Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Появился на птичьем дворе маленький птенец – утёнок и до того он был безобразный, с большой головой и длинной шеей – что птицы не приняли его. (Гадкий...полностью>>
'Программа'
Физическая наука так далеко ушла вперед и столько имеет практических применений, что специально организованная деятельность ученика в наше время долж...полностью>>
'Документ'
Прибытие в Доху в 00:05. Пересадка на рейс QR 867, вылетающий в Катманду в 04:45. Прибытие в Катманду в 11:45. Встреча в аэропорту с представителем пр...полностью>>
'Документ'
Выставка «Живопись и мебель из собрания Сергиево–Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника в интерьерах Дворца Н.А. Дура...полностью>>

В. И. Якунин «31» 08 2007 г. №964 Стратегические направления научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 г. «Белая книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ

Президент ОАО «РЖД»

_________________ В.И. Якунин

«31»___08______ 2007 г. № 964

Стратегические направления научно-технического развития

ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 г.

(«Белая книга» ОАО «РЖД»)

  1. Цель

В транспортной системе России ведущим и организующим видом является железнодорожный транспорт. В обозримом будущем железнодорожным перевозкам не будет альтернативы по экономической эффективности и экологической безопасности при транспортировке значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния, а также по обеспечению пассажирских перевозок. Проводимые в настоящее время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы и процессы его функционирования.

ОАО «РЖД» находится в стадии осуществления структурной реформы, которая затрагивает все уровни управления и все сферы деятельности компании. Выделяются дочерние компании, изменяется система управления с учетом требований рынка транспортных услуг с одновременным обеспечением единства управления и безопасности функционирования ОАО «РЖД». Такие масштабные изменения ведущей и крупнейшей железнодорожной компании не имеют аналогов не только в отечественной, но и мировой практике и затрагивают всю систему базисных принципов не только железнодорожного транспорта, но и всего транспортного комплекса России, начиная с определения целей, задач и стратегии функционирования в современных условиях и завершая построением адекватной эффективной системы управления компанией. Таким образом, решается не только серьезнейшая практическая, но и уникальная научно-техническая проблема реинжениринга и синтеза архитектуры самой компании, адекватной современным геополитическим и макроэкономическим условиям мирового рынка транспортных услуг.

К

2

онцептуальной целью ОАО «РЖД» является обеспечение лидирующей позиции компании на рынке качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности в грузовых и пассажирских перевозках при условиях минимизации нагрузки на окружающую среду. Реализация такой широкомасштабной цели, поставленной впервые, требует решения ряда крупных научно-технических проблем, определяющих успех достижения цели.

Цель инновационного развития ОАО «РЖД» направлена на достижение параметров экономической эффективности, экологической и функциональной безопасности и устойчивости отечественного железнодорожного транспорта общего пользования, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации и стратегией развития ОАО «РЖД».

  1. Задачи

Стратегия развития железнодорожного транспорта и достижение концептуальной цели ОАО «РЖД» связаны с успешным решением следующих задач:

принципиальное повышение эффективности работы ОАО «РЖД», достижение высокой рыночной капитализации холдинга на основе внедрения новейших методов и средств управления, технологий и техники перевозочного процесса, создания принципиально новых комплексных форм обслуживания клиентов;

д

3

остижение уровня производительности труда, соответствующего лучшим показателям мировых лидеров железнодорожного транспорта, в том числе за счет проведения эффективной политики управления персоналом;

создание условий устойчивого, безопасного и эффективного функционирования железнодорожного транспорта как организующего элемента транспортной системы страны для реализации основных геополитических и геоэкономических целей Российского государства;

формирование инфраструктурного базиса единого транспортного пространства российской экономики;

обеспечение рационального взаимодействия с другими видами транспорта на основе логистических принципов при организующей роли железнодорожного транспорта;

обеспечение транспортной доступности точек ресурсного обеспечения и промышленного роста, а также мест работы, отдыха, лечения, образования, национальных культурных ценностей для граждан России;

приведение уровня качества транспортных услуг и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами;

создание достаточных провозных способностей и необходимых резервов для полного удовлетворения спроса на перевозки при конъюнктурных колебаниях в экономике;

обеспечение глубокой интеграции в мировую транспортную систему;

поддержание высокого уровня готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, соответствующего требованиям обороноспособности и безопасности страны;

повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта;

с

4

нижение транспортной нагрузки на окружающую среду;

внедрение высоких стандартов организации труда, его максимальной производительности и достижения на этой основе устойчивого обеспечения перевозочного процесса квалифицированными кадрами.

  1. Принципы и ориентиры

Существующий уровень развития отечественной железнодорожной техники. Общее сравнение применяемых производственных средств в ОАО «РЖД» с зарубежными аналогами показывает отставание по ключевым характеристикам подвижного состава, электротехнических и электронных устройств, рельсов, стрелочных переводов и других технических средств.

О

1

течественные рельсы в 2 и более раза уступают лучшим зарубежным образцам по чистоте стали, прямолинейности, ресурсу. В России отсутствует выпуск рельсов для высокоскоростного движения. Уровень качества рельсовых скреплений значительно ниже мирового. Отсталые технологии производства щебня не позволяют создать балластный слой, обеспечивающий долговременную стабильность железнодорожного пути.

Ориентиры инновационного развития ОАО «РЖД»

Ускоренная модернизация существующей материально-технической базы железнодорожного транспорта к 2015 году:

  • ликвидация барьерных мест с ограничениями провозных способностей и создание технологических резервов;

  • внедрение инновационных технологий в области эксплуатации и ремонта объектов железнодорожного транспорта.

  • увеличение среднего веса грузового поезда на 6%;

  • увеличение средней участковой скорости в грузовом движении на 10%;

  • повышение коэффициента эксплуатационной готовности инфраструктуры и подвижного состава до технически обоснованного уровня.

Ц

5

елевое состояние модернизированной сети железных дорог

Состояние железнодорожной инфраструктуры будет обеспечивать текущие потребности экономики в перевозках, как по объему, так и по качеству.

Магистральные направления сети железных дорог будут интегрированы в международные транспортные коридоры (Восток-Запад, Север-Юг).

Будет завершена реализация программы электрификации основных грузонапряженных направлений (3000 км).

Сеть железных дорог будет оставаться ключевым транспортным элементом национальной логистической инфраструктуры.

При осуществлении текущего содержания, технического обслуживания и ремонта преимущественное распространение получат безлюдные технологии.

Будут повышены скорости перевозок.

Будет сокращено воздействие железных дорог на окружающую среду.

Кардинальным образом повысятся возможности по осуществлению интермодальных перевозок грузов и пассажиров, в т.ч. с использованием контейнеров различных типов для перевозок грузов различными видами транспорта.

Н а железнодорожном транспорте будет создано единое информационное пространство, интегрированное с информационными системами других видов транспорта и промышленности, иностранных железных дорог.

Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» реализуется через ежегодные планы научно-технического развития компании, включающие:

  • разработку новых технических решений и приоритетных технологий;

  • разработку нормативной и технологической документации.

Основа приоритетных технологий – способные к правовой охране результаты интеллектуальной деятельности.

Параметры отбора приоритетных технологий:

  • высокий коммерческий потенциал;

  • перспективы массового внедрения результатов;

  • возможность осуществлять принципиально новые проекты;

  • реалистичные сроки достижения целевых параметров;

  • степень прогрессивности и новизны;

  • необходимость научно-технической кооперации (в масштабе компании, группы компаний, глобальная кооперация);

  • возможность преодоления препятствий на пути реализации – технических, финансовых, кадровых, проблем стандартизации, установления прав на интеллектуальную собственность;

  • преодоление зависимости от конкретного производителя, импорта продукции и услуг, высокой чувствительности к состоянию рынка.

    Важнейшие направления научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г.

  1. С истема управления перевозочным процессом и транспортная логистика

  2. Инфраструктура

  3. Подвижной состав

  4. Система управления и обеспечения безопасности движения поездов

  5. Повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств

  6. Высокоскоростное движение

  7. Корпоративная система управления качеством

  8. Повышение экономической эффективности основной деятельности

  1. Система управления перевозочным процессом и транспортная логистика

Функциональные направления

Основные результаты

в 2007-2011 гг.

Основные результаты

в 2012-2015 гг.

  1. реализация принципов «от двери до двери» и «точно в срок» на основе интеграции с другими видами транспорта

  2. оптимизация перевозок на основе экономических критериев

  3. интеграция в Евроазиатский транспортный комплекс на принципах логистического управления

  4. упрощение процедур оформления документов и расчетов

  • переход от информационных к информационно-управляющим технологиям работы на 50% участков основных направлений

  • создание сети логистических центров и модернизация терминальной инфраструктуры

  • создание системы имитационного моделирования перевозочного процесса

  • внедрение новых технологий обработки перевозочных документов на пограничных переходах и в морских портах

  • внедрение технологии дистанционного автоматического контроля несъемных устройств микроэлектронного пломбирования вагонов и контейнеров

  • внедрение системы позиционирования и автоматизированного контроля сохранности грузов в пути следования

  • внедрение системы автоматического учета эксплуатационной работы

  • консолидация вычислительных ресурсов

  • внедрение технологий взаимодействия с клиентами через Интернет

  • повышение доли транзитных перевозок грузов на 30% за счет качества транспортного обслуживания

  • переход от информационных к информационно-управляющим технологиям работы на 100% участков основных направлений

  • внедрение оптимизирующих автоматизированных систем управления перевозками на основе процессной производственно-экономической модели эксплуатационной деятельности

  • реализация логистических схем доставки груза с повышением доли своевременных доставок до 95%

  • организация смешанных пригородно-городских пассажирских перевозок в крупных транспортных узлах

  • внедрение системы позиционирования и обеспечения сохранности грузов в вагонах и контейнерах

  • повышение доли транзитных перевозок грузов на 50% за счет качества транспортного обслуживания.

  1. Инфраструктура

Направления инноваций

Основные результаты

в 2007-2011 гг.

Основные результаты

в 2012-2015 гг.

  1. гармонизированное развитие перевозочной инфраструктуры на основе имитационных моделей транспортной сети

  2. переход на необслуживаемые устройства с автоматической оценкой предотказного состояния

  3. использование новых материалов и конструкций

  4. системы комплексной диагностики инфраструктуры

  5. технологии комплексного ремонта инфраструктуры «в одно окно»

  6. нормативно-методическая база для обеспечения качества потребляемой продукции

  7. нормативно-методическая база для расчетов параметров прочности, безопасности, ресурса и риска

  • создание единой математической модели развития железнодорожной инфраструктуры

  • массовое внедрение малообслуживаемого оборудования железнодорожной автоматики, связи и системы электроснабжения на основе микропроцессорной техники

  • разработка новой нормативной базы содержания объектов инфраструктуры (путь, устройства СЦБ, электроснабжение)

  • массовое применение рельсов с ресурсом до 1,5 млрд. ткм. брутто

  • массовое применение рельсовых скреплений для высокоскоростного и тяжеловесного движения

  • внедрение щебнеочистительных машин повышенной производительности (ЩОМ-1600)

  • внедрение систем комплексной диагностики инфраструктуры на скоростях до 200 км/час

  • переход на автоматизированную диагностику тяговых подстанций

  • внедрение контактных подвесок КС-160 для тяжеловесного движения

  • внедрение стандарта связи GSM-R на отдельных направлениях

  • внедрение системы широкополосной цифровой связи на узловых станциях

  • увеличение наработки систем инфраструктуры на 20-30%

  • отсутствие участков с критическим уровнем заполнения пропускной способности

  • создание необслуживаемых технических комплексов с автоматической оценкой предотказного состояния

  • применение бейнитных сталей в производстве рельсов с ресурсом до 2 млрд. ткм. брутто

  • применение аморфных сталей в конструкции тяговых подстанций и тяговых электродвигателей

  • переход к малообслуживаемым конструкциям инфраструктуры

  • применение конструкций из композитных материалов

  • 100% резервирование первичной сети связи

  • сокращение удельных затрат на обслуживание инфраструктуры на 25-30%

  • увеличение наработки систем инфраструктуры на 30-40%

  1. Подвижной состав

Направления инноваций

Основные результаты

в 2007-2011 гг.

Основные результаты

в 2012-2015 гг.

  1. разработка технических требований на новые типы подвижного состава с минимизацией затрат в период эксплуатации

  2. нормативно-методическая база для управления жизненным циклом

  3. использование новых материалов и конструкций

  4. увеличение нагрузки на ось

  5. увеличение скоростей движения

  6. снижение веса тары грузового вагона

  7. асинхронный тяговый привод

  8. модернизация с продлением эксплуатационного ресурса и улучшением технико-экономических характеристик

  9. проблема взаимодействия в системе «колесо-рельс»

  10. альтернативные источники энергии для локомотивов и специального самоходного подвижного состава

  • разработка методики расчета показателей жизненного цикла подвижного состава

  • модернизация существующего подвижного состава с повышением технико-экономического уровня

  • внедрение системы управления распределенной тягой по радиоканалу

  • создание мультисистемного пассажирского электровоза с асинхронным тяговым приводом

  • создание магистральных газотепловозов и газотурбинных локомотивов мощностью до 10000 кВт

  • создание гибридных локомотивов

  • использование межрегионального электропоезда с асинхронным тяговым приводом на скорость до 160 км/час

  • использование тележки грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс

  • использование тележки с изменяемой шириной колеи

  • использование вагона с кузовом из алюминиевых сплавов

  • использование скоростной платформы для перевозки контейнеров

  • использование пассажирских вагонов локомотивной тяги на базе унифицированных платформ

  • увеличение наработки локомотива на отказ на 20-30%

  • увеличение наработки грузового вагона на отказ на 20-30%

  • обеспечение ресурса бандажей не менее 600 тыс. км

  • повышение коэффициента сцепления колес локомотива с рельсом до 0,3 без применения песка

Локомотивы нового поколения

  • осевые нагрузки 27-30 тс

  • сокращение параметра удельного расхода топлива и электроэнергии на тягу на 10-15%

  • единая блочная система управления и бортовой диагностики;

  • тяговые электродвигатели на постоянных магнитах

  • увеличение наработки локомотива на отказ на 30-40%

  • ресурс бандажей не менее 1 млн. км

Грузовые вагоны нового поколения

  • осевые нагрузки 27-30 тс

  • скорости до 140 км/час

  • платформа с изменяемой шириной колеи для контрейлерных перевозок

  • снижение коэффициента тары грузового вагона на 25%

  • вагоны общесетевого обращения с нагрузками 25 тс/ось;

  • специализированные вагоны для маршрутных поездов с нагрузками 27-30 тс/ось и 8,5-9,5 т/м

  • увеличение наработки грузового вагона на отказ на 30-40%

Пассажирские вагоны

  • двухэтажные

  • кузова с использованием композитных материалов

  1. Система управления и обеспечения безопасности движения поездов

Направления инноваций

Основные результаты

в 2007-2011 гг.

Основные результаты

в 2012-2015 гг.

  1. спутниковые технологии координатного управления движением поездов

  2. современные системы цифровой связи

  3. автоматизация функции управления движением поездов

  4. расширение функций безопасности станционных систем управления и автоматизация управления на сортировочных станциях

  5. обеспечение электромагнитной совместимости технических средств

  6. качественное сокращение количества сбоев в работе АЛС

  7. повышение достоверности диагностики подвижного состава на ходу поезда

  8. автоматизация контроля состояния инфраструктуры и подвижного состава, в том числе с использованием спутниковых технологий

  9. расширение объема передаваемой информации и повышение достоверности в каналах «станция-локомотив», «локомотив-локомотив»

  10. внедрение показателей эксплуатационной готовности при оценке перевозочного процесса и инфраструктуры

  11. комплексное решение задач безопасности (функциональная, информационная, экологическая, пожарная безопасность)

  • управление движением на основе спутниковых технологий и автоматической идентификации подвижного состава

  • внедрение системы мониторинга и телеуправления напольными устройствами железнодорожной автоматики

  • создание автоматизированных центров управления и расширение функций диспетчерской централизации (линии скоростного и высокоскоростного движения, 5000 км)

  • внедрение компьютерных систем управления на станциях в увязке с цифровым радиоканалом (100 станций)

  • внедрение систем интервального регулирования движением поездов без светофоров с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала (500 км на участках с грузовым и пассажирским движением)

  • внедрение комплексных компьютерных систем на сортировочных станциях, включая автоматическое управление локомотивами (30 станций)

  • внедрение рельсовых цепей тональной частоты с цифровой обработкой информации (4 т. км. на главных направлениях)

  • внедрение комплексных устройств диагностики на границах маршрутов (40 комплексных центров)

  • внедрение специальных подвижных средств для автоматизации контроля инфраструктуры (20 единиц)

  • создание специальных центров приема и обработки информации со спутников о состоянии инфраструктуры для основных направлений (контроль основных направлений на участках с пассажирским движением)

  • внедрение цифровых систем связи на линиях первой и второй категории, а также спутниковых систем на малодеятельных линиях (2 т. км.)

  • создание «интеллектуального» поезда со встроенной системой автоведения и самодиагностики

  • создание «интеллектуальной» грузовой станции

  • обеспечение соответствия систем управления и обеспечения безопасности международным стандартам



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. А. Гапанович министерство промышленности и торговли республики татарстан

    Документ
    ОАО «РЖД» в силу масштабности своих производственных процессов напрямую зависит от уровня технологического развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, электротехническая и металлургическая промышленность.
  2. Российские сми о мчс мониторинг за 25 февраля 2011 г

    Руководство
    Паром "Святой Стефан" из-за непогоды находится в порту Бари, МЧС прорабатывает другой способ эвакуации россиян (Информационное агентство «Интерфакс», 24.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 19-21

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: Государственная дума сегодня приняла закон о софинансировании пенсионных накоплений в окончательном третьем чтении. Речь идет о дополнительных добровольных взносах на личный счет в Пенсионном фонде, которые намерено поддерживать государство.
  4. Библиографический указатель изданий Коми научного центра Уро ран 2001-2005 гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель изданий Коми научного центра УрО Российской академии наук: 2001-2005 гг. (в 2-х частях) / Научная библиотека Коми научного центра УрО РАН.
  5. Мировая экономика в новом тысячелетии

    Документ
    Factors of Economic Cooperation in the Northeast Asia / The Sasakawa Peace Foundation; Mongolian Development Research Center. - Ulaanbaatar, 2003. - 144 p.

Другие похожие документы..