Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
РАЗРАБОТАНЫ Государственным институтом по проектированию предприятий пищевой промышленности "Гипропищепром-2" Комитета РФ по пищевой и пере...полностью>>
'Реферат'
Очі - це душа людини, в них відображається вся різноманітність її душевного стану: гнів, радість, задоволення, незадоволення, сум, горе, а також і фі...полностью>>
'Документ'
Основным вопросом повестки сегодняшних парламентских слушаний является обсуждение проблем реализации полномочий органов местного самоуправления в рай...полностью>>
'Документ'

Методические материалы для студентов экономических специальностей всех форм обучения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский государственный технический университет

В.В. Кукушкина

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Методические материалы для студентов экономических

специальностей всех форм обучения

Ульяновск – 2001

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский государственный технический университет

В.В. Кукушкина

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Методические материалы для студентов экономических

специальностей всех форм обучения

Ульяновск – 2001

УДК 33 (076)

ББК 65.5я7

К 89

Рецензент канд. экон. наук. Ю.С. Алексеев

Одобрены секцией методических пособий научно-методического совета университета

Кукушкина В.В.

Антикризисное управление: Методические материалы для студентов К 89 экономических специальностей всех форм обучения / Под ред. С.Н. Кукушкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 50 с.

Методические материалы подготовлены в помощь студентам экономических специальностей всех форм обучения с учетом специфики специальностей.

Работа подготовлена на кафедре «Экономика, управление и информатика».

УДК 33 (076)

ББК 65.5я7

КУКУШКИНА Вероника Владимировна

Антикризисное управление

Методические материалы для студентов экономических специальностей всех форм обучения

Корректор Ю. Кретова

Подписано в печать Формат 60х84/16.

Бумага писчая. Усл. печ. л. 2. Уч.-изд.л. 1,5.

Тираж 100 экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет,

432027, Ульяновск, Сев.Венец, 32.

Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев.Венец, 32.

С Ульяновский государственный технический университет, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Тема 1. Концепция антикризисного менеджмента………………...

7

Тема 2. Кризис как фактор жизнедеятельности природных и социальных систем…………………………………………………..

8

Тема 3. Кризисы в социально – экономических системах: причины, типология…………………………………………………

9

Тема 4. Характер цикличности в эволюции кризисов…………….

10

Тема 5. Структурные проблемы в антикризисном менеджменте...

11

Тема 6. Субъекты антикризисного менеджмента. Модель антикризисного управляющего……………………………………..

12

Тема 7. Стратегия антикризисного менеджмента………………...

13

Тема 8. Роль стратегического контроллинга……………………….

14

Тема 9. Содержание и принципы диагностики объектов антикризисного управления………………………………………...

15

Тема 10. Прогнозирование и предвидение кризисов……………...

16

Тема 11. Анализ социально–экономического состояния предкризисной фирмы……………………………………………….

17

Тема 12. Финансовый анализ неплатежеспособного предприятия

18

Тема 13. Организационно – правовой анализ состояния предприятия…………………………………………………………..

19

Тема 14. Маркетинговый анализ отрасли и предприятия…………

20

Тема 15. Экспертная информация антикризисного менеджмента

21

Тема 16. Риски и антикризисный менеджмент…………………….

22

Тема 17. Анализ социального и экономического партнерства в условиях кризиса…………………………………………………….

23

Тема 18. Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций……………………………………………………………...

24

Тема 19. Банкротство и ликвидация предприятия…………………

25

Тема 20. Роль инноваций в антикризисном управлении………….

26

Тема 21. Антикризисная государственная инвестиционная политика……………………………………………………………...

27

Тема 22. Особенности инвестиционной деятельности российского капитала………………………………………………..

28

Тема 23. Инвестиции иностранного капитала в российскую

экономику……………………………………………………………

29

Тема 24. Основные этапы разработки инвестиционных проектов

30

Тема 25. Антикризисная маркетинговая деятельность……………

31

Тема 26. Управление конфликтами в организациях на различных стадиях кризиса………………………………………………………

32

Тема 27. Оптимизация кадровой политики кризисной фирмы…...

33

Тема 28. Принципы управления персоналом кризисного предприятия…………………………………………………………..

34

Тема 29. Анализ деятельности Ф.Д.Рузвельта по выводу американской экономики из кризиса (конец 20-х-начало 30-х годов ХХ в.)…………………………………………………………..

35

Тема 30. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда (Германия, конец 40-х-середина 50-х годов ХХ в.)……………...

36

Тема 31. Опыт антикризисного управления американской корпорацией «Крайслер»……………………………………………

37

Тема 32. Антикризисные аспекты современного государственного управления в США и странах Западной Европы…………………………………………………….

38

Тема 33. Методика оценки привлекательности инновационных проектов………………………………………………………………

39

Тема 34. Технология формирования общественного мнения и

имиджа организации………………………………………………...

40

Тема 35. Методика деловых переговоров. Работа с кредиторами

41

Тест 1(темы 1 – 10)………………………………………………………

42 - 43

Тест 2 (темы 11-20)….……………………………………………………

44 - 45

Тест 3 (темы 20-35)…….…………………………………………………

46 - 47

Список рекомендуемой литературы………………………………..

48 - 50

Тема 1. Концепция антикризисного менеджмента

Необходимость и актуальность введения курса. Антикризисное управление как тип управления. Ключевые проблемы антикризисного управления. Методологические проблемы. Прогнозирование кризисов. Финансово – экономическое регулирование кризисных процессов. Определение и оценка истоков и причин кризиса. Организационно – правовые проблемы кризиса. Социально – психологические проблемы кризиса. Менеджмент в кризисных ситуациях или в условиях опасности кризиса, т.е. риска. Предмет, закономерности, функции, категории, методы антикризисного управления. Взаимодействие курса антикризисного управления с другими научными и учебными дисциплинами.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Объективные причины введения курса антикризисного управления.

  2. Антикризисное управление: предмет, закономерности, функции, категории и методы

  3. Как антикризисное управление взаимодействует с другими научными дисциплинами

  4. Из каких ключевых проблем состоит антикризисное управление

  5. Какие могут быть причины кризиса и потребность в антикризисном управлении

  6. Перечислите организационно-правовые и социально-психологические проблемы кризиса

  7. Как определяются причины кризиса предприятия

Тема 2. Кризис как фактор жизнедеятельности

природных и социальных систем

Стихийные явления в природе и обществе. Кризис как разновидность стихийных процессов и катастроф. Объективный характер кризисов и их роль в жизнедеятельности различных типов систем. Возможности своевременного распознавания кризисов. Информационная функция кризиса. Оздоровительный характер кризиса. Разрушительная направленность кризиса. Кризис и саморегулирование. Влияние кризиса на эффективность управления на макро - и микроуровне. Смена внутренней и внешней среды фирмы. Конфликтология и проблемы управления в условиях кризиса.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Кризис, как разновидность стихийных процессов и катастроф. Стихийные явления в природе и обществе

  2. Объективный характер кризисов и их роль в жизнедеятельности различных типов систем

  3. Какие информационные функции кризиса вы знаете?

  4. Как влияет кризис на эффективность управления?

  5. Какую роль играет внутренняя и внешняя среда в жизнедеятельности фирмы ?

  6. Как возникают и разрешаются конфликтологические проблемы в условиях кризиса?

Тема 3. Кризисы в социально – экономических

системах: причины, типология

Понятие кризиса социально – экономической системы. Кризис как крутой перелом, резкое нарушение взаимодействия между элементами системы. Типология кризисов. Экономический кризис. Финансовый кризис. Социальный кризис. Политический кризис. Духовный кризис. Мировой экономический кризис. Региональный экономический кризис. Кризис национальной экономики. Кризис государственного управления. Кризис в развитии организации. Причины кризисов. Природные катаклизмы. Производственные циклы. Разбалансированность макроэкономики. Политическая нестабильность. Обострение конкуренции по определенным видам товаров. Непрофессиональное управление.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Что такое кризис социально-экономической системы?

  2. Какие виды кризисов существуют? Охарактеризуйте духовный, мировой- экономический, региональный- экономический кризисы

  3. Каковы причины и признаки кризиса национальной экономики, кризиса государственного управления, кризиса в развитии организации?

  4. Назовите причины кризисных ситуаций

  5. Назовите политические, экономические, субъективные факторы кризиса

Тема 4. Характер цикличности в эволюции кризисов

Предкризисное состояние. Латентная фаза. Явный кризис фирмы и его проявление. Стабилизация. Медленный подъем. Начало выхода организации из кризиса. Изменение качества развития. Проблемы антикризисного управления на различных этапах эволюции кризисов. Проблема предотвращения кризиса. Проблема жизнедеятельности организации в кризисном состоянии. Проблема преодоления кризиса и его последствий. Своевременное и оптимальное решение проблем – важное условие антикризисного управления.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие осуществляются мероприятия по выводу предприятия из кризисного состояния?

  2. Какие существуют меры предотвращения кризиса?

  3. Какие меры преодоления кризиса существуют?

  4. Формы проявления кризиса на предприятии

  5. Стабилизационные меры

Тема 5. Структурные проблемы в антикризисном

менеджменте

Теоретико–методологическая, маркетинговая, мотивационно–управленческая проблемы. Проблемы процессуальности управления: целеполагание, оценка кризисных ситуаций, готовность к риску и предвидение возможных его последствий, разработка управленческих решений рискованного типа, осуществление инновационных стратегий кризисного поведения фирмы. Поведение фирмы на рынке и управление персоналом, модернизация и реконструкция фирмы, селекция персонала по новым критериям. Преодоление сопротивления нововведениям.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. В чем суть структуры проблем в антикризисном менеджменте?

  2. Какие меры принимает предприятие, чтобы предвидеть кризисные ситуации?

  3. Как разрабатываются управленческие решения рискованного типа?

  4. Почему нововведения вызывают страх у персонала?

  5. Как осуществляются инновационные стратегии кризисного поведения фирмы?

Тема 6. Субъекты антикризисного менеджмента.

Модель антикризисного управляющего

Учредители фирмы, собрание акционеров, совет директоров, правление, центральные службы как субъекты антикризисного менеджмента. Менеджер – центральная фигура антикризисного управления. Основные черты антикризисного управляющего. Умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность, информированность по вопросам развития отрасли и положения на рынке, знакомство с опытом менеджмента в других организациях, способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, умение использовать современные технологии, средства коммуникации и связи. Владение искусством управления человеческими ресурсами, способность к самооценке и непрерывному повышению квалификации.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Роль и место менеджеров в системе антикризисного управления

  2. Способы оценки деятельности менеджеров в антикризисном управлении

  3. Какими качествами должен обладать менеджер?

  4. В чем вы видите системность и взаимообусловленность совокупности функций, выполняемых менеджером?

  5. Должен ли менеджер оценивать себя со стороны и повышать свою квалификацию?

Тема 7. Стратегия антикризисного менеджмента

Содержание и цели стратегии антикризисного управления. Взаимодействие стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования. Учет внешней среды и фактора неопределенности. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация, характер целей, которые стоят перед организацией, уровень риска, внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны, опыт реализации прошлых стратегий, фактор времени. Перестройка организационных структур в соответствии со стратегическими целями.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какое значение имеет в антикризисном управлении стратегия управления ?

  2. Технология разработки стратегии фирмы

  3. Сущность потенциала фирмы, элементная структура внутренней среды фирмы

  4. Какие факторы влияют на выбор стратегии?

  5. Роль внешней среды при выборе антикризисной стратегии

  6. Методы оценки внешней среды, их характеристика

Тема 8. Роль стратегического контроллинга

Контроллинг как реализация принципа обратной связи. Создание адекватных условий для реализации возможностей каждым членом команды – главное в стратегическом контроле. Поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Контроллинг как совокупность различных методов контроля – основная функция антикризисного управления. Контроллинг внутренней и внешней среды. Виды контроллинга: экономический, финансовый, правовой, административный, социальный, нравственный.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие задачи предусматривает механизм контроллинга

  2. Какие существуют виды контроллинга?

  3. Какую функцию выполняет контроллинг?

  4. Почему в последнее время роль контроллинга в России стала столь значительна?

  5. В чем вы представляете сущность контроллинга в антикризисном управлении?

Тема 9. Содержание и принципы диагностики объектов

антикризисного управления

Диагностика производственной, финансовой, социальной, организационно – правовой, технологической и инновационной подсистем. Принципы диагностики: объективность, конкретность, единство ситуационного и стратегического подхода, системность, профессионализм, единство количественного и качественного подходов. Диагностика портфеля ценных бумаг. Оценка общественного имиджа ценных бумаг и инвестиционных рисков.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие цели преследует диагностика?

  2. На каких принципах основана диагностика?

  3. Как осуществляется диагностика ценных бумаг?

  4. Каким образом инвесторы стремятся оценить степень риска предполагаемых вложений?

  5. Объясните суть оценки имиджа ценных бумаг

Тема 10. Прогнозирование и предвидение кризисов

Понятие прогнозирования и предвидения и их роль в антикризисном менеджменте. Методы прогнозирования. Количественные и качественные методы прогнозирования. Экспертные методы прогнозирования. Линейное программирование. Методы календарного прогнозирования. Прогнозирование внешней и внутренней среды. Прогнозирование инвестиций иностранного и отечественного капиталов.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Что такое прогноз. Доказать его преимущества и недостатки

  2. В чем суть прогнозирования?

  3. Какие методы используются в прогнозировании?

  4. Какую играет роль информация в прогнозировании?

  5. Как осуществляется прогнозирование внутренней и внешней среды?

  6. Охарактеризуйте количественные и качественные методы прогнозирования

  7. Как осуществляется прогнозирование инвестиций иностранного и отечественного капиталов?

Тема 11. Анализ социально – экономического состояния

предкризисной фирмы

Понятие анализа и его функции. Оценка прибыли фирмы и анализ ее первичного распределения. Уровень развития данной отрасли, рыночная конъюнктура в конкретном секторе производства, к которому относится фирма. Доступность сырья и длительность производственного цикла. Стадия жизненного цикла, на котором находится фирма, уровень ее специализации, качество выпускаемой продукции. Инновационные возможности. Колебания платежеспособного спроса на продукцию фирмы.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. С чем связано изменение стадий жизненного цикла, который проходит фирма?

  2. Каким образом влияет на фирму уровень развития отрасли к которому относится фирма?

  3. По каким критериям определяется качество выпускаемой продукции?

  4. С чем связаны колебания платежеспособности спроса?

  5. По каким критериям оценивается уровень специализации?

Тема 12. Финансовый анализ неплатежеспособного предприятия

Платежеспособность предприятия. Факторы, влияющие на ликвидность. Сбалансированность активов и пассивов, баланс фирмы. Пути повышения ликвидности предприятия. Деятельность менеджера по улучшению финансового положения предприятия. Разработка и принятие оптимальных финансовых решений. Комплекс мер по защите от риска при управлении потоками финансов: профилактические, регулирующие мероприятия, страхование кредита, аналитические исследования.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Анализ текущей деятельности предприятия

  2. Цели анализа финансового состояния предприятия

  3. Какие существуют методы финансового оздоровления предприятия?

  4. Какие этапы выбора методов финансового оздоровления предприятия существуют?

  5. Меры по защите от риска при управлении потоками финансов

  6. Что такое ликвидность и ликвидность предприятия?

  7. Разновидности рисков

Тема 13. Организационно – правовой анализ состояния

предприятия

Организационно – управленческая структура и ее уровни. Разделение полномочий и ответственности. Наличие дублирования. Затраты на аппарат управления. Технология сбора, обработки, хранения и передачи управленческой информации. Штатная укомплектованность. Квалификация и профессионализм персонала. Соответствие инструкций, правил, распорядка соответствующим законодательным актам. Правовое регулирование коммерческой тайны. Безопасность предприятия и меры по ее укреплению.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие методы сбора информации вам известны?

  2. Сколько иерархических уровней управления в организации, в теории и в практике? С чем это связано?

  3. Сформулируйте модель отбора информации для принятия решений по выбору стратегии.

  4. Что включает в себя информационное обеспечение планировании и управлении?

  5. Назовите задачи, которые решает информационное обеспечения для менеджера

Тема 14. Маркетинговый анализ отрасли и предприятия

Комплексное изучение и прогнозирование рынка и его требований. Реальная оценка производственно – сбытовых, экспортных и иных возможностей предприятия. Оценка стратегии маркетинговой деятельности. Состояние планирования товарной политики, формирования спроса и стимулирование сбыта. Оценка воздействия фирмы на рынок, на формирование его потребностей. Оценка влияния рекламных мер фирмы на спрос и формирование потребностей населения.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Методы изучения рынка и его требований

  2. Объясните, как рассчитываются затраты на осуществление маркетинговой программы

  3. Назовите способы формирования дилерской сети

  4. Предложите способы планирования товарной политики и обоснуйте их

  5. В чем суть модели «кривая спроса»?

  6. Назовите разновидности маркетинговых стратегий



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания для студентов экономических специальностей всех форм обучения Гродно

    Методические указания
    Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании межфакультетской методической комиссии экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ», протокол № 4 от 15.
  2. Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Севастополь 2010

    Методические указания
    Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов экономических специальностей всех форм обучения/ Разраб.
  3. Методические указания по выполнению курсовой работы по макроэкономике для студентов экономических специальностей всех форм обучения специальности 1-25- 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

    Методические указания
    Утверждена на межфакультетской объединенной методической комиссии экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «Гродненский государственный аграрный университет»
  4. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» Для студентов экономических специальностей всех форм обучения

    Методические указания
    Глубокие перемены в различных сферах жизни общества не могут не отразиться на экономической теории и экономическом образовании. Для получения необходимых навыков будущей профессиональной деятельности студентам необходима серьезная
  5. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей всех форм обучения 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Методические указания
    Карпов, В.А. – заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии УО «Гродненского государственного университета имени Я. Купалы» кандидат экономических наук, доцент.

Другие похожие документы..