Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Работа выполнена в Калужском филиале Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный те...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории восп...полностью>>
'Курсовая'
Современное состояние технологии – это постоянное, безостановочное движение вперед. В общем случае, новые технологии и способы обработки заготовок по...полностью>>
'Документ'
Государство, находится на материке Австралия и ряде островов, самый большой из которых - Тасма­ния. Общая площадь Австралии - 7 682 300 км2 (площадь ...полностью>>

Комплекс по дисциплине «генетика» Чебоксары 2006

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Генетический контроль синтеза белков.

Важнейшим достижением молекулярной генетики было выяснение цепи реакций, обеспечивающих передачу информации от ДНК к белку. Цитохимическим методом было доказано, что ДНК локализована главным образом в ядре клеток. Синтез белков, как показали исследования начала 50-х годов. происходит в основном в цитоплазме. Сразу возник вопрос: каким образом ядро может осуществлять контроль за синтезом белка в цитоплазме?

В 30-х годах XX в. было установлено. что в клетках наряду с ДНК содержится второй класс нуклеиновых кислот -рибонуклеиновые кислоты (РНК). В отличие от ДНК в РНК вместо сахара дезоксирибозы содержится также пятичленный углевод - рибоза, а одно из пиримидиновых оснований - Тимин -заменено на урацил. Кроме того, было показано, что РНК, как правило, не двуспиральная, а однонитчата.

В (1942) Браше и Кедровский (1951), а затем в обширных опытах было показано, что интенсивный синтез белка происходит в тех участках, где сосредоточено много РНК . Было предположено, что именно РНК переносит информацию с ДНК на белок, но только в 1961 году было воплощено в четкую гипотезу Ф. Жакобом и Ж. Моно. Они назвали такую РНК - "информационной РНК".

Ф. Крик в 1954 г. предложил так называемую адаптерную гипотезу, согласно которой функции перевода языка нуклеиновых кислот на язык белков должны выполнять адаптерные РНК. Это предположение подтвердилось. Было выделено более 20 низкомолекулярных РНК, которые сначала были названы растворимыми, а затем переименованы в транспортные РНК (т РНК).

Мутации и генетический код.

Следует отметить об установлении двух моментов, связанных с генетическим кодом. Первое - врожденность кода, означающая, что одна аминокислота может кодироваться несколькими кодонами, т.е. одной и той же аминокислоте нередко соответствует несколько кодонов. Это немаловажное обстоятельство позволяет иметь разным организмам несколько различающиеся "диалекты". Действительно, перекодировка сообщений, записанных языком нуклеотидов в ДНК в язык аминокислотных последовательностей в белках, происходит в рибосомах с участием РНК. Отсутствие т РНК, узнающей некоторые из кодонов одной и той же аминокислоты, приведет к тому, что эти кодоны не будут узнаны и останутся бессмысленными в этой клетке. По-видимому, этот механизм действует при размножении ряда вирусов, активно размножающихся в одних видах организмов и не способных к размножению в других.

Второй интересный момент - универсальность генетического кода. Анализ природы различных мутаций привел к выводу, что все точечные мутации можно разделить на три основных класса:

1. Миссенс-мутации - мутации, при которых изменяется смысл кодона; в этом случае против него встает неверная аминокислота, и свойства синтезируемого белка меняются.

2. Нонсенс-мутации - мутации , при которых возникает нонсенс-кодон, не кодирующий никаких аминокислот, и на нем обрывается чтение иРНК в рибосомах.

3. Мутации со сдвигом чтения. Эти мутации, изучаемые Криком, позволили доказать трехбуквенность генетического кода. Мутации сдвига чтения возникают после того, как одно или несколько оснований выпадут из молекулы ДНК или внедрятся в нее. Интересно и то , что сдвиг чтения чаще всего приводит к тому, в какой-то точке он заканчивается нонсенс-кодоном и на нем чтение обрывается вообще.

Выяснение природы, строения и функционирования генетического кода явилось огромным достижением современной биологии. Последние успехи в искусственном синтезе белка, нуклеиновых кислот, особенно тех ,которые обладают способностью к программированию живых вирусных частиц (работы А. Корнберга в США), позволяют надеяться , что одна из основных проблем современной биологии - искусственный синтез живого с нужными человеку свойствами - будет в конце концов разрешена.

Регуляция генной активности.

Функциональная неравнозначность клеток и связанная с ней репрессия и активация генов давно привлекали внимание генетиков.

Первая попытка объяснить регуляторную активность генов были связаны с изучением гистонных белков. Еще супруги Стэдман в начале 40-х годов нашего века получили первые четкие результаты о различиях в химической природе гистонных белков. Дальнейшие исследования показали, что регуляция генной активности гораздо более сложный процесс, нежели простое взаимодействие участков генов с молекулами пистонных белков.

Жакоб и Моно разделили гены регуляторной системы на два типа - гены-регуляторы и гены-операторы. Авторы ввели в генетику новое понятие, определив блок структурных генов и управляющий ими оператор как единую функциональную единицу -оперон.

В последние годы были получены данные о наличии еще одной управляющей ячейки генной активности- промоторе. Оказалось, что по соседству с операторным участком , к которому присоединяется продукт -белковое вещество репрессор, синтезированный на гене-регуляторе, имеется другой участок, который относится к членам регуляторной системе генной активности. К этому участку присоединяется молекула фермента РНК- полимеразы. В этом промоторном участке должно произойти взаимное узнавание уникальной последовательности нуклеотидов в ДНК и специфической конфигурации белка РНК- полимеразы. От эффективности узнавания будет зависеть осуществление процесса считывания генетической информации с данной последовательности генов оперона, примыкающего к промотору.

Репарация генетических повреждений.

Новой главой в развитии молекулярной генетики стало учение о системе репарирующих ферментов, исправляющих повреждения генетических структур, вызванные облучением или обработкой химическими агентами.

Ранее всего изученным типом репарации является фотореактивация, впервые описанная А. Кельнером и В.Ф. Ковалевым (1949). Под фотореактивацией понимают восстановление нормальной жизнедеятельности клеток (возобновляется синтез отдельных ферментов, способность к делению и размножению, снижается частота мутаций и т.д.), облученных ультрафиолетовым светом, после их пребывания на видимом свете. Обязательным условием реакции фотореактивации является наличие специального фотореактивирующего фермента.

Было также установлено, что такой процесс происходит и в темноте. Этот вид назвали темновой репарацией.

В настоящее время описано большое число других видов репарации, приводящих к тому же результату, но отличающихся по молекулярным механизмам.

В последние годы эти исследования проводятся на самых различных биологических объектах.

Литература

1. Сойфер В. Н., Пилле Э.Р., Газенко О. Г., Крушинский Л.В, Залкинд С. Я. и др. История биологии с начала XX века до наших дней / В. Н. Сойфер Э.Р. Пиле, О. Г. Газенко, Л.В. Крушинский С. Я. Залкинд.– М., 1975.–345 с.

5. Фонды контрольных работ

Контрольная работа по темам:

Моногибридное, дигибридное и полигибридное скрещивания

Вариант 1

1. Округлая форма плодов у томатов доминирует над грушевидной. Какими должны быть генотипы родительских растений, чтобы в потомстве получить расщепление 1:1?. А в отношении 1:3? При каких фенотипических скрещиваниях томатов потомство окажется фенотипически однородным?

2. Редкий в популяции ген (а) вызывает у человека наследственную анофтальмию (безглазие), аллельный ген (А) обуславливает нормальное развитие глаз, у гетерозигот глазные яблоки уменьшены.

а) Супруги гетерозиготны по гену (А). Определите расщепление по фенотипу и генотипу в потомстве?

в) Мужчина гетерозиготный по гену (А), женился на женщине с нормальными глазами. Какое расщепление по генотипу и фенотипу ожидается в потомстве?

3. При скрещивании растения дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с дурманом, имеющим белые цветки и колючие коробочки, было получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 – с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы исходных родителей? Каковы будут фенотипы и генотипы потомков, полученных от скрещивания потомков F-1 с разными фенотипами? (пурпурная окраска доминирует над белой, колючие коробочки над гладкими).

4. Ахондроплазия (карликовость) наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетратностью 50% и экспрессивностью у женщин 50%, у мужчин – 65%. Определить вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один родитель гетерозиготен, другой гомозиготен (здоров) по данному альтернативному признаку.

5. Напишите всевозможные типы гамет у организма с генотипом ААВвСсДД.

Вариант 2

1. Укороченность ног у кур доминирует над длинными ногами. Причем данный ген одновременно вызывает укорочение клюва. При этом гомозиготные цыплята (из-за аномалии клюва) гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько из них коротконогих? Дайте аргументированный ответ.

2. У дрозофилы скрещивания между мухами, имеющими королевские крылья, всегда дают 2/3 потомков с королевскими и 1/3 с нормальными крыльями. А от скрещивания мухи с королевскими с нормальным самцом получается 1/2 потомства королевские и 1/2 с нормальными крыльями. Объяснить генетически эти результаты?

3. От скрещивания двух белоцветковых растений флокса с блюдцеобразными цветками в F-1 получено расщепление: 49 растений с белыми блюдцеобразными цветками, 24 – с белыми воронкообразными, 17- с кремовыми блюдцеобразными и 5 с кремовыми воронкообразными. Определите генотипы исходных растений. Какое расщепление должно произойти, если скрестить исходные растения с растениями с кремовыми и воронкообразными цветками из F-1?

4. Фенилкетонурия наследуется по аутосомно-рецессивному типу с пенетратностью 45% и экспрессивностью у мужчин 50%, у женщин – 25%. Определить вероятность рождения детей с аномалией в семье, где 1 родитель здоров (гетерозиготен), второй – больной.

5. Напишите всевозможные типы гамет у организма с генотипом АаВВСс.

Вариант 3

1. При скрещивании черных норок между собой всегда получаются черное потомство. При скрещивании платиновых, всегда наблюдается расщепление в соотношении 2/3 платиновых, и 1/3 черных. Объяснить расщепление и проверить правильность вашего предположения.

2. У крупного рогатого скота породы герефорд встречаются иногда карликовые животные. При скрещивании карликового животного с нормальным, рождаются только нормальные особи. Если же этих нормальных потомков F-1 скрещивать возвратно с карликовым родителем, то в потомстве от этого скрещивания возникают нормальные и карликовые телята в отношении 1:1. Как наследуется карликовость?

3. У томатов пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой, а рассеченные листья над цельнокрайными. При скрещивании растений томата с пурпурными стеблями и рассеченными листьями с растениями имеющими зеленые стебли и рассеченные листья, получили 321 растение пурп./ рассеченные, 101 пурп./ цельнокрайные, 310 зелен. / рассеченные и 107 зелен. / цельнокрайные. Объяснить расщепление и определите генотипы исходных растений.

4. Шизофрения наследуется как доминантно-аутосомный признак с пенетратностью 70% и экспрессивностью 0% у женщин и 50% у мужчин. Определить вероятность рождения детей с аномалией в семье, где 1 родитель ­ гетерозиготен по данному гену, 2 – гомозиготен; оба родителя гетерозиготны.

5. Напишите всевозможные типы гамет у организма с генотипом АаВВСсДд.

Контрольная работа по теме: «Неаллельные взаимодействия генов»

Вариант 1

1. От скрещивания растений кабачков с белыми плодами в F-1 все плоды белые, а в F-2 наблюдается расщепление в соотношении: 113 белых, 31 желтых и 7 зеленых. Как наследуется признак? Каковы фенотипы при скрещивании исходных растений с желтоплодными гетерозиготными формами? Определите тип скрещивания, а также генотипы всех растений.

2. Растения пастушьей сумки с белыми цветками, скрещенное с красноцветковыми, дало расщепление 3/8 с красными и 5/8 с белыми цветками. Объясните результаты, определите генотипы исходных родителей.

Примечание! У пастушьей сумки окраска плодов зависит от неаллельных генов С и Р.

3. Цвет кожи определяют два полимерных гена. Какие дети могут появиться в семье, где один родитель мулат, а второй ­– светлый? Объяснить расщепление и каковы генотипы родителей и детей.

Вариант 2

1. При скрещивании растений тыквы с дисковидной формой плодов в потомстве получено 121 растение с дисковидной формой плода, 77-сферической и 12-удлиненной. Объясните расщепление, определите генотипы исходных форм. Как наследуется признак? Какое расщепление вы ожидаете получить в анализирующем скрещивании?

2. У растений кукурузы нормальную высоту стебля определяют два неаллельных гена. Гомозиготность по рецессивным аллелям и даже по одному доминантному аллелью приводит к карликовости. При скрещивании 2-х карликовых растений кукурузы в F-1 наблюдалось единообразие, и все растения оказались с нормальным стеблем. В F-2 произошло расщепление в соотношении 812 с нормальным и 640 – с карликовым стеблем. Определить тип взаимодействия и генотипы всех растений.

3. Цвет кожи определяется двумя полимерными генами. Какие дети могут появиться в семье, где один родитель темный мулат, а второй ­– светлый мулат? Объяснить расщепление и каковы генотипы родителей и детей

Вариант 3

1. При скрещивании 2-х сортов роз, один из которых имел махровые красные цветки, а второй – махровые белые, в F-1 все гибриды имели простые красные цветки, а в F-2 наблюдалось расщепление: 68 махр./ белые, 275 – прост./ красные, 86 – прост./ белые, 213 – махр./ красные. Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных растений.

2. Скрещивание растений овса с черным зерном между собой дало 317 чернозерных, 76 серозерных и 24 белозерных растений. Скрещивание этих же чернозерных растений с белозерными дало 151 растение с черными, 79 – с серыми и 74 – с белыми зернами. Объясните расщепления, тип скрещивания и генотипы исходных форм.

3. У пшеницы яровость определяется двумя неаллельными полимерными генами. Определите генотипы родительских растений и потомства, если при самоопылении получено 3 яровых и 1 – озимую форму пшеницы.

Контрольная работа по теме: Генетический анализ

наследственности на примере дрозофилы

(Drosophila melanogaster)

Вопросы:

1) Набор для работы с дрозофилой: капельница с эфиром, эфиризатор (морилка с коркой пробкой и ватой), молочно-белое стекло 1015 см или фотопластинка для рентгеновский снимков, препаровальная игла или кисточка №1, ручная лупа увеличения 2-4, половинка чашки Петри, сосуд для обработанных мух (0,5 л банка), наполовину заполненная денатуратом (либо формалином), вата.

2) Методика определения пола дрозофилы.

У самок 1 черный сегмент, брюшко оттянутое.

У самцов 2 последних сегмента черные, брюшко закругленное.

3) Правила работы с дрозофилой.

Рассматривать и подсчитывать мух можно только при условии их предварительной наркотизации, которая производиться в эфиризаторе (морилке).

Наркотизация проводиться следующим образом. Пробирку с находящимися в ней летающими мухами осторожно постукивают дном о ладонь или о положенной на стол кусок пенопласта, пористой резины. Когда мухи упадут на дно, ватную пробку пробирки быстро вынимают, на края пробирки надвигают край эфиризатора. Затем пробирку с мухами и эфиризатор переворачивают так,

Чтобы эфиризатор находился внизу, а пробирка с мухами наверху, после чего постукиванием по дну морилки перетряхивают в нее мух. Когда все мухи окажутся на дне морилки, ее нужно быстро закрыть и подождать, пока уснет последняя муха. Теперь мух высыпают на стекло или бумагу для рассматривания и подсчета. Мухи могут оставаться в состоянии наркоза около 5 минут. Если мухи проснулись раньше, чем нужно, то их закрывают часовым стеклом или половинкой чашки Петри, под которой положен кусочек ваты, смоченной эфиром. Продолжительность жизненного цикла при оптимальной температуре развития +250С составляет 10 суток (одни сутки – эмбриональное развитие, 4-5 – личиночная и 4 – стадия куколки). При понижении температуры на 10С развитие замедляется в среднем на 1 сутки (например, при +200С - до 14-15 дней). Однако повышение температуры выше +270С приводит к падению плодовитости вплоть до полной стерильности.

4) Рецепт среды для разведения дрозофилы.

На 100 г дистиллированной воды + 3 г свежих дрожжей и 5 г изюма (изюм предварительно хорошо вымыт, подсушен и растереть в ступке). Смесь кипятят 45 минут. Затем добавляют 3,5 г манной крупы и снова кипятят 25 минут. Затем добавляют 1 г агар-агара (предварительно агар-агар должен набухнуть). Содержимое доводят до кипения. В горячем виде питательную среду разливают в стерильную пробирку, и после небольшого охлаждения закрывают ватной пробкой. Когда питательная среда остынет и нет воды на стенке добавляют 1 каплю свежих дрожжей (растерты в дистиллированной воде).Питательную среду выдерживают 2-3 часа и можно использовать для постановки опыта.

5) Варианты аллелей окраски глаз дрозофилы, локализованные в Х-хромосоме:

W+(или W) – красный (дикий тип); Whate (w) – белый; Ecru (wec) – небелый, цвета сурового полотна; Tinget (wt) – тронутый, светло-желтый; Ivory (wi) – цвета слоновой кости;

Buff (wbf) – рыжий; Eosin (we) – эозиновый; Apricot (wa) – абрикосовый; Cerry (wch) – вишневый; Blood (wb) – кровавый; Coral (wco) – коралловый; Wine (ww) – винный; Notted (wn) – пятнистый.

Вопросы к семинарскому занятию по теме

«Молекулярная биология гена»

1. Теоретическая основа возникновения молекулярной биологии гена:

а) открытия в области генетики (законы наследственности Г. Менделя (1865) их переоткрытие Э. Корренсом, Г. Де-Фризом и Э. Чкрмаком (1901); хромосомная теория наследственности Т. Моргана (1911); открытие индуцированного мутагенеза Г. Меллером; работа А.С. Серебряковского, Н.И. Вавилова, Н.В. Тимофеева-Рессовского (1920-1930) и др. Установление функции гена и создание концепции один ген- один фермент Дж. Бидлом и Э. Тейтумом (1941). Работы Дж. Ледерберга (1946) по генетике бактерий.

2. Открытия в области химии нуклеиновых кислот:

а) открытие нуклеиновых кислот Ф. Мишером (1868) и азотистых оснований А. Косселем (1879-1889); рентгеноструктурный анализ ДНК М. Уилкинса и Р. Франклина (1952)

3. Роль личности в возникновении молекулярной биологии гена:

а) исследования Дж. Уотсона и Ф. Крика при создании пространственной модели ДНК.

4. Экспериментальные доказательства наследственной роли нуклеиновых кислот:

а) трансформация у бактерий (пневмококков очищенными препаратами ДНК (О. Эйвери, к. Иак-Леод и М. Мак-карти (1944);

б) проникновение бактериофагов Т2 А. Херши и М. Чейз (1952).

5. Структура молекул ДНК и РНК:

а) пространственная модель строения ДНК Дж. Уотсон и Ф. Крик (1953);

б) правило Чаргаффа (1950);

с) строение нуклеотидов, нуклеозидов, типы химических связей (ковалентные, водородные, гидрофобные);

д) полиморфизм структуры ДНК (А,В,С, Д, и Е форма, Z-форма); е) репликация ДНК;

6. Локализация ДНК и РНК в клетках про- и эукариот:

а) кольцевые молекулы ДНК в составе нуклеоидов прокариот и плазмид;

б) линейная ДНК в составе хромосом эукариот; с) митохондриальная и хлоропластная ДНК;

с) типы РНК (м-РНК, р-РНК, и т-РНК).

7. Упаковка ДНК в хромосомы.

8. Понятия ген, генотип, фенотип, геном, гентический код.

9. Строение гена по Бензеру (понятия цистрон, мутон рекон, сайт).

10. Организация генов про- и эукариот.

11. Типы и экспрессия генов:

а) независимые гены, опероны, транскриптоны;

б) экспрессия гена на примере лактозного оперона (модель Жакоба- Моно).

12. Получение генов (работы Беквита, 1969; химический синтез гена тирозиновой т-РНК Г. Корана, 1979; синтез комплементарной ДНК (к-ДНК) на матрице и-РНК при участии обратной транскриптазы (ревертазы).

14. Генетический код и его характеристика:

а) доказательство триплетности Ф. Криком, эксперименты по расшифровке кода М. Ниренбергом, Дж. Матеи, С. Очоа, Г. Корана и П. Ледера (1961-1965);

б) свойства генетического кода: универсальность, линейность, неперекрываемость, наличие бессмысленных кодонов.

15. Рекомбинантные ДНК

а) общие принципы и методология генной инжененрии; б) рестриктазы;

с) векторы для клонирования прокариот (плазмиды, бактериофаги, космиды и др.) и эукариот (вирусы, искусственные минихромосомы, плазмиды).

Итоговое семинарское занятие по генетике

1. Моно-, ди- и полигибридное скрещивания и их цитологические основы.

2. 1, 2, 3-й законы Г. Менделя. Формулировка и цитологические аспекты.

3. Взаимное (реципрокное), возвратное (насыщающее), анализирующее скрещивания и беккроссы (общие понятия).

4. Понятие и механизм крисс-кросс наследования.

5. Балансовая теория определения пола.

6. Наследование, сцепленное с полом у дрозофилы (прямое и взаимное скрещивания).

7. Гемизигота, Х, У, Х-У сцепленные признаки.

8. Сцепленное с полом наследование, определение соотношения полов в природе.

9. Закон сцепления Т. Моргана. Величина (единица) кроссинговера.

10. Хромосомная теория определения пола.

11. Понятия ген, генотип, генофонд, геном, фенотип. Генетические кары.

12. Результаты нерасхождения половых хромосом. Гинандроморфизм.

13. Полное, неполное доминирования (привести примеры расщеплений и отношений F-1 F-2).

14. Правило «чистоты гамет».

15. Поддержание равновесия генов в панмиктических популяциях. Закон Харди – Вайнберга.

16. Неаллельные типы взаимодействия генов (комплементарность, полимерия, эпистаз).

17. Пенетратность, экспрессивность. Плейотропия. Модифицирующее действие генов.

18. Статистическая оценка результатов расщепления методом χ2.

6. Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине

Генетика изучается на IV курсе в течение двух семестров на очной и одного на заочной форме обучения и предназначена для знакомства студентов с фундаментальными законами наследования, материальными основами наследственности и закономерностями изменчивости.

Последовательность изложения материала отражает основные этапы развития генетики. Изучение курса начинается с анализа данных генетических экспериментов Г.Менделя. Затем рассматривается развитие представлений об основных генетических закономерностях в природе генетической единицы – генов.

Программа практических знаний направлена на закрепление студентами теоретического материала в процессе постановки и анализа генетического эксперимента, а также путем решения генетических задач. Предлагаемая программа составлена с учетом профессиональной ориентации студентов и особенностей преподавания курса общей биологии в средней школе.

Распределение часов на изучение разделов программы предоставляется на усмотрение преподавателя.

Конечной целью преподавания дисциплины является понимание фундаментальных законов генетики, умение решать генетические задачи, ставить эксперименты по скрещиванию растительного и животного материала.

7. Информация о материально-технической обеспеченности

Наименование дисциплины

Наименование специализированных

аудиторий, кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

Генетика

Кабинет анатомии и морфологии растений, цитологии и генетики: Микроскопы МБИ-1 (5), МБР-1 (2), МБС-9 (5), вычислительные машинки МК-45 (6), шкаф со стаканчиками для выращивания плодовых мух-дрозофил, лупы, предметные и покровные стекла, линейки, капельницы, р-р сахарозы, агар-агар, спиртовка (электроплитка), тетрадь-дневник практики, сельскохозяйственный инвентарь (лопаты, грабли и др.), кинопроектор «Радуга», видеомагнитофон «Samsung», кино- и видеофильмы по темам: «Хромосомная теория наследственности», «Хромосомы и индивидуальное развитие организма», «Наследственность и среда», «Полиплоидия», «Генетическая роль нуклеиновых кислот

8. Методические указания по выполнению курсовых работ

Курсовая работа представляет собой одну из обязательных форм самостоятельной деятельности студента, выполняемого в течение одного учебного года в кружках СНО, лабораториях, различных учреждениях и учебно-опытных участках.

Курсовая работа – это самостоятельно выполненная студентом комплексная научно-исследовательская работа. Выполнение курсовой работы способствует развитию у студента активной творческой инициативы, умения ставить эксперименты, совершенствованию навыков самостоятельной работы, а также использование их в своей будущей профессиональной деятельности.

Поэтому основной целью курсовой работы является подтверждение полученных студентом теоретических знаний и практических навыков по конкретной дисциплине изучаемой специальности с последующим использованием их при оформлении выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Тематика курсовой работы определяется в соответствии профилю предмета, перечню тем, утвержденных на кафедре, а студенты-курсовики отбираются в соответствии с учебным планом.

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно или по рекомендации руководителя из перечня утвержденной тематики.

Темы работ должны быть актуальными, соответствующими современному состоянию развития науки и уровню инновационных образовательных технологий. Наиболее целесообразным является выполнение студентами курсовых работ по плану НИР кафедры. При этом поощряются работы по результатам постановки соответствующих экспериментов в лабораториях кафедры, сбора соответствующего материала в полевых или производственных условиях с дальнейшей его обработкой, анализом и обобщения опыта преподавания спецдисциплины с последующим использованием при оформлении дипломной работы.

В случае актуальности в свете современного состояния науки допускаются компилятивные работы, основанные на анализе только литературных данных.

В соответствии с темой курсовой работы руководитель выдаёт студенту задание. Задание на выполнение работы является официальным документом, на основе которого проводятся научные исследования.

Обязанности руководителя курсовой работы:

– предложить студенту тему работы в контексте тематики, утвержденной кафедрой в соответствии с перечнем тем;

– выдать задание на выполнение работы;

– оказать помощь в овладении методами исследований и математической обработки полученного в них цифрового материала;

– обеспечить базу для проведения исследований;

– контролировать план выполнения работы.

Обязанности студента-курсовика:

– принять к исполнению задание руководителя по утверждённой теме;

– составить календарный план выполнения работы;

– проявлять творческую инициативу и активность в своевременном выполнении календарного плана работы;

– выступать с докладами по теме работы в кружках СНО кафедры и научных конференциях студентов;

– участвовать в конкурсах НИРС;

– представить выполненную в рукописном или печатном исполнении курсовую работу (соответственно в сброшюрованном и переплетенном виде) руководителю (на кафедру) не позднее 1 месяца до окончания учебного года.

При подготовке и оформлении работы студенты должны руководствоваться государственными стандартами и другими нормативными документами, знать фактические достижения и неизученные проблемы в соответствующей отрасли науки, использовать научные положения и разработки отечественных, зарубежных исследователей, а также передовой опыт учителей-новаторов по изучаемой теме.

Всего курсовая работа должна содержать не более 30-35 страниц.

Основные требования к курсовой работе:

– актуальность темы;

– реальность условий проведения и достоверность полученных данных, на базе которых осуществляются исследования, и оформляется работа;

– новизна работы (экспериментальное доказательство новых данных или современное видение уже известных сведений);

– комплексность исследований, логичность изложения, убедительность аргументаций, полнота и точность формулировок;

– конкретность заключения, обоснованность выводов и практических предложений;

– целесообразность приложений;

– грамотность оформления работы, тщательность её редактирования.

Курсовая работа должна иметь определённый порядок расположения её составных частей, направленный на логическое изложение материала и максимальную доступность для восприятия читающего.

Поэтому основными элементами работы в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Перечень сокращений специальных терминов, условных обозначений и символов (при необходимости).

4. Введение.

5. Обзор литературы.

6. Материал и методика исследований.

7. Результаты исследований и их обсуждение.

8. Выводы и практические предложения.

9. Использование полученного материала в школьной работе (по возможности).

10. Список использованной литературы.

12. Приложения.

Общими требованиями при её оформлении являются: чёткость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов; доказательность выводов; обоснованность предложений и рекомендаций; грамотность текста; аккуратность выполнения. Работы, оформленные небрежно, с отклонениями от настоящих рекомендаций, к защите не допускаются.

Работы выполняют на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) чернилами (тушью) от руки или машинописным (компьютерным) способом через 1,5 межстрочных интервала (в текстовом процессоре Word 6/7 for Windows 95/98/2000; шрифт Times New Roman; кегль № 14). На одной странице размещают 29–30 строк, длина строки не более 65 знаков вместе с пробелами. Страницы должны иметь поля: левое – 30; верхнее – 20; правое – 10; нижнее – 25 мм.

Текст печатается полужирным шрифтом чёрного цвета высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Их контуры должны быть чёткими, без расплывающейся краски, с ровной насыщенностью в пределах строки и страницы. Вписанные элементы работы также выполняются чёрным цветом. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или оборотной стороне листа. Иностранные слова целиком печатаются или вписываются от руки, но не допускается смешанный вариант их оформления. Абзацы в тексте начинаются отступом от левого поля, равным 5 знакам (12 мм) принятого шрифта.

Для выделения в тексте отдельных слов или фраз чаще применяется курсив, набор прописными буквами и разрядка, реже – подчёркивание, выбор которых определяет автор.

Каждая глава (раздел) начинается с новой страницы. Это же правило относится ко всем структурным элементам работы (введению, обзору литературы и др.). Заголовки и подзаголовки располагаются на странице посередине строки или непосредственно от левого поля. Подчёркивание заголовков и перенос слов в них не допускается.

Таблицы, рисунки (графики, диаграммы, схемы, фотографии и др.) как в тексте, так и в «Приложениях» выполняются на стандартных листах (формат А4) или наклеиваются на листы белой бумаги такого же формата. Подписи к ним оформляются только с лицевой стороны, которые должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Нумерация таблиц и их названия помещаются над табличным материалом в правой части верхнего поля страницы.

Курсовая работа нумеруется по порядку от титульного листа до последней страницы «Приложений». Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление, но на них цифры 1 и 2 не ставят.

В тексте работы все слова пишутся полностью, за исключением стандартизованных и общепринятых сокращённых обозначений.

Химические формулы составляются с использованием специальной компьютерной программы или вписываются в текст полностью от руки чёрной пастой (тушью) тщательно и разборчиво. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах обозначаются чётко. Для формул рекомендуются следующие размеры знаков (мм): прописные буквы и цифры – 7–8; строчные – 4; показатели степеней и индексы – не менее 2.

Учебное издание

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «генетика»

Составитель Алексеев Владислав Вениаминович

Подписано в печать 27. 10. 06. Формат 60х84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная.

Усл. печ. л. 3,8. Тираж 50 экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Чебоксары

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика преподавания биологии: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель Р.К. Репина. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2007 – 98 с.
  2. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  3. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»
  4. Методические рекомендации для подготовки курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»

    Методические рекомендации
    В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины «Теория государства и права» студенты всех форм обучения должны написать и защитить курсовую работу.
  5. Об охране природы и охране окружающей природной среды с материалами по классификации этих учений а. В. Димитриев фгу «Государственный природный заповедник «Присурский»

    Документ
    Введение. По экологической модернизации России предстоит большая работа. В начале пути необходимо разобраться в терминах и определениях, которые не мешали бы успешному движению по выбранному пути.

Другие похожие документы..