Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
В начале 60-х годов стало очевидно, что вычислительная техника превращается в самостоятельное научно-техническое направление, имеющее огромное значени...полностью>>
'Документ'
16-21 августа 2007 года в федеральном государственном учреждении «Национальный парк “Кенозерский”» Архангельской области состоялась Всероссийская нау...полностью>>
'Тесты'
Советский период в психодиагностике. Тенденции развития психодиагностики в мире. Профессионально-этические принципы психодиагностики. Отличие психоди...полностью>>
'Доклад'
О культуре можно говорить много, потому что понятие культуры очень ёмкое и многогранное. Оно употребляется для обозначения характерных особенностей ж...полностью>>

Конспект книги «Чёрная риторика: власть и магия слова» Картстен Бредемайер (2005 г.)

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конспект книги

«Чёрная риторика: власть и магия слова»

Картстен Бредемайер (2005 г.)

Несколько правил хитроумной риторики1:

  1. Способ выражения должен быть простым и точным: быть предельно убедительным.

  2. Расставлять в речи акценты на самые важные слова и фразы.

  3. Лозунги акцентируют внимание.

  4. Повторять главную мысль.

  5. Заявлять свою позицию в спорном вопросе.

  6. Намеренное утаивание информации даёт преимущества; опровергать суть высказывания, а не отдельные аргументы.

  7. Эмоции слушающих – ключ к успеху говорящего: заставить соперника говорить, привести его в смущение – вот чего нужно добиваться, возражая ему.

Чёрная риторика – это последовательность сбивающих с толку и не всегда ориентированных на результат отдельных провокаций, ведущих в одну ловко расставленную ловушку; манипулируя всеми необходимыми риторическими, диалектическими, эристическими и рабулистическими приёмами для того, чтобы направлять беседу в желаемое русло и подводить оппонентов или публику к желательному для оратора заключению и результату.

Правила ведения разговора:

  1. Произносить местоимения «Я» - избегать обезличенных текстов.

  2. В ответственных ситуациях не отвечать самоиронией на вопросы или упрёки обращённые к вам лично, к вашей фирме или вашей деятельности.

- ни в коем случае не использовать отрицание с последующим повторением слов упрёка: «Вы виноваты?» - «Я не виноват».

  1. Острая точная цитата в нужное время или повторение основной мысли (основной идеи выступления)

Основная мысль:

- концентрирует в себе содержание разговора.

- содержит название фирмы.

- даёт чётко выраженную оценку продукта, который вы представляете.

  1. Удачное определение роли. Нужно режиссировать свои выступления.

- визуальное восприятие оратора публикой за считанные секунды формирует подсознательную оценку: симпатичный-несимпатичный, угодливый, честный, скромный-высокомерный, компетентный.

- стараться получать от окружающих чётко выраженную обратную реакцию; нужно работать над своей ролью и прилагать все усилия для того, чтобы ей соответствовать.

- определять роль, заранее планировать и разрабатывать сценарии своих выступлений.

- отличать высказывания по существу обсуждаемых вопросв от тех, что направлены против вас лично; последние решительно пресекайте, а затем демонстрируйте собственное превосходство на содержательном уровне.

  1. Старайтесь убедительно говорить неправду.

Искусство обманывать (талант лгать) служит признаком высокоразвитого интеллекта!

- большая ложь

- малая ложь

- ложь во спасение

- целенаправленная дезинформация

- полуправда

- умышленная ложь

- вынужденная ложь

- глупая ложь

- розыгрыш

Приёмы техники убеждения:

- постоянный визуальный контакт;

- контролируйте себя: жесты, вздохи – они выдают вашу нервозность, скованность, напряжение и существенно снижают силу воздействии ваших слов на аудиторию.

  • не говорите слишком быстро.

  • подавляйте симптомы стресса.

  • не суетитесь

- движения, жесты, осанка и мимика должны быть гармоничны (можно потренироваться перед зеркалом).

- говорить чётко и ясно, понятным для аудитории языком; акцентировать внимание на основных положениях выступления, а их формулировки должны быть понятны всем и нельзя было бы исказить их смысл.

- делать паузу в наиболее значимых местах.

- тщательно взвешивайте необходимость объяснений и комментариев: объяснять слишком подробно – значит оправдываться и демонстрировать собственную неуверенность.

- не быть излишне многословным и не надо разбавлять речь ненужными отступлениями.

- о недостатках говорят сразу, а о позитивном – в заключении.

- в начале выступления нужно делать расшифровку сложных терминов.

- не заигрывать с публикой – это всегда воспринимается как лесть, фальшь – попытка подкупить, расположить к себе.

- если аудитория показывает непонимание отдельных положений выступления, то следует их более подробно разъяснить.

- не обилие аргументов, а их качество делает услышанное более весомым (аргументы можно повторять).

Проверка достоверности информации:

- уточнять смысл услышанного.

- заставить собеседника говорить о своих чувствах и личных впечатлениях.

- в критической ситуации прямо заявить о своих чувствах, что не верите собеседнику и чётко обосновать свою позицию.

- «А вы бы на моём месте поверили бы тому, о чём говорите?»

- «Это не может быть правдой».

  1. Старайтесь сохранить инициативу

  2. Извиняться – расчёт искусного раскаяния.

«извините» мы используем для того, чтобы достичь своей цели:

- извините, что я вас прерываю!

- нет, разрешите мне договорить.

- ничего страшного, но позвольте мне сказать ещё вот о чём.

- почему вы извиняетесь за то, что собираетесь сделать вполне осознанно?

  1. Уверенно выступайте

- преобразуйте упрёки в вопросы.

- предположения замените на утверждения.

- фокусируйте фразы на себе.

  1. Доверяйте своим выводам и данным, полученным в результате больших усилий.

- если вашей информации не доверяют – никогда не молчите, всегда отвечайте находчиво и достойно.

  1. Немедленно пресекайте любые попытки вербальной провокации.

  2. Техника прерывания неконструктивных отступлений от главной темы.

- попросить не уходить от главной темы.

- спросить к чему это всё говорится.

- сказать собеседнику, что его поведение вас не устраивает.

  1. Когда человек хам лучше не демонстрировать своё остроумие, а потребовать от него впредь не позволять колкости в ваш адрес.

  2. Не нужно извиняться перед хамом – он воспримет это как свой триумф.

  3. Если вопросы не к теме выступления, а к вам лично, на них можно не отвечать.

- вы ответите на личные вопросы позже в кулуарах.

- попросите не отходить от темы.

- задавайте встречный вопрос

  1. Ответить на вопрос – значит согласить с правильностью го постановки.

  2. Заранее обдумывайте, что хотите сказать.

«шутку можно вытряхнуть из рукава, если её заранее туда засунуть».

  1. Старайтесь вовлечь собеседника в разговор

(заставьте собеседника кивать головой в ответ на ваши слова)

- обратиться по имени: поставленное в начале предложения имя собеседника привлекает его внимание, в конце – вызывает кивок.

- сказать факт.

- «эта проблема известна каждому, кто активно занимается проектным менеджментом».

- держите визуальный контакт с собеседником.

- «как профессионал вы знаете, что …»

- опора на общий опыт: «Итак, ситуация вам знакома!»

- «Поэтому используйте свой шанс!»

Риторические уловки.

1. Всякого рода «поддёвки», замечания, манёвры, провокации приносящие собеседнику неудовольствие – демонстрируют ваше превосходство (однако важно оценить с кем вы говорите, какую цель вы преследуете и общий фон данной дискуссии).

2. Заставьте собеседника слушать вас:

- быть уверенным.

- быть компетентным по теме беседы (ясно и доступно выражаться).

3. Очень важно то, как вы преподносите информацию (важна форма, а не содержание).

4. Не нужно бояться выступлений и людей. Не проявляйте явной боязни публичных выступлений или нервозность в критических ситуациях.

- блокируйте собственные эмоции.

- последовательно отрабатывайте каждый сложный момент предстоящего разговора или выступления.

  • Составьте текст вашего выступления.

  • Проговорите вслух громко, отчётливо и очень уверенно важные отрывки.

  • Продумайте возможные вопросы и ответы на них.

5. Блефуйте, если того требуют обстоятельства.

- блефуя, никогда не забывайте указать противнику на то, что ваша выгода может пойти на пользу и ему тоже.

6. Молчание используйте целенаправленно и осознанно.

- может с успехом заменить отсутствие необходимых аргументов.

- провоцирует собеседника закончить затянувшуюся паузу и наговорить лишнего.

7. Оцените распределение ролей и, если это необходимо, перераспределите их.

- применяется в ситуации, если у собеседника есть проблема, а у вас есть нацеленность на её решение: если ваша роль вынуждает вас защищаться, оправдываться или просить – меняйте роли (пусть право решать останется за вами).

8. Тщательно проверяйте информацию собеседника и не позволяйте перевести ваше внимание с главного на второстепенное.

9. Внедряйте своё послание в сознание собеседника.

- с каждым повторением вами вашего послания растёт готовность собеседника согласиться с вами.

- тот, кто слишком рано прекращает заявлять себя и своё послание, проигрывает.

- не забывайте повторять своё послание, но и не разбавляйте его излишней аргументацией.

10. Аргументативные уловки:

- все возможные варианты ответа сводятся к выбору «или, или», «либо, либо».

  • согласитесь с одним из вариантов, но с оговорками.

- в построении аргументативной цепочки нарушается логическая или временная последовательность.

  • предложите параллельный вариант

- аналогия с определённым физическим или природным законом в качестве доказательства справедливости заявленного утверждения.

  • «Надеюсь, вы понимаете, что пытаетесь сравнить яблоки с грушами».

- вашу точку зрения объявляют ошибочной и говорят, что она приведёт к катастрофическим последствиям, следовательно, её нельзя принимать.

  • объясните, что последствия не так не неизбежны.

  • перечислите положительные последствия выбора.

  • обозначьте возможность компромисса.

- отдельные негативные изменения необоснованно принимают размеры глобальной катастрофы: «Мы делаем ставку на этот продукт, отворачиваемся от привычного рынка, одну за другой утрачиваем завоёванные позиции, увеличиваем ставку на новый продукт, теряем оставшиеся позиции, а дальше можно закрывать магазин».

  • укажите на оставшиеся без внимания преимущества.

  • дайте информацию – каковы шансы на успех.

  • заявите о негативном и непродуманном мнении оппонента.

- уловка мнимой точности доказательств: приведение якобы точных сведений, цифр, статистических данных в подтверждение справедливости некоего заявления.

  • требуйте информацию о том, откуда и когда были взяты эти цифры.

  • проверяйте точность информации

- уловка авторитетности мнений: ссылки на мнение специалистов, авторов научных работ, руководителей, уважаемых личностей и известных организаций.

  • Проверьте уместность и логичность данных ссылок.

  • Узнайте кто эти люди, чьи мнения приводятся в качестве авторитетных.

  • Попросить осветить контекст высказывания, на которое делается ссылка.

  • Потребуйте убедительных доказательств.

- уловка очевидности и всеобщего признания: позиция заявляется как очевидная, общеизвестная или общепризнанная.

- апелляция к здравому смыслу.

- ссылки на общепризнанные системы норм и оценок.

Например:

  • Не приходится спорить с тем, что…

  • Все мы уже согласились с тем, что…

  • Сегодня каждый знает…

  • Уже доказано, что…

  • Очевидно, что…

  • Логично предположить, что…

  • Здравый смысл говорит…

  • Ситуация требует, чтобы…

  • Разумно будет…

Контрстратегия:

- нужно помнить, что в каждом правиле есть исключения.

- действительно ли точка зрения общепризнанна или это голословное утверждение.

- общепризнанное мнение признано демократично или авторитарно.

- это мнение разделяют все сотрудники или только руководство.

- использование в качестве аргументов различных заверений, гарантий и личного авторитета.

  • Я гарантирую вам…

  • Я уже имел возможность убедиться в том, что…

  • Нет ни малейшего сомнения в том, что…

  • Я заявляю как специалист…

Контрстратегия:

11.

1 На основе работ Цицерона и депутата британского парламента Вильяма Герарда Гамильтона

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Черкаський інститут банківської справи Університету банківської справи (3)

    Документ
    Гавриленко, О.П. Екогеографія України [Текст] : навч.посібник/ О. П. Гавриленко. -К.: Знання, 2008. -646 с. -(Вища освіта ХХІ століття) Примірники: всього:1 - ЧЗ(1)
  2. Книга о педагогическом общении

    Книга
    Чтобы почувствовать почву под ногами, — сначала обширный экскурс в историю вопроса (Сократ, А. А. Перовский, В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В.
  3. М. В. Телегин рождение диалога книга

    Книга
    Во-первых – воспитателям. Воспитателям-«любителям» – родителям. Воспитателям-профессионалам – тем, кто работает в детских садах и школах, специальных учреждениях, выполняет свою миссию по месту жительства и отдыха детей.
  4. Конспект лекций по культурологии Для студентов всех специальностей

    Конспект
    Слово “культура” происходит от латинского слова культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия.
  5. Книга самурая

    Книга
    «Я не сразу стал относиться к пониманию, как к чему-то такому, что имеет ценность само по себе. На это ушло много лет. Когда я в конце концов убедился на личном опыте, что чем лучше ты понима­ешь реальность, тем меньше ты нужен людям,

Другие похожие документы..