Поиск
Рекомендуем ознакомиться
К. Д. Глинки «утверждаю» Декан агроинженерного факультета Труфанов В. В. 2002 г. Рабочая программа (3)
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д.Глинки
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан агроинженерного факультета
________________Труфанов В.В.
____________2002 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине: «Управление сельскохозяйственным производством»
Факультет агроинженерный | Кафедра управления и маркетинга в АПК |
Курс 4 . | |
Лекции (часы по уч. планам) 36 . | Семестр 7 . |
Зачет_________________________ | |
Лаб. занятия (часы по уч. плану) 18 . | Самост. работа (час) 20 . |
Всего час.________________________ |
Преподаватель: к.э.н., доцент Мордовцев А.А.
Воронеж 2002
1. Введение. Цель и задачи дисциплины.
Ситуация, сложившаяся в Российской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, связанных с управленческой деятельностью. Предметом науки «Основы менеджмента и маркетинга» является:
а) управление отвечающее потребностям рыночной экономики;
б) управление в методическом и в организационном отношении ориентированном на рынок. Необходимыми условиями данного управления являются: свобода предпринимательства, рыночная экономика, профессионализация управления (подготовка менеджеров).
Цель курса: научить студентов агроинженерного факультета глубоко и всесторонне разбираться в вопросах управления сельскохозяйственным производством и инженерно-техническим сервисом., в вопросах изучения потребностей рынки, его объемах и продвижении на рынок соответствующих видов работ, услуг, товаров; уметь творчески применять полученные знания в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Исходя из поставленной цели основными задачами дисциплины является изучение студентами:
- отечественного и зарубежного опыта применения менеджмента и маркетинга в агропромышленном комплексе;
- принципов и методов проектирования рациональных структур управления и маркетинговых исследований;
- организационно-экономического механизма хозяйствования;
- социально-психологических аспектов управления;
- механизма мотивации управленческого труда.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- отечественный и зарубежный опыт применения менеджмента и маркетинга в агропромышленном комплексе;
- принципы и методы проектирования рациональных структур управления и маркетинговых исследований;
- организационно-экономический механизм хозяйствования, механизм управления процессом оказания технического сервиса, работ и услуг, критерии изучения потребностей рынка, определение его объема в техническом сервисе;
- методы расчета стоимости услуг оказываемых техникой, ремонтными рабочими;
- методы управления качеством ремонтных работ, услуг технического сервиса;
Уметь.
- управлять процессом организации инженерно-технического сервиса, производить расчеты экономической эффективности различных мероприятий, связанных с инженерно-техническим сервисом;
- определять профессионально -квалификационный состав ремонтных рабочих, стоимость 1 часа услуг оказываемых ими, а также техникой;
- разработать комплекс мер на объектах агросервиса по своевременному выполнению заказов потребителей;
- выявлять основные детерминанты оказывающие влияние на расширение приема заказов на технический сервис, захват новых сегментов рынка.
Иметь представление о принципах и методах системы управления и рыночных исследованиях в развитых странах дальнего и ближнего зарубежья, передовых коммерческих организациях РФ.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
7 | |||||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||
Аудиторная занятость | |||||
Лекции | 36 | 36 | |||
Практические занятия | |||||
Семинары | |||||
Лабораторные работы | 18 | 18 | |||
и другие виды аудиторных занятий | |||||
Самостоятельная работа | 20 | 20 | |||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
И другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | зачет | зачет |
4. Содержание дисциплины.
4.1 Разделы дисциплины, виды занятий
№№ n/n | Раздел дисциплины | Лекции | ПЗ | ЛР |
1. | Сущность и содержание управления общественным производством | 2 | 2 | |
2. | Типы оргструктур и структур управления в сельхозпредприятиях, основные требования к их построению и пути совершенствования. | 2 | ||
3. | Зарубежный и отечественный опыт управления производством (теории управления). | 2 | ||
4. | Менеджмент: понятие, содержание и его особенности в АПК | 2 | ||
5. | Инженерно-технический сервис в АПК: понятие, сущность и содержание. | 2 | ||
6. | Перспективы развития НТП в АПК. | 2 | ||
7. | Особенности функций управления в инженерно-технической сфере АПК. | 2 | ||
8. | Сущность, содержание и основы оперативного управления и принятие управленческих решений инженерно-технической сферы АПК | 2 | ||
9. | Основы построения экономических взаимоотношений на внутрихозяйственном уровне инженерно-технической службы сельхозпредприятия и по внешним ее связям. | 4 | ||
10. | Сущность и содержание экономических и административных методов управления на сельскохозпредприятии. | 2 | ||
11. | Социально-психологические методы управления в трудовых коллективах. | 4 | ||
12. | Понятие, сущность и разрешение конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. | 2 | ||
13. | Мотивация в управленческой деятельности трудовых коллективов | 2 | ||
14. | Понятие, сущность и содержание маркетинговой деятельности в АПК | 4 | ||
15. | Привлечение инноваций за счет творческого бизнес-планирования. | 2 | ||
Всего: | 36 |
4.2. Содержания разделов дисциплины.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ.
Сущность и виды управления. Особенности управления в условиях многоукладности и различных форм хозяйствования. Предмет и содержание науки управления. Теория управления производством, метод науки управления.
ТЕМА 2. ТИПЫ ОРГСТРУКТУР И СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯХ, ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИХ
ПОСТРОЕНИЮ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Понятие и сущность структур управления. Иерархичность, ступени и звенья структур управления. Оргструктура, виды управленческих связей. Классификация структур управления. Проектирование структур управления при различных формах собственности и хозяйствования.
ТЕМА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ (ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ).
Сущность и особенности зарубежной рационализации управления производством. Школы и направления управления как науки: Ф.Тейлора, Ф. Гилберта, Эмерсона, Э.Мейо, Д. Макгрегора, Вебера. Современный опыт управления сельскохозяйственным производством в США, Канаде, странах Западной Европы.
ТЕМА 4. МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЕГО
ОСОБЕННОСТИ В АПК.
Понятие и сущность менеджмента. Школа менеджеров России и Запада. Современная теория менеджмента создается в рамках принципов системного подхода. Рассмотреть основные принципы системного подхода с привязкой их к особенностям сельского хозяйства.
ТЕМА 5. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС В АПК: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.
Понятие и место инженерно-технической службы в системе управления. Принципы формирования подразделений инженерной службы, основы ее специализации. Основы взаимоотношений инженерной службы с сельхозтоваропроизводителями различных форм собственности и снабженческими предприятиями АПК.
ТЕМА 6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НТП В АПК.
Понятие управлением инженерно-техническим сервисом в АПК. Роль новой техники, ремонто-обслуживающей базы в развитии сельского хозяйства. Построение экономических взаимоотношений РОП с сельхоз., снабженческими и др. предприятиями рыночной инфраструктуры.
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ АПК.
Особенности управленческого труда инженерных работников. Принципы проектирования структур управления. Особенности применения той или иной структур управления инженерно-технической службе.
ТЕМА 8. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ АПК.
Сущность и классификация управленческих решений. Оперативное управление производством. Задачи диспетчерской службы, диспетчерская документация, касающаяся эксплуатации, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники (формы, содержание).
ТЕМА 9. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОМ УРОВНЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СЕЛЬСКОХОЗПРЕДПРИЯТИЯМ И ПО ВНЕШНИМ ЕЕ СВЯЗЯМ.
Сущность и содержание экономических взаимоотношений в ремонто-обслуживающем производстве. Методика установления цен за ремонтные работы. Управление производственно- экономическими связями в ремонто-обслуживающем производстве АПК.
ТЕМА 10. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
НА СЕЛЬСКОХОЗПРЕДПРИЯТИИ.
Определение сущности, методов управления. Содержание экономических и административных методов управления. Оперативно-распорядительное воздействие. Характеристика регламентированного, нормированного воздействия. Организационные формы оперативного руководства.
ТЕМА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ.
Понятие, значение и сущность социально-психологических методов управления. Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Психологические методы управления, основные типы психологических методов управления. Понятия стиля управления, их характеристика. Современные требования к стилю управления.
ТЕМА 12. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ.
Определение общего понятия конфликта. Типы конфликтов, уровни конфликта в организации. Пять основных стилей разрешения межличностного конфликта. Структурные методы управления конфликтом.
ТЕМА 13. МОТИВАЦИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.
Определение мотивации и групп потребностей в основных теориях мотивации. Содержание и характеристика внутренней и внешней (положительной, отрицательной), репрессивной мотивации. Типы, виды мотивации и показатели уровня мотивационного комплекса. Схема мотивационного процесса. Иерархия потребностей.
ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК.
Маркетинг в системе управления предприятием, в первую очередь, в себя включает: изучение спроса на конкретный товар, услуги на определенном рынке или его сегменте. Способствует повышению эффективности производства за счет подбора товарной продукции, работ и услуг, наиболее востребованных на рынке.
ТЕМА 15. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ ЗА СЧЕТ ТВОРЧЕСКОГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.
Определяется сущность и значение инноваций в период низкой обеспеченности сельхозпредприятий финансовыми средствами. Рассматриваются подходы подготовки последовательности намечаемых мероприятий и инвестиционных периодов бизнес-плана, обеспечивающие привлекательность для инвесторов.
5. Лабораторный практикум – «не предусмотрен».
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1 Рекомендуемая литература
а) основная литература:
1. Адуков Р. Х. Управление агропредприятием (теория, практика). М.: 1998.
2. Анисимов Ю.П. и др. Организация выпуска, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники- Воронеж: тип ЦНТИ, 2002.
3. Бунич П. Г. Экономические рычаги рационального использования ресурсов-М: Экономика, 1998.
4. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально – трудовых проблем – М.: Вега, 1998.
5. Демченко А. Ф., Демченко Е. А. Менеджмент в АПК: Учебное пособие – Воронеж: ВГАУ,1999.
6. Демченко А.Ф. и др. Управление научно-техническим прогрессом в АПК: Учебное пособие-Воронеж: ВГАУ, 2001.
7. Драгайцев В.И. Организационно-экономические меры по повышению технического оснащения сельского хозяйства - М.: 1997.
8. Карпова Г.П. Основы управления учета: Учебное пособие- М.: ИНФРА-М, 1997.
9. Михалев А.А. и др. Реформирование предприятий АПК: Учебное пособие. М.: «АгриПресс», 1999 г.
10. Михлин В.М., Кушнарев Л.И. и др. Сборник нормативных материалов на работы, выполняемые машинно-технологическими станциями МТС)-М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001.
11. Нагапетьянц Н.А. Эффективность развития материальной базы снабжения и сбыта-М.: Экономика, 1997.
12. Организационно-экономический механизм машинно-технологических станции (МТС). Методические рекомендации выполнены под рук. Акад. РАСХН И.Ф. Хицкова. Воронеж: тип. НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ, 1997.
13. Пиличев Н. А. Управление агропромышленным производством: Учебное пособие. М: «Колос», 2000.
14. Романов А. Е. Теория и практика управления АПК М-Минск, 1998г.
б) дополнительная литература:
1. Ахохов М. Проблемы устойчивого материально-технического АПК республики // Международный сельскохозяйственный журнал. 1997- №1-с.22.
2. Конкин Ю.А., Зимин А. С. Технический сервис: реальность и перспективы экономических отношений. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 8.
3. Краснощеков Н.В. Стратегия развития технической базы АПК России. // Техника и оборудование для села. -1998. - № 8- с. 4-7
4. Курцев И.В. НТП-основа стабилизации и перехода АПК на устойчивое развитие // Достижения науки и техники АПК-1998 - №5-с.7-11.
5. Мордовцев А.А., Чуприн А. Н. и др. Рекомендации по организации внутрихозяйственного коммерческого расчета. Воронеж: тип. НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ, 2002.
6. Орлик Л: Производственно-техническое обеспечение сельского хозяйства // Достижение науки и техники АПК. 2000. - № 9. С. 23-26.
7. Решетов А. Н. Методика определения машинно-тракторного парка // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1997-№ 3-с. 23.
8. Савин И.Г. Определение минимальных издержек на единицу работы машинно-тракторного агрегата МТС // Механизация и электрификация сельского хозяйства. –1998. -№8-с. 5-7.
9. Ткач А. Агропромышленный комплекс. // АПК: экономика, управление. 1997.-№ 6.
10. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». В кн.: Сборник федеральных законов. М.: Информ-бизнес, 1997.
11. Шпилько А. Анализ инженерно-технического развития агропромышленного комплекса// Экономист-1998. -№ 10. -с.60-65.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Лаборатория оборудованная пультом управления и планшетами диспетчерской службы сельхозорганизации.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 31.13 «Инженер-механик агропромышленного производства».
9. Зачет.
Программу составил:
к.э.н., доцент ВГАУ Мордовцев А.А.
Программа одобрена на заседании методической комиссии агроинженерного факультета (от_________ протокол №________).
Председатель методической комиссии
агроинженерного факультета к.т.н., доцент Глазков В.И.
Похожие документы:
К. Д. Глинки «утверждаю» Декан агроинженерного факультета Труфанов В. В. 2002 г. Рабочая программа (1)
Рабочая программаСитуация, сложившаяся в Российской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, связанных с управленческой деятельностью.К. Д. Глинки «утверждаю» Декан агроинженерного факультета Труфанов В. В. 2002 г. Рабочая программа (2)
Рабочая программаПредметом науки управления сельскохозяйственным производством является система отношений между людьми в процессе управления производством в аграрных коммерческих организациях.