Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Европейская народная баллада, зародившись как литературный жанр еще на исходе первого тысячелетия нашей эры, прошла сложный путь развития. Ее происхо...полностью>>
'Документ'
Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года Обыч-но Майей называют девочку, рожденную в мае, а не в феврале. И хотя люди не верят, ...полностью>>
'Реферат'
Понятие о фольклоре. Специфические свойства фольклора. Фольклор и литература. Фольклор как искусство слова. Происхождение фольклора. Возникновение ад...полностью>>
'Семинар'
Основной целью курса является знакомство студентов с методом фокус-групп, как прикладным методом эмпирических исследований, в контексте описания поте...полностью>>

Аннотация    Наименование дисциплины: Русская социология

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АННОТАЦИЯ

  

Наименование дисциплины: Русская социология

 Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология

 

Квалификация (степень) выпускника    «бакалавр»

 

1.Цели и задачи дисциплины: Основная цель освоения дисциплины «Русская социология» состоит  в изучении  становления и развития русской социологической школы.  Дисциплина призвана формировать у студентов представление об истории становления в России социологии как науки, основных направлениях и тенденциях ее развития.

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы  содействовать формированию  у студентов- социологов видения сферы профессиональной деятельности как пространства творческой активности. Формировать социологическое мышление: способствовать  пониманию  общей логики формирования идей в русской социологической школе,  развивать способности интерпретации социологических текстов, умения их использовать в своей исследовательской деятельности.

 

2. Место дисциплины  в структуре ООП: Дисциплина «Русская социология» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин, как  «Социология образования», «Современные социологические теории», «Новые явления в социологии».

    В курсе представлены основные классические и современные концепции русских социологов.   В основу курса положен междисциплинарный проблемный подход и  системный принцип изложения. Студент ориентируется на проблемное поле русской социологии.  

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

  •  Процесс изучения дисциплины  направлен на формирование следующих компетенций:

  • - способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь       (ОК-2);

  • - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

  • - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • - способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

  • - способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать:

  • - содержание изложенных в курсе классических и современных концепций российских социологов;

  • - этапы институционализации российской социологии;

  • - основные работы российских социологов.

  • Уметь:

  • - анализировать и интерпретировать классические и современные тексты российских социологов;

  • - выделять основные этапы институционализации российской социологии;

  • - ориентироваться в исследовательском поле российской школы социологии.

  • Владеть:

  • - понятийным аппаратом дисциплины;

  • - техниками анализа и  интерпретации текстов.

  •  

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

 

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

 

 

5

 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

72/2

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции

30

30

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

42

42

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа  (всего)

72

72

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

Конспекты 

 

 

 

 

 

 Рабочая тетрадь

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен

 

 

 

 

 Всего:

144

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Лекции: 

Раздел 1. Классические направления в русской социологической школе.

Тема 1. Введение в историю русской социологии.

Тема 2. Позитивизм в русской социологии.

Тема 3. Субъективная социология.

Тема 4. Марксистская социология.

Тема 5. Неокантианство в русской социологии.

Тема 6. Неопозитивизм в русской социологии.

Тема 7. Институционализация социологии в России.

Раздел 2. Особенности развития российской социологии в советский период.

Тема 8. Социология в России после революционных событий 1917 г.

Тема 9. Социологическая наука в СССР в 20-50-е годы XX века.

Тема 10. Социологическая наука в СССР в 60-80-е годы XX века.

Раздел 3. Современные проблемы российской социологии.

Тема 11. Современная российская социология (статус, особенности)

Тема 12. Перспективы развития современной российской социологии.

 Семинары:

Семинар 1. Становление социологии в России.

Семинар 2. Субъективная школа в русской социологии.

Семинар 3. Натуралистическая социология в России.

Семинар 4. Синтез натурализма и психологизма в русской социологии.

Семинар 5. Социологическая программа Е.В. де-Роберти.

Семинар 6. Социологическая концепция Н. И. Кареева.

Семинар 7. М. М. Ковалевский: историко-социологическое постижение общества.

Семинар 8. Экономический материализм в России: социологическая модель

Семинар 9. Неокантианство в русской социологии.

Семинар 10. Неопозитивизм в русской социологии.

Семинар 11. Марксистская социология в России в 1920-1930-е годы.

Семинар 12. Социология в России в 1960-1990 годы.

Семинар 13. Современная российская социология.

 

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми         (последующими) дисциплинами

 

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых  (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

 

 

 

 

1.

Социология образования

+

+

+

 

 

 

 

2.

Современные социологические теории

+

+

+

 

 

 

 

3.

Новые явления в социологии.

 

+

 

 

 

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Классические направления в русской социологической школе.

 14

 

 

 16

 30

60

2.

Особенности развития российской социологии в советский период.

 10

 

 

 16

 26

52

3.

Современные проблемы российской социологии.

6

 

 

 10

 16

32

 

6. Лабораторный практикум

Нет

 

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов

1. Особенности позитивизма в социологии на русской почве.

 2.  М. М. Ковалевский – основатель генетической социологии.

3.Н. И. Кареев как ученый, педагог, организатор социологического образования.

4. П. А. Сорокин как педагог и организатор науки.

5.Субъективная социология в России и ее критики.

6.Западные социологи о русской школе в социологии.

7.Субъективная школа и марксистская социология: сравнительный анализ.

8.Социологические взгляды Г. В. Плеханова.

9.Творческое развитие марксистской социологии в трудах Н. И. Бухарина.

10. Взаимоотношение права и нравственности как проблема неокантианской социологии.

11. Роль университетов России в развитии социологического образования.

12. Западные социологи о развитии социологии в СССР.

13. Социология в трудах ученых русского зарубежья.

14. Современная теоретическая социология в России: проблемы и перспективы.

15. Современная эмпирическая социология в России: опыт и надежды.

16. Академические школы в современной российской социологии.

 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература. Каждый  обучающийся  должен быть  обеспечен не менее чем одной хрестоматией, одним  учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием.

 б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников  официальные справочно-библиографические  издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

в) программное обеспечение. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимому программному обеспечению.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер, программное обеспечение.

 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Формы текущего контроля – подготовка конспектов работ русских социологов, заполнение рабочей тетради, работа студента на семинарских занятиях. За эти формы работы студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – письменная работа  в конце семестра. Итоговая форма контроля  - экзамен.

 

Разработчики:        

РГГУ Кафедра теории и истории социологи

                к.ф.н., доц. М. Б. Буланова

 

Эксперты:

 МХТИ, профессор кафедры социологии,

д.ф.н. Спасибенко С. Г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация рабочей программы дисциплины История Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)

    Документ
    Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях
  2. Аннотации рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров по направлению 150400. 62 Металлургия

    Документ
    Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является: формирование и развитие коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой и достаточной, для решения обучаемыми коммуникативно-практических задач в изучаемых ситуациях бытового,
  3. Аннотации рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров по направлению 150100

    Документ
    Аннотации рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров по направлению 150100.62 «Материаловедение и технологии материалов» Профиль 150100.62.00.02 «Физико-химия процессов и материалов»
  4. Аннотации к программам дисциплин (модулей) (2)

    Программа
    Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Политология», «Социология», «Культурология», «Мировая художественная культура», а также курсов по выбору, рекомендуемых
  5. Аннотации примерных программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки «Психология» квалификация (степень) «Бакалавр» аннотация примерной программы

    Документ
    1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление об объекте и предмете истории, на основе современных знаний дать будущим специалистам систематизированные знания об истории России с древнейших времен до начала XXI в.

Другие похожие документы..