Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Главная цель выставок охраны труда - демонстрация достижений науки и промышленности в области безопасности и охраны труда в различных отраслях экономи...полностью>>
'Документ'
В статті розглянуто деякі фундаментальні проблеми методології дослідження міжнародних відносин. Розкрито особливості наукового дослідження міжнародни...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Рабочая программа составлена на основании Типовой программы по внутренним болезням для студентов высших медицинских учреждений и государственного обра...полностью>>
'Документ'
26 апреля 2012 года в Смоленской государственной медицинской академии (СГМА) будет проходить 64-я студенческая научная конференция и 40-я конференция...полностью>>

О-Балкарии основные земельные законы Земельный кодекс и Закон № 23-Р3 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в кбр" были приняты 30 июля 2004 г

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Южный федеральный округ


Поволжье и Урал


Среда и ресурсы

Земельная реформа. В Кабардино-Балкарии основные земельные законы – Земельный кодекс и Закон № 23-Р3 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в КБР" – были приняты 30 июля 2004 г. Приватизация земельных участков из земель сельхозназначения, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики и муниципальной собственности, могла осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в КБР", т. е. не ранее 2053 г. События 2006 г. показали, что в республике много недовольных такой постановкой вопроса.

В начале 2006 г. на конференции регионального отделения Союза правых сил был поставлен вопрос о необходимости проведения земельной реформы, которая призвана создать собственников земли. Как было отмечено на этой конференции, прежним властям КБР не нужна была земельная реформа: для чиновников "земля была инструментом, чтобы держать в повиновении сельское население" и влиять на ход выборов. Был выработан ряд предложений, касающихся приведения законодательства КБР по земельным вопросам в соответствие с федеральным, а также решения проблем земельных долей и имущественных паев, которые в КБР в предыдущие годы так и не были решены.

Вопрос о приватизации земли был поднят и президентом КБР в послании к парламенту республики. Он также обсуждался на заседании совета по предпринимательству при президенте КБР в связи с необходимостью приведения законодательства республики в соответствие с федеральным законодательством. Комитет по аграрной политике парламента КБР после продолжительной работы высказал мнение о необходимости сохранения сроков приватизации и развитии арендных отношений.

В мае были созданы республиканская комиссия по земельной реформе и специальная рабочая группа для изучения проблемы. В ноябре на очередном заседании общественно-консультативного совета при президенте КБР были одобрены предложения рабочей группы республиканской комиссии по земельной реформе. Смысл предложений комиссии состоял в поэтапном переходе к частной собственности на землю. Председатель рабочей группы профессор КБГСХА Т. Шалов отметил, что на все земли должны распространяться одни законы. Комиссия констатировала, что нерешенность земельного вопроса в КБР наносит огромный вред экономике, и, кроме того, жители Кабардино-Балкарии не смогли воспользоваться своим правом на получение земли по вине прежнего руководства республики. Рабочая группа предложила внести изменения в законодательство и снять мораторий на приватизацию земли. По предложенному группой проекту от 10 до 25% земель должны оставаться в собственности муниципалитетов для удовлетворения общественных потребностей, а на одного дольщика придется 2-2,2 га сельхозугодий. Арендаторы, имеющие долгосрочные договоры, получают право пользоваться арендованным участком до истечения срока аренды. В соответствии с законодательством право на получение земельной доли имеет определенный круг сельских жителей, работавших на земле.

По мнению президента КБР А. Канокова, необходимо выделить равные доли всем взрослым сельским жителям, дав им одинаковые стартовые условия, т. к. смысл реформы не только в получении права на земельные доли, а в том, чтобы сельчане почувствовали себя собственниками, имели доступ к материально-техническим и финансовым ресурсам. Саму реформу в связи с ее сложностью президент предложил проводить поэтапно в течение ближайших 5 лет. На первом этапе (2007 г.) предполагается провести эксперимент в трех районах республики – Терском, Прохладненском и Черекском (по 2-3 населенных пункта в этих районах). По итогам этого эксперимента будут определены точные схемы реализации земельной реформы. На втором этапе (2008 г.) можно проводить земельную реформу в полном масштабе. По мнению президента, необходимо продумать и правовые механизмы, которые в ближайшие 5 лет не дали бы возможность продавать земли собственникам, находящимся за пределами Кабардино-Балкарии.

Проблема границ муниципальных образований. Эта проблема возникла в КБР несколько лет назад. В конце февраля 2005 г. в республике был принят закон "О статусе и границах муниципальных образований". Принятия этого документа требовал федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления". Однако в КБР это сразу же привело к конфликту республиканских и районных властей. Наиболее сложная ситуация сложилась в Эльбрусском районе, тогдашний глава которого Х. Макитов заявил, что республиканский закон противоречит федеральному: около двух третей территории района попадают в категорию межселенных территорий, выводятся из-под юрисдикции муниципалитетов и передаются республиканским властям. Федеральный же закон предполагал, что межселенные территории могут создаваться только в районах с низкой плотностью населения (а Эльбрусский район с его 19 жителями на квадратный километр, при средних по России 9 жителях, к таковым не относится).

Комитет Госдумы по местному самоуправлению признал республиканский закон не соответствующим федеральному, однако никаких практических последствий это не имело. В конце мая В. Коков назначил в Эльбрусский район своего представителя, чьи функции в определенной степени дублировали функции главы района.

В мае 2005 г. у ворот собственного дома был застрелен глава населенного пункта Хасанья – один из наиболее непримиримых противников данного закона и присоединения пригородного поселка к Нальчику. Все эти события осложнили ситуацию в республике. А в административном центре Эльбрусского района г. Тырныаузе начались митинги протеста. Ситуация осложнялась тем, что закон "О статусе и границах муниципальных образований" в наибольшей степени затронул интересы населенных пунктов с преимущественно балкарским населением, которое восприняло его как ущемление своих экономических и личных прав. Более двух месяцев не удавалось снизить накал митинговых страстей в Тырныаузе. 15 июня 2005 г. председатель парламента КБР И. Бечелов и его заместитель Л. Федченко встречались в Тырныаузе с участниками голодовки, которые требовали отмены указа о представителе президента КБР в Эльбрусском районе и изменения положений закона "О статусе и границах муниципальных образований". Голодающих удалось уговорить прекратить акцию в обмен на обещание донести требования жителей до президента. Состоялось несколько судебных заседаний по вопросу о муниципальных границах (конституционный суд КБР, верховные суды КБР и РФ), которые оставили без изменений решения властей республики.

Весной 2006 г. в конституционный суд РФ обратились несколько жителей сел Безенги, Белая Речка, Карасу, Хасанья и Эльбрус с жалобой на то, что межселенные территории, установленные в Кабардино-Балкарии в соответствии с законами "О статусе и границах муниципальных образований" и "Об административно-территориальном устройстве", а также ликвидация сел Белая Речка, Адиюх, Кенже и Хасанья как муниципальных образований противоречат федеральному законодательству. Конституционный суд РФ принял дело в производство, а потом прекратил его рассмотрение. В своем решении конституционный суд РФ отметил: чтобы установить конституционность оспариваемых республиканских законов, необходимо проверить соответствующие нормы федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а об этом жители балкарских сел в своем заявлении не просили. Определение КС было принято пятью голосами против четырех. При этом двое судей изъявили желание добавить к тексту определения особое мнение. Заявители подготовили новую жалобу, учитывающую изложенные в судебном решении замечания, но передана ли она в судебные инстанции, неизвестно.

В республике же была создана специальная республиканская комиссия, призванная решить этот вопрос. Осенью 2006 г. спикер парламента И. Бечелов отметил, что вопросы о границах территорий практически решены, а в Госдуму РФ по инициативе главы республики направлена законодательная инициатива, которая позволит вернуть Хасанье, Белой Речке и Кенже статус муниципальных образований.

Демография и миграции

Численность постоянного населения на 1 декабря 2006 г. составила 891,6 тыс. чел. В январе – ноябре 2006 г. число родившихся превысило число умерших на 5,8%.

Среди причин естественной смерти на первом месте оставались болезни системы кровообращения, новообразования, заболевания органов пищеварения, органов дыхания, инфекционные и паразитарные болезни. Несколько сократилась доля смертей по сравнению с 2005 г. от внешних причин: от случайных отравлений алкоголем, самоубийств и убийств.

В последние годы в республике на 20% возросла детская смертность, и одна из причин этого – активное использование кесарева сечения. Во многих случаях проведение этой операции было совершено неоправданно, но некоторые медики проводили ее для личного обогащения (операция стоит около 200 долларов). Эта тема неоднократно поднималась на страницах СМИ и активно обсуждалась в обществе.

Браки и разводы. Число зарегистрированных в органах ЗАГС браков по сравнению с январем-ноябрем 2005 г. увеличилось на 833, или на 17,2%, число разводов увеличилось на 80, или на 4,2%. В среднем по республике в январе-ноябре 2006 г. на 1000 новых брачных пар пришлось 350 распавшихся (в 2005 г. – 393).

Миграция. На протяжении последних шести лет Кабардино-Балкария имеет отрицательное сальдо миграции. В январе-ноябре 2006 г. миграционная убыль составила 2902 чел., что на 356 чел., или на 14%, больше, чем за соответствующий период 2005 г. Сохраняется тенденция оттока русского населения, удельный вес русских в числе выбывших из КБР за январь-ноябрь составляет более половины – 56,7%. В то же время в числе лиц, прибывших в республику извне, также преобладают русские: их удельный вес в числе внешних мигрантов составляет 58,4%. Существенный отток русских из КБР в другие регионы РA не инициируется и не поддерживается властями КБР, т. к. в республике в целом обеспечивается российское культурное пространство (статус русского языка, культуры, положительный образ российской истории и т. п.), гарантируются основные права и свободы граждан. Вместе с тем, имеет место обоюдное недовольство русского населения республики и ее "титульных" этносов: как те, так и другие считают себя ущемленными в вопросах соблюдения национального равноправия, многие убеждены, что находятся в менее выгодном положении по сравнению с представителями других национальностей.

Отток русского населения из КБР вызван не только внутриреспубликанскими причинами. Республика долгие годы находится в зоне политической и социальной напряженности, большинство населения связывает проблемы собственной безопасности с обстановкой на Северном Кавказе. Не последнюю роль сыграли очаги реальной и потенциальной напряженности в межнациональных отношениях в сопредельных с КБР государствах и республиках, поставившие под угрозу жизнь людей разных национальностей, в том числе и русских, даже в тех случаях, когда они не являлись ни объектами, ни прямыми участниками межэтнических конфликтов. Отток русского населения связан в определенной мере с этнической мобилизацией титульных и коренных народов КБР и невнятной кавказской политикой федерального центра.

Немаловажной причиной миграционного оттока остается тяжелое положение в экономике и социальной сфере региона. Республика занимает последние места в России практически по всем экономическим и социальным показателям, которые в абсолютном выражении на душу населения в два-три раза ниже среднероссийских. Русское население, сконцентрированное в основном в городах и занятое в промышленной и крупной сельскохозяйственной сферах производства, оказалось наиболее уязвимым в условиях рыночных преобразований. Кроме того, русское население КБР в основном состоит из граждан предпенсионного и пенсионного возраста, большей частью не адаптировавшихся к рыночным отношениям, испытывающих трудности при поисках работы, имеющих низкие доходы (пенсионеры). Русские не смогли приспособиться к новым политическим и экономическим условиям, в отличие от "коренного" населения, сумевшего сориентироваться в новой обстановке. В определенной степени на процесс низкой адаптации русских повлиял и фактор зависимости от работодателей, которые в основном представлены титульными национальностями. С 1990-х гг. и по настоящее время идет процесс смены русских руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий в "русских" населенных пунктах Прохладненского и Майского районов руководителями из числа представителей титульных национальностей. Отток русскоязычного населения ведет к нарушению сложившейся демографической ситуации и может привести к ухудшению и без того непростой межэтнической ситуации в республике.

Власть, государство, политика

Изменения в конституции. Летом 2006 г. был пересмотрен ряд положений I, II и X глав основного закона республики. Из конституции КБР исключена ст. 6, определявшая гражданство республики. Теперь понятие "гражданин КБР" в основном законе не упоминается. Были исключены из конституции республики положения ст. 26, повторявшие основной закон РФ и определявшие, что арест допускается только по судебному решению, а без суда человек может быть задержан не больше чем на 48 часов. По этим же основаниям убрана из конституции и ч. 4 ст. 59, устанавливавшая, что не подлежат ограничению ни в условиях чрезвычайного положения, ни при других обстоятельствах права и свободы граждан, отраженные в ст. 17 основного закона КБР. Эти права и свободы граждане могут отстаивать со ссылкой только на конституцию РФ. Наиболее радикальные изменения произошли в главе X, которая прежде называлась "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Понятие "пересмотр" касалось изменений в главах I – "Основы конституционного строя", II – "Права и свободы человека и гражданина" и X, определявшей порядок внесения изменений в основной закон. Пересмотр конституции был прерогативой конституционного собрания – громоздкого института, в состав которого входили депутаты всех уровней – от сельских советов до Федерального собрания РФ. Изменения в главы III-IX назывались "поправками", вносить их мог парламент республики. Понятие "пересмотр" было исключено из основного закона республики, а глава X стала называться "Конституционные поправки".

Теперь все изменения в конституцию должен принимать парламент республики двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Из конституции была исключена статья 138, регламентировавшая порядок пересмотра основного закона, состав конституционного собрания и число голосов, необходимых для принятия решения, а конституционное собрание упразднено.

Реформирование органов власти. В конце июня 2006 г. ушел в отставку председатель кабинета министров Г. Губин. На эту должность по представлению президента КБР А. Канокова парламент утвердил А. Ярина. Впервые за последние 20 лет на одну из высших должностей в республике пришел человек, до этого никак не связанный с КБР. Новый премьер-министр должен выступить в роли менеджера, антикризисного управляющего, ибо без экономически продвинутого руководителя экономику республики не поднять.

После смены главы правительства произошли изменения и в структуре исполнительной власти, в которую вошли 13 министерств и два государственных комитета. Министерство здравоохранения и соцразвития разделились на два самостоятельных ведомства – министерство здравоохранения и министерство труда и социального развития. Вместо министерства по делам молодежи и спорта было создано два ведомства: госкомитет по физической культуре и спорту и госкомитет по делам молодежи и общественных объединений. Министерство промышленности и энергетики было преобразовано в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, а министерство строительства и ЖКХ – в министерство строительства и архитектуры. Изменили свое название министерство охраны окружающей среды (стало министерством по охране окружающей среды и природопользованию) и министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи (стало министерством транспорта, связи и дорожного хозяйства). Госкомитет по управлению государственным имуществом был преобразован в министерство по управлению госимуществом и земельным ресурсам. Остальные министерства остались в составе правительства без изменений. В структуру исполнительной власти вошли также архивная служба КБР, постпредство КБР при президенте РФ, региональная энергетическая комиссия и управление ЗАГС. Часть чиновников и министров сохранили свои посты. В их числе: первый вице-премьер, вице-премьер, а также министры сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономического развития и торговли, культуры и информационных коммуникаций, внутренних дел, курортов и туризма и др. Впервые на должность одного из вице-премьеров была назначена женщина – М. Дышекова (бывший председатель комитета по законодательству парламента КБР).

Осенью 2006 г. произошли новые кадровые изменения: на пост председателя Национального банка КБР Центрального банка РФ пришел А. Тхамоков, а на должность руководителя администрации президента был назначен известный юрист, член Московской коллегии адвокатов А. Кажаров (уроженец КБР, в 2002 г. баллотировался на пост президента). Бывший руководитель аппарата президента О. Шандиров стал секретарем совета по экономической и общественной безопасности республики (прежний совет безопасности).

Перемены в структурах власти актуализировали дискуссии о будущем парламенте КБР, т. к. парламент из 110 депутатов многим кажется чрезмерно дорогим удовольствием для бюджета республики, к тому же малоэффективным. Глава парламента И. Бечелов – один из последовательных сторонников сокращения числа депутатов.

Экономика и социальная сфера

В целом к концу 2006 г. в республике наметились определенные позитивные перемены в экономической сфере. Значительно сократились долги (в топливно-энергетическом комплексе – на 2 млрд. руб.: ликвидированы неплатежи за электроэнергию и газ, однако проблемы в сфере теплоэнергетики остались). Не удалось достичь позитивных перемен по бюджету, 71% которого республика тратит на социальные нужды, и лишь 29% – на развитие, что является самым низким показателем по ЮФО. Не удалось привлечь инвестиции в экономику, более результативной была работа с федеральными структурами за получение трансфертов. Г. Греф на экономическом форуме в Сочи представил В. Путину КБР как республику, "которая не дает нам жить".

Индекс промышленного производства в 2006 г. по основным видам деятельности по сравнению с 2005 г. составил 107,9%.

Сельское хозяйство. Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2006 г. в действующих ценах составил 15 318,9 млн. руб., или 100,4% в сопоставимой оценке 2005 г. В структуре продукции сельского хозяйства по категориям доля сельскохозяйственных организаций составила 9%, хозяйств населения – 70%, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 21%. Основная доля зерна (52,1%) и подсолнечника (59,7%) была произведена фермерами и индивидуальными предпринимателями, картофеля (75,3%) – хозяйствами населения. В производстве овощей доля фермеров и индивидуальных предпринимателей составила 49,4%, хозяйств населения – 44,3%. Почти вся животноводческая продукция также производится в индивидуальном секторе: 73,7% мяса, 90,1% молока и 90,7% яиц.

Внешнеторговый оборот. По данным кабардино-балкарской таможни, внешнеторговый оборот в 2006 г. составил 47,6 млн. долларов США, или 85,8% к 2005 г., экспорт – 22,9 млн. долл., или 53,4%; импорт – 24,7 млн. долл. (возрос в 2 раза). Сальдо торгового оборота сложилось отрицательное в размере 1,8 млн. долл. США (в 2005 г. – положительное , 30,3 млн. долл.). Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 48,1%, доля импорта – 51, 9%.

Налогообложение. Сумма налогов и других платежей, поступивших в январе-ноябре 2006 г. в бюджетную систему КБР, возросла на 47,8% по сравнению с суммой поступлений за соответствующий период 2005 г. Задолженность по налогам в ноябре 2006 г. снизилась по сравнению с ноябрем 2005 г. на 4,1%.

Уровень и расхождение доходов. В декабре 2006 г. денежные доходы населения составили 6792,7 млн. руб. и увеличились по сравнению с декабрем 2005 г. на 21,4% , денежные расходы населения – 4904,7 млн. руб. и увеличились на 17,1%. Превышение реальных денежных доходов над денежными расходами составило 1888 млн. руб.

Средняя номинальная начисленная заработная плата (включая организации малого предпринимательства) в январе-ноябре 2006 г. без выплат социального характера сложилась в размере 5682,3 руб., и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 25%.

В декабре 2006 г. средний размер назначенных месячных пенсий составил 2398,2 руб. и увеличился по сравнению с декабрем 2005 г. на 10,2%.

В 1 квартале 2006 г. 37,6% населения КБР имели денежные доходы ниже прожиточного минимума, а в 4 квартале доля таковых снизилась до 16,2%. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляла в третьем квартале 2006 г. 2693 руб. (в 2005 г. – 2361), для пенсионеров соответственно 1896 и 1653, для детей – 2406 и 2113 руб.

Национальные проекты. В конце 2006 г. состоялось заседание совета при президенте КБР по реализации приоритетных национальных проектов.

По проекту "Образование" 25 школ республики получили по 1 млн. руб. По программе "Талантливая молодежь" нацпроекта лауреатами стали 33 молодых гражданина республики. Четверо из них получат по 60 тыс. руб., 29 – по 30 тыс. Для сельских школ было получено 26 автобусов.

В рамках нацпроекта "Здравоохранение" удалось укомплектовать первичное звено учреждений здравоохранения на 60%. Вместе с тем, не решен вопрос об источниках финансирования дополнительных затрат, вызванных увеличением средней зарплаты. Кроме того, медицинская техника устарела, передвижное флюорографическое оборудование в трех районах пришлось ремонтировать. Расходные материалы на поставленное оборудование рассчитаны на большой объем анализов, проводимых одновременно. Так, одна из районных больниц прежде тратила на расходные материалы около 30 тыс. руб. в месяц, тогда как новое оборудование требует затрат в 200 тыс. руб. Для экономии расходных материалов некоторые анализы проводят один раз в неделю, а то и реже. Эндоскопическое оборудование не имеет в комплектации основных принадлежностей. Некоторые виды оборудования нет возможности использовать из-за нехватки специалистов.

Реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" в КБР столкнулась с рядом серьезных трудностей. В кризисном состоянии находится жилищно-коммунальное хозяйство, 65% объектов в этой сфере изношены, а около 25% можно считать полностью изношенными. Ветхий и аварийный жилищный фонд в республике составляет около 140 тыс. кв. м. По оценке ряда экспертов, на модернизацию ТЭК и ЖКХ и приведение их в соответствие с нормами потребуется до 2010 г. более 3 млрд. руб. В республике в очереди на улучшение жилищных условий состоит 14,9 тыс. семей. Примерно 1,2 тыс. из них будут обеспечены за счет федерального бюджета. А для решения проблемы 13,7 тыс. семей республика должна построить или выкупить 680 тыс. кв. м социального жилья. Чтобы снять проблему, необходимо ежегодно возводить 170 тыс. кв. м, а вводится 10-30 тыс. (в последние два года не строилось ничего). Ветхий и аварийный фонд, подлежащий сносу, составляет 230 тыс. кв. м. Для переселения граждан из этих домов в социальное жилье необходимо 860 млн. руб. Другой важной проблемой является отсутствие у строительного комплекса республики соответствующих мощностей для ведения масштабного строительства.

В 2006 г. фактически не развивался нацпроекта по АПК. Учитывая важность этой сферы, власти республики планируют перенять опыт Мордовии и Чувашии, где нацпроект дал хорошие результаты.

Занятость и безработица. На крупных и средних предприятиях в ноябре 2006 г. работало 133,5 тыс. чел. На учете в органах занятости состояло на учете 34,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 32,9 тыс. чел. имели статус безработного. Пособие по безработице было назначено 29,6 тыс. чел. (90%). Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах занятости КБР, на одну заявленную вакансию составила 18,2 чел. против 22,3 чел. в конце 2005 г.

Преступность и коммунальное насилие. Число зарегистрированных преступлений в расчете на 10 тыс. чел. населения в 2006 г. составило 109,5 против 103,8 в 2005 г. Было зарегистрировано 4 факта бандитизма (в 2007 г. – 7), 9 преступлений террористического характера (в 2005 г. – 23), 2 факта захвата заложников, 3 факта похищения людей. На 130% по сравнению с 2005 г. возросло число преступлений совершенных несовершеннолетними, в 3,1 раза – количество преступлений, совершенных безработными.

Из общего числа преступлений, зарегистрированных в 2006 г., 2832 отнесены к тяжким и особо тяжким (на 6,5 % меньше, чем за 2005 г.). Доля подобных преступлений в общем их числе составила 28,8%. Среди раскрытых преступлений доля тяжких и особо тяжких преступлений составила 31,5%, среди нераскрытых – 24,5%. Зарегистрировано 1081 преступление, причинившее крупный ущерб.

Число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявленных правоохранительными органами, снизилось на 11,5% по сравнению с 2005 г. Их было зарегистрировано 886, из них тяжкие и особо тяжкие – 485 (снижение на 16,1%). 193 преступления связаны с незаконным оборотом оружия (на 14,9% меньше, чем в 2005 г.). Был зарегистрирован 61 факт хищения, либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (снижение по сравнению с 2005 г. на 15,3%).С использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т. п. было совершено 122 преступления (в 2005 г. – 100). Из них с применением огнестрельного оружия совершено 69 преступлений (в 2005 г. – 34), раскрываемость по ним составила 62,9% против 69,2% в 2005 г. 15 ноября 2006 г. Правительство КБР приняло постановление "О проведении на территории КБР операции "Оружие" по добровольной сдаче гражданами на возмездной основе незаконно хранящегося оружия". Все участники акции по согласованию с прокуратурой освобождались от уголовной ответственности. За неполный месяц действия этого постановления было сдано 5 гладкоствольных ружей, один револьвер, один охотничий карабин, три гранаты и 169 патронов.

Высоким оставался уровень преступности в сфере экономики. Правоохранительные органы (в том числе прокуратура) не всегда имели возможности вмешиваться в процедуру банкротства, где происходили серьезные нарушения. В 2006 г. были возбуждены уголовные дела в отношении гендиректоров ОАО "Нальчикский хлебозавод" и ОАО "Нальчикский пищекомбинат", которые разработали схему банкротства предприятий, ведущую к личному обогащению. Такие случаи были распространенным явлением, а наказания были очень мягкими.

Раскрываемость преступлений в 2006 г. (55,8%) опустилась до самого низкого уровня за последние пять лет. Прокурор КБР Ю. Кетов назвал положение с раскрываемостью катастрофическим: "50%! А по некоторым видам преступлений – 15%. Раскрывается то, что невозможно не раскрыть. 105 грабежей! Такого не было даже в послевоенные годы".

Культура, образование, информация

Культура. В КБР 156 домов культуры, но более 50 из них находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта. Для развития учреждений культуры не поступает достаточных средств ни из федерального бюджета, ни из местного. В последние годы не всегда удавалось даже обеспечить своевременную заработную плату работникам сферы.

Три национальных драматических театра (русский, балкарский и кабардинский) не имеют своего транспорта, многие актеры не имеют жилья, у театров масса материально-технических проблем. Такие же проблемы и у танцевальных ансамблей "Кабардинка" и "Балкария".

В результате ряда реорганизаций Кабардино-Балкария оказалась без нормально работающего телевизионного канала, что негативно сказывается на развитии национальных культур и языков. Имеющиеся телевизионные каналы не покрывают всю территорию республики, в результате чего горная и предгорная часть республики оказываются лишены возможности смотреть местные и центральные каналы.

В 1990-е гг. были ликвидированы практически все книжные магазины в республике. Из-за финансовых трудностей фактически не пополняются фонды национальной библиотеки (если до 1990-х гг. ежегодно библиотека приобретала 40-45 тыс. экземпляров книг, то в последние годы их число не превышает 3 тыс.).

Высшее образование. В 2006 г. наряду с Кабардино-Балкарским государственным университетом, Кабардино-Балкарской аграрной академией, Северо-Кавказским институтом искусств и Нальчикским филиалом Краснодарской академии МВД образовательные услуги осуществляли 3 филиала негосударственных российских вузов (Белгородского университета потребкооперации, Современной гуманитарной академии и Армавирского лингвистического университета), а также три негосударственных вуза республики (Кабардино-Балкарский институт бизнеса, Исламский институт Духовного управления мусульман и Северо-Кавказский библейский институт), а также около десятка представительств этих и других вузов в городах и районах республики. В государственных вузах обучаются 25 тыс. студентов, в негосударственных – 5,4 тыс. В негосударственных вузах почти нет своих педагогических кадров, преподавание осуществляют совместители из государственных учебных заведений, что негативно сказывается на учебном процессе как в государственных, так и в негосударственных вузах. Кроме того, такое большое количество высших учебных заведений перенасыщает рынок труда специалистами, связанными с экономикой и юриспруденцией, квалификация которых довольно низкая, поэтому выпускники не могут найти работу.

Проблемы экстерната. В 2006 г. в КБР 400 учащихся закончили школу эсктерном, что на 100 чел. больше, чем в 2005 г. Комитет по образованию, науке и здравоохранению парламента КБР на одном из своих заседаний специально изучал данный вопрос, т. к. в обществе сложилось неоднозначное отношение к этому вопросу: были отмечены случаи, когда учащиеся, вынужденные покинуть школу из-за плохой успеваемости, в другой школе экстерном сдавали экзамены и получали медали.

Комитет отметил "резкий и неоправданный рост" в республике числа желающих освоить экстерном учебные программы и рекомендовал министерству образования и науки разобраться в целесообразности столь большого количества выпускников-экстернов, пересмотреть практику получения образования в такой форме в единой школе, а также рассматривать заявление школьников о переходе на экстернат на заседании педсоветов.

Меры по профилактике религиозного экстремизма. После событий 13-14 октября 2005 г. в Нальчике, когда на правоохранительные органы был совершен ряд вооруженных нападений, в республике осознали, что необходимы серьезные превентивные меры по профилактике экстремистских идей. По заявлению правоохранительных органов, ситуация остается сложной, сохраняется опасность новых выступлений боевиков. Правоохранительные органы республики продолжают комплекс оперативно-розыскных мероприятий, уничтожен ряд лиц, причастных к выступлениям в октябре. Летом 2006 г. региональная антитеррористическая комиссия КБР, возглавляемая президентом республики А. Каноковым, обратилась к членам незаконных вооруженных формирований и всем, кто скрывается от правоохранительных органов, с призывом сложить оружие и вступить в переговоры о добровольной сдаче. Было проведено и совещание в Духовном управлении мусульман КБР, где раис-имамам районов и городов был роздан текст обращения и рекомендовано донести его до всех прихожан. В результате такой политики несколько человек из числа находившихся в федеральном и оперативном розыске добровольно сдались властям.

В республике состоялось несколько круглых столов и совещаний, на которых анализировались причины событий 13-14 октября. Одной из их причин эксперты и аналитики назвали противоречия внутри мусульманской общины республики. Эти противоречия касались разных подходов старшего и младшего поколений мусульман к проблемам реформирования исламской богослужебной практики. Противоречия стали прослеживаться с середины 1990-х гг., носили мирный характер и не вызывали особого беспокойства в обществе. Возникшие противоречия между молодыми мусульманами и Духовным управлением мусульман были отнесены к сфере борьбы за власть.

Отсутствие в республике планомерной работы в области религиозного просвещения, попустительство деятельности ряда международных организаций, поляризация общества на богатых и бедных, безработица и многие иные причины привели к тому, что молодежь от мирных форм борьбы перешла к вооруженным.

В настоящее время внешние признаки говорят о стабилизации религиозной ситуации в республике. В настоящее время нет сил, которые открыто заявляют о своем несогласии с политикой Духовного управления мусульман в религиозной сфере. Если даже в республике имеются сторонники так называемых радикальных религиозных воззрений, то они не выражают свои взгляды открыто. Вместе с тем, правоохранительные органы заявляют, что оставшиеся приверженцы радикального течения имеют планы консолидации и вовлечения в свои ряды новых сторонников, для чего проводят более активную пропаганду среди молодежи. Были выявлены факты распространения в учебных заведениях листовок и литературы экстремистского содержания. Для противодействия этому явлению МВД совместно с министерством образования и науки организуют профилактическую работу. Однако эта работа вызвала неоднозначную оценку в республике (т. к. выяснение, кто из учеников умеет молиться и делать намаз, и составление списков таких учащихся вряд ли можно назвать профилактической работой). Многие недовольны и тем, что мечети республики закрыты и открываются только для совершения пятничной молитвы. Общество остается расколотым по вопросу о судьбе погибших молодых людей, которые принимали участие в нападении на правоохранительные органы осенью 2005 г. Родные и близкие требуют, чтобы им выдали тела для захоронения, многие жители КБР солидарны с ними.

Одной из мер, направленных на оздоровление общества, профилактику религиозного экстремизма можно считать попытки властей республики регулировать игорный бизнес. В начале 2006 г. президент КБР внес в парламент республики проект закона "О размещении объектов игорного бизнеса на территории КБР". Данный закон устанавливал, что игорные заведения должны иметь отдельный вход и площадь не менее 120 кв. м, а казино – не менее 300 кв. м. Они не могут располагаться в жилых и подвальных помещениях, в строениях, принадлежащих государству, муниципалитетам, общественным и религиозным объединениям, а также учреждениям культуры, здравоохранения, спорта. В обществе все больше набирает вес идея о полном запрете игорного бизнеса в республике и, по имеющейся информации, планируется со второй половины 2007 г. закрыть все подобные заведения.

Контакты и стереотипы

Казачество. В результате раскола в казачестве КБР на территории республики теперь действуют два Терско-Малкинских казачьих округа. Одну структуру возглавляет Н. Любуня, другую с таким же названием – Ю. Шерстобитов. Новый округ, в отличие от прежнего, самостийного, подчиняется Терскому казачьему войску, а его штаб находится не в Прохладном, а в Нальчике.

В рамках реализации федерального закона "О государственной службе казачества" казачьи общины КБР преобразуются в реестровые общества. На базе Терско-Малкинского казачьего округа, который в 2006 г. стал именоваться Терско-Малкинским казачьим обществом, были образованы два отдела: Прохладненский и Пришибский. В Прохладненский отдел вошли станицы Солдатская, Приближная, Екатериноградская, села Кременчуг-Константиновское и Прималкинское, а в Пришибский – станицы Александровская, Котляревская, город Майский, село Октябрьское. Атаманом ТМКО был избран Н. Любуня, чья кандидатура вызвала неоднозначную реакцию у казаков. На реорганизационном круге не было упомянуто о том, что в Кабардино-Балкарии существует параллельная казачья структура – нальчикская община, а несколько общин Прохладненского района остаются общественными, отказавшись переходить в государственный реестр. Часть казаков не хочет входить ни в одну из этих организаций, полагая, что эти структуры не способны и не хотят отстаивать интересы казачества (русских), которые теряют как свою численность (из-за оттока русского населения), так и свои статусные позиции в республиках Северного Кавказа, в том числе и КБР.

Адыгские общественные организации. Весной 2006 г. в Стамбуле состоялся VII конгресс Международной черкесской ассоциации (МЧА), в работе которого приняли участие представители России, Голландии, США, Германии, Израиля, Иордании, Турции. Президент МЧА З. Нахушев (бывший председатель парламента КБР и ныне депутат Госдумы от КБР), возглавлявший эту организацию два срока, ушел в отставку, его сменила профессор КБГУ К. Дзамихова. Первым вице-президентом стал директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Х. Думанов. С середины 90-х гг. штаб-квартира организации находится в Нальчике. С начала 90-х гг. эта организация внесла значительный вклад в развитие истории и языка, профинансировала ряд научных работ. Так, пересмотрены проблемы этногенеза, этнической территории и народонаселения, хронология, ход и итоги русско-кавказской войны. Изучается история адыгской диаспоры. При совместных усилиях ученых из Кабардино-Балкарии, МЧА и руководства Сирийской Хасы адыгские ученые смогли отобрать в центре им. Насера редчайшие манускрипты и сделать их копии. Намечены дальнейшие экспедиции в крупнейшие библиотеки Каира и Александрии в Египте, в Британский музей в Лондоне. Из-за финансовых проблем невозможно пока приобрести материалы из турецких архивов. Говоря о задачах, которые стоят перед ассоциацией, новый руководитель отметил, что в современных условиях для адыгов особую актуальность приобретает создание объективной истории, являющейся одним из главных факторов формирования общенационального единства. Таким образом, была обозначена генеральная линия на формирование единой адыгской нации. Потому особое внимание уделяется пересмотру орфографии адыгских языков и формированию единого литературного языка (в настоящее время существует 2 литературных языка: кабардино-черкесский и адыгейский).

Одной из важных задач МЧА, которую планируется решать в предстоящие годы, является образование и воспитание нового поколения адыгов, способного на практике осуществить идею национального возрождения. Зза последние годы в российских вузах получили образование более тысячи представителей адыгской диаспоры, в КБГУ обучаются более 120 студентов-адыгов. Глобализация требует новых подходов в решении этнических проблем, т. к. большая открытость в политике, новые информационные технологии увеличивают возможности по поддержанию связей между адыгами. Вместе с тем глобализация и урбанизация интенсифицируют миграционные процессы, сужают сферу применения родного языка и обычаев. Для сохранения этнической идентичности и взаимосвязи между адыгами МЧА будет уделять особое внимание самому современному средству коммуникации – интернету, который дает возможность жить в едином информационном поле. Особое внимание уделяет МЧА сохранению национальных государственных образований – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, т. к. в мире это единственные государственные структуры, имеющие отношение к адыгам.

Кабардинский конгресс. 4 июня в Нальчике была учреждена новая общественная организации "Кабардинский конгресс им. Ю. Калмыкова". Председателем совета организации был избран Ю. Шанибов (доцент кафедры политологии КБГУ, доктор социологии Международной кадровой академии, кандидат философских наук), который в начале 1990-х гг. возглавлял Конфедерацию народов Кавказа, затем Конгресс кабардинского народа, а после прекращения деятельности этих организаций отошел от публичной политики, сосредоточившись на научной и преподавательской деятельности.

Среди задач конгресса были названы формирование государственно-правового сознания кабардинского народа, исключение из жизни Кабардино-Балкарии тенденции "попрания закона и справедливости страхом и насилием". Деятельность новой организации должна быть направлена на позитивные изменения критической социально-политической ситуации, сложившейся в республике. Однако в последующем эта организация активной деятельности не вела.

Активизация общественных организаций связана со сменой президента в КБР и борьбой элит внутри кабардино-балкарского общества. Существенных изменений эта борьба в нынешних условиях не принесет, однако каждая из сторон отстаивает свои интересы, и будет использовать для этого все возможные средства.

Балкарское национальное движение. Весной 2006 г. состоялся VI съезд общественной организации "Алан", на которой на пост председателя совета на двухгодичный срок вновь был избран С. Беппаев. В своем докладе многие негативные моменты в республике он связал с болезнью покойного президента республики В. Кокова и с тем, что клановые группировки, не желая упустить власть, пытались обострить межнациональную напряженность, выбрав объектом, как и в начале 1990-х гг., субъектообразующий балкарский народ". К числу таких попыток С. Беппаев отнес действия властей республики по преобразованию с. Эльбрус в город республиканского подчинения с выводом его из состава Эльбрусского района, что привело бы к "растворению местного населения среди приезжих", а также принятие закона "О статусе и границах муниципальных образований", который, по словам руководителя общественной организации, "практически лишал балкарские села сенокосов, пастбищ, лесов, рекреационных ресурсов, других объектов жизнедеятельности и относил подавляющую часть территории Балкарии к межселенным территориям". Передачу большей части альпийских лугов созданным в 2002 г. государственным унитарным предприятиям и передачу 450 га земли (часть этой территории принадлежала Кабардино-балкарскому высокогорному заповеднику) на 49 лет Нальчикскому охотхозяйству С. Беппаев рассматривает как произвол и беззаконие чиновников и желание распоряжаться землей и ресурсами. Организация "Алан", по словам ее руководителя, пыталась всеми доступными мирными средствами решить эти вопросы, но, не добившись результатов в республике, была вынуждена обратиться в федеральные органы (каковы результаты этих обращений, С. Беппаев не сообщил).

В 2006 г. верховный суд КБР в течение восьми с лишним месяцев рассматривал иск прокурора республики о запрете организации "Государственный совет Балкарии" и прекращении деятельности общественно-полити­ческой газеты "Балкария" в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Суд не нашел признаков экстремизма и разжигания межнациональной розни в ряде статей газеты "Балкария", на которые указывала прокуратура, и подчеркнул, что изложенные них факты об уничтожении в 1942 г. балкарских сел, выселении всего балкарского народа по национальному признаку в 1944 г. общеизвестны и признаны актом геноцида. Вместе с тем, суд удовлетворил заявление прокурора о признании деятельности Госсовета Балкарии незаконной в связи с нарушением им федерального закона "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ" и "Об общественных объединениях".

Запрет на деятельность организаций "Тере" и "Государственный совет Балкарии" и недовольство политикой и позицией общественно-политического объединения "Алан" среди части балкарцев привели к появлению общественной организации "Совет старейшин балкарского народа". Эта организация занимается вопросами социально-экономического и культурного развития балкарцев и была организатором проведения митингов по вопросу межселенных территорий в КБР. Между "Советом старейшин балкарского народа" и общественной организацией "Алан" нет взаимопонимания, что в значительной степени ослабляет балкарское национальное движение и не дает эффекта в решении проблем, на которые направлена деятельность обеих организаций.

Внешние условия

Грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты. Обострение ситуации в зоне этих конфликтов вызывает особый интерес в республике, а власти КБР и общественные организации в меру возможностей пытаются сохранить мир в этой нестабильной зоне.

В конце июля 2006 г. в связи с обострением ситуации в Грузии, Абхазии и Южной Осетии в Нальчике состоялось заседание Координационного совета руководителей общественных организаций и движений народов Северного Кавказа. Кабардино-Балкарию на встрече представляли три общественные организации: кабардинская "Адыгэ Хасэ", балкарская "Алан" и русская "Вече". Координационный совет поддержал меры, предпринимаемые Россией и ее президентом, для укрепления южных рубежей РФ. Участники встречи призвали руководство Грузии и лично М. Саакашвили не допустить эскалации напряженности в отношениях с Южной Осетией и Абхазией, отметив, что это может иметь тяжелые последствия для всего Северного Кавказа, и выразили готовность участвовать во всех мероприятиях, способных разрешить конфликт мирным путем.

31 октября в Кабардино-Балкарию прибыла делегация Южной Осетии во главе с президентом республики Э. Кокойты для обсуждения проблем экономического сотрудничества.

В ноябре 2006 г. депутаты парламента КБР обратились в Госдуму в связи с обострением грузино-осетинского конфликта, особо подчеркивая в обращении, что действия грузинских властей "создают угрозу безопасности и стабильности во всем кавказском регионе". Парламентарии просили "осудить действия грузинских властей", предпринять все меры по защите прав и свобод граждан РФ, проживающих в Южной Осетии, а также, учитывая исторические обстоятельства, признать право "разделенного осетинского народа на самоопределение". В обращении парламента Республики Южная Осетия к президенту и парламенту КБР говорилось о намерении просить Госдуму признать "геноцид южных осетин в 1920 и 1989-1992 гг. и правовую ответственность Грузии за геноцид", но депутаты КБР не обнародовали эту просьбу.

Парламент Кабардино-Балкарии также поддержал обращение народного собрания Абхазии к руководству РФ о признании независимости РА и установлении между Абхазией и Россией ассоциированных отношений. Парламент КБР поддержал обращение парламента Абхазии к руководству РФ, где излагались исторические и политико-правовые основания для признания независимости РА. Постановление парламента КБР по обращению парламента РЮО и парламента Абхазии было направлено президенту РФ и Федеральному собранию.

Выводы

Республика все еще остается дотационным регионом. Предпринимаемые меры по оживлению экономики пока не дали заметного результата. Особые ожидания связаны с реализацией национальных проектов в КБР (в 2006 г. они оказали позитивное влияние на развитие здравоохранения и образования, а в 2007 г. ожидаются перемены в ЖКХ и аграрной сфере).

Сложной остается демографическая ситуация: сохраняется низкий уровень рождаемости при высокой смертности. Позитивную роль может сыграть "материнский капитал", выделяемый при рождении второго и последующих детей. Негативным фактором, влияющим как на демографическую, так и на социально-экономическую и политическую обстановку, является миграция из республики русскоязычного населения, которая ведет к нарушению сложившейся демографической ситуации и может привести к ухудшению межэтнической ситуации в республике и в целом на Юге РФ. В 2006 г. возрос отток из республики представителей титульных этнических групп (кабардинцев и балкарцев).

Тревожными можно назвать процессы в области высшего образования: снижение уровня профессиональной подготовки студентов, выпуск специалистов по тем специальностям, которые не востребованы рынком. Завышенные ожидания выпускников вузов в связи с наличием у них дипломов, низкая их подготовка и высокий уровень безработицы в республике ведут к развитию скрытого протестного потенциала.

В 2006 г. в КБР не отмечено напряженности в межэтнических и меконфессиональных отношениях; вместе с тем, при определенных условиях ситуация в этой сфере может ухудшиться. Принимаемые меры по профилактике экстремистских настроений, связанных с общей неблагополучной ситуацией в экономике и в других областях, могут оказаться недостаточными, что может привести к ухудшению толерантности как в межэтнической, так и в религиозной области.

Несмотря на решение многих проблем, связанных с вопросом о границах муниципальных образований, эта проблема при определенных условиях может стать источником конфликта на уровне как местной, так и республиканской власти.

Реформирование органов власти оживило общественно-политическую ситуацию в республике. Население КБР сохраняет высокие позитивные ожидания по отношению к новому президенту и его команде.

В 2006 г. произошло так долго ожидавшееся обновление в министерстве внутренних дел, однако новым властям пока не удалось существенно снизить уровень преступности. Сохраняется рост тяжких и особо тяжких преступлений, увеличивается число преступлений в экономической сфере, остается низким уровень раскрываемости преступлений.

В республике установилось культурное доминирование адыгов, что проявляется во всех областях культурной и общественной жизни (возросло влияние общественных организаций адыгов на социально экономическую и культурную жизнь в республике). Это болезненно воспринимается представителями других этнических групп.

Значительное влияние на общественно-политические процессы в республике оказывает ситуация во всем кавказском регионе, а также общая политическая обстановка в стране. Ухудшение ситуации на границах республики, обострения в зоне конфликтов оказывают определенное негативное воздействие на многие процессы в КБР.

Источники: газеты "Кабардино-Балкарская правда", "Газета Юга", "Советская молодежь", "Северный Кавказ", "Независимая газета", "Южный репортер"; Агенство региональных новостей "", ИА Regnum и др.

С. Аккиева

188




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закону от 6 октября 2003 г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Закон
    "Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  2. Закон: создание и толкование

    Закон
    Рассматриваются конституционное право и политические институты 15 государств: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Японии, Индии, Индонезии, Бразилии, Китайской Народной Республики, Польши, Венгрии и Болгарии.
  3. Чертков Александр Николаевич, старший научный сотрудник отдела правовых проблем федеративных и национальных отношений Института закон

    Закон
    Чертков Александр Николаевич, старший научный сотрудник отдела правовых проблем федеративных и национальных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.
  4. В. И. Петров Поселение рп «Заветное» информационный сборник «закон

    Закон
    В 2009 году в содружестве поселений РП «Родное» начала работу инициативная группа по созданию закона о Родовых поместьях. За прошедший год нам удалось многое сделать, можно сказать, этот год не прошёл для нас даром.
  5. Комментарий к Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России"

    Закон
    2. Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как предмет регулирования комментируемого закона:

Другие похожие документы..