Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наша древняя столица, краса и гордость страны. Её строил, крепил, защищал в течение многих веков от вражеских нашествий великий русский народ. Он укр...полностью>>
'Документ'
поновлення та використання місцевого матеріального резерву для ліквідації надзвичайних ситуацій техногенного і природного характеру та їх наслідків у ...полностью>>
'Реферат'
Власне, вищезгаданий документ на час обговорення був не більш ніж чернеткою проекту — четвертою (але далеко не останньою) і ще досить «сирим» варіант...полностью>>
'Книга'
Совершенно с вами согласен: слово «культовый», без удержу в последнее время прилепляемое к книгам, фильмам и вообще к чему угодно, уже настолько обес...полностью>>

Учебное пособие по курсу «дизайн интерьера» Москва 2005 г

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ

Учебное пособие

по курсу

«ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»

Москва – 2005 г.

Тематический план

1. Теоретические основы дизайна интерьера. Как создать современный интерьер? Сущность дизайна. Дизайн для потребителя. Определение цели |и задачи в проектировании.

2. Планировка жилья. Виды планировок. Планировка дома и отношения в семье. Косметический ремонт. Капитальный ремонт. Креативный ремонт. Описание жилого дома, устроенного «под старину».

Прихожая. Комната дневного обитания. Столовая. Спальня. Кухня. Ванная. Лоджия. Планировка квартиры и ее жильцы.

3. Мебель в доме. Комната дневного обитания. Гостиная. Детская комната. Кухня. Фэн-шуй кухня. Спальня. Ванная комната. Элементы интерьера. Интерьер и мебель. Встроенная мебель. Потолки. Окна. Шторы. Жалюзи. Полы. Зеркала. Лестницы. Природа в доме. Использование живописи. Обереги в интерьере.

4. Стили интерьера. Стилеобразующие. Древний Египет. Античность. Византия. Возрождение (Ренессанс). Барокко. Рококо. Классицизм. Романтизм. Неомодерн. Art-Deco. Модернизм. Минимализм.

Техно-Арт. АР-НУВО (art nouveau). Эклектика (eclectic). Ар-деко(агиесо).

Индустриальный стиль (industrial). Хай-тек. Неоклассицизм (Neoclassic).

Пост-модернизм (post modern). Китч (Pitch). Традиционный (Traditional).

Экзотический (Exotic). Антикварный стиль (Блошиный). Современный стиль. Китай. Япония. Мусульманский стиль. Кантри (Kountry). Скандинавский стиль. Фэн-шуй.

5. Ремонт и интерьер. Ремонт. Косметический ремонт. Капитальный ремонт. Ширмы. Отделочные материалы. Декоративное стеновое покрытие. Обои. Штукатурка. Сграффито на основе сюжетного рисунка. Орнаментальная роспись техникой фрески. Художественный прием в стиле архаики. Венецианская штукатурка. Шкафы-купе. Столы. Стулья. Диваны. Гобелены. Занавеси. Гардины. Портьеры. Римские шторы. Французские шторы. Карнизы.

6. Эргономика и цвет. Эргономика. Принципы организации гармонии. Восприятие объектов по подобию цвета. Равное соотношение масс. Соотношения. Физиологические основы восприятия. Естественность и уместность. Угол зрения. Фокусировка взгляда. Цвет в интерьере. Физиология цвета. Характеристика цвета. Цвет. Эпоха. Стиль. Орнамент.

Теоретические основы дизайна интерьера

Как создать современный интерьер?

«Дом, являясь личным пространством человека, должен созда­вать надежную современную и безопасную среду, обеспечивающую физическое благополучие, где человек может восстановить энергию и силу, необходимые для повседневной жизни».

(Европейская Хартия городов)

Обычно, проектируя интерьеры жилых зданий, архитекторы ориен­тируются на «среднего потребителя», т.е. жильца. В действительности же такого типа жильцов просто не существует, каждый человек, семья инди­видуальны в своем вкусе, стиле. Часто в обустройство интерьера вносит свои коррективы сама жизнь с ее меняющимся ритмом. Если архитектуру здания исправить своими силами почти невозмож­но, то проблема с благоустройством своего жилища вполне решаема и под силу каждому.

Во-первых, можно пригласить квалифицированного дизайнера и «просить совет». Во-вторых, обратиться в строительную фирму или ди­зайн-бюро. В-третьих, есть шанс «подсмотреть», как оформлен интерьер у знакомых. В-четвертых, стоит внимательно изучить журналы по интерьеру, коих сейчас в изобилии. Но есть и пятый путь. Это путь само­стоятельной организации интерьера. Каким путем идти, решать каждому персонально. В любом случае владельцу квартиры, дома или комнаты полезно знать возможности дизайна, его сущность, даже в случае, когда дизайн квартиры, дома воплощают грамотные профессионалы. Важно понять, что интерьерный дизайн — это, прежде всего, одно из направлений худо­жественного проектирования.

Определение места и роли учебной дисциплины в овладении знаниями, умениями, навыками, вытекающими из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине.

Дисциплина "История дизайна" занимает важное место в теоретическом курсе учебного процесса по специальности "Дизайн" в высших учебных заведениях. Лекционный курс рассчитан на достаточно детальное изучение условий зарождения и становления такой сферы художественной деятельности человека, как дизайн.

Целью изучения курса - получение знаний по истории не только важнейших открытий и изобретений человечества, но и по истории художественного формообразования изделий индустриального производства в крупнейших странах мира и, в том числе, в нашей стране.

Задачей дисциплины является понимание факторов, определивших развитие дизайна и связанных не только с хозяйственно-экономической жизнью общества, но и с явлениями культуры в целом и искусства в частности.

Значение курса дает возможность студентам больше узнать о своей профессии и быть более грамотным специалистом в своей дальнейшей деятельности

Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине: должны иметь знания, позволяющие успешно сдать зачет в середине курса и экзамен - в конце, самостоятельно работать с литературой, чтобы написать реферат по предложенным темам.

2. Объем и содержание дисциплины

___________________________________________________

Лекция № 1:Что такое дизайн? О сегодняшнем пониманием предмета.

Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. - 2 часа

Лекция № 2. Из истории техники. На заре технических цивилизаций

Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др. - 2 часа

Лекция № 3. Из истории техники. Ремесленное производство в средние века.

Усовершенствование предшествующих изобретений и новые изобретения: бумага, часы, телескоп, микроскоп, очки и др. - 2 часа

Лекция № 4. Из истории техники. Промышленная революция в конце XVII века и начале XIX века

Изобретение парового двигателя и новых видов транспорта на его основе, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электричество, радио, телефон, телеграф, фото

Цель: Знакомство с историей становления и развития дизайна как составного элемента экономической системы промышленного производства.

Задачи:

1.Студент должен понимать теоретические основы и методологию курса «История дизайна»:

    • определение дизайна;

    • появление проблематики дизайна;

    • становление дизайна на разных исторических этапах развития общества;

    • особенности дизайна в странах Восточной Европы, Америки;

    • особенности развития отечественного художественного конструирования.

2. Студент должен владеть знаниями в области промышленного производства; реформ художественного образования в Советской России;

современного дизайна.

3.Студент должен уметь практически использовать особенности отечественного художественного конструирования в дальнейшей профессиональной деятельности.

Данная дисциплина необходима для формирования профессиональных мировоззренческих установок будущих дизайнеров.

История дизайна.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тема.

Кол-во

часов

Кол-во

лекций

Лаб-практич. работы

1.

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы.

4

4

-

2.

Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники

и зарождении промышленного производства.

6

4

2

3.

Теория формы машин и промышленных изделий.

4

2

2

4.

Технический прогресс Х1Х – начала ХХ вв. и примитивность форм промышленной продукции.

4

2

2

5.

Особенности промышленного развития России и проблемы художественно- промышленного образования.

2

2

-

6.

Россия в международных промышленных выставках.

4

2

2

7.

Становление дизайна после первой мировой войны: Германия, БАУХАУЗ и его вклад в развитие мирового дизайна.

6

2

4

8.

Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС- ВХУТЭИН, разработка принципов промышленного искусства.

6

2

4

9.

Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм. Школы американского дизайна.

4

2

2

10.

Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италия, Германия, Япония.

4

2

2

11.

Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в странах Восточной Европы.

6

2

4

12.

Особенности развития отечественного худ. конструирования: системы подготовки дизайнеров, ориентация на регион. отрасли промышленности

6

2

4

13.

Особенности современного состояния дизайна

4

2

2

Итого:

60

30

30

Содержание

1. ДИЗАЙН КАК ВИД ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие дизайна. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера

2. Виды современной дизайнерской деятельности

3. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна

4. Эргономика как основа проектирования в дизайне 0.5. Функциональный маркетинг в дизайне 0.6. Мода и художественный стиль в дизайне

2. НАЧАЛО ДИЗАЙНА

1. На заре технической революции; первые орудия труда человека;

ремесленное производство в средние века; предпосылки создания машинной техники

2. Промышленная революция в Европе; научно-технические открытия и изобретения конца XVII - начала XIX века; техника как искусство; первые всемирные промышленные выставки

3. Первые теории дизайна

4. Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков

3. ПОИСК НОВОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

1. Модерн; поиск нового стиля в Европе

2. Ранний американский функционализм; Чикагская архитектурная школа;

3. Первые идеи функционализма; Германский Веркбунд

4. Художественный авангард в Европе начала XX века; группа Де-Стиль

5. Архитектурно-художественное творчество в Советской России; производственное искусство.

4. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

  1. Баухауз 1919-1933; новые педагогические принципы; мастера

  2. ВХУТЕМАС; подготовка художников-инженеров (1920-1930)

4. ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ

1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт- Деко.

2. Американский дизайн в период всемирной депрессии; стримлайн

5. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН

1. Германия - возрождение функционализма

2. Итальянское экономическое чудо; стиль Оливетти.

3. Скандинавский дизайн

6. ДИЗАЙН 60-х

1. Дизайн-утопии

2. Неофункционализм;

3. Ульмская школа дизайна

4. Стиль Браун

7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН В 70-Е ГОДЫ

1. Поп-дизайн

2. Альтернативный дизайн; эксперименты с антидизайном

3. Алхимия: ре-дизайн.

8. ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

1. Постмодерн

2. Арт-дизайн

3. Мемфис: новый дизайн

4. Хай-тек - стиль высоких технологий

9. ДИЗАЙН 90-Х. ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

1. Миниатюризация; исчезновение предметов; фирма Сони

2. Минимализм; Марио Ботта, Штефан Веверка

3. Дизайн и экология; городские ландшафты

4. Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры

5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества; веб-дизайн; виртуальный дизайн

Введение

Дитя промышленной революции, дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, элект­роприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущи­ми машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вер­толетами Сикорского, космическими фантазиями Стен­ли Кубрика и Вернера Пантона. XX век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю разви­тия у дизайна появились свои "идолы" - выдающиеся произведения, которые на западе называют "иконами дизайна". Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выста­вочные залы. Получившие всемирную известность та­кие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарльза Макинтоша и Геррита Рит-вельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Потта и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь пре­стижным украшением интерьеров офисов и дорогих са­лонов. Сегодня об истории дизайна мы можем по полно­му праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры.

Сто с небольшим лет для истории - это ничтожно малый срок. Однако прошедший век непростой. Исследовате­ли считают, что путь, который прошла наша цивилиза­ция за последние сто лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предше­ствующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рам­ки, становится сопоставимой с традиционными и знако­мыми нам всем историей архитектуры и градостроитель­ства, живописи и декоративно-прикладного искусства. Сложно описывать историю, которая практически яв­ляется современной. Прежде чем делать выводы, нуж­но время на осмысление происходящего. Наверное, это одна из причин острого дефицита литературы, в осо­бенности у нас в стране, по дизайну. Причем, его остро­та возрастает в связи с наметившимся развитием у нас в стране дизайн-образования: открытие специальности "дизайн" в художественных училищах и специальности "ар­хитектор-дизайнер" во многих вузах России, с появлением новых дизайнерских специальностей и специализаций в ху­дожественных вузах.

Попыткой частично восполнить образовавшийся пробел стал вышедший недавно в издательстве "Союз Дизайне­ров России" в двух томах учебник "История дизайна" (2000-2002 гг.). "История дизайна. Краткий курс" является про­должением работы в этом направлении. Во многом настоя­щее издание базируется на двухтомнике "История дизай­на", но не является его механическим сокращением. Его необходимо рассматривать скорее как дополнение. Здесь более половины новых иллюстраций и фактического мате­риала. Особый упор сделан на структурности: при цитат­ном изложении материал сгруппирован по тематическим приблизительно равновеликим по объему информации бло­кам (лекциям). Особое внимание уделено периодизации ис­тории мирового дизайна, дифференциации наиболее зна­чимых шедевров (икон) дизайна. Для удобства восприятия информации в каждом из тема­тических блоков текст размещается на четных страницах, основной иллюстративный ряд - на нечетных страницах. На полях четных страниц размещаются цитаты, биогра­фические справки о наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнерах, комментарии наиболее важных политических событий, открытий и изобретений, оказав­ших существенное влияние на формообразование в дизай­не. На полях правых, нечетных, страниц приводятся при­меры самых известных икон дизайна, а также факты и комментарии к ним.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для отделения «Международный туризм» географического факультета мгу

    Учебное пособие
    Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для отделения «Международный туризм» географического факультета МГУ (программа, задания, тексты, дополнительные материалы) М.
  2. Учебное пособие по курсам "Мировая экономика", Междунар

    Учебное пособие
    Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: "Финансы и кредит",
  3. В. Ю. Балдин Использование ресурсов и энергии Учебное пособие

    Учебное пособие
    Д18 Использование ресурсов и энергии: Учебное пособие для элективного курса «Энергосбережение» в старших классах / Н.И. Данилов, Ю.Н. Тимофеева, А.П. Усольцев, Я.
  4. Учебные программы дисциплин кафедры «дизайн» специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн») направления 070600 «Дизайн» Форма обучения: очная

    Документ
    Учебные программы дисциплин кафедры «Дизайн» вошедшие в настоящий сборник подготовлены на основе разработанных рабочих программ преподавателями кафедры в соответствии с «Учебным планом» специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн»)
  5. Учебно-методическое пособие Выпуск №4

    Учебно-методическое пособие
    Окружной методический центр продолжает публикацию программ элективных курсов разработанные учителями округа. Данный сборник является в округе уже третьим.

Другие похожие документы..