Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Курсовая работа является самостоятельной работой студента, которая предполагает закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Экономиче...полностью>>
'Документ'
Растворы ВМС представляют собой гомогенные системы, являясь истинными растворами, где взвешенные частицы не содержат ядер, а представлены макромолеку...полностью>>
'Документ'
Данные сведения не указываются вновь созданной организацией (вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем), а также налогоплательщиком, п...полностью>>
'Документ'
Твердое при 200С вещество. Порошок светло-желтого цвета, не растворяется в воде, а плавает по ее поверхности. При нагревании плавится. Горит на воздух...полностью>>

Комплекс по дисциплине «генетика» Чебоксары 2006

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

24. Наследование при сцеплении генов. Типы сцепления. Работы Т.Х. Моргана по изучению силы сцепления генов в хромосомах.

25. Сцепление и кроссинговер. Типы кроссинговера по месту возникновения. Митотический и мейотический кроссинговер. Интерференция. Коинциденция. Генетическое картирование.

26. Цитологические основы прямого и обратного (реципрокного) скрещивания дрозофилы по сцепленному с полом гену white (белые глаза).

27. Drosophila melanogaster – как объект генетических исследований. Биология и цикл развития дрозофилы. Лабораторные принадлежности для постановки опытов. Наиболее значимые работы и открытия ученых-генетиков, полученные с использованием дрозофилы как объекта генетического анализа.

28. Хромосомная теория наследственности Т.Х. Моргана. Ее значение и недостатки.

29. Современная хромосомная теория наследственности. Ее значение.

30. Наследование, сцепленное с полом. Крисс-кросс наследование. Типы определения пола у животных.

31. История возникновения Х и У- хромосом. Гемизигота. Х,У, Х-У сцепленные признаки и характер их наследования.

32.Балансовая теория определения пола.

33. Типы определения пола у раздельнополых животных.

34. Генетика пола растений. Признаки ограниченные и контролируемые полом.

35. Наследование при не расхождении половых хромосом. Гинандроморфизм.

36. Наследование при взаимодействии генов. Множественный аллелизм (понятия компаунд, кодоминирование).

37. Пенетратность. Экспрессивность. Генетические заболевания человека, наследующиеся по принципу пенетратности и экспрессивности.

38. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, полимерия, эпистаз, плейотропия, модифицирующее действие генов.

39. Особенности дигибридного скрещивания. 3-й закон Г. Менделя.

40. Полигибридное скрещивание. Цитологические основы и правила образования гамет при полигибридном скрещивании.

41.Основные законы наследственности и наследования, выдвинутые по анализам работ Г. Менделя.

42. Типы наследования прокариот: конъюгация, трансформация и трансдукция.

43. Наследование у прокариот: транслокация, сексдукция.

44. Понятие о наследовании. Типы наследования и скрещивания. Сущность взаимодействия контрастирующих признаков в гибридах.

45. 1-й, 2-й и 3-й законы Г. Менделя. Современная трактовка и значение для генетики. Основные генетические понятия: ген, геном, генотип, генофонд, фенотип.

46. Гипотеза «чистоты» гамет. Понятия аллель, аллеломорфные признаки. Явление неполного доминирования.

47. Гаметическое расщепление аллельных признаков. Тетрадный анализ.

48. Взаимное (реципрокное), возвратное (насыщающее), анализирующее скрещивания и их значения в генетике.

49. Генная инженерия, ее значение. Получение генов. Основные этапы получения новых генов.

50. Генетика онтогенеза. Дифференциация и переопределение пола в онтогенезе.

51. Гибридологический метод как основа генетического анализа. Принципиальное значение метода генетического анализа, разработанного Г. Менделем. Генетическая символика, правила записи скрещивания.

2.7. Рекомендуемая литература

Литература основная

1. Абрамова З.В., Карлинский О.А. Практикум по генетике. 2-е изд., перераб. и допол. / З.В. Абрамова, О.А. Карлинский.–­ Л.: Колос (Ленингр. отд-ние), 1974.- 208 с. с ил.

2. Абрамова З.В. Генетика. Программированное обучение / З.В. Абрамова.–­ М.: Агропромиздат, 1985.– 287 с.

3. Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика: Учебн. для студ.биол. спец. ун-ов / С.И. Алиханян, А.П. Акифьев, Л.С. Чернин.–М.: Высшая школа, 1985.– 448 с.

4. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике: Пособие для студентов биол. фак. пед. ин-тов.– 2 издд., испр.­ / К.В. Ватти, М.М. Тихомирова .- М.: Просвещение. - 1979. – 189 с.

5. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции: Учебн. для студ.биол. спец. ун-ов / С.В. Инге-Вечтомов. - М.: 1985.– 591 с.

6. Лобашев М.Е. Генетика / М.Е. Лобашев. – Л.: ЛГУ - 1969.– 436 с.

7. Лобашев М.Е., Ватти К.В., Тихомирова М.М. Генетика с основами селекции / М.Е. Лобашев, К.В. Ватти, М.М. Тихомирова. - М.: Просвещение.- 1979.- 356 с.

8. Медведев Н.Н. Практическая генетика / Н.Н. Медведев.- М.: Наука - 1966.- 236 с.

9. Орлова Н.Н., Глазер В.М., Ким А.И. и др. Сборник задач по общей генетике: Учебн. пособие / Н.Н. Орлова, В.М. Глазер, А.И. Ким.– М.: Изд-во МГУ, 2001.– 144 с.

10. Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика / П.Ф. Рокицкий. – Минск: Высшая школа. - 1973.- 215 с.

11. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Практикум для вузов / Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская.– М.: ВЛАДОС, 2003.– 96 с.

Литература дополнительная

1. Ауэрбах Ш.А. Генетика. Перев. с англ. / Ш.А. Ауэрбах.– М.: Атомиздат, 1966.– 318 с.

2. Ауэрбах Ш.А. Наследственность. Перев. с англ. / Ш.А. Ауэрбах.– М.: Атомиздат, 1969.– 176 с.

3. Гайнутдинов Х.Л. Молекулярные основы функционирования биологических систем. Учеб. пособие для студ. физич. факультета / Х.Л. Гайнутдинов.– Казань, 2002.- 131 с.

4. Дженкинс М. 101 ключевая идея: Генетика / Мортон Дженкс.– Пер. с англ. О. перфильева.– М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.– 240 с.: ил.

5. Дубинин Н.П. Генетика и будущее человечества / Н.П. Дубинин.– М.: Знание, 1971.– 32 с.

6. Дубинин Н.П. Общая генетика / Н.П. Дубинин.– М.: Наука, 1986.– 559 с.

7. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике / З.С. Киселева, А.Н. Мягкова.– М.: Просвещение, 1979.– 192 с.: ил.

8. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика / З.С. Киселева, А.Н. Мягкова.– М.: Просвещение, 1983.– 175 с.

9. Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека / Б.В. Конюхов, Ю.В. Пашин.– М.: Медицина, 1971.– 72 с.

10. Сойер В. Арифметика наследственности / В. Сойер.– М., 1970.– 270 с.

11. Шевцов И.А. Популярно о генетике / Отв. ред. Ю.Ю. Глеба / И.А. Шевцов.– Киев: Наук. думка, 1989.– 216 с.: ил.

12. Шварцман П.Я. Полевая практика по генетике с основами селекции / П.Я. Шварцман.– М., 1986.– 189 с.

3. тематика рефератов и курсовых работ

1. История возникновения и становления генетики как науки.

2. Г. Мендель – основоположник генетики.

3. Жизнь и научная деятельность ученых-генетиков.

4. Аллельные и неаллельные взаимодействия генов.

5. Генетическое определение развития окраски шерсти у млекопитающих.

6. Исследование множественного аллелизма в природных популяциях белого клевера.

7. Сцепленное наследование, кроссинговер.

8. Модификационная изменчивость садовой земляники и методы ее изучения.

9. Модификационная изменчивость листьев и семян некоторых видов деревьев и кустарников.

10. Фенотипическая изменчивость сортов озимой пшеницы (по основным элементам структуры урожая).

11. Исследование структуры популяций некоторых видов жуков – вредителей сельского и лесного хозяйства.

12. Использование химического мутагенеза при выращивании яровой пшеницы районированных сортов.

13. Научные генетические основы селекции по Н.И. Вавилову.

14. Хромосомные болезни человека.

15. Наследственный полиморфизм человека по группам крови.

16. Биосинтез белка, или трансляция генетической информации.

17. Генетическая инженерия.

18. Ген – как структурно-функциональная единица наследственности.

19. Использование статистических методов исследований в генетике.

20. Дрозофила как объект генетических исследований.

21. Питательные среды для выращивания дрозофил.

22. Использование физических и химических мутагенов для выявления наследственных и ненаследственных изменений дрозофилы.

23. Генетика микроорганизмов.

24. Генетика онтогенеза.

25. Популяционная генетика. Закон Харди – Вайнберга.

26. Горох посевной как объект генетических исследований.

27. Связь генетики с другими биологическими науками.

28. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

29. Медицинская генетика. Наследственные заболевания человека.

30. Генетика эволюционный процесс.

31. Митоз и его генетическое значение.

32. Генетически регулируемый гетерозис.

33. Пути передачи генетической информации.

34. Генетический код.

35. Плазмиды и эписомы.

36. Т.Х.Морган, его вклад в развитие генетики.

4. Фондовые лекции

Тема: Генетические основы селекции

План:

1. Селекция как наука, ее значение в свете современной биологии.

2. Количественные признаки и основные селекционные понятия.

3. Методы селекционных исследований.

1. Селекцияэто наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Теоретической базой этой науки является генетика. Селекция разрабатывает конкретные приемы и рекомендации, которые находят практическое применение в частной селекции отдельных видов. Породы животных, сорта растений, штаммы микроорганизмов представляют собой совокупности организмов, характеризующаяся определенной генетической структурой, и следовательно нормой реакции, которые определяют их специфическую продуктивность.

Вторичное открытие законов Менделя послужило мощным стимулом обновления селекционной теории и привело к созданию учения о чистых линиях, линейной и мутационной селекции, развитию синтетической селекции.

Н.И. Вавилов выделял 7 разделов селекции:

1. Учение об исходном сортовом, видовом и родовом потенциале.

2. Закономерности наследственной изменчивости.

3. Учение о роли среды в выявлении признаков у селектируемых организмов.

4. Теорию гибридизации, в т.ч. отдаленной.

5. Теорию селекционного процесса.

6. Анализ основных направлений селекционной работы.

7. Частную селекцию отдельных видов.

Открытый Н.И. Вавиловым закон гомологических рядов в наследственной изменчивости определило важность селекции как науки. Открытие центров происхождения культурных растений установило их связь с очагами цивилизации, проявление в основном доминантных признаков, тогда по периферии областей распространения этих же видов преобладают рецессивные признаки.

Всего выделяются 8 центров происхождения культурных растений:

1. Индийский. Родина риса, сахарного тростника, цитрусовых.

2. Среднеазиатский. – Мягкая пшеница, бобы, горох.

3. Китайский – родина проса, гречихи, сои.

4. Переднеазиатский – родина многих видов пшеницы, ржи, плодовых культур.

5. Средиземноморский – родина капусты, маслины, чечевицы.

6. Абиссинский – родина сорго, банана, ячменя.

7. Южномексиканский – родина картофеля.

8. Южноамериканский – родина банана, ананаса, какао.

Большая часть культурных растений связана в своем происхождении с несколькими центрами. Центры доместикации (одомашнивания) открыты у домашних животных. Например: тутовый шелкопряд – Китай.

2. Порода, сорт, штамм – совокупность организмов, искусственно созданных человеком с помощью методов селекции и обладающих определенными в т.ч. хозяйственно ценными наследственно закрепленными свойствами. Это популяция, отличающаяся от своих диких предков по хозяйственно ценных признакам, что было достигнуто в процессе искусственного отбора.

Количественные признаки селекции. Особенности:

1) их непрерывное варьирование;

2) их зависимость от большого числа взаимодействующих генов;

3) они подвержены влиянию модификационной изменчивости.

Результаты:

1) средняя арифметическая (x), среднее квадратичное отклонение (), варианса (2), ошибка средней арифметической (Sx), коэффициент изменчивости и коэффициент наследуемости.

3. Основным типом отбора в селекции является искусственный, проводимый при определенных условиях селекционером. Он в свою очередь подразделяется на массовый и индивидуальный отбор.

Массовый отбор проводится по внешним фенотипическим характеристикам в направлении, избранном селекционером. Он эффективен в отношении признаков, контролируемым одним или немногими генами, т.е. для качественных признаков. Количественный анализ проводят на основе закономерностей целой популяции.

Индивидуальный отбор основан на оценке генотипа растения или животного в селекционном процессе. При этом популяции делят на семьи и изучают потомство от самоопыления отдельных растений (инбридинг или инцухт), где это позволяет система несовместимости. У животных ведут инбридинг посредством близкородственных скрещиваний для повышения уровня гомозиготности. На последующих этапах отбора используют тех особей, которые дали наибольшее число потомков с высокими показателями.

Одним из вариантов является сиб-селекция, который заключается в закладке индивидуальных семей или поведения индивидуальных скрещиваний и разделения полученного потомства на две части в каждой семье. Индивидуальный отбор затруднен с перекрестно опыляемыми растениями, но знание генетического контроля несовместимости и получения самосовместимых мутантов позволяет преодолеть эту трудность.

Инбридинг – это близкородственное, аутбридинг – неродственное скрещивание. Разновидность аутбридинга – кроссбридинг или межпородное скрещивание.

Инбридинг применяется для разложения популяции на гомозиготные линии (н.п., растения-опылители; В. Иоганнсен). Гомозиготизация по генам, контролирующим изучаемый признак, происходит тем быстрее, чем близкородственные скрещивания. Если за признак отвечают несколько генов, то гомозиготизация идет медленнее и может наступить инбредная депрессия – постепенное вырождение (уродство) из-за гомозиготизации рецессивных мутантных генов. Степень инбридинга определяется коэффициентом инбридинга (F). , где n – число особей в линии родословной, идущей от инбредного потомка к общему предку и обратно. Аутбридинг применяют по отношению к скрещиванию особей из разных популяций. Он повышает уровень гетерозиготности потомства и гетерогенности популяции.

При скрещивании различных пород, сортов, видов гибриды первого поколения часто проявляют признаки гетерозиса или гибридной мощности (И.Г. Кельрейтер, на «Виргинском» и «Перувианском» табаке). Но в последующих поколениях, даже уже во втором признаке гетерозиса резко ослабляются и потом затухают (Л. Бербанг, И.В. Мичурин др., межвидовые гибриды кукурузы). Различают у растений репродуктивный, соматический и адаптивный гетерозис.

Закрепление гетерозиса в поколениях – одна из важнейших генетических проблем селекции. Одним из путей его закрепления у растений – перевод их с полового размножения на бесполое – апомиктическое, у животных – клонирование методом клеточной инженерии, основанной на замене ядер яйцеклеток генотипически идентичными ядрами соматических клеток особей, отличающихся выдающими хозяйственными качествами.

Наследуемость – это наследственно обусловленная компонента фенотипической вариабельности признака. Отношение генотипической изменчивости к фенотипической определяется коэффициентом наследуемости (h2, % или доля ед.). Если h2 = 100%, то фенотипическое разнообразие отражает генотипическую гетерогенность. Если h2 = 0, то фенотипическое разнообразие обусловлено не генотипическими особенностями особей данной популяции, а внешними факторами (Д.К. Беляев).

Основными методами повышения активности промышленных штаммов микроорганизмов является индуцированный мутагенез и ступенчатый отбор. При этом популяцию клеток обрабатывают мутагеном, рассеивают на питательную среду и исследуют колонию – это есть метод клонального анализа. Клон – группа генетически идентичных клеток, возникших в результате вегетативного размножения из одной исходной клетки.

Полиплоидия. Эффект автополиплоидии (более двукратное умножение) заключается в увеличении размеров клеток и всего растения вследствие умножения числа наборов хромосом. Широко применяют при создании новых сортов растений. Лучшие результаты получаются у видов с меньшим числом хромосом и перекрестно опыляющихся. Н.п., тетраплоидные сорта ржи (недостаток – понижение фертильности на 15 %), тетраплоиды гречихи (крупные семена). Источником полиплоидии являются химические мутагены – колхицин и др.

Ценные результаты дает использование явления аллополиплоидии (многократное увеличение) геномов. Основой этого подхода служит метод отдаленной гибридизации. Н.п., гибридизация пшеницы и ржи – тритикале (хорошая урожайность, зимостойкость и устойчивость к болезням, Г.К. Мейстер, В.Е. Писарев и др.), пшенично-пырейный гибрид и др.

В современной селекции особо активно используются физические факторы – радиация (гамма-лучи), химические – мутагены (этиленимин, колхицин) и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиханян С.И., Акифьев А.Ф., Чернин Л.С. Общая генетика: Учебн. для студ. биол. спец.ун-тов / С.И. Алиханян, А.Ф. Акифьев, Л.С. Чернин .– М.: Высшая школа, 1985.– 448 с.

2. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции: Учеб. для биол.спец. ун-тов / С.Г. Инге-Вечтомов.– М.: Высшая школа, 1989.– 591 с.

3. Лобашев М.Е., Ватти К.В., Тихомирова М.М. Генетика с основами селекции / М.Е. Лобашев, К.В. Ватти, М.М. Тихомирова.– М.: Просвещение, 1979.– 304 с.

Тема: Основы молекулярной генетики

План:

Введение

1. Тонкая структура гена. Функциональная структура генов. Генетический код.

2. Репликция ДНК

3. Генетический контроль синтеза белков.

4. Мутация и генетический код.

5. Регуляция генной активности.

6. Репарация генетических повреждений.

Введение

Генетика - наука о наследственности и её изменчивости – получила развитие в начале XX в., после того как исследователи обратили внимание на законы Г. Менделя, открытые в 1865 г., но остававшиеся без внимания в течение 35 лет. За короткий срок генетика выросла в разветвленную биологическую науку с широким кругом экспериментальных методов и направлении. Название генетика было предложено английским ученым У. Бэтсоном в 1906 г. Исследователями классического периода развития генетики были выяснены основные закономерности наследования и доказано, что наследственные факторы (гены) сосредоточены в хромосомах. Дальнейший прогресс в изучении закономерностей хранения и реализации генетической информации сдерживался по двум причинам. Во-первых, из-за слишком объемных экспериментов, связанных с более глубоким изучением генов, во-вторых, ввиду невозможности понять работу генов без углубленного исследования превращения молекул, вовлеченных в генетические процессы. Переход к генетическим исследованиям микроорганизмов, позволивший избегать многих трудностей, был вполне закономерен. Такой переход осуществился в 50-х годах. В 1941 г. Дж. Бидл и Э. Тейтум опубликовал короткую статью "Генетический контроль биохимических реакций у Neurospora ", в которой сообщили о первых генетических экспериментах на микроорганизмах. В последние годы эти исследования получили широкий размах и проводятся на самых различных биологических объектах.

Тонкая структура. Функциональная структура генов.

Генетический код.

Наиболее существенным достижением в молекулярной генетике является установление минимальных размеров участка гена, передающихся при кроссинговере (в молекулярной генетики вместо термина «кроссинговера» принят термин "рекомбинация", который все еще начинают использовать и в генетике высших существ), подвергающихся мутации и осуществляющих одну функцию. Оценки этих величин были получены в 50-е годы С. Бензером.

Среди различных внутригенных мутаций Бензер выделил два класса: точечные мутации (мутации минимальной протяженности) и делеции (мутации, занимающие достаточно широкую область гена). Установив факт существования точечных мутаций, Бензер задался целью определить минимальную длину участка ДНК, передаваемую при рекомбинации. Оказалось, что эта величина составляет не более нескольких нуклеотидов. Бензер назвал эту величину реконом.

Следующим этапом было установление минимальной длины участка, изменения которого достаточно для возникновения мутации (мутона). По мнению Бензера, эта величина равна нескольким нуклеотидам. Однако в дальнейшем было выявлено, что длина одного мутона не превышает размер одного нуклеотида.

Следующим важным этапом в изучении генетического материала было подразделение всех генов на два типа: регуляторные гены, дающие информацию о строении регуляторных белков и структурные гены, кодирующие строение остальных полипептидных цепей. Эта идея и экспериментальное доказательство было разработано исследователями Ф. Жакобом и Ж. Моно (1961).

Выяснение основной функции гена как хранителя информации о строении определенной полипептидной цепи поставило перед молекулярной генетикой вопрос, каким образом осуществляется перенос информации от генетических структур (ДНК) к морфологическим структурам, другими словами, каким образом записана генетическая информация и как она реализуется в клетке.

Согласно модели Уотсона - Крика, генетическую информацию в ДНК несет последовательность расположения оснований. Таким образом, в ДНК заключены четыре элемента генетической информации. В тоже время в белках было обнаружено 20 основных аминокислот. Необходимо было выяснить, как язык четырехбуквенной записи в ДНК может быть переведен на язык двадцати буквенной записи в беках. Решающий вклад в разработку этого механизма был внесен Г. Гаммовым (1954,1957). Он предположил, что для кодирования одной аминокислоты. используется сочетание из трех нуклеотидов ДНК ( нуклеотидом называют соединение, состоящее из сахара (дезоксирибоза), фосфата и основания и образующее элементарный мономер ДНК). Эта элементарная единица наследственного материала, кодирующая одну аминокислоту, получила название кодона.

Предположение Гамова о трехнуклеотидном составе кодона выглядело логически, доказать его экспериментально долгое время не удавалось. Только в конце 1961 г., когда многим стало казаться, что этот вопрос не будут решен, была опубликована работа кембриджской группой исследователей (Ф. Крик, Л. Барнет, С. Берннер и Р. Ваттс - Тобин), выяснившие тип кода и установивших его общую природу. Важным в их работе было то, что они с самого начала строго поставили вопрос о роли начальной , стартовой точки в гене. Они доказали, что в каждом гене есть строго фиксированная начальная точка, с которой фермент, синтезирующий РНК, начинает " прочтение " гена, причем читает его в одном направлении и непрерывно. Авторы так же доказали, что размер кодона действительно равен трем нуклеотидам и что наследственная информация, записанная в ДНК, читается от начальной точки гена "без запятых и промежутков".

Репликация ДНК

Уотсона и Крика предложили гипотезу строения ДНК, согласно которой, последовательность оснований в одной нити ДНК однозначно задавала последовательность оснований другой нити. Далее они предположили, что две нити ДНК раскручиваются и на каждой из них в соответствии с правилами комплементарности синтезируются, дочерни нити. Таким образом, каждая новая молекула ДНК должна содержать одну родительскую и одну дочернюю. Этот тип (полуконсервативный) репликации к концу 50 годов был экспериментально обоснован в опытах на бактериях. Опыты на высших организмах также косвенно

Говори ли о правильности этого вывода. В это же время А. Корнберг выделил фермент, который, как он считал, осуществляет синтез белка. Для работы фермента было необходимо наличие затворочной ДНК и всех четырех предшественников ДНК (дезоксирибонукеозидтрифосфатов). В последующем десятилетии биохимики получили огромное количество фактов о характере протекания репликационного процесса. Было выделено и охарактеризовано несколько типов ферментов, осуществляющих репликацию (ДНК-полимераз).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Чебоксары

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика преподавания биологии: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель Р.К. Репина. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2007 – 98 с.
  2. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  3. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»
  4. Методические рекомендации для подготовки курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»

    Методические рекомендации
    В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины «Теория государства и права» студенты всех форм обучения должны написать и защитить курсовую работу.
  5. Об охране природы и охране окружающей природной среды с материалами по классификации этих учений а. В. Димитриев фгу «Государственный природный заповедник «Присурский»

    Документ
    Введение. По экологической модернизации России предстоит большая работа. В начале пути необходимо разобраться в терминах и определениях, которые не мешали бы успешному движению по выбранному пути.

Другие похожие документы..