Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление: о современных международных стандартах информационных систем; о качественных и ...полностью>>
'Конкурс'
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Каменка Самойловского района Саратовской области» в сел...полностью>>
'Доклад'
МИФЫ И ПРАВДА О ПРИВИВКАХ1. Введение в проблему: система прививок в СССР и в России2. Общие меры борьбы против инфекционных заболеваний3. Противопоказ...полностью>>

Советом Федерации Федеральный закон был направлен Президенту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании. Президент Российской Федерации 23 февраля 19. 02. 99 отклонил Федеральный закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

/PRAVO/iam/2.htm

Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны

(аналитический выпуск)

Г.К. Сафаралиев, депутат Государственной Думы,

заместитель председателя Комитета

Государственной Думы по образованию

и науке;

А.П. Бердашкевич, консультант аппарата

Комитета Государственной Думы

по образованию и науке.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………..………. стр. 1

Историческая справка …………………………………………..…..……. стр. 3

Зарубежная практика ……………………………………………..………. стр. 5

Понятие тайны и виды "тайн" в России ………………………….……… стр. 7

Услуги информационного характера …………………………….……… стр. 14

Информация как элемент правовой деятельности ………………...……. стр. 19

Объекты интеллектуальной собственности в сфере производства ..…... стр. 33

Предложения и выводы ……………………………………………..……. стр. 39

Литература ……………………………………………………………..….. стр. 40

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон "О коммерческой тайне" был принят Государственной Думой 22.01.99. Советом Федерации Федеральный закон был направлен Президенту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании. Президент Российской Федерации 23 февраля 19.02.99 отклонил Федеральный закон "О коммерческой тайне" (№ Пр-244 от 23.02.99). В качестве обоснования к наложению вето на введение в действие Федерального закона "О коммерческой тайне" Президент Российской Федерации высказал ряд замечаний и возражений по отношению к тексту и концепции закона.

Президент Российской Федерации отметил, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом РФ (статьи 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами Российской Федерации. По мнению Президента Российской Федерации, включение в Федеральный закон положений, связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, является излишним. Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня сведений, которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну, а также вопросы защиты коммерческой тайны, в связи с чем подход законодателя в рассматриваемом Федеральном законе, как указывает Президент Российской Федерации, неправомерен. Президенту Российской Федерации представляется также неправомерным и не соответствующим законодательству Российской Федерации разделение в Федеральном законе всей информации, составляющей коммерческую тайну, на собственно такую информацию и "ноу-хау" с установлением в отношении последнего специального правового режима. Предлагаемое в законе "О коммерческой тайне" определение "ноу-хау" не соответствует установленному в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, а содержащееся в тексте закона определение информации, составляющей коммерческую тайну, не соответствует определению, данному в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению Президента Российской Федерации, Федеральный закон имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости пересмотра его концептуальных положений и детальной доработки. В частности, закон не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, кроме того, отдельные его положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации.

Практические нужды заставляют вернуться к работе над законодательством о коммерческой тайне. Поэтому необходимо вновь рассмотреть различные подходы к правовому режиму коммерческой тайны с учетом приобретенного опыта государственного регулирования.

Данная работа посвящена проблеме анализа различных подходов к нормативному регулированию и описанию различных способов и методов реализации правового режима коммерческой тайны в законодательстве Российской Федерации.

Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны являются интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений на индивидуализацию способа использования последних. Содержание режима коммерческой тайны можно представить как право обладателя информации на защиту от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категории гражданских прав и уподобить праву на защиту личной свободы и праву на невмешательство в творческую деятельность и частную жизнь гражданина.

Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядка доступа к данному набору сведений и порядка использования данного набора сведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования: ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование. Заметим, что "несанкционированный доступ" не всегда порождает "неправомерное использование", и наоборот, "неправомерное использование" не есть обязательное следствие "несанкционированного доступа".

Необходимо учесть, что формирование перечня и содержания сведений, подпадающих под правовое регулирование в режиме коммерческой тайны, не могут быть в полном ведении собственника или обладателя сведений. Закон должен установить перечень сведений, по отношению к которым режим коммерческой тайны неправомерен. Поэтому к наиболее важным концептуальным положениям законодательства о коммерческой тайне могут быть отнесены порядок формирования или условия создания перечня сведений, не могущих составлять коммерческую тайну, а также установление меры ответственности за неправомерное расширение означенного перечня либо неправомерное исключение из означенного перечня и, соответственно, разглашение коммерческой тайны. Правоведы и юристы не пришли к единому мнению относительно перечня сведений и ответственности, связанных с правовым регулированием сведений, могущих быть отнесенными к коммерческой тайне. Действующими нормативными правовыми актами указанный перечень сведений к настоящему времени не определен. Значит, о субъектах права законодательной инициативы и о представителях органов государственной власти тоже можно сказать, что ими не выработан единый подход в обсуждаемой проблеме. Например, большинство замечаний к разрабатывавшимся вариантам законопроектов о коммерческой тайне были сделаны к положениям, касавшимся перечня сведений, не подлежащих охране в режиме коммерческой тайны. При этом субъекты права законодательной инициативы, направившие свои предложения к законопроекту о коммерческой тайне, не были единодушны. Наличествует заметный интерес к теме , обильны публикации по данной проблеме , , но так и не сложилось общепринятой точки зрения на указанные объекты.

При создании правовых конструкций для текста федерального законодательства о коммерческой тайне следует учитывать, что как сам набор сведений, входящих в состав "коммерческой тайны", так и режим доступа к последнему устанавливает физическое лицо, организация или ведомство. Следовательно, федеральное законодательство, гарантируя защиту, не должно неправомерно ограничивать право владельцев информации на устанавливаемый ими способ обращения с последней.

Данная работа имеет целью анализ концептуальных положений правового регулирования и обращения со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне.

В данной работе будет обсуждена правовая природа понятия "коммерческая тайна". Понятие "коммерческая тайна", как объект правового регулирования имеет своим юридическим основанием время, место, вид деятельности и иные обстоятельства. Другими словами, правовая квалификация информации, представляемой как объект правового регулирования и обозначаемый как "коммерческая тайна", может меняться в различных обстоятельствах. Нормативное регулирование правоотношений в режиме коммерческой тайны не абсолютно по отношению к субъекту деятельности, профессиональной принадлежности и обычаям делового оборота. Например, одна и та же по форме представления информация одновременно может являться коммерческой тайной для предпринимателя, банковской тайной для банка , биржевой тайной , для акционеров, служебной тайной для налоговых инспекторов , и следственной тайной для правоохранительных органов. Заметим, что принципы правового регулирования внутри указанных отраслей права различны.

Ответственность и объем компенсации за разглашение сведений, представляющих коммерческую тайну, в большинстве случаев связаны с упущенной выгодой или с оценкой морального вреда. Поэтому меры воздействия за нарушение коммерческой тайны чаще всего относятся к области административного права, но допускают и уголовную ответственность.

Руководствуясь сказанным выше, можно предположить, что предмет правового регулирования, обозначаемый термином "коммерческая тайна", многозначен в своих проявлениях. Рассматриваемая в качестве объекта правового регулирования, "коммерческая тайна" может быть представлена как многофункциональная правовая конструкция, находящая свое проявление в различных отраслях права. Поэтому необходимо использовать такую правовую идеологию при разработке концепции законодательства о коммерческой тайне, которая бы учитывала обозначенные свойства и особенности правоотношений.

Данная работа имеет целью анализ подходов к выработке концепции законодательного регулирования предмета и объекта деятельности, как коммерческая тайна.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Правителями государств в различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства.

В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данного понятия и использовавшие ключевое слово "тайна". Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ. Под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства (речь идет о современном понятии "ноу-хау"). Торговую тайну составляли элементы индивидуальности, например, знание мест закупки товаров, списки покупателей и иное. Коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия. Тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность в современном понимании.

В законах Российской империи имелись нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений, которые являлись средством закрепления определенного положения предприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Режим промысловой тайны основан на принципе свободы конкуренции как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения промысловой тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия и иное) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний или взыскание убытков по гражданским искам).

Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 года в связи с принятием Советской властью Декрета о рабочем контроле. Однако новая власть весьма быстро осознала, что предприятие должно иметь право на защиту информации, обладающей экономической ценностью. На первых порах защите подлежали только сведения, касающиеся разработок и производства военного характера. В 1926 году ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиям защищать производственную и коммерческую тайну. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как об инструменте капиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и иных правонарушений.

Правовая природа коммерческой тайны такова, что последняя может существовать в различных формах. Впервые о коммерческой тайне и праве на ее защиту упоминалось в статье 33 Закона СССР "О предприятиях в СССР" и в статье 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в статьях 10 и 15 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В мае 1991 года были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в статье 151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретов производства, действующий в настоящее время и регулирующий защиту "ноу-хау".

Нормы действующего законодательства имеют в основном декларативный и отсылочный характер. Согласно пункту 3 статьи 184 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческий представитель после исполнения поручения обязан хранить в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках. При этом не указывается срок, в течение которого действует это ограничение, не определяется и ответственность лица, нарушившего данный запрет. Еще одна норма (пункт 2 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязывает участников хозяйственного товарищества (общества) не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. С учетом основной задачи коммерческой организации (получение прибыли) уместнее говорить о коммерческой тайне. Подобных примеров можно привести множество.

Особое значение для регулирования охраны коммерческой тайны имеет ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой к объектам гражданских прав впервые отнесена информация. В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.

В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация подразделяется на служебную и коммерческую. Речь идет о действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, которые не известны третьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как "ноу-хау", являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны. Что касается, принятия мер к ее охране, то механизм реализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне не урегулирован. Это осложняет ее охрану органами государственной власти. Законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государственными органами , осуществляющими контроль за его деятельностью, но механизм этих отношений противоречив , особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных в ходе проведения проверок или ревизий. Из всех государственных органов только Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Остальные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных наказуемых действий. Существуют проблемы и в части определения действий, нарушающих право предприятия на коммерческую тайну, установления ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических и физических лиц и порядка возмещения ущерба. Состояние законодательства по отношению к регулированию коммерчески ценной информации предопределяет необходимость его развития и совершенствования.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

В отличие от начинающей складываться в России практики заключения трудовых договоров (контрактов), учитывающих условия неразглашения ряда сведений, зарубежное законодательство имеет более продолжительную историю, а значит, и ряд значительных преимуществ. В большинстве зарубежных стран в настоящее время отсутствует единый нормативный общегосударственный акт, определяющий понятие "коммерческая тайна" и раскрывающий соответствующий механизм правового регулирования. Исключение составляют, пожалуй, только США. Правовые нормы, касающиеся регулирования коммерческой тайны, содержатся в различных нормативных актах, например, в уголовном кодексе, законах о недобросовестной конкуренции, о свободе доступа к информации.

В Чехии и Югославии коммерческая тайна отнесена к сведениям, составляющим хозяйственную или деловую тайну. В законодательстве ФРГ под понятие "коммерческая тайна" подпадает любая информация, связанная с деятельностью фирмы, которая, по мнению ее владельца, должна храниться в тайне. Более определенно этот вопрос решен в Финляндии. Тайной там признаются сведения, которые при получении конкурентом могут содействовать его успеху или причинить ущерб фирме. Сущность понятия коммерческой тайны наиболее четко сформулирована в американском Законе о коммерческой тайне 1979 года: коммерческой тайной является информация (включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она не является общеизвестной или доступной лицам. могущим использовать ее в коммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите.

В отдельных странах законодательно определены сведения, которые не могут являться коммерческой тайной: научные теории, математические методы и иное. Зарубежная фирма, совершив определенные действия, обеспечивает себя соответствующими доказательствами, имеющими юридическую силу. Например, практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает заключение соглашения о сохранении коммерческой тайны, подписываемого в ходе оформления на работу, а также проведение специальной разъяснительной работы, которая также регламентирована соответствующими документами. Поступающему на работу может быть предложено написать заявление, касающееся посторонней частной информации, которую он получил по месту предыдущей работы. Практически речь идет о своего рода предупредительной работе, которая проводится в конкретной фирме и направлена на сохранение ее высокой репутации в деловом мире. Нанимающийся на работу сообщает, как правило, что он обязан сохранять в тайне секреты, полученные им по прежнему месту работы и срок сохранения такой информации в тайне, а также информирует нового работодателя о том, что эту информацию он не вправе раскрывать и использовать по новому месту работы. Практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает написание заявления увольняющегося служащего, где он фактически ставит фирму в известность относительно взятых им на себя обязательств о сохранении коммерческой тайны. В заявлении служащий сообщает, что обязательства по сохранению коммерческой тайны им выполнены и что в процессе своей работы он не участвовал в какой-либо деятельности, составляющей конкуренцию или противоречащей его обязательствам как служащего. Руководитель организации, откуда уволился работник, может поставить в известность нового работодателя в отношении информированности о коммерческой тайне организации принятого на службу работника. Кроме того, обычно руководитель организации письменно напоминает уволившемуся служащему об обязательствах по сохранению коммерческой тайны, что были подписаны им при приеме на работу.

В соответствии со статьей 10 ("Секретность") трудового соглашения между фирмой и работником, применяемого в Германии, сотрудник обязуется сохранить в тайне все ставшие ему известными в рамках его служебной деятельности производственные дела, в особенности деловые секреты. Обязательство неразглашения действует и после прекращения трудовых отношений. Практика защиты коммерческой тайны в Германии выработала сходную с практикой США методику, в соответствии с которой администрация работодателя предлагает работнику подписать дополнение к трудовому соглашению, где детализируются основные моменты, связанные с охраной прав обладателя коммерческой тайны, и обязательства работника на случай увольнения. Сотрудник обязуется по увольнении возвратить находившуюся у него в связи с его деятельностью документацию работодателю. Он не имеет права предъявлять какие-либо претензии на сохранение подобной документации у себя. Подобное соглашение в одном документе содержит условия, которые защищают работодателя от возможных убытков , связанных с разглашением коммерческой тайны работником. Приведенные примеры условий трудовых соглашений о сохранении информации, составляющей коммерческую тайну, фактически отражают состояние правовой урегулированности отношений, возникающих в связи с использованием информации, составляющей коммерческую тайну.

В США имеет место некоторое усложнение как порядка оформления трудовых отношений, так и их прекращения. В основе такого подхода лежат сложившиеся правила деловых обычаев и обыкновений, без которых, невозможно нормальное функционирование экономических отношений.

Высокая степень разработанности и подробная детализация законодательства позволяют осуществлять правовое регулирование трудовых отношений) предметом которых является информация, составляющая коммерческую тайну, без каких-либо дополнительных действий, направленных на усиление правовой защищенности как обладателя коммерческой тайны, так и иного хозяйствующего субъекта. В качестве примера правового регулирования защиты конфиденциальной информации и, в частности, коммерческой тайны можно привести следующие законодательные акты Германии: Германское торговое уложение, Акционерный закон, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о производственных и хозяйственных кооперативах.

Правовое регулирование трудовых отношений, предметом которых является информация, составляющая коммерческую тайну, в России характеризуется недостаточной степенью разработанности законодательства в целом и отсутствием каких-либо норм в трудовом законодательстве в частности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года. Подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года с изменениями, внесенными Федеральным конституционным закон

    Закон
    Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
  2. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  3. Федерального Собрания Российской Федерации доклад

    Доклад
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  4. Российский комплекс жкх: проблемы и решения (по материалам сми) Москва

    Документ
    Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации. Доля основных фондов ЖКХ составляет более 26% от общего объема основных фондов страны.
  5. В. Е. Чиркин конституционное право учебник

    Учебник
    Учебник написан в соответствии с учебной программой по данному предмету.утвержденной Академическим правовым университетом при Институте государст­ва и права Российской академии наук.

Другие похожие документы..