Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Пенсійний фонд України розглянув лист щодо застосування фінансових та адміністративних санкцій за подання недостовірних відомостей до органів Пенсійн...полностью>>
'Документ'
Общественная организация Межрегиональное Военно-охотничье общество Центральных органов Министерства Обороны РФ Военно-охотничьего общества - общеросси...полностью>>
'Методические рекомендации'
Выполнение дипломного проекта является заключительным этапом учебного процесса, научно-исследовательской, учебной, практической работы студента-менед...полностью>>
'Урок'
- Сегодня речь пойдет о джазовой музыке. Корни которой уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку и обращенных в ...полностью>>

Менеджмент туризма в странах СНГ на практике существует уже давно, но теория его разработана относительно слабо

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:







Предисловие

Менеджмент туризма в странах СНГ на практике существует уже давно, но теория его разработана относительно слабо. Мно­жество публикаций, разнообразие подходов в описании различ­ных аспектов менеджмента туризма, эмпирическая и исследова­тельская работа в этом направлении свидетельствуют о значимости данной дисциплины и подтверждают растущее практическое зна­чение менеджмента туризма.

В этой книге менеджмент понимается как управление, т.е. умение руководителя любого уровня добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения членов своего трудового коллектива.

Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные измене­ния в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств— основой их существования (Таи­ланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возмож­ности для профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом объем занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг.

Туризм — явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и пер­вопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфичес­кая форма деятельности людей, которой обязательно нужно уп­равлять. А это сложный и многогранный процесс, в основе которого лежат наука и искусство. С учетом этого и строится содержание данного учебника.

Размышления о том, что такое туристский менеджмент, в ко­нечном счете сводятся к одной из важнейших функций менед­жмента — мотивации путешествия. Почему люди отправляются

4 Предисловие

в путешествия? Что они ищут во время отпуска? Какие факторы влияют на предложение туристских услуг и их количество? Все ли путешествующие имеют одинаковые представления об отдыхе? Ос­таются ли мотивы путешествия и потребности в нем стабильными или же они изменяются? Можно задать еще много вопросов, так или иначе связанных с менеджментом в туристской индустрии.

На развитие менеджмента в туризме во все времена оказывали влияние экономические, социальные, технико-технологические и культурные факторы, а также изменение личностных ценностей. С одной стороны, неудовлетворенная потребность в путешествиях связана с желанием устранить препятствия на этом пути. Именно поэтому путешествия должны быть обеспечены покупательской способностью. С другой стороны, путешествие может позволить себе только тот, кто располагает для этого необходимыми денеж­ными средствами. Это следует понимать так: без доходов, которые дает развитая экономика, нельзя достигнуть массового туризма, а следовательно, и нет предмета управления.

Кроме, экономических, в туризме очень важны и социальные факторы. Как известно, в Конституции законодательно закреп­лено право каждого гражданина на отдых, а чтобы это право реализовать, необходимо решить ряд проблем социальной на-правленности: транспорт, дороги, организация ночлега, пита­ния, проживания и многое другое — все то, чем пользуется по­требитель туристских услуг на определенной территории. Речь идет о создании соответствующей туристской инфраструктуры, которую мы определяем как туристский продукт. Поскольку есть туристское место как конечная цель путешествия или турист­ский продукт, пользующийся спросом у населения, то следует признать, что слагаемые туристского продукта требуют управле­ния ими, т.е. совокупность технических средств и технологий, используемых при формировании туристского продукта, и со­ставляет группу технико-технологических факторов;

Культурные факторы и изменение личностных ценностей ту­ристов играют первостепенную роль в системе управления ту­ризмом. Туризм нельзя рассматривать изолированно от общего развития человечества. Подтверждением этого положения слу­жит раздел менеджмента «Теория систем», объясняющий весь комплекс взаимосвязей составных элементов туристской индуст­рии, т.е. при системном подходе понятие «туризм» рассматривает-

Предисловие 5

ся как совокупность элементов, имеющая конечную цель, вход­ные параметры, связь с внешней и внутренней средой и обратную связь. Это значит, что все составляющие находятся в определен­ных отношениях и связях друг с другом, которые и образуют (формируют) целостность и единство системы туризма.

В области менеджмента перед туристскими организациями стоит сегодня двуединая задача:

в полной мере внедрить в практику работы рыночные отно­шения, т.е. наполнить менеджмент туризма рыночным содер­жанием;

адаптировать ноу-хау в области туризма к условиям нового века, т.е. максимально полно учесть мировые изменения в этом отношении.

Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и про­водили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумы­вается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровож­дающих туризм. То, что скрывается за всем этим, и составляет содержание курса «Менеджмент туризма».

В данном учебнике на основе общих концептуальных прин­ципов представлены различные аспекты менеджмента туризма (менеджмента туристских регионов, туристских организаций и предприятий). Автор сконцентрировал внимание на тех методах управления туризмом, которые наиболее важны для отечествен­ной науки и практики.

Книга построена как учебник и адресуется людям, изучаю­щим туристскую индустрию, а также руководящим работникам и специалистам, работающим в этой сфере. В методическом от­ношении данный учебник базируется на материале о классичес­ком менеджменте, изложенном автором в учебнике «Основы менеджмента». Простота и доступность изложения позволят читателю самостоятельно изучить различные аспекты управле­ния туризмом.

В работе над подготовкой книги использованы материалы учеб­ных семинаров под названием «Экономика и управление туриз­мом», проведенных по программе «Transform» нашими коллегами из Германии: профессором У. Рором — директором международ­ного курса глобального менеджмента (Высшая школа, г. Бремен), профессором К. Шухардтом — ведущим специалистом по евро-


6 Предисловие -

маркетингу Высшей школы г. Бремена, а также деканом факульте­та туризма Профессиональной академии г. Равенсбурга, профес-сором .Х. Хэнсслером. Автор выражает им искреннюю благодар­ность за содействие.

В издании книги большую помощь оказали ректорат БГЭУ, а также профессорско-преподавательский состав кафедры управ­ления туризмом, за что автор им очень признателен.

Н.И. Кабушкин,

директор Высшей школы туризма

Белорусского государственного

экономического университета,

заслуженный работник

образования Республики Беларусь,

доктор экономических наук,

профессор

1.1. Основные понятия

и управленческие категории туризма

Необходимость введения данного раздела в учебник диктуется потребностью в разработке общего языка как для статистики, так и для выработки концептуальных подходов к общению руководи­телей и специалистов туристской индустрии на различных уров­нях управления. Следует иметь в виду, что в отношении поня­тийного аппарата, предложенного в данном учебнике, уже сформировался широкий международный консенсус, что особенно важно для использования его в практике управления в странах CHI7. В основу понятийного аппарата положены понятия и кате­гории из концепции определений для статистики туризма, реко­мендованные Всемирной туристской организацией.

«Менеджмент» (manage) — слово английского происхождения и означает «управлять». Трактовок понятия «менеджмент» суще­ствует очень много. И это естественно, так как на разных стадиях развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологическим, финансовым, корпоративным, функцио­нальным и т.п.).

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, ис­пользуя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производитель­ную силу. Другими словами, менеджмент — это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стра­тегических и тактических целей организации.

В данном учебнике термины «управление» и «менеджмент» используются как синонимы. В классическом же представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности, например к управлению автомобилем и иными, более сложны­ми, техническими системами. Термин же «менеджмент» означает

10 Глава первая

управление социально-экономическими процессами на уровне организации — управление хозяйственной деятельностью и пер­соналом.

Поскольку в последнее время понятие «менеджмент» в различ­ных изданиях трактуется по-разному, в данном учебнике его сле­дует понимать как управление социально-экономическими явле­ниями и процессами, происходящими в туристской индустрии.

1.1.1. Определение туризма

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя понятие «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у кос­тра, для других — это поездки по историческим местам, для треть­их — путешествия по зарубежным странам. И все они правы, по­скольку туризм чрезвычайно разнообразен.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый фено­мен XX в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы жизни и изменяет окру­жающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших фак­торов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, кото­рые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находя­щихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в дело­вых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» явля­ется доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотре­ли телепередачи о путешествиях, а планируя свой отпуск, пользо­вались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоот­ношения между составными элементами туризма как отрасли на­родного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, кото­рая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной

Туризм как объект управления И

среды. Однако нельзя считать туристами1 лиц, ежедневно соверша­ющих поездки между домом и местом работы или учебы, так как )ти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

  1. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь являет­ся то, что место пребывания не должно быть местом постоянного 11ли длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого тру­довой деятельностью, отличается от поведения туриста и не мо­жет классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним усло­вием является и то, что путешественники не должны находиться к посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, нахо­дящееся или планирующее находиться один год или более в опре­деленном месте, с точки зрения туризма считается постоянным кителем и поэтому не может называться туристом.

  2. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть дан­ного критерия, в том, что главной целью поездки не должно быть

осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посе­
щаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну
urn работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается
мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к
международному туризму, но и к туризму в пределах одной стра­
ны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах
одной страны (или в другую страну) для осуществления деятель­
ности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не
считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туриз­ма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории тури­стов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточ-ны,— это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, cogровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

□ деловые поездки, а также путешествия с целью проведения

свободного времени — это перемещение за пределы обычного ме-

1 Турист (ночующий посетитель) — посетитель, который осуществ-ляет по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемом месте.

12 Глава первая

ста жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

□ туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важ­ная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с ок­ружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного прожива­ния и не связанных с их трудовой деятельностью.

Это обобщенное определение в некоторых случаях может быть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание на терминологию. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм» (tourism, tourisme, turismo), которое произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour). «Великий тур» означал перво­начально ознакомительную поездку. Ее совершали в XVIIXVIII ст. молодые представители дворянства, а в XIX-ст. такие поездки ста­ли популярны и среди других слоев населения. Целью путеше­ствий было знакомство с.чужими культурами. Как в прошлые столетия — во времена «великих туров», так и сегодня основное назначение туризма — знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними. Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм — это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристских организаторов и посредников. Не все авто­ры принимают во внимание данное ограничение. Кроме туристических организаторов и посредников к туристской сфере можно отнести и другие виды предприятий и организаций. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.

Таким образом, туризм — отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На основе представлений о критериях понятия «туризм» опре­делите, в каких (из приведенных ниже) случаях речь идет о тури­стах, а в каких — нет. Обоснуйте свои выводы.

. Туризм как объект управления 13

1. Профессор А. из Санкт-Петербурга провел неделю в своем
загородном доме-даче.

  1. Житель г. N-ска, отправляясь за покупками, попутно посетил исторический музей.

  2. Семья Сидорова живет в Заславле, что в 20 км от Минска, Сидоров каждую неделю ездит в Минск, где работает три дня в неделю и в эти дни проживает в гостинице «Минск».

  3. Господин И. из Минска посещает своих друзей в Москве.

  4. Госпожа Н., проживающая в Минске, отправляется на кон­ференцию в Санкт-Петербург.

1.1.2. Типы туристов

Изучая менеджмент туризма, очень важно правильно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристскими услугами пользу-t гея? При этом следует подумать о том, будут ли семьи г-на Ива­нова и г-на Сидорова; отдыхать одинаково и совпадут ли их по­требности в туристском продукте. Ответ однозначен — нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по следующим при­макам:

  • в зависимости от их активности;

  • в зависимости от стиля жизни.

Традиционно среди туристов по их активности во время от­дыха выделяют шесть групп:

Любители спокойного отдыха. Его представители отправляют­ся в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрес­сов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхаю­щих отпускников привлекают солнце, песок и море.

Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых тури­стов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Применительно к ним чаще всего употребляются такие слова, как флирт, дальние расстояния.

Пример. Г-н М. просыпается около о полудня и идет в плавательный бассейн. Там он встречает веселую компанию, они беседуют, пьют в баре коктейль, немного плавают и слушают музыку. После полудня г-н М.

14 Глава первая

играет с другим отдыхающим в теннис. На вечеру него есть договоренность на ужин. После ужина посещение дискотеки, которая длится до утра.

Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размерен­ное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.

Любители спортивного отдыха. В отличие от активно отдыха­ющих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт — их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.

Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, по­знании нового. В данном типе выделяются три подгруппы: П,, П2 и ГТ3. Туристы типа П, посещают места, описанные в путеводите­лях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным достопри­мечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почув­ствовать их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чувства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягива­ет природа.

Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощу­щений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвер­гают себя действительно серьезному риску. К типу искателей при­ключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск — это возможность испытать себя.

Классификация туристов на группы в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изоли­рованно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к раз­личным вещам и его желаниями.

При выделении групп туристов в зависимости от стиля их жизни в основу положен не какой-то отдельный критерий, а общее отно­шение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.

В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы тури­стов: любители наслаждений, тенденциозные, семейные и всецело

Туризм как объект управления 15

отдыхающие. При данной классификации следует иметь в виду, • что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.

Любители наслаждений. Представители данной группы предъяв­ляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путе­шествие — это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

Пример. Члены семьи С. проводят свой отпуск в Альпах на берегу высокогорного озера. Они размещаются в гостинице в комфортабельных апартаментах с самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и парусным спортом, для разнообразия играют в гольф и теннис. Для них важно, чтобы за ужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина они иногда ходят на дискотеку или встречаются со знакомыми в баре.

Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную груп­пу, отдых— это возможность найти и проявить себя как лич­ность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. ()ни ищут единения с природой, тишины и возможности психо-логической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей сре­ды, интересуются политикой и культурой намеченного для посе­щения региона.

Пример. Г-жа Б: собралась по-настоящему отдохнуть во время от­пуска. Она отправляется в небольшой пансионат. Днем много катается на велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает тому, чтобы насладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяет погода и по вечерам она остается в пансионате, читает, об­щается с другими отдыхающими. Вечерами посещает концерты.

Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи

с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Реферат по введению в специальность На тему: Индустрия туризма

    Реферат
    Менеджмент туризма в странах СНГ существует практически уже давно, но теория его разработана относительно слабо. Множество публикаций, разнообразие подходов в описании различных аспектов менеджмента туризма, эмпирическая и исследовательская
  2. Оглавление Предисловие Часть I история народного хозяйства зарубежных стран

    Документ
    Предлагаемое учебное пособие содержит избранные вопросы курса “ История народного хозяйства Украины и зарубежных стран “. Структурно оно построено в соответствии с разделами утвержденной рабочей программы данного курса:
  3. Клюев Андрей Петрович пригласил, для проведения прежде всего Экономического совета стран СНГ и инвестиционного форума. Япрошу, спикеры здесь есть, доклад

    Доклад
    …Немножко ждем, руководство, Правительство Крыма на подъезде, и я хотел сказать, по программе у нас параллельно идет Экономический совет, поэтому часть руководителей Крыма находятся на Экономическом совете, но, тем не менее, у меня
  4. В. А. Квартальнов Часть первая туризм феномен XX века вчасти первой рассказ

    Рассказ
    В части первой рассказывается об истории развития туризма, путешествий и различных видов транспорта; рассматривается понятийно-терминологический аппарат, характеризующий туризм; раскрывается экономическая значимость индустрии туризма,
  5. Менеджмента качества в современном университете

    Документ
    Редакционная коллегия: д.м.н., проф. Солодков А.П., д.б.н., профессор Прищепа И.М., канд. пед. наук, доцент Турковский В.И., канд. пед. наук, доцент Ракова Н.

Другие похожие документы..