Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Краткий словарь'
Может показаться, что гипотеза о круговороте разных форм материи даёт логически вполне завершённую модель Вселенной. Пока ещё – нет. Существует ещё од...полностью>>
'Рассказ'
Лукерья, дворовая девушка деревенского помещика, красавица, певунья, плясунья, умница, влюбленная в парня, помолвленная с ним, накануне свадьбы в воз...полностью>>
'Документ'
To avoid unsystematic storing of the unnecessary attributes peculiar to the given phenomenon or process, initial ranging or classification of terms a...полностью>>
'Методическая разработка'
Средства оказания первой медицинской помощи и правила пользования ими. Приемы и способы остановки кровотечений и наложения повязок на раны. Основные ...полностью>>

Г ф. куцев Основные итоги 2004–2005 учебного года, проблемы и возможности их решения на ближайшую перспективу

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

г.ф. куцев

Основные итоги 2004–2005 учебного года,

проблемы и возможности их решения

на ближайшую перспективу

Уважаемые коллеги! Наши августовские встречи стали традиционными. На них, после летних отпусков, есть хорошая возможность взвешенно оценить прошедший учебный год с позиции миссии нашего университета, в плане задач, намеченных Ученым советом в контексте модернизации российского высшего образования.

Место университета в российской системе образования

Прошлый учебный год был первым после успешного завершения процедуры аккредитации университета, и все подразделения университета могли в полной мере сосредоточиться на своей основной работе, решая достаточно амбициозную задачу - войти по всем основным показателям в первую десятку классических университетов России. По результатам рейтинга вузов 2004 года, проведенного Минобрнауки РФ, наш университет, продвинувшись на две позиции по сравнению с 2003 годом, занимает 13 строчку среди 86 классических университетов. В 2004 году университет улучшил 10 из 12 аккредитационных показателей. Но каждый шаг по лестнице университетского рейтинга становится все труднее, первая десятка - это элита российского высшего образования и конкурировать с ними непросто.

Повышение рейтинга ТюмГУ обусловлено в основном наращиванием интеллектуального и материально-технического потенциала вуза в среднем на 12%. В прошлом году произошло приращение потенциала по следующим критериям:

• интеллектуальный потенциал;

• социально-культурная база;

• материальная и информационная база.

Тем не менее не стоит обольщаться, возможности нашего университета находятся на уровне средних показателей классических университетов России, и высокий рейтинг формируется главным образом за счет более эффективного и интенсивного, чем в других вузах, использования накопленного материального и интеллектуального потенциала. Показатели активности, которые используются при рейтинговой оценке, в ТюмГУ в полтора раза выше, чем в среднем для классических университетов России. К примеру, среди университетов УрФО наш вуз имеет самые высокие показатели по научно–исследовательской работе, занимая первое ранговое место по объему НИР, по защите кандидатских и докторских диссертаций, по числу поддерживаемых патентов, второе место - по количеству диссертационных советов, аспирантов дневной и заочной форм обучения, опубликованных монографий, третье - по числу докторантов, сборников научных трудов, полученных патентов.

Высокие позиции ТюмГУ в рейтинге российских университетов подтверждаются и оценками независимых организаций. Фонд Потанина на основании собственных оценок определил 67 российских вузов для выделения стипендий и грантов молодым ученым на очередной год. В качестве критериев оценки были взяты интеллектуальный и личностный потенциал студентов-участников программы и профессиональный уровень молодых преподавателей, ставших соискателями грантов. В этом списке ТюмГУ занимает 16 место, опередив на десятки мест целый ряд престижных московских вузов.

И вот еще один любопытный человеческий документ. Соискательница Т.А. Петрова, защищавшая диссертацию в нашем университете, прислала в ректорат такое письмо: «Разрешите выразить благодарность коллективу Тюменского государственного университета за доброжелательность, профессионализм ваших преподавателей. Я защищала кандидатскую диссертацию в Вашем университете в 2005 году по специальности «Русский язык». Первое впечатление - чистота, обустроенность, забота о студентах и аспирантах. На кафедрах общего языкознания и русского языка я всегда находила моральную поддержку и помощь в распечатке документов, не было проблем в работе с компьютером - всегда открыт компьютерный класс и преподавателям выделен компьютер. Учебный процесс организован на высоком уровне в традициях русской интеллигенции и образования. Такого уровня культуры нет ни в одном вузе, хотя мне приходилось работать в разных городах».

Организация учебного процесса

Прошлый учебный год, пожалуй, стал особенным и потому, что впервые за последние годы в университете не открылась подготовка ни по одной новой специальности. Ректорат продолжил линию на сдерживание численности студентов университета, в особенности по дневной форме обучения. Впрочем, в этих процессах велика инерционность, и некоторый прирост численности студентов все-таки имел место: в основном за счет студентов филиалов, переведенных на учебу в головной вуз. Приведенный контингент студентов на 1 октября 2005 года составит примерно 13,5 тыс. человек, и через год мы выберем весь лицензионный норматив - 14 тысяч. А добиться прибавки к лицензионному нормативу будет непросто из–за ограниченности нашей материальной базы и кадрового потенциала. К тому же значительный прирост численности студентов (числитель) при тех же показателях материальной и информационной базы (знаменатель) сразу отодвигает университет в рейтинге вузов. Вот между этими Сциллой и Харибдой и приходится выбирать.

Основные усилия в учебно–методической работе были сосредоточены на совершенствовании структуры подготовки кадров. Лицензировано 8 направлений подготовки бакалавров и 6 магистерских программ. Всего в 2004-2005 учебном году студенты дневного отделения обучались:

  • по 44 специальностям;

  • 4 направлениям подготовки бакалавров: «Экономика», «Менеджмент», «Химия», «Физическая культура»;

  • 3 магистерским программам: «Экономика недвижимости (руководитель - проф. С.В. Любимов), «Институциональная экономика и экономическая политика» (руководитель - проф. Г.И. Немченко), «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (руководитель - проф.
    Ю.Н. Бабец);

  • 3 дополнительным квалификациям: «Преподаватель», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна».

В целях дальнейшего совершенствования многоуровневой подготовки:

  • в Институте государства и права разработаны нормативные документы и организован набор бакалавров по направлению «Юриспруденция» как на дневную, так и на заочную форму обучения;

  • в Международном институте финансов, управления и бизнеса подготовлена магистерская программа «Общий и стратегический менеджмент» (руководитель - проф. С.Н. Чудновская);

  • на химическом факультете ведется разработка двух магистерских программ: «Катализ в органической химии» (руководитель - проф.
    Л.П. Паничева) и «Новые неорганические материалы» (руководитель - проф. О.В. Андреев).

Получена лицензия и разрабатываются нормативные документы по организации учебного процесса по направлениям «История», «Лингвистика», «Психология» и некоторым другим.

Проводя такую работу, необходимо учитывать, что переход на двухступенчатую структуру высшего профессионального образования пока не вышел за рамки эксперимента, не приняты необходимые поправки к законодательству, не решены правовые вопросы статуса бакалавра и магистра на рынке труда и наше студенчество пока ориентируется главным образом на специалитет.

За прошлый учебный год произошли и некоторые организационно-структурные изменения. В целях развития новых специальностей созданы выпускающие кафедры: экономической социологии, издательского дела и редактирования, музыкального образования, изобразительного искусства. Педагогический институт переименован в Институт педагогики, психологии и управления. Изменились названия ряда выпускающих кафедр: кафедра финансово–экономических дисциплин стала кафедрой налогов и налогообложения; кафедра документоведения, историографии и источниковедения - кафедрой документоведения и ДОУ.

Созданы необходимые предпосылки для преобразования факультета физической культуры в Институт физической культуры и спорта. Построено новое учебное здание - центр зимних видов спорта, в структуре университета организована ДЮСШ «Олимпия». Факультет возглавил опытный специалист профессор В.Н. Зуев. По мере формирования необходимых условий в университете будут создаваться и другие крупные академические структуры. Опыт работы Института государства и права, Международного института финансов, управления и бизнеса убедительно доказал эффективность таких структур. Однако никакого искусственного подталкивания не будет, должны быть созданы все необходимые условия по материальной базе, по кадрам и т. п. Образно говоря, должна быть создана необходимая критическая масса. Размещать на одно здание по три вывески институтов, как это делают некоторые вузы, мы не собираемся.

Общий контингент студентов ТюмГУ, в т.ч. и филиалов, на 01.10.2004 составлял 35965 человек, с учетом приема на 1 курс прогнозная цифра 2005 года - 40231. За последние пять лет число заочников в базовом вузе увеличилось более чем в два раза в основном за счет студентов, обучающихся по дистанционным технологиям. В 2005 году количество студентов-заочников впервые превысит контингент студентов дневной формы обучения.

Среди наших заочников с каждым годом увеличивается численность людей, получающих второе высшее образование, то есть, по сути, речь идет о структурной переквалификации, которая, конечно же, вызвана экономическими и политическими реформами, стремлением молодых людей найти свое достойное место в обществе с рыночной экономикой.

Показатели академической (качественной и абсолютной) успеваемости в последние годы в нашем университете колеблются незначительно (табл. 1). Несколько повысилась успеваемость студентов, обучающихся на договорной основе, что связано в первую очередь с некоторыми ограничениями приема в университет.

Таблица 1

Динамика абсолютной и качественной успеваемости

по итогам летних экзаменационных сессий (ОДО)

Учебный

Абсолютная успеваемость, %

Качественная успеваемость, %

год

бюджет

договор

в целом по университету

бюджет

Договор

в целом по университету

2000-2001

2001

94,0

84,2

88,4

69,7

39,4

52,3

2001-2002

93,0

81,7

86,3

69,3

39,3

51,4

2002-2003

91,3

78,3

83,4

67,5

35,7

48,1

2003-2004

92,5

79,3

84,4

69,4

36,5

49,2

2004-2005

92,8

84,6

87,1

68,7

41,3

51,2

Высокую абсолютную успеваемость (более 90%) показали студенты БФ, ФРГФ, ФилФ, ХФ. Качественная успеваемость выше среднего значения по вузу на БФ, ХФ, ФРГФ, ЭГФ, в ИППУ, МИФУБ. Следует обратить особое внимание на новые специальности и направления, где низка качественная успеваемость: «Прикладная информатика в географии» - 34%, «Педагогика и методика начального образования» - 32%, «Физическая культура» - 25%.

По итогам зимней и летней сессии отсев студентов за академическую неуспеваемость постоянно увеличивается и составил за прошлый учебный год по университету 592 человека (табл. 2). Это свидетельствует не только об издержках в организации учебного процесса, недостаточной мотивации на учебу наших студентов, но и о повышении требовательности преподавателей.

Таблица 2

Отсев студентов за академическую неуспеваемость

Учебный год

Количество отчисленных за академическую неуспеваемость

% от контингента ОДО

2000-2001

322

3,8

2001-2002

380

4,0

2002-2003

449

4,4

2003-2004

468

4,3

2004-2005

592

5.0

В 2004–2005 учебном году в университете работали Государственные аттестационные комиссии по 33 специальностям, 2 направлениям подготовки и 2 дополнительным к высшему профессиональному образованию квалификациям - «Преподаватель», «Переводчик».

Впервые состоялся выпуск по специальностям «Политология», «Национальная экономика», «Логопедия» (сокращенная форма), «Антикризисное управление» (сокращенная форма). Первые дипломы магистров получили 10 человек по направлению «Экономика».

Всего в прошлом учебном году в университете выдано 6354 диплома о высшем профессиональном образовании (на 1194 больше, чем в 2004 году), в том числе в базовом вузе по дневной форме обучения - 2341, по заочной - 2148, из них по сокращенным образовательным программам - 1476, в филиалах - 1865 (ОДО - 123, ОЗО - 1742). Дипломы о дополнительной к высшему образованию квалификации получили 132 слушателя, из них 95 человек - по дополнительной квалификации «Преподаватель».

Председатели ГАК достаточно высоко оценили уровень подготовки выпускников университета. Председатели, работающие в университете в течение нескольких лет, подчеркивают позитивную динамику качества подготовки специалистов и отмечают, что в результате целенаправленной работы факультетов и институтов учтены замечания, сделанные ранее. В то же время председатели комиссий обратили внимание на существенно различающиеся уровни подготовки на дневном и заочном отделениях. В целом по университету качественные показатели подготовки выпускников несколько снижаются (табл. 3).

Это связано как с некоторыми объективными причинами, так и с постоянно повышающимися требованиями выпускающих кафедр и Государственных аттестационных комиссий: в отчетном году в результате процедуры предзащиты дипломных работ выпускников 30 не были допущены к защите, 9 получили на защитах неудовлетворительные оценки.

Таблица 3

Динамика результатов ГАК

Учебный год

Качество защиты выпускных квалификационных работ, %, ОДО

Качество защиты выпускных квалификационных работ, %, ОЗО

Качественная

успеваемость на ГЭК,%, ОДО

Качественная успеваемость на ГЭК, %, ОЗО

2000-2001

89,3

80,7

77,5

62,5

2001-2002

88,3

74,3

71,0

60,0

2002-2003

87,1

75,4

72,9

62,6

2003-2004

86,3

71,4

69,2

66,7

2004-2005

81,3

72,7

70,0

60,6

Порадовали в этом году выпускники университетской гимназии, где из 109 выпускников 26 (каждый четвертый) получили золотые и серебряные медали. Гимназисты в среднем сдали Единый государственный экзамен на «отлично», а 9 выпускников получили за свои ответы 100 баллов. Абсолютное большинство выпускников гимназии поступили в университет на бюджетные места.

Усиление контроля за качеством подготовки нашло свое отражение во внедрении системы проверки остаточных знаний студентов, основанной на тестовых технологиях. Начало было положено при аттестации студентов в ходе комплексной проверки университета. В прошлом учебном году она впервые прошла во всех структурных подразделениях, за исключением факультета математики и компьютерных наук (табл. 4). Результаты в целом соответствуют уровню проверки остаточных знаний, проведенных при аттестации образовательных программ.

Таблица 4

Результаты проверки остаточных знаний

Учебный

Кол-во

Кол-во

Средний балл по циклу

В среднем

по ТюмГУ

год

студентов

дисциплин

Гсэ

ЕН

Опд

Сд

2003-2004

7000

200

3,7

3,7

3,8

3,8

3,8

2004-2005

4000

112

3,8

3,4

3,5

3,8

3,6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоги 2007-2008 учебного года и задачи коллектива по формированию инновационного научно-исследовательского университета

    Документ
    Одним из важных инструментов повышения эффективности и качества образовательной и научной деятельности является проектный подход. Именно такой метод успешно применяется нашим университетом в ходе реализации инновационной образовательной
  2. Стратегия социально-экономического развития Петровского муниципального района Ставропольского края до 2020 года содержание

    Документ
    Формирование целей социально-экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к инновационно-активной экономике и устойчивой социальной политике.
  3. Аздел 2 современные подходы к разработке оздоровительных технологий

    Задача
    Одной из основных причин распространения заболеваний является гиподинамия, как следствие цивилизации, уничтожающей с помощью машин многократно повторяющиеся естественные движения человека.
  4. Итоги второй мировой покушение на великую победу

    Документ
    Книга, которую вы держите в руках, является настоящим подарком для всех искренних патриотов СССР, от ветеранов до молодежи, кто по-прежнему с радостью и гордостью готов поддержать тост «За нашу Победу!» во Второй мировой войне.
  5. Учебное пособие для студентов экономического и управленческого профиля Сыктывкар 2012 г

    Учебное пособие
    На протяжении двух последних десятков лет в учебниках и учебных пособиях по мировой экономике и международным экономическим отношениям, а также в справочной литературе, на наш взгляд, незаслуженно опущены некоторые явления и процессы,

Другие похожие документы..