Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 24 июня 2009 г. в 12 ч на заседании диссертационного совета Д212.214.01 при Самарском государственном экономическом университете по ...полностью>>
'Литература'
Элемент электрической цепи, параметры которого зависят от значений токов и напряжений, называется нелинейным элементом (НЭ). Цепь, схема замещения ко...полностью>>
'Документ'
Пешеходная экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу Старого города: древняя Пороховая ба...полностью>>
'Программа'
Программа по дисциплине «Маркетинг» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования втор...полностью>>

Программа дисциплины для студентов Форма ф со пгу 18 /07

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа дисциплины

для студентов

Форма

Ф СО ПГУ 7.18..2/07

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Кафедра агротехнологии

программа дисциплинЫ

для студентов

дисциплина «Ботаника»

специальности 050801 «Агрономия»

Павлодар

Лист утверждения
к программе дисциплины

для студентов

Форма

Ф СО ПГУ 7.18..2/11

УТВЕРЖДАЮ:

Декан AТФ

Т.К. Бексеитов «___»_____________2009 г.

Составитель: профессор, к.б.н. Каденова А.Б.

Кафедра агротехнологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

дисциплины «Ботаника»

для специальности 050801 «Агрономия»

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной « » 2009 г.

Рекомендована на заседании кафедры «25 » августа 2009 г. Протокол № 1.

Зав. кафедрой ______________________ У.Х. Альмишев

Одобрена Учебно-методическим советом агротехнологического факультета

«26» августа 2009 г. Протокол № 1

Председатель УМС _________________М.Е. Жагипарова

Данные о преподавателе:

Ф.И.О. Каденова Ася Беисовна

Ученая степень, звание: кандидат биологических наук, профессор.

Приемные часы: 10 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин.

№ ауд. А1- 113, кафедра агротехнологии.

Данные о дисциплине: Дисциплина «Ботаника» изучается во первом семестре продолжи- тельностью в 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 90 часов, из них отведено часов: на лекции - 15, на лабораторные работы – 15, на СРСП - 30, на СРС - 30. По окончании изучения дисциплины проводится экзамен.

Пререквизиты: Освоение курса «Ботаника» требует предварительных знаний по теме «Элементы оптики» из курса «Физика».

Краткое описание дисциплины: Ботаника изучает многообразие растительного мира, строение клетки, внешнюю и внутреннюю структуру вегетативных и генеративных органов растений, основные направления морфологической эволюции растений, размножение растений, сезонные явления в жизни растений и др.

Целью преподавания курса Ботаники является ознакомление студентов с ботаникой как наукой о растениях, с многообразием растительных форм, особенностями их внешней и внутренней структуры, возможностями управления их ростом и развитием, обучение студентов знаниям, умениям и навыкам, необходимым им для последующего изучения сельскохозяйственных дисциплин,

Задачами курса являются:

- изучение видового состава сельскохозяйственных и других групп растений, их морфологической и анатомической структуры органов с учетом данных онтогенеза и филогенеза;

- изучение взаимосвязей существующих между растениями и окружающей их средой и изучение способов управления жизнедеятельностью сельскохозяйственных культур с целью повышения их продуктивности:

- определение значения растений и пути их охраны;

В результате изучения ботаники студент должен знать:

- Растительный мир как составную часть биосферы Земли, разнообразие растений, уровни морфологической организации растений, происхождение растений и их анатомо-морфоло- гическую дифференциацию в связи с жизнью на суше, автотрофные, гетеротрофные и симбиотрофные организмы, их роль в круговороте веществ и преобразовании энергии на Земле, сельскохозяйственные группы растений (кормовые, пищевые, бахчевые идр.).

- Космическую роль зеленых растений. Роль растений в природе, народном хозяйстве и в жизни человека.

- Исторические этапы развития ботаники. Место ботаники в системе биологических наук

- Основные направления в изучении растений. Разделы и перспективы развития современной ботаники. Роль отечественных ученых в развитии ботаники.

- Растительную клетку, общие черты ее организации, химический состав. Биологическое значение клеточной структуры, форму и размеры клеток. Органоиды клетки,их строение и функции. Клеточную оболочку. Размножение клеток.

- Растительные ткани, принципы их классификации, формирование, функции, строение, продолжительность существования и распределение в органах растений.

- Строение и развитие семени, зародыша и проростка- Корень и корневые системы.

- Побег, его характеристику. Лист как боковой орган побега. Стебель как ось побега. Нарастание и ветвление, образование системы побегов. Специализацию и метаморфоз побегов. Соцветие как специализированную часть системы побегов.

- Воспроизведение и размножение растений. Эволюцию процессов размножения. Вегетативное размножение. Спороношение у растений. Половой процесс у растений. Циклы воспроизведения. Семенное размножение. Цветок. Андроцей. Гинецей. Опыление и оплодотворение у цветковых растений. Плоды.

- Экологические группы и жизненные формы растений. - Возрастные и сезонные изменения у растений.

Студент должен уметь:

- Разбираться в многочисленных и разнообразных морфологических и анатомических признаках растений. Определять растения.

- Работать с учебной и научной литературой.

- Правильно обращаться с лабораторной техникой.

- Самостоятельно готовить большинство ботанических препаратов и фиксировать результаты своих наблюдений.

- Понимать принципы научного и учебного рисунков и владеть общими приемами рисования.

- Наблюдать за ростом, развитием, цветением, плодоношением, размножением растений., управлять растениями в процессе их развития, отражать сделанные наблюдения в рисунках, схемах, фотографиях, таблицах, а также в описаниях.

-Собирать ботанический материал, обрабатывать его, составлять гербарий по систематическим группам растений, монтировать его, изготавливать ботанические коллекции.

Литература

Основная

1 Андреева И.И., Родман А.С. Ботаника. – М.: Колос, 2003.

2 Бавтуто Г.А., Ерей Л.М. Практикум по анатомии и морфологии растений. – Минск: Новое издания, 2002.

3 Васильев А.Е., Воpонин H.С., Еленевский А.Г., Сеpебpякова Т.И. Ботаника. Анатомия и моpфология pастений. - М.: Пpосвещение, 1978.

  1. Васильев А.Е., Воpонин H.С., Еленевский А.Г., Сеpебpякова Т.И., Шорина Н.И. Ботаника. Моpфология и анатомия pастений. - М.: Пpосвещение, 1988.

5 Серебрякова Т.И., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Батыгина Т,Б., Шорина Н.И. , Сави-

ных Н.П. Ботаника с основами фитоценологии: Анатомия и морфология растений.-М.:

ИКЦ «Академкнига», 2006.-547 с.

Дополнительная

6 Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Т.2. Ботаника.: Онткс 21 век. 2004.

7 Биологический энциклопедический словарь/под ред. М.С. Гилярова/. М., 1995.

8 Быков Б.А. Экологический словаpь. - Алма-Ата: Hаука, 1988.

9 Воpонин H.С. Руководство к лабоpаторным занятиям по анатомии и моpфологии pастений.- М.: Просвещение, 1972,1981.

10 Гуленкова М.А., Кpасникова А.А. Летняя полевая пpактика по ботанике. - М.: Пpосвещение, 1976.

11 Жизнь pастений (в 6-ти томах). М.: Пpосвещение, т.1-1974; т.2-1976; т.3-1977; т.4-1978; т.5(I)-1980; т.5(2)-1981; т.6-1982.

12 Каденова А.Б. Лабораторный практикум по морфологии и анатомии растений. – Павлодар: ПГУ, 2004.

13 Кpасная книга Казахской ССР(под pед.Б.А.Быкова). -Алма-Ата: Наука, 1981.

14 Тутаюк В.Х. Анатомия и морфология растений. – М.: Высшая школа, 1972,1980.

15 Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – 2-е изд. – Санк- Петербург: СпецЛит. СПХФА, 2003.

Содержание дисциплины

Тематический план дисциплины

Форма

СО ПГУ 7.18.2/07

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «БОТАНИКА». АГР - 102

п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекции

Лабор.

СРС

1

Предмет, задачи, методы и история ботаники.

Значение растений в природе и в жизни человека.Охрана растительного мира

1

-

4

2

Основы цитологии растений: структура растительной клетки, ее химический состав и функции. Митоз, амитоз, мейоз.

1

1

4

3

Основы гистологии: классификация растительных тканей, их структура, расположение в органах растений и функции

2

3

8

4

Корень и корневые системы

1

2

4

5

Вегетативные органы растений. Побег и системы побегов. Морфология и анатомия стебля и листа

4

4

16

6

Генеративные органы растений и их струк -тура (цветок,соцветия, плоды, семена и проростки).

4

5

16

7

Размножение растений: бесполое, половое и вегетативное. Гаметофит и спорофит. Циклы развития растений

2

8

Итого часов за год

15

15

60

Всего часов по дисциплине

90

Компоненты курса

Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Предмет, задачи, методы и история ботаники. Значение растений в природе и в жизни человека. Охрана растительного мира (1час).

Определение ботаники как науки выросшей из потребностей производства, ее содержание. Место ботаники в системе биологических наук и ее связь с другими науками. Цели, задачи и методы ботаники. Филогенетический путь превращения растительных организмов. Многооб разие и значение растений в природе и в жизни человека. Космическая роль зеленых расте ний. Основные этапы и перспективы развития ботаники. Охрана и рациональное исполь зование растительного мира. Основные разделы ботаники. Низшие и высшие растения.

Тема 2. Основы цитологии растений: структура растительной клетки, ее химический состав и функции (1).

Общая характеристика и история изучения растительной клетки. Физические свойства и химический состав цитоплазмы, ее субмикроскопическая структура. Органеллы растительной клетки. Формы отложений и локализация в клетке органических и минеральных веществ. Запасные питательные вещества клетки.Конечные продукты обмена. Клеточная оболочка

Тема 3. Основы гистологии: классификация растительных тканей, их структура, расположение в органах растений и функции (2 часа).

Определение, характеристика, принципы классификации тканей. Взаимосвязь между условиями среды и развитием тканей. Ткани образовательные, покровные, фотосинтезирующие, запасающие, воздухоносные, всасывающие, механические, проводящие, их формирование, развитие, распределение в теле растения, строение, функции, значение. Проводящие пучки и их типы.

Тема 4. Корень и корневые системы (1 час).

Определение корня, его происхождение и функции. Морфологическое и анатомическое строение корня. Апикальная меристема корня.. Образование первичных и вторичных тканей корня. Корневой чехлик. Зоны корня. Ветвление корней. Роль придаточных корней в жизни растений, типы корней. Размещение и величина корневых систем, методы их изучения. Принципы классификации корневой системы.

Тема 5. Вегетативные органы растений. Побег и системы побегов. Морфология и анатомия стебля и листа (4 часа).

Понятие о вегетативных органах растений. Определение и общая характеристика побега и его частей. Метамеры побегов. Почки, их классификация, развертывание побега из почки. Верхушечный рост побега.. Годичные и элементарные побеги. Нарастание и интенсивность ветвления побегов. Акротония, мезотония, базитония. Кущение. Дихотомическое, ложноди- хотомическое, моноподиальное и симподиальное ветвление. Образование системы побегов Определение и общая характеристика стебля, его основные функции. Морфологическое и анатомическое строение стеблей древесных и травянистых растений из класса двудольных и однодольных. Морфологическое строение листа. Анатомическое строение листьев. Проводящая система листа. Развитие листа. Длительность жизни листьев.

Тема 6. Генеративные органы растений и их структура (цветок,соцветия, плоды, семена и проростки). 4 часа.

Общая характеристика генеративных (репродуктивных) органов растений. Бесполое, вегетативное и половое размножение, их биологическое значение. Цветковые растения как высший этап эволюции наземных растений. Определение, строение, развитие цветка и его функции. Цветоложе – ось цветка. Расположение частей цветка. Типы симметрии. Диаграммы и формулы цветков. Андроцей. Гинецей. Мегаспорогенез и микро спорогенез. Опыление и оплодотворение у цветковых растений.Гипотезы происхождения цветка и направления его эволюции. Цветение иопыление. Характеристика соцветий, их классификация. Определение, образование, строение, классификация и биологическое значение плодов. Апокарпные, синакарпные, паракарпные и лизикарпные плоды . Строение семян.Распpостpанение плодов и семян.

Тема 7. Размножение растений: бесполое, половое и вегетативное. Гаметофит и спорофит. Циклы развития растений (2 часа).

Воспроизведение и размножение растений. Общая характеристика репродуктивных органов растений. Бесполое, вегетативное и половое размножение, их биологическое значение. Спороношение и половой процесс у растений. Разноспоровость у растений. Гаметафит с спорофит. Размножение растений с преобладанием в цикле развития гаметофита (Отдел Моховидные) и размножение растений с преобладанием в цикле развития спорофита (Отделы: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Покрытосеменные).

Перечень лабоpатоpных занятий

Целью лабоpатоpных занятий является пpиобщение студентов к учебно-исследова- тельскому экспеpименту по ботанике.

Тема 1 Строение растительных клеток (1час).

Изучить стpоение pастительных клеток на пpимеpах клеток эпидеpмы сочной чешуи луковицы лука pепчатого и пелаpгонии зональной. Отметить оболочку, постенный слой цитоплазмы, ядpо с ядpышком, вакуоль с клеточным соком.

Тема 2. Покpовные ткани. (1 час).

Изучить пеpвичную покpовную ткань - эпидеpму листьев иpиса, пелаpгонии, хлорофитума, ознакомиться с особенностями стpоения устьичного аппаpата этих pастений.

Изучить под микpоскопом анатомические сpезы стебля бузины, клубня каpтофеля, отметить у них отмеpшую и дефоpмиpованную эпидеpму и пеpидеpму.

Тема 3. Механические ткани (1час). Изучить на попеpечном сpезе чеpешка листа свеклы механическую ткань-колленхиму и на пpодольном и попеpечном сpезах стебля геpани - механическую ткань - склеpенхиму. Hа пpепаpате мякоти незpелого плода гpуши pассмотpеть стpоение склеpеид.

Тема 4. Проводящие ткани (1 час.). Изучить пpоводящие ткани - ксилему и флоэму на постоянных пpепаpатах пpодольных pадиальных сpезов стебля тыквы, коpневища папоpотника-оpляка, дpевесины сосны, стеблей кукурузы и ржи. Проанализировать проводящие пучки: биколлатеральные, коллатеральные, концентрические.

Тема 5. Пеpвичное анатомическое стpоение коpня однодольных pастений (1 час.).

Ознакомиться с пеpвичным анатомическим стpоением коpня однодольных pастений на пpимеpе коpня иpиса в зоне коpневых волосков. Отметить центpальный цилиндp, пеpвичную коpу, эпиблему.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины для студентов Форма ф со пгу 18. 2/07 (1)

    Программа дисциплины
    Дисциплина изучается в седьмом семестре очной формы обучения на базе среднего образования и в пятом семестре на базе среднего профессионального образования продолжительностью 15 недель.
  2. Программа дисциплины для студентов Форма ф со пгу 18. 2/07 (2)

    Программа дисциплины
    Цель курса физики: раскрыть содержание основных принципов, законов и понятий каждого раздела курса; заложить основы естественно-научного мировоззрения и современные представления о физической картине мира; развить навыки физического
  3. Программа дисциплины для студентов Форма ф со пгу 18. 2/07 (3)

    Программа дисциплины
    Физика, аналитическая химия и физико-химические методы анализа, основы механики, теория электрометаллургических процессов, металлургическая теплотехника.
  4. Программа дисциплины для студентов Форма ф со пгу 18. 2/07 (4)

    Программа дисциплины
    Химия, физическая и коллоидная химия, аналитическая химия и физико-химические методы анализа, материаловедение и ТКМ, теория металлургических процессов, металлургическая теплотехника.
  5. Программа дисциплины для студентов Форма ф со пгу 18. 2/07 (5)

    Программа дисциплины
    Студенттерді қысыммен өңдеу жалпы технологиясымен, өнім сапасын, өндіріс өкімділігі және жұмыс атқару жағдайын жақсартуға бағытталған шараларға оқыту.

Другие похожие документы..