Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенн...полностью>>
'Конкурс'
Национальный Банк Республики Казахстан сообщает о проведении онлайн-конференции с Председателем Национального Банка Казахстана Марченко Григорием Але...полностью>>
'Документ'
Расположение: Оздоровительный комплекс расположен в пяти километрах от города Саки и в 8-ми км от Евпатории, рядом с санаторием «Полтава» и находится...полностью>>
'Доклад'
Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институ...полностью>>

М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Кузнецов В. Н. Соломатина Е. Н. Социология конфликта учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие по теме 3. Теоретические и методологические основы социологии конфликта (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Определение понятия и сущность конфликта как социокультурного явления, его основные признаки.

  2. Консенсологическое направление в социологии в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера.

  3. Конфликтологическое направление в концепциях К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера.

  4. Становление и развитие российской конфликтологии.

Литература основная

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

Дмитриев А. Социальный конфликт: общее и современное. М., 2002.

Добреньков В., Кравченко А. Социология: Учебник в 3-х тт. М., 2000. Т. 1.

Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1989. № 4.

Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социс. 1994. № 2.

Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1995.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Кузнецов В. Социология безопасности. Учебник. М., 2007.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Литература дополнительная

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федеровой. М., 2000.

Диксон Ч. Конфликт. СПб. 1997.

Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1995.

Зеркин Д. Основы конфликтологии: курс лекций. Р-н-Д., 1998.

Семинарское занятие по теме 5. Концептуальные проблемы социологических исследований конфликта (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Социология конфликта как научная проблема.

  2. Объект, предмет, структура социологии конфликта.

  3. Социальный конфликт, источники его возникновения, классификация.

  4. Институционально-сетевая методология в социологии конфликта.

Литература основная

Дарендорф Р. Элементы социального конфликта // Социс. 1994. № 5.

Дмитриев А. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2002.

Зайцев А. Социальный конфликт. М., 2006.

Коузер Л. Основы конфликтологии: Учебное пособие. СПБ., 1999.

Кузнецов В. Социология безопасности: Учебник. М., 2003.

Олейник А. Основы конфликтологии. М., 1992.

Литература дополнительная

Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат. 1975.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

Уткин Э. Конфликтология. Теория и практика. М., 1998.

Фромм Э. Психоанализ и логика. М., Республика. 1993.

Семинарское занятие по теме 7. Детерминанты движения и самодвижения конфликта (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность понятия социальной напряженности. Основные стадии. Порог толерантности.

  2. Стадии конфликта, основные фазы разрешения конфликта.

  3. Социокультурные позиции: противостояние и слияние.

Литература основная

Дарендорф Р. Элементы социального конфликта // Социс. 1994. № 5.

Зайцев А. Социальный конфликт. М., 2006.

Ден Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1995.

Красовский Ю. Организационное поведение. М., 2007.

Литература дополнительная

Зиммель Г. Человек как враг // Социс. 1994. № 2.

Ильин В. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.

Преториус Р. Теория конфликта // Полис. 1991. № 5.

Практическое занятие по теме 8. Социокультурная среда конфликта (2 часа)

Проведение сюжетно-ролевой игры «Манипулирование конфликтующими сторонами».

I. Цель игры – на примере разыгранной ситуации показать студентам возможности манипулирования конфликтующими сторонами своим рангом для получения одностороннего преимущества в конфликте.

II. Участники игры. Две конфликтующие стороны: индивид – индивид; группа – группа. Это могут быть оппоненты, равные по социальному статусу: «работник – работник», «подразделение – подразделение» в организации; неравные: «руководитель – подчиненный».

III. Порядок проведения игры.

  1. Назначаются противоборствующие стороны.

  2. Выбирается объект (предмет) конфликта.

  3. Выбирается экспертная комиссия.

  4. Каждая из противоборствующих сторон выстраивает собственную стратегию игры.

    1. Начинается дискуссия, в которой каждая конфликтующая сторона стремится доказать, что именно она защищает в конфликте интересы и ценности группы, а противоборствующая сторона беспокоится только о своих личностных интересах.

    2. Разбор проведенной игры. Экспертная комиссия определяет победителя. Побеждает та сторона, которая сумела убедить судей в своей общественной значимости.

    3. Общее обсуждение прошедшей игры и подведение итогов.

Практическое занятие по теме 9. Особенности социокультурных конфликтов (2 часа)

Проведение теста «Культура в вашей организации»

Цель теста – выработка навыков определения преобладающего типа культуры в организации, влияющего на регулирование социокультурных конфликтов.

Инструкция: Каждому студенту раздается опросник с 10 вопросами, характеризующими различные стороны жизнедеятельности организации. По каждому вопросу выбирается вариант ответа (А, Б, В или Г), который наиболее соответствует вашей организации. Если практический опыт работы отсутствует, то необходимо представить организацию, которая является наиболее привлекательной. В этом случае можно узнать личную предрасположенность к определенному типу культуры, что следует учитывать при выборе места работы. Необходимо учитывать, что часто в организации имеет место сочетание различных типов культур, одна из которых является доминирующей.

Подведение итогов: Выбранные варианты ответов переносятся на ключ. Каждый выбор (каждая обведенная буква) равняется одному баллу. Пользуясь ключом, производится подсчет общего количества баллов по колонке. Колонка, получившая наибольшее количество баллов, указывает на тип культуры, доминирующей в организации. Предложенные типы культур:

  1. Культура власти

  2. Бюрократическая культура

  3. Культура задачи

  4. Культура, ориентированная на людей, учет их интересов, забота о нравственном климате в коллективе, преимущественно кооперативное принятие решений.

Литература

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.

Практическое занятие по теме 13. Особенности межэтнических конфликтов (2 часа)

Проведение сюжетно-ролевой игры «Улучшение взаимодействия с прибывающими мигрантами»

I. Основная цель игры – определить и усвоить методику улучшения взаимоотношений между сторонами.

II. Участники игры: а) две конфликтующие стороны: коренное население и мигранты; б) руководство области; в) эксперты.

III. Порядок проведения игры:

- назначение участников;

- анализ причин конфликта;

- выстраивание стратегии:

шаг 1 – проанализируйте состояние: конфликтное измерение;

шаг 2 – подготовьте анализ и предложения по выходу из ситуации;

шаг 3 – разработайте правила общения для мигрантов.

Задача: Как Вы будете осуществлять выработанные предложения? Рассчитать порог толерантности.

IV. Разбор игры и подведение итогов. Эксперты определяют эффективность работы.

Литература:

Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М., 2007.

Дмитриев А. В. Миграция. Конфликтное измерение. М., 2007.

Работа с беженцами и перемещенными лицами: Руководство. М., 1992.

Психологическая помощь мигрантам. М., 2002.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2002.

Практическое занятие по теме 16. Основы предупреждения и предотвращения конфликта (2 часа)

Проведение сюжетно-ролевой игры «Улучшение взаимоотношений по 4-шаговой методике»

I. Основная цель игры – определить и усвоить методику улучшения взаимоотношений между сторонами.

II. Участники игры: а) две конфликтующие стороны: индивид – индивид; б) группа – группа; в) эксперты.

III. Порядок проведения игры:

- назначение противоборствующих сторон;

- назначение экспертов;

- выстраивание стратегии:

шаг 1 – найдите время для беседы;

шаг 2 – подготовьте условия;

шаг 3 – обсудите проблему: вступительная часть; приглашение к разговору; диалог.

Задача 1. Придерживайтесь основного процесса.

Задача 2. Поддерживайте жесты примирения.

Прорыв.

шаг 4 – Заключите компромисс: определение уступок, оформление.

IV. Разбор игры. Эксперты определяют эффективность работы конфликтующих сторон и их методики.

V. Общее обсуждение игры и подведение итогов.

Литература:

Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М., 2007.

Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1998.

Коэн Д. Стратегия перемен. М., 2007.

Практическое занятие по теме 17. Социологический анализ управления конфликтом (2 часа)

I. Цель задания – познакомить студентов с возможными способами трансформации конфликта из одного состояния в другое с целью его урегулирования.

Установка на выполнение. В таблице 1 показана взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок. На примере конкретных или мнимых конфликтных ситуаций необходимо рассмотреть динамику конфликта в направлении его эскалации (спор – противоборство – война) и деэскалации (война – противоборство – спор). При этом необходимо описать порядок применения предполагаемых процедур по урегулированию конфликта, например, путем комплексного или поэтапного воздействия на элементы структуры конфликта.

Форма выполнения. Задание выполняется в письменной форме и сдается преподавателю для проверки. Проверенные работы подлежат обсуждению.

Таблица 1

Взаимозависимость динамики конфликта

Тип конфликта

(стадия развития)

спор

противоборство

война

Взаимное восприятие сторонами друг друга

оппонент

противник

враг

Конфликтная установка

диалог, компромисс

соперничество, доминирование

уничтожение


Приложение 1

Механизмы процесса взаимодействия в конфликтной ситуации

(выбор стратегии)

  1. Механизм влияния

А) Демонстрация усиления собственных ресурсов.

Б) Выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые уступки).

В) Риск.

Г) Принуждение.

Д) Ложные маневры, дезинформация.

  1. Механизм научения.

  2. Механизм «приближения – избегания».

  3. Механизм оценки выигрышей или проигрышей.

II. Проведение теста «Межличностные и межгрупповые стили регулирования конфликта»

Основное занятие – ознакомление с методикой определения способов регулирования конфликтов по основе теста (по К. Томасу).

Тест призван выявить склонность студента к использованию пяти основных стилей конфликтного поведения и степень выраженности этой склонности:

  1. Стиль конкуренции (соперничества)

  2. Стиль избегания (уклонения от конфликта)

  3. Приспособление

  4. Сотрудничество

  5. Компромисс.

Инструкция: Каждому студенту раздается опросник с 30 суждениями, необходимо выбрать то суждение, которое более типично для поведения в конфликтной ситуации.

Подведение итогов: По ключу определяется количество ответов, которое соответствует каждому из пяти типов поведения в конфликтной ситуации. Каждый ответ оценивается в 1 балл. По количеству набранных баллов можно судить о предпочитаемом стиле регулирования конфликта.

Дополнительное задание (письменная работа):

Укажите, какие тактики необходимо применять в следующих ситуациях:

  1. Истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны;

  2. Одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон;

  3. Принятие решения должно быть быстрым, и вы убеждены в своей правоте;

  4. Конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время;

  5. Решение проблемы важнее для партнера, чем для вас.

Литература:

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.

Семинарское занятие по теме 19. Методика формирования компромисса (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Конфликт, компромисс, консенсус – важнейшие категории социологии компромисса.

  2. Понятие «уступка». Стратегическое партнерство.

  3. Использование математического моделирования в достижении компромисса.

Литература основная

Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М., 2007.

Кузнецов В. Н. Социология безопасности. М., 2007.

Кузнецов В. Н. Социология идеологии. М., 2008.

Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. М., 1992.

Заславская Т.В. Актуальные проблемы исследования социальных механизмов // Безопасность Евразии // 2003. № 1.

Осипов Т.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА»

Для качественного и всестороннего изучения дисциплины «Социология конфликта» потребуется знакомство с учебниками, учебно-методическими пособиями, монографической и справочной литературой, периодическими источниками - статьями в журналах, энциклопедических словарях, опубликованными материалами ежегодных конференций по проблемам социологии конфликта. Студенты должны ознакомиться с данным массивом информации по тем теоретическим направлениям, которым были посвящены лекции. Знакомство с материалом считается завершенным, когда обучаемыми выделена совокупность смысловых структурных элементов материала, состоящая из:

- списка тезисов смысловых единиц анализируемого теста;

- перечня основных понятий рассмотренного смыслового блока;

- перечня неясных вопросов, по которым требуются пояснения преподавателя.

Особое внимание следует обратить на освоение понятийного аппарата предметной области дисциплины. Понятия – это форма существования всякой науки, и мыслительный процесс осуществляется в понятийной форме. Поэтому в процессе изучения «Социологии конфликта» обучаемому необходимо обратить особое внимание на использование таких базовых понятий как «конфликт», «среда конфликта», «динамика конфликта», где особое внимание следует обратить на такие дихотомии как «внешнее - внутреннее», «система - структура - сеть». К базовым понятиям можно также отнести понятия «социальный компромисс», «культура компромисса», «консенсус». Грамотный понятийный аппарат помогает студенту включить тематику социологии конфликта в общий контекст своей социологической подготовки. Формируя понятийный аппарат, студент уже на начальном этапе освоения дисциплины получает возможность уяснить место изучаемой темы или проблемы в рамках предметного поля «Социологии конфликта».

Помимо понятийного аппарата должен происходить рост освоения теоретико-методологической основы дисциплины. Процесс освоения предполагает знакомство с основными теоретическими направлениями, концептуальными подходами и научными школами социологии конфликта. Теоретическое осмысление социального конфликта и его доминирующая роль при объяснении социальных процессов и изменений в обществе в работах К. Маркса, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето, Р. Дарендорфа. Использование институционально-сетевой методологии, социологического анализа конфликта в работах М. Кастельса, В. Кузнецова, В. Нечаева, В. Разуева.

Теория и методология выполняют свои важнейшие функции: теория позволяет использовать накопленные достоверные знания о проблеме, опосредовано приобщить собственные усилия по освоению проблематики социологии конфликта к работе всего научного сообщества. Методология позволяет выбрать эффективный и перспективный путь дальнейшего обогащения знаниями, в первую очередь добываемыми в рамках эмпирических исследований.

Обучаемому необходимо также особое внимание обратить на изучение методов социологического анализа состояния и динамики конфликта в условиях социокультурных изменений, методов получения и обработки конкретных данных социологических исследований, их интерпретации, на основе которых и формулируются обучаемым конкретные выводы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности В. Н. Кузнецов, Е. Н. Соломатина социология конфликта учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины «Социология конфликта», методические рекомендации по ее изучению, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной
  2. Доктор социологических наук, профессор, зав (1)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  3. Доктор социологических наук, профессор, зав (2)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  4. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  5. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.

Другие похожие документы..