Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Мы живем в больном обществе, где царят неограниченная вседозволенность и удручающее дилетантство в сочетании с необузданным высокомерием, когда повсе...полностью>>
'Документ'
«Мы иногда с ним шутили: вздумала же судьба, чтобы тому из нас, кто с чисто славянской фамилией, — быть лютеранским богословом, а кто с чисто немецко...полностью>>
'Реферат'
Страшной страницей вошла в историю нашей страны Великая Отечественная война. Сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько несостоявшихся счастий,...полностью>>
'Урок'
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов город Шебекино Белгородской обл...полностью>>

Дипломная работа (52)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный университет

Институт педагогики и образования

Факультет педагогике

Кафедра педагогики развития

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ КАК ФАКТОР СПЕЦИФИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 6 ЛЕТ

Дипломная работа

Студентки заочного отделения

Митюхиной Натальи Александровны

Специальность «Логопедия»

Научный руководитель

Губарева Ольга Анатольевна

Ст. Преподаватель

Владивосток

2009

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией

6

    1. Этиология, симптоматика при дислалии

6

    1. Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников

25

Выводы по 1 главе

35

Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников

40

2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников

40

2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников

49

Выводы по 2 главе

60

Заключение

62

Список литературы убрала слово использованной, сделайте это и по тексту.

65

Приложения

69

На всякий случай еще раз сверьте совпадение страниц в оглавлении и тексте.

У приложений стр. не ставятся.

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Как показали исследования Выготского Л. С. , Лурия А. Р., возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать.

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних этапах.

У детей с нарушением звукопроизношения исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность активного словаря, что обусловлено боязнью ребенка употребить слово, в котором для него есть трудных звук.

Проблемой нашего исследования является специфика логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношений, то, что логопед при коррекции звукопроизношения с дислалией не всегда учитывает механизм данного нарушения, а строит работу с детьми по одной схеме, что не позволяет устранить дефект в минимальные сроки. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Тема: Различные формы дислалии как фактор специфики логопедической работы с дошкольниками 6 лет.

Объект исследования: процесс логопедической работы по коррекции дислалии у детей дошкольного возраста.

Предмет – алгоритм действий логопеда по коррекции дислалии разных форм у дошкольников.

Цель исследования – изучить теоретический аспект проблемы коррекции дислалии у дошкольников, разработать методы коррекционно-логопедической работы, предложить алгоритм действий логопеда в зависимости от формы дислалии.

Задачи: для достижения цели дипломного исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить схему дислалии,

  2. Рассмотреть особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников при дислалии и пути их преодоления,

  3. Выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у дошкольников с дислалией в зависимости от формы.

  4. Разработать рекомендации по действиям логопеда при работе с дошкольниками с дислалией разных форм.

Гипотеза исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с различными формами дислалии будет более эффективной, если логопед в своей работе:

- ориентируется на механизм нарушения (форма дислалии),

- если алгоритм действия логопеда будет различен в зависимости от формы дислалии.

Новизна исследования: алгоритм действий логопеда в работе с детьми, страдающими различными формами дислалии.

Теоретическая и практическая значимость: предлагаемый алгоритм действий логопеда может быть использован при работе с дошкольниками для оптимизации сроков коррекционной работы.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение,

- эмпирические: наблюдение, тестирование, беседа, опытно-экспериментальная работа.

База исследования:

Данная работа была проведена на базе детского сада N21 «Сказка» МДОУ, п.Пограничный.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией

1.1Этиология, симптоматика при дислалии

В акте речи сначала у говорящего человека возникает мысль, являющаяся замыслом высказывания. Затем - говорящий, пользуясь своим языковым механизмом, создает в соответствии с умением, программой в языковом механизме – соответствующее высказывание. Оно в свою очередь воспринимается слушающим и опознается в соответствии с умением опознавать эталоны высказываний, заложенные в своем языковом механизме. Это опознание возбуждает у слушающего свою мысль, которая может быть и не имеющим отношения к делу домыслом. Эти мысли, возникающие у говорящего и слушающего в связи с речевым произведением, и являются смыслом этого речевого произведения[2,76].

В потоке речи сообщения делятся на слова и далее – на звуки речи. Термином «звук речи» мы будем называть именно мельчайшие, выделяемые анализом отрезки звучания, наблюдаемые в речи. Как мы только, что выяснили, звуки речи человеком различаются в зависимости от того, к какому звукотипу относится конкретный звук. Так что звукотипы – это множества реальных звуков речи, области в пространстве звучаний, границы которых задаются определенными физическими параметрами. Если звуки речи различаются по принадлежности к звукотипам, значит в слуховой системе человека должны храниться некие образы звуков, эталоны звукотипов, сравнение с которыми позволяет языковому механизму относить каждый звук речи к определенному звукотипу. Кроме того, в языковом механизме должно содержаться умение производить звуки, относящиеся к определенным звукотипам[9,16]. Эти умения представляют собой программы управления речевыми органами, которые обеспечивают произнесение того или иного звука[11,54].

Таким образом, слова различаются собственно не звуками, а звукотипами, навыками их произнесения и восприятия (узнавания в речи). Изучение этих словоразличительных звуковых единиц составляет содержание специальной языковедческой дисциплины – фонологии, которую можно рассматривать как раздел фонетики. Единицы звука, выделяемые фонологией, называются фонемами. Этот термин покрывает как понятие звукотипа (множество звуков речи), так и понятия об эталонах восприятия звукотипов при слушании и о программах реализации звукотипов при говорении. Эти последние, психические, сущности представляют звукотипы в собственно психическом языковом механизме. Их то и можно называть собственно фонемами, отличая эти термином от физических (акустических) сущностей – звуков и их множеств – звукотипов. При этом эталоны звучания, используемые при восприятии звукотипов, можно назвать фонемами речевосприятия, а программы произнесения звукотипов – фонемами речеобразования.

Роль подготовительного периода в развитии речи детей огромна. Первый год жизни ребенка — подготовительный этап развития речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смыслового значения слов. Если к концу первого года ребенок овладеет этими умениями, то на втором его речь будет развиваться успешно. Кроме того, в данный период необходимо формировать зрительное и слуховое восприятия.

Голосовые реакции, имеющие значение подготовительных этапов речи, возникают у детей в первые месяцы жизни под влиянием эмоционального общения со взрослым[11,45].

В голосовых проявлениях ребенка можно наблюдать последовательно возникающие этапы: короткие звуки — гукание — в 1,5—4 мес, певучие звуки — гуление — 4—6 мес, повторные слоги — лепет — второе полугодие первого года жизни, первые слова—10—12 мес. На каждом этапе формируются важные механизмы речеобразования. Гуление, например (протяжное, нараспев произнесение гласных), более всего развивает речевое дыхание.

В этот же период в благоприятной акустической обстановке малыш начинает прислушиваться к звукам собственного голоса, у него возникает связь между слуховым и речедвигательным анализаторами. Без этой связи невозможно в конце первого полугодия возникновение лепета, то есть повторного произношения слогов. На этапе лепета ребенок овладевает артикулированием многих звуков речи, в первую очередь губных (б, м, п). Лепет возникает благодаря тому, что ребенок научился прислушиваться к звукам своего голоса. Осуществляется лепет под контролем слуха. Малыш слышит произносимый им слог и многократно повторяет его. Если по каким-либо причинам у ребенка произошла задержка в развитии голосовых реакций, нужно постараться помочь ему овладеть необходимым этапом речи. Например, если в 5 мес. У малыша не наблюдаются певучие звуки гуления, взрослый в играх, занятиях при эмоциональном общении с ребенком употребляет напевные звуки[12,78].

Если же у семимесячного малыша отсутствует лепет, взрослый должен употреблять слоги и вызывать у ребенка желание отвечать тем же. Воспитателю надо иметь в виду, что заучивание какого-либо одного слога или слова нецелесообразно. Чем богаче у малыша слуховые впечатления, тем легче ему выделить доступный для его еще неразвитой артикуляции звук, поэтому в процессе общения с ребенком следует произносить разнообразные слоги.

Во втором полугодии первого года жизни возникает подражание звукам, а затем появляются и первые осмысленные слова. Подражание звукам чаще всего можно наблюдать в последней четверти года, но умения, его подготавливающие и лежащие в его основе, формируются раньше. Это — желание и умение прислушиваться к тому, что говорит взрослый; глядя на него, шевелить губами, языком, произносить знакомый звук. Подражание развивает подвижность губ, языка (без чего ребенок не научится правильно произносить звуки), а главное, создает установку отвечать «речью» на слова взрослого.

В 9—10 мес. Дети относительно легко воспроизводят звуки, которые слышат в окружающей среде: речь взрослого, детей, а также звуки, издаваемые животными, и прочее. Однако подражание — процесс сложный. Одни дети хорошо лепечут, но воспроизводить звуки за взрослыми не умеют. У других часто наблюдается отсроченное подражание (воспитатель просит ребенка произнести слово «ляля», тот молчит, а на следующее за этим предложение сказать «ав-ав» говорит «ляля»)[23,89].

Однако при проведении систематических игр-занятий у детей удается сформировать сложную способность подражать звукам речи. В этот же период на основе усвоенных звуков и понимания речи окружающих у ребенка возникают первые осмысленные слова. К году в активном словаре детей уже можно насчитать 8—12 простых слов, включая облегченные звукоподражательные: мама, папа, баба, дядя, «ав-ав» (собака), «тик-тик» (часы), «бах» (упала) и пр. Следует отметить, что на данном этапе в целях поддержания речевой активности в общении с ребенком допускается употребление облегченных слов (обязательно в сочетании с полным).

Если же добиваться от малыша только правильного словесного обозначения объектов, предметов и пр., такое требование может затормозить развитие активной речи. Развитие речи и подражание звукам возможно при достаточно развитом слуховом восприятии. Существует взаимная обусловленность в развитии слухового и речедвигательного анализаторов: слуховое восприятие стимулирует деятельность артикулярного аппарата, а произношение звуков благоприятствует развитию речевого слуха, формирование которого невозможно без участия звуковоспроизводящего механизма[17,16].

Своевременное развитие слуха — важнейшая предпосылка развития речи. С первых месяцев жизни у детей необходимо развивать слуховое сосредоточение, чему способствует благоприятная акустическая среда: тихая обстановка, в которой ребенку легко услышать речь окружающих и звуки, произносимые им самим. Особое значение приобретает тишина в период перехода от этапа гуления к лепету, так как для возникновения повторных звуков нужен слуховой контроль. На фоне тишины следует осуществлять целенаправленное речевое общение взрослого с малышами. Громкие звуки обычно затормаживают голосовые реакции детей. Наблюдения показывают, что, если персонал группы (или взрослые, находящиеся в комнате, где бодрствует ребенок) громко и продолжительно между собой разговаривают, дети в это время молчат.

Развитию слухового восприятия помогает своевременно начатое музыкальное воспитание. В детском учреждении — воспитатель, в семье — мать ласково, негромко напевает малышу спокойную мелодию или исполняет ее на губной гармошке, на детской дудочке, мирлетоне (пластмассовая полая трубка, в которой на вырезанное небольшое отверстие наклеена папиросная бумага). Такой бесхитростный музыкальный инструмент легко приблизить к ребенку, лежащему в манеже или в кроватке, на необходимое расстояние. Местонахождение источников звуков следует менять, чтобы ребенок слышал музыку то на близком расстоянии, то на более отдаленном, то с одной стороны, то с другой[15,54].

Учить малыша различению звуков надо, меняя интонацию голоса, исполняя одну и ту же мелодию на разных по тембру музыкальных инструментах (металлофоне, губной гармошке, дудочке). Воспитатель должен учитывать, что яркость и разнообразие музыкальных впечатлений следует создавать не обилием мелодий, а различным тембровым звучанием музыки. Это повышает устойчивость слухового сосредоточения детей начиная с первых месяцев жизни.

Важная предпосылка развития речи — формирование у детей потребности в речевом общении со взрослым. Наблюдения показали, что уже с 4-го мес. Ребенок использует свое умение произносить звуки для привлечения внимания взрослого. Если взрослый часто эмоционально общается с малышом (ласково разговаривает, поглаживает, показывает игрушки), то достаточно одного его присутствия, чтобы ребенок начал произносить звуки. Если же в первые месяцы жизни ребенка такого обучения не происходит, позже малыш не замечает взрослого, не проявляет интерес к нему, даже если тот пытается поговорить с ним. При отсутствии положительного контакта между детьми и взрослыми, а также если ребенок не владеет умением выражать свои просьбы и желания доступными языковыми средствами, единственной формой обращения малыша ко взрослому может стать крик[34, 13].

Уже с первых месяцев жизни у детей наблюдается различная голосовая активность. Воспитатели и родители должны быть особенно внимательны к малышам, произносящим мало звуков. Однако неправильно думать, что дети, которые произносят много звуков, не нуждаются в помощи взрослых. Без нее ребенок может задержаться на одном этапе, стереотипно повторяя освоенное. Каждое обращение взрослого к ребенку должно быть целенаправленным: малышу нужно видеть лицо говорящего, его мимику, артикуляцию. В дневнике группы воспитателю следует, отмечать, какие звуки произносит каждый ребенок, какими пользуется всего охотнее.

Обучать детей подражанию нужно, прежде всего, на знакомых звуках. Подметить эти звуки легко, наблюдая за малышом в часы его активного бодрствования. В конце первого года у детей, как правило, появляется на день-другой «дежурный» звук, который они повторяют чаще других. Прислушиваясь к голосовым проявлениям малыша, взрослые включаются в перекличку, предлагая ребенку повторить звук, который только что был произнесен по инициативе малыша. Такую перекличку можно устраивать во время игры с ребенком, во время ухода за ним и вообще при каждом удобном случае, особенно в момент тишины в комнате. Достичь результатов нелегко, даже знакомые звуки ребенок воспроизводит за взрослым не сразу. Для этого нужно время и систематическое целенаправленное общение.

Для развития голосовых реакций детей на первом году жизни очень важны специально организованные игры-занятия. Наблюдения показали, что голосовая активность ребенка на занятиях в 3—7 раз превышает таковую в самостоятельной деятельности.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. Д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха[13,98].

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала, у детей отрабатывают правильное произношение гласных. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию[21,43].

Произношение согласных звуков отрабатывают в следующем порядке: м (мь), п (пь), б (бь); т (ть), д (дь), н (нь); к (кь), г (гь), х (хь); й; ф (фь), в (вь); с (сь), з (зь), ц. Подготовительные упражнения для уточнения и закрепления правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, ч, щ) проводятся в летнее время.Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами (имитация различных шумов, голосов животных). Педагог четко произносит звук или звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.

Воспроизводя разные звукосочетания, он учит детей быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое. Для этого используются специальные упражнения. Например, при закреплении звуков д (дь) малышам предлагают произносить то звукосочетание ду-ду, то динь-динь (губы то вытягиваются вперед в форме «трубочки», то растягиваются — «в улыбке»). Важным этапом в формировании правильного звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой. Так, при закреплении произношения звука п (пь) воспитатель просит Петрушку показать картинки с изображением предметов, в названии которых есть данный звук: «Петрушка, покажи, пожалуйста, пальто... Пирамидку»[35,42].

Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки-чистоговорки с определенными звуками {бы-бы-бы — идет дым из трубы; ве-ве-ве — сидит Вова на траве и др.). Отработка дикции осуществляется при заучивании и повторении потешек, стихотворений, в повседневном общении.

Воспитатель продолжает вести работу и по развитию у детей слухового внимания, восприятия, речевого слуха. Так, в процессе игр малышам предлагается определять на слух звучание разных детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек. Вне занятий организуются игры на определение детьми местонахождения звучащего предмета, на узнавание друг друга по голосу.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. Д.)[40,11].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа (65)

    Диплом
    кая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости объектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.
  2. Дипломная работа (1)

    Диплом
    1.9. Обязанности работодателей в рамках налогового законодательства по учету сумм начисленных (выплаченных) доходов, начисленных и удержанных сумм налога -39-
  3. Дипломная работа (40)

    Диплом
    Советскую культуру отличали волевой характер, командные интонации в лирике, навязчивая нравоучительность прозы, гигантомания в скульптуре, брутальность архитектуры, которые были адекватным воплощением духа времени и потребностей институтов
  4. Дипломная работа (44)

    Диплом
    Актуальность проблемы. Современная Россия стремительно осваивает политическое разнообразие идеологий и концепций, возникших в послеперестроечный период.
  5. Дипломная работа (47)

    Диплом
    1.9.Понять понимание, почувствовать чувство… Использование игр и упражнений для развития синестезии, творческого воображения, ассоциативности, эмпатии.
  6. Дипломная работа: выполнение и защита методические рекомендации

    Диплом
    Методические рекомендации составлены на основе учебно-методического пособия: Дипломная работа: выполнение и защита. Учебно-методическое пособие / Автор-сост.

Другие похожие документы..