Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вечером в четверг в комнате Мари было непривычно тихо. Ещё бы: у кого останутся силы шуметь почти в самом конце рабочей недели? Луна сидела на своей к...полностью>>
'Документ'
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность пр...полностью>>
'Документ'
Нормализация отношений между Московским патриархатом и Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ)1 стала одним из наиболее значительных событий...полностью>>
'Документ'
1. Утверждение годового отчета Общества по результатам хозяйственно- финансовой деятельности за финансовый 2010 год ( годового бухгалтерского баланса...полностью>>

2009 Анализ работы структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми за 2008-2009 уч год

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проблемы:

1.На данный момент нет возможности сделать из чисто информационной страницы Структурного подразделения сайта ГОУ МЦ СУО интерактивную, выполняющую коммуникативные функции (такие возможности как блог, форум, конференция, комментирование посетителями любых материалов, статистика посещений, регистрация на сайте и т.п.) Для развития проекта необходимо создание отдельного Интернет-ресурса.

2. Не все проблемы, обозначенные специалистами школ округа, решены за отчетный период. Среди них:

- составление учебных планов;

- разработка новых форм и методов работы с одаренными детьми;

- проведение с педагогами-психологами мастер - классов в целях повышения квалификации и эффективности работы с одаренными детьми;

- наличие компьютерных диагностик и программ;

- теоретическая подготовка психологов и педагогов;

- разработка авторских программ педагогами для работы с одаренными детьми,

- привлечение молодых мотивированных педагогов;

- наличие научно – методического обеспечения для внедрения компетентностного подхода и перехода на работу по новым образовательным стандартам.

3. Как показывает опыт школьной практики, проектная деятельность учащихся стала уникальным по эффективности инструментом педагогической поддержки личностного развития, и прежде всего развития одаренности каждого ребенка. В тоже время, анализ ситуации показывает наличие ряда системных проблем в организации детского проектирования, которое является универсальной формой работы с одаренными детьми.

а) Неоправданно насыщенный график участия учащихся-проектантов в представлении результатов своих проектных и исследовательских работ одновременно на различных проводимых конкурсах и конференциях. дезорганизация, неупорядоченность деятельности специалистов, отвечающих за ведение проектной деятельности в ОУ.

б) Отсутствие единой системы своевременного информирования администраций ОУ, детей, родителей, педагогов — руководителей проектов, о сроках подачи заявок на участие в конкурсе или конференции, сроках представления работ, их рассмотрения и отбора, последующей защиты.

в) Отсутствие единой системы критериев при экспертизе, отборе и оценке последующей защиты детских проектных и исследовательских работ, на которую могли бы ориентироваться их авторы и руководители.

г) Отсутствие преемственности преддействия-действия-последействия в работе ребёнка-автора и его руководителя над проектом, во взаимодействии их с экспертами, организаторами конкурса или конференции.

д) Нечёткость критериев оценки работ, не всегда высокий уровень такой оценки, оставляемые нормативными документами возможности для субъективности жюри и экспертов, которые приводят к психотравмированию детей, к снижению их мотивации к проектной и исследовательской деятельности в дальнейшем. (Подробнее см. Приложение 10)

4. Проблемы, которые не могут быть решены силами специалистов структурного подразделения:

- решение вопроса взаимоучастия в данной работе государственно-административных, общественных организаций, ВУЗов и работодателей;

- решение вопроса социальной адаптации к условиям взрослой жизни детей с ярко проявившейся одаренностью;

- создание отдельного Интернет – ресурса для окружной «Виртуальной мастерской» и наличие ставки для модератора «Виртуальной мастерской»;

- решение вопроса материального стимулирование и поощрения педагогов – новаторов, актива «Виртуальной мастерской»;

- решение вопроса оплаты труда научных специалистов ВУЗов, которые смогли бы оказать поддержку педагогам – новаторам «Виртуальной мастерской» (проведение валидного мониторинга, выбор современных форм и методов работы, лекции, Интернет – консультирование и др.). В данный момент неоценимую поддержку оказывает на добровольной основе автор «Рабочей концепции одаренности», ученый с мировым именем, Д.Б. Богоявленская, д.пс.н. (ПИРАО).

5. Существуют пока неразрешенные противоречия:

- между диагностикой одаренности и отсутствием целенаправленных программ, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития одаренных детей;

- между традиционной организационной работой с оценкой по результатом конкурсов, олимпиад и необходимостью создания системы сопровождения развития одаренной личности;

- между высокими познавательными потребностями одаренных детей и отсутствием адекватного уровня подготовленности учителя (обучение одаренных детей по индивидуальным программам).

Перспективы на 2009/2010

Предполагается развитие направлений деятельности.

1. Виртуальная мастерская: развитие проектной культуры участников сообщества. Необходимо:

- определение важнейших принципов деятельности сообществ (Виртуальной мастерской, творческих групп);

- перевод всех творческих групп в проектный режим деятельности;

- углубленное обучение специалистов образования технологиям проектной деятельности (очно и дистанционно) на курсах повышения квалификации на базе методического центра; Для этого разработаны 2 программы и созданы две базовых площадки (ГОУ ЦО № 1296 и ГОУ ЦО № 1487)

- развитие детских интегрированных сообществ.

2. Информационное сопровождение проекта.

Создание независимого Интернет-ресурса, продолжение информирования широкой общественности о ходе реализации проекта и его результатах.

3. Сопровождение участия в конкурсных мероприятиях.

Предполагается:

- создание окружной системы конкурсов проектных и исследовательских работ.

- создание постоянно обновляемого рейтинга образовательных учреждений и учащихся округа на основе участия в различных конкурсных мероприятиях в рамках ПНПО всех уровней. На основе рейтинга проведение финала конкурса «Ученик года».

Приложение 1

Соотнесение целей, задач, индикаторов Городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5", Окружной целевой программы «Через качества образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы и проекта структурного подразделения «Окружная система сопровождения развития одаренных детей».

Городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5»

Окружная целевая программа «Через качества образования – к развитию человеческого потенциала » на 2009 – 2011 годы

Проект структурного подразделения «Окружная система сопровождения развития одаренных детей».

Главная цель Программы – создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.

Задачи по достижению целей Программы:

Раздел 4.3.3.2. Поддержка талантливых детей и молодёжи -подпроект

Приоритетного национального проекта «Образование»

Целевые индикаторы

Главная цель Программы - создание условий и инновационных механизмов развития системы образования округа как основы формирования человеческого потенциала.

Задачи по достижению целей Программы:

Раздел 3.3.2.1Поддержка талантливых детей и молодежи

Целевые индикаторы

Целями проекта

Задачи по достижению целей

Целевые индикаторы

Основная цель по направлению:

В работе с одарёнными детьми и молодёжью – обеспечение благоприятных условий для создания в городе Москве единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

- создание региональной системы выявления и поддержки талантливых детей и молодёжи;

- создание механизмов координации деятельности различных ведомств и структур по поддержке талантливых детей и молодёжи;

- разработка нового положения о Московской олимпиаде;

- обеспечение информационного сопровождения системы поддержки талантливых детей и молодёжи;

- определение форм послеконкурсной работы с победителями приоритетного национального проекта «Образование» из числа талантливой молодежи.

- рост доли обучающихся образовательных учреждений, участвующих в конкурсах и олимпиадах, до 30%;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений, участвующих в научных и творческих лагерях и школах, экспедициях, до 15%, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;

- рост до 12% доли обучающихся образовательных учреждений, осваивающих образовательные программы для одарённых и талантливых детей и получающих консультации в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей ведущих вузов и научных организаций;

- наличие системы работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодёжи, включая работу с победителями интеллектуальных и творческих состязаний;

- увеличение к 2011 году доли детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, в общей численности детского населения школьного возраста, до 45 %;

- наличие Координационного совета по поддержке талантливой молодёжи города Москвы;

- наличие системы планирования региональных конкурсов и соревнований на межведомственной основе;

- наличие информационного портала и городской службы консультирования для родителей одарённых детей;

- рост числа победителей интеллектуальных и творческих состязаний на российском и международном уровнях;

- увеличение на 5% по сравнению с 2007 годом количества победителей из числа одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских олимпиадах, конкурсах и иных конкурсных мероприятиях, включенных в федеральный Перечень мероприятий, по итогам которых организуется награждение премиями для поддержки талантливой молодежи.

Основные цели по направлениям:

В работе с одаренными детьми и молодежью – создание благоприятных условий для раннего выявления и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Создание системы дистанционной поддержки для талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья.

- создание окружной системы выявления и поддержки талантливых детей;

- внедрение механизмов координации деятельности различных ведомств и структур по поддержке талантливых детей;

- обеспечение информационного сопровождения системы поддержки талантливых детей;

- создание окружной сетевой системы развития профессиональной компетентности педагогов, психологов и родителей для раннего выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей;

- разработка индикаторов и механизма оценки процесса развития одаренности детей в системе окружного образовательного мониторинга.

- рост доли обучающихся, участвующих в конкурсах и олимпиадах, на 30%;

- рост доли обучающихся, участвующих в научных и творческих лагерях и школах, экспедициях до 15%, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие системы дистанционной поддержки одаренных детей, в том числе во взаимодействии с вузами и научными организациями;

- наличие окружной системы планирования конкурсов, соревнований на межведомственной основе;

- рост числа победителей интеллектуальных и творческих состязаний на всех уровнях;

- рост числа участников и победителей окружной дистанционной межвузовской олимпиады.

являются:

-создание в рамках деятельности образовательных учреждений округа оптимальных условий для выявления и развития одаренности детей, а также подготовки их к социальной адаптации;

-создание необходимых условий для развития профессиональной компетентности педагога (включая проектную как ее составляющую), работающего с одаренными детьми.

- создание постоянно действующей системы выявления и сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи округа.

- развитие взаимодействия научных, учебно-воспитательных, административных учреждений, общественных и коммерческих организаций в области поддержки одаренных детей и талантливой молодежи округа.

- совершенствование форм, методов и механизма раннего выявления и последующего сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи округа.

- создание окружной системы профессиональной ориентации и становления одаренных детей и талантливой молодежи.

- создание окружной системы медико-психологической поддержки развития одаренных детей и талантливой молодежи.

- создание окружной инновационной системы повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью.

- создание окружной системы научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

- создание на основе Интернет-ресурса специализированной информационно-коммуникационной среды для реализации возможностей всех участников процесса развития одаренных детей и талантливой молодежи.

- развитие форм и возможностей участия в окружной программе «Одаренные дети» детей с ограниченными возможностями.

- развитие материально-технической базы и финансовой системы обеспечения и поддержки работы с одаренными детьми и талантливой молодежи округа.

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, участвующих в конкурсах и олимпиадах окружного, городского и регионального уровня, включая детей с ограниченными возможностями;

- рост доли образовательных учреждений округа, участвующих в научных и творческих лагерях и школах, экспедициях, включая детей с ограниченными возможностями;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, осваивающих образовательные программы для одаренных и талантливых детей;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, получивших консультационное сопровождение научных и других специалистов округа в очно-заочном и дистанционном режиме;

- наличие системы раннего выявления и последующего сопровождения развития, а также профессиональной ориентации и становления и медико-психологической поддержки развития одаренных детей и талантливой молодежи;

- рост доли обучающихся образовательных учреждений округа, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

- наличие окружной системы планирования сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи на межведомственной основе,

- наличие информационно-коммуникативной системы сопровождения развития одаренных детей и талантливой молодежи на основе Интернет-ресурса;

- количество победителей из числа детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских олимпиадах, конкурсах и иных конкурсных мероприятиях, включенных в федеральный Перечень мероприятий, по итогам которых организуется награждение премиями для поддержки талантливой молодежи.

Приложение 2

«Виртуальная мастерская» - сетевое сообщество педагогов- новаторов

Актив педагогов и психологов окружной «Виртуальной мастерской»

В мероприятиях 2008-2009 уч.г., организованных и проведенных структурным подразделением сопровождения деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми, приняло участие (по материалам регистрационных листов) 317 специалистов из 124 образовательных учреждений округа.

Качественный состав: 84 представителя администрации (заместители директора по УВР, НМР, ЭР, ДО, соц. защите), 98 педагогов-психологов, 5 социальных педагогов, 101 учитель (начальных классов, математики, русского языка и литературы, иностранных языков, химии, биологии, географии, физики, истории, обществознания, музыки, дополнительного образования), 9 педагогов-организаторов.

Самой активным ОУ по количеству специалистов, принявших участие в мероприятиях стал ЦО №1601, направивший 10 человек. 1296 – 7 человек; 148, 660, 662 – 6; 603, 648, 1029, 1213, 1252, 1575, 1583 – 5.

Постоянные участники мероприятий работают в следующих ОУ: 148, 149, 152, 157, 201, 216, 220, 224, 236, 596, 603, 662, 668, 1164, 1224, 1287, 1288, 1384, 1409, 1575, 1583(2), 1631, 1774, 1865, 1951. Всего 26 человек, еще 17 человек принимали активное участие в работе.

Группа № 1 «Организация деятельности педагогов по направлению «Одаренные дети». Руководитель: Е.А. Емельянова, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ СОШ № 157.

В нее входят представители администрации образовательных учреждений округа. Группа занимается разработкой нормативно-правовой документации образовательных учреждений по работе с одаренными детьми. К настоящему времени разработано и представлено для широкого обсуждения (презентовалось на семинарах, размещено на сайте МЦ СОУО) Положение о работе с одаренными детьми, которое впоследствии станет нормой для образовательных учреждений округа.

Участники группы: ОУ №№224, 526, 603, 660, 662, 698, 747, 726, 771, 1125, 1159, 1250, 1164, 1383, 1409, 1474, 1575, 1951

Результат: Пакет нормативных документов для организации работы в ОУ по данному направлению.

Группа № 2 «Формы и методы работы педагогов по направлению деятельности «Одаренные дети». Руководитель группы: С.Г. Ахтаова, психолог ГОУ гимназия № 1583.

Участники группы – педагоги и психологи школ округа. Содержание работы заключается в трансляции эффективных образовательных технологий работы с одаренными детьми («Портфолио учащегося», «Гимнастика мозга» и др.), а также в поиске новых форм работы с одаренными детьми. В настоящий момент происходит апробация технологий участниками группы в собственной образовательной практике, готовятся методические материалы.

В группе работают 32 педагога (учителя начальной школы, педагоги – психологи, заместители директора и др.).

Актив: ОУ № 152, 220, 224, 662, 668, 747, 1029, 1384, 1575, 1774

Результат: разработан пакет материалов по технологии «Портфолио», по методике «Гимнастика мозга», по психологическим особенностям и образовательным потребностям одаренных детей

Группа № 3 «Мониторинг по направлению деятельности «Одаренные дети». Руководитель группы: Н.В. Корнюшкина, психолог ГОУ СОШ № 149.

Специалисты занимаются вопросами диагностики одаренности и одаренных детей, ее целями и содержанием. Разработан и представлен для обсуждения материал «Алгоритм выявления и психологического сопровождения одаренных детей», начинается апробация участниками группы батареи диагностических методик на базе своих школ.

Принимают участие учителя, психологи, заместители директоров по экспериментальной и учебно-воспитательной работе, социальные педагоги образовательных учреждений №№ 148, 149, 184, 213, 215, 220, 224, 251, 596, 603, 648, 651, 660, 674, 682, 692, 698, 725, 739, 743, 771, 885, 1164, 1244, 1249, 1250, 1252, 1287, 1383, 1474, 1570, 1575, 1583, 1590, 1601, 1815, 1631, 1702.

Результат:

1) Разработаны:

«Алгоритм выявления и сопровождения одаренных детей

«Психологический мониторинг одаренных детей»

«Психологический мониторинг учителя».

2 )Определены:

Критерии «личностного роста» учителя

Сферы деятельности одаренных детей для углубленного изучения, учитывая отличительные особенности ребенка.

3) Подобран комплект методик для выявления одаренных детей.

4) Составлен буклет «Памятка учителю по выявлению одаренных детей»

Материалы творческой группы уже практически применяются в школах.

(Например, психологи ОУ № 651 Чудинова А.; № 674 Ануфриева Э.; № 698 Воробьева К.; № 1287 Исакова Н.; № 1575 Аймалетдинов А.; № 1583 Ерохина С.; согласились провести диагностическую работу по этим методикам).

«Алгоритм выявления одаренных детей» и «Памятка учителю по выявлению одаренных детей» переданы участникам творческих групп по школам.

У педагогов и психологов имеется возможность представить их на педагогических советах.

Движение группы идет в направлении создания условий для индивидуального сопровождения и личностного роста одаренных детей, их родителей и учителей.

Группа № 4 «Организация работы клуба для одаренных школьников».

Руководители группы: А.Е. Жиляева, заместитель директора по экспериментальной работе ГОУ ЦО № 1865, Н.П. Дутко, заместитель директора ГОУ ЦО № 1409

Рассматриваются вопросы организации дополнительного образования и досуговой работы одаренных детей. Уже был представлен опыт организации клубной работы ГОУ ЦО № 1409. Разрабатывается технология организации клубов на базе образовательных учреждений.

Участники: ОУ № № 425, 682, 706, 726, 1288, 1409, 1474, 1575

Результат - созданы и начали свою работу окружные клубы и курсы для одаренных детей:

- на базе ГОУ ЦО № 1409: дистанционный клуб «Математическое моделирование» для учащихся 8 – 11 кл. (занятия проводит Вестяк В.А., к.т.н., зав. кафедрой МАИ) и клуб исследователей фантастики для учащихся 4 – 6 кл. (руководитель В.И.Пищенко, секретарь правления Союза писателей России, писатель-фантаст, Председатель Совета по фантастической и приключенческой литературе).

- на базе ГОУ ЦО № 1474 : курсы развития интеллекта и личности для учащихся 4-11кл. в рамках клуба «Территория интеллекта», клуб любителей астрономии для учащихся 8-11 кл. (руководитель Фесенко А.В., научный сотрудник Московского планетария, канд. наук.), клуб «Журналист и К » для учащихся 7- 11 классов (руководитель Холодова Ю. В., Член Союза журналистов г.Москвы), клуб « ХИМОЗА» для учащихся 8-11 классов.

Группа № 5 «Представление результатов деятельности педагогов и образовательных учреждений по направлению «Одаренные дети». Руководитель группы: Ю.А. Серегина, учитель иностранных языков ГОУ СОШ № 1224. Участники занимаются важнейшим вопросом – оформление и трансляция опыта: ОУ № 224, 238, 660, 662, 674, 682, 1159, 1244, 1383, 1575, 1951

Результат:

Предложен взгляд на процесс представления получаемых результатов по направления:

1. Формы представления результатов деятельности школ и педагогов по вопросу работы с одаренными детьми.

2. Формы предоставления результатов развития одаренности ребенка.

3. Формы и методы трансляции успешного опыта.

При отборе материалов успешного опыта предложили использовать следующие критерии:

1. Какой эффект дает данная форма для общей задачи направления.

2. Возможность повторения данного опыта другими.

3. Затратность – соотношение необходимых ресурсов и получаемого эффекта.

4. На какого участника процесса развития одаренности нацелена форма.

В материалах группы представлен опыт ОУ №№ 1224, 1383

Группа № 6 «Проектная деятельность как инструмент создания индивидуальной образовательной траектории одарённого ребёнка».

Руководитель группы: Д.Ю. Браславский, заместитель директора по экспериментальной работе ГОУ гимназия № 201.

Содержание деятельности творческой группы направлено не на проектную деятельность как таковую. Педагогов интересует использование её возможностей для личностного роста, развития жизненных смыслов, целей и ценностей всех участников проектной деятельности. Это важно для всех школьников, но особенно актуально для одаренных детей. Не потому, что они ценнее своих сверстников, а потому, что процессы целеполагания у них протекают быстрее и острее, продуктивнее и рискованнее. Тема индивидуальных образовательных траекторий сейчас становится магистральной темой развития школьников, а сетевой проект – возможность аккумулировать идеи коллег.

Актив группы: ОУ № 185, 224, 225, 603, 660, 674, 694, 1121, 1315, 1383, 1474, 1951

Результат: Группа провела окружной тур конкурса «Открытие» на площадках школы № 660 (организатор – Н.М.Тарасова) и гимназии № 201 (организатор – Д.Ю.Браславский). Осуществлена экспертиза работ для отбора на городской тур (под руководством заместителя директора по научной работе ЦО № 1474 О.А.Рябининой) 43 проектов 77 авторов из 21 школ округа, написаны рецензии на все работы и даны рекомендации руководителям детских проектов. По результатам экспертизы отобраны 10 работ учащихся на городской тур.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Одаренные дети»: актуальность, проблемы реализации Суходимцева А. П., руководитель структурного подразделения гоу мц суо 6 Раздел 1

    Программа
    В сборнике «Создание условий для развития одаренности детей: практика образовательной системы Северного учебного округа» представлены материалы из опыта работы специалистов образовательной системы учебного округа по реализации федеральной
  2. Конкурс как развивающая среда Пашолок Л. Б., методист структурного подразделения гоу мц суо

    Конкурс
    Конкурсные мероприятия Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»
  3. Ериалы по результатам реализации первого года проекта ««Одаренному ребенку одаренный педагог» окружного сетевого сообщества педагогов «Виртуальная мастерская»

    Документ
    Е.Ю. Зеленина, учитель мировой художественной культуры ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159 САО, участник проектной группы Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог»
  4. Публичный отчет Государственного образовательного учреждения Центр образования №1409

    Публичный отчет
    - Распоряжения Правительства Москвы от 16 июня 2005 года № 1071-РП «О создании государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы»;
  5. Анализ работы муниципального учреждения «Информационный методический центр» 2009-2010 учебный год

    Анализ
    Августовская педагогическая конференция работников образования города Усолье – Сибирское, «Развитие потенциала учителя как условие нового качества образования», 28.

Другие похожие документы..