Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Представьте себе, что вы с несколькими приятелями, подобно Робинзону Крузо, оказались на необитаемом острове. Привычный уклад жизни нарушен. Вся деят...полностью>>
'Программа'
УрФУ, приступают к изучению линейного трехгодичного курса истории русской литературы. Преподаватели кафедры филологии СУНЦ УрФУ работают по авторским...полностью>>
'Документ'
Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность - асфальты и битумы - давно известны человечеству. Их использовали в Вавилоне и Визант...полностью>>
'Программа'
Вид и назначение зданий, строений, сооружений, помещений, территорий(учебные, учебно- вспомогательные, подсобные, административные и др.) с указанием ...полностью>>

Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КОЖУРОВА Алина Алексеевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЭТНИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Якутск – 2008

Работа выполнена на кафедре педагогики начального обучения педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

Гермогенова Матрена Денисовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Куликова Лидия Николаевна,

ГОУ ВПО «Хабаровский государственный

педагогический университет»

кандидат педагогических наук, доцент

Обутова Аксиния Дмитриевна,

ГОУ ВПО «Саха государственная

педагогическая академия» (г. Якутск)

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

Защита диссертации состоится «___» ________ 2008 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова» по адресу: 677891, г.Якутск, ул. Белинского, 58.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета.

Автореферат разослан «___» _________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Петрова С.М.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Перемены, происходящие в российском многонациональном обществе, находят отражение в социальном заказе по образованию. Традиционная система образования, которая обеспечивала взаимосвязь, в частности интернационального и национального начал, направлена на формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Для реализации этой цели в содержание образования целесообразно включить три взаимосвязанных компонента: вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на общечеловеческих, общероссийских и национальных ценностях; обеспечение каждому ребенку возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры; создание условий для равноправного диалога в поликультурной среде.

Необходимость развития и социализации личности ребенка в качестве субъекта этноса и гражданина была осознана как учеными, так и политиками. Этот факт нашел своё подтверждение в официальных документах: в Концепции развития национальной школы (1990 г.), в законе «Об образовании» (1992 г.),
в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (1999 г.),
в приоритетном национальном проекте «Образование» (2005 г.). Национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества в поликультурной образовательной среде.

Все большую актуальность сегодня приобретает рассмотрение проблем межэтнического общения, формирования личности и ее адаптации в условиях поликультурной образовательной среды и полиэтнической школы как процесс установления гражданского общества (А.Г.Абсалямова, О.Н.Будняя, О.В.Гукаленко, А.Н.Джуринский, М.Н.Кузьмин, В.С.Кукушин, В.В.Макаев, М.Ф.Пафова, Т.В.Поштарева, Д.В.Сажин, М.Г.Тайчинов, Ф.Г.Ялалов и др.).

Анализ новейших педагогических исследований (Л.П.Гадзаова, Ф.Н.Зиатдинова, Л.Н.Куликова, Г.В.Палаткина, И.П.Селезнева, Л.Л.Супрунова и др.) позволил охарактеризовать общечеловеческие ценности как нравственные категории, приобщение к которым приведет к истинному духовному единению человечества в период сложных процессов современной глобализации, ибо они выступают в качестве регуляторов социально-культурной жизнедеятельности и внутреннего стержня социального
и духовного объединения общества.

Изучение опыта работы ряда школ позволило сделать вывод о том, что педагогические коллективы организуют воспитательный процесс, предполагающий разностороннее развитие личности ребенка, включающее приобщение детей к общечеловеческим ценностям и мировой культуре, овладение культурно-историческим богатством своего народа. Однако педагоги включают в процесс развития младшего школьника лишь отдельные элементы народной педагогики. Практика показывает, что значительная часть учителей начальных классов испытывает серьезные затруднения в обеспечении поликультурной направленности воспитания детей. Эти трудности обусловлены как субъективными, так и объективными причинами
– недостаточностью соответствующих научно-методических разработок.

Актуальность исследования объясняется также объективно существующими противоречиями: между потребностью современного общества в личности, имеющей высокую культуру на основе осмысления ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде,
и слабой разработанностью данной проблемы в региональном образовательном пространстве; между важностью формирования ценностного отношения
к этническим традициям и недостаточностью эффективных организационно-педагогических условий, содержащих аксиологические характеристики, которые обеспечивают успешность реализации названного процесса; между необходимостью осуществления ценностного отношения к этническим традициям младшими школьниками и слабой сформированностью у них практического опыта в общеобразовательной школе.

Стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловило проблему и выбор темы диссертационного исследования «Формирование ценностного отношения младших школьников
к этническим традициям в условиях поликультурной среды».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды.

Объект исследования: ценностные отношения к этническим традициям.

Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к этническим традициям.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде будет эффективным, если:

- педагогический процесс будет осуществляться в соответствии
с потребностями современного общества, внутренними и внешними предпосылками, закономерностями и тенденциями формирования социума;

- в его процессе будет применяться программа формирования ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде, включающей ряд взаимосвязанных компонентов: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и соответствующие условия построения взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

- разработаны организационно-педагогические условия, позволяющие успешно реализовать программу формирования ценностного отношения
к этническим традициям в условиях поликультурной среды;

- организован мониторинг динамики сформированности ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в процессе учебно-воспитательной работы.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическое обоснование понятий «ценность»
и «ценностное отношение» в контексте поликультурной среды и определить его сущность.

2. Определить педагогические подходы на основе этнокультурного потенциала формирования ценностного отношения младших школьников
к этническим традициям в поликультурной среде.

3. Выявить критерии и уровни сформированности ценностных отношений к этническим традициям учащихся в условиях поликультурной среды.

4. Разработать программу «Мы – дети земли Олонхо», способствующую успешному формированию ценностного отношения младших школьников
к этническим традициям в условиях поликультурной среды.

5. Экспериментально проверить эффективность программы формирования ценностного отношения к этническим традициям
в поликультурной среде.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические идеи и современные теории социокультурных реалий в условиях всеобщей глобализации и трансформации традиционных основ национальной культуры: философские идеи ценностного осмысления окружающего мира, устойчивого развития общества (Н.А.Бердяев, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, Н.О.Лосский, В.Н.Сагатовский идр.); психолого-педагогические идеи субъект-субъектных отношений (И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Мудрик, В.Н.Мясищев и др.); осознанной деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Сагатовский); саморазвития личности и личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Л.Н.Куликова, О.В.Правдина, И.С.Якиманская); проблема поликультурного образования (А.Ю.Белогуров, Е.В.Бондаревская, О.В.Гукаленко, М.Н.Кузьмин В.В.Макаев и др.); этнопедагогическая теория (Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев, У.А.Винокурова, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Е.П.Жирков, Н.Д.Неустроев, Т.Н.Петрова, И.С.Портнягин, М.Д.Гермогенова, М.И.Баишева, А.Д.Семенова и др.).

Использовался комплекс взаимодополняемых методов исследования:

- теоретический: анализ литературы по изучаемой проблеме исследования;

- диагностический: тестирование, анкетирование, опрос учителей, родителей и учащихся начальных классов;

- экспериментальный: констатирующий, формирующий, контрольный;

- праксиметрический: анализ продуктов деятельности; методы статистической обработки данных и графического изображения результатов.

Базой исследования являлись муниципальные общеобразовательные учреждения Республики Саха (Якутия): СОШ № 14 им. М.П.Бубякиной г.Якутска, лингвокультурологическая школа «Айыы-Кыьата» г.Якутска, Мугудайская СОШ Чурапчинского улуса, Саккырырская СОШ Эвено-Бытантайского улуса. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе начальных классов.

Организация и этапы исследования.

I этап (2005-2006 гг.) ориентировочно-поисковый: определение теоретических и методологических оснований исследования; изучение состояния проблемы в литературе и практике общеобразовательной школы для выяснения уровня ее разработанности.

II этап (2006-2007 гг.) опытно-экспериментальный: осуществление формирующего эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов. В экспериментальной работе апробирована авторская программа «Мы – дети земли Олонхо», специально разработанная в контексте данного исследования.

III этап (2007–2008 г.г.) завершающий: обобщение результатов педагогического эксперимента, анализ эмпирических данных и полученных результатов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- раскрыта сущность ценностного отношения к этническим традициям как наиболее отвечающая логике изменяющихся условий поликультурной среды;

- определены критерии и уровни сформированности ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды, включающие в себя: идентификационный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный, действенно-практический;

- разработана авторская программа формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и диагностического компонентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности, структуры и функций содержания учебного материала о ценностном отношении к этническим традициям в поликультурной среде; в определении критериев и уровней сформированности ценностных отношений; в разработке программы формирования ценностного отношения к этническим традициям
в поликультурной среде.

Практическая значимость исследования. Предлагаемые
в исследовании педагогические подходы, формы и методы, а также этапы формирования ценностного отношения к этническим традициям
в поликультурной среде показали свою эффективность в реальном образовательном процессе общеобразовательной школы; разработана программа «Мы – дети земли Олонхо». Результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами начальных классов в учебно-воспитательном процессе, а также при разработке содержания занятий по педагогике для студентов педвузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется наличием методологического обоснования проблемы исследования; целесообразностью выбранных методов исследования и их соответствием поставленной цели и задачам; подтверждаются результатами работы, полученными при проведении педагогического эксперимента.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования излагались на аспирантских чтениях Якутского государственного университета (Якутск, 2007г.); на конференции научной молодежи, посвященной 50-летию Сибирского Отделения Российской Академии Наук «Эрэл - 2007» (Якутск, 2007г.); на международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в современном образовании» (Новосибирск, 2008г.). Ход исследования и его результаты обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начального обучения и кафедры возрастной
и педагогической психологии педагогического института Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностное отношение младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды повышается при реализации
в педагогическом процессе авторской программы «Мы – дети земли Олонхо».

2. Формирование ценностного отношения младших школьников
к этническим традициям в поликультурной среде осуществляется при соблюдении педагогических условий:

- взаимосвязь интернационального и национального начал в понятии «традиция» и «поликультурная среда»;

- сочетание национальных (язык, история, искусство, фольклор, традиции народной педагогики) и общечеловеческих ценностей в содержании урочной
и внеклассной работы по авторской программе «Мы – дети земли Олонхо»;

- интеграция содержания гуманитарных учебных дисциплин с ведущими этнокультурными традициями, идеями толерантности и веротерпимости.

3. Сформированность ценностного отношения младших школьников
к этническим традициям в условиях поликультурной среды определяется такими критериями, как идентификационный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный, действенно-практический.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблемы, цель, объект и предмет, гипотеза и задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены этапы и методы исследования, определена экспериментальная база, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические аспекты формирования ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы рассмотрены теоретические подходы
к определению понятия «ценность», «ценностное отношение»; раскрывается сущность поликультурной среды; анализируется этнокультурный потенциал развития ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды.

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций
и теорий ценности. Существует классическое разделение всех имеющихся точек зрения по типу теорий ценности или аксиологических школ: натуралистический психологизм (Дж.Дьюи, К.И.Льюис, А.Мейнонг, Р.Б.Перри), аксиологический трансцендентализм (Баденская школа неокантианства), культурно-исторический релятивизм (Дильтей).

В понятие «ценность» изначально, даже этимологически, заложен положительный смысл: ценность есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему стремимся и что хотим осуществить. Ценность выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интересы (О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, В.П.Тугаринов). Ценность характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Поэтому «ценность не что иное, как выбираемый смысл» (Ж.П.Сартр). Ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом, включая, как говорил П.А.Флоренский, в это единство человечности весь мир. В совместной жизни людей ценности коллективизируются. Это движение носит неравномерный характер: появляются новые ценности, не оцененные ранее, углубляется их осознание (И.И.Кравченко).

Согласно психологическому анализу А.Лэнгле, категория «ценности» рассматривается как отношение человека к собственному бытию, лежащее
в основе любого переживания ценностей. «Восприятие ценности» мы понимаем как «переживание ценности», «чувствование ценности» или как «прикосновение к ценности». Это понимание удерживает понятие ценности
в той непосредственно ощутимой близости к собственному бытию, благодаря которой способны глубоко внутренне затрагивать человека.

Психологическую сущность ценности наиболее точно определил Г.Олпорт: «Ценность – это некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность». Д.А.Леонтьев ценность рассматривает как конкретные, значимые для данного субъекта или удовлетворяющие его потребности предметы, его окружающие, либо ценность есть особая абстрактная сущность.

В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности
в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей. Однако в трудах известных педагогов ценности, ценностные ориентации и идеи трактуются по-разному. В качестве высших ценностей выдвигаются разные категории: у Я.А.Коменского – это любовь к Богу, 10 заповедей Христа, внутренний нравственный закон, благополучие человечества; у А.Дистервега
– категории «приличное и принятое»; у В.А.Сухомлинского – патриотизм, любовь к родителям, к матери, к «самому святому и прекрасному в жизни человека»; у А.С.Макаренко – «умение видеть прелесть сегодняшнего
и завтрашнего дня и жить этой прелестью»; у К.Д.Ушинского – Родина, родной язык; у Б.С.Гершунского и Р.Шейермана – свобода в нравственном выборе
и генерирующая ценностная сила частной собственности: красота, справедливость, любовь и др.

Трактовка ценностного отношения как основы развития отношений личности младшего школьника позволяет рассматривать его в теснейшей связи с культурой как «специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» (Х.Г.Гадамер). В этой связи актуально утверждение, что через ценностное отношение возможна реализация важных социокультурных функций: способ вхождения человека в мир культуры; развитие национальных традиций и трансляции, культурно оформленных образцов человеческой деятельности и культурных ценностей.

В исследовании традиционной национальной культуры и системы воспитания младших школьников большое значение имеет богатое духовное наследие педагогов: В.Ф.Афанасьева, М.И.Баишевой, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, А.А.Григорьевой, М.Д.Гермогеновой, Д.А.Данилова, А.Г.Корниловой, Н.А.Корякиной, Н.Д.Неустроева, Т.Н.Петровой, И.С.Портнягина, А.Д.Семеновой и др.

Традиции способствуют осознанию собственной индивидуальности, выбору позиции, пониманию себя как носителя культуры предков. А «если подойти глубже к детской душе, углубиться, насколько это доступно для нас,
в метафизику детства, тогда становится ясным, что моральное здоровье детской души является, быть может, самым важным, самым глубоким фактором
ее духовного развития» (Н.И.Непомнящая). Дети быстро находят общий язык, для них не существует границы различий. Но для того, чтобы обеспечить восхождение подрастающего человека к общечеловеческим ценностям культуры, ценностное отношение должно быть культуросообразным.

Однако в свете культуросообразности образования вхождение индивида
в культуру своего народа начинается практически с момента рождения (А.С.Баронин, М.С.Каган, В.А.Караковский и др.), и поэтому важно определить новообразования и доминанты при переходе от одного возраста к другому, позволяющие выстроить систему педагогического сопровождения этого процесса. Данные исследований В.В.Давыдова, Н.М.Трофимовой, Д.Б.Эльконина и др. свидетельствуют о том, что субъектообразующая линия развития младшего школьника, его смысловая ориентировка в собственных действиях и ряд других особенностей дают возможность рассматривать этот возраст как достаточно важный в воспитании разнообразных форм сознания.

В данном случае младший школьный возраст является тем периодом формирования ценностного отношения у подрастающего человека, в ходе которого он выступает как субъект деятельности и как субъект отношения
к окружающим близким к нему социальным объектам.

Ценностные отношения в педагогическом процессе образуют четырехуровневую систему (В.А.Ядов): на первом уровне дети младшего школьного возраста воспринимают семейно-бытовые традиции как элементарные установки отношения к этническим ценностям, осознание в этом плане переходит на втором уровне; второй уровень включает три основных компонента: когнитивный (рассудочный), эмоциональный (оценочный)
и поведенческий; третий уровень представлен ценностными отношениями
к этническим традициям как ценности культуры; четвертый уровень характеризуется направленностью интересов личности младшего школьника, которая вместе с ценностными ориентациями регулирует ее поведение
в поликультурной среде.

В зарубежной литературе термин «поликультурный» означает наличие
в обществе разнообразных культур, связанных с исторически сложившимися формами общности людей. К пониманию общего происхождения добавляется понятие общей культуры, включающей такие отличительные характеристики, как язык, религия, образ жизни. Ценности в отношении поликультурных сообществ проявляются в сочетании с этнической идентичностью
и терпимостью к другим национальностям, развитии глобального взгляда
на человечество как жителей одной планеты.

На сегодняшний день существует несколько теоретико-методических направлений, рассматривающих проблему поликультурного образования:

- альтернатива интернационального воспитания, означающая «интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим» (А.Н.Джуринский);

- «формирование культуры межнационального общения, воспитание толерантности, изучение этнопедагогичекого аспекта в поликультурном воспитании» (Г.Д.Дмитриев);

- «подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, формирование представлений о многообразии культур
и воспитание этнотолерантности» (Г.В.Палаткина);

- «формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире согласии с людьми разных национальностей» (В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова).

Установлено, что поликультурная образовательная среда основана
на единстве обучения и воспитания, развитии личной инициативы, различных форм самоактуализации и личной ответственности; направлена на решение задач, в которых поликультурная среда может реализовываться в том случае, если ребенок как бы «охвачен», «окружен» со всех сторон культурными
и общечеловеческими ценностями в режиме практико-ориентированного диалога культур; в основе личностно-ориентированного образования лежит ценностное отношение к ребенку, к детству как к уникальному периоду его жизни; его основными гуманистическими ценностями являются: культура как среда, растящая и питающая личность, творчество как способ развития человека в культуре; формирование нравственных идеалов и патриотизма; сущность и цели поликультурного образования правомерно учитывают проблемы образования общепланетарного значения, выдвигающие идею мира
и взаимопонимания.

Проблема этнокультурных особенностей формирования ценностного отношения приобретает особую актуальность в условиях поликультурной среды, где социум диктует насущную потребность в утверждении культурного плюрализма средствами поликультурного образования. В данном случае особую значимость приобретает внутренняя позиция младшего школьника.
В связи с этим необходимым становится поиск путей воспитания ценностного отношения младших школьников к традициям и использование в этих целях этнокультурного потенциала.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что необходима теоретическая и организационная разработка вопросов, относящихся
к формированию ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды, в частности, в Республике Саха (Якутия), являющейся полиэтнической республикой. Такой подход на практике позволит:

- более эффективно претворять в жизнь идеи гуманизма в межличностных отношениях младших школьников;

- предвидеть последствия определенных процессов в условиях поликультурной среды, их позитивные или негативные стороны, влияющие
на характер взаимоотношений младших школьников;

- находить на основе совместных усилий эффективные педагогические пути сотрудничества, дружбы, взаимопонимания, ценностного отношения
к культурным ценностям всех народов, населяющих Республику Саха (Якутия).

Таким образом, формирование ценностного отношения к традициям
в условиях поликультурной среды – это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение, умение адекватно реагировать на проявления другой культуры и, вместе с тем, развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир, толерантное отношение принятия друг друга, мира, дружбы.

Во второй главе «Педагогическое обеспечение формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям
в условиях поликультурной среды»
представлена характеристика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности формирования ценностного отношения к этническим традициям, обосновываются их результаты и выводы по педагогическому обеспечению данной проблемы у учащихся начальных классов.

На констатирующем этапе эксперимента выявили отношение учителей и родителей к проблеме исследования; диагностировали исходный уровень сформированности ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде.

Всего в эксперименте участвовали 490 учащихся начальных классов общеобразовательных школ, 124 учителя, 125 семей.

Результаты интервьюирования, беседы, анкетирование учителей начальных классов показывают, что они осознают важность проблемы формирования ценностного отношения к этническим традициям в условиях поликультурной среды. Считают, что начальная школа находится в кризисной ситуации, и поликультурное образование и процесс обучения требуют нового подхода.

У подавляющего большинства родителей (74%) наблюдается ярко выраженное положительное отношение к этническим традициям. Они считают, что этнические традиции формируют качественные отношения к своей культуре, учат уважительному отношению к традициям, признают индивидуальность детей иной национальности, одобряют интересы, поддерживают дружеские отношения. У 26% родителей отмечается отрицательное отношение к этническим традициям, проявляющееся в мнении
о том, что этнические традиции – это остаток и пережиток старой жизни.

По результатам беседы и анкетирования младших школьников
на констатирующем этапе выявлены среднестатистические показатели исходного уровня формирования ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде (таблица 1).

Таблица 1

Среднестатистические показатели ценностного отношения

младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды на констатирующем этапе исследования (в %)

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная

37%

44%

19%

Контрольная

36%

45%

19%

Таким образом, исследование уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды на констатирующем этапе продемонстрировало «нецелостность», противоречивость представлений младших школьников
о поликультурных и общечеловеческих ценностях. Причиной такой «нецелостности» процесса воспитания и образования младшего школьника,
на наш взгляд, является недостаточно эффективная направленность учебного процесса, не учитывающая индивидуальные особенности, различия в сфере интеллектуального, физического, психического, социального, духовно-нравственного развития младших школьников.

По результатам эксперимента определены следующие критерии ценностного отношения младших школьников: идентификационный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный, действенно-практический, которые были основаны на ценностных ориентациях диспозиционной системы В.А.Ядова на разных уровнях (высокий, средний, низкий).

Вышеизложенное натолкнуло на поиск тех путей, которые ведут
к обновлению начального образования, в частности, в формировании ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды. Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать экспериментальную программу и апробировать ее на формирующем этапе эксперимента.

На основе наблюдения и анализа работы школ с разной поликультурной средой сделано предположение о том, что оптимальность решения проблемы исследования будет обеспечиваться при включении нашей авторской экспериментальной программы «Мы – дети земли Олонхо», состоящей
из четырех разделов:

- «Родина» предполагает воспитание основ патриотизма, гражданской позиции, толерантность в поведении и общении;

- «Семья» как «основа всего родительского дома» восстанавливает связь времен, преемственность поколений, не допускает забвения семейных традиций и обычаев;

- «Язык» рассматривает, что родной язык у каждого народа только один – материнский, и мера овладения родным языком предопределена природой;

- «Культура» развивает уважительное отношение к культурным ценностям народов, отличающихся друг от друга самобытностью, уникальностью (программа представлена в приложении 6).

После апробации нашей программы опытно-экспериментальное исследование позволило определить педагогические условия повышения эффективности процесса формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде:

- взаимосвязь интернационального и национального начал в понятии «традиция» и «поликультурная среда»;

- развитие народного воспитания и этнопедагогика в поликультурном образовании; предмет, задачи, средства, факторы развития народного воспитания, проблема соотношения поликультурного воспитания
и этнопедагогики; этнопедагогический диалог;

- сочетание национальных (язык, история, искусство, фольклор, традиции народной педагогики) и общечеловеческих ценностей в реализации авторской программы «Мы – дети земли Олонхо»;

- интеграция содержания гуманитарных учебных дисциплин с ведущими этнокультурными традициями, идеями толерантности, веротерпимости (рисунок 1).

Рисунок 1

Интеграция основных компонентов процесса формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды

Для определения эффективности условий и опытно-экспериментальной работы был проведен диагностический срез по методике О.А.Ореховой «Домики», модифицированной нами, согласно цели и задачам педагогического эксперимента. Методика «Домики» как психологический тест определяет личностные отношения, социальные эмоции и ценностные ориентации младшего школьника через цвет. При проведении диагностики использован принцип осознанного отношения к этнокультурным традициям. Поэтому взяли из программы основные категории ценностей такие, как «Моя Родина», «Моя семья», «Мой город, мое село» и т.д.

Исходя из анализа цветовых выборов видно, что у детей, прошедших полный курс программы «Мы – дети земли Олонхо» (экспериментальная группа), широта интересов зависит не только от учебы, но и от внешних поликультурных факторов, этнической среды, традиции своего народа.

После проведения данной методики мы получили результаты средних показателей исследования (таблица 2). В таблицу вносились баллы после проведения шкалирования на ответных листах. Таблица составлена с подсчетом средних показателей в группе по предпочтению каждой ценности
(приложение 8).

Таблица 2

Динамика результатов средних показателей исследования

Ценности

Средние показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1

«Моя Родина»

6,35

8,01

2

«Мой город, мое село»

5,35

6,85

3

«Моя семья»

5,08

7,15

4

«Ысыах»

4,85

5,15

5

«Олонхо»

5,15

5,90

6

«Народные песни и танцы»

3,71

4,45

7

«Национальный костюм»

3,62

4,78

8

«Народное ремесло»

3,65

4,98

9

«Национальные игры»

4,48

5,75

10

Личностные ценности

16,6

22,5

Для обобщения диагностического исследования по школам нами построена диаграмма.

Диаграмма 1. Показатели сформированности ценностного отношения
к этническим традициям по школам

Как показывает диаграмма, увеличился процент сформированности ценностного отношения к этническим традициям у лингвокультурологической школы «Айыы Кыьата» г. Якутска (45,98% - ЭГ, 39,20% - КГ), Саккырырской СОШ (42,80% - ЭГ, 35,45% - КГ), СОШ № 14 г. Якутска (39,87% - ЭГ, 29,52% - КГ), Мугудайской СОШ (37,56% - ЭГ, 25,22% - КГ).

Анализ показателей критериев по уровням также свидетельствуют
о положительной динамике данного процесса в экспериментальной группе.

Характер идентификационного критерия у детей экспериментальной группы претерпел значительные изменения. Увеличился процент детей (48,5%) с осознанием своей этнической принадлежности, желающих определить свое предназначение в условиях поликультурной среды, а в контрольной группе показатели не изменились – 18,2% (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Показатели уровня сформированности идентификационного критерия в экспериментальной группе

С целью выявления когнитивного критерия у младших школьников создавали проблемные ситуации, основанные на этнических традициях, народных сказках, решение которых развивает самостоятельность, коммуникативно-познавательные навыки. Работа заключалась в детальном анализе содержания сказок, вычленении нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. В экспериментальной группе уровень сформированности когнитивного критерия повысился на 44%, когда
в контрольной группе высокий уровень показали лишь 25% детей
(диаграмма 3).

Диаграмма 3. Показатели уровня сформированности когнитивного критерия в экспериментальной группе

Регулярное вовлечение учащихся в индивидуальную и коллективную деятельность способствовало развитию личностных ценностей в процессе перехода от ситуативно-эмоциональной оценки к оценочному суждению,
а затем к ценностным отношениям. Наблюдается развитие осознанного отношения к межэтническому и межкультурному взаимодействию, приобретение и применение коммуникативных умений в режиме «диалога культур». Как видно, в экспериментальной группе уровень сформированности рефлексивно-деятельностного критерия также имеет тенденцию к росту – на 47%, в контрольной группе показатели остались почти неизменными – 31% детей (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Показатели уровня сформированности рефлексивно-деятельностного критерия в экспериментальной группе

Наблюдение за учащимся в различных видах коллективной деятельности обнаружило разницу в поведении учащихся. Деятельностный характер ценностного отношения реализуется в активности младшего школьника,
в умении проявить уважение и терпимость к другим людям, анализировать их отношения. Кроме того, в результате совместно распределенной деятельности происходило развитие классного коллектива. Как показывает диаграмма,
в экспериментальных группах повысились показатели высокого (49,5%)
и среднего (36,84%) уровней, оценка низкого уровня всего лишь 3,5%
(диаграмма 5).

Диаграмма 5. Показатели уровня сформированности действенно-практического критерия в экспериментальной группе

В экспериментальной группе выявлена тенденция к росту показателей
на всех этапах работы, но очевидна максимальная успешность таких условий, как «выход» воспитательного процесса за пределы школы, социально значимая деятельность младших школьников.

Опираясь на критерии и уровни сформированности ценностных отношений младших школьников, выявили динамику результатов
на контрольном этапе исследования (таблица 3). Обработка результатов показывает, что в  начале эксперимента у детей экспериментальной
и контрольной групп был выражен низкий уровень ценностного отношения
к этническим традициям, а  по  итогам формирующего эксперимента прослеживается тенденция к  росту количества детей с высоким уровнем развития ценностного отношения к этническим традициям в условиях поликультурной среды.

Таблица 3

Среднестатистические показатели ценностного отношения

младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды на контрольном этапе исследования (в %)

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная

20%

53%

27%

Контрольная

34%

47%

19%

Педагогический поиск велся на основе стержневой идеи и  намеченного общего контура в процессе апробирования нашей программы, основанной
на поликультурном образовании, изучении этнических традиций разных этнокультур. Учет и опора на индивидуальные и   возрастные особенности детей младшего школьного возраста способствовали становлению своеобразной культурной, гуманной, творческой личности.

В заключении диссертации изложены результаты проведенного исследования, подтвердившие правомерность выдвинутых целей, гипотезы
и задач.

Решение первой и второй исследовательских задач позволило сделать следующие выводы:

- «ценность» относится к собственному бытию человека, затрагивает внутренний мир, переживания, чувства. Ценностные отношения к таким этническим традициям, как часть общечеловеческой ценности принимаются
и осмысливаются всеми людьми в тесной связи с другими ценностями, установками личности, пронизывая все виды отношений, обогащая их
и придавая деятельности людей гуманистический смысл;

- концептуальные идеи формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям определились на основе теоретического анализа и возможности комплексного нравственно-гуманистического подхода при сопоставлении с этническими ценностями в поликультурной среде, а также психолого-педагогического обоснования данного процесса.

В результате решения третьей задачи определены критерии (идентификационный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный, действенно-практический) и уровни сформированности ценностных отношений
к этническим традициям в условиях поликультурной среды. Выделенные критерии и уровни позволили проследить позитивную динамику формирования ценностного отношения к этническим традициям.

Четвертая и пятая задачи позволили апробировать авторскую образовательную программу «Мы – дети земли Олонхо». Разработанные педагогические условия способствовали достижению положительных результатов исследования. Итоги опытно-экспериментальной работы показали значительное повышение ценностного отношения к этническим традициям, выявили достаточную эффективность и актуальность проведения уроков
по авторской программе.

Анализ полученных результатов диссертационного исследования позволяет говорить о достижении нами поставленной цели – теоретически обоснованы понятия «ценность» и «ценностное отношение»
и экспериментально проверена эффективность программы формирования ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде.

Проведенное исследование не решает всех проблем, связанных
с формированием ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде, так как ценностное отношение
к этническим традициям постоянно модифицируется вместе с изменениями социально-политических и экономических преобразований в обществе. В связи с этим в дальнейшем требуется исследование динамики и особенностей развития ценностного отношения к этническим традициям разных возрастных групп. В этом направлении перспективным представляется проведение сравнительного анализа формирования ценностного отношения к этническим традициям разных национальностей, проживающих в одном геоисторическом пространстве.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

  1. Кожурова, А.А. Особенности ценностных отношений как основа формирования личности / А.А. Кожурова // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 6. – С.143-146.

  2. Кожурова, А.А. Интеграция уровней формирования ценностного отношения у младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде / А.А. Кожурова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – 2007. – № 18 (44). – С. 363-367.

  3. Кожурова, А.А. Формирование ценностного отношения у младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде / А.А. Кожурова // Общедидактические и лингвометодические проблемы в образовательных учреждениях Якутии / Материалы науч.-практ. конф., 8 апреля 2006г. – Якутск, 2006. – С. 42-44.

  4. Кожурова, А.А. Уровни формирования ценностного отношения
    у младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде / А.А.Кожурова // Развитие системы Российского образования в свете реализации ПНПО: Проблемы и решения / Материалы республиканской науч.-практ. конф., 3-4 октября 2007г. – Якутск, 2007. – С. 157-159.

  5. Кожурова, А.А. Уровни сформированности ценностного отношения у младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде / А.А.Кожурова // Педагогический профессионализм в современном образовании / Материалы IV международной науч.-практ. конф., 20-23 февраля 2008г. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. – С. 545-553.

  6. Кожурова, А.А. Формирование ценностного отношения
    к этническим традициям в условиях поликультурной среды / А.А. Кожурова, М.Д. Гермогенова // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития / Материалы III международной науч.-практ. конф., 11-12 апреля 2008 г. – СПб., 2008. – Ч.1. – С. 197-199.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур

    Автореферат
    Защита состоится 27 июня 2009 г. в 12. 00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 Астраханского государственного университета по адресу: 414056, г.
  2. Публикации 2008 года Монографии

    Урок
    Алексеева И.С., Панина С.В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008.
  3. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  4. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Пояснительная записка
    4.4 Информационно-коммуникационные технологии – инстру-ментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся … 93
  5. Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке

    Автореферат
    Д 212.022.08 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 67 , г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, Бурятский государственный университет.

Другие похожие документы..