Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Черговий етап цього історичного періоду після череди поразок і відступів - це час визволення й відродження, і для власне України він почався не в ден...полностью>>
'Программа дисциплины'
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занят...полностью>>
'Документ'
2 день Завтрак. Выселение с отеля. Переезд в красивый средневековый город Торунь - родину великого писателя Николая Коперника. Экскурсия «По следам К...полностью>>
'Документ'
Администрация Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края просит Вас разместить на официальном сайте Администрации Зонального района Алта...полностью>>

Вопросы к экзамену по курсу «Экономика социально-культурной сферы»

Главная > Вопросы к экзамену
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы к экзамену по курсу «Экономика социально-культурной сферы»

1. Место СКС в структуре национальной экономики

Социально-культурная сфера: Здравоохранение; Культура; Наука; Образование; Средства массовой информации; Физкультура и спорт.

Работа о духовном и физическом здоровье трудящихся и членов их семей, организация детского оздоровительного отдыха традиционно входят в сферу деятельности социально-культурной сферы.

Социальная сфера как подсистема общественного организма характеризуется специфическими процессами взаимодействия и воспроизводства человека, личности, социальных групп, населения в целом; особого вида отношениями, складывающимися по поводу воспроизводства человеческого потенциала и распределения социальной справедливости в обществе; осуществляет только ей свойственные функции дифференциации и оформления социальных групп.

Социальная сфера (экономико-управленческий аспект) - совокупность отраслей, программ и мероприятий, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния и улучшения качества жизни населения. Реализуется социальная сфера через оказание социальных услуг, обеспечение социальных гарантий, льгот и выплат.

Социальные нормы - единые или групповые для однородных территорий меры удовлетворения социальных потребностей населения, таких как обеспеченность населения учреждениями социально-культурной сферы, их услугами, обеспеченность работников этих учреждений ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.

Социальные отношения - вид универсальных общественных отношений, развивающихся на основе взаимодействия личностных, межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого человека, степени общности и отличия граждан по роду занятий, политическим симпатиям, этнической принадлежности, имущественному положению и иным сущностным факторам. Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, представляющая собой производную от равенства возможностей для реализации своего потенциала всеми членами общества.

Социальный стандарт - нормы, правила, характеристики, разработанные на основе согласия по существенным вопросам социальной политики между большинством заинтересованных сторон, принятые, утвержденные соответствующим органом. Социальные стандарты отражают уровень удовлетворения совокупности социальных потребностей населения, поэтому по уровням могут дифференцироваться на минимальный, средний, рациональный.

В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС классифицируются на 3 большие группы: а)Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ: жилищно-комунальное хозяйство; наука; б)Отрасли направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей: бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения; здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство; с)Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом: управление и планирования и народного хозяйства; отрасли, обеспечивающие безопасность государства; обеспечение охраны собственности.

2. Культура как система духовного производства (специфика продукта)

В отечественной культурологии основными являются следующие определения:

культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественно- экономическую" (Н. Данилевский);

В современной культурологии есть несколько школ, направлений, течений. Понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:

а) символическая школа. Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.

б) натуралистическая школа. Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

в) психологическая школа. С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.

г) социологическая школа. Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.

г) аксиологическая школа. Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

Структура культуры. Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

Художественная культура - это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов.

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями, как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры.

Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:

1. Аккумуляция родового опыта.

2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.

4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает, прежде всего, выступает язык.

5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия - это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

8. Главной функцией является гуманистическая функция.

Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

3. Экономическая природа и характер экономических отношений в СКС

Расходы из государственного бюджета на здравоохранение, образование, культуру, искусство и средства массовой информации в 2004г. составили в сопоставимом выражении 65% от величины этих ассигнований в 2001г. Сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры за эти годы не уменьшилась, а наоборот возросла за счет передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов социальной инфраструктуры. Выделяемых государством средств недостаточно, чтобы обеспечить минимальные потребности государственных и муниципальных социально-культурных учреждений для предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи и образования. Главной проблемой для социально-культурной сферы в настоящее время является разрыв между унаследованными от эпохи социализма широкими обязательствами государства перед своими гражданами в области предоставления социальных услуг и реальным объемом их бюджетного финансирования. Сохранение этого разрыва обрекает эту сферу на дальнейшую деградацию.

В предыдущие годы оплата труда в социально-культурной сфере оставалась на очень низком уровне в сравнении с другими секторами экономики. В 2004г. темпы роста начисленной заработной платы в отраслях социально-культурной сферы были заметно выше, чем средние показатели по всем отраслям. Разрыв в уровне оплаты труда немного сократился, но оставался значительным.

Именно вложения в образование является важнейшим фактором обеспечения экономического прорыва. И именно в этом направлении Россия имеет очевидные преимущества, поскольку уровень и качество образования у нас превышают параметры стран с аналогичным уровнем экономического развития

Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие минимум средств текущего содержания, поддержки деятельности учреждений. Необходимые капитальные вложения финансируются из государственного бюджета по особым сметам.

Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.

Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами.

И, наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в СКС является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.

Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что – только на основе бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников.

4. Соотношение роли государства и рынка в формировании финансово-экономического механизма СКС

С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга.

Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют. Долгое время в нашей стране преобладали в социально-культурной сфере гипертрофированные административно-командные начала.

В развивающуюся современную модель социально-культурной сферы все активнее вписывается ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.

В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:

— реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

— диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду;

— решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными общественными формированиями — фондами, движениями, объединениями социальной защиты. Распространена практика формирования местных фондов социального и культурного строительства, образуемых за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан. Зарекомендовало себя создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство, благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными признаками российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременный учет и глубокое понимание целей и позиций самого художника. При этом меценаты, распределяя пожертвования, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. В наши дни в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально необеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и следствием демократизации социально-культурной политики.

5. Государственная социально-культурная политика, ее задачи и структура (социальная справедливость, социальная обеспеченность, социальная дифференциация)

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: - социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также - культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно- общественный характер управления образованием.

Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.

Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России на период до 2010 года.

Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года являются:

охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; обеспечение качественного образования и воспитания детей;

улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

На первом этапе (2005-2006 годы) выполнения Основных направлений должны быть реализованы в полном объеме конкретные параметры улучшения жизнеобеспечения детей, заложенные в утвержденных и обеспеченных финансированием мероприятиях федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на основе Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008г).

Социальная справедливость - Обобщенная нравственная оценка общественных отношений, характеризующая как сами эти отношения в целом, так и отношение общества к индивиду; один из общечеловеческих социальных идеалов, принцип, конкретное содержание которого менялось на протяжении истории и отличается в различных социальных системах. В современных условиях осуществление принципа С.с. основывается на равенстве всех граждан перед законом, на создании правовых, политических и социально-экономических гарантий жизнедеятельности человека, на обеспечении высокого уровня его социальной защищенности; является одной из основных задач социальной политики государства

Форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.(Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова.-М., 2001)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. С.П. (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Дифференциация социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; Дифференциация обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. В немарксистской социологии разрабатывались преимущественно формальные аспекты Дифференциация Теорию Дифференциация в конце 19 в. выдвинул английский философ Г. Спенсер, который заимствовал этот термин из биологии и провозгласил Дифференциация всеобщим законом эволюции материи от простого к сложному, проявляющуюся в обществе как разделение труда. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал Дифференциация в результате разделения труда как закон природы и связывал Дифференциация функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности межличностных и межгрупповых контактов. Немецкий философ и социолог М. Вебер видел в Дифференциация следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми. Современная структурно-функциональная школа в немарксистской социологии (американский социолог Т. Парсонс и др.) рассматривает Дифференциация как наличное состояние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Однако в рамках этой школы вопрос о причинах и типах Дифференциация остаётся не решённым (см. Структурно-функциональный анализ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Экономика социально-культурной сферы и науки» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра Авторы профессор, д э. н. С. В. Шишкин

    Программа дисциплины
    Проблемы разработки государственной стратегии, направленной на развитие социальной-культурной сферы и науки, в настоящее время рассматриваются в Российской Федерации как результат политического выбора, а финансирование этих направлений
  2. Вопросы к экзамену по курсу (1)

    Вопросы к экзамену
    Вопросы к экзамену по курсу"История России (1917 – конец 1930-х годов)"для студентов 3 курса дневного отделения исторического факультетаспециальность "История"уч.
  3. Вопросы к экзамену по курсу «История государства и права зарубежных стран»

    Вопросы к экзамену
    Конституция Франции 1791 г. Декларация прав человека и гражданина, Конституция Франции 1793 г. Изменения в государственном строе Франции с 1795 по 1814 г.
  4. Программа итоговой государственной аттестации по специальности «100103 Социально-культурный сервис и туризм» Екатеринбург 2010

    Программа
    Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 100103 –Социально-культурный сервис и туризм. ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
  5. 1. общая характеристика специальности 071401 (053100) социально-культурная деятельность

    Документ
    1.2. Квалификации выпускников по специальности 053100 - Социально-культурная деятельность в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:

Другие похожие документы..