Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природн...полностью>>
'Документ'
Спортивний туризм в Україні є важливою складовою загально-державної системи фізичної культури і спорту, патріотичного та духовного виховання молоді, ...полностью>>
'Автореферат'
Научный консультант: доктор экономических наук, профессор Темный Юрий Владимирович (Россия), директор Волжско-камского филиала Российской международн...полностью>>
'Программа'
Семинар для журналистов "Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком: что меняется для ...полностью>>

Лекция 1/1 Основы телекоммуникаций и компьютерных технологий

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1/1 Основы телекоммуникаций и компьютерных технологий.

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информа­ции. Чтобы быть востребованным, человек должен обладать ин­формационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных технологий, а также знать юридические и эти­ческие нормы, действующие в этой сфере.

В ходе профессионального становления необходимо Иметь представление:

  • о структуре и возможностях современных систем телекоммуникаций и компьютерных технологий;

  • об основных процессах в системах Т и КТ.

приобрести Умения, свидетельствующие о необходимой информационной культуре:

  • овладение офисными информационными технологиями;

  • работа с мультимедиа-документами, создание компьютерных презентаций;

  • использование электронных таблиц как инструмента исследо­вательской деятельности, как расчетного инструмента;

  • создание баз данных и организация поиска информации в них;

  • работа с электронной почтой, осуществление поиска необхо­димой информации посредством услуг сети Интернет, работа с информационными Web-сайтами.

Немаловажным может оказаться также наличие представления о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизи­рованного проектирования (САПР); использовании средств визу­ального объектно-ориентированного программирования для соз­дания специализированных приложений.

Помимо этого следует соблюдать юридические и этические нор­мы и правила. Законы запрещают использование пиратского ком­пьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков в Интернете.

Учебные вопросы:

  1. Телекоммуникации и компьютерные технологии в связях с общественностью

В последнее десятилетие 20-го века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитие и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации.

На первый взгляд может показаться, что специалисту по СО необязательно вникать в технические подробности современных информационных технологий. Безусловно, нет необходимости владеть данными знаниями на уровне дипломированных специалистов, но нужно понимать основные принципы, механизмы и понятия данных технологий, как водителю необходимо не только уметь управлять автомобилем, но и быть способным произвести «горячий» ремонт и при выборе автомобиля руководствоваться собственными знаниями о технической и материальной составляющей этой проблемы. В наш XXI век специалисту по СО отводится совершенно особое место в этом мире. Именно он коммутирует потоки информации между источником и конечным ее потребителем. Без всяких сомнений специалисту по СО необходимо владеть всеми новейшими навыками и приемами обработки, передачи и хранения информации. Он должен с точностью определять необходимость использования тех или иных технических решений, например, не зная принципов работы сотовой связи, он, попросту, не будет рассматривать данный вид коммуникации при необходимости оперативной связи между искомыми объектами, будет искать дорогие неадекватные или даже фантастические способы. В то время как новейший стандарт передачи данных в сотовых сетях «3G» позволяет в режиме реального времени осуществлять не только голосовую, но и видеосвязь посредством обычного мобильного телефона, поддерживающего данный стандарт. Помимо этого, крупнейшей информационной площадкой в нашем веке стали просторы глобальной компьютерной сети Интернет. Ее развитие дошло до таких высот, что в обычных квартирах уже далеко не редка выделенная линия для доступа в сеть, позволяющая работать на высоких скоростях. Всего 5-6 лет назад такие решения потребовали бы огромных финансовых и технических затрат. Интернет становится все доступнее широким слоям населения и все более захватывает мобильный рынок телекоммуникаций.

Специалист PR отдела не просто должен уметь обращаться с компьютером и “сервировать” на просторах всемирной сети, но и иметь ясное представление о принципах и проблемах ее функционирования.

Например, специалисту по PR необходимо подготовить некую информацию для электронной презентации или Интернет-сайта, найдя нужную информацию, у него возникает проблема того, что она хранится в виде графического файла большого объема. Но у 30 % потенциальных потребителей этой информации нет возможности получить оперативно такой большой файл. Если PR-специалист не владеет информационными технологиями, то он не сможет найти адекватного решения этой проблемы, которая представляет собой, всего-навсего, сжатие этого файла. Либо, этот специалист будет, элементарно, не в курсе того, что с этим файлом необходимо вообще что-либо делать и использует его, как есть, потеряв, тем самым, часть потенциальной аудитории.

Другой пример: необходимо разработать информационную систему. Привлекая к этой задаче сторонних непроверенных специалистов, не имея при этом необходимых знаний и навыков, есть шанс, и не малый, в лучшем случае, переплатить, а в худшем – оказаться жертвой шарлатанов или дилетантов. Поэтому необходимо разговаривать с этими «субподрядчиками» на одном я зыке. И только проявив свою компетентность, появится возможность выбрать оптимальное решение при минимальных затратах.

При конструировании PR-специалистом системы сбора и подготовки информации, пиарщик должен иметь точное представление о тех инструментах, которые он планирует использовать, потому что, именно он выбирает необходимое оборудование и средства, составляя тем самым «смету» информационного центра. Таким образом, мы видим, что только правильный выбор средств работы с информацией приводит к высоким результатам. Именно PR-специалист решает, нужна ли ему обыкновенная телефонная связь или сотовая, Интернет или достаточно офисной локальной сети. Именно этот специалист формирует задачи по конечному оформлению информации и решает, будет это видеоролик, или Интернет-сайт, рекламный буклет или компакт-диск с электронной презентацией.

Безусловно, конкретной разработкой таких систем занимаются технические специалисты в данной области, но пиарщик должен точно и ясно расставить приоритеты и сформировать задачи при создании информационных систем. И только при соблюдении всех этих условий система будет являть собой СИСТЕМУ, а не хаотичную конструкцию из технических средств. И только тогда она будет работать с максимальной отдачей.

  1. Объективная необходимость информатизации общества. Основные определения

Во второй половине ХХ века человечество вступило в новый этап своего развития. В этот период начался переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы сбора и обработки информации приобрели качественно новое значение. Начался процесс информатизации общества.

Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, обработкой, передачей и хране­нием информации.

В информационном обществе главным ресурсом является ин­формация: именно на основе владения информацией о самых раз­личных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

Важно не только произвести большое количество продукции, но произвести нужную продукцию в определенное время с опре­деленными затратами и т. д. Поэтому в информационном общест­ве повышается не только качество потребления, но и качество производства. Человек, использующий информационные техноло­гии, имеет лучшие условия труда, труд становится творческим, интеллектуальным и т. д.

Неизбежность информатизации общества обусловлена резким ростом производительных сил и возрастанием роли и значения информации (объемов и своевременности) для управления ими в процессе созидательной деятельности человека. Процесс перехода от постиндустриального общества к информационному происходит в различных странах неодновременно, и характеризуется различными темпами. Первыми на этот путь встали США, Япония и страны Западной Европы. В этих государствах, начиная с 50-60 годов прошлого века, проводится политика повсеместной информатизации всех сфер деятельности человека. Завершение этого процесса в США предполагается к 2020 году, а в Японии и странах Западной Европы – 2030-2040 годам.

К основным признакам информационного общества следует отнести:

  1. Большое количество трудящихся (около 80%) занято в информационной сфере, то есть в сфере производства информации, и информационных услуг (к числу которых относятся: переработка, хранение, передача и накопление информации).

  2. Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).

К критериям развитости информационного общества относятся:

1. наличие надежных и недорогих компьютеров;

  1. существование развитого рынка программного обеспечения;

  2. уровень развития компьютерных информационных сетей;

  3. количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Информатизациянеобходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Это процесс разработки, создания и внедрения во все сферы жизнедеятельности общества технических средств и практических методов сбора, обработки, хранения, преобразования и использования научной информации, в целях достижения и поддержания уровня информированности всех членов общества необходимым для улучшения условий жизни общества, а также для обеспечения качества принимаемых решений. Таким образом, использование средств ВТ позволяет сосредоточить на рабочем месте лица принимающего решения (исследователя) необходимую информацию ещё того, как она ему непосредственно потребуется.

Неизбежность информатизации обусловлена следующими основными причинами:

  • беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда (в том числе и в военной сфере) и его специализации в научно-технической революции;

  • необходимостью адекватно реагировать на возникающие проблемы в динамично меняющейся обстановке, присущей постоянно развивающемуся обществу;

  • повышением степени самоуправления производственных предприятий, территорий, регионов.

Таким образом, в процессе научно-технического прогресса, вызвавшего активное развитие всех производственных сфер человечества, стало невозможно обеспечить своевременность, принимаемых решений по управлению технологическими системами и повышению качества их функционирования без информационного обеспечения, что и послужило объективной основой перехода к информационному обществу.

В СССР с 1989 г. разработана и реализуется концепция информатизации общества. По предварительным оценкам информатизация в России завершится к 2050 году при условии стабилизации экономической и политической обстановки в стране. По мнению научных экспертов, любая страна, насколько бы индустриально-развитой она ни была, перейдет в разряд стран третьего мира, если опоздает с информатизацией.

В настоящее время в мире производится свыше 200 млн. компьюте­ров. Количество серверов в сети Интернет приближается к 150 млн.

Научным фундаментом процесса информатизации общества является научная дисциплина – информатика.

В широком смысле информатика – наука об информационной деятельности, информационных процессах и их организации в человеко-машинных системах. Другими словами, это отрасль знаний, изучающая общие структуру и свойства научной информации, а также закономерности и принципы её создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности.

Основными разделами информатики являются исследование информационных средств и технологий, программных средств и моделирование предметных областей.

Слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации. Кроме Франции термин информатика используется в ряде стран Восточной Европы. В то же время, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин — Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).

В качестве источников информатики обычно называют две науки — документалистику и кибернетику. Документалистика сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20-30-е годы XX века, а основным предметом стало изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота.

2. Методы измерения информации. Общая схема передачи информации

Говоря об информатике необходимо владеть ее терминологией. Термин информация имеет множество определений. Согласно «Энциклопедии кибернетики» информация (лат. informatio - разъяснение, осведомленность) – одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких – либо данных, знаний, сведений, сообщений и т.п.

В широком смысле «информация» – это отражение реального мира, в узком смысле «информация» – это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.

Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма — от простейших до чело­века.

Человек получает информацию из окружающего мира с помо­щью органов чувств, анализирует ее и выявляет важные сущест­венные закономерности с помощью мышления и хранит получен­ную информацию в форме знаний.

В математике и кибернетике информация, определяется ещё и как количественная мера устранения неопределённости (энтропии), какого-либо события.

По функциям управления информация бывает: плановой, учётной и оперативной.

В практической деятельности лиц принимающих решение (ЛПР), большое значение имеет не только качество, но и количество информации и подлежащей анализу. Поэтому лицам, принимающим решения, необходимо иметь представление об измерении информации.

Для теоретической информатики информация играет такую же роль, как и вещество в физике. И подобно тому, как веществу можно приписывать довольно большое количество характеристик: массу, заряд, объем, и т.д., так и для информации имеется пусть и не столь большой, но достаточно представительный набор характеристик единицы измерения, что позволяет некоторой порции приписывать числа – количественные характеристики информации.

На сегодняшний день наиболее известны следующие методы измерения информации:

  • объемный;

  • энтропийный;

  • алгоритмический.

Объемный – является самым простым и грубым методом измерения информации. Соответствующую количественную оценку информации естественно назвать объемом информации. Объем информации в сообщении – это количество символов в сообщении. Поскольку, например, одно и то же число может быть записано многими разными способами (с использованием различных алфавитов): «двадцать один», 21, 11001, XXI, то этот способ чувствителен к форме представления (записи) сообщения. В вычислительной технике вся обрабатываемая и хранимая информация вне зависимости от ее природы (число, текст, отображение) представлено в двоичной форме (с использованием алфавита, состоящего из двух символов 0 и 1). Такая стандартизация позволила ввести две стандартные единицы измерения: бит и байт. Байт – это восемь бит.

В теории информации и кодирования применяется энтропийный метод измерения информации. Этот метод измерения исходит из следующей модели. Получатель информации имеет определенные представления о возможности наступления некоторых событий. Эти представления в общем случае достоверны и выражаются вероятностями, с которыми он ожидает то или иное событие. Общая мера неопределенности (энтропия), характеризуется математической зависимостью от совокупности этих вероятностей. Количество информации в сообщении определяется тем, насколько уменьшится эта мера после получения сообщения.

Для определения количества информации, содержащейся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, используется формула:

i = log2 N.

Эта формула была получена американским инженером Ричардом Хартли в 1928 году и поэтому известна как формула Хартли

Характерным примером применения формулы является расчёт характеристик выбора карты из 32-х картной колоды.

Если определить количество информации как меру устраненной неопределенности, то и полученную в результате выбора информацию можно охарактеризовать числом 32, то есть для выбора конкретной карты может потребоваться 32 опыта. Однако в теории информации получила использование другая количественная оценка, а именно – логарифм от описанной выше оценки по основанию 2:

H=log2m,

где m – число возможных равновероятных выборов (при m=2, H=1). То есть для выбора из колоды имеем следующую оценку количества информации, получаемую в результате выбора: H=log232=5.

Полученная оценка имеет интересную интерпретацию. Она характеризует число двоичных вопросов, ответы на которые позволяет выбрать либо «да» либо «нет». Для выбора дамы пик такими вопросами будут:

1 Карта красной масти? Ответ – нет - 0.

2 Трефи? Ответ – нет - 0.

3 Одна из четырех старших? Ответ – да - 1.

4 Одна из двух старших? Ответ – нет - 0.

5 Дама? Ответ – да - 1

Таким образом, чтобы устранить неопределенность (сделать выбор нужной карты) в колоде карт, необходимо получить в диалоговом режиме пять ответов (сообщений). Этот выбор можно описать последовательностью из пяти двоичных символов 00101. Количество информации 5 бит.

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет 1 бит информации.

Пример. Предположим, что ученик получил за год 100 оценок. Среди них: 60 пятёрок, 25 четвёрок, 10 троек и 5 двоек. Тогда:

  • вероятность пятерки – 60/100 = 0,6;

  • вероятность четвёрки – 25/100 = 0,25;

  • вероятность тройки – 10/100 = 0,1;

  • вероятность пятерки – 5/100 = 0,05.

Теперь зная вероятности событий, можно определить количество информации в сообщении о каждом из них. Она определяется по формуле:

i = log2 (1/Р).

Таким образом:

I5 = i = log2 (1/0,6) = i = log2 (5/3) = 0,737 бит.

I4 = i = log2 (1/0,25) = i = log2 (4) = 2 бита.

I3 = i = log2 (1/0,1) = i = log2 (10) = 3,322бита.

I2 = i = log2 (1/0,05) = i = log2 (20) = 4,322 бита.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект лекций по курсу "Информатика и использование компьютерных технологий в образовании" Для студентов

    Конспект
    Куринин И.Н., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Конспект лекций по курсу "Использование компьютерных технологий в образовании". М.: Изд-во РУДН, 2006.
  2. Лекция тема «Современные информационные технологии.»

    Лекция
    Одним из основных направлений нового тысячелетия можно считать активное внедрение во все без исключения области деятельности человека информационных технологий.
  3. 1. Основы безопасности сетевых информационных технологий Основы безопасности сетевых информационных технологий

    Лекции
    Основные понятия информационной безопасности. Типовая IP-сеть организации. Классификация уязвимостей и атак. Защитные механизмы и средства обеспечения безопасности.
  4. Лекция N1. Теоретические основы Корпоративных Систем (КС) Информация это самое ценное достижение человечества. Она ценнее, чем алмазы и золото.

    Лекция
    Информация - это самое ценное достижение человечества. Она ценнее, чем алмазы и золото. Информация помогает нам жить. Информационные системы дают нам шанс на то, чтобы выжить.
  5. Лекция 3 Тема 1: Базовые понятия и технологии эк

    Лекция
    Интернет- это множество всевозможных сетей, подсетей и их объединений, разбросанных по всему миру, связанных между собой каналами телекоммуникации, и, что самое главное – использующих на верхних уровнях взаимодействия стек протоколов TCP/IP.

Другие похожие документы..