Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
О Порядке работы Мезенской территориальной избирательной комиссии по приему и проверке документов, представляемых при выдвижении, для регистрации канд...полностью>>
'Документ'
Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в особенности в промышленном пр...полностью>>
'Документ'
до Порядку проведення іспиту кандидатів на заміщення вакантних посад державних службовців у територіальному управлінні Держгірпромнагляду у Запорізькі...полностью>>
'Закон'
На современном этапе в Российской Федерации особое значение приобретает расширение прав и свобод граждан, организаций, их объединений, а также создан...полностью>>

Методические материалы для студентов экономических специальностей всех форм обучения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский государственный технический университет

В.В. Кукушкина

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Методические материалы для студентов экономических

специальностей всех форм обучения

Ульяновск – 2001

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский государственный технический университет

В.В. Кукушкина

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Методические материалы для студентов экономических

специальностей всех форм обучения

Ульяновск – 2001

УДК 33 (076)

ББК 65.5я7

К 89

Рецензент канд. экон. наук. Ю.С. Алексеев

Одобрены секцией методических пособий научно-методического совета университета

Кукушкина В.В.

Антикризисное управление: Методические материалы для студентов К 89 экономических специальностей всех форм обучения / Под ред. С.Н. Кукушкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 50 с.

Методические материалы подготовлены в помощь студентам экономических специальностей всех форм обучения с учетом специфики специальностей.

Работа подготовлена на кафедре «Экономика, управление и информатика».

УДК 33 (076)

ББК 65.5я7

КУКУШКИНА Вероника Владимировна

Антикризисное управление

Методические материалы для студентов экономических специальностей всех форм обучения

Корректор Ю. Кретова

Подписано в печать Формат 60х84/16.

Бумага писчая. Усл. печ. л. 2. Уч.-изд.л. 1,5.

Тираж 100 экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет,

432027, Ульяновск, Сев.Венец, 32.

Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев.Венец, 32.

С Ульяновский государственный технический университет, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Тема 1. Концепция антикризисного менеджмента………………...

7

Тема 2. Кризис как фактор жизнедеятельности природных и социальных систем…………………………………………………..

8

Тема 3. Кризисы в социально – экономических системах: причины, типология…………………………………………………

9

Тема 4. Характер цикличности в эволюции кризисов…………….

10

Тема 5. Структурные проблемы в антикризисном менеджменте...

11

Тема 6. Субъекты антикризисного менеджмента. Модель антикризисного управляющего……………………………………..

12

Тема 7. Стратегия антикризисного менеджмента………………...

13

Тема 8. Роль стратегического контроллинга……………………….

14

Тема 9. Содержание и принципы диагностики объектов антикризисного управления………………………………………...

15

Тема 10. Прогнозирование и предвидение кризисов……………...

16

Тема 11. Анализ социально–экономического состояния предкризисной фирмы……………………………………………….

17

Тема 12. Финансовый анализ неплатежеспособного предприятия

18

Тема 13. Организационно – правовой анализ состояния предприятия…………………………………………………………..

19

Тема 14. Маркетинговый анализ отрасли и предприятия…………

20

Тема 15. Экспертная информация антикризисного менеджмента

21

Тема 16. Риски и антикризисный менеджмент…………………….

22

Тема 17. Анализ социального и экономического партнерства в условиях кризиса…………………………………………………….

23

Тема 18. Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций……………………………………………………………...

24

Тема 19. Банкротство и ликвидация предприятия…………………

25

Тема 20. Роль инноваций в антикризисном управлении………….

26

Тема 21. Антикризисная государственная инвестиционная политика……………………………………………………………...

27

Тема 22. Особенности инвестиционной деятельности российского капитала………………………………………………..

28

Тема 23. Инвестиции иностранного капитала в российскую

экономику……………………………………………………………

29

Тема 24. Основные этапы разработки инвестиционных проектов

30

Тема 25. Антикризисная маркетинговая деятельность……………

31

Тема 26. Управление конфликтами в организациях на различных стадиях кризиса………………………………………………………

32

Тема 27. Оптимизация кадровой политики кризисной фирмы…...

33

Тема 28. Принципы управления персоналом кризисного предприятия…………………………………………………………..

34

Тема 29. Анализ деятельности Ф.Д.Рузвельта по выводу американской экономики из кризиса (конец 20-х-начало 30-х годов ХХ в.)…………………………………………………………..

35

Тема 30. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда (Германия, конец 40-х-середина 50-х годов ХХ в.)……………...

36

Тема 31. Опыт антикризисного управления американской корпорацией «Крайслер»……………………………………………

37

Тема 32. Антикризисные аспекты современного государственного управления в США и странах Западной Европы…………………………………………………….

38

Тема 33. Методика оценки привлекательности инновационных проектов………………………………………………………………

39

Тема 34. Технология формирования общественного мнения и

имиджа организации………………………………………………...

40

Тема 35. Методика деловых переговоров. Работа с кредиторами

41

Тест 1(темы 1 – 10)………………………………………………………

42 - 43

Тест 2 (темы 11-20)….……………………………………………………

44 - 45

Тест 3 (темы 20-35)…….…………………………………………………

46 - 47

Список рекомендуемой литературы………………………………..

48 - 50

Тема 1. Концепция антикризисного менеджмента

Необходимость и актуальность введения курса. Антикризисное управление как тип управления. Ключевые проблемы антикризисного управления. Методологические проблемы. Прогнозирование кризисов. Финансово – экономическое регулирование кризисных процессов. Определение и оценка истоков и причин кризиса. Организационно – правовые проблемы кризиса. Социально – психологические проблемы кризиса. Менеджмент в кризисных ситуациях или в условиях опасности кризиса, т.е. риска. Предмет, закономерности, функции, категории, методы антикризисного управления. Взаимодействие курса антикризисного управления с другими научными и учебными дисциплинами.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Объективные причины введения курса антикризисного управления.

  2. Антикризисное управление: предмет, закономерности, функции, категории и методы

  3. Как антикризисное управление взаимодействует с другими научными дисциплинами

  4. Из каких ключевых проблем состоит антикризисное управление

  5. Какие могут быть причины кризиса и потребность в антикризисном управлении

  6. Перечислите организационно-правовые и социально-психологические проблемы кризиса

  7. Как определяются причины кризиса предприятия

Тема 2. Кризис как фактор жизнедеятельности

природных и социальных систем

Стихийные явления в природе и обществе. Кризис как разновидность стихийных процессов и катастроф. Объективный характер кризисов и их роль в жизнедеятельности различных типов систем. Возможности своевременного распознавания кризисов. Информационная функция кризиса. Оздоровительный характер кризиса. Разрушительная направленность кризиса. Кризис и саморегулирование. Влияние кризиса на эффективность управления на макро - и микроуровне. Смена внутренней и внешней среды фирмы. Конфликтология и проблемы управления в условиях кризиса.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Кризис, как разновидность стихийных процессов и катастроф. Стихийные явления в природе и обществе

  2. Объективный характер кризисов и их роль в жизнедеятельности различных типов систем

  3. Какие информационные функции кризиса вы знаете?

  4. Как влияет кризис на эффективность управления?

  5. Какую роль играет внутренняя и внешняя среда в жизнедеятельности фирмы ?

  6. Как возникают и разрешаются конфликтологические проблемы в условиях кризиса?

Тема 3. Кризисы в социально – экономических

системах: причины, типология

Понятие кризиса социально – экономической системы. Кризис как крутой перелом, резкое нарушение взаимодействия между элементами системы. Типология кризисов. Экономический кризис. Финансовый кризис. Социальный кризис. Политический кризис. Духовный кризис. Мировой экономический кризис. Региональный экономический кризис. Кризис национальной экономики. Кризис государственного управления. Кризис в развитии организации. Причины кризисов. Природные катаклизмы. Производственные циклы. Разбалансированность макроэкономики. Политическая нестабильность. Обострение конкуренции по определенным видам товаров. Непрофессиональное управление.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Что такое кризис социально-экономической системы?

  2. Какие виды кризисов существуют? Охарактеризуйте духовный, мировой- экономический, региональный- экономический кризисы

  3. Каковы причины и признаки кризиса национальной экономики, кризиса государственного управления, кризиса в развитии организации?

  4. Назовите причины кризисных ситуаций

  5. Назовите политические, экономические, субъективные факторы кризиса

Тема 4. Характер цикличности в эволюции кризисов

Предкризисное состояние. Латентная фаза. Явный кризис фирмы и его проявление. Стабилизация. Медленный подъем. Начало выхода организации из кризиса. Изменение качества развития. Проблемы антикризисного управления на различных этапах эволюции кризисов. Проблема предотвращения кризиса. Проблема жизнедеятельности организации в кризисном состоянии. Проблема преодоления кризиса и его последствий. Своевременное и оптимальное решение проблем – важное условие антикризисного управления.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие осуществляются мероприятия по выводу предприятия из кризисного состояния?

  2. Какие существуют меры предотвращения кризиса?

  3. Какие меры преодоления кризиса существуют?

  4. Формы проявления кризиса на предприятии

  5. Стабилизационные меры

Тема 5. Структурные проблемы в антикризисном

менеджменте

Теоретико–методологическая, маркетинговая, мотивационно–управленческая проблемы. Проблемы процессуальности управления: целеполагание, оценка кризисных ситуаций, готовность к риску и предвидение возможных его последствий, разработка управленческих решений рискованного типа, осуществление инновационных стратегий кризисного поведения фирмы. Поведение фирмы на рынке и управление персоналом, модернизация и реконструкция фирмы, селекция персонала по новым критериям. Преодоление сопротивления нововведениям.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. В чем суть структуры проблем в антикризисном менеджменте?

  2. Какие меры принимает предприятие, чтобы предвидеть кризисные ситуации?

  3. Как разрабатываются управленческие решения рискованного типа?

  4. Почему нововведения вызывают страх у персонала?

  5. Как осуществляются инновационные стратегии кризисного поведения фирмы?

Тема 6. Субъекты антикризисного менеджмента.

Модель антикризисного управляющего

Учредители фирмы, собрание акционеров, совет директоров, правление, центральные службы как субъекты антикризисного менеджмента. Менеджер – центральная фигура антикризисного управления. Основные черты антикризисного управляющего. Умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность, информированность по вопросам развития отрасли и положения на рынке, знакомство с опытом менеджмента в других организациях, способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, умение использовать современные технологии, средства коммуникации и связи. Владение искусством управления человеческими ресурсами, способность к самооценке и непрерывному повышению квалификации.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Роль и место менеджеров в системе антикризисного управления

  2. Способы оценки деятельности менеджеров в антикризисном управлении

  3. Какими качествами должен обладать менеджер?

  4. В чем вы видите системность и взаимообусловленность совокупности функций, выполняемых менеджером?

  5. Должен ли менеджер оценивать себя со стороны и повышать свою квалификацию?

Тема 7. Стратегия антикризисного менеджмента

Содержание и цели стратегии антикризисного управления. Взаимодействие стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования. Учет внешней среды и фактора неопределенности. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация, характер целей, которые стоят перед организацией, уровень риска, внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны, опыт реализации прошлых стратегий, фактор времени. Перестройка организационных структур в соответствии со стратегическими целями.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какое значение имеет в антикризисном управлении стратегия управления ?

  2. Технология разработки стратегии фирмы

  3. Сущность потенциала фирмы, элементная структура внутренней среды фирмы

  4. Какие факторы влияют на выбор стратегии?

  5. Роль внешней среды при выборе антикризисной стратегии

  6. Методы оценки внешней среды, их характеристика

Тема 8. Роль стратегического контроллинга

Контроллинг как реализация принципа обратной связи. Создание адекватных условий для реализации возможностей каждым членом команды – главное в стратегическом контроле. Поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Контроллинг как совокупность различных методов контроля – основная функция антикризисного управления. Контроллинг внутренней и внешней среды. Виды контроллинга: экономический, финансовый, правовой, административный, социальный, нравственный.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие задачи предусматривает механизм контроллинга

  2. Какие существуют виды контроллинга?

  3. Какую функцию выполняет контроллинг?

  4. Почему в последнее время роль контроллинга в России стала столь значительна?

  5. В чем вы представляете сущность контроллинга в антикризисном управлении?

Тема 9. Содержание и принципы диагностики объектов

антикризисного управления

Диагностика производственной, финансовой, социальной, организационно – правовой, технологической и инновационной подсистем. Принципы диагностики: объективность, конкретность, единство ситуационного и стратегического подхода, системность, профессионализм, единство количественного и качественного подходов. Диагностика портфеля ценных бумаг. Оценка общественного имиджа ценных бумаг и инвестиционных рисков.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие цели преследует диагностика?

  2. На каких принципах основана диагностика?

  3. Как осуществляется диагностика ценных бумаг?

  4. Каким образом инвесторы стремятся оценить степень риска предполагаемых вложений?

  5. Объясните суть оценки имиджа ценных бумаг

Тема 10. Прогнозирование и предвидение кризисов

Понятие прогнозирования и предвидения и их роль в антикризисном менеджменте. Методы прогнозирования. Количественные и качественные методы прогнозирования. Экспертные методы прогнозирования. Линейное программирование. Методы календарного прогнозирования. Прогнозирование внешней и внутренней среды. Прогнозирование инвестиций иностранного и отечественного капиталов.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Что такое прогноз. Доказать его преимущества и недостатки

  2. В чем суть прогнозирования?

  3. Какие методы используются в прогнозировании?

  4. Какую играет роль информация в прогнозировании?

  5. Как осуществляется прогнозирование внутренней и внешней среды?

  6. Охарактеризуйте количественные и качественные методы прогнозирования

  7. Как осуществляется прогнозирование инвестиций иностранного и отечественного капиталов?

Тема 11. Анализ социально – экономического состояния

предкризисной фирмы

Понятие анализа и его функции. Оценка прибыли фирмы и анализ ее первичного распределения. Уровень развития данной отрасли, рыночная конъюнктура в конкретном секторе производства, к которому относится фирма. Доступность сырья и длительность производственного цикла. Стадия жизненного цикла, на котором находится фирма, уровень ее специализации, качество выпускаемой продукции. Инновационные возможности. Колебания платежеспособного спроса на продукцию фирмы.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. С чем связано изменение стадий жизненного цикла, который проходит фирма?

  2. Каким образом влияет на фирму уровень развития отрасли к которому относится фирма?

  3. По каким критериям определяется качество выпускаемой продукции?

  4. С чем связаны колебания платежеспособности спроса?

  5. По каким критериям оценивается уровень специализации?

Тема 12. Финансовый анализ неплатежеспособного предприятия

Платежеспособность предприятия. Факторы, влияющие на ликвидность. Сбалансированность активов и пассивов, баланс фирмы. Пути повышения ликвидности предприятия. Деятельность менеджера по улучшению финансового положения предприятия. Разработка и принятие оптимальных финансовых решений. Комплекс мер по защите от риска при управлении потоками финансов: профилактические, регулирующие мероприятия, страхование кредита, аналитические исследования.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Анализ текущей деятельности предприятия

  2. Цели анализа финансового состояния предприятия

  3. Какие существуют методы финансового оздоровления предприятия?

  4. Какие этапы выбора методов финансового оздоровления предприятия существуют?

  5. Меры по защите от риска при управлении потоками финансов

  6. Что такое ликвидность и ликвидность предприятия?

  7. Разновидности рисков

Тема 13. Организационно – правовой анализ состояния

предприятия

Организационно – управленческая структура и ее уровни. Разделение полномочий и ответственности. Наличие дублирования. Затраты на аппарат управления. Технология сбора, обработки, хранения и передачи управленческой информации. Штатная укомплектованность. Квалификация и профессионализм персонала. Соответствие инструкций, правил, распорядка соответствующим законодательным актам. Правовое регулирование коммерческой тайны. Безопасность предприятия и меры по ее укреплению.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие методы сбора информации вам известны?

  2. Сколько иерархических уровней управления в организации, в теории и в практике? С чем это связано?

  3. Сформулируйте модель отбора информации для принятия решений по выбору стратегии.

  4. Что включает в себя информационное обеспечение планировании и управлении?

  5. Назовите задачи, которые решает информационное обеспечения для менеджера

Тема 14. Маркетинговый анализ отрасли и предприятия

Комплексное изучение и прогнозирование рынка и его требований. Реальная оценка производственно – сбытовых, экспортных и иных возможностей предприятия. Оценка стратегии маркетинговой деятельности. Состояние планирования товарной политики, формирования спроса и стимулирование сбыта. Оценка воздействия фирмы на рынок, на формирование его потребностей. Оценка влияния рекламных мер фирмы на спрос и формирование потребностей населения.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Методы изучения рынка и его требований

  2. Объясните, как рассчитываются затраты на осуществление маркетинговой программы

  3. Назовите способы формирования дилерской сети

  4. Предложите способы планирования товарной политики и обоснуйте их

  5. В чем суть модели «кривая спроса»?

  6. Назовите разновидности маркетинговых стратегий

Тема 15. Экспертная информация антикризисного

менеджмента

Понятие экспертизы. Функции экспертизы. Виды экспертизы. Процесс формирования экспертной информации. Требования к экспертной информации. Роль экспертной информации в антикризисном управлении. Пути повышения качества экспертной информации. Совершенствование принципов подбора экспертов. Разнообразие методических приемов проведения экспертизы. Своевременное проведение экспертных оценок. Реализация рекомендаций экспертных заключений.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Экспертиза. Понятие, цели и задачи

  2. Как формируется экспертная информация?

  3. Какую роль играет экспертиза в антикризисном управлении?

  4. Виды экспертиз и их характеристика

  5. Какие приемы проведения экспертизы существуют?

Тема 16. Риски и антикризисный менеджмент

Понятие риска. Разновидности рисков. Объективная необходимость и рациональные границы риска. Методы уменьшения и ликвидации потерь от рисков. Совершенствование прогнозирования и внутрифирменного планирования, самострахование и страхование, передача части риска другим лицам или организациям путем хеджирования, перевод части риска на другие компании (венчурные, рисковые), грамотный выбор инвестиционных решений, расширение сферы влияния и перераспределения собственности, создание холдинговых структур.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Что такое риски?

  2. Какие существуют методы уменьшения риска?

  3. Почему риск в бизнесе – это финансовая категория?

  4. Можно ли диверсификацию и встречную операцию назвать хеджированием?

  5. Отчего, по вашему мнению, имеют место наибольшие потери в российском бизнесе?

  6. Какова должна быть система действий менеджера по снижению или ликвидации потерь в производственном предпринимательстве?

  7. Какую роль играет информационное обеспечение в снижении риска?

Тема 17. Анализ социального и экономического

партнерства в условиях кризиса

Понятие партнерства. Субъекты партнерских отношений. Работодатели, лица наемного труда, профсоюзы, государственные органы. Особенности партнерских отношений в условиях кризиса фирмы. Опыт налаживания партнерских отношений в странах с развитой рыночной экономикой. Правовое регулирование социального и экономического партнерства в современной России. Разработка и заключение федеральных, региональных и местных соглашений между субъектами партнерских отношений. Пути совершенствования теории и практики партнерских отношений.

Вопросы для контроля и обсуждения

1.Партнерство в условиях кризиса фирмы

2. Партнерские отношения между хозяйствующими субъектами на региональном и федеральном уровнях

3. Понятие партнерства

4. Правовое регулирование партнерства в современной России

5. Пути совершенствования партнерских отношений

Тема 18. Механизм государственного регулирования

кризисных ситуаций

Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория. Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям. Привлечение инвесторов. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий – должников. Оптимизация налогообложения. Активная подготовка и поддержка деятельности профессиональных управляющих. Совершенствование правовой базы государственного регулирования кризисов. Объединение усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в предотвращении кризисов и поиске путей выхода из них.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какими факторами определяется необходимость государственного антикризисного регулирования?

  2. Какие меры содержит антикризисное регулирование?

  3. Основные задачи Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятия

  4. Условия и порядок добровольной ликвидации несостоятельных предприятий

  5. В каких случаях предприятию-должнику предоставляется безвозмездное финансирование?

  6. Дайте характеристику российской концепции приватизации предприятий – должников

  7. Каково рода поддержка может быть оказана предприятию – банкроту со стороны властей?

Тема 19. Банкротство и ликвидация предприятий

Банкротство предприятий как явление современной российской экономики. Основные положения Закона РФ « О несостоятельности (банкротстве) предприятия». Суть реорганизации (внешнее управление). Санация и ее цель. Ликвидация предприятия и процедуры ее осуществления. Принципы системы банкротства. Гражданский кодекс РФ о доверительном управлении имуществом и приоритетном удовлетворении требований граждан при ликвидации банков или других кредитных учреждений.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Основные понятия и условия банкротства

  2. Какие меры применяются к несостоятельным предприятиям ?

  3. Какова суть реорганизационных процедур?

  4. В каком порядке осуществляется внешнее управление несостоятельной организации?

  5. В чем смысл санации, с какой целью она проводится?

Тема 20. Роль инноваций в антикризисном управлении

Понятие инновационного потенциала. Виды инноваций. Содержание плана инновационной работы фирмы. Отечественный и зарубежный опыт инновационной деятельности. Инновации – ведущее средство антикризисного менеджмента. Инновационные цели, идеи, проекты и программы. Монопроекты, мультипроекты, мегапроекты. Логистический и циклический характер инновационных процессов.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Классификация инновационных проектов по масштабу времени

  2. Инновационная программа как сложная комбинация проектов

  3. Классификация нововведений

  4. Деление проектов по масштабности решаемых задач: монопроекты, мультипроекты, мегапроекты, их особенности и реализации

  5. Состав стадий и этапов жизненного цикла инновационного проекта

Тема 21. Антикризисная государственная инвестиционная

политика

Методология разработки инвестиционной стратегии. Принципы принятия оптимальных инвестиционных решений. Цели антикризисной инвестиционной государственной политики. Условия успешной реализации государственной инвестиционной политики. Оценка доходности инновационных проектов и программ. Критерии выбора инвестора при принятии решения об инвестировании инноваций. Учет риска при финансировании инновационной деятельности.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие критерии рассматриваются при принятии оптимальных инвестиционных решений?

  2. Меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства

  3. Какие существуют критерии оценки инновационных проектов?

  4. Какие области бизнеса охватывает разработка инвестиционных стратегий?

  5. Какие применяют методы при оценке будущих затрат и денежных доходов, связанных инвестиционным проектом?

  6. Какие существуют критерии выбора инвестора при инвестировании инноваций?

Тема 22. Особенности инвестиционной деятельности

российского капитала

Политическая и экономическая нестабильность. Несовершенство нормативно правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Принципы долгосрочного кредитования инвестиционных проектов. Порядок проведения и организации инвестиционных проектов. Порядок проведения и организации инвестиционных конкурсов. Деятельность бизнес – инкубаторов в России. Опыт реализации морозовского проекта.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Как и в чем проявляется политическая и экономическая нестабильность в России?

  2. Перечислите наиболее важные виды инвестирования в России

  3. Какие существуют принципы долгосрочного кредитования инвестиционных проектов?

  4. В каком порядке организуются и проводятся инвестиционные проекты?

  5. Как отбираются наиболее эффективные инвестиционные проекты?

  6. Какую ведут деятельность бизнес инкубации в России?

Тема 23. Инвестиции иностранного капитала в российскую

экономику

Факторы, стимулирующие привлечение иностранного капитала в российскую экономику – наличие богатых сырьевых ресурсов, масштабность рынков, профессионализм кадров. Причины, препятствующие иностранным инвестициям, политическая нестабильность, слабая правовая база, инфляция, непредсказуемость. Меры, направленные на уменьшение народнохозяйственного риска капиталовложений. Изменение роли государства в экономическом регулировании, оптимальный бюджет, усиление правового регулирования, повышение эффективности борьбы с коррупцией и криминальными элементами.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Причины, препятствующие иностранным инвестициям

  2. Какие необходимо принять меры, направленные на уменьшение народнохозяйственного риска капиталовложений?

  3. Какие факторы стимулируют привлечению иностранного капитала в Россию?

  4. Какие виды народнохозяйственных рисков существуют?

  5. Какие принимает меры государство по урегулированию иностранных инвестиций?

  6. Какие объекты больше всего в РФ интересуют иностранных инвесторов?

Тема 24. Основные этапы разработки инвестиционных

проектов

Понятие «инвестиционный проект». Стадии разработки инвестиционного проекта. Проведение поисковых НИР, выполнение прикладных НИР, выполнение ОКР и ПКР, освоение новой продукции. Экспертиза проекта. Виды экспертиз. Внедрение или планирование осуществления проекта. Завершающая оценка проекта. Определение долговечности, окупаемости, доходности, тиражирования проекта. Источники финансирования: государственный бюджет, собственные средства организаций, эмиссия ценных бумаг и банковские кредиты.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Понятие «инвестиционный проект», их характеристика

  2. Какие существуют этапы разработки и реализации проектов?

  3. Нужны ли в рыночных условиях прогнозы развития отраслей экономики?

  4. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов

  5. Перечислите методы оценки инвестиционных возможностей

  6. Фундаментальные и поисковые НИР, источники их финансирования

  7. Проектно-технологические работы по освоению производства новой продукции

Тема 25. Антикризисная маркетинговая деятельность

Маркетинговая деятельность в условиях санации предприятия. Ассортиментная и ценовая политика в процессе санации. Учет маркетинга в бизнес – плане предприятия. Анализ важнейших стадий цикла жизни товара: разработка, внедрение, рост спроса, зрелость, спад спроса. Рациональная организация сбыта. Методы реализации изделий: экстенсивное распределение, выборочное распределение, интенсивное распределение, ограниченное распределение.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Антикризисная стратегия и тактика маркетинга

  2. Охарактеризуйте классификацию маркетинговой стратегии в зависимости от состояния спроса

  3. Какие маркетинговые подходы используются при формировании цены?

  4. Как строится ценовая политика в маркетинговых программах фирмы?

  5. Что нужно учитывать при проведении ассортиментной политики?

  6. Через какие стадии жизненного цикла проходит рыночный продукт?

  7. Назовите способы стимулирования сбыта

Тема 26. Управление конфликтами в организациях на

различных стадиях кризиса

Понятие конфликта. Предмет и объект конфликта. Структура конфликта. Функции конфликта – информационная, оздоровительная, разрушительная. Причины конфликтов – дефицит ресурсов, недостаток полномочий, несовершенство нормативно – правовой базы, психологическая несовместимость, низкий уровень организационной культуры. Разновидности конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, экономический, социальный, политический, идеологический и др. Особенности проявления конфликтов на различных стадиях кризиса. Роль менеджера в урегулировании конфликтов.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Типология конфликтов, характерные для предприятия в условиях кризиса

  2. Как проявляются конфликты на различных стадиях кризиса?

  3. Если же конфликтная ситуация стала реальностью, то как ею управлять?

  4. Методы разрешения конфликтов

  5. Что должен делать менеджер, чтобы в коллективе не возникало конфликтов?

  6. Каковы должны быть ваши действия как менеджера в разрешении конфликтов?

  7. Основные факторы конфликтогенности кризисного предприятия

Тема 27. Оптимизация кадровой политики кризисной

фирмы

Понятие и типы кадровой политики предприятия. Основные черты антикризисной кадровой политики. Субъекты кадровой политики. Принципы кадровой политики. Общие принципы: системности, равных возможностей, уважения человека и его достоинства, командного единства, горизонтального сотрудничества, правовой и социальной защищенности. Частные принципы: учета долгосрочной перспективы организации, интеграции и сплочения коллектива, соучастия сотрудников в принятии решений, опора на профессиональное ядро персонала, соблюдение баланса интересов, сотрудничество с профсоюзами. Роль антикризисного управляющего в осуществлении рациональной кадровой политики.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие стратегии управления персоналом применимы к условиям кризисной фирмы?

  2. Суть и типы кадровой политики предприятия

  3. Опишите основные типы кадровых политик, которые могут быть осуществлены в условиях кризисного предприятия

  4. Какие факторы влияют на кадровую политику в целом?

  5. Какую роль выполняет менеджер в осуществлении кадровой политики?

Тема 28. Принципы управления персоналом кризисного

предприятия

Понятие «принцип управления персоналом». Принципы построения системы управления персоналом. Классификация принципов управления персоналом. Методы построения системы управления персоналом. Соотношение принципов и методов управления персоналом. Особенности реализации принципов управления персоналом на различных этапах эволюции кризиса фирмы.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Назовите основные стратегии управления персоналом, используемые в условиях кризисного предприятия

  2. Дайте краткую характеристику основных принципов управления персоналом кризисного предприятия

  3. В чем суть стратегии изменения уровня компетентности персонала кризисного предприятия?

  4. Технология кадрового аудита на кризисном предприятии

  5. Социальная защита персонала кризисных предприятия

Тема 29. Анализ деятельности Ф.Д.Рузвельта по выводу

американской экономики из кризиса (конец 20-х-начало

30-х годов ХХ в.).

Усиление роли государства в регулировании макроэкономических процессов в стране. Проведение антикризисных финансовых, экономических мер в интересах большинства населения. Консолидация всех ветвей власти. Целеустремленность и творческий подход к разработке социально – экономической политики. Встречи и беседы Ф.Д.Рузвельта с представителями различных слоев населения. Открытость экономической политики. Завоевание доверия большинства населения к власти.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какую играло роль государство в регулировании маркетинговых процессов в стране?

  2. Какие антикризисные меры провели для усиления макроэкономических процессов в государстве ?

  3. Факторы наступления нового этапа в экономике страны

  4. Суть консолидации всех ветвей власти

  5. Антикризисные меры в области финансов и экономики

Тема 30. Антикризисная направленность реформ

Л.Эрхарда ( Германия, конец 40-х-середина

50-х годов ХХ в. )

Суть концепции социально – ориентированной рыночной экономики. Государство как гарант и выразитель интересов всех слоев общества. Повышение эффективности управления предприятием – задача общенационального масштаба. Изучение и учет общественного мнения. Твердая марка как фактор инвестиций. Индикативное планирование. Факторы, определившие успех планирования: высокая квалификация составителей планов, разнообразие методов и инструментария при реализации планов, твердость и последовательность государственной власти, выработка национального согласия в отношении главных целей социально – экономического развития.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Рыночная экономика это…..?

  2. Как достичь эффективности управления предприятием?

  3. Суть индикативного планирования

  4. Роль государства в современной экономике ?

  5. Факторы, обеспечивающие успех планирования

  6. Каким образом можно не только изучать, но и управлять общественным мнением ?

  7. Совокупный потенциал и эффективность управления предприятием

Тема 31. Опыт антикризисного управления американской

корпорацией «Крайслер»

Аналитическая деятельность менеджера. Оценка состояний всех направлений производственной и финансовой деятельности прошлой администрации корпорации. Принципы подбора эффективной команды. Непосредственное личное участие в подборе команды; оперативная чистка высшего эшелона руководителей, профессионализм, опыт, талант, напористость, умение решать проблемы, коммуникабельность, способность привлекать людей; взаимопомощь и сотрудничество; личная преданность лидеру, широкие полномочия, самостоятельность. Партнерские отношения с профсоюзами.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Принцип участия в планировании и управлении?

  2. Какова зависимость полномочий и иерархических уровней управления?

  3. Основные системные свойства организации

  4. Какими критериями оценивается управленческий потенциал?

  5. Каким критериям должна отвечать команда руководителя?

  6. От чего зависит развитие и использование кадрового потенциала?

Тема 32. Антикризисные аспекты современного государственного управления в США и странах Западной Европы

Органы повышения эффективности государственного управления в США. Президентский совет по честности и эффективности. Президентский совет по совершенствованию управления. Создание финансовой системы из государственных и коммерческих банков. Государственная финансовая поддержка нововведений. Поощрения НИОКР. Создание совместных государственно–частных предприятий. Проведение выборочной приватизации. Привлечение иностранных инвесторов.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие существуют государственные программы поощрения НИОКР?

  2. Задачи президентского совета по честности и эффективности

  3. Какие направления выделяются в деятельности президентского Совета по совершенствованию управления?

  4. Для чего создаются совместные государственно-частные предприятия?

  5. Как осуществляется выборочная приватизация?

Тема 33. Методика оценки привлекательности инновационных проектов

Определение показателя инвестиционного качества проекта. Параметры оценки преодоления кризиса. Учет правил движения инвестиций. Расчет доходности инвестиционного проекта. Сравнение итоговой инвестиционной привлекательности проектов. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов. Отраслевая рентабельность, региональная рентабельность, корпоративная рентабельность. Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. По каким показателям определяется качество проекта?2

  2. Отраслевая, региональная, корпоративная рентабельность –понятие и сущность данных составляющих

  1. Назовите параметры оценки преодоления кризиса

  2. Как осуществляется расчет доходности инвестиционного проекта ?

  3. Каковы требования к норме прибыли для различных групп инвестиций ?

  4. Цикл движения инвестиций

Тема 34. Технология формирования общественного мнения и

имиджа организации

Слагаемые общественного мнения. Объективные и субъективные факторы. Выработка привлекательной миссии организации. Надлежащая корпоративная культура. Демократический стиль управления персоналом. Перспективы организации. Взаимодействие со средствами массово информации. Рекламная деятельность. Активное участие первых лиц организации во встречах с сотрудниками организации, клиентами, с представителями местного сообщества.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Какие предложения в формировании имиджа фирмы представляются вам достаточно важными?

  2. Какую роль играет рекламная деятельность в формировании имиджа предприятия?

  3. Какие факторы влияют при формировании общественного мнения?

  4. Какое влияние оказывает имидж встреча с сотрудниками первых лиц организации?

  5. Положительные и отрицательные стороны демократического стиля управления персоналом?

Тема 35. Методика деловых переговоров. Работа с кредиторами

Всесторонний анализ и учет интересов партнеров по переговорам. Предварительный анализ возможных вариантов предложений. Соблюдение принципов деловой этики. Создание атмосферы внимания к участникам переговоров, удовлетворение их запросов и потребностей. Анализ информации о положении на фондовом рынке, рынке ценных бумаг и акций ведущих компаний.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Основные принципы деловых переговоров между партнерами

  2. Какие подходы в деловых переговорах способствуют к успеху?

  3. На основе какой информации осуществляется предварительный анализ?

  4. Какая информация необходима для анализа фондового рынка?

  5. Как осуществляется обработка собранной информации?

  6. Что вы понимаете под понятием всесторонний анализ?

  7. Назовите принципы деловой этики

  8. Как разрабатывается методика деловых переговоров?

Тест 1

(темы 1-10)

  1. Антикризисное управление – это

  • управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования:

  • выпуск продукции более высокого качества;

  • улучшение социальной политики фирмы.

  1. Стратегическое планирование

  • выяснение особенностей сбытовой деятельности;

  • промежуточный итоговый этап исследования деятельности фирмы;

  • это установление долгосрочных целей и выработка планов текущей деятельности, направленные на их реализацию.

  • набор правил и процедур, предпринятых руководителем для выработки стратегий, в достижении, поставленных целей.

  1. Прогнозирование – это

  • разработка на перспективу изменений финансового состояния;

  • обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления;

  • воздействие на объект управления с целью устранения возникших отклонений.

  1. Цель стратегии антикризисного управления заключается

  • в анализе и оценке положения предприятия, изучении совокупного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия;

  • в обеспечении товару конкурентоспособного положения;

  • в превышении долговых обязательств предприятия над его активами.

  1. Механизм контроллинга предусматривает

  • комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению;

  • побуждение специалистов к заинтересованности в результате своего труда;

  • искусство управления риском.

  1. Контроль в антикризисном управлении

  • воздействие на объект с целью устранения возникших отклонений;

  • проверка организации работы по снижению степени риска;

  • обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления риском.

  1. Что такое маркетинг?

  • социально-экономический климат деятельности фирмы;

  • это комплексно-системный подход к решению проблем рынка, охватывающий все стадии движения товара в рыночных условиях;

  • взаимозависимые колебания спроса и предложения.

  1. Маркетинговые программы предполагают:

  • пополнение ассортимента рынка новыми изделиями;

  • максимальную адаптацию к рынку через разработку и применение долговременной стратегии развития предпринимательских структур, конкретизированной в оперативных тактических решениях;

  • проверку продукции в головных организациях для определения фактических показателей ее свойств.

Тест 2

(темы 11-20)

  1. Баланс фирмы это

  • списание банком средств с расчетного или иного счета клиента;

  • таблица с показателями на начало и конец отчетного периода;

  • задолженность других предприятий.

  1. Актив – это

  • сумма налогов, не внесенная налогоплательщиком в бюджет;

  • часть бухгалтерского баланса, отражающая источники средств предприятия (уставной капитал и различные фонды, кредиты и займы, кредиторская задолженность);

  • часть бухгалтерского баланса, отражающая размещение средства предприятия (его основных средств, запасов и незавершенного производства, дебиторские задолженности и денежных средств).

  1. Эксперт

  • это лицо, отвечающее всем требованиям, которые предъявляются законодательством к специалисту по оценке для его профессиональной оценочной деятельности;

  • это оптовый торговец, представляющий покупателя или продавца;

  • это человек специализирующийся на продажах продукции фирмы.

  1. Хеджирование

  • это пересмотр или изменение формы бухгалтерской отчетности;

  • это создание встречных валютных коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств;

  • это стоимость денежного потока от операционной деятельности и выпуске от продажи объекта.

  1. Антикризисная стратегия маркетинга

  • это выделение продукции фирмы из общей массы конкурирующих товаров с помощью цены;

  • это процедура определения уровня качества продукции в различных отраслях промышленности;

  • выдвижение наиболее важных задач в области производственной, ценовой и сбытовой политики фирмы, способствующих достижению стабильности развития бизнеса и снижению риска банкротства.

  1. Понятие «инвестиционный проект»

  • план или программа вложения инвестиций;

  • комплексной изучение маркетинговой среды;

  • привлечение внимания к товару.

  1. Банкротство это

  • запрограммированные в цене обязательные платежи в бюджет и внебюджетных фондов;

  • цивилизованная процедура ликвидации должника, продажа его имущества и расчета с кредиторами;

  • возмещение ранее понесенных затрат на производство, в том числе на погашение обязательств.

Тест 3

(темы 20-35)

  1. Жизненный цикл товара

  • это установление факта пригодности того или иного товара;

  • падение сбыта товара;

  • это концепция, определяющая последовательность стадий в рамках периода существования товара.

  1. Что представляют собой инвестиции?

  • представление определенного рода услуг фирмой-консультантом;

  • обеспечение наличия запасов товара в возможно большем числе торговых предприятий;

  • затраты, осуществляемые в некоторый период с целью получения отдачи в нескольких последующих периодах.

  1. Что такое санация предприятия?

  • принудительная ликвидация предприятия должника по решению арбитражного суда;

  • это процедура, когда собственником предприятия, кредитором или другим заинтересованным лицом оказывается финансовая помощь предприятию должнику;

  • добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

  1. Цель кадровой политики

  • массовое распространение и массовое стимулирование сбыта;

  • фиксация и воспроизведение социального опыта в организациях;

  • обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации.

  1. Что такое производственные конфликты?

  • открытое или скрытое столкновение индивидуальных и (или) групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся в совместной производственной деятельности;

  • система консультационной поддержки, оценки и независимой экспертизы кадрового и организационного потенциала

Список рекомендуемой литературы

  1. Агеев В.С., Базаров Т.Ю., Скворцов В.В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. – М.: МГУ, 1986.

  2. Адамс Р. Аудит: Пер. с англ./ Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.

  3. Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. – 384 с.

  4. Арбитражный процесс/ Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Зерцало, 1995.

  5. Аудит предприятия. Методология аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. – М.: Дело, 1995.

  6. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора. – М.: ИПК-ГС, 1995.

  7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1995.

  8. Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. – М., 1995.

  9. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1996. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).

  10. Вяткин В.Н., Хэмптон Д.Д., Казак А.Ю. принятие финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации. – Москва – Екатеринбург: ЗАО «Издательский дом «ЯВА», 1998. – 256 с.

  11. Герчикова И.Н. Менеджмент. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

  12. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ./Под ред. С.А. Табалиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. – 560 с.

  13. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. – М., 1992.

  14. Кукушкин С.Н. Природа экономического кризиса в России.// Вестник УлГТУ, 1999, №4.

  15. Маркетинг/Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

  16. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992.

  17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1995.

  18. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

  19. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. – М., 1992.

  20. Политика промышленного развития России/ Под ред. Л.Н. Володина. – М.: эдиториал УРСС, 1999. – 128 с.

  21. Пратт Ш.П. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Ин-т экон. развития Всемирного банка,1994.

  22. Родионова В.М., Федотова М.А. финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Перспектива, 1995.

  23. Соколин В. А. Кризис российской экономики. – М., 1998. – 356 с.

  24. Справочник директора предприятия/ Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996.

  25. Управление проектами/ Шапиро В.Д., Ильин Н.И., Лукманова И.Г. и др. – СПб.: ДваТри, 1996.

  26. Финансы предприятия/ Под ред. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

  27. Харрисон Г.С. Оценка недвижимости: Пер. с англ. – М.: РОО, 1994.

  28. Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.

  29. Хэзлитт Г. Типичные ошибки государственного регулирования экономики. – М.: Серебряные нити, 2000. – 160 с.

  30. Шургалина И.Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. – 221 с.

  31. Экономика предприятия/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. – М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

  32. Bierman H.Jr., Smidt S. The Capital Budgeting Decision. Economic Analysis of Investment Projects. – 8th ed. – NY: Macmillan Publishing Company, 1993.

  33. Helferrt E.A. Techniques of Financial Analysis. – 8th ed. – IRWIN, 1994.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания для студентов экономических специальностей всех форм обучения Гродно

    Методические указания
    Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании межфакультетской методической комиссии экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ», протокол № 4 от 15.
  2. Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Севастополь 2010

    Методические указания
    Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов экономических специальностей всех форм обучения/ Разраб.
  3. Методические указания по выполнению курсовой работы по макроэкономике для студентов экономических специальностей всех форм обучения специальности 1-25- 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

    Методические указания
    Утверждена на межфакультетской объединенной методической комиссии экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «Гродненский государственный аграрный университет»
  4. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» Для студентов экономических специальностей всех форм обучения

    Методические указания
    Глубокие перемены в различных сферах жизни общества не могут не отразиться на экономической теории и экономическом образовании. Для получения необходимых навыков будущей профессиональной деятельности студентам необходима серьезная
  5. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей всех форм обучения 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Методические указания
    Карпов, В.А. – заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии УО «Гродненского государственного университета имени Я. Купалы» кандидат экономических наук, доцент.

Другие похожие документы..