Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Этот документ базируется на международном стандарте ISO 14230 - 3 Keyword Protocol 2 и представляет собой спецификацию канала передачи данных между к...полностью>>
'Программа'
Необходимым компонентом в программе подготовки магистра по направлению гидрометеорология являются навыки прогнозирования изучаемых процессов. Цель ди...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 20 июня 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.03 по присуждению учёной степени доктора исторических н...полностью>>
'Доклад'
В феврале 2008 года мы издали доклад «Путин. Итоги». Нам тогда казалось, что пора подводить итоги, ибо Путин уходит с поста президента. Мы предполага...полностью>>

Методическая разработка по сд 03 доп «Преподаватель высшей школы»

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методическая разработка по СД 03

(ДОП «Преподаватель высшей школы»)

Тема 6: Порядок разработки учебно-методических документов

Цель: Изучить методические документы Минобрнауки России по разработке программ учебных дисциплин, ознакомится с требованиями Министерства к учебникам и учебным пособиям.

Время: 2 часа

Метод: практическое занятие

Место: аудитория согласно расписанию занятий

Материальное обеспечение: методическая разработка, компьютерный класс, сайт методического отдела

Литература:

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.

  2. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). – М.: МГУ, 1984. – 345 с.

  3. Кесаманлы Ф.П., Коликова В.М. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов при многоуровневой системе обучения // Проблемы качества высшего образования. – Уфа: УАИ, 1992. – С. 81–82.

  4. Кесаманлы Ф.П., Коликова В.М. Программа курса как ориентировочная основа для самостоятельной работы студентов по предмету // Совершенствование учебного процесса при подготовке инженеров-механиков. – СПб.: СПбГТУ, 1992. – С. 13–15.

  5. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. 2-е изд. – М.: МГУ, 1990. – 80 с.

  6. Буга П.Г. Памятка автору учебника. – М.: ПАИМС, 1995. – 40 с.

  7. Буга П.Г. Структура и содержание учебников и учебных пособий. – М.: НИИВШ, 1985. – 20 с.

  8. Буга П.Г. Проблемы вузовского учебника. – М.: НИИВШ, 1981. – 48 с.

  9. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.

  10. Яцкевич В.В. Структура вузовского технического учебника – какая есть и какая должна быть // Известия вузов: Энергетика. 1990. № 8. – С. 123–127.

  11. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. – М., 1968. – С. 414.

  12. Костенко И.П. Вузовский учебник: суть проблемы, корни. Статья первая // Университетская книга. 1997. № 6. – С. 14–18.

  13. Костенко И.П. Вузовский учебник: история реформы-60, результаты. Статья вторая // Университетская книга. 1997. № 8. – С. 21–26.

  14. Костенко И.П. Вузовский учебник: монополия антидидактики. Статья третья // Университетская книга. 1997. № 9. – С. 32–35.

  15. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М., 1983.

  16. Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. – Л.: ЛГУ, 1987. – 144 с.

  17. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989 – 144 с.

  18. Беспалько В.П. Теория учебника. – М.: Педагогика, 1988. –160 с.

  19. Гомоюнов К.К. Врачевание знаний. По страницам учебников физики: Учебное пособие. – СПб., СПбГТУ, 1996. – 128 с.

  20. Алиев Т.А., Заболотская Т.А. Академические работы в вузах: практическое руководство для студентов, магистрантов и аспирантов, учебно-методическое пособие. СПб, изд. СПбГУ, 2003. 146 с.

Задание на самоподготовку: Изучить материал лекции по данной методической разработке и ознакомиться с рекомендуемой литературой, используя сайт методического отдела.

Подготовка реферата: (для желающих) разработка программы учебной дисциплины по выбору слушателя. Место учебной дисциплины в учебном плане и ее роль в подготовке специалиста (бакалавра, магистра)

Учебные вопросы и расчет времени:

Вводная часть

- 5 мин

1. Структура программы учебной дисциплины (рабочей программы дисциплины) и рекомендации по ее разработке

- 20 мин

2. Концепция методического обеспечения самостоятельной работы студентов

- 20 мин

3. Проблемы вузовского учебника. Рекомендации по его созданию

- 25 мин

4. О грифах УМО и Минобрнауки России

- 15 мин

Заключение

- 5 мин

1. Структура программы учебной дисциплины (рабочей программы дисциплины) и рекомендации по ее разработке

Ниже приводится возможная структура программы учебной дисциплины (рабочей программы дисциплины) разработанная на основе рекомендаций Минобразования России (см. письма от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13 и от 13.09.2000 № 14-58-540ин/16).

Структура программы

  • Титульный лист

  • Организационно-методический раздел

1. Цель курса

2. Задачи курса

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

4. Требования к уровню освоения содержания курса

  • Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

часов

(трудоем-кость)

Аудиторные занятия

(час.)

Самостоя-тельная работа1

в том числе

Лекции

Семинары

1

2

:

ИТОГО:

  • Форма текущего, промежуточного и итогового контроля

  • Содержание курса

1. Разделы курса

2. Темы и краткое содержание2

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, семинаров, коллоквиумов

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

5. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену), тестов по всему курсу

  • Учебно-методическое обеспечение курса

1. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

2. Активные методы обучения3

3. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля4

4. Методические рекомендации (материалы) преподавателю5

5. Методические указания студентам6

6. Рекомендации по использованию информационных технологий.

7. Рекомендуемая литература (основная)7

8. Рекомендуемая литература (дополнительная)7

В приложениях А и Б приведены две реализации программ учебных дисциплин, составленные в соответствии с предложенной структурой и рекомендации по их разработке.

Форма титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

______________________________________________ факультет

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры

___________________________

___________________________

протокол № _______________

дата _____________

зав.кафедрой________________

____________________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

______________________

дата, подпись, Ф.И.О.

Программа учебной дисциплины

____________________________________________________________

__________________________________________________________________

федерального (вузовского) компонента цикла ГСЭ (ЕН, ОПД, СД, ДС, ФД) (по выбору) по специальности (направлению) ______________________

(код, название)

Разработчики: ______________________________________________________

уч.зв., уч.степ., Ф.И.О.

Рецензенты: _______________________________________________________

уч.зв., уч.степ., Ф.И.О.

Санкт-Петербург

200__ г.

2. Концепция методического обеспечения самостоятельной работы студентов

В период перестройки системы высшего образования информационно-методическое обеспечение учебного процесса приобретает важное значение, так как увеличивается объем самостоятельной работы студентов в связи с сокращением числа часов аудиторных занятий. Для нормальной самостоятельной работы студент должен быть обеспечен достаточным количеством учебных пособий разного вида. Чем более разнообразны учебные пособия, тем более успешна будет самостоятельная работа студента, так как каждый может выбрать себе учебное пособие по силам, по склонностям, по материальным возможностям.

Должны быть пособия краткие и подробные, с неглубокими и глубокими теоретическими обоснованиями, теоретического и практического содержания. Нужны справочники, конспекты-справочники, учебники. Часть учебных пособий должна находиться в учебной студенческой библиотеке, часть пособий студент должен иметь возможность купить для личного пользования в книжном магазине учебного заведения. Основная часть учебных пособий должна быть в бумажном виде (книги, брошюры, чертежи и т.д.).

Наряду с ними нужно создавать, накапливать в учебных фондах и продавать учебные пособия электронного вида. Этот вид учебных пособий в обозримом будущем не может стать основным и вряд ли когда-нибудь станет. Это – вспомогательные, дополнительные учебные пособия, используемые в основном для заочного, дистанционного образования. Количество учебных пособий в учебном фонде библиотеки должно быть таким, чтобы каждый студент мог получить хотя бы один из рекомендованных учебников.

В идеале каждый лектор должен иметь возможность написать и издать свой конспект лекций для студенческого контингента.

Многоуровневая система высшего образования должна предоставлять человеку условия для развития его потенциальных возможностей и наиболее полного удовлетворения потребности личности в самореализации. Поэтому на каждом из уровней подготовки самостоятельная работа студентов (СРС) есть обязательное условие, которое должно быть соблюдено для достижения проектируемых результатов обучения.

Правильная (психологически и дидактически обоснованная) организация СРС при изучении каждой дисциплины – это один из основных педагогических путей развития и становления творческих качеств личности учащегося на каждом уровне обучения.

Из дидактики [1] следует, что для непрерывного развития учащегося и становления его как творческой личности все элементы содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой и оценочной деятельности), выделенные в рамках определенной дисциплины, должны быть им усвоены с установкой на перенос и активное использование. Поэтому на первом уровне обучения каждого студента по каждой учебной дисциплине нужно снабдить комплектом учебно-методических материалов, помогающих ему организовывать самостоятельную работу [3–4]. В такой комплект обязательно должны входить:

  • программа, адаптированная для студента;

  • учебная литература (учебник, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ);

  • система заданий для самостоятельной работы студентов;

  • методические указания по организации самостоятельной работы при выполнении заданий по разным видам занятий, включая и курсовые работы (проекты).

На втором и третьем уровнях обучения их следует снабдить методическими указаниями по выполнению выпускной работы или магистерской диссертации, соответственно завершающих подготовку бакалавров и магистров.

Формально по некоторым дисциплинам имеются отдельные из названных материалов или даже весь их комплект. Однако использование таких материалов часто не обеспечивает необходимый уровень обученности студентов, так как при их составлении не учтены психолого-дидактические требования.

Отметим особые требования к этим материалам, соблюдение которых помогает обеспечивать обязательные этапы формирования у студентов видов деятельности, знаний, умений, т.е. достигать требуемых результатов обучения.

Программа должна быть ориентирована на достижение конечной цели обучения, соответствовать образовательно-профессиональным требованиям к подготовке бакалавра, инженера или магистра. Она должна содержать: обоснование необходимости изучения дисциплины, написанное в убеждающей и понятной для студентов форме; четкую формулировку цели изучения и задач, которые должны быть решены для достижения общей цели; последовательность тем и разделов курса дисциплины, обязательных для данного направления подготовки; перечень видов деятельности, которые должен освоить студент, выполняя задания по дисциплине; перечни методологических и предметных знаний, общеобразовательных и специальных умений (с указанием уровня их усвоения), которыми необходимо овладеть в процессе изучения данной дисциплины; сроки и способы текущего, рубежного и итогового контроля уровня усвоения знаний сформированности умений.

Учебная литература по содержанию и последовательности представления материала должна соответствовать программе. Объем, научный уровень и стиль изложения должны позволять каждому студенту самостоятельно усвоить приведенный в ней материал за время, отведенное на его изучение, и овладеть знаниями, умениями, видами деятельности, перечисленными в программе. Для обеспечения терминологической однозначности в системе знаний, усваиваемых студентом, каждое учебное пособие (или другой вид учебной литературы) должно содержать словарь основных терминов, используемых в нем.

Задания для самостоятельной работы должны быть конкретными.

Их содержание, соответствуя программе, должно знакомить студентов с современными методами решения задач данной дисциплины.

Структура заданий должна соответствовать принципу доступности: от известного к неизвестному и от простого к сложному, а трудоемкость – времени, выделенному программой на самостоятельную работу по изучению данной темы. В заданиях следует указывать знания и умения, которыми должен овладеть студент по мере их выполнения. Кроме того, в них нужно включать вопросы для самоконтроля и взаимного контроля, тесты и контрольные вопросы для оценки и самооценки уровня усвоения знаний, сформированности умений.

Методические указания по организации СРС на каждом уровне обучения должны способствовать непрерывному развитию у них рациональных приемов познавательной деятельности в процессе изучения конкретных дисциплин. Так, методические указания по организации СРС при изучении общенаучных дисциплин должны помогать им осваивать и совершенствовать деятельность, необходимую для активного слушания лекций, работы с учебной литературой, решения задач, выполнения учебных экспериментов и тем самым создавать условия, способствующие развитию их самостоятельности. Основное назначение всех методических указаний – дать возможность каждому студенту перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к полной замене контроля со стороны преподавателя самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов выполнения перечисленных видов деятельности, критериев оценки выполненных работ, а также рекомендации по эффективному использованию консультаций и по работе при подготовке и сдаче экзаменов.

Методические указания по выполнению выпускной работы (диссертации) совершенно необходимы на завершающем этапе подготовки бакалавра (магистра). Выпускная работа (магистерская диссертация) – первое самостоятельное исследование, которое выполняет студент, и очень важно помочь ему правильно организовать эту работу. Для большинства преподавателей вузов научно-исследовательская работа является обязательным, присущим им видом деятельности. Однако большой исследовательский опыт преподавателя не может быть прямо воспринят студентом. Необходима специальная педагогическая работа по объективации для студентов деятельности, связанной с проведением научного исследования. Средство решения этой задачи – методические указания для студентов. Поэтому они должны обязательно содержать разделы о методике и общих приемах подготовки и проведения исследования. Очень важно, чтобы в них были отражены и обобщены все виды деятельности, которые определяли содержание СРС на предыдущих уровнях обучения. Так, в разделе о написании обзора по теме исследования следует обобщить опыт и умения студента, позволяющие ему получать новую информацию при работе с литературой. В разделе о подготовке исследования должны быть отражен и показан студенту обобщенный подход к решению инженерной задачи, при этом надо выделить эксперимент как возможный и широко используемый способ решения. В разделах, связанных с проведением измерений, обработкой результатов и оформлением отчета (написанием выпускной работы или диссертации) тоже должны быть общие указания к выполнению этих этапов исследования. В них следует учитывать и обобщать опыт проведения учебных экспериментов, приобретенный студентом на младших курсах.

Достаточно подробно это изложено в [20].

Каждый из названных учебно-методических материалов влияет в большей степени на один из этапов усвоения знаний и видов деятельности, но одновременно способствует осуществлению других этапов и более полной реализации их задач.

Так, программа с четко выделенной целью и перечнем задач, влияющих на ее достижение, определяет мотивационный этап и способствует организации деятельности на всех остальных, указывая последовательность изучаемых разделов, сроки контроля.

Учебная литература служит информационной основой, прежде всего для ориентировочного этапа. В то же время работа с литературой усиливает мотивацию, если изложение материала по уровню сложности соответствует зоне ближайшего развития студента; помогает осуществлению исполнительского и контрольного этапов, если в ней указаны особенности выполнения заданий, даны контрольные вопросы.

Задания для самостоятельной работы организуют исполнительский этап, задавая последовательность видов деятельности, необходимых для усвоения знаний и приобретения умений. Так как задания содержат средства контроля, то они определяют и контрольный этап.

Вопросы и задачи в заданиях требуют от студента не только воспроизведения знаний, но и проявления творчества, формируют и развивают его опыт творческой деятельности. Это расширяет основы мотивации, усиливает и укрепляет ее. В целом содержание и структура заданий, отвечающих перечисленным требованиям, позволяет регулярно занимающимся студентам получать удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. Такой эмоциональный фон, в свою очередь, формирует положительное отношение к выполненному делу, а через него – и к изучаемой дисциплине.

Методические указания по организации СРС способствуют грамотному и рациональному осуществлению исполнительского этапа, обеспечивают контрольный этап. Для этого виды деятельности, активно используемые при изучении дисциплины, должны быть подробно описаны в указаниях с выделением последовательности действий и даже операций. В этом случае сами виды деятельности становятся предметом изучения, что дает верное направление ориентировочному этапу и, безусловно, усиливает мотивацию обучения. Работа студентов с такими методическими указаниями позволяет им уже при изучении общенаучных дисциплин усвоить полную и обобщенную ориентировочную основу для каждого из таких видов деятельности, как работа с литературой, проведение эксперимента, решение задач.

Методические указания по выполнению выпускной работы или магистерской диссертации – это дополнительное средство обобщения ориентировочной основы деятельности по проведению исследования.

Кроме того, они прямо задают последовательность этапов исследования, т.е. помогают организовать его проведение, причем не только в период работы студента над магистерской диссертацией (выпускной работой), но и в дальнейшем.

Таким образом, создание для каждой учебной дисциплины рассмотренного комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, опыта творчества, Снабжение таким комплектом каждого студента – необходимое условие полной реализации в процессе обучения всех возможностей СРС как вида познавательной деятельности, метода и средства учения и преподавания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по сд. 02 / опд. Ф. 7 «Гражданскому праву (особенная часть)» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гражданское право (особенная часть)» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  2. Методическое обеспечение учебного процесса Оценка содержания подготовки специалистов через организацию учебного процесса

    Документ
    Специальность 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем открыта в техникуме в 2 году на основании анализа спроса на нее, проведенного городской службой занятости населения и техникумом.
  3. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине Технология швейных изделий

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовых работ предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий»
  4. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  5. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства

Другие похожие документы..