Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
1917 год роковой рубеж в истории России, год начала ломки традиционных форм жизни народа и страны. Исходным пунктом распада исторической связи времен ...полностью>>
'Закон'
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 23.12.2010 N 63"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЛАВЫ III.1ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НЕСОСТОЯТЕЛЬ...полностью>>
'Рассказ'
I. Этот год объявлен годом Василия Макаровича Шукшина, нашего знаменитого земляка: писателя, актёра, режиссёра. 25 июля ему исполнилось бы 80 лет. Ме...полностью>>
'Документ'
В рамках проекта «Важнее, чем политика» состоялась встреча с крупнейшим российским этнологом Эмилем Паиным, который рассуждал о том, как появляются и ...полностью>>

Рабочая программа практики по дополнительной специальности «социальный педагог»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ»

(4 КУРС)

Факультет: Дошкольной и социальной педагогики и психологии

Кафедра: Дошкольной и социальной педагогики

(рабочая программа расположена на сайте кафедры дошкольной и социальной педагогики КГПА

в разделе «Педагогическая практика»)

составитель:

Судакова Р.В.,

руководитель практики

каф. ДиСП

Петрозаводск 2011

Задачи практики:

  1. Помочь студентам овладеть социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей, семей, социальными службами, организациями и учреждениями.

  2. помочь овладеть технологиям социально-педагогической диагностики.

  3. Помочь овладеть технологиями социальной профилактики.

  4. Помочь овладеть коррекционно-реабилитационными технологиями.

  5. Научить проектировать социально-педагогическую работу с детьми и подростками.

  6. Способствовать информированию умений устанавливать профессионально-этические отношения с родителями (лицами, их заменяющими) детей.

  7. Создать условия для совершенствования коммуникативных, организаторских, диагностических, аналитических умений и профессионально значимых личностных качеств; формирования проектировочных умений.

Квалификационные требования к профессиональным

знаниям и умениям студента

После прохождения практики «студент четвертого курса должен

знать:

- сущность общепедагогических методов и форм воспитания;

- особенности социально-педагогических технологий и механизмы их реализации, используемые в работе конкретного учреждения;

- особенности профессионально-этических взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка;

уметь:

- собирать, обрабатывать, интерпретировать информацию и устанавливать

социальный диагноз детей различных категорий;

- создавать и развивать отношения, способствующие успешной социально-педагогической деятельности;

- наблюдать и интерпретировать поведение ребенка;

- активизировать собственные усилия ребенка и его родителей для решения их проблем;

- анализировать состояние коррекционной, реабилитационной деятельности данного учреждения, проектировать социально-педагогическую деятельность;

- использовать личностный и средовой подход для устранения негативных факторов возникновения у ребенка проблемы;

- анализировать конкретную социальную ситуацию и видеть свою роль в решении проблемы ребенка;

- организовывать педагогически целесообразную деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию развития детей;

- строить взаимоотношения с родителями (лицами, их заменяющими) ребен-ка в соответствии с профессионально-этическими нормами и правилами;

- взаимодействовать с коллегами для решения проблем ребенка;

- анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

Содержание практики.

Задания:

  1. Познакомится с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями. Участие в работе установочной конференции.

  2. Составить индивидуальный план работы. Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий. Вместе с групповым руководителем определить тему и форму выступления на заключительной конференции.

  3. Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Побеседовать с представителем администрации и конкретными специалистами. Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления работы.

  4. Познакомиться с категориями детей, которым оказывается социально- педагогическая помощь в данном учреждении, выявить их ведущие проблемы и потребности. Изучить документацию, отражающую работу с ребенком и его проблемой. Составить анкету и провести социологическое исследование (или устный опрос в ходе беседы с ребенком и его семьей).

  5. Изучить должностные обязанности социального педагога (если он есть в штате), его план работы. В случае отсутствия такого специалиста самостоятельно разработать его должностные обязанности и планы работы. Побеседовать с социальным педагогом, ознакомиться с документацией, регламентирующей его деятельность в учреждении. Проанализировать квалификационную характеристику социального педагога и сопоставить ее со спецификой данного учреждения.

  6. Овладеть приемами диагностики нежелательной ситуации, в которую попал ребенок в семье, школе, коллективе. Организовать встречу с ребенком или его семьей. Провести диагностическое исследование и выявить причины возникновения социальных, психологических, эмоциональных нарушений.

  7. Изучить особенности профилактической дельности данного учреждения. Определить основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребенка. Выделить основные методы и формы социальной поддержки ребенка. Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении данной категории детей.

  8. Разработать эффективные формы профилактики конкретной категории детей. Провести с ребенком беседу о правах и обязанностях, социальных нормах и правилах поведения в обществе.

  9. Изучить особенности социально-педагогической реабилитации ребенка, находящегося в данном учреждении. Познакомиться с индивидуальной программой реабилитации конкретного ребенка. На основании изучения документов в процессе общения с ребенком провести диагностику:

    • уровня развития эмоционально-познавательной сферы;

    • позитивных и нежелательных качеств личности;

    • уровня освоения основных социальных ролей: члена семьи, члена коллектива, друг, гражданин.

  1. Формировать у ребенка положительный опыт социального поведения, навыки бесконфликтного общения.

  2. Изучить особенности профессионально-этического взаимодействия социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка. Наблюдая за взаимоотношениями социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими), выявить степень применения нравственно- этических норм и правил в профессиональном общении специалиста.

  3. Задание по выбору: изучить особенности нравственного конфликта, возникшего в отношениях социального педагога и ребенка или его родителей. Выделить и проанализировать этапы развития конфликта и средства его разрешения.

  4. Обобщить полученные на практике результаты.

  5. Подготовить и провести заключительную конференцию тематическое выступление.

Формы отчетности:

    • Оформить в дневнике практики: цель и задачи, содержание заданий.

    • Провести в дневнике индивидуальный план работы.

    • Привести в дневнике перечень всех документов, имеющихся в учреждении.

    • Перечислить в дневнике категории детей, с которыми работает данное учреждение, назвать их ведущие проблемы и потребности. Привести в дневнике вариант составленной анкеты, сделать вывод о результатах исследования.

    • Зафиксировать в дневнике сведения об особенностях работы социального педагога в данном учреждении. Оформить свой проект должностных обязанностей социального педагога в данном учреждении.

    • Представить формализованный протокол диагностического исследования.

    • Оценить способы и формы профилактической деятельности данного учреждения. Определить область применения технологий социальной профилактики. Выделить критерии эффективности социальной профилактики и методы ее измерения.

    • Привести в дневнике план проведения беседы и анализ ее результатов.

    • Привести в дневнике структуру и содержание реабилитационной программы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы осуществления, основные субъекты деятельности.

    • Представить в дневнике краткую характеристику этических проблем взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими). Сформулировать основные этические правила взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими).

    • Представить в дневнике краткую характеристику конфликтной ситуации. Перечислить и охарактеризовать основные способы разрешения нравственного конфликта во взаимоотношениях социального педагога и ребенка (его родителей).

    • Написать отчет по практике по установленной форме.

    • Отзыв группового руководителя и оценка по практике.

Вопросы для обсуждения на итоговой конференции

1. Какие виды социально-педагогических технологий применяются в том учреждении, где Вы проходили практику?

2. Раскройте сущность социально-педагогических технологий, используемых в практической деятельности данного учреждения по оказанию помощи ребенку.

  1. Эффективны ли диагностические технологии, применяемые в данном учреждении?

  2. Обоснуйте роль организационных, педагогических, психологических методов в решении проблем ребенка.

  3. Раскройте содержание и организацию социально-профилактических мероприятий, проводимых данным учреждением.

  1. Выделите наиболее эффективные технологии социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, детей-правонарушителей, детей-сирот, детей группы риска.

  2. Раскройте задачи превентивно-профилактической работы с детьми и подростками группы риска.

  3. Раскройте особенности системы "телефонов доверия". Обоснуйте методы и принципы их работы.

  4. Раскройте содержание социально-педагогической работы с семьями детей и подростков.

  5. Какие технологии применяются в работе с различными учреждениями и организациями по решению проблем ребенка?

  6. Какова роль социального эксперимента в поисках и разработке новых социально-педагогических технологий?

Список литературы:

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Москва, «Академия», 2001 г.

  2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: М., 2003 г.

  3. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: М., 2005 г.

  4. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных детей». М: Школьная пресса, 2006 г.

  5. Записки в рабочую тетрадь социального педагога: под ред. Григорьевой Г.Г, Терентьевой Н.П., Маляренко Н.И..

  6. Звягина О.М. Открытое будущее для детей группы риска: Петрозаводск, 2004 г.

  7. Звягина О.М., Комарова И.В., Корожнева Л.А. Ребенок и социум. Взгляд в третье тысячелетие: Петрозаводск, 2001 г.

  8. Карпова С.В. Работа психолога с родителями: метод. Рекомендации и программа курса: Петрозаводск, 2007 г.

  9. Клушина Н.П., Ткаченко В.С. Организация практики студентов по социальной работе: М., Владос, 2004 г.

  10. Кочубей. А., Ушарова Н. Визит в семью или практика работы с семьями: Псков, 2002 г.

  11. Кузнецова А.В. Методика работы социального педагога: Москва «Школьная Пресса», 2006 г.

  12. Никитина Н.Н., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: М, «Владос», 2007.

  13. Овчарова Р.В. Семейная академия: М. Посвящение Учебная литература, 1996 г.

  14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева Н.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М., Академия, 2002 г.

  15. Социальная педагогика. Галазуев Ю.Н., Сорвайчева Г.В., Штинов Г.Н.: М., «Владос», 2001 г.

  16. Социальная педагогика. В.А. Никитина: М., Гуманитарный издательский центр «Владос», Московского государственного университета, 2002 г.

  17. Терентьева Н.П., Степанова Т.В., Предтеченская Н.В. Семья. Благополучие. Здоровье. Петрозаводск: НКФ «Новое образование», 2008 г.

  18. Терентьева Н.П., Уварова С.Л., Заревина Н.В. Диагностика социально-педагогической запущенности подростков с отклонениями в поведении. Петрозаводск, изд. КГПУ, 2007 г.

  19. Терентьева Н. П., Шеварова И.Я. Формирование здорового стиля жизни без употребления психоактивных веществ: Петрозаводск. Изд-во КГПУ, 2007 г.

  20. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки xxi века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: М., «Веко», 2006 г.

  21. Шептенко П.Я., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: М., Академия, 2001 г.

  22. Якимова В.И. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. М, АРКТИ, 2007 г.

Приложение № 1

Изучение личности трудного ребенка.

  1. Общие сведения о ребенке.

  2. Состояние здоровья, особенности физического развития, соответствие физического развития возрасту (рост, вес недостатки зрения, слуха, нарушение осанки и т.п.)

  3. Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов, взгляды и убеждения, интересы, наличие единства сознания и поведения; потребности, намерения, стремления, мечты, идеалы, ценности).

  4. Самооценка (заниженная, завышенная, адекватная), уровень притязания, соотношение, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение к самовоспитанию и его проявление.

  5. Темперамент. Черты какого типа темперамента преобладают: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

  6. Особенности эмоционально-волевой сферы. Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия. Развитие чувств: моральных, интеллектуальных их глубина и устойчивость, степень эмоциональной возбудимости, внешняя выраженность эмоциональных переживаний; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность и др.

  7. Способности (общие и специальные).

  8. Характер. Какие положительные и отрицательные качества характера в поведении проявляются по отношению к учению, труду: активность, дисциплинированность, добросовестность ответственность, легкомыслие, беспечность, упрямство, лживость; в отношении к людям (старшим и младшим): уважительность, внимательность, чуткость, доброта, грубость, эгоизм, высокомерие, жестокость; к самому себе: скромность, достоинство и др. Имеются ли вредные привычки: курение, сквернословие, употребление спиртных напитков, наркотических веществ.

  9. Характеристика межличностных взаимоотношений воспитанника:

а) в семье (условия семейного воспитания, характеристика семьи по структуре, материальному обеспечению, воспитательному потенциалу, особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи, ребенка со взрослыми, позиция ребенка в семье);

б) в классном коллективе (характеристика классного коллектива, социальный статус ученика, его положение в коллективе (лидер, популярный, принятый, изолированный), отношение воспитанника к мнению коллектива, симпатии, антипатии, отношение к своей позиции в классе);

в) в сфере свободного общения (с кем общается в свободное время, в состав какой группы входит, какова направленность группы, какое положение занимает в группе свободного общения, какие потребности удовлетворяет; как и с кем предпочитает проводить досуг).

10. Участие в различных видах деятельности:

а) отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков; основные мотивы учения, проявление особого интереса к какому-либо предмету; особенности памяти, мышления, уровень развития внимания);

б) отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений; предпочитаемые виды труда; способность к длительным трудовым усилиям; участие в общественно-полезном труде; трудовые обязанности по дому);

в) проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (член какой-либо секции, кружка, клуба);

г) наличие профессиональной направленности (намерения, ориентация, мотивы выбора будущей профессии).

11. Причины отклонений в поведении:

а) отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуации характера, неврозы, дефекты памяти, мышления);

б) нарушения в сфере межличностных отношений (непопулярен, непринят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе; примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден, бесконтролен, выталкиваемый из семьи);

в) ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания, связанные с унижением личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей школьника, конфликтные отношения между педагогами и родителями ребенка или между педагогами и ребенком и др.);

г) ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического труда; конфликты в семье и др.;

д) социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);

е) психотравмирующие ситуации.

Цель, методы и формы нравственной переориентации личности определяются с учетом индивидуально-психологических, возрастных и половых особенностей, причин отклонений в поведении и развитии ребенка.

В целях реализации индивидуального подхода педагог определяет для воспитанника вид деятельности, в котором его интересы, способности могут проявиться наиболее ярко; прогнозирует отношения воспитанника в процессе взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими; определяет характер руководства деятельностью подростка.

В педагогических выводах указываются возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учеником как со стороны социального педагога, психолога, педагогов, родителей, классного коллектива, так и самого школьника.

Уровни и критерии развития подростков

Показатели уровня социального развития подростков:

  • наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

  • степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

  • адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми;

  • коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;

  • способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

  • самокритичность, наличие навыков самоанализа;

  • внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия;

  • волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;

  • внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость);

  • преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

Критерии, по которым выделяются различные уровни социального развития:

- степень включенности индивида в трудовую деятельность (степень усвоения определенных профессиональных знаний, навыков, социальных ролей, а также выполняемые социальные роли и социальный статус, занимаемый личностью в системе общественных отношений);

  • институты социализации, оказывающие доминирующее влияние на индивида на данной стадии социального развития личности;

  • основные способы социализации, т.е. иными словами, опосредованные ведущей деятельностью взаимоотношения с окружающими, определяющие социальное развитие личности на данном возрастном этапе;

  • социально-психологические механизмы социализации, оказывающие преобладающее воздействие на данной стадии социального развития;

  • уровень развития самосознания личности и степени проявления субъектно-активного начала как по отношению к своему ближайшему окружению, так и по отношению к себе как объекту и субъекту.

Семья как фактор воспитания

Механизм влияния семьи на формирование личности представлен в таблице 1:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы учебной дисциплины активные методы социально-психологического обучения

    Документ
    Целями освоения дисциплины (модуля) Активные методы социально-психологического обучения являются: овладение студентами теоретических основ и практики организации активных методов обучения.
  2. Рабочая программа практика на базе дошкольных специальных (коррекционных, компенсирующих) образовательных учреждений в качестве педагога-психолога

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 032 Специальная дошкольная педагогика и психология (М.
  3. Рабочая программа практика на базе дошкольных специальных (коррекционных, компенсирующих) образовательных учреждений в качестве олигофренопедагога По подготовке

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 032 Специальная дошкольная педагогика и психология (М.
  4. Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» Специальность

    Рабочая программа
    Воспитание детей раннего и дошкольного возраста осуществляется в семье и дошкольных учреждениях, при этом ведущая роль принадлежит общественному дошкольному воспитанию.
  5. Программа курса «Методика и технология работы социального педагога»

    Программа курса
    На семинарских и лабораторных занятиях изучается материал, который не рассматривается на лекциях, в целях более рационального использования аудиторного времени студента.

Другие похожие документы..