Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных р...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная медицинская а...полностью>>
'Доклад'
В рамках Форума состоялась Конференция по безопасности объектов ТЭК, ставшая одним из самых значимых и масштабных мероприятий отрасли энергетики. На ...полностью>>
'Программа'
1.1 «Программа адаптации, план вхождения в должность» для новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех структурных ...полностью>>

Головной совет программы «общественное мнение» перестройка народного образования в зеркале общественного мнения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ГОЛОВНОЙ СОВЕТ ПРОГРАММЫ

«ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»

ПЕРЕСТРОЙКА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аналитическая записка по материалам

социологического исследования

(ноябрь 1989 г.)

Научный руководитель

программы "Общественное мнение"

кандидат экономических наук

А.А. Овсянников

Научный руководитель

исследования

кандидат исторических наук

А. А. Иудин

г. Москва, 1989-1990 гг.

Перестройка народного образования в зеркале общественного мнения. Аналитическая записка по материалам социологического исследования. Москва, ноябрь 1989 г.

Всесоюзное социологическое исследование "Перестройка в системе народного образования" было проведено в ноябре-декабре 1989 г. Разработка программы и инструментария исследования осуществлена сотрудниками социологической лаборатории Горьковского госуниверситета.

Выборка квотная, двухступенчатая. Было опрошено 442 преподавателя и 475 студентов вузов». 655 преподавателей и 467 студентов ссузов, 463 преподавателей школ и ПТУ и 467 учеников школ и ПТУ.

Опрос проводился в 33 городах страны. В исследовании приняли участие сотрудники Алтайского, Белорусского Воронежского, Горьковского, Саратовского, Дальневосточного, Московского, Уральского, Харьковского, Днепропетровского, Киевского, Ташкентского, Казахского, Кемеровского,] Куйбышевского, Пермского, Челябинского госуниверситетов; Киевского, Ленинградского, Одесского, Таллинского политехнических институтов; Архангельского медицинского института, Днепропетровского химико-технологического института, Московского авиационного института.

Математическая обработка информации осуществлена в вычислительном центре Горьковского госуниверситета.

Записку составили: Балабанов С.С. (Горьковский отдел Института социологии АН СССР, зав. отделом), Дремин Л.И. (Уфимский авиационный институт, каф. Научный коммунизм, доцент), Дорожкина 3.А. (Горьковский госуниверситет, социологическая лаборатория, социолог), Васильева И.В. (Горьковский госуниверситет, социологическая лаборатория,; ст. лаборант), Зайцева О.Н. (Горьковский госуниверситет, социологическая лаборатория, социолог), Иванов Л.И. (Горьковский госуниверситет социологическая лаборатория, ст. лаборант), Иудин А.А. (Горьковский госуниверситет, социологическая лаборатория, зав. лаб.), Касьянов Е.И. (Днепропетровский университет, лаборатория проблем высшей школы, зав. лаб.), Кизилов А.И. (Харьковский госуниверситет, лаборатория социологических исследований, научный сотрудник), Козлов Н.П. (Горьковский госуниверситет, социологическая лаборатория, социолог), Навроцкий А.И. (Харьковский госуниверситет, кафедра социологии, аспирант), Сысолятин Л.В. (Уральский госуниверситет, кафедра прикладной социологии,. мл. научный сотрудник), Стрелков Д.Г. (Горьковский госуниверситет, социологическая лаборатория,; социолог), Юдина Л.Р. (Горьковский госуниверситет, социологическая лаборатория, ст. лаборант).

В работе над запиской принимали участие сотрудники социологической лаборатории Горьковского госуниверситета: Ивашиненко Н.Н., Орлов С.В., Родионова Г.И., Ушакова Я.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ПЕРЕСТРОЙКА РАЗВИВАЕТСЯ:
НЕКОТОРЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 5

§ 1.1. Изменение мнений вузовской общественности о перестройке 5

§ 1.2. Перестройка в вузах, ссузах, школах и ПТУ: особенности развития 9

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ПЕРЕСТРОЙКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ 16

§ 2.1. Оценка хода перестройки и факторы готовности,
участия в ней учеников и учителей 16

§ 2.2. Проблема самоуправления в школе 24

ГЛАВА 3. РУКОВОДИТЕЛИ СИСТЕМЫ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ЕЕ ПЕРЕСТРОЙКЕ 31

ГЛАВА 4. ПЕРЕСТРОЙКА В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 38

§ 4.1. Преподаватели ссузов о перестройке 38

§ 4.2. Студенты ссузов: их место в перестроечных преобразованиях 41

§ 4.3. Преподаватели и студенты ссузов: проблема взаимоотношений 45

ГЛАВА 5. ПЕРЕСТРОЙКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ:
ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗМА 47

§ 5.1. Специфика мнений преподавателей о перестройке 47

§ 5.2. Оценка эффективности работы демократических механизмов 50

§ 5.3. Специфика студенческих оценок хода перестройки и ее перспектив 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ 64

Без демократии не будет верховенства разума.

В свою очередь без науки, образования,

культуры как главных духовных опор бытия

не может утвердиться и демократия, а значит

не реализуются ее преимущества.

М.С. Горбачев

ВВЕДЕНИЕ

Перестройка народного образования является важным элементом преобразовательных процессов, протекающих в обществе и во многом определяет собой облик грядущего. Успех или неудача преобразовании в сфере народного образования безусловно по скажется тотчас ни на политической стабильности общества ни на уровне жизни народа. Однако, именно в системе народного образования закладываются наиболее долговременные компоненты фундамента, обновляющего общества.

Совершенно очевидно, что экономические проблемы перестройки в сочетании с господствующими у нас технократическими подходами к способам их преодоления не позволяют надеяться на отход от остаточного принципа в решении проблем социальной сферы. В этих условиях основным, если не единственным, ресурсом перестройки народного образования становится идеологический или социально-психологический потенциал преподавательской, студенческой и ученической массы, мобилизовать который должна демократизация отношений в системе народного образования.

В связи с этим, исследование поставило перед собой ряд вопросов, основными из которых являются следующие:

- насколько участники учебного процесса захвачены преобразовательными процессами в системе народного образования, верят они в успех перестройки;

- насколько далеко зашли процессы демократизации народного образования, и какие проблемы стоят в этой области, наиболее актуально;

- как оценивают участники учебного процесса деятельность руководящих органов системы народного образования и перспективы перестройки.

ГЛАВА 1. ПЕРЕСТРОЙКА РАЗВИВАЕТСЯ:

НЕКОТОРЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тезис о том, что отношение к перестройке меняется, что она оказалась не таким простым делом, как думалось вначале, находит много подтверждений и в данном исследовании. Прежде всего, это проявляет себя в том, что отношение к перестройке, оценка ее мероприятии неоднозначны, различны в разных слоях системы образования. Рассмотрим основные отличия характеристик отношения к перестройке.

§ 1.1. Изменение мнений вузовской общественности о перестройке

Изменение отношения вузовской общественности к перестройке системы народного образования проявляет себя уже в изменении интереса к ней (см. табл.1.1). Интерес за два года заметно упал и у преподавателей, и, особенному студентов. В среднем преподавательский интерес к перестройке довольно высок, а студенческий интерес можно назвать умеренным. Симпатично и то, что и среди преподавателей, и среди студентов в 1989 году появились люди, которых перестройка уже не интересует.

Таблица 1.1

Изменение интереса вузовской общественности к перестройке, %

Интерес к перестройке

Преподаватели

Студенты

Апрель
1987 года

Ноябрь
1987 года

Ноябрь
1989 года

Апрель
1987 года

Ноябрь
1987 года

Ноябрь
1989 года

Очень интересует

91

94

59

58

73

as

Интерес можно назвать умеренным

6

5

40

41

35

70

Не интересует

0

0

I

0

0

2

Безусловно, это падение интереса отнюдь не связано с тем, что перестройка уже выполнила все свои задачи и проблемы, стоящие перед системой народного образования или они носят иной, уже не перестроечный характер. С таким предположением совершенно не согласны ни преподаватели, ни студенты (см. табл.1.2). Более того, заметно падение оптимизма по этому вопросу у преподавателей, более половины которых считают, что перестройка еще и не начиналась и дальше разговоров дело пока по пошло. Заметно, выросло на третьем году перестройки число тех, кто считает, что перестройка только начинается. Эта, в целом оптимистичная оценка, подразумевающая, что скоро дела все-таки пойдут на лад,- более свойственна студентам, которые оценивают и ситуацию в целом более оптимистично, чем преподаватели, хотя 10% из них вообще затрудняются оценить ход перестройки. Причем эти затруднения как мы видели, вызваны отнюдь на отсутствием интереса к делам перестройки высшей школы.

Таблица 1.2

Оценка вузовской общественностью хода перестройки, %

Интерес к перестройке

Преподаватели

Студенты

Апрель
1987 года

Ноябрь
1987 года

Ноябрь
1989 года

Апрель
1987 года

Ноябрь
1987 года

Ноябрь
1989 года

О перестройке идут одни разговоры

32

31

58

56

60

39

Перестройка только начинается

22

24

34

33

27

47

Перестройка в разгаре

23

19

4

4

5

4

Не берусь оценить

-

-

2

-

-

10

Необходимо отметить также, что преподаватели но только пессимистичнее оценивают ситуацию (о перестройке идут одни разговоры), но и пессимизм их растет заметно быстрее, чем у студентов. Так, мнение о том,, что перестройка еще и не начиналась, что о не только идут одни разговоры, среди преподавателей выросло на 27%, а среди студентов уменьшилось на 21%. В то же время, число студентов - оптимистов, считающих, что перестройка в разгаре, почти не меняется и не превышает 3-5%, а число преподавателей с такой точкой зрения постоянно уменьшается (за 2 года - на 15%).

Причина такого отношения к перестройке системы народного образования в том, что в вузах она началась раньше, чем в других отраслях материальной и духовной жизни нашего общества и началась весьма радикально. Мы уже отмечали в предыдущих записках, что двигаясь сверху, перестройка захватывает в первую очередь верхние эшелоны отрасли. Сегодня, когда преобразования коснулись всех сторон жизни общества, а перестройка в вузе не улучшила дела заметно и сразу, наблюдается некоторое отрезвление, спад эйфории, причем в больше мере в тех кругах и слоях общества, где энтузиазм был выше.

Таблица 1.3

Динамика оценок информированности о вопросах вузовской жизни, %

Информированность

преподаватели

Студенты

Апрель
1987 года

Ноябрь
1987 года

Апрель
1987 года

Ноябрь
1987 года

Апрель
1987 года

Ноябрь
1987 года

Возросла

49

49

37

37

32

40

Осталась прежней

49

49

53

58

65

53

Понизилась

2

2

3

5

3

б

Эта мысль в известной мере подтверждается оценками респондентов собственной информированности по вопросам вузовской жизни (см. табл.1.3). Прежде всего, обращает на себя внимание то, что за эти годы не произошло резких изменений в структуре самооценок информированности, особенно у студентов: она возросла или осталась прежней., Однако рост, своей информированности отмечает уменьшающееся число преподавателей на 12% и увеличивающееся (на 8%) - студентов.

Таблица 1.4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. М. Шепель автор концепции, составитель, научный редактор. М.: Народное образование, 2002. Эта книга (2)

    Книга
    Эта книга – учебное пособие по имиджелогии – адресована преподавателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведений, имиджмейкерам, менеджерам сервисного бизнеса, специалистам «паблик рилейшнз» и по работе с персоналом.
  2. А. Ф. Кудряшев председатель секции "Онтология" головного совета "Философия" Министерства образования и науки рф, зав кафедрой философии и методологии науки Башкирского гос университета, доктор философских наук

    Документ
    Рецензенты: А. X. Махмутов - главный редактор журнала "Экономика и управление", академик АН Республики Башкортостан, доктор экономических наук,
  3. А. Г. Асмолов психология личности принципы общепсихологического анализа Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебник

    Учебник
    В учебнике с позиций историко-эволюционного подхода излагаются представления о возникновении и развитии личности в истории природы и общества. С привлечением культурно-исторического, этнографического и клинического материала освещаются
  4. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  5. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

Другие похожие документы..