Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности усп...полностью>>
'Документ'
— Хвалу в своей общине не считаю славой, хулу в царстве не считаю позором; приобретая, не радуюсь, теряя, не печалюсь. Смотрю на жизнь, как и на смерт...полностью>>
'Документ'
Предмет и содержание стилистики, как раздела науки о языке, до сих пор точно не определены. Поэтому в понятие «стилистика» вкладывается разное содерж...полностью>>
'Документ'
В современных условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения, проблемы охраны репродуктивного здор...полностью>>

М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Кузнецов В. Н. Соломатина Е. Н. Социология конфликта учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Социологический факультет

Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности

Кузнецов В.Н.

Соломатина Е.Н.

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Учебно-методический комплекс

Москва, 2009

Кузнецов В.Н., Соломатина Е.Н.

Социология конфликта. Учебно-методический комплекс / В.Н. Кузнецов, Е.Н. Соломатина. – М.: КДУ, 2009. – 47с.

Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины специализации «Социология конфликта», методические рекомендации по изучению дисциплины, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы, а также тестовые задания, экзаменационные вопросы и списки основной и дополнительной литературы. Комплекс написан в помощь студентам, обучающимся по специальности «Социология».

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Обязательный минимум содержания…………………………...4

  2. Характеристика дисциплины………………………………........5

  3. Учебно-тематический план……………………………………...7

  4. Учебная программа…………………………………………........9

  5. Практическое содержание семинарских занятий………………………………………………...………...17

  6. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология конфликта»………………...…………………….24

  7. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы……………………………………….26

  8. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ……………………………………………………………..31

  9. Примерный перечень вопросов к экзамену…………………...33

  10. Тест по выявлению уровня подготовленности студентов по дисциплине «Социология конфликта»………………..………36

  11. Общий список рекомендуемой литературы…………………..43

1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

Федеральный компонент Государственного

образовательного стандарта высшего профессионального

образования по дисциплине специализации

«Социология конфликта»

Социология конфликта представляет важнейшую область научного знания и является дисциплиной комплексного учебно-научного цикла предметов, изучающих социологические проблемы безопасности, конфликта, компромисса, идеологии и формирования нового мировоззрения.

В процессе изучения и освоения данной дисциплины студенты должны получить теоретические представления об объекте, предмете, основных категориях понятийного аппарата, научных школах и концепциях теории конфликта.

В ходе обучения студенты должны получить знания о различных подходах к изучению социального конфликта, его характеристиках, научиться анализировать его особенности в условиях социальных изменений, происходящих в обществе.

Главная цель данной дисциплины – научить студентов практическим навыкам управления социальными конфликтами, освоить методы проведения социологических исследований социокультурных конфликтов с целью их предотвращения и поиска компромисса.

Результатом полученных знаний и приобретенных навыков должен стать высокий профессиональный уровень подготовки студентов.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Актуальность предлагаемой дисциплины определяется условиями неопределенности, ростом конфликтности во всех сферах социальной жизни современного общества. В современных условиях Россия переживает трансформационные процессы, связанные с переходом к новым ценностным ориентирам развития, которые вызывают существенные изменения и неоднозначную реакцию. Современное общество вступило в новую фазу идеологического противоречия – противостояния смыслов, борьбу за нематериальные активы.

Дисциплина специализации «Социология конфликта» читается в V семестре на третьем году обучения студентам социологического факультета по специальности «Социология». Она является дисциплиной комплексного учебно-научного цикла предметов, изучающих социологию культуры, воспитания и безопасности (безопасность России в глобальном мире, социология безопасности и противодействия терроризму, теория и методология социологии безопасности, социология культуры, социология компромисса, социология идеологии), а также на основе полученных студентами знаний в области истории социологии, общей социологии, методологии и методики социологических исследований и дисциплин основной образовательной программы подготовки по специальности «Социология».

Содержание дисциплины состоит из 3 тематических разделов, объединяющих 19 тем. В отличие от курса конфликтологии, основной упор делается на изучении конфликта как социального явления, методологические особенности социологической теории конфликта. Структурно каждая тема содержит два уровня - теоретический и практический, взаимодополняющие друг друга. В каждую тему включены как основные дидактические единицы по учебной дисциплине, так и дидактические единицы для самостоятельного изучения студентами. Все это способствует эффективности усвоения лекционного материала.

Расширенный объем учебного материала облегчает самостоятельную работу студента не только при подготовке к практическим занятиям, но и при выборе темы для написания реферата или курсовой работы. Ответы на тесты и контрольные работы позволяют закрепить полученные знания и организовать внутрисеместровую проверку.

  1. Лекционные занятия. Преподаватель излагает учебный материал, обсуждает вопросы, связанные с теорией и историей обсуждаемой научной проблемы представителями различных научных школ, акцентирует внимание слушателей на их детализацию и усвоение в ходе самостоятельной подготовки, контролирует работу студентов. Студенты во время проведения лекции составляют конспекты прослушанного лекционного материала, задают преподавателю письменные и устные вопросы.

  2. Семинарские занятия. Занятия организуются в форме дискуссии с целью не только усвоения материала, но и обучению студентов вести самостоятельную исследовательскую работу, умению выступать перед аудиторией и отстаивать свою научную точку зрения.

  3. Практические занятия. Практическое занятие предусматривает обучение студентов конкретным действиям по анализу условий, способствующих конфликтной ситуации, умению определить стратегию его предотвращения, управлению конфликтами в организационной среде. В ходе проведения практических занятий студенты имеют возможность проявить свои индивидуальные способности. Практическое занятие проводится на базе самостоятельной подготовительной работы студентов с ориентацией на углубленное получение профессиональных навыков.

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины - дать студентам целостное представление о предмете, основных категориях, сущностных характеристиках теории и основных концепциях социологии конфликта, различных методологических подходах анализа его социальной природы, методике проведения социологических исследований. Научить студентов деятельности по предотвращению, управлению и разрешению конфликтных ситуаций на основе анализа конкретных практических задач.

Задачи дисциплины:

  • Раскрыть сущность конфликта как социального явления, особенности его теоретико-методологического анализа различными научными школами, в т.ч. современной социологии;

  • Рассмотреть основные проблемы конфликтологии в их связи с формированием социальной структуры, социальных взаимодействий и социального общения;

  • Раскрыть особенности формирования социокультурной среды конфликта, его динамику и функции;

  • Ознакомить с особенностями объективных и субъективных оснований конфликтности в процессе социального взаимодействия, целей и функций конфликтов;

  • Провести практические занятия по формированию навыков управления конфликтными взаимодействиями и ведению переговоров в ходе предотвращения и разрешения конфликтов;

  • Научить раскрывать особенности межличностных и межгрупповых стилей регулирования конфликтов;

  • Показать особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса;

  • Раскрыть методику социологических исследований социокультурных конфликтов.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия

(часов)

Самостоятельная

работа (часов)

Лекции

Семинары

Раздел I. Теория и методология социологии конфликта

1.

Основные социологические характеристики социальной сферы. Социальные взаимодействия

4

2

-

2

2.

Конфликт как социокультурное явление

4

2

-

2

3.

Теоретические и методологические основы социологии конфликта

6

2

2

2

4.

Становление и развитие российской конфликтологии

4

2

-

2

5.

Концептуальные проблемы социологических исследований конфликта

6

2

2

2

6.

Методология определения видов конфликта

4

2

-

2

Раздел II. Динамика социологии конфликта

7.

Детерминанты движения и самодвижения конфликта

6

2

2

2

8.

Социокультурная среда конфликта

6

2

2

2

9.

Особенности социокультурных конфликтов

6

2

2

2

10.

Институционализация социологии конфликта

4

2

-

2

11.

Социальные конфликты

4

2

-

2

12.

Социально-экономические конфликты

4

2

-

2

13.

Особенности межэтнических конфликтов

6

2

2

2

14.

Социология внутриполитических и межгосударственных конфликтов

4

2

-

2

Раздел III. Социологический анализ изучения

и предотвращения конфликтов

15.

Технологии в социологическом анализе и синтезе категорий социологии конфликта и достижения компромисса

4

2

-

2

16.

Основы предупреждения и разрешения конфликта

6

2

2

2

17.

Социологический анализ управления конфликтом

8

2

4

2

18.

Корпоративная идеология – важнейший механизм предотвращения конфликтов

4

2

-

2

19.

Методика формирования компромисса

6

2

2

2

ИТОГО:

96

38

20

38



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности В. Н. Кузнецов, Е. Н. Соломатина социология конфликта учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины «Социология конфликта», методические рекомендации по ее изучению, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной
  2. Доктор социологических наук, профессор, зав (1)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  3. Доктор социологических наук, профессор, зав (2)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  4. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  5. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.

Другие похожие документы..