Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Система автоматического включения/выключения наружного освещения и стеклоочистителя с датчиком дождя (включает зеркало заднего вида с автозатемнением)...полностью>>
'Лекция'
Метод математической индукции - не просто распространенный метод решения олимпиадных задач, но и способ доказательства многих утверждений в математиче...полностью>>
'Документ'
Математический вечер, посвященный Дню Победы. Цели. Развитие познавательных способностей у школьников по математике. Повышение интереса учащихся к мат...полностью>>
'Литература'
Русская литература: 12 рус. нар. сказки. Сборники «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо» Сборник загадок «Черный конь скачет в огонь».Герои Эллады: Из ...полностью>>

Учебник для вузов (3)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Р.В.ЕНГИБАРЯН Э.В.ТАДЕВОСЯН

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Учебник для вузов

МОСКВА

ЮРИСТЪ

2000

Авторы:

Енгибарян Р.В., доктор юридических наук, профессор

Тадевосян Э.В., доктор философских наук, профессор

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В.

Конституционное право: Учебник. 492с.

ISBN 5-7975-0274-7 (в пер.)

М: Юристъ, 2000.

Учебник содержит краткое и обобщенное изложение основных тем и проблем теории конституционного права и практики их реализации в отдельных странах, прежде всего странах развитой демократии.

Особое место в учебнике занимает анализ конституционного строя России. Для студентов юридических вузов и факультетов, слушателей высших школ, институтов и академий.

Содержание

Введение 2

Раздел I. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИЯ 6

Глава 1. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВОВЕДЕНИЯ 6

§ 1. Конституционное право как объект науки конституционного права 6

§ 2. Предмет и метод науки конституционного права 14

§ 3. Основные вехи и тенденции в развитии науки конституционного права 19

Глава 2. УЧЕНИЕ О КОНСТИТУЦИИ 25

§ 1. Сущность, структура, содержание, формы и виды конституций 25

§ 2. Разработка, принятие и изменение конституции 32

§ 3. Охрана конституции 36

§ 4. Конституция РФ — Основной Закон российского общества и государства. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля 40

Раздел II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ 55

Глава 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 55

§ 1. Конституционные основы экономического строя 57

§ 2. Конституционные основы социальной системы 63

§ 3. Конституционные основы политической системы 68

§ 4. Конституционные основы духовной жизни 72

§ 5. Основы конституционного строя России 77

Глава 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ 83

§ 1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности 83

§ 2. Гражданство — неотъемлемое право личности 89

§ 3. Личные права и свободы 94

§ 4. Политические права и свободы 99

§ 5. Экономические, социальные и культурные права и свободы 102

§ 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации 105

Раздел III. ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ 112

Глава 5. ГОСУДАРСТВО КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 113

§ 1. Общие конституционные характеристики института государства 113

§ 2. Государственный суверенитет. Единство государственной власти и разделение ее ветвей 120

§ 3. Россия — демократическое правовое социальное и светское государство 126

Глава 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 134

§ 1. Монархия и ее виды 135

§ 2. Республика и ее разновидности 140

§ 3. Россия — президентская республика 146

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 151

§ 1. Понятие государственно-политического режима 151

§ 2. Демократический и либеральный режимы 156

§ 3. Авторитарный и тоталитарный режимы 161

§4. Государственно-политический режим современной России 166

Глава 8. ФОРМЫ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 171

§ 1. Политико-территориальная организация государства и многообразие ее форм 171

§ 2. Унитарная форма государства 175

§ 3. Федеративная форма государства 182

§ 4. Конфедерация и другие межгосударственные объединения 201

§ 5. Российский федерализм сегодня 202

Раздел IV. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 221

Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 221

§ 1. Избирательное право 222

§ 2. Избирательная система и ее типы 226

§ 3. Референдум и другие формы волеизъявления избирателей 231

§ 4. Избирательное право и избирательная система современной России 234

Глава 10. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 243

§ 1. Понятие, место, роль и полномочия главы государства 243

§ 2. Монарх 244

§ 3. Президент 247

§ 4. Президент Российской Федерации 250

Глава 11. ПАРЛАМЕНТ 255

§ 1. Понятие, роль, структура и полномочия парламента 256

§ 2. Формирование и роспуск парламента. Статус парламентариев 259

§ 3. Механизм функционирования парламента и парламентские процедуры 262

§ 4. Федеральное Собрание Российской Федерации 266

Глава 12. ПРАВИТЕЛЬСТВО 271

§ 1. Понятие, роль, состав и формирование правительства 271

§ 2. Полномочия и порядок деятельности правительства 275

§ 3. Правительство Российской Федерации 278

Глава 13. СУД И ПРОКУРАТУРА 285

§ 1. Судебная власть и судебная система 285

§ 2. Прокуратура 290

§ 3. Судебная власть и прокуратура в Российской Федерации 291

Глава 14. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ 297

§ 1. Сущность, системы и компетенция местного самоуправления и управления 298

§ 2. Местное самоуправление в Российской Федерации 301

Введение

Открывая эту книгу, читатель приступает к изучению того особого учебного курса — курса конституционного права, который, наряду с курсами теории и истории государства и права составляет фундамент, «ядро» подготовки специалиста-правоведа любого профиля. Не слу­чайно наименование курса берет свое начало от названия политико-правового документа особой важности и значимости — конституции (от лат. constitutio — устройство, установление) как высшего и основополагающего закона страны. Как и в конституциях, речь в этом курсе идет об основах государственного устройства и осуществления государственной власти в различных странах.

Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего учитывать, что понятие «конституционное право» обычно используется в трех самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных значениях, которые непозволительно ни отождествлять, ни разрывать. Во-первых это — конституционное право как одна из многочисленных отраслей права данной страны, т.е. система реально существующих и действую­щих правовых норм содержащихся в конституциях и иных конституционно-правовых актах и регулирующих соответствующую область общественных отношений. Во-вторых, это — конституционное право как наука, как одна из отраслей правоведения, т.е. совокупность зна­ний, учений, теорий о конституционном праве как специфической от­расли права. Тем самым конституционное право как отрасль права выступает в качестве объекта исследования науки конституционного права. В свою очередь через постижение науки конституционного права происходит изучение конституционного права как отрасли права. И наконец, в-третьих, это — конституционное право как учебная дисциплина, предмет преподавания и изучения в учебных заведениях, прежде всего в вузах. Последняя, несомненно, опирается на науку конституционного права и исходит из нее. Но, как и всякая учебная дисциплина, она значительно уже по объему знаний, чем соответствующая наука. Кроме того, если главная задача науки — это производство, добывание нового знания, то задача учебной дисциплины — усвоение и распространение уже полученного знания.

За последние годы у нас вышло в свет немало учебников и учебных пособий по конституционному праву — «хороших и разных». Одни из них посвящены только конституционному праву нашей страны.* Дру­гие — конституционному праву зарубежных стран** или части из них.*** Но имеются и такие, которые не ограничивают свою задачу анализом и обобщением конституционного опыта отдельной страны или более или менее большой группы стран, а сосредоточивают внимание на тео­рии конституционного права, анализе и обобщении мирового опыта конституционализма, особо выделяя проблемы конституционного права современной России.**** Все это отражает широкий, активный и сложный поиск оптимальных путей изложения данной учебной дис­циплины применительно к разным условиям и задачам ее преподава­ния и изучения, а также к современному этапу развития конституци­онного права и науки о нем. Одним из таких поисков и можно предста­вить читателю данное учебное пособие. Его авторы опираются на отме­ченный выше опыт разработки новых учебников и учебных пособий по конституционному праву и в то же время предлагают свое видение путей изложения, содержания и формы материала данного курса с учетом специфики аудитории.

* См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998; Румян­цев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994; Государственное право Рос­сийской Федерации. М., 1993; Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999 и др.

** См. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лсйбо, Л.М. Энтииа. М., 1999; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1996; Мишин А.А. Конституционное (государ­ственное) право зарубежных стран. М., 1996; Чиркин В.Е. Конституционное право зару­бежных стран. М., 1999; Иностранное конституционное право/Под ред. В.В. Маклакова. М., 1997: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1997; Арановский К.В. Государственное право зару­бежных стран. М.,1998 и др.

*** См. Конституционное право развивающихся стран. М., 1990; Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989; Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998.

**** См. Конституционное право/ Под ред. А.Е. Козлова. М., 1996; Сравнительное кон­ституционное право. М., 1996; Конституционное право/Под ред. В. В. Лазарева. М., 1999; Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998 и др.

Авторы исходили из того, что в условиях сравнительно небольшого но объему учебного курса конституционного права оптимальным явля­ется такой подход к его изложению, при котором по каждой теме сперва излагается общезначимая теория данного вопроса, затем на основе анализа и обобщения мирового конституционного опыта раскрывается общее и особенное в нем, и в заключение относительно подробно рас­сматривается конкретный конституционно-правовой путь отдельной страны, а именно, Российской Федерации. Методологической основой такого подхода выступает опора на диалектику соотношения и взаимо­действия общего, особенного и отдельного. Отсюда вытекает важная роль сравнительного (компаративистского) метода изучения и изложе­ния материала.

Сегодня в мире насчитывается более двухсот государств, в совокуп­ном опыте которых аккумулированы проявления как общих законо­мерностей, принципов и основ развития конституционализма, так и его особенностей. Конституционно-правовой путь и облик каждой страны неповторимы, поскольку, наряду с общим (всеобщим) и особенным (групповым), включают и индивидуально-специфическое, присущее только данной стране. Понятно, что практически невозможно в одном небольшом учебном курсе отразить в полном объеме все многообразие этого опыта. Да в этом и нет необходимости, ибо главная задача этого курса состоит не в описании во всех подробностях конституционного устройства той или иной отдельной страны или группы стран, а в вы­явлении на основе обобщения коллективного опыта общих черт, прин­ципов и закономерностей развития конституционного строя и своеоб­разия их проявления в различных условиях. Известное исключение по понятным причинам делается только для России, конституционно-правовой строй которой анализируется относительно более широко и детально. Важно также иметь в виду, что опыт различных стран далеко не равнозначен, в связи с чем в пособии особо выделяется опыт тех зарубежных стран, которые добились достаточно высокого уровня раз­вития демократии и конституционализма.

Длительное время у нас данный учебный курс (как и соответствую­щая наука) назывался курсом государственного права (наукой государ­ственного права). Сегодня подавляющее большинство специалистов предпочитает говорить о курсе конституционного права, поскольку такое наименование более точно, более адекватно отражает ту пробле­матику, которая составляет сущность и содержание данного курса. Тер­мин «государственное право» может истолковываться как в значитель­но более широком (поскольку в него могут быть включены, например, многие нормы государственного управления, административного, фи­нансового и иного права, не являющиеся конституционными), так и в более узком смысле (поскольку конституционные нормы включают и нормы, не относящиеся непосредственно к государству, например, нормы об охране природы, о семье, собственности и др.), чем термин «конституционное право». По существу же под этими терминами чаще всего понимается преимущественно одно и то же содержание, а вопрос этот носит чаще всего терминологический характер. Не случайно поэ­тому и в зарубежной литературе в одних странах (например, в Герма­нии) по традиции предпочитают вести речь о государственном праве, а в других (например, США, Франции и др.) — о конституционном праве. Поэтому у нас сегодня, как это видно из приведенного выше перечня названий учебников и учебных пособий по данному курсу, можно встретить и такие, которые носят прежнее название или чаще всего оба названия — конституционное (государственное) право. Не­редко указанной сменой наименований пытаются подчеркнуть совре­менный переход России от тоталитаризма с его всеобщим огосударст­влением общественной жизни к демократическому и гуманистическо­му конституционализму.

Конституционное право, закрепляющее основные принципы и формы организации и деятельности государственной власти, — это такая отрасль права, которая теснее всего соприкасается с политикой и всей политической жизнью. Поэтому вполне закономерно, что вступ­ление новой России на путь перехода от тоталитаризма к демократии привело к началу коренного, качественного изменения природы и ха­рактера ее конституционного права. Это, в свою очередь, обусловило необходимость принципиальных изменений в понимании и трактовке многих важнейших, ключевых вопросов науки конституционного права, а следовательно, и соответствующего учебного курса.

Важнейшее значение здесь имеет преодоление былой крайней заидеологизированности, сверхклассового подхода, свойственных марксистско-ленинской теории государства и права, а также прежней науке государственного права, приводивших к однобокому искажению сущ­ности государства, демократии, права как «орудий классового подавле­ния и насилия», к отказу от общепризнанных принципов и норм демо­кратического государственного и общественного устройства (напри­мер, от принципов парламентаризма, гражданского общества, правово­го государства и др.), к игнорированию мирового опыта развития кон­ституционного права. Авторы исходили из того, что успешное решение этой сложной проблемы является одной из важнейших задач данного учебного пособия, в котором поэтому нет былого неизменного деления стран на буржуазные и социалистические, развивающиеся по пути ка­питалистической или социалистической ориентации и т.д. Это, а также и то, что изучение данного курса происходит в нашей стране, опреде­лило, что новому конституционному праву России уделяется здесь особенно пристальное внимание.

Авторы не могут согласиться с двумя выявившимися за последние годы в учебной литературе крайностями в оценке прошлого и настоя­щего в науке конституционного (государственного) права в нашей стране, когда, с одной стороны, недооценивается, а то и отрицается качественно новый характер современного этапа развития этой науки у нас в 90-е гг.;* а с другой — отрицается чуть ли не всякая преемствен­ность в ее развитии, а переход к новому этапу изображается как переход от ненауки к подлинной науке, как воссоздание науки конституцион­ного права после перерыва в ее развитии в советский, «социалистичес­кий» период.**

* См.: Арановский К.В. Указ. соч. С. 3—4, 11.

** См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1998. С. 28, 35.

Спору нет, несколько десятилетий безраздельного господства ста­линского, тоталитарного режима не могли не сказаться крайне отрица­тельно на развитии у нас прежде всего конституционно-правовой науки. Оно привело к грубейшим идеологическим, политическим и теоретическим извращениям в этой области, во многом и здесь затор­мозило и даже отчасти парализовало движение научной мысли. Но этот бесспорный факт не дает, на наш взгляд, достаточных оснований счи­тать, что эта мысль вообще не развивалась даже в этих тяжелейших условиях, что все, что сделано в этой области в прошлом, не имеет никакого научного значения и может быть с порога отвергнуто сегодня. Вместе с тем нам представляется вполне правомерным говорить об «обновлении коренным образом» у нас науки конституционного права на современном этапе ее развития как теоретического отражения каче­ственно иных условий развития этой науки и формирования принци­пиально нового конституционного строя России. Это не обычный эво­люционный переход от одного уровня знаний к другому с высокой степенью преемственности, а создание качественно нового конституци­онного права России, принципиально отличающегося от «советского конституционного права» и как отрасли права, и как науки о нем.

Исходя из целей и задач учебного курса, авторы попытались дать сравнительно краткое и обобщенное изложение основных тем и проб­лем теории конституционного права и практики ее реализации в от­дельных странах, особенно в России. Они стремились максимально учесть то, что данному курсу предшествует курс теории государства и права, что позволяет им опираться на полученные в нем знания и не останавливаться специально на вопросах происхождения, сущности, структуре и закономерностях функционирования и развития государ­ства и права, других самых общих их характеристиках, понятиях, категориях и т.д. Вместе с тем они сочли важным и целесообразным ввести студентов в курс неоднозначного решения в науке целого ряда принци­пиальных вопросов конституционного права. Это, несомненно, способ­но усилить интерес к изучению курса, обеспечить более четкое и рель­ефное выражение позиции различных авторов (в том числе и авторов данного учебника) и ее аргументацию, стимулировать развитие само­стоятельного мышления будущих специалистов.

Книга включает четыре основных раздела: 1. Наука конституцион­ного права и конституция. 2. Основы конституционного строя и кон­ституционный статус личности. 3. Государство и его конституционные формы. 4. Конституционные основы системы органов власти.

Ясно сознавая, что создание полноценного учебника по новому курсу — дело исключительно сложное, длительное и ответственное, авторы и издательство будут признательны каждому, кто откликнется на выход данного издания и сделает конструктивные замечания и пред­ложения.

Раздел I. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИЯ

Глава 1. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВОВЕДЕНИЯ

Изучение любой науки обычно начинается с выяснения ее сущнос­ти и специфики, объекта и предмета, а также места и роли этой науки в системе наук и в жизни общества. И это не случайно. Хотя лишь в самом процессе изложения учебного курса происходит последователь­ное, все более полное и конкретное раскрытие содержания предмета соответствующей науки, тем не менее методологически важно, чтобы уже в начале этого курса было уяснено ее принципиальное своеобразие. Это позволит в дальнейшем правильно подойти к изучению других, более частных тем и проблем курса.

§ 1. Конституционное право как объект науки конституционного права

Право любой страны, как известно, представляет собой сложную структурированную систему, в рамках которой каждая отдельная от­расль права занимает свое особое место и играет соответствующую роль. Это вполне относится и к такой отрасли, как конституционное право.

Центральная, основополагающая и ведущая отрасль права. Свое­образие конституционного права состоит прежде всего в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны и играет осно­вополагающую и ведущую роль по отношению ко всем другим отрас­лям права. Это в свою очередь определяется соответствующим значе­нием и характером тех общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право как система (подсистема) особых норм права — конституционно-правовых норм. Прежде всего — это отношения, лежащие в самом фундаменте общественного строя, взаимоотношений личности, общества и государства, осуществления государственной власти. Конституционное право закрепляет сущ­ность, формы и структуру государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственных органов и общий механизм их функционирования. Конституционно-правовые положения и нормы являются исходными для всех и каждой из других отраслей права, развивающих и конкретизирующих их на ином уровне. Именно пото­му, что конституция и иные конституционно-правовые акты направле­ны на закрепление и регулирование не всех и не любых общественных отношении, а только тех, которые определяют главные, коренные, ка­чественные устои государства и общества, конституционное право вы­ступает как центральная, основополагающая и ведущая отрасль права каждой страны.

Конституция — это одновременно фундамент, остов всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многоэтажное, многогранное и многоплановое здание данной системы. Такая роль конституции обусловливает системообразующий характер конституционного права в каждой национальной системе права. Так, именно в конституциях закрепляются демократические и гуманисти­ческие основы всей общественной и государственной жизни страны, которые затем по-своему реализуются в других отраслях права. Любая отрасль права берет свои истоки в конституционном праве, наполняет их конкретным и богатым содержанием. Она не может противоречить ему и способна успешно развиваться и обогащаться только опираясь на конституционное законодательство.

Определяя общую структуру, принципы организации, основы ком­петенции и механизм функционирования органов управления, конституционное право устанавливает принципиальные начала администра­тивного права. Закрепляя различные формы собственности и другие основы экономических отношений, оно закладывает фундаментальные основы гражданского и коммерческого права, а определяя правовой статус личности и основы ее взаимоотношений с государством — ис­ходные основы уголовного, процессуального и иных отраслей права. То же можно сказать о трудовом, финансовом и других отраслях права. Важно при этом подчеркнуть два обстоятельства: во-первых, речь идет не о поглощении конституционным правом других отраслей права, а о том, что оно служит своего рода ядром всей правовой системы страны, в котором сосредоточены наиболее весомые элементы других отраслей права, составляющие их исходные начала; во-вторых, хотя конститу­ция, бесспорно, составляет основу конституционного права, тем не менее последнее не сводится только к ней (как будет показано ниже, конституционное право включает в себя также многочисленные другие законы и иные правовые акты, дополняющие, развивающие и конкре­тизирующие положения и нормы конституции).

Решая так или иначе важнейшие правовые вопросы положения людей, их групп и организаций, общества, государства и их взаимоот­ношения, демократическое конституционное право определяет и за­крепляет: а) основы народовластия (народного суверенитета) и формы его реализации; б) государственный суверенитет; в) основы правового статуса личности, ее основные права, свободы и обязанности; г) прин­ципиальную, качественную характеристику государства и его роли; д) основы политической, экономической, социальной и духовной сис­тем; е) форму правления, политический режим и форму политико-тер­риториальной организации государства; ж) систему, организацию, компетенцию и принципы деятельности органов государственной власти; з) основы местного самоуправления и управления; и) иерархию нормативных правовых актов и др.

Таким образом, конституционное право — это центральная, осно­вополагающая и ведущая отрасль права как система юридических норм (правил) определенной страны, закрепляющих и регулирующих важ­нейшие, фундаментальные основы государства, его взаимоотношений с личностью и осуществления государственной власти, местного управления и самоуправления. В более краткой форме можно сказать и так: конституционное право — это внутренне взаимосвязанная совокуп­ность юридических норм данной страны, закрепляющих и регулирую­щих основы системы государственной власти в целях обеспечения ос­новных прав, свобод и ответственности человека и гражданина.

Социальная природа и сущность конституционного права. Опре­деление социальной природы и сущности конституционного права на­ходится в прямой и непосредственной зависимости от понимания сути государства и права. Правильное же определение социальной природы и сущности конституционного права имеет исходное, методологичес­кое значение для изучения всех других тем и проблем курса конститу­ционного права.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для вузов международный менеджмент

    Учебник
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  2. Учебник для вузов (2)

    Учебник
    В демократическом государстве формирование и порядок дея­тельности административной (исполнительной) ветви государствен­ной власти должны быть четко урегулированы юридическими нор­мами.
  3. «Учебник для вузов»

    Учебник
    В. Н. Машков, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и психологии Республиканского гуманитарного института (Санкт-Петербург);
  4. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..