Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Бізнес-школа IEDC-Bled (IEDC-Bled School of Management) щорічно надає ряд стипендій для іноземних студентів, що бажають пройти річний / дворічний кур...полностью>>
'Сказка'
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке ...полностью>>
'Лабораторная работа'
Целью работы является уяснение сущности переходных процессов в электрических цепях второго порядка, развитие навыков теоретического анализа и эксперим...полностью>>
'Документ'
Остановимся кратко на проблеме развития логистики в нашей стране. Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом пе...полностью>>

Манасыпов Фарит Сабитович. Основные направления деятельности Татарстанского отделения оод "За права человека":  мониторинг соблюдения закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

58


Доклад

о положении с правами человека в Республике Татарстан за 2002 год

Введение

Составитель доклада

Татарстанское отделение общероссийского общественного движения “За права человека”. Контактный адрес: Россия, 420066, Республика Татарстан, г. Казань-66, а/я 29, тел./факс: (8432) 43-91-57, e-mail: Pavel.Kuleshov@

Татарстанское отделение ООД “За права человека” создано 20 октября 1997 года и до регистрации действовало в рамках Ассоциации правозащитных организаций РТ, не являясь юридическим лицом. Зарегистрировано решением государственной Регистрационной палаты при Минюсте РТ от 20 сентября 2001 года. Свидетельство о регистрации № 2416/11.

Руководитель Татарстанского отделения ООД “За права человека” - Манасыпов Фарит Сабитович.

Основные направления деятельности Татарстанского отделения ООД “За права человека”:

 мониторинг соблюдения законодательства РТ и РФ в области прав человека в рамках общепризнанных и международных норм и прав человека;

 создание базы данных по наиболее распространенным нарушениям прав человека и реагированию на них государственных и властных структур;

 привлечение к этой работе наиболее активных представителей законодательной, исполнительной власти, правоохранительных органов и других ветвей властных структур, которым небезразличны нарушения прав человека и которые понимают необходимость создания правового государства, открытого гражданского общества;

 составление и распространение ежегодного доклада о положении с правами человека в РТ.

Автор-составитель доклада - Фарит Сабитович Манасыпов (Татарстанское отделение ООД “За права человека”).

В подготовке доклада приняли участие:

 Рашид Вагизов (Уполномоченный по правам человека в РТ);

 Юнус Камалутдинов (Президент регионального общественного фонда беженцев и вынужденных переселенцев “Татарстан”);

 Герман Алеткин (Казанский Центр миротворческих и правозащитных действий);

 Николай Степанцев (Татарстанское отделение ООД “За права человека”);

 Геннадий Грибаков (Оперативное правозащитное бюро по уголовным и гражданским делам);

 Мунир Нургалеев (Помощник по правам человека начальника УИН Минюста РФ по РТ);

 Максим Беляев (Старший следователь прокуратуры РТ);

 Павел Кулешов (Татарстанское отделение ООД “За права человека”);

 Сергей Князькин (Союз пользователей и операторов Интернета РТ);

 Ильмира Фролова (Татарстанское отделение ООД “За права человека”).

Характеристика субъекта Российской Федерации

В отличие от многих субъектов РФ - Татарстан является одним из десяти оставшихся на сегодня (было 18) регионов-доноров России. Предприятия Татарстана имеют сильные позиции на российском рынке - в сотню крупнейших компаний, оказывающих наибольшее влияние на экономику России входят 6 предприятий РТ. В составленном информационно-аналитическим агентством AK&M рейтинге влиятельности АО “Татнефть” занимает 10 место, “Татэнерго” - 26-е, КамАЗ - 28-е, “Нижнекамскнефтехим” - 31-е, “Нижнекамскшина” - 49-е, “Казань-оргсинтез” - 64-е. При составлении рейтинга использовались - объем выручки, объем налоговых отчислений, количество занятых на предприятии, доля на рынке продукции (монопольность), роль отрасли в экономике1 (Коммерсант, 2002, 11 октября).

РТ входит в Приволжский федеральный округ, расположена в северной части Поволжья и граничит с Чувашской Республикой, Республикой Марий Эл, Удмуртской Республикой, Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областями. Образована 27 мая 1920 года. Площадь - 57836,2 тысячи квадратных километров. Численность населения - 3780 тысяч человек (1999г.).

В составе РТ - 43 административных района, 20 городов из них 13 республиканского подчинения, 20 поселков городского типа и 902 совета местного самоуправления.

РТ - густонаселенный район - 55,6 человека на один квадратный километр.

В РТ исторически сложилась социально- психологическая атмосфера промежуточного “пограничного” межэтнического пространства. Здесь соприкасаются и взаимодействуют члены двух основных и почти статистически равнозначных этносов - татары (48,5%) и русские (43,3%); из других национальностей наиболее многочисленные - чуваши (3,7%), мордва (0,8%), удмурты (0,7%), марийцы (0,5%).

В РТ также исторически сложились такие пропорции расселения народов, когда в одних районах численно преобладают татары, в других - русские, а в некоторых этнический состав чрезвычайно смешан. Однако население РТ не является продуктом миграции русских и представителей других национальностей. Эти процессы в РТ имели и по-прежнему имеют преимущественно локальный характер и происходят в основном в одном направлении - из села в город.

Городское население РТ - 2795,8 тысячи человек (74%), сельское - 999,8 тысячи человек (28,5%).

Столица РТ - г. Казань - 1092,1 тысячи человек (1999г.).

Уровень жизни населения. В декабре 2002 г. денежные доходы, по предварительным расчетам, сложились в сумме 15854,7 млн. рублей и повысились по сравнению с декабрем 2001 г. на 26,4%, денежные расходы - 13467,8 млн. рублей (рост на 37,2%).

Денежные доходы на душу населения в декабре, по предварительным расчетам, составили 4212,0 рубля и увеличились в абсолютном выражении по сравнению с декабрем 2001 г. на 26,7%. Реальные денежные доходы в декабре 2002г. возросли по сравнению с соответствующим периодом 2001 года на 8,6%.

В 2002 году денежные доходы, по оценочным расчетам, сложились в сумме 145,3 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2001 годом на 29,4%, денежные расходы - 128,3 млрд. рублей, возросли на 30,7%. Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц составили 3216,4 рубля.

Средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, в ноябре 2002 года составила 3837,0 рубля. По сравнению с ноябрем 2001 г. она увеличилась на 23,4%, с октябрем 2002г. - уменьшилась на 1,8%.

Размер реальной заработной платы работающих на предприятиях и в организациях республики (включая малое предпринимательство), рассчитанный с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, в ноябре 2002 года составил 106,8% к уровню ноября 2001 года и 96,3% - октября 2002 года.

Средняя заработная плата, начисленная работникам крупных и средних предприятий, в ноябре 2002 года составила 3903,1 рубля, она увеличилась по сравнению с ноябрем 2001 года на 25,6%, с октябрем 2002 года уменьшилась на 1,9%.

Размер реальной заработной платы работников крупных и средних предприятий составил 108,7% к уровню ноября 2001 года и 96,3% - октября 2002года.

Средняя заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях в отдельных регионах Российской Федерации в ноябре 2002года составила: в Чувашской Республике - 2635,5 рубля; Марий Эл - 2614,5; Ульяновской области - 3102,5; Удмуртской Республике - 3766,9; Нижегородской области - 3829,7; Республике Башкортостан - 3921,7; Самарской и Свердловской областях, соответственно, 4711,7 рубля и 4944,0 рубля.

Суммарная просроченная задолженность по заработной плате в целом по кругу наблюдаемых отраслей (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, государственное управление Республики Татарстан и муниципальное управление, местная милиция) уменьшилась за период с 1 декабря 2002 года по 1 января 2003 года на 240 млн. рублей (на 23,7%) и составила 772,8 млн. рублей. При этом в производственных отраслях она уменьшилась на 184,1 млн. рублей (на 19,7%), составив 748,9 млн. рублей, в отраслях непроизводственной сферы - на 56,6 млн. рублей (на 70,3%), составив 23,9 млн. рублей.

Рынок труда. Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, на предприятиях и организациях (без субъектов малого предпринимательства) составило в ноябре 2002 года 1301,9 тысячи и снизилось по сравнению с ноябрем 2001 года на 2,2%.

Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях и организациях республики в ноябре 2002 года составила 1254,8 тыс. человек и по сравнению с ноябрем 2001 года уменьшилась на 2,5 %.

На 1 января 2003 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 23,1 тыс. безработных граждан, из них 21,7 тыс. (93,6%) назначено пособие.

По представлению минтруда и занятости РТ и Госкомстата РТ правительство РТ установило величину прожиточного минимума на IV квартал 2002 года - в целом по РТ в расчете на душу населения он равен 1599 рублей, для трудоспособного населения - 1746 рублей, пенсионеров - 1136 рублей, детей - 1638 рублей (По России прожиточный минимум в 2002 году составил 1635 рублей). Средняя заработная плата по РТ в 2002 году составила 3855 рублей (“Время и деньги”. 2003, 18 января, № 30).

Высший законодательный и контрольный орган - Государственный Совет РТ (130 депутатов). Председатель - Ф. Х. Мухаметшин.

Глава РТ - президент (М. Ш. Шаймиев).

Исполнительный и распорядительный орган государственной власти - Кабинет министров РТ (Р. Н. Минниханов).

Высшая судебная власть - Верховный суд РТ (Г. М. Баранов).

Общая политическая ориентация избирателей - проправительственная. На выборах президента РТ в марте 2001 года М. Ш. Шаймиев набрал большинство голосов избирателей (79,52%) и в третий раз подряд был избран на этот пост.

Общая характеристика ситуации с правами человека

Раздел “Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина” Конституции РТ представляет своеобразный Билль о правах человека. Причем в основном законе РТ он занимает место не после, а перед разделом о государственной власти, как бы подчеркивая, что не государство дарует права человеку, а он сам как гражданин сознательно и ответственно пользуется совокупностью прав, данных ему со дня рождения. Примечательно и то, что личные права и свободы в Конституции РТ находятся на первом плане, затем только - политические, экономические и социальные (Правосудие в Татарстане. 2002. №3).

Являясь одним из ведущих регионов-доноров в России и имея емкую систему прав человека и другие предпосылки - ориентацию на отечественное законодательство, нормы международного права, а также мощное правозащитное движение, Татарстан по праву мог бы войти также и в число регионов-лидеров РФ по соблюдению прав человека. Однако проблемы прав и свобод человека и гражданина РТ остаются на сегодняшний день самыми актуальными и острыми, как и в 2001 году. Презрение, жестокость, безразличие к человеку в РТ по-прежнему являются чуть ли не основным мерилом жизни, нормой поведения.

По-прежнему в Татарстане в специальные государственные органы, призванные обеспечивать защиту прав человека, а также в неправительственные правозащитные организации поступают от граждан РТ многочисленные жалобы на нарушения их прав. Среди них:

 обращения о нарушениях конституционных прав и свобод на жилище, труд, социальное и пенсионное обеспечение;

 обращения, связанные с деятельностью судов (в основном о несогласии с вынесенными приговорами и решениями, отказ в проведении справедливого публичного судебного разбирательства);

 обращения граждан по вопросам работы правоохранительных органов, связанных с жалобами на противоправные действия со стороны сотрудников органов милиции, нарушениями законности и правопорядка со стороны властных структур;

 жалобы осужденных на тяжелые условия содержания, неудовлетворительное медицинское обслуживание, применение к ним недозволенных методов наказания;

 обращения беженцев и вынужденных переселенцев по вопросам регистрации по новому местожительству, предоставления жилья и денежных компенсаций;

 другие обращения.

Наибольшее количество жалоб и обращений по-прежнему приходится:

 на нарушение жилищных прав;

 на нарушения трудовых прав;

 по пенсионным и социальным вопросам;

 по уголовным и гражданским делам.

85% граждан, обращающихся за помощью, не в состоянии оплатить услуги юристов-консультантов и адвокатов, особенно по уголовным делам. По этой причине они вынуждены отказаться от платных юридических услуг и обращаться по этому вопросу в прокуратуру РТ, но она не всегда в состоянии решить эту проблему из-за малочисленности штатных работников. “Последней инстанцией”, куда сегодня в основном может обратиться с жалобой обиженный властью в лице чиновника гражданин, являются неправительственные правозащитные организации, однако реальную помощь гражданам в наиболее полном объеме могут оказать не все из них - лишь те, которые являются грантополучателями.

Как говорилось в докладе за 2001 год, согласно закону РТ №95 “Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан” от 3 марта 2000 года в РТ 29 июня того же года избран Уполномоченный по правам человека в РТ с целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в регионе наряду с другими государственными органами - прокуратурой, судебной системой. Однако данный институт государственной защиты прав человека, в штате которого всего 7 человек, имея право законодательной инициативы (в отличие от Уполномоченного по правам человека в РФ и от других регионов России), занимается в большей степени законотворческой деятельностью, нежели непосредственной защитой прав человека.

В разделе доклада за 2001 год “Первоочередные меры, которые необходимо предпринять для улучшения положения с правами человека в регионе” нашей организацией предлагалось создать Комиссию по правам человека при президенте Татарстана с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Такая Комиссия, состоящая из известных общественных деятелей, в том числе и правозащитного движения в РТ, могла бы регулярно готовить для передачи президенту РТ беспристрастные и честные доклады, чтобы глава субъекта РФ был всегда в курсе, как обстоят дела с соблюдением прав и свобод гражданина в подведомственном ему регионе - без этого он просто не сможет выполнять функции гаранта на этот счет, согласно Конституции РТ. Сегодня общественные комиссии по правам человека созданы уже практически в 60 регионах России. Здесь надо отдать должное администрации Президента РФ - она планировала общественный статус таких региональных комиссий, прекрасно понимая, что чиновник местной администрации, находясь в составе этой комиссии, скорее всего, будет скрывать факты нарушения прав человека, выгораживая своего начальника. Власть, особенно на нижних уровнях, боится прямого столкновения с правозащитниками за одним столом - предпочитает страусиную политику, делая вид, что проблемы прав человека не существует. Лидеры же НПО плохо вписываются в интерьеры чиновничьих кабинетов, хотя для дальновидного руководителя региона существование такой комиссии полезно - даже в чисто политическом плане, если учесть, что рядовые граждане чаще всего сталкиваются с нарушением своих прав чиновниками низкого уровня - и тут глава субъекта может занять позицию над схваткой, действительно выполняя функции гаранта прав человека.

На наш взгляд, в Татарстане тоже должна действовать общественная комиссия по правам человека при президенте - только тогда (наряду с государственными органами, призванными обеспечивать защиту прав человека (такими, как прокуратура, судебная система, институт Уполномоченного по правам человека), когда будут поставлены на рельсы консультирование, просвещение граждан, пропаганда прав человека, можно вести речь о беспристрастном расследовании жалоб и обращений по нарушениям прав человека и выполнять главную функцию - осуществлять контроль за справедливостью и законностью действий органов государственной администрации.

Однако в Татарстане проводится политика выжидания с созданием общественной комиссии по правам человека при президенте - опасаясь дублирования действий такой комиссии и института Уполномоченного по правам человека, которые имеют право на самостоятельное существование, но для того, чтобы не допустить дублирования в их действиях, эти институты должны иметь, как говорилось в докладе за 2001 год, конкретные мандаты на защиту прав, что возможно в РТ, если четко разграничить их функции. Повторимся, но скажем, что с сопоставительной точки зрения Комиссия по правам человека при президенте РТ должна выполнять только такие функции, которые связаны с несудебной защитой прав человека, включая консультативную функцию, ориентированную на общественность, которую как раз и можно назвать функцией беспристрастного расследования фактов нарушения прав человека, тогда как институт Уполномоченного по правам человека в РТ - выполнять контрольную функцию - функцию разрешения жалоб и конфликтов гражданина с властью, в том числе в судебном порядке, а также реформаторскую функцию, обладая правом законодательной инициативы (согласно закону “Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан”), что очень важно для проведения реформ - особенно законодательной в области прав человека, чем в настоящее время и занимается успешно аппарат Уполномоченного по правам человека в РТ, состоящий из 7 высококвалифицированных специалистов по правам человека, - главным образом, юристов (Доклад о положении с правами человека в Республике Татарстан за 2001 год: http:/docs/reps/2001/tatar/index.htm.).

Общая характеристика региональной нормативной базы.

В 2002 году продолжалась работа по приведению законодательства Татарстана в соответствие с федеральным, начатая в 2000 году. С тех пор прокуратурой РТ и Генпрокуратурой РФ оспорены 344 правовых акта, из них 302 приведены в соответствие с федеральными. При этом наряду с другими спорными актами камнем преткновения стала Конституция РТ, многие положения которой противоречат Основному закону страны (Республика Татарстан. 2003. 11 января. №7).

Как говорилось в докладе за 2001 год, тогда заместителем генпрокуратуры РФ Александром Звягинцевым был инициирован и подан иск в Верховный суд РТ с требованием признать противоречащими федеральному законодательству почти треть из 167 статей Конституции РТ. В частности, основные требования федеральных властей вызвала статья Конституции РТ, где Татарстан называется не субъектом РФ, а суверенным государством, ассоциированным с Россией на основе Договора “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” от 15 февраля 1994 года.

В связи с этим Генпрокуратура РФ потребовала от Госсовета РТ приведения Конституции РТ в соответствие с федеральным законодательством. Однако реальная работа в этом направлении в РТ началась лишь после вмешательства Конституционного Суда РФ, которым в январе 2002 года Госсовету РТ было отведено 6 месяцев на завершение этой работы. В результате была подготовлена новая редакция Конституции РТ, состоящая не из 167 статей, как ранее, а из 124 статей, написанных с использованием других формулировок и расположенных в другом порядке.

Новая Конституция РТ, принятая Госсоветом РТ в мае 2002 года, во многом отличается от прежней - 1992 года. При подготовке Основного закона-2002 у Госсовета РТ были два варианта подхода к созданию его текста. Первый вариант предполагал сохранение и развитие федеративных отношений на политическом и правовом поле - и тогда пришлось бы согласиться с федеральными законами, даже если они не лучшего качества. Второй вариант состоял в том, чтобы сознательно идти на отстаивание Татарстаном своей позиции - даже если законодательство РТ противоречит федеральному. В случае избрания за основу последнего варианта были неизбежны конфронтация между Москвой и Казанью, новые судебные иски в развитие событий 1992 года, когда Конституционный Суд РФ впервые принял решение о нелегитатимности проведения референдума по статусу РТ. Кроме того, в этом случае Татарстан могли бы бесконечно склонять как пример откровенно противоправного поведения. Именно от выбора пути Татарстана зависело основное содержание изменений и дополнений в прежнюю Конституцию РТ.

Выбор в конце концов был сделан, но, как считает один из ведущих политологов Татарстана, заведующий кафедрой политологии Казанского государственного университета профессор Мидхат Фарукшин, - без досконально взвешенного подхода - в новом виде Конституция РТ вновь открыто указывает на предпочтение второго варианта и вновь содержит элементы конфронтационной политики, что сразу же послужило почвой для нового протеста со стороны прокуратуры РТ и Генпрокуратуры РФ.

Еще при подготовке текста проекта Конституции РТ в новой редакции прокурор РТ Кафиль Амиров предупредил депутатов Госсовета РТ, что вынужден будет опротестовать наиболее принципиальные положения обновленного Основного закона РТ, противоречащие федеральному законодательству. Тем не менее президент Татарстана Минтимер Шаймиев настаивал на том, что это «всего лишь новая редакция, а не новая конституция». Позже выяснилось, что это не было лукавством - текст Конституции РТ в новой редакции сохранил многие положения, противоречащие требованиям федерального законодательства, а ряд статей содержит нормы, признанные ранее Конституционным судом, решениями Верховного суда РТ от 3 октября 2001 года и 7 февраля 2002 года и Верховного суда РФ от 4 декабря 2001 года противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству.

Однако, по словам А. Звягинцева, Госсовет Татарстана фактически проигнорировал эти решения, сохранив в новой редакции Конституции РТ нормы, провозгласившие суверенитет республики, а также - регулирующие вопросы по организации и деятельности судов и прокуратуры, отнесенные к исключительному ведению РФ. При этом он подчеркнул, что действует строго в рамках закона и предоставленных ему полномочий и что в дальнейшем будет предпринимать все меры, направленные на безусловное обеспечение главенства Конституции России, недопущение нарушения конституционных прав граждан РФ и устранению препятствий для нормального функционирования федеральных органов власти.

На очередной сессии Госсовета РТ, состоявшейся в сентябре 2002 года, как и на предыдущих сессиях законодательного органа республики, требования прокурорского протеста по существу не были рассмотрены. Тогда А. Звягинцев обратился с заявлением в Верховный суд РТ, который отказал в удовлетворении его заявления об установлении факта неисполнения высшим законодательным органом республики решений судов и тем самым практически поддержал очевидный правовой нонсенс.

В этом юридическом споре больше политики, чем права. В Татарстане сильны “суверенные” настроения, чего власти, в том числе и высшие, не могут не учитывать. Президент РТ Минтимер Шаймиев утверждает, что “правовое поле России и Татарстана уже совпадает”, подчеркнув: “Мы оставили понятие суверенитета республики в пределах своих полномочий, потому что на это есть договор” (Российская газета. 2002. 28 сентября. №184).

Речь идет о Договоре “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами власти Российской Федерации и органами государственной власти республики Татарстан” от 15 февраля 1994 года. Такие договоры подписывали все субъекты Федерации на начальном этапе становления новой российской государственности. Ныне жизнь и уровень отношений внутри страны фактически уже перешагнули эти документы, и большинство субъектов отказались от них. Татарстан пока не хочет сдавать Договор в архив. Несмотря на то, что он составлялся на основе прежней Конституции РТ, ставшей ныне уже нелигитимной.

Однако протесты Генпрокуратуры РФ на 53 статьи уже измененного Основного закона РТ повергли местных парламентариев в шок. Президент РТ по этому поводу заявил, что Конституцию Татарстана «еще раз менять не будут» (Российская газета. 2002. 9 ноября. №40).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Манасыпов Фарит Сабитович. Автор-составитель доклад

    Доклад
    Татарстанское региональное отделение общероссийского общественного движения (ТРООД) «За права человека». Контактный адрес: Россия, Республика Татарстан, 420066, г.
  2. Доклад о положении с правами человека в республике татарстан в 2009 году введение Составитель доклада

    Доклад
    Татарстанское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека». Создано в сентябре 1997 года. До регистрации в сентябре 2001 года действовало без образования юридического лица.

Другие похожие документы..