Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
- Сегодня на уроке мы будем говорить о женском, мужском и среднем роде имён существительных, и будем упражняться в определении рода имени существител...полностью>>
'Программа'
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 75 г. Иркутска (МОУ СОШ № 75 г. Иркутска, далее...полностью>>
'Документ'
Эта повесть – исповедь. В то же время это и рассказ о самом начале того долгого и трудного пути, который прошёл сам автор. Вся недосказанная правда п...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 02 июня 2010 г. в 15-00 на заседании диссертационного совета Д 212.109.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук ...полностью>>

Л. В. Собинова Кафедра специального фортепиано Рабочая программа

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова

Кафедра специального фортепиано

Рабочая программа

по курсу

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

НА ИНСТРУМЕНТЕ»

Специальность 070101

«Инструментальное исполнительство» (фортепиано)

Саратов, 2006

Программа составлена в соответствии с

государственным стандартом высшего

профессионального образования

Рабочая программа разработана на основании типовой программы,

утвержденной Министерством культуры СССР, 1977г.

Составитель:

профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Н.М.Смирнова

Рецензенты:

С.Я.Вартанов, кандидат искусствоведения, профессор

Е.Н.Новицкая, кандидат педагогических наук, доцент

Пояснительная записка

Цели и задачи курса

Цели вузовского курса методики обучения игре на фортепиано в современных условиях состоят в воспитании специалиста широкого профиля, подготовленного для ведения в музыкальном училище (колледже, лицее) специального класса, классов фортепиано для вокалистов и инструменталистов, концертмейстерского и камерного классов, методики, педагогической практики, для преподавания фортепиано в музыкальных школах и культурно-просветительных учебных заведениях. Данный курс призван обеспечить студентов необходимыми для этой работы знаниями, умениями и навыками, сформировать у них целостную систему взглядов на музыкально-педагогический процесс, способствовать развитию интереса к педагогическому труду, потребности рассматривать его с позиций современных требований, предъявляемых передовым деятелям культуры.

Курс методики преемственно связан с другими дисциплинами педагогического цикла, изучаемыми в вузе и училище, и, не дублируя их, решает на более высоком уровне проблемы теории и практики преподавания применительно к фортепианному обучению. При чтении курса обобщается и систематизируется опыт, приобретённый студентами в специальном классе, и продолжают углубляться их знания в области истории и теории исполнительства и педагогики, почерпнутые в курсе истории фортепианного искусства. Особое внимание уделяется достижению органичного единства между курсом методики и педагогической практикой студентов.

Музыкальная педагогика является сложной областью современной культуры, где на первый план выдвигается сотворчество, сотрудничество педагога и студентов. Предлагаемые формы и методы организации учебного процесса ориентированы на выявление самостоятельной позиции обучающихся. Акцентируется эффективность мобильных форм контакта педагога и студентов, которые создают потенциальное поле для проявления и развития личностных качеств учащихся. Семинарские занятия выстраиваются с использованием элементов игровых ситуаций, включают предварительные собеседования, дискуссионные обсуждения, контрольные подведения итогов. Той же цели служат системы тестовых вопросов, позволяющих выяснить необходимость и достаточность знаний, полученных студентами в процессе обучения. Полученные теоретические сведения проецируются на конкретное сочинение или на процесс индивидуальных занятий пианистов. Внимание студентов направляется на то, что они должны научиться оперировать современными терминами и понятиями, вводить их в практику исполнительской и педагогической работы.

Действенным средством повышения содержательности учебного процесса является насыщение лекционного курса методики элементами проблемности, проблемными ситуациями, построенными на противоречии, то есть на изучении «противоречия в самой сущности предметов». При этом учитывается тот факт, что студенты не должны быть поставлены перед неразрешимой проблемой. Важно найти способ разрешения противоречия между знанием и незнанием, между индивидуальным опытом студента, который может быть ограниченным, и теорией, которая представляет всеобщий концентрат проверенных практикой знаний, между обыденным и научным знанием. В итоге мысль обучающегося активно включается в работу, от него требуются размышления и рассуждения с помощью имеющихся знаний, чтобы прийти к новому знанию на основе обобщения уже известного материала. В результате у студентов вырабатывается умение самостоятельно усматривать проблемы в теории и практике, быть достаточно подготовленными к их разрешению.

Практически любая тема курса методики может быть представлена в противопоставлении нескольких теоретических положений и взглядов, в столкновении альтернативных мнений выдающихся музыкантов-педагогов. Такая форма подачи материала побуждает обучающихся к поискам оптимального решения, повышает их индивидуальную активность при определении ответа. В этом случае молодые специалисты воспитываются самой формой подачи информации, насыщенностью и неоднозначностью рассматриваемого материала. Будущий педагог не должен бездумно идти по стандартному и трафаретному пути, который может привести к «тупиковой» ситуации. Определяющим в музыкальной педагогике является индивидуальный аспект обучения профессиональному мастерству. Данное утверждение не означает отказа от общих принципов педагогического искусства, но выделяет личностный профиль, персональный подход к развитию обучающихся. Общепринятые и положительно зарекомендовавшие себя педагогические установки должны преломляться сквозь призму индивидуальности, непохожести разных учеников.

Особенностью данного курса является приоритет стилевого аспекта в музыкальном воспитании студентов. Здесь актуализируется положение об определяющем значении исполнительской деятельности, способной плодотворно влиять на эффективность будущей педагогической работы выпускника музыкального вуза. С пониманием стилевых ориентиров и стилевой направленности музыкального искусства качественно изменяются возможности понимания и расшифровки композиционных приёмов музыкального развития, мотивированности и аргументированности в применении выразительных средств исполнения.

Обращая внимание на педагогический процесс воспитания молодых музыкантов, выделяются вопросы понимания и воспроизведения авторского стиля, работы с авторским текстом, исполнительского прочтения нотной записи, сравнительного анализа редакций и интерпретаций, чтобы обучающиеся могли целенаправленно работать над развитием профессионального мастерства, одновременно повышая свою «стилевую образованность» и общий музыкантский уровень. В некоторых случаях одарённые студенты, обладающие художественной интуицией, чувствуют особенности авторского стиля на подсознательном, ментальном уровне. Как правило, это пианисты, обладающие широкой музыкальной эрудицией, хорошо знающие музыку определённого автора, «переигравшие» достаточное количество его сочинений. Но подобное свойство восприятия учеником живой музыки встречается редко. Напротив, чаще возникает недопонимание, когда исполнитель думает, что он играет всё, что написано в тексте, выполняет темповые, динамические, артикуляционные предписания автора или (что чаще) редактора и не понимает, какие могут быть к нему вопросы по поводу стиля композитора или стиля исполнения. Курс методики призван преодолеть это недопонимание и пересилить иждивенческую инертность мышления молодых музыкантов.

В последнее время в специальной литературе выделяется роль интуитивного начала в исполнительском и педагогическом искусстве. Действительно, личностный аспект в любом виде творческой деятельности является предназначающим. Понимая, что, с одной стороны, особая сила воздействия педагогического мастерства состоит в уникальности процесса, когда присутствующим в классе кажется, что произведение «оживает» у них на глазах без всяких специальных «наукообразных» усилий, неверно было бы думать, что одной художественной эрудиции, эмоциональности, интуиции и темперамента достаточно, чтобы передать содержательный смысл музыкального произведения. Необходимы не только серьёзные и основательные знания в разных областях художественного творчества, но и владение определёнными методами, системой образования и воспитания, позволяющей оптимально решать возникающие в процессе исполнительского или педагогического творчества вопросы.

Музыкальное искусство в силу своей непосредственной эмоциональности и даже иррациональности не допускает приложения к себе строгих словесных эквивалентов. Как справедливо подмечено, «музыка является именно тем “чистым случаем”, который полностью рассчитан, прежде всего, на интуитивное постижение» и «у тех, кто общается с музыкой, вырабатывается специальный “орган”, который не только адекватно реагирует на различные характеристики звучания, не только способен декодировать её язык, но и может понимать сказанное ею, хотя это понимание развивается на основе оперирования внепонятийными элементами» [6]. В этом случае интуиция формируется в области художественно-образного мышления музыканта, питается слуховыми представлениями, состоящими из памяти о традиционных и необычных запомнившихся интерпретациях и общего объёма музыкальных знаний, опирается на результаты собственных творческих поисков, обогащается эмоциональными и психофизиологическими впечатлениями.

Работая над музыкальным произведением, педагог общается с учеником, находясь в совершенно ином культурно-историческом контексте по отношению к автору сочинения. Они сориентированы на другую систему ценностей, у них различное общехудожественное и музыкальное воспитание. Произведение, созданное автором в одну эпоху, но исполняемое в другое время, воспринимается современным музыкантом в ином ассоциативном ореоле. На занятиях по методике вряд ли уместно говорить о тождественности или адекватности композиторских и исполнительских позиций в ощущении художественного образа музыкального сочинения. Задача курса состоит в том, чтобы подготовить и сориентировать будущих педагогов к решению двойной проблемы: передачи координат авторского стиля и формирования индивидуального стиля современного пианиста.

Анализ и становление новых исполнительских традиций это тоже задача курса методики, а значит и современного педагога. Работая над совершенствованием профессионального мастерства своих учеников, педагог направляет и корректирует этот процесс. В определённом смысле он расширяет границы понимания авторского текста, показывает его многогранность, раскрывает всё новые и новые смыслы его существования в современном мире. Одна из кардинальных задач фортепианного класса заключается в том, что молодые музыканты должны привнести в авторский текст особенности образно-смыслового контекста современной культуры и индивидуального своеобразия самой манеры исполнения. В результате этого музыкальное сочинение, созданное в далёком или близком прошлом, становится понятным современному слушателю, обогащается новым слоем информации, обеспечивая себе подлинное художественное бессмертие.

Путь к наиболее глубокому постижению музыкального сочинения лежит через обращение ко всему ценному, что накоплено в истории осмысления музыки: к уртекстам и редакциям, к разным исполнительским прочтениям – «звучащим редакциям». Преобладание одной точки зрения для создания собственной интерпретации или при работе над ней с учеником в классе фортепиано малопродуктивно. Нежелательно и чрезмерно критическое негативное отношение к индивидуальному стремлению выдающихся музыкантов отразить собственное понимание проблематики фортепианного творчества разных композиторов. Возникает реальная необходимость дополнения работы знанием исполнительских и общекультурных традиций разного исторического времени («словесные редакции»).

Объём учебной программы «Методика преподавания фортепиано» 70 часов, что обеспечивает выполнение требований профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент).

Требования к уровню освоения содержания курса

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта студенты, завершившие курс методики, должна обладать следующими теоретическими знаниями и практическими навыками:

  • понимать место методики обучения игре на инструменте

в современной педагогической практике;

  • владеть системой средств и методов педагогического воздействия;

  • приобрести знания о способах, принципах организации и планирования учебного процесса, об основных формах проведения занятий с учащимися на разных этапах обучения;

  • уметь раскрывать понятийный аппарат современной теории и применять теоретические знания в практической работе;

  • приобрести навыки коллективного обсуждения открытых уроков;

  • научиться работать со специальной литературой, реферировать, составлять план-конспект, оформлять необходимую документацию;

  • понимать диалектических характер взаимодействия общих выводов и индивидуальных принципов работы

  • приобрести навыки самостоятельной работы с авторским текстом;

  • владеть элементами методики исполнительского анализа музыкальных произведений;

  • усвоить программные требования ДМШ и училища, основные репертуарные, художественные и технические задачи;

  • уметь составлять различные типы программ: «целевые», «тематические», программы с различной степенью трудности, программы развивающего типа и экзаменационные;

  • сформировать оперативное педагогическое мышление;

  • развить понимание содержательного контекста произведения;

  • усвоить навыки сравнительного анализа интерпретаций;

  • овладеть мастерством аргументации, обобщения и изложения методического материала, собственных выводов и предложений в форме статьи, реферата, научно-методической работы

Формы и виды занятий

Курс методики проводится в форме лекционных и семинарских занятий. Первые из них посвящаются преимущественно рассмотрению теоретических проблем преподавания, вторые – их практическому изучению и решению в процессе обучения. В качестве активных форм обучения используются открытые уроки и дискуссии. Самостоятельные виды занятий: анализ репертуара, реферирование научной и методической литературы, составление документации разных видов, в том числе репертуарных планов в зависимости от уровня развития учеников, «моделирование» процесса занятий, составление плана-конспекта, создание собственных редакций, посещение уроков педагогов кафедры специального фортепиано

Организация текущего, промежуточного и итогового

контроля знаний.

В течение года каждый студент обязан написать курсовой реферат, в котором теоретические знания должны органически сочетаться с собственным исполнительским и педагогическим опытом. В качестве тем для рефератов могут быть рекомендованы: аналитический разбор и рецензирование фортепианно-педагогической литературы, методических трудов, школ и учебных пособий; исполнительский и методический анализ музыкального произведения; записи уроков в классе по специальности с методическими комментариями и обобщениями. С целью определения прочности знаний студентов, закрепления учебно-методических навыков, проверки умения самостоятельно работать с учебной литературой, проводятся семинары по соответствующим темам. Срок проведения семинаров определяется тематическим учебным планом. По желанию педагога или студента курсовой реферат может быть изложен в виде доклада и прочитан на одном из семинаров.

По окончании первого семестра проводится контрольный урок, где педагогом выставляется «предварительная» оценка на основании активности или пассивности работы студентов за полугодие, что служит ориентиром и стимулом для последующей работы студентов.

Итоги годовой работы студентов подводятся на экзамене. Студенты отвечают по экзаменационному билету, в который включаются два вопроса. Первый посвящён теоретической проблеме курса, второй – теме, связанной с практическим освоением педагогического репертуара и методической литературы. При ответе на второй вопрос студент должен сделать исполнительский и методический анализ одного из произведений педагогического репертуара ДМШ, музыкального училища или вуза, проиллюстрировав сказанное исполнением фрагментов сочинения или целой пьесы.

При выведении итоговой оценки учитывается качество работы и степень активности студента на занятиях в течение года.

Структура тематического плана учебной дисциплины

Наименова

ние разде

лов и тем

Максим.

учебная

нагрузка

студента

в часах

Количество аудиторных часов при очной

форме обучения

Самостоя

тельная

работа

студента

Всего

Лекции

Семинары

Индив

занятия

Групп. Занятия

Курс.работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Методика

обучения

игре на

фортепиано

70

70

50

20

70

140

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№№

по порядку

Наименование тем

Количество часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа студентов

1

Введение: фортепианная методика,

история и этапы развития: основные тенденции современной музыкальной педагогики

2

2

Музыкальные способности: общие, музыкальные и специальные

(пианистические): психологические свойства личности, необходимые

для пианистической деятельности

2

4

3

Важнейшие проблемы работы

педагога-пианиста в детской

музыкальной школе: первые уроки: трудности и особенности работы

с начинающими: организация игровых движений: Л.В.Николаев и его постановочные принципы

2

4

К.А.Мартинсен «Индивидуальная фортепианная техника на основе

звукотворческой воли»

(комплекс вундеркинда)

2

8

5

Открытые уроки:

с начинающим пианистом, учениками младших и старших классов ДМШ

2

6

6

Планирование процесса обучения,

составление индивидуальных планов, характеристик: репертуарная политика как важная составляющая

педагогического мастерства:

проведение урока и организация

домашних занятий ученика

2

1

8

7

Работа над музыкальным

произведением

2

6

8

Авторский текст:

исполнительское прочтение

4

6

9

Анализ авторских текстов на примере конкретных произведений

2

8

10

Фортепианная техника:

художественное мышление

и двигательная форма пианиста

2

11

Классификация видов техники:

гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, тремоло и трели, скачки:

ежедневная техническая работа

пианиста

2

12

Дискуссия: техника упражнения как процесс работы над достижением исполнительского мастерства

2

8

13

Е.Тимакин «Работа над техникой»

Е.Либерман «Работа над техникой»

1

8

14

Формирование элементов

исполнительского мастерства

в процессе работы над музыкальным произведением:

работа над звуком; орнаментика

4

8

15

Аппликатура

2

8

16

Контрольный урок по пройденному материалу

2

17

Педаль: значение и разновидности;

стили и педаль

2

4

18

Ритм, метр, темп, полиритмика,

агогика, сложные ритмы:

основные ритмические трудности

и погрешности, способы устранения

4

6

19

Полифония: значение в формировании музыканта: основные полифонические трудности

2

20

Понятие авторского стиля

4

4

21

Клавирная музыка: И.С. Бах:

проблемы интерпретации

2

22

Сравнительный анализ редакций

и исполнительских прочтений

«Хорошо темперированного клавира»

2

8

23

Классический стиль в фортепианной музыке: Гайдн, Моцарт, Бетховен

2

24

Вопросы интерпретации классической формы: соната, вариации

2

10

25

Романтизм: фортепианная литература XIX века: Шопен, Шуман, Лист

2

26

Проблемы интерпретации

романтической музыки

2

10

27

Русская фортепианная музыка:

Чайковский, Рахманинов, Скрябин

2

28

Проблемы интерпретации

русской музыки

2

10

29

Импрессионизм: Фортепианная музыка XX века: проблемы стиля

4

10

30

Проблемы интерпретации

современной музыки

2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Испании Валляс Фермин Коломер, Пуит Марья Серрат, Хосе Пастор, Фало Консенсьон Висьедо, Каррерас Хуан Казас. Врамках визита художников ждала разнообразная культурная программа

    Программа
    В рамках посещения городов России с 16 по 21 апреля в Саратове проходил визит французско-испанской делегации международной ассоциации художников La Palette du Monde (Палитра мира), возглавляемой председателем международной ассоциации
  2. Региональные целевые программы по культуре (рцп) 49

    Документ
    Красноярский край образован в 1934 году. Его площадь составляет 2339,7 тысяч квадратных километров и включает 581 муниципальное образование, из них: 18 городских округов, 44 муниципальных района, 35 городских поселений, 484 сельских поселения.
  3. Отчет о результатах самообследования гоу впо «Оренбургский государственный институт искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей» Оренбург

    Публичный отчет
    Оренбургский государственный институт искусств создан в результате реорганизации Оренбургского музыкального училища (Колледжа) постановлением Главы администрации Оренбургской области от 29.
  4. План стратегического развития Магнитогорской консерватории до 2015 года; Концепции развития Магнитогорской государственной консерватории, ее миссия, цели, задачи

    Документ
    Система обеспечения качества подготовки в МаГК(система качества) опирается на концептуальные положения и требования: Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992); Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.
  5. А. С. Данилов отчет

    Публичный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.

Другие похожие документы..