Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Интервью'
Я – коренной москвич. В том смысле, что родился и вырос в этом городе. Мама - Желоховцева Наталья Николаевна, окончила химический факультет МГУ, учил...полностью>>
'Программа курса'
Источники: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; Первушина О.Н. Общая психология; Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций); Маклаков А.Г. Общая п...полностью>>
'Реферат'
Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение и Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука Thesis. Теория и история эконо...полностью>>
'Пояснительная записка'
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с...полностью>>

С задачами и упражнениями

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЧАСТb III

 

 

ГЛАВА I

 

1.   I) антирефлексивное, антисимметричное, транзитивное;

      2) антирефлекснвное, несимметричное, нетранзитивное;

      3) нерефлексивное, несимметричное, нетранзитивное;

      4) нерефлексивное, несимметричное, нетранзитивное;

      5) нерефлексивное, несимметричное, нетранзитивное;

     6) антирефлексивное, антисимметричное, транзитивное;

     7) антирефлексивное, антисимметричное, антитранзитивное.

2. Таких нет.

3.  В 5 раз больше.

6. Вера темнее Вали. Это отношение антисимметричное.

    Поэтому Вера темнее Вали.

    Ваня светлее Веры.

    Используем этот вывод в качестве посылки.

    Валя светлее Веры, Вера светлее Тани.

    Валя светлее Тани.

    Вывод правомерен, поскольку отношение “светлее” транзитивно.  

    Получается, что Валя светлее Веры и светлее Тани. Значит, она — самая 

    светлая.

7. Нет, не является. Отношение “брат или сестра” симметрично и транзитивно. Но никто не является своим собственным братом или сестрой.

8.   1) Да; 2) да; 3) нет; 4) да; 5) да; 6) нет; 7) да; 8) нет; 9) нет (этот вывод требует дополнительных сведений); 10) да; 11) да.

9. Эмир не учел антисимметричность отношения “раньше”.

10. Ходжа не учел функциональность отношения “отец”.

11. Приведенный пример не является силлогизмом. Это вывод на основе свойств отношений.

12.1) Транзитивность отношения  . Правильно.

2) Отношение  не является транзитивным. Неправильно.

3) Отношение “обыгрывает” не является транзитивным. Неправильно.

4) Транзитивность. Но отношение “современник” не является транзитивным — см. следующий пример.

5) Неправильно — см. ответ на предыдущий пример.

 

 

ГЛАВА II

 

1) Предметные константы “мы”, “всё”. Предикаты: “Не хватает глубины” (1 местный), “так поверхностно” (1 местный), “зыбко”— 1 местный.

2) Предметные константы: Авиация, Бамут. Предикат “бомбит” — 2-х местный.

3) Предметные константы: Президент Ельцин, война в Чечне. Предикат “несет ответственность” — 2-х местный.

4) Предметные константы: Душа влюбленного, чужое тело. Предикат “живет в” — 2-х местный.

5) Предметные константы: Старость, “Рим, который взамен турусов и колес не читки требует с актера, а полной гибели всерьез”. Предикат “это” — 2-х местный.

6) Предметные переменные: “Увеличительные стекла”, “уменьшительные стекла”, “собственные способности”, “способности других”. Предикат “рассматриваем” — 2-х местный.

7) Предметные константы — Ришелье, Ланжерон, де Волан. Предметная переменная — самые знаменитые одесские градоначальники. Предикат —французы — 1 местный.

8) Предметные константы: мать известного американского киноактера Сильвестра Сталлоне; центральное телевидение: факт, что их семья, оказывается, родом из Одессы. Предикат — “сообщила не гак давно по...” — 3-х местный.

9) Предметная константа — он, переменная — окружающие люди, предикат — “действительно с раннего детства был сильнее”.

2. Свободные переменные: “увеличительные стекла”, “уменьшительные стекла”, “собственные способности”, “способности других”, “самые знаменитые одесские градоначальники”. Переменная, связанная квантором общности, — “окружающие люди”.

3. 

5) Первая часть — не высказывание. Структура второй:

 

6) Структура ответа: р(х)  q(a, x).

4. Рассматривая предметную область “люди”, выразим “Все люди смертны” как xF(x), где F — смертные. Согласно аксиоме Бернайса, будем иметь xF(x)  F(y). Переменной у обозначим одесситов. Эта переменная в антецеденте не встречается. Поэтому можно применить правило 1, которое дает xF(x)  yF(y). Используя Modus ponens, получим yF(y), т. е. то, что все одесситы смертны.

5. Пусть О — одессит. П — означает “народ предприимчивый”. По условию, имеем О(х)  П. В соответствии с правилом 2 получаем ЕхОх  П.

6. Если упорно заниматься, то любой человек овладеет логикой.

7. Для любого кота и любого тигра верно, что тигр победит кота.

8. Да. Этот вывод можно сделать согласно схеме 3.

9. Нет, не следует. Этот вывод не соответствует схеме 4.

10. Да, этот вывод соответствует схеме 4.

 

ГЛАВА III

 

1.  I) (А)А   Вещь — “Завтра в Белоруссии”. Этой вещи приписывается свойство, выраженное остальной частью фразы.

2) (А)А   Вещь — интересный пьяница. Все остальное относится к свойству этой вещи.

3) А(А)   Вещь — мы имеет безразличное отношение ко всему.

361

4) А(А) Вещь – Рая имеет отношение к самой себе.

5) А(А) Вещь— {Одесса, Москва} имеет некоторое отношение.

6) (А)А Вещь — “опасения, что нас скупят на корню иностранцы”. Ей приписывается свойство — “сильно преувеличены”.

7) А(*А) Формула инверсная. Отношение — притеснения направлено на нас.

8) А(*А) Формула инверсная. Отношение к данному моменту времени устанавливается для Юрьева дня.

9) (А*)А Формула инверсная. Свойство “коррупционное деяние” относится к далее перечисленному.

10) [(A)A] Формула замкнута. Выражает объект — “источник света” с приписанным свойством — вечный.

11) [(А*)А] Формула инверсная и замкнутая. Хитрость — свойство, приписанное мировому разуму.

!2) [(А)А] Формула замкнутая. Вещь — одесские предприятия с приписанным свойством — станкостроительные.

13) [А(*А)] Формула инверсная замкнутая. Сумма — отношение, приписанное двум числам.

14) [(A)A] Формула замкнутая. Вещь — Р. Бернс, точнее, — его произведения, свойство — переведенные Маршаком.

15)[А(*А)] Инверсная замкнутая формула. Отношение — свойство, приписанное Дункану Грею.

16) А, А Список двух не зависимых друг от друга формул.

17) [(А)А] Замкнутая формула: вещь — физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул. Свойство выражено остальной частью фразы.

2. Исчерпывающий анализ дан в примерах 3), 7), 13), 15).

3.  1) Вещь: “Завтра в Белоруссии” может быть представлена как связный список АА. Свойство представляется как вещь “тур повторных выборов в Верховный Совет в 119 избирательных округах” с отношением “второй”. Таким образом, формула в целом приобретает вид: (АА)[А(А)].

2) Вещь “интересный пьяница” может быть представлена как вещь со свойством, т. е. как [(A)A]. Свойство, в свою очередь, представимо в виде связного списка: АА. Таким образом, формула в целом будет иметь вид: ([(А)А]){АА}.

4) Отношение “писать письмо самой себе” имеет характеристику: круглым и внятным почерком Самуила Маршака. Таким образом, формула в целом будет иметь вид: [(А)А](А).

5) Вещь “Одесса-9, Москва-4” представляется как связный список. Будем иметь: А(АА).

6) Вещи “опасения” приписывается свойство; свойство “сильно” приписано свойству “преувеличены”. Таким образом, будем иметь: ([(A)A])[(A)A].

8) Вещь, к которой устанавливается отношение “сегодня”, может быть представлена связным списком. Получаем формулу: А(*АА).

9) Приписываемый вещи предикат представляется как вещь — деяние со свойством [(А)А] — коррупционное. Вещи, которым приписывается это свойство, представляют собой связный список: АА. Формула в целом будет иметь вид: (АА*)[(А)А].

10) “Источник света” истолковывается как отношение — источник,

относящийся к свету, т. е. как [А(*А)]. В целом формула будет

иметь вид: ([А(*А)])А.

11) “Мировой разум” представляет собой вещь, имеющую свойство,

т. е. выражается как [(А)А]. Отсюда формула в целом будет иметь вид: [([(А)А]*)А].

12) “Одесские предприятия” — это вещь со свойством: [(А)А]. Отсюда формула в целом — [([(А)А])А].

14)Свойство — “переведенные Маршаком” представляет собой отношение к Маршаку, что выражается формулой [А(*А)]. Формула в целом будет иметь вид: [(А)[А(*А)]].

 16) Каждая из формул списка может быть представлена как открытая формула — вещь имеет свойство. Таким образом, получим: {(A)A},{(A)A}.

17) Вещь здесь представлена как вещь со свойством, свойство как отношение к Ломоносову, т. е. как [А(*А)]. Формула в целом будет иметь вид: ([(А)А])[А(*А)].

4. Исчерпывающий анализ дан в примерах 5), 10), 11), 12), 14).

5. 2) Свойства интересного пьяницы допускают дальнейшую конкретизацию. Первое свойство выражается через отношение к медвытрезвителю и к Киевскому РОВД. Далее указывается его имя, год рождения и место жительства, в виде свободного списка. Получаем следующую формулу: ([(А)А]){А[А(АА)], А, A, А}.

Интерпретируя на тексте, получим: ([(Пьяница)Интересный]){Доставлен в [Находящийся при (МедвытрезвительКиевское РОВД)], Николай Иванович, 1937 года рождения, житель г. Беляевка}.

4) Свойство отношения “круглым и внятным почерком Самуила Маршака” может быть выражено как “почерком Самуила Маршака, обладающим свойствами “круглый” и “внятный”. Это дает основание выразить логический смысл фразы в виде формулы: [(А)[(А){А, А}]](А). Дальнейшее членение фразы привело бы к потере смысла. Интерпретируя формулу на тексте, получим: [(Пишет письмо самой себе)[(Почерком Маршака){Круглым, Внятным}]](Рая).

6) Вещь “опасения” может быть детализирована. Опасения, что нас скупят на корню иностранцы, предполагает отношение к иностранцам. Вместо недифференцированного свойства опасений будем иметь [А(*А-А)]. Формула в целом будет иметь вид: ([(A)[A(*AA)]])[(A)A]. Интерпретируя, получим: ([(Опасения)[Скупят на корню(*ИностранцыМы)]])[(Преувеличены) сильно].

16) Детализация связана с уточнением свойств “Специалист по земледелию” — это такое свойство, которое выражено через отношение к земледелию, т. е. как [А(*А)]. Детализация свойств спирта осуществляется через отношение “содержания” к вину, водке. В тексте есть “и т. д.” Это неопределенный объект. Его мы обозначим символом неопределенного объекта — а. Получим следующую формулу:

(А)[А(*А)], (A)[(A){[ιA(*A)], [ιA(*A)], [ιA(*a)]}].

С помощью йота оператора мы выразили одно и то же повторяющееся отношение “иметься в”. Мы, перечисляя свойства, воспользовались символом свободного списка, поскольку эти свойства присущи спирту каждое по отдельности. Интерпретируя на тексте, получим:

(Агроном)[Специалист      по(*3емледелие)],        (Алкоголь)[(Спирт){[Имеется в(*вино)], [Имеется в(*Водка)], [Имеется в(*что-то)]}].

8.  1) (А){[(А)А], А, [(А)А], А, А}

 (Ананд){[(Тактичный)Необыкновенно], Интеллигентный, [(Воспитанный) хорошо], Молодой человек, 25 лет}

2) Начнем с тех, кого поэтессе жаль. Это — жильцы навозной кучи, что выразится следующей интерпретированной формулой:

[Жильцы(*[(Куча)Навозная])]

Им приписывается свойство, выражающееся через отношение отличия от людей. Значит, будем иметь:  

[([Жильцы(*[(Куча)Навозная])])[Отличны(*Люди)]].

Кроме того, в них обнаруживается еще 4 отношения:

 [Клевей, Прикольней, Блатней, Круче([([Жильцы(*[(Куча) Навозная])]) [Отличны(*Люди)]])].

Далее имеется отношение “Жаль” между Я и всем этим монстром. Окончательно получим:

Жалъ(Я•[Клевей, Прикольней, Блатней, Круче([([Жильцы (*[(Куча)Навозная])]) [Отличны(*Люди)]])].

Заменяя конкретные объекты символом произвольного объекта, получим следующую формулу:

А(А•[А, A, А, А([([А(*[(А)А])])[А(*А)]])].

9. A(ιA•ιιA), ιιιA(ιA•{{(ιA)ιιιιA}, {(ιA) ιιιA}}, ιιιA(ιιA•{{(ιιA) ιιιιιA}, {(ιιA) ιιιιιA}}, (ιA) ιιιιιιA, (ιιA) ιιιιιA → (ιιA) ιιιιιιA'.

Встретились(Один псих•Другой псих), кричит(первый псих•{{(Я)Наполеон), {(Я)Наполеон}}, кричит(Второй псих{{(Я)Жириновский), {(Я)Жириновский)}, (Первый псих)отправлен в психбольницу, (Второй псих)Жириновский  (Второй псих)не отправлен в психбольницу.

11. Всякое.

12.Первое утверждение предполагает мереологические, а второе — атрибутивные импликации.

13.

 

 

А

 

Р

 

М

 

Н

 

Атрибутивная

 

+

 

 

+

 

+

 

Реляционная

 

+

 

 

+

 

Мереологическая

 

+

 

 

+

 

+

 

Нейтральная

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

14. Отдельный человек => человек, (а ) человек) Ложно.

Душа  определенное умение читать и писать, (а => определенное умение читать и писать) Ложно. Тело  определенное белое (а => определенное белое) Ложно.

Отметим, что говоря о том, что определенное умение читать и писать и определенное белое ничему не приписывается, Аристотель не имел в виду приписывание самому себе.

15.Речь идет о нейтральной импликации, в которой антецедент и консеквент представляют собой концептуальные формулы, что отличает эти импликации от тех, которые анализируются в логике высказываний.

16.1) Правильно. Подстановка произведена в А, которое в замкнутой формуле является вещью.

2) Правильно. Правила подстановки соблюдены.

3) Правильно. Правила подстановки соблюдены.

4) Ошибка. Подстановка произведена в А, которое является здесь не вещью, а свойством.

5) Правильно. Подстановка произведена на место свойства, не в инверсную формулу.

17.1) Ошибка. Термин “сильнее” понимается в разных смыслах. Во второй посылке нет мереологической импликации.

2) Ошибка. Здесь нет мереологической импликации. Она была бы, если бы сила определялась динамометром. Конечно, мышка показала бы меньшую силу, чем кошка вместе с собакой.

3) Вывод по схеме II правильный. Однако “тем более” в данном случае неуместно. Это выражение и не входит в формулировку схемы П.

4) Вывод по схеме II правилен. Но отсюда не следует, что они будут длиться два дня.

18. Один из основных постулатов науки по Б. Расселу является частным случаем схемы III.

19.Отношение “учитель” реляционно имплицирует “общение, влияние”. В соответствии со схемой III это должно было бы быть между Рейном и Бродским, если бы Рейн был учителем Бродского. Эти факты И. Бродский признает, хотя посылку отвергает, что и выражается с помощью союза “но”.

21. 1) Вывод неправомерен. Вторая посылка в соответствии со схемой V должна была бы быть “Все примеси вредны”.

2) Вывод построен правильно. Но вторая посылка ложная. Поэтому вывод оказался ложным.

3) Вывод был бы правомерен, если бы было истинно, что всякая собака — английский бульдог

22. Родитель имплицирует описанное Аристотелем отношение к детям — определенный вид власти. Имеем первую посылку с реляционной импликацией. ιA > ιιА. Этот вид власти => царская власть. Вывод — отношение родителей к детям уподобляется царской власти. Имеем точное применение схемы VI.

23. 1) Вывод но схеме VI11 сделан правильно. Однако вызывает сомнение вторая посылка. Должно ли караться законом нанесение вреда собственному здоровью?

2) Вывод по схеме V111 сделан правильно, но можно спорить с мнением инквизиторов, выраженным во второй посылке.

3) Снег — вода только в химическом смысле, т. е. не в том, в котором он может быть мокрым. Вывод не соответствует схеме IX.

4) Морская корова — вовсе не корова. Но вывод оказался истинным — случайно.

5) Вывод правилен — но схеме 10.

6) Вывод ошибочен из-за неопределенности посылки. Ее уточнение: Одесса — часть Украины. И тогда вывод был бы правилен по схеме XII.

7) Вывод правилен по схеме XI.

8) Вывод правилен по схеме XI11.

9) Вывод правилен по схеме XI.

10)Вывод не соответствует схеме XI. “В упаковке” не представляет собой реистический синтез. Это реляционный синтез. Так же, как и в примере 9). Однако для применения схемы XI в посылке мы должны были бы иметь атрибутивную импликацию. Здесь же она мереологическая. Поэтому для получения вывода не годится ни схема XIV, ни схема XI.

11 Правильно. Вывод по схеме XI11.

12)Вывод по схеме XIII не следует, т. к. синтез а и с в заключении не является реистичсским. Но в арифметике это, конечно, верно.

ЧАСТb IV

 

§1

 

1. Индукция в примерах I) 3). Остальные примеры индукцией не являются.

2.   1) Да; 2) нет, ибо не учитываются языки, которые могут иметь другие падежи; 3) да; 4) да.

3.   I) Требуется, х может знать бабушку; 2) требуется знать, что все агрегатные состояния перечислены; 3) не требуется; 4) не требуется.

4.   1) Необходим. Аргумент a fortiori 2) не необходим. Быть может, он не может сделать ни одной ошибки и сдает все экзамены на отлично; 3) не необходим, ибо неясно содержание тгих страниц; 4) необходим, поскольку все числа могут быть только одновременно или материальными или идеальными; 5) необходим согласно принципу математической индукции; 6) необходим – полная индукция.

 

§2

 

1. 1) В примере b больше исследованных предметов; 2) в примере b. В нем посылки охватывают больший круг объектов, хотя они выражены с помощью меньшего количества слов; 3) в примере b, так как в нем охватывается большее число людей.

2.   I) Неудачно. Взяты только самые высокие горы; 2) неудачно. Взяты только русские композиторы.

3.  1) b – здесь моря типичны. В примере а взято сугубо внутреннее море и море без берегов.

4. b.

5. Общий недостаток — однотипность вопросов. Они не охватывают всего курса.

6.  В. Здесь субъект вывода имеет наименьший объем.

8.   I) — С. Здесь предикат заключения имеет наибольший объем.

2) — А. Здесь предикат заключения имеет наибольший объем.

 

§3

 

4. 2) Единственное общее обстоятельство — наличие 11. Можно предположить, что в этом — причина кислотных свойств.

9.   I) Используется метод различия. Вывод был бы правомерен, если бы все обстоятельства, кроме отсутствия света, были одинаковы. Здесь же есть и другое отличие — подвал. 2) Метод различия. Вывод будет правомерен, если нет других различий — как то: ветры, горы и т. д.

10.1) Нет — дома был уже окрепший ребенок, а не новорожденный.

2) Нет. Собака ближе ко дну пещеры, где скапливаются газы.

3)Да.

12. Примените метод сопутствующих изменений.

13.1) - 2) Метод сопутствующих изменений.

15.1) Правильно; 2) Нет. Нет данных об одинаковости прочих обстоятельств; 3) Нет. Причиной повышения температуры может быть то, что ребенка “хорошо укутали”.

17. Нарушение правил применения метода различия.

19. Нет. Могли съесть рыбаки.

21.1) Правильно; 2) Не все прочие условия одинаковы. Может быть, играет роль высота — через нее — освещение и т. д. 3) Нет. Испарение будет и без нагревания. Нагревание — лишь причина увеличения испарения; 4) правильно; 5) неправильно. Нет равенства прочих условий.

22.Cum hoc ergo propter hoc.

23. Обряды — причина перелома в войне. Ошибка cum hoc ergo propter hoc.

24. Во всех случаях спички не пересекают полученную фигуру. В этом причина неудач согласно методу естественного сходства.

 

§4

 

1. Аналогии есть в пословицах 2); 3); 5); 7); 8).

2.   1) Модель — пылинки в луче Солнца. Прототип — атомы. Имеет место аналогия типа изоморфизма. Отношения между пылинками распространяется на атомы. 2) Модель — кормчий; прототип — увлекающийся практикой без науки. Имеет место реляционная аналогия. Здесь выражено одно общее отношение в качестве основания. Предполагается перенос с модели на прототип — корабль без руля и компаса не достигнет цели. Не достигнет цели и увлекающийся практикой без науки. 3) Модель — законы притяжения, прототип — законы теплопроводности. Имеет место изоморфизм. Установлено взаимно-однозначное соотношение между элементами модели и прототипа. Делается вывод о тождестве законов. 4) Модель — высшая нервная деятельность, приуроченная к большим полушариям у животных. Прототип — такая же деятельность у людей. Реляционная аналогия. На основании сходства одних отношений делается вывод о сходстве других. 4. Имеет место аналогия типа изоморфизма.

1.  1) Случай в, так как общие признаки являются более специфичными; 2) для того, чтобы определить, какой вывод вероятнее, приведенные данные недостаточны.

2.   1) Имеет место реляционная аналогия. Модель — части тела, прототип — социальные группы. Исходным является отношение взаимозависимости. Переносится с модели на прототип отношение подчинения. Но основания для такого переноса нет, поскольку ноги и руки не могут выполнять функции головы, а плебеи могут выполнять те функции управления государством, которые присвоили себе патриции. 2) Модель — человек, прототип — Земля. Имеет место комбинация аналогии типа парадигмы и изоморфизма. Переносимый признак совсем иного типа, чем сходные признаки. Поэтому вывод маловероятен. 3) Реляционная аналогия. Вывод достоверен, поскольку при тождестве масс ускорение зависит только от силы, и специфика объектов, между которыми устанавливаются отношения, таким образом, оказывается несущественной. 5) Реляционная аналогия. Но здесь нет тождества логической формы, поскольку первое суждение является определением, а второе — обыкновенное общеутвердительное суждение.

3. Речь идет об аналогии следствий. Автор статьи в газете, по сути дела, обращает внимание на нарушение условий правомерности этой аналогии.

 

§6

 

1.  1) Обе гипотезы основаны на аналогии. Первая гипотеза более вероятна, так как общие для Земли и Марса признаки более многочисленны и существенны, чем для Земли и Луны.

2) Вторая гипотеза более вероятна: число студентов МГУ, не знающих друг друга, больше, чем число знающих. Следовательно, вторая гипотеза основана на более вероятной предпосылке, вывод из которой поэтому будет более вероятным.

3) Те же соображения, что и в предыдущем примере, говорят в пользу гипотезы а.

2. Гипотеза о том, что обвиняемый — преступник, в случае 2) имеет меньшую вероятность, чем 1), так как в случае 2) требуется дополнительное предположение о том, что обвиняемый увеличил дыру на подкладке.

Гипотеза 3) гораздо менее вероятна, чем 2), так как требует большее число маловероятных допущений.

Гипотеза 4) менее вероятна, чем 1), так как требует предположения о том, что обвиняемый или сменил подкладку, сделав такую же дыру, или использовал для маски уже имевшуюся заплату.

Гипотеза 5) менее вероятна, чем 1), так как в этом случае имеются основания для противоречащей гипотезы: кто-то сознательно подстроил улики, чтобы владелец пальто был обвинен. В случае 6) вероятность гипотезы увеличивается, так как появляется повое основание.

В случае 7) вероятность гипотезы уменьшается, гак как появляется основание для противоречащей гипотезы.

ЧАСТb V

 

§1

1. Доказательство содержит тексты 2), 3). В 2) тезис “Мы являемся образцом для других”. Аргументы — Если наши учреждения демократичны, то это образец (в уме). Но наши учреждения демократичны, что следует из приведенных примеров. Способ рассуждения — дедукция из приведенных фактов. В 3) тезис — средний термин, по крайней мере, в одной из посылок должен быть взят или в качестве субъекта общею суждения или предиката отрицательного. Аргументы — общее правило силлогизма и определение распределенности. Косвенных доказательств здесь нет.

 

§2

1. Тезис о связи логики с грамматикой подменен тезисом о связи мышления и языка, что не одно и то же.

2.  I) Ошибка “не следует”. Аргумент не является достаточным основанием для принятия тезиса. 2) Ложное основание. Эти события не зависят друг or друга. 3) Предвосхищение основания. Предполагается, что никто не имел общих предков. 5) Круг в доказательстве. Король исходит из виновности Валета, т. е. из того, что требуется доказать.

3.   I) a, b, d; круг в доказательстве, с, е — доказывает тезис. 2) а — круг в доказательстве, b — доказывает тезис. 3) а — “не следует”, b — ошибка в умозаключении (силлогизм II фигуры с утвердительными посылками), круг в доказательстве, “не следует”.

4. Доказательство содержится. Оно осуществляется с помощью условно категорического силлогизма: Если бы вблизи не было земли, то следов сухопутных животных не было бы вблизи корабля. Вблизи корабля замечены следы сухопутных животных. Следовательно, вблизи земля. Вывод следует из посылок. Другие силлогизмы не доказывают наличие земли вблизи корабля.

5.  В данном случае это оправдано, ибо речь идет не о теоретических утверждениях мафиози, а о их вероятных интригах с целью сведения счетов со своими противниками.

6. Тезис — импортные продукты потреблять нельзя. Он имел бы смысл, если бы было доказано, что отечественные продукты потреблять можно. Здесь смешение относительного с абсолютным.

 

§3

 

2. Одна гипотеза — был третий корабль. Аргументы в ее пользу не приведены. Другая гипотеза — сбой в показании приборов, вызванный изменением полей. Использована аналогия следствий.

ДОПОЛНИТЕЛbНАЯ И ВСПОМОГАТЕЛbНАЯ

 ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ КУРСУ ЛОГИКИ

 

 

А. Книги по истории логики:

 

А. О. Маковельский. История логики. М, Наука, 1967. — 501 с. Наиболее полное изложение истории логики, имеющееся на русском языке. Рассматривается период от возникновения логики в Индии и Греции до середины XIX века. Особое внимание уделяется философской стороне рассматриваемых проблем.

П. С. Попов, Н. И. Стяжкин. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М.. Изд. МГУ, 1974. — 220 с. Рассматриваются античная и средневековая логика в контексте развития философских идеи. Имеются ссылки на 359 работ.

М. И. Попович. Очерк развития логических идей в культурно-историческом контексте. Киев, Наукова думка, 1979. — 243 с. Содержание книги достаточно точно передается ее названием. Изложение доводится до Гегеля.

К. К. Жоль. Логика в лицах и символах. М., Педагогика-пресс, 1993. — 255 с. Занимательное изложение основных событий в истории логики. Много биографических сведений о выдающихся логиках. Больше внимания уделяется современности, чем древней истории. Есть библиография с краткими аннотациями, рекомендуемых для самостоятельного изучения книг.

 

В. Задачники.

 

Сборник упражнений по логике. Ред. А. С. Клевченя. Минск, изд. БГУ, 1981. – 223 с. Охватывается весь круг проблем традиционной логики. Кроме этого, есть глава, посвященная вопросам и ответам на них. Приводятся некоторые теоретические сведения.

В. Н. Мельников. Логические задачи. Киев-Одесса, “Вища школа”, 1989. — 335 с. Проблемы традиционной логики рассматриваются с применением аппарата логики высказываний и логики предикатов. Теоретические проблемы, связанные с задачником, послужили основой для защиты докторской диссертации по логике.

Т. А. Башилова, В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина. Упражнения по логике. М., Высшая школа, 1990. — 159 с.

 

С. Специализированные учебники

 

А. Д. Гетманова. Логика. М., Новая школа, 1995. — 415 с. Учебное пособие, имеющее ориентацию на педагогические применения логики. Обобщен опыт уже имеющихся применений.

В. И. Кириллов, А. А. Старченко. Логика. Имеется несколько изданий. Учебник рассчитан на юристов. Охватывается весь круг проблем традиционной логики. Используются элементы логики высказываний. Много примеров из юриспруденции.

Я. В. Хромой. Математична логика. Киев, 1983. Учебное пособие, в котором логика предикатов наряду с логикой высказываний изложена для студентов физико-математических факультетов.

А. Н. Колмогоров, А. Г. Драгалин. Введение в математическую логику. М., Изд. МГУ, 1982. — 120 с. Учебное пособие предназначено для начинающих математиков, которые желают ознакомиться со строением математического языка и математических теорий. Излагаются основы логики высказываний и логики предикатов.

Е. К. Войшвилло. Символическая логика (Классическая и релевантная). М., Высшая школа, 1989. — 150 с. В работе рассматриваются системы классической и релевантной логики и связанные с ними вопросы философско-методологического характера — понятие формализации рассуждений, значение логических исчислений, вопрос об информативности законов логики, развитие понятия логического следования от классической логики к релевантной и др.

С. К. Клини. Математическая логика. М., Мир, 1973. — 480 с. Перевод с английского. На книге этого американского автора “Введение в метаматематику” выросло не одно поколение специалистов по математической логике. Сокращенный вариант этой книги издан в качестве учебника для младших курсов американских университетов. Содержит детальное изложение исчисления высказываний и исчисления предикатов.

 

D. Справочники

 

И. И. Кондаков. Логический словарь. М., Наука, 1971. — 656 с. Наиболее полный из имеющихся на русском языке словарь по логике. Охватывает как традиционную, так и математическую логику. Содержит ссылки на 1755 работ.

Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. Краткий словарь по логике. М., Просвещение, 1991. — 208 с. Доходчивый, удобный в пользовании справочник, разъясняющий основные, наиболее употребительные термины современной логики. Рассчитан на всех, кто стремится овладеть основами логики.

Логический словарь ДЕФОРТ (Дедуктивная формализация теорий). Ред. А. А. Ивин, В. Н. Переверзев, В. В. Петров. М., Мысль, 1994. — 269 с. Рассчитан на широкий крут читателей. В словарных статьях отображена определенная концепция логики как науки о методах дедуктивной формализации содержательных теорий.

В. Н. Переверзев. Логистика. Справочная книга по логике. М., Мысль, 1995. — 22 с. Справочник, дополняющий словарь ДЕФОРТ. Может рассматриваться как учебное пособие, охватывающее основное содержание вузовских учебников по логике.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................... 5

§ 1. Обращение к читателю. О значении логики для развития мышления. Характер предлагаемого пособия........... 5

§ 2. Категориальные основания логики ...................................... 10

Задачи и упражнения к введению .................................................... 13

Литература для дальнейшего изучения ............................................ 14

 

ЧАСТb 1. ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Глава I. Таблицы истинности ............................................................ 15

§ 1.Операции над простыми высказываниями. Законы

мышления ................................................................................... 15

§ 2. Операции над сложными высказываниями ......................... 25

§ 3. Тавтологии. Законы мышления ............................................. 26

Глава II. Проблема вывода в логике высказывании ..................... 32

§ 1. Схемы Хрисиппа ....................................................................... 32

§ 2. Условные умозаключения. Дилеммы .................................... 42

§ 3. Энтимемы ................................................................................... 46

§ 4. Аксиоматическое построение логики высказываний........ 47

§ 5. Парадоксы логики высказываний ......................................... 49

Задачи и упражнения к части I........................................................... 52

§ 1. Конъюнктивные высказывания ............................................. 52

§ 2. Дизъюнктивные высказывания.............................................. 53

§ 3. Импликации .............................................................................. 54

§ 4. Эквивалентные высказывания ............................................... 56

§ 5. Общий случай сложных высказываний ............................... 57

§ 6. Отрицание сложных высказываний ..................................... 59

§ 7. Тавтологии................................................................................. 62

§ 8. Выводы из конъюнктивных высказываний ........................ 63

§ 9. Выводы из дизъюнктивных высказываний ......................... 63

§ 10. Разделительно-категорические силлогизмы ..................... 65

§ 11. Условно-категорические силлогизмы................................. 68

§ 12. Выводы из суждений эквивалентности .............................. 72

§ 13. Смешанные выводы. Дилеммы ........................................... 73

§ 14. Энтимемы ................................................................................. 75

Литература для дальнейшего изучения к части I ........................... 77

 

ЧАСТb И. АТРИБУТИВНАЯ ЛОГИКА

Глава I. Суждение и понятие.............................................................. 79

§ 1.Структура суждений и их деление по качеству .............."..... 79

§ 2. Понятие, его объем и содержание.......................................... 82

§ 3. Виды понятий ............................................................................ 84

§ 4. Отношения между понятиями по их объему

и содержанию .......................................................................................... 87

§ 5. Закон обратного отношения между объемом и

 содержанием понятий ........................................................................ 94

§ 6. Индивидуальные и абстрактные понятия............................ 95

§ 7. Определение понятий и приемы, его заменяющие ............. 96

§ 8. Правила определения понятий............................................. 101

§ 9. Деление понятий него правила ........................................... 107

§ 10. Деление и расчленение......................................................... 111

§11. Классификация...................................................................... 112

§ 12. Деление суждений по количеству ...................................... 113

§ 13. Распределенность терминов в суждении .......................... 117

Глава II. Непосредственные умозаключения ................................ 118

§ 1. Выводы из понятий ................................................................ 118

§ 2. Превращение............................................................................ 119

§ 3. Логический квадрат................................................................ 121

§ 4. Обращение................................................................................ 124

§ 5. Противопоставление предикату (контрапозиция)........... 127

§6. Выводы через ограничение ................................................... 128

Глава III. Категорический силлогизм ............................................ 130

§ 1. Категорический силлогизм и его структура ...................... 130

§ 2. Общие правила категорического силлогизма ................... 132

§ 3. Фигуры категорического силлогизма ................................. 141

§ 4. Энтимемы ................................................................................. 146

§ 5. Сложные предикаты в силлогизме ...................................... 147

Задачи и упражнения к части II ....................................................... 149

Глава I. Суждение и понятие............................................................ 149

§ 1. Структура суждений и их деление по качеству ................. 149

§ 2. Понятие, его объем и содержание........................................ 150

§ 3. Виды понятий .......................................................................... 153

§ 4. Отношения между понятиями по их объему и содержанию. 154

§ 5. Определение понятий и приемы, их заменяющие ............ 157

§ 6. Деление и его правила........................................................... 161

§ 7. Качество и количество простых суждений ........................ 164

Глава II. Непосредственные умозаключения ................................ 166

§ 1. Выводы из понятий ................................................................ 166

§ 2. Превращение................................................................... ........ 166

§ 3. Выводы по схеме логического квадрата............................. 168

§ 4. Обращение ............................................................................... 170

§ 5. Противопоставление предикату (контрапозиция)........... 173

§ 6. Выводы через ограничение ................................................... 174

Глава III. Категорический силлогизм ............................................ 175

§ 1. Структура категорического силлогизма ............................ 175

§2. Общие правила силлогизма .................................................. 177

§ 3.Фигуры силлогизма и их специальные правила ............... 179

§ 4. Суждения со сложными предикатами

в категорическом силлогизме ..................................................... 183

§ 5. Энтимемы ................................................................................. 184

§ 6. Сложные силлогизмы и сориты ........................................... 187

Литература для дальнейшего изучения к части II ....................... 190

 

ЧАСТb III. РЕЛЯЦИОННАЯ ЛОГИКА

Глава I. Логика отношений ............................................................. 192

§ 1. Изменение категориального базиса логики ...................... 192

§ 2. Свойства отношений и схемы вывода ................................ 194

§ 3. Критика логики отношений ................................................. 198

Глава П. Логика предикатов ........................................................... 199

§ 1.Основные понятия логики предикатов............................... 199

§ 2. Правильно построенные формулы логики предикатов ...... 202

§ 3. Аксиоматика и тавтологии логики предикатов ............... 203

§ 4. Логика предикатов и классическая силлогистика ............ 208

§ 5. Недостатки логики предикатов как средства анализа

повседневного мышления...................................................... 210

Глава III. Язык тернарного описания ............................................ 212

§ 1. Категориальные основы языка тернарного описания ...... 212

§ 2. Типы правильно построенных формул ЯТО .................... 219

§ 3. Импликации в ЯТО................................................................ 225

§ 4. Правила и схемы вывода ..................................................... 226

 

Задачи и упражнения к части III...................................................... 236

Глава 1. Логика отношений ............................................................. 236

Глава П. Логика предикатов ............................................................ 238

Глава III. Язык тернарного описания ............................................ 240

Литература для дальнейшего изучения .......................................... 246

 

ЧАСТb IV. ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА

Глава 1. Сущность и виды индукции через перечисление .......... 248

§ 1. Дедукция и индукция ............................................................. 248

§ 2. Неполная индукция через перечисление и ее правила...... 250

§ 3. Достоверная индукция ........................................................... 253

Глава II. Индуктивные методы исследования причинных связей .... 255

§ I. Понятие причины. Дедуктивные и индуктивные

методы исследования причинных связей................................ 255

§ 2. Методы исследования причинных связей .......................... 256

§ 3. Ошибки в определении причинных связен ........................ 267

Глава III. Выводы по аналогии ....................................... ............... 268

§ 1. Определение и основные формы выводов по аналогии ...... 268

§ 2. Условия правомерности различных форм выводов по

аналогии ................................... ............................................... 273

Глава IV. Выводы от утверждения следствий.

 Обоснование гипотез .............................................. .................... 280

Задачи и упражнения к части IV...................................................... 283

§ 1. Полная и неполная индукция ............................................... 283

§ 2. Условия повышения вероятности вывода

по неполной индукции ................................................................. 285

§3. Методы индуктивного исследования причинных связей ….. 289

§4. Выводы по аналогии ............................................................. 296

§ 5. Правила выводов по аналогии............................................. 299

§ 6. Выводы от утверждения следствия ...................................... 301

Литература для дальнейшего изучения .................................... 303

 

ЧАСТb V. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И АРГУМЕНТАЦИЯ

§ 1. Сущность и строение доказательства. Опровержение ...... 304

§ 2. Правила доказательств и ошибки в них............................. 310

§ 3. Роковые ошибки .................................................................... 316

§ 4. Аргументация и спор.............................................................. 319

Задачи и упражнения к части V ...................................................... 322

§ 1.Сущность и строение доказательств ................................... 322

§ 2. Правила доказательств .......................................................... 323

§ 3. Аргументация и спор.............................................................. 328

Литература для дополнительного изучения к части V................ 332

 

ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ

К введению ..................................................................................... 333

К части I .......................................................................................... 334

К части II......................................................................................... 342

К части III....................................................................................... 359

К части IV ....................................................................................... 368

К части V......................................................................................... 371

Дополнительная и вспомогательная литература

по всему курсу логики .................................................................... 373

Содержание…………………………………………………………..376

Спонсор  издания

Философское   отделение

ИСН Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова

Одесский государственный

университет им. И. И. Мечникова

ежегодно объявляет набор студентов

на специальность

"ФИЛОСОФИЯ

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:

РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Принимаются документы на дневное и заочное отделения.

Обучение по госзаказу и на контрактной основе

Для студентов возможна одновременная учеба

на философском отделении и учеба на другом

факультете ОГУ или в другом вузе

Философское отделение расположено в главном корпусе ОГУ на улице Дворянская (П. Великого), 2,

3 этаж, к. 86, 87;

тел.: (0482)-23-42-29; (0482)- 206-891.

Почтовый адрес: Украина, 270100, Одесса, Дворянская, 2,

философское отделение ОГУ им. И. И. Мечникова.

  • НА ГЛАВНУЮ

  • Warum Wahrheit?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи и упражнения москва  2005 Балашов Л. Е. Философия

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  2. Задачи и упражнения москва  2006 Балашов Л. Е. Философия

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  3. Задачи и упражнения москва  2009 Балашов Л. Е. Философия

    Учебник
    Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии.
  4. Задачи и упражнения по философии москва  2003 (1)

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  5. Задачи и упражнения по философии москва  2003 (2)

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  6. Задачи и упражнения по введению в теорию языка Канск

    Документ
    Пособие может быть использовано как для аудиторной работы, так и в ходе самостоятельной деятельности студента. Представленные в сборнике задачи могут задаваться на дом в качестве домашних работ, могут многообразно использоваться для

Другие похожие документы..