Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Воздействие НЛО на животных проявляется прежде всего в том, что они иногда заранее чувствуют приближение этих объектов. Бывает, что за несколько мину...полностью>>
'Диплом'
проводит в г. Минске – Жировичах в апреле 2009 года Международную научно-практическую конференцию, посвящённую 200-летию со дня рождения Николая Васил...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Выбор темы студентами осуществляется в соответствии со списком студентов группы (т.е. первый по списку студент рассматривает тему «Характеристика совр...полностью>>
'Документ'
В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федера...полностью>>

2009 Анализ работы структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми за 2008-2009 уч год

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение Методический центр

Анализ

работы структурного подразделения

по сопровождению деятельности педагогов,

работающих с одаренными детьми

за 2008-2009 уч. год

Москва

2009

Анализ работы структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми

за 2008-2009 уч. год

В анализе представлены результаты работы по направлениям деятельности структурного подразделения. Результаты описаны в соответствии с индикаторами по направлению работы с одаренными детьми, указанными в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5", Окружной целевой программе «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы и в проекте «Окружная система сопровождения развития одаренных детей». В приложениях к отчету представлен материал, раскрывающий (количественно и качественно) результаты работы структурного подразделения.

Структурное подразделение создано в сентябре 2008 года, поэтому основной целью работы являлось изучение ситуации в образовательной системе округа по работе с одаренными детьми, определение потребностей образовательных учреждений и педагогов, работающих с одаренными детьми, разработка перспективной программы деятельности подразделения.

Содержание деятельности СП определялось задачами, поставленными в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5", Окружной целевой программы «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы. В соответствии с поставленными в этих программных документах задачами СП были подготовлены предложения в Окружную целевую программу «Через качества образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы, а также разработан проект «Окружная система сопровождения развития одаренных детей», который предполагал объединение усилий всех заинтересованных в данной тематике сторон. Сопоставление целей, индикаторов программных требований и проекта представлено в Приложении 1. Деятельность структурного подразделения была направлена на донесение концептуальной идеи проекта до руководства школ, педагогов и психологов округа. Параллельно выстраивалась работа по осуществлению целей проекта:

- создание в рамках деятельности образовательных учреждений округа оптимальных условий для выявления и развития одаренности детей, а также подготовки их к социальной адаптации;

- создание необходимых условий для развития профессиональной компетентности педагога (включая проектную как ее составляющую), работающего с одаренными детьми.

Отслеживание результатов деятельности подразделения осуществлялось на основании индикаторов, разработанных в рамках проекта «Окружная система сопровождения развития одаренных детей» с учетом индикаторов по направлению работы с одаренными детьми, указанными в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5" и Окружной целевой программе «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы:

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, участвующих в конкурсах и олимпиадах окружного, городского и регионального уровня, включая детей с ограниченными возможностями;

- рост доли образовательных учреждений округа, участвующих в научных и творческих лагерях и школах, экспедициях, включая детей с ограниченными возможностями;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, осваивающих образовательные программы для одаренных и талантливых детей;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, получивших консультационное сопровождение научных и других специалистов округа в очно-заочном и дистанционном режиме;

- наличие системы раннего выявления и последующего сопровождения развития, а также профессиональной ориентации и становления и медико-психологической поддержки развития одаренных детей и талантливой молодежи;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

- наличие окружной системы планирования сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи на межведомственной основе,

- наличие информационно-коммуникативной системы сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи на основе Интернет-ресурса;

- рост количества победителей из числа детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских олимпиадах, конкурсах и иных конкурсных мероприятиях, включенных в федеральный Перечень мероприятий, по итогам которых организуется награждение премиями для поддержки талантливой молодежи.

Деятельность подразделения осуществлялась по следующим направлениям:

- сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми;

- организация и сопровождение участия школ в конкурсных мероприятиях различного уровня;

- выявление, обобщение и трансляция успешного опыта педагогов, работающих с одаренными детьми;

- мониторинг деятельности педагогов по выявлению и поддержке одаренных детей.

В рамках указанных направлений в отчетном периоде сотрудниками подразделения решались следующие задачи:

а) изучение профессиональных потребностей и уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми, в соответствии с современными требованиями;

б) создание условий для выявления одаренных детей и талантливых педагогов через конкурсные мероприятия;

в) изучение системы интеграции успешного опыта педагогов, работающих с одаренными детьми;

г) изучение системы мониторинга деятельности педагогов по выявлению и поддержке одаренных детей;

д) определение принципов и подходов создания окружной системы выявления и поддержки одаренных детей.

Руководство деятельностью сотрудников подразделения осуществлялось в рамках управленческого цикла. Деятельность сотрудников подразделения осуществлялась в рамках ежемесячного планирования и отчетности в соответствии с планами ГОУ МЦ и СОУО. Все запланированные мероприятия в отчетном периоде выполнены полностью.

Ведущими видами деятельности сотрудников являлись: информационно-аналитическая, планово-прогностическая, диагностическая, мотивационно-целевая.

Основные формы работы:

- работа с документацией (анализ программных и нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, а также СОУО и ГОУ МЦ) по тематике деятельности подразделения (в течение полугодия);

- собеседования с представителями образовательных учреждений (октябрь-ноябрь);

- анкетирование (октябрь-апрель);

- совещания с ответственными по работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях (январь – май);

- окружные семинары (ноябрь-апрель);

-окружные творческие группы специалистов образовательных учреждений;

- деловые встречи и переговоры с представителями научных и проектных учреждений, представителями государственных органов власти и общественных организаций;

- работа в Интернете (анализ сайтов школ, изучение Интернет-ресурсов по тематике деятельности подразделения, поиск необходимых научно-методических материалов);

- сопровождение конкурсных мероприятий различного уровня;

- консультирование представителей образовательных учреждений по вопросам организации и осуществления учебно-воспитательного процесса одаренных детей, а также проблемам профессионального роста педагогов.

- трансляция успешного опыта посредством ресурсов СМИ (Окружное ТВ, сайт префектуры САО, статьи в научно-методических журналах различного уровня, вплоть до международного) и участия в мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровня.

(Количественные показатели в рамках указанных форм содержания деятельности структурного подразделения см. Приложения 1-10)

Результаты проведенной работы отражены в аналитических, информационных и отчетных документах на электронных и бумажных носителях.

Основные результаты работы подразделения за 2008-2009 уч.год:

1) Проведена оценка ситуации в образовательной системе округа по работе с одаренными детьми, выявлены основные проблемы в этой области и потенциал педагогических, психологических, методических и административных кадров образовательной системы округа. Сформулированы выводы и разработана перспективная программа деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей (проект «Окружная система сопровождения развития одаренных детей»).

2) Выявлены основные принципы, на которых должна строиться окружная система выявления и поддержки одаренных детей, как в содержательном, так и в организационном плане. В содержательном плане - принципы, зафиксированные в «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Д.Б. Богоявленской (2003г.), в организационном плане – принципы кластерного подхода в образовании (Шамова Т.И.), а в содержании работы со специалистами образовательных учреждений округа – принципы компетентностного подхода и проектной деятельности.

3) Создана и апробирована новая форма развития профессиональной компетентности специалистов образования – сетевое сообщество «Виртуальная мастерская», которое сегодня насчитывает 317 специалистов из 124 образовательных учреждений округа. В рамках сообщества развернута работа шести творческих групп педагогов, психологов и представителей администрации школ округа, актив которых представляют 43 специалиста из 39 ОУ. (Подробнее см. Приложение 2). Проведен цикл семинаров на базе ОУ №№ 201, 1383, 1865, 1409, 1296, 1575 и итоговая Конференция на базе ЦО №1601, в ходе которых был разработан (а впоследствии проведен) окружной фестиваль «Портфолио как способ самореализации личности», в котором приняло участие 80 школьников 1-11 кл. из 34 ОУ округа. (Подробнее см. Приложение 3). Создано «Окружное интернет-сообщество для одаренных детей Севера столицы». Страница сообщества: /club/9112813

4) Осуществлялся мониторинг «включения» педагогических работников образовательных учреждений в реализацию проекта «Окружная система сопровождения развития одаренных детей». Создан банк данных.

5) Осуществлялось сопровождение участия учащихся образовательных учреждений округа в конкурсных мероприятиях в рамках направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование», по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. Проведенные конкурсные мероприятия показали, что в 2008-2009 учебном году почти в два раза увеличилось количество конкурсов, в которых приняли участие школьники образовательных учреждений округа.

Всего победителей и призеров в 13 конкурсных мероприятиях Всероссийского и городского уровней, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи (в рамках ПНПО): 284 учащихся из 48 образовательных учреждений

Всего победителей в 22 конкурсных мероприятиях Всероссийского и городского уровней: 124 чел. из 38 ОУ, из них:

Всего победителей Всероссийского уровня: 14 чел. из 14 ОУ

12 чел. в сфере научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности: ОУ №№: 648, 651, 684, 692, 698, 706, 771, 1244, 1249, 1288, 1296, 1583

2 чел. в сфере художественного творчества (ОУ №№ 668, 1409)

(Подробнее см. Приложение 4).

6) В рамках окружной творческой группы педагогов № 4 «Организация работы клубов для школьников по направлению «Одаренные дети» созданы и начали свою работу четыре окружных клуба и курсы для одаренных детей на базе ГОУ ЦО № 1409 и ГОУ ЦО № 1474 при поддержке специалистов МАИ, Союза писателей России и Союза журналистов г. Москвы.

7) Определены основные подходы, которые используются в ОУ округа в работе с одаренными детьми в профильных классах: специальное обучение, воспитание и работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. В первую очередь такая работа проводится в ОУ, где созданы Центры поддержки одаренных детей (ГОУ гимназия № 1583, ГОУ ЦО № 1384) и в ОУ, где реализуются программы по работе с одаренными детьми (ГОУ СОШ № 157, ГОУ СОШ № 1296, ГОУ ЦО № 1409, ГОУ лицей № 1575, ГОУ ЦО № 1601 и др.).

Стратегии обучения, которые отрабатываются педагогами этих школ:

- широкое содержание программы обучения (включение предметов, отвечающих потребностям и интересам одаренных детей, а также возможностям учебного заведения);

- интегрированность различных предметов и дисциплин;

- развитие умения самостоятельного исследования.

Выявлен список конкурсных интеллектуальных мероприятий, в которых отмечается наибольшая активность одаренных старшеклассников профильных классов. Систематизация информации по каждому конкретному конкурсу позволила выявить ОУ округа, которые проявляют наибольшую активность и имеют победителей в данных конкурсах (4 и более победителей имеют ОУ №№: 149, 152, 184, 186, 212, 213, 222, 747, 1223, 1249, 1291, 1296, 1409, 1575, 1576, 1583). (См. Приложение 5).

8) Осуществлялось информационное сопровождение работы в округе по направлению «Одаренные дети». Основные формы сопровождения:

– телефонограммы от Методического центра в образовательные учреждения округа о проводимых мероприятиях;

- сообщения по электронной почте (с электронных адресов структурного подразделения и методистов);

- информационная страница структурного подразделения на сайте методического центра (набор разделов, отражающих как деятельность структурного подразделения, так и работу по направлению «Одаренные дети» образовательных учреждениях округа);

- ежемесячные информационные поводы для СМИ округа;

- выступления об опыте работы на конференциях и семинарах различного уровня: регионального (на базе ФИРО), всероссийского (на базе МПГУ, ГОУ МЦ) и международного (на базе Московской высшей школы социальных и экономических наук), также на научной сессии МПГУ;

- 11 статей с описанием опыта работы по направлению «Одаренные дети» для газет, журналов и сборников различного уровня. (Подробнее см. Приложение 6);

- информация на сайтах Префектуры САО, Правительства Москвы, Департамента образования г. Москвы, официальном Федеральном портале (12 публикаций, см. Приложение 7);

- презентации (более десяти на различных уровнях) содержания проекта «Окружная система сопровождения развития одаренных детей» и хода его реализации.

9) Подготовлен ряд аналитических и методических материалов, разработано 2 образовательных программы для курсов повышения квалификации педагогов на базе методического центра (один из них - дистанционный).

10) Подготовлен электронный сборник материалов для специалистов школ округа для организации и осуществления работы с одаренными детьми. В нем представлен опыт лучших образовательных учреждений, научные перспективные разработки ученых-педагогов, избранные статьи, опубликованные в российской прессе, нормативные, информационные и методические материалы.

11) В течение отчетного периода предоставлялся информационный материал для руководства методического центра и специалистов управления образованием о деятельности подразделения.

12) Подготовлены предложения:

- к пункту 2.8 государственного Проекта «Наша новая школа».

- для СОУО по реализации Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5;

- для Окружной программы СОУО «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала» на 2009 – 2011 гг. в рамках реализации комплексных проектов важное место отводится развитию проекта «Поддержка талантливых детей и молодежи»;

- для программы сопровождения одаренных детей дошкольного возраста и развития интеллектуальных творческих способностей детей;

- для ОУ округа в программы развития школ;

- для руководителя структурного подразделения экспериментальной и инновационной деятельности ГОУ МЦ о взаимодействии и координации работы.

13) Специалисты подразделения участвовали в комплексных проверках ОУ, проводимые СОУО. Подготовлены информационные справки по результатам проверки ОУ №№ 215, 662, 725.

14) Специалисты подразделения участвовали в мероприятиях итоговой аттестации учащихся ОУ №№ 603, 1249, 1289, 1865,

15) По итогам работы подразделения подготовлен сборник «Практика педагогического проектирования системы сопровождения развития одаренных детей в Северном округе» (См. оглавление сборника в Приложении 8).

Полученная информация позволяет сделать следующие выводы:

1) В Северном округе накоплен большой опыт успешной эффективной работы с одаренными детьми. Существующая инфраструктура округа, высокий творческий потенциал педагогических, психологических, методических и административных кадров системы образования могут стать основанием для совместного решения нижеозначенных проблем.

2) Цели и задачи работы по направлению «Одаренные дети» определены всеми ОУ участвовавшими в анкетировании. Деятельность по данному направлению в большинстве ОУ осуществляется в рамках школьных программ «Одаренные дети» либо специальных планов, созданы банки данных.

3) Основными отработанными формами работы с одаренными детьми являются подготовка к конкурсам и олимпиадам, индивидуальная и коллективная проектная деятельность, учебное исследование, элективные и специальные курсы, конференции (публичные выступления), научное общество школьников как средство формирования интеллектуальных способностей.

4) Психологическое сопровождение и система выявления одаренных детей реализуются во всех ОУ, принявших участие в анкетировании.

5) На базе ОУ открываются Центры поддержки одаренных детей (ОУ №№: 1583,1384), работают кружки по интересам;

6) 40% ОУ, принявших участие в анкетировании, выразили готовность транслировать имеющийся у них успешный опыт по различной тематике, связанной с сопровождением одаренных детей.

7) Ряд педагогов имеют опыт написания статей по данной тематике, которые опубликованы в сборнике ДО г Москвы.

8) Есть педагоги (хотя и небольшое количество), которые прошли повышение квалификации по данному направлению.

9) Есть ОУ (хотя и небольшое количество), которые пытаются выстраивать свою деятельность с одаренными детьми в рамках определенных научных концепций (Информация отражена в базе данных).

10) В большинстве ОУ отработана технология взаимодействия «ВУЗ-школа».

11) Есть прецеденты успешного опыта взаимодействия ОУ с родителями одаренных детей (1601), организации работы с педагогами, такими как лекции, семинары и тренинги на базе ОУ.

12) Есть часть специалистов ОУ, готовых перейти в инновационный режим работы по данному направлению. (Необходимо отметить, что предпосылкой к этому процессу стал двухдневный семинар, проведенный СП). На данный момент они составляют актив «Виртуальной мастерской» (см. Приложение 2)

13) Содержание работы ОУ округа нацелены преимущественно на развитие творчества и интеллектуальных способностей. Говорить о системной работе по развитию одаренности как качестве личности нельзя, так как отсутствует, как научная основа этой работы, так и системное целенаправленное ее построение. Можно говорить только о творческой работе педагогов на основе личной интуиции.

14) Педагоги преимущественно работают с уже проявившейся одаренностью, и роль педагогов заключается в поддержке одаренных детей с проявившейся одаренностью. Поддержка понимается как тренировка на специально организованных занятиях.

Формы и способы работы педагогов ориентированы на работу со способностями детей, а не на развитие личности одаренного ребенка. Это означает, что педагоги готовят детей к олимпиадам и различным конкурсам через решение олимпиадных, конкурсных заданий и деятельности по определенному алгоритму, стереотипу, определенной основе деятельности. Такие творческие работы относительно самостоятельные, так как, соревнуясь, дети сосредоточенны на том, чтобы быть лучше, быстрее, оригинальнее других, используют и транслируют при этом чаще всего чужие замыслы.

15) Способы выявления одаренных детей осуществляется в подавляющем большинстве через организованную систему олимпиад, конкурсов, др. конкурсные мероприятия. Идентификация одаренного ребенка осуществляется на основе количественных показателей. Самый общепринятый критерий определения одаренности- успехи детей на различных конкурсах и олимпиадах.

16) Показатели эффективности работы педагогов – это в подавляющем большинстве результаты участия детей в конкурсах различного уровня, конференциях.

17) Отсутствует согласованная общая научная платформа деятельности педагогов и психологов и, соответственно, валидный мониторинг. Нет механизма обновления инструментария адекватно изменениям общества. Прямыми субъектами данной деятельности рассматриваются только дети, а педагоги и родители – только косвенно.

18) Слабо организованы процессы интеграции опыта педагогов в масштабах округа. Обмен опытом преимущественно замкнут в рамках школ.

19) Механизмы информирования о задачах этой деятельности и активного включения в нее родителей и детей малоэффективны.

20) Отсутствует эффективный механизм целевого взаимоучастия в данной работе государственно-административных, общественных организаций, ВУЗов и работодателей.

21) Отсутствует механизм социальной адаптации к условиям взрослой жизни детей с ярко проявившейся одаренностью.

22) Как показывает опыт школьной практики, проектная деятельность учащихся стала уникальным по эффективности инструментом педагогической поддержки личностного развития, и прежде всего развития одаренности каждого ребенка. В тоже время, анализ ситуации показывает наличие ряда системных проблем в организации детского проектирования (см. далее).

Данные выводы свидетельствую о том, что подавляющее большинство образовательных учреждений округа придерживаются традиционных форм и методов работы по направлению деятельности «Одаренные дети». (Суть данного положения отражена в Приложении 9.) Это свидетельствует о том, что руководители большинства школ округа не в достаточной мере выстраивают работу по данному направлению в соответствии с индикаторами, указанными в Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5", Окружной целевой программы «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы и в проекте «Окружная система сопровождения развития одаренных детей». Это осложнит подготовку педагогов, работающих с одаренными детьми, к реализации компетентностного подхода в образовании, объявленного основополагающим во всех программных документах, и обеспечение высокого уровня качества образования таких детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Одаренные дети»: актуальность, проблемы реализации Суходимцева А. П., руководитель структурного подразделения гоу мц суо 6 Раздел 1

    Программа
    В сборнике «Создание условий для развития одаренности детей: практика образовательной системы Северного учебного округа» представлены материалы из опыта работы специалистов образовательной системы учебного округа по реализации федеральной
  2. Конкурс как развивающая среда Пашолок Л. Б., методист структурного подразделения гоу мц суо

    Конкурс
    Конкурсные мероприятия Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»
  3. Ериалы по результатам реализации первого года проекта ««Одаренному ребенку одаренный педагог» окружного сетевого сообщества педагогов «Виртуальная мастерская»

    Документ
    Е.Ю. Зеленина, учитель мировой художественной культуры ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159 САО, участник проектной группы Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог»
  4. Публичный отчет Государственного образовательного учреждения Центр образования №1409

    Публичный отчет
    - Распоряжения Правительства Москвы от 16 июня 2005 года № 1071-РП «О создании государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы»;
  5. Анализ работы муниципального учреждения «Информационный методический центр» 2009-2010 учебный год

    Анализ
    Августовская педагогическая конференция работников образования города Усолье – Сибирское, «Развитие потенциала учителя как условие нового качества образования», 28.

Другие похожие документы..