Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
П. Грамота Детского жюри Бестужев Даниил Магические квадраты МОУ «СОШ №9» г. Ртищево Кузьмина Г.В. 8 класс Фамилия, имя участника тема школа руководит...полностью>>
'Документ'
1.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 134 (в дальнейшем именуемое Школа), создано в целях р...полностью>>
'Документ'
2. Мінприроди, МНС, МОЗ, Мінагрополітики, Держкомприродресурсів, Держводгоспу, Держжитлокомунгоспу, Держкомлісгоспу, Держкомзему подати в шестимісячн...полностью>>
'Программа'
КаирПрилет в международный аэропорт Каира, где наш представитель поможет пройти таможенный и иммиграционный контроль. Трансфер и размещение в отеле Fo...полностью>>

Урок литературы в 6 классе тема: «Левша это…»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы в 6 классе

ТЕМА: «Левша – это…» (Обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова «Левша»)

Эпиграфы:

Я с народом свой человек.

Н.С. Лесков

Благослави же работу народную и научись мужика уважать.

Н.А. Некрасов.

Оформление доски: Портрет писателя Н.С. Лескова, стенд, посвященный творчеству писателя, цитаты.

Цели и задачи урока:

  1. Учить рассматривать сказ в контексте русской литературы XIX века.

  2. Закрепить изученное, проверить знания обучающихся.

  3. Формировать монологическую речь.

  4. Подготовиться к домашнему сочинению.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Общий настрой. Целеполагание. Запись в тетрадях темы урока.

  2. Проверка знаний обучающихся.

- Что такое сказ?

- Определите тему и идею произведения.

- Опишите Левшу.

3. Работа с текстом. (15 глава)

- Мы расстались с героем, когда англичане отправили Левшу в Россию. Каким путём и почему? Что с ним случилось в дороге? (Отправили на корабле, так как Левша не знает языков. В дороге герой затосковал, мог «род помешательства достать»)

- Почему Левша не остался в Англии? Что тянет его домой? (Идет работа с текстом: «Мы Отечеству верно преданные», «у меня дома родители есть», «Мы к своей Родине приверженные»)

- А что для него Родина? (Прежде всего дом, семья. Родина – это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине – отказаться от веры – это величайший грех для русского человека. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о родителях, о Туле, о семье. Все это в душе Левши)

Вывод: Левша – плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот.

- А кто такой патриот? (Дети читают цитату, записанную на доске: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» (Н.С. Лесков))

- Как же Родина встретила Левшу? (главы 16-20) (Работа с текстом. Выбор ключевых слов: «свалили в квартале на пол», «обыскали», «платье сняли и часы», «деньги обрали», «на холодном парате в больнице лежал», «вези не покрытого», «роняют, уши рвут», «он весь избился», «на полу в коридоре посадили» и т.д.)

- Что можно сказать о судьбе Левши? (Горькая, жестокая, плохая, неблагодарная….)

- И трагическая. В чём трагизм судьбы героя? (Талант его России не нужен. Даже перед смертью Левша думает не о себе, а ос воем Отечестве. Пытается передать государю, чтобы ружья кирпичом не чистили. Горестная судьба героя и имя его обречены на забвение)

- Как же автор относится к своему герою? (Лесков восхищается талантом мастера, выступает за народ, за таких простых мужиков, каким был Левша. (Обращение к эпиграфу))

- В чем смысл слов английского шкипера: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? (Человек, не красивый внешне, красив душою. У него душа человеческая.)

- Какое значение в сказе имеет 20 глава? Ведь она особенная и по стилю повествования отличается от сказа. (Здесь говорит сам автор. Он вспоминает старину и говорит о том, что потомки с гордостью и любовью вспоминают прошлое, потому что это наша история. Наша гордость. Прошлое вдохновляет народную фантазию, желание творить, как они)

- Чем же для нас стал Левша, герой, у которого нет даже имени, да и прозвище пишется с маленькой буквы? Талантливый мастер. Герой с «человечкиной душой»)

Учитель добавляет (записи на доске): душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, собирательный образ народа, носитель трудовой доблести, символ русского народа.

- Давайте, ребята, впишем последнее выражение в тему урока.

- Какими чертами характера, по вашему мнению, должен обладать русский человек как представитель нации? (Добротой, патриотизмом, состраданием, трудолюбием, бескорыстием, верой, человеческой душой)

- А Н.С. Лесков? Разве он не истинно русский национальный писатель? (Выступление обучающегося с кратким рассказом о Н.С. Лескове)

- Работа со словами Л.Н. Толстого о Н.С. Лескове: «Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». Как вы понимаете слова великого писателя? (Лесков всегда верил в русский народ, в его талант и трудолюбие. Россия всегда славилась мастерами, творцами красоты, хотя часто их личная судьба была горькой. Об этом писали русские писатели. Например, Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога», советский поэт Дмитрий Кедрин в стихотворении-поэме «Зодчие».)

- Индивидуальное задание: чтение отрывка из стихотворения «Зодчие» с демонстрацией иллюстрации, на которой изображен храм Василия Блаженного в Москве.

- Н.С. Лесков, говоря о Левше, думал и о будущих поколениях, о нас с вами. Мы – это тоже русский народ. Какими мы должны быть? (Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь памятники, музеи, гордиться своей страной, её мастерами, должны что-то уметь делать своими руками)

- Обратите внимание на стенд. На нем иллюстрации к сказу «Левша». Их создал талантливый художник Н. Кузьмин. А как вы выразили своё отношение к главному герою сказа и к произведению в целом? (ребята представляют свои рисунки, комментируют их)

4. Подведение итогов. Рефлексия. Оценки за урок.

5. Домашнее задание. Написать сочинение. Темы:

  • «Н.С. Лесков – писатель будущего (Л.Н. Толстой)

  • «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

  • Мое отношение к левше



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок литературы в 6 классе по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» исказу Н. С. Лескова «Левша»

    Урок
    1.Выяснить отличительные черты образа русского народа в литературе на примере героев древнерусских «Сказания о Кожемяке» и «Сказания о белгородском киселе», стихотворений «Железная дорога» и «Школьник» Н.
  2. Урок по литературе в 11 классе Тема урока: «Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В. В. Маяковского) Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике В. Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство

    Урок
    Тема урока: « Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В.В.Маяковского) Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике В.Маяковского, о том,
  3. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (3)

    Урок
    1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В.Я. Коровиной. - 6-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2005.
  4. Доклад является логическим завершением проведенного комплексного анализа системы образования муниципального образовательного учреждения Великооктябрьская средняя общеобразовательная школа в прошедшем учебном году

    Доклад
    Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности муниципального образовательного учреждения Великооктябрьская средняя общеобразовательная школа Фировского района Тверской области в 2009/20010 учебном году адресован в первую
  5. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

    Урок
    Самые популярные жанры литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX века: роман, повесть, рассказ.

Другие похожие документы..