Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Организация заездов инвалидов-участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в Центры реабилитации инвалидов и социально-реабилитационные отделения...полностью>>
'Документ'
1932 год вошел в историю Чили как кульминация социально-экономического и политического кризиса, вызванного Великой депрессией и окончательным разруше...полностью>>
'Документ'
3. ООО «Галерея Алекс» Кофейня «Шоколадница» Ул....полностью>>
'Решение'
Необходимость вовлечения молодых людей в профсоюзную деятельность, омоложение профсоюзных лидеров, подготовки образованной смены активистов была озву...полностью>>

«- музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями; музыка придает жизнь всему существующему» Платон

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«- Музыка воодушевляет весь мир,

снабжает душу крыльями;

музыка придает жизнь

всему существующему»

Платон.

Введение

Беспокойная и полная забот жизнь в современном индустриальном и деловом обществе постоянно держит человека в состоянии повышенной напряженности, которое влияет на его поведение, эмоции и жизненную позицию. Под воздействием социальной и психической напряженности нервная система, внутренние органы и внешние системы организма человека не могут функционировать должным образом, что в итоге ведет к дезорганизации личности и поведения. Таким образом, возникают так называемые «психосоматические расстройства».

Существуют по меньшей мере 80 различных видов расстройств, которые связаны практически со всеми органами и системами организма человека. Поскольку причины этих расстройств обычно имеют психологический характер, профессиональные медики и психологи прежде всего рекомендуют различные не медикаментозные средства, среди которых музыка является удивительно эффективным средством. Многие люди, которым не помогает обычная врачебная медицинская помощь, могут улучшить свое состояние, используя специальную музыку. Чувство музыки относится к врожденным качествам человека. Она ни в коем случае не зависит от специального музыкального образования и крайне редко нарушается из-за серьезной травмы. С помощью музыкальной терапии выражают свои чувства люди с умственными или физическими нарушениями, те, кто не может это сделать посредством связной речи. Особенно этот метод полезен для лечебного психологического воздействия на детей с проблемами речи, поведения и врожденными дефектами, поскольку музыка облегчает понимание, развивает внимание, умение сосредотачиваться и память. Основа этого метода – развитие отношений между врачом и пациентом. В этой ситуации музыка – главное средство коммуникации, способ духовного роста и развития. С ее помощью можно регулировать биологические ритмы, повышать потенциальные возможности человека и приводить как отдельные органы, так и весь организм в состояние гармонии. Благодаря специально подобранному ритму и темпу звуки мелодии как бы подстраиваются под те или иные эмоциональные и психологические расстройства. Далее музыка приносит чувство гармонии и красоты, что в итоге дает прекрасный терапевтический эффект.

Все чаще к этому виду лечения обращаются люди, у которых нет никаких определенных проблем в общении и выражении эмоций. Они стремятся увеличить свой творческий потенциал, познать самого себя и осознать свое место в обществе.

I Из истории музыкальной психологии

Сегодня, когда музыка стала неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества, каждый профессиональный музыкант должен особенно хорошо почувствовать и понять свое предназначение. Уберите музыку из концертных залов и дискотек, из церковных храмов и телепередач – общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и потребителем материальных благ и знаний. В умирающем обществе прежде всего умирает искусство. И поэтому там, где есть музыкант и праведник, - там еще есть и будет жизнь.

В настоящее время наше общество переживает не самые лучшие времена. И долг музыкантов — помочь каждому его члену пережить их, давая надежду, моральную поддержку и улыбку просветления.

Для этого они должны хорошо знать то искусство, которым владеют и которому посвятили свою жизнь. Огромное количество почитателей музыкального искусства можно было бы классифицировать на основе двух переменных – насколько хорошо они могут понимать природу музыки и насколько хорошо умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте.

В первую группу вошли бы те, кто «не умеет и не понимает», однако любит музыку искренне и бескорыстно. Это огромная армия дилетантов, которым, в общем, и служит большинство музыкантов.

Во вторую группу вошли бы те, кто «умеет, но не понимает». Это – те музыканты, которых иногда сравнивают с умными собаками — все чувствуют, но сказать ничего не могут. Музыкантов такого типа можно найти среди блестящих исполнителей, изумляющих своей искусностью, но не умеющих передать свой опыт ученикам. Когда такой музыкант пытается заняться педагогической деятельностью, то его основным приемом обучения становится принцип «делай, как я» — один из самых непродук­тивных путей в методике обучения.

Третью группу составили бы те, кто «понимает, но не умеет». Таких музыкантов много среди музыковедов и теоретиков, для которых оказывается

важнее игра со словом и мыслью, нежели с непосредственным чувством и

звуком.

Наконец, в четвертую группу вошли бы те, кто «умеет и по­нимает». Это — музыканты-мыслители, среди которых мы ви­дим имена Листа и Шумана, Рубинштейна и Чайковского, Нейгауза и Фейнберга, Маргариты Лонг и Альфреда Корто и многих других.

О терапевтическом действии музыки известно давно. Ученые и мыслители древности изучали причины ее воздействия на человека, ребенка.

Первые ростки науки музыкальной психологии мы находим в работах античных философов. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека.

В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц.

В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства. В оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть звуков: «храам», «хриим», «хруум», «храйм», «храум», «хра» - и магический звук «ом» использовались для лечения многих болезней. Улавливая тончайшие изменения в ритмике пульса, восточные врачи и сегодня могут поставить диагноз около двух десятков болезней.

В средние века музыкальная психология развивалась в работах музыкантов – теоретиков Боэций, Царлино, в 17-18 вв. трудах музыкантов – философов (Кунау, Кирхер, Маттесон ). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека: «Меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию;

сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем;

холерики стремятся к таким же гармоническим движениям (у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи);

флегматиков трогают тонкие женские голоса.

Большой клад в изучение музыкальных явлений внес другой немецкий

Исследователь – К. Штумпф, работы которого вышли в конце 19 в. Штумпф заложил основы концепции о двух компонентах высоты музыкального звука. Суть этой концепции заключается в том, что с изменением одного физического признака звука – частоты его колебаний – изменяется одновременно два психологических признака звука – его тембр и высота.

В нашей стране проблемы музыкальной психологии получили широкую разработку в трудах Б. Теплова, Г. Тарасова, Л. Бочкарева.

Все современные исследователи проблем музыкального воспитания отталкиваются и исходят из того факта, который установил Б.М. Теплов, а именно - что основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроение.

Однако существовала и дру­гая точка зрения, которая принадлежала известному немецкому музыковеду начала века Эдуарду Ганслику, считавшему, что му­зыка — это лишь игра звуков и что за этими звуками не может быть никакого содержания.

Содержанием музыки Э.Ганслик считал сами по себе дви­жущиеся музыкальные формы. Б.М.Тешюв, тонкий психолог и талантливый музыкант, учившийся в свое время у К. Н.Игумнова, в полемике с Гансликом утверждал, что «специфическим для музыкального переживания является пе­реживание звуковой ткани как выражения некоторого содержания.

В своих рассуждениях Э.Ганслик исходил из неверной пред­посылки, считая, что «музыка не повторяет собой никакого знакомого, словом обозначаемого предмета и потому не предо­ставляет нашему движущемуся в определенных понятиях мыш­лению никакого содержания, которое мы могли бы,назвать». Э.Ганслик был совершенно прав, ког­да отмечал, что содержание музыки невозможно точно передать словами. Но, как справедливо указывал Б.М.Теплов, «эмоциональное содержание подлинно большого произведения музыки совершенно определенно. «Неопределенным" является лишь его словесное описание».

Важным выводом Б.М.Теплова, касающимся восприятия му­зыки, явилось положение о том, что во всей глубине и содержа­тельности оно возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания. Мир музыкальных обра­зов не может быть до конца понят «сам из себя». Поэтому, для того чтобы понять музыкальное произведение, правильно его воспринять и хорошо исполнить, любитель музыки и музыкант должны поинтересоваться тем временем, в котором жил данный композитор, и каковы были его взгляды на жизнь, отношение к людям, к природе, к искусству. Когда композитор создавал свое произведение, он сопереживал проблемам своего времени, он восхищался и негодовал, печалился и страдал, и если человек будет знать конкретную причину этих переживаний, то и музы­ку он будет глубже чувствовать, понимать и исполнять.

Но восприятие — не только пассивный отклик слушателя на те переживания, которые ему удается почерпнуть из музыки. Восприятие активно, и слушатели, равно как и исполнитель, имеющий опыт общения с искусством, сами вкладывают в воспринимаемое произведение нечто от своего личного жизненного опыта, свои радости, тревоги и надежды, и тогда процесс музыкального восприятия превращается в захватывающий диалог двух личностных миров, один из которых принадлежит слушателю, а другой – композитору. Если же мы имеем дело с гениальным интерпретатором музыки, то этот диалог превращается уже в замаскированную встречу трех близких друзей - композитора – исполнителя – слушателя.

II Учитель музыки и его ученики

Целью нового научного и практического движения в России является сохранение и развитие физического, психологического, эмоционального, творческого здоровья детей.

Как уберечь ребенка, сохранить и укрепить его физическое и духов­ное здоровье, как научить его регулировать своим психическим состоянием, оградить его мало-мальски от стрессовых ситуаций сложного современного мира, помочь сохранить ему ценнейшие качества человеческой морали - доб­роту, человечность, прощение? Обратимся за помощью к удивительному миру музыки - такому простому, и такому непонятному, такому возвышенному, и та­кому земному. У музыки есть свойство передавать свое состояние множеству людей: «Когда музыка плачет- с нею плачет все человечество, плачет вся природа». По силе своего воздействия музыка - самое могучее среди всех искусств.

На каждом уроке музыки дети пытаются войти в этот удивительный мир звуков через разные виды деятельности: слушание музыки, участие в ее исполнении - хором, солистами; игра на музыкальных инструментах. На своих уроках я большое внимание уделяю не только обучающим задачам, но учитывая актуальность сохранения нравственного и физического здоровья учащихся в настоящее время, никогда не забываю о психотерапевтическом воздействии музыки на организм ребенка. На уроках музыки, помимо специфических задач, решаю и задачи валеологии – науки о здоровье, которая преподается в нашей школе с 1го класса. Каждый ребенок, находящийся на уроке, имеет свой «мирок» переживаний, проблем, болезней зачастую невидимый нам взрослым. Задача учителя музыки – научить «впустить» чарующий поток звуков в душу каждого ребенка, чтобы помочь ему излечиться, совершенствовать себя. А как это сделать? Конечно через пение

II. 1 Пение

Пение как часть музыкотерапии является важным моментом выражении себя. В музыкотерапии, как и при рисовании, профессионализм не является необходимым. При пении важно спеть, чем мы являемся, и здесь не может быть правил. Важно чувствовать себя, собственную наполненность. Причем наполненность – это не пение во все горло, а часть моря, которое в спокойном состоянии, заполняет вас внутри. В этом пении задействованы не только голосовые связки, но все существо. Пение – вид музыкального искусства. Оно обладает большой оздоровительной силой. Известный венгерский композитор З. Кодай писал: «Чудесное свойство пения дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких - все это ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей степени, чем пища».

Пение обладает могучими воспитательными возможно­стями, оживляет умственные силы детей, бы­стро организует класс! В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и в особенности чувство.

Пение применяют как средство терапии при головных болях, депрессиях, заболеваниях дыхательных путей.

Велика роль пения в воспитании здорового подрастающего поколе­ния. В вокальных упражнениях, при разучивании песен на уроках, я большое внимание уделяю развитию хорошего певческого дыхания. Принципы брюшного (диафрагмального) дыхания были разработаны еще в гимнастике йогов.

Суть подобного типа дыхания благотворно влияет не только на хо­рошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма- оркест­ра»- головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и интенсивно массирует внутренние органы - желудок, печень, почки, кишечник (являясь хорошим средством очищения).

Образные названия упражнений («Недоенная корова», «Сытая ло­шадь», «Засыпающий цветок», «Аромат роз», «Парад войск») улучшает качест­во их исполнения.

Выполняя упражнение «Сытая лошадь»; происходит расслабление мышц лица и головы, что помогает более эффективной работе участков мозга, ответственных за интеллектуальное и духовное развитие человека.

Подобные упражнения выполняются детьми среднего звена обуче­ния.

С детьми начальной школы мы проделываем дыхательные упражне­ния с образным выражением сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка ле­тит на цветок («бз»- на выходе, «бж»), змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.

Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благо­творное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует ра­боту внутренних органов.

А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое уп­ражнение: «Ма - ме- ми- мо- му»!

Каждая гласная соответствует своему органу: А - печени, Е - сердцу, И - селезенке. О - почкам, У - легким.

Биозвукотерапией мы занимаемся ежеурочно, зачастую не подозре­вая об этом.

Звуки музыки... Исполняемые и слушаемые. Какое это чудо!

А разве не красив тот человек, который несет заряд положительных эмоций окружающим (в этот момент у него вырабатывается большое количе­ство гормонов удовольствия в участках головного мозга).

II. 2 Выразительные средства музыки

Каждое средство музыкальной выразительности играет определенную роль в процессе восприятия музыки. А из чего создается музыка?

Конечно же из благозвучной последовательности звуков, образующей музыкальное единство, напев. И это единство – мелодия. На уроках мы рассматриваем воздействие мелодии на человека. Пытаемся, например, осознать, почему так нужна была музыка в трудной работе выдающегося советского хирурга С. С. Юдина. Рассказывают, что как-то во время сложной операции Юдин долго не мог найти осколок, ко­торый необходимо было удалить. И тогда хирургу помогла мелодия шестой симфонии П.Чайковского. Он напел ее и тут же уверенным движением извлек осколок, грозивший жизни пациента. В размышлении хирург писал: «на мою профессиональную деятельность особо непосредственное влияние оказа­ла музыка».

Наслаждаясь музыкой композитора, дети сочувствуют его героям, пе­реживают вместе с ними, впитывают в себя все хорошее и справедливое. Дуна­евский писал: «Какое счастье наслаждаться музыкой! Но не только в этом сча­стье! Счастье в том, что, наполняясь красотой искусства, я сам хочу быть лучше, чем я есть. Наслаждение музыкой не самоцель, а путь к внутреннему со­вершенствованию во имя жизни, во имя ее улучшения».

Музыка является временным искусством. Ко всем явлениям природы и искусства, связанным со временем, чаще применяют понятие ритм. Человек существует в гармонии с окружающим миром, а ритмами пронизана вся созна­тельная деятельность человека. Всякому душевному состоянию (моменту жиз­ни человека) соответствует определенный ритм - равномерное чередование долгих и коротких звуков и урок должен идти в определенном ритме.

По мнению греческого философа Платона, могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ла­дах и каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа раз­рушения нравов, нежели отход от скромной музыки. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим.

Аристотель полагал, что, способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: «музыкальные лады суще­ственно отличаются друг от друга, при слушании их, у нас

возникает различное настроение».

Лад– это строй музыкального произведения, определенная система сочетания звуков и созвучий. В музыке множество ладов. Дорийский лад вызывает у нас уравновешенное настроение, Фригийский лад действует на нас возбуждающим образом. С точки зрения Аристотеля, для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад, которому свойственна наибольшая стойкость и который отличается мужест­венным характером. Но наибольшее распространение получили мажорный –яркий (радостный) и минорный –более тусклый (грустный) лады. А произведение, написанное в определенном ладу и тональности, имеет колоссальную силу.

Тональность – высота звуков лада, определяемая положением главного устойчивого тона. Она воздействует на слушателей и зрителей, и активизирует внутренний психофизический потенциал исполнителей. Музыкальная тональность имеет характерный для нее спектр значений. Композиторы учитывают это при на писании музыкального произведения.

В античных источниках мы находим множество примеров, говоря­щих о чудесных исцелениях, достигающихся при помощи музыки.

В средние века практика музыкальной психотерапии была тесно свя­зана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, ме­лодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтения им то­го или иного характера музыки.

Строя свой урок, и зная силу воздействия музыки на детей, я должна учитывать темперамент учащихся, эмоциональный настрой классного коллектива, даже учитываю после какого урока будет проходить урок музыки. Если после физической культуры – то в первой половине урока нужна более спокойная музыка, а энергичную слушаем и разбираем во второй половине урока. После трудной контрольной работы включаю музыку более легко содержания и восприятия

Приведя в соответствие музыку сфер и ту, которая заключается в движении физиологических процессов в теле, музыка оказывает оздорови­тельное воздействие.

Разные типы темпераментов имеют дети, находящиеся в классе на уроке. А какое разнообразие музыки звучит здесь - от легких детских полек, маршей, до сложных симфонических форм; от музыки, полной, светлой, искря­щейся улыбки (Кабалевский, Стравинский), до глубоко трагичных произведе­ний (Моцарт, Бетховен).

Эмоциональное состояние найдет свое выражение в звучащем произведении, и музыка, как доктор, поможет излечить «душевную неясность».

Об огромном значении музыки в эстетическом воспитании говорил и русский ученый В. Бехтерев. В своих работах он показал насколько необходи­мо приобщение ребенка к музыке в самом раннем детстве, и об использовании музыки в целях укрепления здоровья. Бехтерев утверждал, что, прежде всего на детей начинает действовать ритм музыки, позднее - высота тона и мелодия зву­ков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и он активно пропагандирует музыку как средство борьбы с переутом­лением. Надолго обеспечивает бодрое и хорошее настроение, если в период пробуждения от сна слышишь нежные звуки музыки.

II. 3 Музыкальная терапия: Лечение классикой

В последнее время метод музыкотерапии получил широкую популярность. На Западе ( и даже кое-где на Украине ) уже подготовлено много специалистов по музыкотерапии. Нужно сказать, что и в России этому методу в последнее время стали уделять большое внимание. Примером этого может служить опыт одной из средних школ г. Липецка, где оздоровление учащихся с помощью музыки проводится в течение двух лет, а также – трагический случай, произошедший с известным актером Н. Караченцевым, которому врачи включали классическую музыку, чтобы выйти из состояния комы. Представители классической отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления – классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах. А также отмечают, что для каждого конкретного пациента нужно подбирать индивидуальные мелодии, но существуют и «мелодии - целители» для определенного психологического состояния или заболевания.

По своему назначению классические произведения делятся на:

детские, релаксационные, активирующие, смешанные.

Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Специалистами используются следующие мотивы:

Колыбельные:

«Спи, моя радость, усни» - Моцарт - Флис,

«Сон приходит на порог» - Дунаевский-Лебедев-Кумач,

«За печкою поет сверчок» - Островский-Петрова,

«Колыбельная Светланы» - Свиридов.

Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую музыку можно слушать, как днем ,так и вечером, перед сном, удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.

Релаксационные (по 3-6 минут):

И.С. Бах «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов;

Ф. Шуберт «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии;

А. Вивальди « Зима»;

Л. Бетховен «Сонаты № 8, 14, 23» -вторые части;

П.Чайковский «Июнь» и « Октябрь» из цикла «Времена года», Анданте кантабиле из 5-й симфонии.

Активизирующие:

В.Моцарт -1 и 3 части из фортепианных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта».

П.Чайковский – вальсы из балетов, «На тройке»из «Времен года»,4-я симфония-финал.

С.Прокофьев -1 симфония отрывок из 1-части.

А. Вивальди «Весна» - эти произведения помогают вернуть утраченную и израсходованную энергию.

А так же при переутомлении стоит поставить диски с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона. При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского.

«Вальс цветов» Чайковского и музыка Моцарта лечат язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Мигрень помогут одолеть «Юморески» Антонина Дворжака и Джорджа Гершвина, «Весенняя песня» Феликса Мендельсона.

Чувствовать себя лучше человеку помогают не только определенные мелодии, но и определенные инструменты.

Учитывая все выше сказанное, в качестве эксперимента в одном из начальных классов школы мы выполняли с детьми специальные дыхательные музыкальные упражнения. И можем сказать, во-первых, уменьшились простудные заболевания и пропуски среди учащихся; во- вторых, ребята стали более активны на уроках, что не замедлило сказаться на качестве знаний. (Приложение)

Конечно, музыкотерапия не является панацеей от всех болезней и невзгод, но для сохранения физического и нравственного здоровья детей мы должны использовать все возможные методы и приемы, ведь здоровые дети – это здоровая нация. И каждый учитель на своих уроках должен помнить об этом.

«Музыка способна оказывать известное

воздействие на этическую сторону души и

физическое здоровье; и раз музыка обладает

такими свойствами то, очевидно, она должна быть включена число предметов

воспитания молодежи»

Аристотель

Заключение

Область музыкальной психологии, является пограничной между сферой искусства и сферой науки о человеке. Музыкальная психология как наука зародилась в недрах философии, и античные мыслители, размышляя об общих законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни. Теория этоса, которую разрабатывали древние авторы, в последующие эпохи сменилась теорией аффектов, в которой исследовались возможности влияния на человека различных музыкальных произведений в зависимости от темперамента слушателя. Собственно научный подход к изучению проблем музыкальной психологии начался с середины 19 века. Дискуссии Б.М. Теплова с Э. Гансликом и другими представителями формалистической эстетики позволили выявить содержание музыкальных образов.

Многочисленные направления исследований музыкальных явлений помогают нынешнему профессиональному музыканту осуществлять свою деятельность с большей степенью осознанности и понимания. Как ни велика сила знания, но всегда в высших достижениях творчества ощущается неуловимая тайна искусства, которую невозможно рационально вычислить.
Интуиция и расчет, вдохновение и труд, упорство и счастливый случай ждет того, кто идет по пути служения искусству-музыке. А более совершенный в профессиональном отношении музыкант сможет сделать и более весомый вклад в общественный прогресс, улучшить нравы своих граждан и возвеличить свое Отечество. И пусть это будет его главнейшая цель.

«… как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу».

.В.А Сухомлинский.

Содержание

Введение………………………………………………3

I Из истории музыкальной психологии…..5

II Учитель музыки и его ученики…………...11

II. 1 Пение. …………………...………………………………...13

II. 2 Выразительные средства музыки………………………...16

II. 3 Музыкальная терапия: лечение классикой………………19

Заключение…………………………………………24

Список использованной литературы

1. Андреева Г.А. Современная социальная психология на Западе. М. , 1987

2. Аристотель. Собр. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 4.

3. Лисицин Ю. П.,Жиляева Е. П., Союз медицины и искусства, М. Медицина – 95г.

4. Музыкальное восприятие школьников / Белобородова В. К., Ригина Г. С. Алиев Ю. Б. М., 1975.

5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

6 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1997.

7. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. 1988 №5.

8. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Композитор 1997.

9. Петленко В.П. Валеологический семинар «Здоровье – любовь - красота».

10. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка, Ростов- на Дону «Феникс» 98г.

Музыка является временным искусством.

Ко всем явлениям природы и искусства, связанным со временем, чаще применяют понятие ритм. Человек существует в гармонии с окружающим миром, а ритмами пронизана вся созна­тельная деятельность человека. Всякому душевному состоянию (моменту жиз­ни человека) соответствует определенный ритм.

По свидетельству учеников Пифагора, им были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых, на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и др. Одним из самых известных подвигов Пи­фагора на музыкальном поприще является усмирение им некоего разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечь дом своей неверной возлюб­ленной. Пифагор приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть ме­лодию в спондеистском ладу, чем и успокоил клокотавшую страсть страдаль­ца.

По мнению греческого философа Платона, могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ла­дах и каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа раз­рушения нравов, нежели отход от скромной музыки. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим.

Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в работах Аристотеля, разработавшего учение о мимесике - представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства, где бы­ла представлена концепция очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства, отражающих мир человеческих характе­ров, страстей, и потрясающих своей правдой и красотой. Аристотель полагал, что, способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: «музыкальные лады суще­ственно отличаются друг от друга, при слушании их, у нас возникает различ­ное настроение». Дорийский лад вызывает у нас уравновешенное настроение, Фригийский лад действует на нас возбуждающим образом. С точки зрения Аристотеля, для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад, которому свойственна наибольшая стойкость и который отличается мужест­венным характером.

В античных источниках мы находим множество примеров, говоря­щих о чудесных исцелениях, достигающихся при помощи музыки.

В средние века практика музыкальной психотерапии была тесно свя­зана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, ме­лодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтения им то­го или иного характера музыки.

Именно о типах темперамента детей должен помнить учитель, строя свой урок.

Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную гармо­нию.

Сангвиники, благодаря легкой возбудимости, всегда привлекаются

танцевальным стилем.

Холерики стремятся к таким же гармоничным движениям.

Флегматиков, - отмечал немецкий ученый музыкант А. Кирхер, - тро­гают тонкие женские голоса.

Приведя в соответствие музыку сфер и ту, которая заключается в движении физиологических процессов в теле, музыка оказывает оздорови­тельное воздействие.

Разные типы темпераментов имеют дети, находящиеся в классе на уроке. А какое разнообразие музыки звучит здесь - от легких детских полек, маршей до сложных симфонических форм; от музыки, полной, светлой, искря­щейся улыбки (Кабалевский, Стравинский) до глубоко трагичных произведе­ний (Моцарт, Бетховен).

Каждый ребенок, находящийся на уроке, имеет свой «мирок» пере­живаний, своих проблем, зачастую невидимый нам, взрослым. Задача учителя музыки - научить «впустить» чарующий и лечебный поток звуков в душу каж­дого ребенка. Эмоциональное состояние найдет свое выражение в звучащем произведении, и музыка, как доктор, поможет излечить «душевную неясность».

Сначала нужно (с помощью музыки) еще раз пережить неприятное эмоциональное состояние, а затем вытеснить его и переключиться на другой мир образов.

Например:

а) Щедрин - «Скачки» из балета б) Фибих- «Поэма»

«Анна Каренина»

а) Шостакович- «Аллегро из б) Шостакович- романс из музы-
третьей части VIII симфонии ки к к/ф «Овод»


а) Бетховен- финал сонаты №14 б) Штраус, вальс «Голубой Дунай»

Об огромном значении музыки в эстетическом воспитании говорил и русский ученый В. Бехтер1в. В своих работах он показал насколько необходи­мо приобщение ребенка к музыке в самом раннем детстве, и об использовании музыки в целях укрепления здоровья. Бехтерев утверждал, что прежде всего на детей начинает действовать ритм музыки, позднее - высота тона и мелодия зву­ков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и прояв­ляют индивидуальное отношение к звучанию разных интервалов. Это важно знать, приобщая ребенка к музыке.

Он активно пропагандирует музыку как средство борьбы с переутом­лением. Надолго обеспечивает бодрое и хорошее настроение, если в период пробуждения от сна слышишь нежные звуки музыки.

Примеры воздействия музыки на человека мы рассматриваем на уро­ках в VI классе. Пытаемся, например, осознать, почему так нужна была музыка в трудной работе выдающегося советского хирурга С. С. Юдина. Рассказывают, что как-то во время сложной операции Юдин долго не мог найти осколок, ко­торый необходимо было удалить. И тогда хирургу помогла мелодия финала седьмой симфонии Прокофьева. Он напел ее и тут же уверенным движением извлек осколок, грозивший жизни пациента. В размышлении хирург писал: «на мою профессиональную деятельность особо непосредственное влияние оказа­ла музыка». Особенно умилительное настроение и спокойствие создавали зву­ки передаваемой по радио увертюры к опере Мусоргского «Хованщина».

! Счастье в том, что, наполняясь красотой искусства, я сам хочу быть луч­ше, чем я есть. Наслаждение музыкой не самоцель, а путь к внутреннему Наслаждаясь музыкой композитора, мы сочувствуем его героям, пе­реживаем вместе с ними, впитываем в себя все хорошее и справедливое. Дуна­евский писал: «Какое счастье наслаждаться музыкой! Но не только в этом сча­стьесо­вершенствованию во имя жизни, во имя ее улучшения».

Не меньшей оздоровительной силой обладает другой вид музыкаль­ного искусства - пение. Известный венгерский композитор 3. Кодай писал: «Чудесное свойство ритма» дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких - все это ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей степени, чем пища».

К. Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможно­стями хорового пения: «Как оно оживляет умственные силы детей, как оно бы­стро организует класс! В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и

в особенности чувство». Пение применяют как средство терапии при головных болях, депрессиях, заболеваниях дыхательных путей.

Велика роль пения в воспитании здорового подрастающего поколе­ния.

В вокальных упражнениях на занятиях в хоре, да и при разучивании песен на уроках мы большое внимание уделяем развитию хорошего певческого дыхания. Принципы брюшного (диафрагмального) дыхания были разработаны еще в гимнастике йогов.

Суть подобного типа дыхания благотворно влияет не только на хо­рошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма- оркест­ра»- головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие

поршня и интенсивно массирует внутренние органы - желудок, печень, почки, кишечник (являясь хорошим средством очищения).

Образные названия упражнений («Недоенная корова», «Сытая ло­шадь», «Засыпающий цветок», «Аромат роз», «Парад войск») улучшает качест­во их исполнения.

Выполняя упражнение «Сытая лошадь»; происходит расслабление мышц лица и головы, что помогает более эффективной работе участков мозга, ответственных за интеллектуальное и духовное развитие человека.

Подобные упражнения выполняются детьми среднего звена обуче­ния.

С детьми начальной школы мы проделываем дыхательные упражне­ния с образным выражением сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка ле­тит на цветок («бз»- на выходе, «бж»), змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.

Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благо­творное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует ра­боту внутренних органов.

Сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое уп­ражнение: «Ма - ме- ми- мо- му»!

Каждая гласная соответствует своему органу: А - печени, Б - сердцу, И - селезенке. О - почкам, У - легким.

Биозвукотерапией мы занимаемся ежеурочно, зачастую не подозре­вая об этом.

Звуки музыки... Исполняемые и слушаемые. Какое это чудо!

А разве не красив тот человек, который несет заряд положительных эмоций окружающим (в этот момент у него вырабатывается большое количе­ство гормонов удовольствия в участках головного мозга).

Актуально и сейчас высказывание В.А. Сухомлинского: «...как гим­настика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Я бы музыку писал

на крыльях ласточек. Я бы музыку писал

на шкуре зебры. Я бы музыку творил,

кричал и мучался. Я б искал ее

возвышенно и жадно... Но уже сочинена

такая музыка. ежели ты ее не слышишь-

очень жалко.

Р. Рождественский

Список использованной литературы:

Лисицин Ю.П., Жиляева Е.П., Союз медицины и искусства, М. Медицина – 95 г.

Петленко В.П. Валеологический семинар «Здоровье – любовь - красота».

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия., Композитор 1997г.

Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка, Ростов – на Дону «Феникс» 98г.

Мордовский Республиканский Институт Образования

Курсовая работа

«Влияние уроков музыки на здоровье детей»

Выполнила:

Тяпкина Наталья Александровна

Учитель музыки Берсеневской

СОШ Лямбирского р-на

Научный руководитель:

Иневаткина Светлана Евгеньевна

Старший преподаватель

Саранск 2005



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Передмов а (1)

    Документ
    «Календар знаменних та пам’ятних дат на 2010 рік» – покажчик, що містить хронологічний перелік дат, які відзначаються міжнародним суспільством, перелік найбільш важливих православних та народних свят, перелік дат, які відзначаються
  2. Существует много определений гениальности

    Документ
    Описание:Существует много определений гениальности. Например, Ньютон полагал, что гениальность — это терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении Гёте считал, что отличительная черта гениальности — умение духа распознать, что ему на пользу.
  3. Давид Фридрих Штраус. Жизнь Иисуса. Содержание. Давид фридрих штраус. И его «жизнь иисуса». книга

    Книга
    16. ДАЛЬНЕЙШИЕ СУЖДЕНИЯ О ТРЕХ ПЕРВЫХ ЕВАНГЕЛИЯХ И ИХ ОТНОШЕНИИ К ЧЕТВЕРТОМУ ЕВАНГЕЛИЮ: ШУЛЬЦ, ЗИФФЕРТ, ШНЕКЕНБУРГЕР; МОЯ КРИТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЖИЗНИ ИИСУСА.
  4. Жизнь Божественная" Sri Aurobindo "

    Книга
    Первейшее занятие пробудившегося мышления человека и, по-видимому, неизбежное и окончательное ведь оно пережило долгие периоды скептицизма и возвращалось после каждого изгнания является в то же время высочайшим, на которое способно
  5. Жизнь мага введение

    Документ
    Решившийся написать биографию Алистера Кроули под­вергает себя серьёзному испытанию. С самого начала та­кой человек сталкивается со множеством препятствий.

Другие похожие документы..