Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Учебно-методическое пособие утверждено на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №3 от 30.08.11г.), а также на заседании проф...полностью>>
'Документ'
10.95 N 918/95, Н А К А З У Ю: 1. Затвердити Положення про порядок організації енергетичних обстежень, що додається....полностью>>
'Документ'
В целях организации выполнения мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2011...полностью>>
'Документ'
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Орла, в дальнейшем именуемое Учреждение, является пра...полностью>>

Методические рекомендации для учителей-логопедов Преодоление

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К о р р е к ц и я

Методические рекомендации для

учителей-логопедов

Преодоление

дизорфографии

у учащихся

младшего и среднего звена

г.Новокуйбышевск, 2006 год

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам методические рекомендации по теме, которые содержат информацию о проявлениях и причинах дизорфографии у школьников. Вашему вниманию представлены методы и приемы обследования и коррекционной работы при данном нарушении, а также поурочное планирование и примеры конспектов логопедических занятий.

Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Понятие дизорфографии

Дизорфография — специфическое нарушение орфографичес­кого навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной ре­чи.

Отсутствие специально организованной коррекционной рабо­ты вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизор­фографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечают­ся не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошиб­ки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который поло­жен по программе. Нарушение усвоения правописания у школь­ников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

  • общее недоразвитие речи (ОНР);

  • фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

  • дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);

  • различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;

  • пренатальную и постнатальную патологию.

У большинства учащихся, имеющих данное нарушение, отме­чаются:

  1. снижение слухоречевой памяти;

  2. нарушение буквенного гнозиса;

  3. нарушение динамического праксиса руки;

  4. затрудненность восприятия ритмической структуры слова;

  5. нечеткая дикция, плохая артикуляция;

  6. нарушение лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно-логопедическая работа проводится в основном с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими на­рушения звукопроизношения и письменной речи (письма и чте­ния). Однако при переходе из начальной в среднюю школу проблема зачастую не исчезает. Дети с дизорфографией принадлежат к той категории уча­щихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они не только испытывают затруднения в процессе обу­чения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь поз­воляет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

В данных методических рекомендациях представлена общая характеристика основных этапов и направлений коррекционной работы с учащимися 5 – 7 классов, страдающих дизорфографией, схема и методы обследования данной категории детей, примерное тематическое и поурочное планирование работы, а также примерные конспекты занятий, направленных на уточнение пространственно-временных представлений у детей с дизорфографией.

<<><Общая ><характеристика ><основных ><этапов

><коррекционной ><работы при дизорфоргафии

<><Коррекционная ><работа ><по ><преодолению ><дизорфографии ><про­><водится ><в ><четыре ><этапа.>

<1-й ><этап ><><диагностический.>

  • <Проводится ><анализ ><письменных ><работ, ><процесса ><чтения.>

  • <Определяется ><состояние ><звукопроизношения, ><языкового ><анализа ><и ><синтеза, ><языковых ><представлений; ><фонематического ><восприятия ><(дифференциация ><фонем).>

  • <Проверяется ><состояние ><лексико-грамматического ><строя, ><со­><стояние ><связной ><речи.>

  • <Выявляются ><индивидуальные ><особенности ><таких ><психичес><ких ><процессов, ><как ><мышление, ><внимание, ><память.>

  • <Выявляется ><наличие ><мотивации ><к ><коррекционной ><работе ><по ><устранению ><дефекта.>

  • <На ><данном ><этапе ><при ><проведении ><диагностики ><следует ><(при ><возможности) ><подключать ><школьного ><психолога.

><Общая ><характеристика ><коррекционной ><работы.>

  1. <Проведение ><фронтальных ><диктантов ><с ><помощью ><учителей ><русского ><языка; ><проверка ><и ><анализ ><ошибок.>

  2. <Повторная ><письменная ><работа ><с ><группой ><детей, ><допустив­><ших ><специфические ><ошибки ><в ><диктантах, ><включающая ><в ><себя ><списывание ><и ><диктант ><слогов, ><слов, ><предложений ><и ><текстов; ><уст­><ный ><рассказ ><или ><сочинение ><по ><опорным ><словам, ><по ><серии ><сюжет­><ных ><картинок.>

  3. <Обследование ><состояния ><лексико-грамматической ><стороны
    ><речи ><с ><использованием ><групповой ><тестовой ><методики ><(письменно).>

  4. <Обследование ><связной ><речи. ><Проводится ><индивидуально ><с
    ><каждым ><учеником ><в ><форме ><беседы.>

  5. <Анализ ><результатов ><обследования. ><Комплектование ><групп.

Структура, а также методы и приемы обследования младших школьников с дизорфографией представлены в Приложении 1. Особое место в обследовании данной категории детей занимает оценка уровня развития пространственных представлений. Рекомендации по диагностике пространственных представлений изложены в Приложении 2.>

<2-й ><этап ><><подготовительный.>

  • <><Уточняются ><созданные ><в ><процессе ><обучения ><в ><начальной
    ><школе ><простые ><предпосылки ><овладения ><орфографией ><(зри­><тельный ><гнозис, ><мнезис, ><оптико-пространственные ><представления).

Проводится ><работа:>

  • <по ><развитию ><таких ><мыслительных ><операций, ><как ><анализ, ><синтез, ><сравнение, ><сопоставление;>

  • <по ><развитию ><внимания, ><памяти;>

  • <по ><коррекции ><почерка ><(с ><возможным ><использованием ><адаптированных ><для ><данного ><возраста ><упражнений, ><направленных ><на ><развитие ><мелкой ><ручной ><моторики).>

  • <><При ><возможности ><параллельного ><ведения ><ребенка ><психологом ><часть ><заданий ><и ><упражнений ><направляется ><на ><снятие ><«страха ><письма», ><неуверенности, ><тревожности, ><склонности ><к ><негативным ><реакциям.>

<Общая ><характеристика ><коррекционной ><работы.>

  1. <Развитие ><общей ><и ><мелкой ><ручной ><моторики.>

  2. <Развитие ><и ><уточнение ><пространственно-временных ><представлений.>

  3. <Развитие ><внимания. ><Важно ><для ><нахождения ><«ошибкоопас><ных» ><мест ><в ><слове, ><нахождения ><собственных ><ошибок ><(корректур­><ные ><пробы).>

  4. <Развитие ><памяти. ><Запоминание ><при ><помощи ><ассоциативных ><рядов, ><эмоциональной ><близости ><запоминаемого, ><графической ><за­ ><шифровки ><объекта ><запоминания.>

  5. <Развитие ><мышления.><

><<3-й ><этап ><><коррекционный.>

<Осуществляется ><работа ><по ><преодолению ><дизорфографичес><ких ><нарушений. ><Она ><проводится ><на ><фонетическом, ><лексическом ><и ><синтаксическом ><уровнях ><по ><направлениям, ><соответствующим ><основным ><видам ><ошибок. ><Комплексный ><подход ><данной ><методики ><по ><коррекции ><дизорфографии ><предполагает ><при ><необходимости ><параллельную ><работу, ><направленную ><на ><устранение ><нарушений ><звукопроизношения, ><чтения ><и ><письма.>

<Общая ><характеристика ><коррекционной ><работы.>

  1. <Уточнение ><и ><развитие ><следующих ><понятий: ><алфавит, ><глас­><ные ><и ><согласные ><буквы ><и ><звуки. ><Написание ><заглавной ><буквы ><в ><начале ><предложения ><и ><в ><именах ><собственных.>

  2. <Работа ><над ><ударением. ><Родственные ><и ><однокоренные ><слова.
    ><Безударные ><гласные.

  3. ><Уточнение ><и ><повторение ><трудных ><слов; ><работа ><со ><словарем.
    ><Правописание ><непроизносимых ><согласных, ><звонких ><и ><глухих ><согласных ><в ><конце ><слова ><и ><в ><словах ><со ><стечением ><согласных. ><Уточнение ><употребления ><правил ><переноса.>

  4. <Написание ><гласных ><после ><шипящих. ><Работа ><по ><коррекции ><употребления ><мягкого ><знака ><в ><середине ><и ><конце ><слова ><для ><смягчения ><согласного. ><Употребление ><разделительных ><твердого ><и
    ><мягкого ><знаков.>

  5. <Коррекционная ><работа ><по ><употреблению ><в ><устной ><и ><письменной ><речи ><омонимов, ><синонимов, ><антонимов. ><Многозначные ><слова. ><Устойчивые ><словосочетания. ><Фразеологические ><обороты.>

  6. <Рассмотрение ><тем: ><словоизменение ><и ><словообразование; ><со­><став ><слова: ><корень, ><суффикс, ><приставка, ><окончание, ><основа.>

  7. <Уточнение ><понятий: ><части ><речи, ><имя ><существительное. ><Употребление ><мягкого ><знака ><после ><шипящих.>

  8. <Рассмотрение ><и ><уточнение ><понятий: ><глагол, ><начальная ><фор­><ма ><глагола.>

  9. <Работа ><над ><дифференциацией ><прилагательных ><и ><причастий.>

  10. <Работа ><над ><дифференциацией ><приставок ><и ><предлогов.>

  11. <Работа ><над ><просодическим ><компонентом ><речи. ><Интонация.
    ><Темп. ><Ритм. ><Логическое ><ударение. ><Фонетическая ><ритмика. ><Лого><ритмика.>

  12. <Рассмотрение ><и ><уточнение ><понятий: ><причастие ><и ><деепричастие, ><деепричастный ><оборот.>< ><>

  13. <Работа ><над ><развитием ><связной ><речи. ><Диалог. ><Монолог. ><Рас­><сказ. ><Пересказ.>

<4-й ><этап ><><оценочный.>

  • <Оценивается ><эффективность ><коррекционной ><работы.>

  • <Проводится ><повторная ><проверка ><навыков ><письма.>

  • <Анализируются ><различные ><виды ><письменных ><работ ><детей.

><Общая ><характеристика ><коррекционной ><работы.
><Проводится ><в ><виде ><контрольной ><работы, ><включающей ><в ><себя:>

    1. <диктант ><с ><грамматическим ><заданием;>

    2. <тестовое ><задание, ><по ><которому ><оцениваются ><усвоение ><учеб­><ной ><терминологии ><и ><состояние ><лексико-грамматической ><стороны;

    3. <изложения ><и ><сочинения ><для ><оценки ><состояния ><речевого ><внимания ><и ><памяти;>

    4. <устный ><опрос, ><позволяющий ><оценить ><состояние ><связной ><ре><чи ><и ><наличие ><в ><ней ><аграмматизмов.>>

<<При ><наличии ><у ><учеников ><нарушений ><звукопроизношения ><проводится ><индивидуальная ><и ><подгрупповая ><работа ><по ><обще­><принятой ><схеме ><на ><адаптированном ><для ><данного ><возраста ><ре­><чевом ><материале. ><В ><случае ><выявления ><у ><дизорфографиков ><ошибок ><дисграфического ><характера ><коррекционная ><работа ><ве­><дется ><параллельно: ><формируются ><группы ><сочетанного ><диагно­><за ><«дисграфия-дизорфография», ><для ><них ><составляется ><пер­><спективный ><и ><поурочный ><планы ><работы ><в ><зависимости ><от ><фор­><мы ><и ><степени ><выраженности ><дефекта.

>

Методы и приемы развития

><пространственно-временных ><представлений

у учащихся с дизорфографией>< >

<><Последовательность ><во ><времени ><звуков ><и ><слогов, ><составляющих ><слово, ><а ><также ><слов, ><составляющих ><фразу, ><в ><письме ><находит ><отражение ><в ><соответствующей ><пространственной ><последова­><тельности ><букв, ><слогов, ><слов, ><располагающихся ><на ><строках ><тет­><ради ><при ><записи. ><Упражнения ><в ><определении ><последовательнос­><ти ><в ><пространстве ><и ><времени ><создают ><основу ><для ><воспитания ><звукослогового ><и ><морфемного ><анализа ><слов.>

<Исходным ><при ><работе ><по ><развитию ><пространственных ><ориен­><тировок ><является ><осознание ><детьми ><схемы ><собственного ><тела, ><определение ><направлений ><в ><пространстве, ><ориентировка ><в ><окру­><жающем ><малом ><пространстве. ><Далее ><учащиеся ><тренируются ><в ><определении ><последовательности ><расположения ><предметов ><или ><их ><изображений, ><а ><также ><графических ><знаков. ><Такие ><задания ><способствуют ><тренировке ><руки ><и ><взора ><в ><последовательном ><перемещении ><в ><заданном ><направлении.>

<Следующее ><по ><сложности ><задание ><— ><вычленение ><одного ><из ><звеньев ><в ><цепи ><однородных ><предметов, ><изображений, ><графических ><знаков. ><Такие ><упражнения ><создают ><предпосылки ><для ><воспи­><тания ><позиционного ><анализа ><звуков ><в ><составе ><слова.>

<Своеобразным ><продолжением ><развития ><пространственных ><дифференцировок ><становится ><изучение ><темы ><«Предлоги» ><(рассматриваются ><те ><из ><них, ><которые ><имеют ><конкретное ><пространст­><венное ><значение).>

<Выяснение ><круга ><временных ><представлений ><предполагает ><уточнение ><и ><активизацию ><соответствующего ><словарного ><запаса ><(понятий ><об ><основных ><единицах ><времени, ><о ><периодах ><человеческого ><возраста ><и ><т.д.); ><наблюдение ><и ><определение ><временной ><последовательности ><каких-либо ><действий ><и ><событий, ><а ><также ><про­><педевтику ><усвоения ><времён ><глагола.

Примерное тематическое планирование работы по формированию и уточнению пространственно-временных представлений в группе учащихся 5 класса с нарушением письменной речи представлено в Приложении 5

<<Развитие ><и ><уточнение

><пространственных ><представлений>

<Задания ><и ><упражнения>

<Ориентировка ><правых ><и ><левых ><частей ><тела>

<Эта ><работа ><начинается ><с ><выделения ><ведущей ><правой ><руки. ><Рекомендуются ><следующие ><виды ><заданий.>

  • <Показать, ><какой ><рукой ><надо ><есть, ><писать, ><рисовать, ><здороваться. ><Сказать, ><как ><называется ><эта ><рука. ><Показать ><левую ><руку. ><Если ><дети ><не ><могут ><назвать ><левую ><руку, ><логопед ><называет ><ее ><сам, ><а ><дети ><повторяют. ><У ><некоторых ><детей ><(левшей) ><ответы ><будут ><об><ратные. ><Необходимо ><доброжелательно ><рассмотреть ><такие ><слу­><чаи ><и ><отметить, ><что ><названия ><рук ><при ><этом ><остаются ><общеприня­><тыми, ><что ><и ><следует ><запомнить.>

  • <Поднять ><то ><левую, ><то ><правую ><руку. ><Показать ><карандаш ><ле><вой, ><правой ><рукой; ><взять ><книгу ><левой, ><правой ><рукой.>

  • <Закрепить ><различение ><и ><называние ><рук ><с ><помощью ><схемы. ><Подойти, ><приложить ><кисть, ><определить ><руку.>

<После ><усвоения ><речевых ><обозначений ><правой ><и ><левой ><руки ><можно ><перейти ><к ><дифференциации ><других ><правых ><и ><левых ><час­><тей ><тела: ><правой ><и ><левой ><ноги, ><правого ><и ><левого ><глаза, ><уха. ><В ><за><ключение ><детям ><предлагаются ><более ><трудные ><задания: ><показать ><левой ><рукой ><правый ><глаз, ><><><правое ><ухо, ><левую ><ногу ><и ><т.д.; ><показать ><правые ><и ><левые ><части ><тела ><у ><человека, ><сидящего ><напротив.)>

<Ориентировка ><в ><окружающем ><пространстве>

<Формирование ><ориентировки ><в ><окружающем ><пространстве ><основывается ><на ><имеющихся ><у ><детей ><представлениях ><о ><правой ><и ><левой ><стороне ><тела, ><а ><также ><на ><речевых ><обозначениях ><правой ><и ><левой ><руки. ><Эта ><работа ><проводится ><в ><следующей ><последовательности.>

<1. ><Определение ><пространственного ><расположения ><предметов ><по ><отношению ><к ><ребенку, ><т.е. ><к ><самому ><себе.>

<Вначале ><логопед ><дает ><задание ><определить ><пространственные ><соотношения ><предметов, ><находящихся ><сбоку ><от ><ребенка: ><«Покажи ><предмет, ><который ><находится ><справа ><от ><тебя, ><слева» ><и ><т.д. ><Да­><лее ><он ><предлагает ><выполнить ><определенные ><действия, ><например ><такие, ><как ><перечисленные ><ниже.>

  • Положить ><книгу ><справа, ><слева ><от ><себя.>

  • <Вытянуть ><в ><сторону ><правую ><руку; ><перечислить ><предметы, ><находящиеся ><с ><этой ><стороны, ><т.е. ><справа.>

  • <Вытянуть ><в ><сторону ><левую ><руку; ><перечислить ><предметы, ><на­><ходящиеся ><слева.>

  • <Довернуть ><голову ><влево, ><вправо.>

  • <Наклонить ><голову ><к ><правому ><плечу, ><к ><левому ><плечу, ><т.е.><вправо, ><влево.>

<2.>< ><Определение >< ><пространственных ><соотношений ><между ><2—3 ><предметами ><и ><изображениями.>

<Сначала ><логопед ><уточняет ><расположение ><двух ><предметов. ><За­><тем ><он ><предлагает ><взять ><правой ><рукой, ><например, ><тетрадь ><и ><по­><ложить ><ее ><около ><левой ><руки. ><Логопед ><задает ><вопрос: ><«Где ><нахо­><дится ><книга, ><справа ><или ><слева ><от ><тетради?»>

<Далее ><детям ><предлагается ><задание ><по ><инструкции ><логопеда: ><положить ><ручку ><справа ><от ><тетради; ><положить ><карандаш ><слева ><от ><книги; ><сказать, ><где ><находится ><ручка ><по ><отношению ><к ><книге ><— ><справа ><или ><слева; ><где ><находится ><карандаш ><по ><отношению ><к ><тет­><ради ><— ><слева ><или ><справа.>

<Аналогичная ><работа ><проводится ><по ><определению ><пространственного ><расположения ><трех ><предметов. ><Здесь ><логопед ><предлагает ><детям ><выполнить ><следующие ><примерные ><задания: ><«Положите ><книгу ><пе­><ред ><собой, ><слева ><от ><нее—карандаш, ><справа ><— ><ручку» ><и ><т. д.>

<3.>< ><Определение ><объектов ><и ><предметов ><в ><пространстве.>

  • <Стоя ><в ><колонне ><по ><одному, ><назвать ><стоящего ><впереди, ><стояще­><го ><сзади; ><стоя ><в ><шеренге, ><назвать ><стоящего ><справа, ><стоящего ><слева.>

  • <На ><демонстрационном ><полотне ><расположить ><по ><инструкции ><соответствующие ><картинки ><слева ><и ><справа ><от ><заданного ><предмета.>

  • <Сидя ><за ><столом, ><определить ><его ><правый ><и ><левый ><края.>

  • <Определить ><место ><соседа ><по ><отношению ><к ><себе, ><соотнеся ><это ><с ><соответствующей ><своей ><рукой; ><определить ><свое ><место ><по ><отношению ><к ><соседу, ><ориентируясь ><на ><руку ><соседа.>

<4.>< ><Знакомство ><со ><схемой ><тела ><стоящего ><напротив.>

  • <Вызванный ><ученик, ><стоя ><спиной ><к ><классу, ><поднимает ><правую ><руку. ><Остальные, ><сидя ><на ><своих ><местах, ><поднимают ><свою ><правую ><руку ><и ><убеждаются ><в ><том, ><что ><вызванный ><ученик ><правильно ><выполняет ><инструкцию.>



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для учителей-логопедов Система работы

    Методические рекомендации
    Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием).
  2. Методические рекомендации для учителей начальных классов и учителей-предметников 1-11 классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для учителей начальных классов и учителей-предметников 1-11 классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы,
  3. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений (2)

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о нормативно-правовой базе интегрированного образования, организации психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательного
  4. Методические рекомендации по выявлению причин неуспеваемости и оказанию помощи неуспевающим школьникам

    Методические рекомендации
    1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения.
  5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по предмету «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для самостоятельной работы по предмету «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» предназначены для студентов очного отделения (4,5 курс на базе 9 классов и 2, 3 – на базе 11 классов) по специальности

Другие похожие документы..