем примитивные примеры школьного учителя.

Едва успев открыть для себя новые возможности, Дон-Кихот начинает активизировать окружающих на новые и оригинальные проекты. Причем и сам активно участвует в их разработке, впоследствии допуская к их реализации и других.

Не любит подолгу застревать на одном и том же проекте, на одной и той же идее, но было бы ошибкой считать его человеком неустойчивых интересов. Дон-Кихот теряет интерес к своему проекту только в нескольких случаях: если уже не видит никаких возможностей для его реализации или если реализация этого проекта входит в свою завершающую фазу, а в это время на его пути оказывается новая, более перспективная идея.

Для Дон-Кихота весьма характерно быстрое переключение на новые, более интересные проекты. В его понимании нецелесообразно тратить время на то, что почти до конца уже продумано, в то время как постоянно расширяются горизонты новых возможностей, открывающие доступ к новым идеям и теориям.

Увлекаясь чем-либо, Дон-Кихот не способен отвлекаться на другое занятие. Поэтому мало сказать, что он предпочитает заниматься только тем, что ему интересно, — Дон-Кихот не в состоянии заниматься тем, что ему не интересно. Можно с уверенностью утверждать, что вынужденное обучение какому-нибудь обязательному предмету для любого из представителей этого типа — мучительная пытка и прямое насилие над самим собой.

Интуиция и вдохновение — его подлинные и тщательно оберегаемые ценности. В любой ситуации Дон-Кихот отстаивает свое право действовать так, как подсказывают ему интуиция и вдохновение.

Всевозможные инструкции, руководства, директивы и циркуляры — определенно не для него. График работы в его понимании — это насилие над вдохновением. С какой стати он должен генерировать свои идеи в какие-то определенные часы?!

Будучи увлеченным своей работой, Дон-Кихот способен проявлять исключительное усердие и чудеса работоспособности, но в тот период, когда идея еще не созрела и только обдумывается, Дон-Кихот может производить совершенно ошибочное впечатление человека, изнывающего от безделья. На самом же деле, где бы он ни находился и с кем бы ни общался, спит он или бодрствует, его мысль способна уловить любой, казалось бы, самый незначительный импульс, который, возможно, мог бы заинтересовать Дон-Кихота, а в дальнейшем найти отражение в его идеях, гипотезах, теориях и проектах.

Любая новая информация может стать источником неистощимого вдохновения Дон-Кихота. Его интеллектуальное творчество — это постоянный и непрерывный процесс. Если Дон-Кихот хотя бы на полчаса или на час перестал генерировать идеи — значит он либо заболел, либо переутомился. В любом случае это очень тревожный симптом.

Дон-Кихот — это всегда дерзкая фантазия в сочетании с неутомимым и пытливым умом. Смело разрушая все отжившие и нежизнеспособные системы, он раздвигает перед современниками горизонты будущего, считая своим долгом уже сегодня размышлять о проблемах, которые возникнут перед человечеством завтра.

Идеи, теории и проекты, в мире которых живет и существует Дон-Кихот, при всей своей кажущейся фантастичности лично ему представляются реально осуществимыми и ни в коем случае не оторванными от действительности, поскольку основаны на реальной информации и на понимании реальной сути вещей. В силу этих причин многие представители этого типа считают себя истинными реалистами и категорически не согласны с тем, чтобы о них отзывались как о наивных фантазерах и пустых мечтателях.

Дон-Кихот имеет обыкновение щедро раздаривать свои идеи. И чем щедрее он их раздаривает, тем больше их генерирует. А поскольку Дон-Кихот лучше чем кто-либо другой понимает, что невозможно объять необъятное, он скорее согласится с тем, чтобы его идею разработал и запатентовал кто-нибудь другой, чем позволит своему "детищу" погибнуть на корню, так и не развившись в сколько-нибудь серьезный проект. Поэтому лучшее, что может желать для себя Дон-Кихот-теоретик, — это получить возможность руководить научным коллективом, разрабатывающим широкомасштабные и перспективные проекты.

Идеи Дон-Кихотов, как правило, рассчитаны на то, чтобы осчастливить все человечество или хотя бы какую-то его часть — именно поэтому Дон-Кихоты выглядят в глазах современников наивными мечтателями. История подтвердила возможность реализации практически всех идей Дон-Кихотов, а то обстоятельство, что не всякая их теория удачно реализовалась, объясняется отдельными просчетами как самих Дон-Кихотов, склонных по мере возможности игнорировать факты, неблагоприятные для популяризации развиваемой ими теории, так и просчетами реализаторов их теорий, нередко переиначивающих идеи Дон-Кихотов в своекорыстных целях.

Круг интересов Дон-Кихота чрезвычайно широк. Причем, незаурядная эрудиция поразительным образом сочетается с исключительной глубиной познаний в самых различных и подчас не связанных друг с другом областях. В интеллектуальном плане Дон-Кихот живет очень широко и насыщенно. Он берет от жизни все самое интересное и самое замечательное, а взамен щедро одаривает ее плодами своего творчества, которых и современникам с избытком хватает, да еще и потомкам немало останется.

Многие представители этого типа наделены великолепной памятью на цифры и исторические даты. В любую минуту с поразительной точностью могут они процитировать отрывок из какого-нибудь литературного произведения или научного труда, могут совершенно свободно воспроизвести по памяти любые энциклопедические данные ("Ходячая энциклопедия").

Любая новая информация, новые методы, новый подход, новые возможности воспринимаются Дон-Кихотом с огромным энтузиазмом. В силу своего оптимизма он часто рассчитывает на предполагаемый наилучший ход событий. Часто думает о том, что должно быть, или о том, что могло бы быть, а не о том, что есть на самом деле. Реальность вносит в его рассчеты свои коррективы, но, к сожалению, не всегда своевременно.

Дон-Кихот наделен свойством мысленно отрываться от реальности, поскольку фантазия и вдохновение могут овладеть им в любое время и в любом месте. Этим же объясняется и его рассеянность, из-за которой он не только может забыть, где находится та или иная вещь, но и где находится он сам. Дон-Кихот может не услышать, что к нему кто-то обращается, не увидеть, что рядом с ним вообще кто-то находится. Он может улыбаться собственным мыслям, разговаривать или спорить с самим собой. Может забыть поздороваться, потому что в данный момент он вообще не думает о приличиях. (Правила поведения в обществе, равно как и любое другое правило для Дон-Кихота вовсе не является неоспоримой истиной.)

Способен на экстравагантную выходку. Причем экстравагантность для него является не только способом самовыражения, но и возможностью привлечь внимание к своим идеям и теориям.

Его привлекают и интересуют все, кто способен подавать оригинальные идеи, кто умеет видеть необычное в обыкновенном и находить скрытые возможности там, где, казалось бы, ничего уже невозможно изобрести. Все, кто этого не умеют, в его понимании немногого стоят.

Может довольно точно высказываться о характере, способностях и возможностях окружающих его людей (к сожалению, далеко не всегда в деликатной форме).

Способен очень точно оценить интеллектуальный потенциал собеседника.

Умеет и любит развивать свои способности. Причем к этому процессу относится очень серьезно. Любая помеха в этом деле воспринимается им как ущемление его собственных прав.

Не любит признаваться в собственных ошибках, поэтому всегда находит объяснения своим неудачам — чаще всего "списывает" их на других. Объясняется это тем, что Дон-Кихот в первую очередь сам себе не прощает собственных просчетов, и потому старается обелить себя в глазах окружающих, чтобы не усугублять собственных страданий их упреками.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вера Израилевна Стратиевская Как сделать, чтобы мы не расставались руководство (2)

    Руководство
    Эта книга — руководство по поиску спутника жизни не по рекомендациям в популярных журналах, не по многочисленным гороскопам, а с позиций соционной природы человека.

Другие похожие документы..