Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В субботу утром 25 июня мы сели в поезд, который конечным пунктом назначения имел город Санкт Петербург. Мое путешествие в международный лагерь «Кенг...полностью>>
'Документ'
В целях приведения системы регулирования цен (тарифов) в городе Москве в соответствие с современными экономическими условиями Правительство Москвы по...полностью>>
'Семинар'
Цель семинара – дать характеристику государства как особой формы общности людей. Для этого необходимо рассмотреть различные определения государства, ...полностью>>
'Документ'
Опыт работы службы информационно-консультационного обслуживания руководителей КФХ, ЛПХ и кооперативов по картофелеводству в условиях Республики Татар...полностью>>

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок по литературе

на тему «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

Работа с литературоведческими понятиями»

6 класс

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть;

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Методы:

  1. Слово учителя.

  2. Работа с карточками по теории (инверсия, антитеза, жанры лирики).

  3. Создание схемы (символ в художественном произведении).

  4. Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.

  5. Выразительное чтение стихотворения наизусть (первоначально читает произведение учитель).

  6. Анализ лирического текста (стр. 151-152).

  7. Беседа.

  8. Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению (стр. 53).

  9. Обобщение.

План урока.

1. Эпиграф к уроку (стр. 148). Слово учителя о Лермонтове. Произведения, созданные писателем (запись на доске). Статья учебника.

  1. Работа с теорией литературы. Жанры лирики. Карточки.

  2. Выразительное чтение стихотворения.

  3. Объяснение непонятных слов и выражений.

  4. Словесное рисование картины, представленной после прочтения текста.

  5. Анализ лирического произведения.

  6. Беседа о прочитанном.

  7. Работа с иллюстрациями (стр. 53).

  8. Работа с новыми литературоведческими понятиями – инверсия (стр. 152), антитеза (стр. 70). Доска. Запись в тетрадях. Статья учебника (стр. 152).

  9. Выводы.

  10. Домашнее задание (выучить стихотворение наизусть).

Цель урока.

Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение «Парус», вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.

Слово учителя о жизни М.Ю. Лермонтова.

По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные.

Парус.

Белеет парус одинокий…

Пятое декабря.

Классная работа.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,

Но для поэта он не тесен.

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов (1814-1841 гг)

«Бородино», «Парус», «Три пальмы», «Дума», «Смерть поэта», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени» и др. произведения

одинокий

голубом

далекой

родном

свищет

скрипит

ищет

бежит

лазури

золотой

бури

покой

Работа с текстом.

  1. Чтение стихотворения учителем наизусть.

  2. Словарь. Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.

Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.

(Словарь «Лексические трудности русского языка».)

  1. Мы прочитали стихотворение. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточки.)

Роды литературы: эпос (эпические произведения),

лирика (лирические произведения),

драма (драматические произведения).

Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

Жанры лирики: стихотворения.

Жанры драмы: пьесы, сценки.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)

  2. Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом «одинокий», это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет «мятежный»? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)

  3. Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)

  4. Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)

  5. Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).

Введение новых понятий.

  1. Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?

Такой прием называется инверсия. (Карточки.)

  1. Прочитаем строки:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.

В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? («Зимнее утро» - Мороз и солнце, день чудесный…)

Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.

Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.


Иллюстрации.

Страница 153.

  • Что изображено на иллюстрациях?

  • Кто их автор?

  • Сравните парус, изображенный в стихотворении, с парусом на рисунке: в чем вы увидели главное различие?

Выводы.

Составление схемы – итога «Парус – образ символ».

М.Ю.Лермонтов «Парус»

Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.

Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал на карточках.

  2. Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» наизусть (текст на стр. 151-152).

Библиография.

  1. Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В.П.Полухина – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002.

  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: Вако, 2004.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок литературы 5 класс. Тема: Мотив одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Парус», «Из Гёте»

    Урок
    Это стихотворение было написано 29 января (6 февраля) 1837г., когда в России прогремел злодейский выстрел в А.С. Пушкина на Черной реке. Автором стихотворения был 23-х летний М.
  2. Урок по литературе в 7 классе Тема: Образ Мцыри. Поиски Лермонтовым идеального героя-борца

    Урок
    - Посмотрим на автопортрет Лермонтова. Каким изобразил себя поэт? (Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка; фоном виднеются горы Кавказа.
  3. Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: М. Ю. Лермонтов: обзор жизни и творчества

    Конспект
    Структура урока: лирика М.Ю.Лермонтова изучается в ходе двух уроков, предполагающих самостоятельную подготовку учеников к урокам. В классе парты расставлены так, чтобы могли сидеть четыре группы.
  4. Программа вступительных испытаний по литературе на экзамене по литературе поступающий должен показать

    Программа
    При приеме граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, обязательными для всех категорий поступающих являются два вступительных испытания – русский язык и литература.
  5. Календарно-тематическое планирование уроков по литературе класс (1)

    Урок
    Плановых классных сочинений 4, домашних сочинений 2, практических работ 5, уроков внеклассного чтения 17, уроков проверки техники чтения 3, уроков развития речи 8, произведений для заучивания наизусть 9 + 1*.

Другие похожие документы..